Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Москва Гардарики 1999




страница1/36
Дата25.03.2017
Размер6.74 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36



Москва

Гардарики

1999

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ 13

Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 13

1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории 13

2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели 16

3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории 19

4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования 22

Литература для самостоятельной работы 24

Глава 2. РОЛЬ МЕТОЛОЛОГИИ, СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИКИ 25

1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории 25

2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании 26

3. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории 27

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования 31

5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство 32

Литература для самостоятельной работы 34

Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 35

1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания 35

2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества 36

3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 37

4. Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимость всестороннего и гармоничного развития личности 38

5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части 40

6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности 42

7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя 43

Литература для самостоятельной работы 44

Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 45

1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование 45

2. Анализ преформистских теорий развития личности 48

3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности 51

4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности 52

5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания 55

Литература для самостоятельной работы 57

Глава 5. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ 58

1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс 58

2. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика 59

3. Понятие воспитания в широком и узком смысле 61

4. Понятие о закономерностях воспитания 62

5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы 63

6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы 69

Литература для самостоятельной работы 70

Глава 6. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 71

1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике 71

2. Особенности развития и воспитания младших школьников 71

3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего


школьного (подросткового) возраста 74

4. Особенности развития и воспитания старших школьников 77

5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания 80

Литература для самостоятельной работы 81

Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) 82

Глава 7. ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ 82

1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике 82

2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения 82

3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика 83

4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие 84

Литература для самостоятельной работы 84

Глава 8. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 85

1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ 85

2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования 85

3. Теории формального и материального образования и их односторонность 86

4. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования 88

Литература для самостоятельной работы 93

Глава 9. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА 94

1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности» 94

2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся 96

3. Определение целевого компонента обучения 97

4. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения 98

5. Определение содержания учебных занятий 99

6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения) 100

7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера 107

8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности 107

9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом 108

10. Развитие учащихся в процессе обучения 108

11. Воспитание в процессе обучения 110

Литература для самостоятельной работы 111

Глава 10. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 112

1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле) 112

2. Специфические закономерности обучения 112

3. Принципы обучения 118

Литература для самостоятельной работы 119

Глава 11. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 120

1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения 120

2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала 122

3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником 128

4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия 130

5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы 135

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; программированный контроль, тестирование 137

7. Критерии оценки успеваемости учащихся 141

Литература для самостоятельной работы 142

Глава 12. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 144

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами 144

2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе 145

3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе 146

4. Урок как основная форма организации учебной работы. Классификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий 147

Литература для самостоятельной работы 148

Глава 13. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 149

1. Смешанные, или комбинированные, уроки 149

2. Уроки изложения нового материала учителем 161

3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков 162

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала 163

5. Уроки-семинары. Уроки-конференции 164

6. Поиски инновационных форм урочных занятий 164

7. Уроки проверки и оценки знаний 165

8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках 165

9. Развитие и воспитание учащихся на уроках 166

Литература для самостоятельной работы 167

Глава 14. ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 168

1. Учебные экскурсии 168

2. Факультативные занятия 170

3. Формы внеклассной учебной работы 170

Литература для самостоятельной работы 171

Глава 15. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 172

1. Компьютер как орудие деятельности человека 172

2. Основные проблемы компьютеризации обучения 173

3. Содержание компьютерного обучения 177

Литература для самостоятельной работы 179

Глава 16. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 180

1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями 180

2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников 181

3. Правила домашней учебной работы школьников 182

4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы 185

Литература для самостоятельной работы 188

Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания 189

Глава 17. ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ 189

1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания 189

2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности 191

3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее значение для процесса воспитания 192

4. Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств 193

5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств) 194

Глава 18. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ 195

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания 195

2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма 196

3. Убеждение как важнейший метод воспитания 198

4. Метод положительного примера 199

5. Метод упражнений (приучения) 200

6. Методы одобрения и осуждения 203

7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания 205

Литература для самостоятельной работы 207

Глава 19. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И УСИЛЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 208

1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания 208

2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития 209

3. Структура воспитательного коллектива в школе 211

4. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива 211

5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива 212

6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива 213

7. Закон развития (движения) коллектива 214

8. Формирование в коллективе здорового общественного мнения 215

9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся 216

Литература для самостоятельной работы 217

Глава 20. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 218

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности 218

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности 219

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности 220

4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств 222

Литература для самостоятельной работы 223

Глава 21. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 224

1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека; их значение для его личностного развития 224

2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура 225

3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений 226

4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений 227

5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений 228

6. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений 230

Литература для самостоятельной работы 231

Глава 22. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 232

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания 232

2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура 234

3. Основные виды трудовой деятельности школьников 235

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам 235

5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия 237

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников 237

7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся 239

Литература для самостоятельной работы 241

Глава 23. ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 242

1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания 242

2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике 242

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности 243

4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения 244

5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка 245

6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения 246

7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися 248

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения 248

Литература для самостоятельной работы 249

Глава 24. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 250

1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 250

2. Сущность эстетического воспитания и его содержание 251

3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей 252

4. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов 253

5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства 254

6. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся 255

7. Формирование эстетики поведения 256

Литература для самостоятельной работы 257

Глава 25. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 258

1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание 258

2. Основные средства и методы физического воспитания 259

3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий 260

4. Внеклассная работа по физическому воспитанию 262

Литература для самостоятельной работы 263

Глава 26. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ 264

1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы 264

2. Основные виды мировоззрения 265

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура 267

4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение 269

5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая предпосылка формирования научного мировоззрения 270

6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы 270

7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся 274

Литература для самостоятельной работы 275

Глава 27. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 276

1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация 276

2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой 278

3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы 279

4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся 282

Литература для самостоятельной работы 283

Глава 28. СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ 284

1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности 284

2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности 284

3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся 285

4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе 288

5. Педагогическое просвещение родителей 289

6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся 290

7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы 291

Литература для самостоятельной работы 291

Раздел IV. ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ 293

Глава 29. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 293

1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования 293

2. Основные факторы развития системы образования 294

3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах 295

Литература для самостоятельной работы 298

Глава 30. УЧИТЕЛЬ, СТРУКТУРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ 299

1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы 299

2. Проблема профессиональной пригодности учителя 300

3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов 300

4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство 304

Литература для самостоятельной работы 306

Глава 31. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ 307

1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности 307

2. Работа классного руководителя по изучению учащихся 308

3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива 310

4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся 311

5. Работа классного руководителя с учителями 312

6. Работа классного руководителя с родителями учащихся 313

7. Планирование классным руководителем воспитательной работы 314

Литература для самостоятельной работы 316

Глава 32. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ 317

1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспитательной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности 317

2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой 318

3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой 319

4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча 320

5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством 320

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой 322

7. Организация помощи в деятельности ученического самоуправления и общественных организаций в школе 323

8. Организация работы с родителями учащихся 323

9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы 323

Литература для самостоятельной работы 324


В основу данного пособия положен курс лекций и учебное пособие по педагогике, выпущенные в 1979 г. (Минск: «Университетское»), в 1990 г. (М.: Высшая школа), в 1997 г. (М: «Юристъ») и получившие положительную оценку у преподавателей и студентов. Курс лекций издан в 1983 г. в Пекине в переводе на китайский язык и с одобрением встречен там научно-педагогической общественностью.

В 1996 г. эта работа была опубликована в Минске на белорусском языке в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений. Естественно, что, готовя к печати новое издание, автор стремился сделать его более содержательным и более совершенным в теоретическом и методическом отношениях. К этому его стимулировали два обстоятельства. Во-первых, если предпринимается переиздание одного и того же пособия или учебника, то каждый раз в него вносятся соответствующие усовершенствования. Во-вторых, наше динамичное время заставляет критически переосмысливать отдельные идеи педагогики как науки и учебной дисциплины, кардинально изменять даже самые устоявшиеся положения и давать им новую трактовку.

Уже в 3-м изд. осуществлена определенная перестройка традиционной структуры курса с целью придания ему большей, логической стройности. Так, тема «Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы», которая обычно освещается в разделе по теории воспитания, перенесена во вступительный раздел «Общие вопросы педагогики». Это позволило более убедительно показать единство обучения и воспитания как двух сторон в развитии и формировании личности и подчеркнуть те общие закономерности, которые лежат в основе этих взаимосвязанных процессов. Тема же о системе народного образования перенесена в раздел «Вопросы школоведения», где, по существу, она и должна быть. Существенно повышен теоретический уровень материала об учителе. Автор впервые в педагогике вводит понятие педагогической умелости. В пособие включен ряд новых тем, пополнены списки литературы ко многим темам.

При переработке пособия серьезное внимание обращалось на повышенш его научного уровня, на более обстоятельное и аргументированное раскрытие теоретических основ воспитания как педагогического процесса и практических подходов к его осуществлению. Этому во многом призвана способствовать опора на деятелъностно-отношенческую концепцию воспитания. С разных сторон в пособии подчеркивается одно из фундаментальных положений современной педагогики о том, что в процессе развития личность становится не только объектом воспитательных воздействий, но и активным субъектом работы над собой, что ее можно развивать и формировать только путем включения в разнообразные виды деятельности и возбуждения ее собственной активности в выработке и укреплении у себя положительных свойств и качеств. В этой связи через все главы пособия проходит идея о необходимости внутреннего стимулирования и развития потребностно-мотивационной сферы формируемой личности, побуждения ее к самовоспитанию и саморазвитию.

Значительная работа проделана по уточнению понятийного аппарата педагогики, более основательному его раскрытию, что, на наш взгляд, также содействовало улучшению научного содержания материала. В этом отношении мы стремились реализовать мысль, высказанную академиком-математиком А.Д. Александровым, о необходимости четкого определения используемых в науке терминов. «Научный подход, научная позиция, – писал он, – требуют точности понятий, точности употребляемых терминов, тем более что одни и те же слова употребляются сплошь и рядом в разных смыслах»1.

Иногда педагогику обвиняют в том, что она якобы главным образом декларирует то, чего должен добиваться учитель (преподаватель) в воспитании, и не показывает, как это нужно делать. Учитывая это, автор стремился к более обстоятельному раскрытию научных закономерностей обучения и воспитания, методов и приемов учебно-воспитательной работы в школе. Это позволило более конкретно и обоснованно показать, как нужно осуществлять этот весьма сложный процесс, чтобы успешно формировать личность в детском, подростковом и юношеском возрасте. В пособии, на наш взгляд, более четко и последовательно реализуется утвердившаяся в педагогике идея о направленности воспитания на формирование личностных качеств и детально освещается методика этой работы.

К существенным особенностям изложения материала следует отнести дальнейшее углубление психологических основ воспитания, без чего немыслимо понять внутренние механизмы развития растущей личности и методики воспитательной работы. Экскурсы в психологию делаются почти во всех главах пособия с тем, чтобы более всесторонне и обстоятельнее уяснить теоретические и методические основы воспитания.

При переработке пособия более широко реализован принцип историзма при освещении различных вопросов развития педагогической теории. Известный ученый-химик академик Н.Н. Семенов, критикуя в свое время субъективизм академика Т.Д. Лысенко, писал, что отрицание и игнорирование опытов и теорий всей предшествующей науки или какой-нибудь ее части является одним из признаков различных псевдонаучных обобщений. «На самом деле новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого, а только его существенным изменением, углублением и обобщением в связи с новыми сферами исследования. Если бы новая теория целиком ликвидировала старые закономерности и теории, то наука вообще не могла бы развиваться»2. Это в полной мере относится и к теоретическим основам обучения и воспитания. «Современные проблемы педагогики, – писал проф. Н.К. Гончаров, – не могут основательно решаться без критического осмысления всей истории педагогики... Сущность процесса или явления раскрывается в историческом развитии, само явление становится понятным на общем фоне истории педагогики»3. Это особенно важно при изучении педагогической теории в университетах, где история педагогики как особая научная дисциплина не преподается.

Предметом особой заботы автора было обеспечение логической стройности излагаемого материала, которой зачастую не хватает учебным пособиям по педагогике. Он стремился к тому, чтобы внутренняя логика была присуща не только каждой главе, но и характеризовала содержательные связи между отдельными главами. В тексте, как правило, подчеркиваются те положения, которые связывают одну главу с другой. Так, в первой главе указывается, что важнейшей проблемой педагогики является определение целевых установок воспитания. Это делает понятной ту логическую связь, которая существует между первой и третьей главой, в которой рассматриваются вопросы разработки в педагогике проблемы целей воспитания в различные социально-экономические эпохи. В такой логической взаимосвязи находится материал всех глав.

При подготовке пособия к изданию автор также исходил из того, что, как отмечал известный русский историк С.М. Соловьев, во всякой науке есть своя обязательная таблица умножения, т.е. тот минимум фундаментальных понятий и теоретических идей, без овладения которыми нельзя знать науки вообще. В тексте пособия подчеркивается, что такой обязательной «таблицей умножения» в педагогике является знание органической связи между социально-экономическими отношениями в обществе и целями, содержанием и методами воспитания, глубокое осмысление деятельностно-активного характера воспитания и развития личности, понимание сущности обучения как процесса организации активной познавательной деятельности учащихся, а также глубокое осознание сущности, структуры и методики формирования личностных качеств человека. На этих фундаментальных идеях по существу базируется вся педагогическая теория.

Очень сложной проблемой в преподавании теории и методики воспитания является учет и отражение тех многочисленных взглядов и суждений, которые в условиях плюрализма мнений и под влиянием проводимых у нас реформ высказываются по вопросам деполитизации и деидеологизации нашего общества, в том числе и работы школы. Многие из них носят весьма путаный характер и вряд ли заслуживают внимания. Школа всегда несла и несет на себе отпечаток политики и интересов общества и выполняет его социальный заказ. Но опыт нашей страны показывает, что чрезмерное педалирование идеологии и политики в педагогической теории, которое имело место у нас в не столь уж отдаленное время, чаще всего искажает ее научную сущность и объективность и лишает ее практической действенности.

Другое дело – общечеловеческие ценности. В недалеком прошлом они противопоставлялись социалистическим идеалам и фактически игнорировались как в педагогике, так и в других общественных науках. Это придавало педагогической теории односторонний характер и не учитывало того важного обстоятельства, что общество может развиваться только на основе использования достижений всей человеческой культуры, в том числе прогрессивной идеологии, морали и духовной жизни вообще. Эти положения нашли свое отражение при переработке материала в темах, которые посвящены раскрытию в педагогике проблемы целей воспитания, выработке у учащихся научного мировоззрения, нравственному формированию и др.

Возрастающие требования общества к совершенствованию и модернизации школьного обучения и воспитания обусловливают необходимость поиска более эффективных путей и средств их осуществления. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, развитии инновационных процессов в педагогике. Слово «инновация» имеет латинское происхождение и означает обновление, изменение, введение новизны. С этой точки зрения понятие «нововведение» (инновация) обозначает, с одной стороны, продуцирование новых теоретических и методических идей в области воспитания, а с другой – процесс введения этих новшеств в практику4. Указанная инновационность в пособии нашла свое отражение в более глубоком раскрытии сущности важнейших педагогических категорий, при освещении вопросов активизации учащихся в системе обучения и воспитания, а также при изложении материала о взаимосвязанном (целостном) формировании у учащихся личностных черт и качеств, которое сопровождается явлением генерализации и требует специальной методической инструментовки воспитательного процесса.

Полноценное усвоение курса педагогики немыслимо без побуждения студентов к размышлениям и определенной критичности в осмыслении изучаемого материала. С учетом этого автором широко использован дискурсивный подход к изложению теоретических и методических проблем обучения и воспитания. По каждому освещаемому вопросу во многих случаях приводятся и анализируются различные точки зрения и лишь затем делаются соответствующие выводы и научные обобщения. Это должно способствовать развитию у будущих учителей самостоятельности суждений и педагогического мышления.

Большое внимание уделялось тому, чтобы сделать курс педагогики более компактным по содержанию и более популярным по стилю изложения. Автор стремился к более выразительному и сжатому раскрытию материала, сократил многочисленные примеры, чтобы сделать менее громоздким освещение тех или иных теоретических и методических вопросов.

Для удобства самостоятельной учебной работы студентов в каждой главе вначале дается перечень основных вопросов, которые необходимо усвоить, а затем каждый из этих вопросов получает свое детальное освещение. В конце глав помещены вопросы и задания для самоконтроля и список литературы для самостоятельной работы.

Все цитаты из научных работ К.Д. Ушинского даются по Собранию его сочинений в 11 т. (М., Л., 1948-1952), Н.К. Крупской – по ее Педагогическим сочинениям в 10 т. (М., 1957-1963), А.С. Макаренко – по его Сочинениям в 7 т. (М., 1957-1958).

В заключение необходимо сделать еще одно замечание, которое относится к работе преподавателей. Учитывая то, что на преподавание педагогики, особенно в университетах, отводится недостаточное количество учебных часов, не обязательно по каждой главе читать лекции. Отдельные темы могут изучаться студентами в порядке самостоятельной работы, а преподаватель в этом случае может ограничиться краткими методическими указаниями и раскрытием основных понятий.

Указывая на ту работу, которая проделана по улучшению пособия, автор далек от мысли, что ему удалось достичь необходимого совершенства. Поэтому он с благодарностью примет все замечания и пожелания по его улучшению, которые он просит присылать в издательство.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36