Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса




страница1/24
Дата26.01.2017
Размер4.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса

У Стив Альбрехт


[SECTION]

Y Альбрехт Дж. Венц Т. Уильямс


мошенничество
ЛУЧ
СВЕТА
НА
ТЕМНЫЕ
СТОРОНЫ
БИЗНЕСА
Санкт-Петербург 1995

W   Albrecht G.  Wernz T.  Williams


FRAUD
Bringing Light to the Dark Side of Business
IRWIN
Professional Publishing 1995

С. Альбрехт,Дж.Венц, Т. Уильяме


МОШЕННИЧЕСТВО Луч света на темные стороны бизнеса
Перевод с английского Д. Рапопорта
Главный редактор                                                             В. Усманов
Научные редакторы                               Н. Мышипская, Т. Орехова
Литературный редактор                                                  Е. Гринберг
Художественные редакторы                            С. Борин, Н. Вавулип
Корректор                                                                    Л. Арнаутова
Оригинал-макет подготовлен                                           Е. Гринберг
ББК 65.9
УДК 33.009
С. Альбрехт, Дж. Венц, Т. Уильямс
А56 Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса /Перев. с англ. –СПб Питер, 1995. — 400 с. ил. ISBN 5-7190-0056-9
Эта книга стала бестселлером в деловых кругах Запада, в короткий срок заняв место на столах руководителей разного ранга — от управляющих маленьких фирм до президентов солидных компаний и банков. Написанная американскими авторами на основе множества примеров, она как нельзя лучше подходит сегодня и для российской действительности. Из нее вы узнаете, как не попасть в сомнительную ситуацию при совершении бизнес-сделки, как распознать замыслы мошенников-партнеров, как избежать злоупотреблений со стороны сотрудников. Любому руководителю будет полезно ошвдеть методами внутрифирменного контроля, знать, как правильно проводить аудиторские проверки, следить за бухгалтерской отчетностью… А рассказ о построении финансовых афер с инвестициями и махинаций с ценными бумагами, возможно, поможет и рядовому читателю не стать жертвой сомнительных фирм.
Исходя из тезиса, что любой человек может стать нечестным в определенных условиях, авторы книги не только раскрывают причины процветания дельцов «теневого» бизнеса, но и дают конкретные рекомендации по предупреждению мошенничества.
© Перевод, Д. Рапопорт, 1995
© Обложка, издательство «Питер Пресс», 1995
Предисловие к русскому изданию
Знакомство российского читателя с книгой У. Альбрехта, Дж. Венца и Т. Уильямса «Мошенничество Луч света на темные стороны бизнеса» происходит в то время, когда словом «мошенничество» пестрят заголовки многих газет и журналов, оно часто звучит в теле– и радиопередачах, в разговорах дома, в гостях и на работе. В большинстве случаев обсуждение случаев мошенничества и различных афер в российском обществе носит эмоциональный характер, рефреном звучат фразы типа «…и куда смотрят власти?», «…на Западе такого бы не допустили!» Встречающиеся случаи мошенничества используются в политической борьбе, под них подводится идеологическая платформа; звучат высказывания о том, что «в старое время за такое бы расстреляли» и т. п. А между тем проблема мошенничества в российском обществе остается вне пределов серьезного изучения. Нам кажется, что предлагаемая книга позволит отчасти заполнить ту нишу, которая образовалась в освещении проблем, связанных с различными злоупотреблениями, сознательными финансовыми аферами и мошенничеством как таковым.
Авторы книги рассматривают проблему мошенничества без излишнего эмоционального накала, что является абсолютно нетипичным для большинства российских публикаций. Вместе с тем в работе уделяется серьезное внимание эмоциональной, морально-психологической составляющей феномена, именуемого мошенничеством. Особый интерес для российского читателя представляет то, что мошенничество рассматривается как целостное явление, формируемое сложным взаимодействием обстоятельств экономического, социального, психологического порядка. Используемая авторами для анализа мошенничества его модель включает в себя причины, побуждающие к совершению мошенничества, возможности для мошеннических действий и необходимость самооправдания. При этом в модели практически отсутствует политический аспект, что позволяет использовать ее как в условиях западного общества, так и применительно к российской действительности. В то же время отдельные составляющие этой модели дают возможность наполнить их конкретным содержанием в зависимости от времени и места проведения той или иной финансовой аферы или мошенничества.
Чтение этой книги может внести определенный покой в смятенную душу российского гражданина, ибо обоснование мошенничества как явления, в значительной мере вневременного и интернационального, позволяет и в рамках российской действительности отнестись к нему как к неизбежно сопутствующему, но отнюдь не определяющему элементу экономической жизни общества.
Предлагаемая книга не только меняет общее восприятие феномена мошенничества, но и дает возможность почерпнуть ряд конкретных практических знаний, способных оказать неоценимую помощь при встрече с мошенничеством как предпринимателям, так и всем гражданам.
Мошенничество рассматривается авторами в основном на уровне хозяйствующего субъекта, что может помочь российским предпринимателям систематизировать свое представление о мошенничестве внутри данной фирмы или организации и научиться распутывать целый комплекс проблем по их отдельным, заметным каждому симптомам. Подход авторов позволяет увязать воедино проблему мошенничества и тип организационной структуры предприятия или фирмы, систему документооборота, постановку бухгалтерского учета и подбор персонала организаций. Анализ любой из этих сторон деятельности предприятий, фирм и организаций позволяет оценить общую ситуацию в данной организации, ее предрасположенность к мошенничеству. Особо следует отметить, что сформулированные авторами симптомы и причины мошенничества удивительно узнаваемы и понятны российскому читателю и не требуют никакой трансформации для условий сегодняшней действительности нашей страны. Эти аспекты книги могут быть полезны как для руководителей предприятий, так и для представителей подразделений внутрифирменного аудита, служб персонала и безопасности.
Очень важно, что, стараясь дать модели и схемы для всех аспектов проявления мошенничества, авторы насыщают их большим количеством фактического материала. Приведенные примеры позволяют проследить различные варианты сочетания обстоятельств, создающих возможность для совершения мошенничества. И хотя бы в одном из примеров читатель наверняка увидит ситуацию, знакомую ему по жизни, что существенно увеличит доверие и к остальным приведенным в книге описаниям реальных случаев злоупотреблений служебным положением, финансовых афер и мошенничества, которые в этом случае представляются ситуациями из жизни «соседа». Мотивация поступков мошенников также легко узнаваема — здесь завышенные материальные притязания семьи, желание заплатить за обучение детей в престижном учебном заведении, долги за покупки, сделанные в кредит, и т. п. Изложение примеров построено таким образом, что вслед за пониманием ситуации мошенника и элементами симпатии к нему следует отрезвляющий показ жесткой расплаты мошенника за совершенное им деяние. Демонстрируя многообразие видов мошенничества и кажущуюся неисчерпаемость их вариантов, авторы последовательно проводят мысль великого русского драматурга «На всякого мудреца довольно простоты».
Значительное место уделено в книге методам раскрытия и предупреждения мошенничества. Не изобретая новых методов, авторы последовательно показывают, как важно внимательно и неукоснительно выполнять традиционные процедуры контроля, не допуская отклонений от стандартов ни для кого из сотрудников данной фирмы или организации. Любопытным и достаточно неожиданным для российского читателя является утверждение авторов, что если сотрудник в течение многих лет не уходит в полагающийся ему отпуск, то это может рассматриваться как один из симптомов мошенничества — ведь в условиях советского общества такое поведение считалось свидетельством трудового энтузиазма. Не вполне соответствует традициям русского характера и убеждение авторов в том, что человек, который прав, будет всегда активно оправдываться, тогда как неправый смолчит и замкнется в себе. Можно поспорить и с позицией авторов, согласно которой оступиться, смошенничать может практически любой человек, если ситуация благоприятствует совершению мошенничества. Однако приводимые ими примеры убедительно свидетельствуют о непредсказуемости поворотов человеческих судеб и недопустимости снижения внимания к контрольным процедурам.
Легкость чтения, доступность изложенного материала не должны вызывать у читателя иллюзорного представления о простоте борьбы с мошенничеством во всем многообразии его видов и способов. Более внимательное изучение книги показывает, что предложенный в ней методический инструментарий не может быть полностью адаптирован к российской действительности. В первую очередь это касается методов расследования мошенничества, эффективное применение которых на Западе обусловлено (и это неоднократно подчеркивается авторами) многоуровневой и широкодоступной информационной базой, отражающей самые разносторонние сведения о личности любого гражданина страны. Отсутствие такой базы в России, очевидно, снижает ценность целого ряда практических рекомендаций и предложений авторов книги. Вместе с тем проблема ее формирования (с учетом западного опыта) представляется вполне разрешимой для государства, его законодательных и исполнительных органов. Говоря о методах расследования, рекомендуемых авторами книги, следует также отметить, что все они соответствуют законодательной системе США и поэтому не могут быть слепо скопированы для российского общества. В то же время при переводе было сочтено нецелесообразным сокращать эту часть книги, так как содержащийся в ней материал имеет методическое значение, показывая взаимосвязь методов расследования мошенничества с социальными и юридическими нормами, со сложившейся в обществе системой моральных ценностей и традиций.
Безусловным достоинством и привлекательной чертой книги является то, что, будучи полезной для специалистов, она легко читается и благодаря узнаваемости приводимых в ней ситуаций хорошо усваивается. Основные методы и положения этой книги легко применимы на практике и способны значительно обогатить инструментарий специалистов, занимающихся вопросами внутрифирменного аудита, персонала и безопасности.
Предисловие

Почему мы пишем эту книгу, ведь столько книг о мошенничестве уже написано? Мы ставим своей целью дать анализ самого понятия «мошенничество», рассмотреть типы и мотивацию мошенников, а также те меры, которые можно предпринять для обнаружения, расследования и предупреждения случаев мошенничества. Мы втроем расследовали и изучили сотни таких случаев в огромном количестве разных фирм и организаций. В настоящее время Тим Уильяме является вице-президентом по этике бизнеса в крупной североамериканской компании «Not-hern Telecom», где он отвечает за предупреждение случаев злоупотреблений, соответствующее реагирование на подобные факты и за решение связанных с этим этических проблем. До занятия этой должности он более 17 лет проработал в руководстве служб безопасности трех североамериканских корпораций. Джерри Вернц в настоящее время является начальником отдела внутрифирменного аудита и безопасности корпорации «Boise Cascade», входящей в список 500 наиболее преуспевающих фирм. В его обязанности входит координация всей работы по предупреждению, выявлению и расследованию случаев мошенничества. Стив Альбрехт — это профессор, исследователь мошенничества как явления, автор многих научных трудов. Он является консультантом многих фирм и в прошлом был президентом Ассоциации следователей по делам о мошенничестве. Авторы этой книги совместно разработали для нескольких фирм стратегию их действий по профилактике мошенничества и минимизации ущерба от подобных злоупотреблений.


Такой опыт работы позволяет нам представить свежий взгляд на мошенничество с точки зрения конкретного человека. Хочется надеяться, что, прочтя нашу книгу, вы сможете посмотреть на мошенничество глазами того, кто его совершает, а также с точки зрения коллег мошенника и пострадавших фирм. Мы детально рассмотрим три элемента мошенничества — три необходимых для него фактора. Используя же свои знания о сути мошенничества, вы сможете разработать меры по предупреждению его так, чтобы ваши фирмы, сотрудники и менеджеры не стали его жертвами. Основное внимание в книге мы уделим профилактике, обнаружению и расследованию случаев мошенничества, что в сегодняшней Америке обходится фирмам в миллионы долларов. Эту работу можно построить намного более эффективно, сохранив своей организации огромные средства.
Предлагаемая вам книга состоит из четырех частей. Часть I (главы 1—5) посвящена рассмотрению так называемого треугольника мошенничества, иллюстрирующего, почему люди идут на мошенничество. В первой главе описаны типы как злоупотреблений, так и мошенников, приведены статистические данные, показывающие степень распространенности мошенничества в США. Во второй главе обсуждается первый элемент «треугольника мошенничества» — давление со стороны внешних обстоятельств, в третьей и четвертой — второй элемент этого треугольника, возможности для совершения мошенничества, а в пятой — третий, и последний, элемент, самооправдания аферистов. Часть II (главы 6—9i посвящена вопросам выявления случаев мошенничества. После краткого рассмотрения общих моментов в шестой главе в главах с седьмой по девятую мы обсудим симптомы и признаки мошенничества, которые могут и должны вас настораживать. В III части (главы 10—14)' затронуты проблемы расследования случаев мошенничества. После рассмотрения общих вопросов (глава 10) в 11-й главе приведены методы расследования махинаций с финансовыми документами, в 12-й – методы расследования судьбы похищенных средств, в 13-й — способы проведения опросов и допросов, а в 14-й приводится пример составления отчета о расследовании. Часть IV (главы 15 и 16) посвящена работе по предупреждению мошенничества как такового, а в заключительной, 17-й главе мы пытаемся увязать между собой различные элементы профилактики, выявления и расследования злоупотреблений в целях разработки фирменного плана действии по минимизации подобных явлении.
Мы  искренне надеемся, что, прочтя  нашу книгу, вы получите удовольствие и не зря потратите время.
У. Стив Альбрехт Джеральд У. Вернц Тимоти Л. Уильяме
Выражение признательности

Появление этой книги стало возможным только благодаря помощи многих людей и организаций. Мы благодарны за поддержку корпорации «Boise Cascade» и фирме «Northern Telecom». Особенно мы благодарим отделы внутреннего аудита и безопасности «Boise Cascade» за помощь в проработке многих основных моментов нашей книги.


Мы также многим обязаны Джозефу Т. Уэллсу, Джеймсу Рэтли и Ассоциации следователей по делам о мошенничестве за предоставление возможности обсудить и развить многие основные положения нашего труда. Они проделали огромную работу по распространению знаний в этой области и обучению персонала методам обнаружения, расследования и предупреждения мошенничества.
Мы благодарим тех, кто прочитал книгу в рукописи и высказал ценные замечания — Пита К. Эллиотта, Гэри К. Прю-итта и Ричарда У. Макларена из «Ernst & Young»; Карла Уоррена из Университета штата Джорджия; Джоанн Нидеройст из корпорации «Дженерал Моторз»; Филипа Трояновски, корпорация «Филип Моррис»; Джека Болонью, известного автора книг и консультанта по случаям мошенничества; Дона.Уолкера, исполнительного вице-президента агентства безопасности «Пинкертон»; а также Донна Паркера из научно-исследовательского Стэнфордского института. Мы выражаем также огромную-признательность Шери Винкелькоттер, которая набирала и исправляла многочисленные варианты этой книги. Она оказалась настоящим профессионалом.
И, наконец, мы в неоплатном долгу у наших жен, Лианн Альбрехт, Фары Вернц и Терезы Китзон, поддерживавших нас и создававших условия для написания этой книги. Пока мы над ней работали, им пришлось многие дни и ночи провести в одиночестве.
Часть I. ПРИРОДА МОШЕННИЧЕСТВА

Нашу книгу мы разделили на пять частей — часть I «Природа мошенничества», часть II «Выявление случаев мошенничества», часть III «Расследование случаев мошенничества», часть IV «Предупреждение мошенничества» и часть V «Разработка общей программы по предупреждению мошенничества».


В первой главе дается определение мошенничества, описываются различные его типы, выделяются общие для всех типов мошенничества элементы и приводятся статистические данные о количестве и типах совершаемых в настоящее время подобных преступлений. Во второй главе вводится понятие «треугольника мошенничества», образованного элементами, сочетание которых позволяет совершить это преступление, то есть давлением внешних обстоятельств, возможностями для совершения мошенничества и самооправданиями лица, совершающего акт хищения, а также детально описываются возможные виды давления внешних обстоятельств, которые могут привести человека к совершению мошенничества. В третьей и четвертой главах обсуждается второй элемент «треугольника мошенничества» — возможности. .В третьей главе основное внимание мы уделим внутрифирменным факторам, позволяющим осуществить то или  иное злоупотребление, а  в четвертой –другим способствующим мошенничеству обстоятельствам. Третий элемент «треугольника мошенничества» — самооправдания главного действующего лица — описывается в главе 5.
Глава 1. Серьезность проблемы мошенничества

Существует два способа незаконно что-либо отобрать у других или приставить к их виску пистолет и вынудить отдать «это», или выманить «это» обманом. Первый способ во всех его многочисленных разновидностях мы называем разбоем, или грабежом, а второй — мошенничеством. Несмотря на то, что ограбления в определенном смысле более жестоки, чем мошенничество, и привлекают к себе намного больше внимания средств массовой информации, ущерб от действий мошенников значительно превышает последствия грабежей.


Статистические данные о распространенности такого явления, как мошенничество, получить довольно трудно^ Такую статистику ведут различные федеральные службы, например, Федеральное бюро расследований (ФБР), отдельные ученые, фирмы и компании, пострадавшие от мошенничества, а также страховые компании, возмещающие от него убытки. Достоверность информации из всех этих четырех источников довольно сомнительна. Большинство из 25 федеральных служб, собирающих статистику о мошенничестве, имеют дело лишь с некоторыми его аспектами, такими, например, как растраты в банках или жульничество в медицинских учреждениях. Статистические данные научных учреждений и отдельных фирм страдают от того, что эти организации не желают делиться подобным «негативным» опытом со сторонними специалистами, а иногда ограничивают доступ к этой информации даже своим юристам. Статистические данные страховых компаний не могут считаться полными, поскольку эти фирмы страхуют лишь небольшой процент жертв мошенничества, так что их данные не могут давать полной картины. Хуже всего то, что не известно реальное процентное соотношение обнаруженных случаев мошенничества, ставших достоянием общественности и/или доведенных до суда.
И действительно, многие случаи злоупотреблений остаются необнаруженными, а огромное число выявленных разрешается внутри пострадавших организаций, не вынося сора из избы.
Нетрудно, однако, узнать, что мошенничество становится все более серьезной проблемой. Почти в каждой газете или журнале, посвященном бизнесу, можно прочесть о том или ином случае мошенничества. В последнем номере журнала USAToday, например, было помещено три статьи о мошенничествах.
В первой из них речь шла об одной из компаний, объединявшей быстрорастущую сеть гастрономов, которая обвинялась в том, что там продавались приготовленные из испорченной свинины сосиски, протухшие цыплята перед фасовкой поливались острым соусом, а высохшая старая рыба перед продажей специально отбеливалась. Кроме всего прочего, эта сеть гастрономов обвинялась также в широком использовании детского труда –на нее поступило в общей сложности более 1400 жалоб о различных нарушениях, включая допуск подростков к работе на электромясорубках и другом опасном оборудовании.
Во второй статье описывалась попытка одного избирателя отозвать губернатора штата на основании того, что тот был «жуликом>>. Избиратель огласил результаты пяти проверок деятельности этого губернатора – как федеральных, так и на уровне штата, включая проверку Налогового управления США на предмет уклонения от уплаты налогов и коррупции.
Третий пример, наиболее печальный из всех, посвящен расследованию победы в чемпионате детской команды по американскому футболу. Как сообщается, все 14 игроков этой команды были заявлены незаконно, являлись своего рода «подставками» и играли под чужими именами на основании подделанных документов о рождении. Эта команда после обнаружения фальсификации была лишена чемпионского титула.
МОШЕННИЧЕСТВО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ОБМАН ____________________________________

Все три вышеприведенных случая включают в себя элемент обмана. В первом случае гастроном преднамеренно обманывает покупателей, продавая им испорченное мясо, а федеральные органы, занимающиеся охраной детского труда, закрывают глаза на недозволенный труд подростков и подвергают детей дополнительному риску. Во втором случае губернатор обвиняется в сокрытии своих доходов и обмане налоговых органов путем недоплаты налогов, а также в том, что он берет взятки за легализацию азартных игр. В третьем случае руководители детской футбольной команды использовали обман для заявки игроков, не имевших права участвовать в соревнованиях.


Одной из самых известных афер всех времен было жульничество с инвестициями Чарльза Бьянки (известного также под именем Карло Понци), который наживался на том, что обещал выплачивать своим инвесторам необычно высокие проценты. В его случае интересны были две вещи во-первых, он ни разу не произвел обещанных капиталовложений, а во-вторых, он на самом деле выплачивал обещанный доход — по крайней мере вначале^Для придания своему жульничеству видимости законности и для обмана доверившихся ему людей Карло Понци некоторое время был вынужден этот обещанный доход выплачивать. По его схеме, если некто вкладывал 1000 долларов, то обычно в конце года Понци выплачивал этому инвестору 300 долларов. Поскольку эти 300 долларов брались из начальных 1000, в деле оставалось только 700 долларов, но инвестор' верил, что он действительно получил «доход» в размере 30% годовых. Весь дрожа от возбуждения, клиент быстро наскребал побольше денег, сообщая всем своим друзьям и соседям о своем чрезвычайно выгодном вложении капитала. В результате подобной! быстро проведенной аферы Карло Понци положил в карман ороло 20 миллионов долларов.
Схема действий Понци очень поучительна для понимания самой сути мошенничества. Конечно, составной его частью является обман. Сюда также входит жадность — как жадность самого жулика, так и жадность инвесторов, стремящихся получить необычно высокий доход. И, наконец, схема Понци включает в себя элемент доверия. Если бы он не выплатил первые 300 долларов, то инвесторы не принесли бы ему на блюдечке еще больше денег. Выплатив первые «доходы», Понци тем самым заслужил доверие своих инвесторов и убедил их, что успешно занимается законным бизнесом.
ДОВЕРИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ МОШЕННИЧЕСТВА

Доверие — один из главных моментов в любом жульничестве, обмане и мошенничестве. Так как само это слово происходит от слова «вера», то нельзя никого обмануть до тех пор, пока обманутый не будет верить, доверять жулику. Мужья не могли бы обманывать своих жен, если бы те им не верили и не доверяли, и наоборот, жены не смогли бы обманывать мужей, если бы те не доверяли им.


Без доверия мошенничество невозможно. Один из авторов данной книги постоянно консультируется с банками по вопросам профилактики мошенничества. Понаблюдав за тем, как банки попадаются на аферы со стороны своего персонала и клиентов, он может привести следующий пример того, как используется при этом элемент доверия.
Предположим, в банк входят двое мужчин. Один из них –в деловом костюме, ухоженный. Второй — с растрепанными волосами,  с  татуировкой  на  обеих  руках,   в  поношенных джинсах, под мышкой у него мотоциклетный шлем. Кто из них более похож на мошенника?
Ответ на этот вопрос — конечно, первый, в деловом костюме. Он может совершить мошенничество потому, что банковские служащие будут ему доверять. Второй же клиент не может совершить мошенничество уже потому, что персонал банка скорее всего ему доверять не будет. Он может ограбить банк, но не совершить мошенничество.
Всем трем авторам этой книги приходилось расследовать  случаи  мошенничества и  расспрашивать пострадавших. Одним из наиболее типичных ответов жертв различных аферистов было то, что они не могли поверить, что этот человек –жулик. Очень часто мы слышали нечто вроде «Не могу поверить, что он способен на такое. Он был как раз тем сотрудником, которому я доверял больше всего».
Конечно, так оно и было, так как тот, кому вы не доверяете, просто не может совершить мошенничество. Факты свидетельствуют о том, что жулики — это как раз те, кого вы будете подозревать в последнюю очередь.
В одном из исследований мошенничества как явления показано, что наибольшую группу жуликов составляют люди от 36 до 45 лет. Хотя статистические данные и не объясняют, почему превалирует именно эта возрастная группа, одной из причин данного факта может быть то, что это возраст большинства менеджеров среднего звена, которые уже добились определенного уровня доверия к .себе.
ТИПЫ МОШЕННИЧЕСТВА __________________

Мошенничество, включающее в себя обман, может принимать различные формы. Мы часто подразделяем случаи мошенничества на шесть типов. Первый из них — это растрата или хищение со стороны наемного работникаnote 1. В этом случае наемные работники обманывают своих нанимателей, присваивая себе имущество или средства– фирмы. Растраты и хищения со стороны наемных работников могут совершаться как непосредственно ими самими, так и опосредованно, с помощью и при участии других лиц. В первом случае мы имеем в виду те хищения, когда работник ворует из кассы наличность, похищает средства безналичным образом или просто тащит с работы все, что ему приглянется. Это также относится и к тем случаям, когда сотрудник учреждает подставную фирму и в качестве ее руководителя получает деньги за недоставленные товары или непредоставленные услуги. При таком виде мошенничества средства пострадавшей фирмы переходят к мошеннику без сознательного участия третьей стороны.


Об опосредованном же мошенничестве мы говорим тогда, когда работники берут взятки и подношения от покупателей, клиентов и других лиц, не работающих в данной фирме, за свои услуги по занижению продажных и завышению покупных цен, за непоставки товаров или поставки недоброкачественных. При этом платежи жуликам осуществляются организациями, имеющими дело с хозяином данного работника, а не из средств самого этого хозяина.
Второй тип мошенничества — это мошенничество со стороны руководителей или менеджеров. Такое мошенничество отличается от других типов как положением жуликов, так и способами обмана. В своем наиболее общем виде мошенничество со стороны менеджеров является обманом, совершаемым руководителями данной фирмы высшего и среднего звена путем манипуляций с финансовой отчетностью. В последние годы широкую известность получили такие случаи мошенничества со стороны менеджеров, как афера в «Pharmor and Crazy Eddie, Inc.», где, как предполагается, два руководителя завышали некоторые показатели финансовой отчетности, а также аферы фирм «ZZZZ Best», «ESM Government», «Regina Vacuum Company» и «Miniscribe Corporation», где искажались данные о доходности и дебиторских задолженностях данных фирм. Во всех этих случаях руководство указанных компаний стремилось к тому, чтобы держатели акций верили, что финансовое положение этих компаний гораздо лучше, чем оно было на самом деле.
Тесно связан с мошенничеством со стороны менеджеров такой тип мошенничества, как аферы с инвестициями. В этом случае инвесторам предлагается сделать инвестиции, которые, как оказывается впоследствии, на самом деле липовые, не имеющие, как правило, никакой стоимости. В эту категорию обычно попадает так называемый телемаркетинг, представляющий собой предложение «мыльных пузырей» и других возможностей вложения свободного капитала. «Отцом» афер с инвестициями обычно считается Карло Понци, но, увы, у него оказалось довольно много последователей, и эта форма обмана сегодня чрезвычайно распространена.
Четвертым типом мошенничества является мошенничество со стороны поставщиков. В последние годы из-за большого количества афер с военными и другими правительственными заказами такое мошенничество часто освещалось в прессе. Мошенничество со стороны поставщиков, широко распространенное в Соединенных Штатах, встречается в двух своих основных разновидностях во-первых, в виде действий только самих этих поставщиков и, во-вторых, в виде совместных действий как поставщиков, так и представителей заказчика. Мошенничество со стороны поставщиков часто проявляется в завышении количества поставляемых изделий, поставке бракованных товаров или непоставке товаров вообще, хотя платежи за них были получены.
Пятый тип мошенничества — это мошенничество со стороны заказчика или клиента. Оно обычно включает в себя неплатежи за поставленный товар, получение платы за непро-дела^ную работу или обман различных фирм путем поставки им совершенно ненужных вещей. Так, например, в одно недавнее субботнее утро клиентка пришла в банк и убедила начальника отдела выписать ей чек на 525000 долларов — несмотря на то, что у нее на счете их было всего 13 000. Этот менеджер думал, что клиентка относится к категории очень богатых, и не хотел пропустить возможность поучаствовать в ее сделке. Увы, клиентка относилась к категории воров «с белым воротничком», подставившей банк более чем на полмиллиона долларов. В другом случае шестеро личностей, находясь в дорогом номере гостиницы в центре Чикаго, путем трех звонков в «Чикаго Банк» уговорили его служащих перевести примерно 70 миллионов долларов на их счет в другом банке.
Шестым типом мошенничества является обман, не подпадающий ни .под один из предыдущих типов и могущий осуществляться с целью получения не только финансовой прибыли. Такой тип обмана просто обозначается как мошенничество смешанного типа. Примерами его могут служить фальсификация свидетельств о рождении игроков уже известной нам детской футбольной команды, благодаря чему команда смогла успешно выступить в чемпионате, а также фальсификация отметок при –поступлении в различные учебные заведения.
КТО СОВЕРШАЕТ МОШЕННИЧЕСТВО

Мошенничество может совершить любой. Анализ растрат со стороны наемных работников показал, что по своим социальным и психологическим качествам такой мошенник ничем не отличается от других сотрудников. Большинство растратчиков выглядят точно так же, как и их самые честные коллеги.


В течение нескольких лет одним из авторов данной книги вместе с коллегами проводилось исследование, которое доказывает большое сходство «преступников в белых воротничках» с людьми, не совершившими никаких преступлений. В этом эмпирическом исследовании социально-психологические характеристики мошенников сравнивались с такими же характеристиками 1) заключенных, осужденных за другие виды преступлений против собственности, и 2) характеристиками людей из контрольной выборки, состоявшей из несудимых студентов. Социально-психологические характеристики представителей каждой из этих трех групп были просчитаны на компьютере, и результаты показали, что заключенные — представители умственного труда по своим качествам значительно отличаются от других заключенных. По сравнению с другими преступниками они реже бывали застигнуты на месте преступления, подвергались арестам, против них реже выдвигались обвинения и они реже попадали в тюрьму, причем и сроки их заключения были гораздо менее длительными. Кроме того, эти заключенные были значительно старше, чего и можно было ожидать, так как пробиться на управленческие или другие должности, связанные с определенным доверием со стороны руководства, требует времени. Тогда как только 2% от всех лиц, совершивших покушения на чужую собственность, являлись женщинами, среди преступников-«белых воротничков» женщин было 30%. Похоже, что имеется тенденция и к более стабильному семейному положению таких преступников они реже бывают связаны супружескими узами и реже разводятся, у них бывает больше детей, они чаще посещают церковь и являются активными прихожанами.
По сравнению с другими заключенными, наши «белые воротнички» были лучше образованы, более религиозны, имели за собой гораздо меньший «хвост» преступлений, вообще были менее склонны к совершению правонарушений, меньше употребляли спиртного и намного меньше — наркотиков.
Они также отличались гораздо большей психологической устойчивостью, большим оптимизмом, самооценкой, они были больше удовлетворены собой и обстановкой в семье, чем другие преступники, которые, как оказалось, находились в большей депрессии, отличались пониженной мотивацией. Пре-ступники-«белые воротнички», как показывают данные обследования, отличаются большим социальным конформизмом, самоконтролем, добротой и отзывчивостью, чем другие заключенные, у которых более заметны озлобленность, импульсивность, враждебность и напряженность по отношению к другим.
При сравнении с контрольной выборкой из несудимых студентов наши мошенники продемонстрировали очень небольшие отличия. Заключенные-«белые воротнички» больше страдали психически, были менее честными, но более независимыми, вспыльчивыми, имели большую сексуальность. Тем не менее преступники-«белые воротнички» по своим социальным и психологическим характеристикам гораздо ближе к несудимым студентам, чем к другим преступникам.
Знать социально-психологические характеристики преступников среди лиц умственного труда важно еще и потому, что они непосредственно касаются тех, кто занимается подбором персонала, поиском заказчиков и поставщиков. Такое знание поможет сделать следующие выводы во-первых, каждый наемный работник, клиент, поставщик и партнер по бизнесу подпадает под портрет потенциального мошенника и с большой вероятностью может оказаться аферистом, и, во-вторых, невозможно заранее предсказать, кто из сотрудников переступит грань и станет злоупотреблять служебным положением.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ МОШЕННИЧЕСТВА

Несмотря на то, что узнать о степени распространенности мошенничества и о том, во что оно обходится обществу, довольно трудно, все-таки некоторые статистические данные относительно отраслевого разреза мошенничества за последние годы стали доступны. Анализ последних материалов по вопросам мошенничества дает следующую картину.


1. Торговая палата США сообщает, что потери из-за растрат наемных работников составляют от 20 до 40 миллиардов долларов ежегодно. Эти цифры ставят объемы хищений со стороны наемных работников впереди краж со взломом, похищений автомобилей, грабежей и обычных краж, вместе взятых. note 2 Подобная оценка лишь немного превышает оценку ущерба от хищений со стороны наемных работников, сделанную по линии органов внутренних дел и составляющую от 15 до 25 миллиардов ежегодно.
2.  ФБР   и   другие   федеральные   службы   оценили общий ежегодный ущерб для США из-за мошенничества на сумму от 60 до 200 миллиардов долларов. note 3
3.  Потери, связанные с телефонными мошенничествами в 1991 г., на рынке США оцениваются в 10 миллиардов долларов. note 4
4.  Исследование, проведенное в 1991 г., показало, что в результате мошенничеств 13% от всех продаж по кредитным   карточкам   приводили  к  убыткам. note 5   В 1991 г. компания «mastercard» понесла от мошенничества ущерб на сумму более 300 миллионов долларов, что на 42% больше, чем за предыдущий год.
5.  В   результате   анализа   последствий   предоставления   невыплаченных   ссуд   и   потерь ' сбережений было обнаружено, что  в 60%  всех учитываемых правительством ссуд и депозитов имелись элементы мошенничества. note 6

7.  В период с 1987 по 1991 гг. в Великобритании объем мошенничества увеличился более чем в два раза –эти цифры основаны только на на тех случаях, по которым было предъявлено обвинение. note 11

9.  Научные   исследования   засвидетельствовали,   что каждые трое из десяти работников ищут возможности что-либо украсть, другие трое из десяти украдут, как только представится такая возможность, и лишь четверо из десяти останутся честными при любых обстоятельствах note 14 .

11. Каждый год в США происходит 200 миллионов магазинных краж, при которых похищается товаров на 11,6 миллиарда долларов. В расчете на каждую американскую семью средняя стоимость подобной кражи составляет примерно 150 долларов в год. Кроме того, что сама эта сумма достаточно велика, неожиданно велико и количество людей, занимающихся магазинными кражами. Примерно 60% всех американцев когда-то в своей жизни что-либо стащили из магазина. Большинство подобных воришек являются нормальными людьми, а не закоренелыми преступниками; средняя стоимость каждой магазинной кражи составляет 58 долларов. note 17


12. В 1990 г., по информации Налогового управления США, налогоплательщики заплатили федеральному правительству   в качестве налогов лишь четыре из каждых пяти  подлежащих уплате долларов. Это недоплата налогов составила для казны недоимку в размере примерно 100 миллиардов долларов. Если сюда   добавить   невыплаченные   взносы   в   фонды страхования по безработице и доходы от нелегальной деятельности, то эта недоимка составит более 200 миллиардов. Самыми злостными неплательщиками  являются  физические лица  и  единоличные владельцы — на эти две категории приходится 75% всей ежегодной недоплаты налогов. note 18 В 1991 г. Налоговое управление США раскрыло более 659 способов уклонения от уплаты налогов путем передачи налоговых   деклараций   по   телефонным   каналам связи в надежде на последующее возмещение затрат. Из общего количества в 4775 фальшивых документов две трети представляли собой налоговые декларации, переданные по электронным каналам связи.
13. В «Уолл Стрит Джорнэл» была помещена информация  о  результатах  обследования,  проведенного среди 6000 студентов ведущих колледжей по всей стране, из которой следует, что две трети всех опрошенных студентов когда-либо во время зачетов и экзаменов жульничали. Психологи в той же статье утверждают, что от 40 до 68% студентов допускают возможность жульничества на экзаменах. note 19
14. Согласно исследованиям Исследовательского центра страхования (IRC), 23% из всех опрошенных допускали когда-либо фальсификацию заявлений на получение страховок, причем страховые суммы при этом завышались. Возрастает и количество махинаций в области страхования вообще. note 20
15. Мошенники,   специализирующиеся   на   маркетинге по телефону и базирующиеся преимущественно в Южной Калифорнии, успешно облегчают карманы американцев  на   сумму  примерно  15  миллиардов долларов в год. Это становится возможным из-за неукомплектованности   кадрами   правоохранительных органов, плохой координации их работы и слабого руководства их деятельностью. note 21
16. Директор по инвестициям компании «Robert Half International, Inc.» заявил, что потребность правоохранительных органов в экспертах по экономическим вопросам и бухгалтерским расчетам за каждые три последних года возрастала вдвое. note 22
17. Последние исследования показывают, что «один из каждых четырех ученых подозревает своих коллег в  подтасовке  результатов».  Также  выявлено,  что 27% ученых, встречавшихся со случаями мошенничества, никак на них не прореагировали, и лишь 2% публично оспорили подозрительные данные. note 23
18. Сорок пять из ста наиболее крупных подрядчиков Министерства обороны были проверены на предмет предъявления федеральному правительству завышенных счетов. Такие компании, как «Дженерал Электрик», «Боинг», «Рокуэлл Интернешнл», «Спер-ри Корпорейшн» и «Мак-Доннел Дуглас» регулярно представляли сведения о сверхурочных работах, фальсифицировали наряды на отдельные виды работ, завышали объемы работ, представляли счета правительству за сверхурочную работу своих руководителей, включая счета за членство в различных клубах и даже за билеты в Метрополитэн Опера. note 24
19. С 1965 г. 17 миллиардов долларов, выданных в качестве ссуд студентам, не были ими возмещены, так что их пришлось выплачивать федеральному правительству. note 25
20. В 1991 г. ведущими финансовыми учреждениями обвинения   в   мошенничестве   были   предъявлены 1985 лицам, из которых 885 были признаны виновными, а 662 осуждены к тюремному заключению. Их число было бы гораздо большим, если бы удалось   найти  дополнительное  финансирование  для увеличения  штата  следователей. При  существующем сегодня финансировании расследуются только дела, где сумма ущерба превышает 100 000 долларов. note 26

КОММЕНТАРИИ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________

С какой стороны ни смотри, в Соединенных Штатах и других странах мошенничество стало одной из основных проблем. В большинстве научных работ констатируется, что различные фирмы и учреждения теряют от различных мошеннических действий от 0,5 до 2% своих доходов. Если так обстоят дела на самом деле, то мошенничество действительно обходится им довольно дорого. Если, например, фирма с доходами порядка двух миллиардов долларов в год устанавливает скидку с розничной цены свой продукции в 10%, а потери от мошенничества составляют 1% от общего дохода, то, чтобы покрыть ущерб от мошенничества, эта фирма должна осуществить на двести миллионов долларов дополнительных продаж. Расчет проводится следующим образом

Доход                                                                            $2 млрд Потери от мошенничества (1% от дохода)                  20  млн
Необходимо осуществить дополнительных                200 млн продаж для возмещения ущерба на г   ($20 млн х 10)
Эти исследования показали также, что со стороны своих работников фирмы терпят больший ущерб, чем от кли-
i ентов. Некоторые данные из области розничной торговли, например, свидетельствуют, что магазинные кражи составляют 30%, тогда как мошенничество со стороны своего персонала — 70% от всех случаев. Аналогичные исследования в банковской сфере выявили тот факт, что 95% суммы ущерба образуется за счет нечестности персонала и лишь 5% — за счет действий клиентов.
В других исследованиях доказывается, что ущерб от мошенничества возрастает в тяжелые экономические периоды, в период роста, финансовых затруднений или слияния фирм, а также во время осуществления рискованных проектов. Поскольку все эти условия присутствуют и сегодня, можно ожидать, что данная проблема еще более усугубится.
Приложение

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ВИДЫ МОШЕННИЧЕСТВА СО СТОРОНЫ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ

•  Воровство наличности из кассы Воровство чеков


Использование наличности не по назначению
Фальсификация кассовых книг
Фальсификация сумм на банковских счетах
Подделка чеков
Использование поступлений в пенсионные фонды не
по назначению
Мелкие кражи наличности из кассы
Оплата личных счетов чеками фирмы
•  Представление фальсифицированных счетов-фактур Фальсификация транспортных накладных Завышенное фактурирование
•  Кражи инвентаря
•  Сговор с клиентами или поставщиками «Кикбэки», то есть получение «благодарности» за определенные  услуги,  иными  словами,  разновидность взятки
Искусственное вздувание цен Использование подставных поставщиков Завышение цен
•  Переплата «сверху»
•  Выдача дутых векселей, т. н. кайтинг
•  Использование имущества фирмы Использование сотрудников, оборудования или материалов фирмы в личных целях Предоставление заказов за взятки Манипуляции с кредитными карточками
•  Мошенничество со страховкой Незадекларированные доходы Фальсифицирование налоговых деклараций
•  Мошенничество со счетами от медицинских учреждений
•  Фальсификация записей в бухгалтерских книгах

—  для улучшения отчетности


—  для покрытия недостач

•  Фальсификация отчетности о командировках Завышение расходов


Включение в отчет о командировке личных трат Невозвращение выданных авансом сумм
•  Несанкционированная продажа имущества фирмы

—  инвентаря


—  оборудования
—  отходов производства

•  Компьютерные преступления

—  изменение содержания записей
—  получение наличности

•  Мошенничество с выплатой заработной платы Обналичивание невостребованных чеков Фальсификация часов переработки


Оплата труда работников-«подснежников»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

  • Выражение признательности
  • Часть I. ПРИРОДА МОШЕННИЧЕСТВА
  • Глава 1. Серьезность проблемы мошенничества
  • МОШЕННИЧЕСТВО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ОБМАН ____________________________________
  • ДОВЕРИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ МОШЕННИЧЕСТВА
  • ТИПЫ МОШЕННИЧЕСТВА __________________
  • КТО СОВЕРШАЕТ МОШЕННИЧЕСТВО
  • РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ МОШЕННИЧЕСТВА
  • КОММЕНТАРИИ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________
  • Приложение НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ВИДЫ МОШЕННИЧЕСТВА СО СТОРОНЫ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ