Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Моше Даян. Жить с Библией




страница1/26
Дата26.06.2017
Размер2.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Моше Даян. Жить с Библией


---------------------------------------------------------------

Перевел с английского Н. Бартман Редактор А. Гинзай

ISBN 965-320-005-4

OCR: Владимир Воблин (Vvoblin@hotmail.com)

Оригинал файла (rtf/zip) расположен в библиотеке Владимира Воблина

---------------------------------------------------------------



ПРЕДИСЛОВИЕ


'Библия -- это портативное отечество еврея', -- писал Генрих Гейне. В

наш век, век национального возрождения еврейского народа на его древней

родине, 'портативное отечество', завершив двухтысячелетний круг скитаний,

вернулось на землю, на которой оно было рождено и с которой оно неразрывно

связано. На этой земле древний язык Книги Книг, бывший на чужбине языком

сакральной истории и молитв, вновь стал живым языком повседневного общения и

творимой культуры; на этой земле стена, отделявшая на чужбине древнюю

историю народа от действительности, перестала существовать и библейское

повествование стало осязаемой реальностью, материализованной в самой жизни.


Тот, кто проходит сегодня по земле Израиля с Библией в руках, остро

ощущает связь библейских рассказов с этой землей, связь, ясно видимую в

географических названиях, в открывающихся взору ландшафтах, в памятниках

древности, встречающихся на каждом шагу. Исход из Египта, завоевание и

заселение Ханаана, войны с окружающими враждебными народами, борьба за

национальную независимость -- все это приобретает новую актуальность и

заново переживается еврейским народом. Тот, кто живет на этой древней земле

сегодня, не может не ощущать себя прямым наследником библейских событий, а

тот, кто обладает еще и творческим воображением, -- их непосредственным

участником постольку, поскольку история себя повторяет.


Именно этим чувством постоянной причастности к древней истории народа,

к его возрожденной жизни на этой земле было проникнуто мироощущение Моше

Даяна, запечатлевшего этот духовно-психологический феномен в своей

увлекательной книге 'Жить с Библией'.


Уроженец 'матери киббуцов' -- Дгании, выросший в первом кооперативном

сельскохозяйственном поселении (мошаве) -- Нахалале, Моше Даян (1915--1981)

с детства узнал интимную связь с землей страны, каждый уголок которой он

досконально изучил. Даян был свидетелем возвращения народа к земле и борьбы,

которую народ вел за эту землю, отвоевывая ее у болот и пустынь и защищая ее

от врагов. На его глазах малярийные болота Изреэльской долины превращались в

цветущие поля, обрабатываемые руками еврейских крестьян.
Чтобы защищать эту землю, в 1929 году, в четырнадцатилетнем возрасте,

Моше Даян вступил в Хагану и участвовал в ее боевых операциях, был арестован

английскими властями, а после освобождения стал одним из первых командиров

Палмаха. Участвуя во время Второй мировой войны в разведывательных операциях

в вишистской Сирии, Даян в результате ранения потерял глаз. В период Войны

за Независимость он уже занимал ряд командных постов в только что созданной

Армии Обороны Израиля. В 1953-1958 годах он был начальником Генерального

штаба и командовал израильскими войсками в Синайской кампании (1956).


В 1959 году Даян становится членом израильского парламента, Кнесета, и

министром сельского хозяйства. В 1967 его назначают министром обороны в

правительстве национального единства, сформированном ввиду угрозы арабского

нападения, а в ходе Шестидневной войны ему было поручено оперативное

управление боевыми операциями. Пост министра обороны Даян занимал вплоть до

1974 года, когда правительство Голды Меир вышло в отставку после Войны

Судного дня. В 1977 году, будучи членом Кнесета от партии Авода, он принял

предложение Менахема Бегина занять в коалиционном правительстве (во главе с

Ликкудом) пост министра иностранных дел, что позволило ему принять активное

участие в ведении мирных переговоров с Египтом, закончившихся подписанием

мирного соглашения. В 1980 году Даян вышел в отставку, а в 1981 встал во

главе созданного по его инициативе списка 'Телем' в Кнесете.


Биография Даяна отражает его кипучий темперамент, боевую отвагу,

независимость суждений, политический прагматизм, зачастую заставлявшие его

не считаться со сложившейся на израильской политической арене расстановкой

сил. Эти черты превратили Даяна в одного из тех государственных и военных

деятелей Израиля, что вызывают к себе далеко не единодушное отношение.
Даян -- герой Шестидневной войны, личность, овеянная ореолом бесстрашия

и олицетворяющая для всего мира героическую борьбу Государства Израиль за

свое существование. Но Даян -- и министр обороны в период Войны Судного дня,

которая хотя и закончилась решающей победой Израиля, застигла страну

врасплох. Каковы бы ни были разногласия относительно оценки роли Даяна в

истории Израиля, нет сомнения, что он был одним из лидеров, принадлежавших к

первому поколению уроженцев страны. Это люди, которые сами творили историю и

для которых древнее прошлое, настоящее и будущее еврейского народа

нераздельно связаны. Именно эта историческая связь, преломленная сквозь

личность и жизненные впечатления автора, придает книге 'Жить с Библией'

неповторимую уникальность, благодаря которой предлагаемая читателю книга

становится интереснейшим чтением.


ПРОЛОГ


Сыны Израиля были изгнаны из своей страны, но страна не была изгнана из

их сердец. Земли, в которых они жили с тех пор, были для них чужбиной: их

родиной оставалась Земля Израиля. Иордан и Кишон были их реками, Шарон и

Изреэль -- их долинами, Тавор и Кармел -- их горами, и городами их праотцев

были Иерусалим, Хеврон, Бет-Эль и Шомрон.


В 1937 году, когда Палестина была подмандатной территорией

Великобритании, английское правительство выступило с планом раздела страны и

создания в ее пределах двух государств: еврейского и арабского. Согласно

этому плану в состав еврейского государства должны были войти Галилея,

Изреэльская и соседние с ней долины и прибрежная низменность. Остальная

территория библейского Израиля, даже Иерусалим и Хеврон, оказались бы за его

пределами.
Этот британский план вызвал горячие споры в еврейской общине, и я с

напряженным вниманием следил за дискуссией между нашими руководителями.

Давид Бен-Гурион поддерживал план. Берл Кацнельсон, напротив, настаивал на

его отклонении. Он утверждал, что народ Израиля не может довольствоваться

только теми частями страны, которые он заселил к тому времени. Еще не умерли

его вековые национальные чаяния, история его продолжается, и он не должен

отказываться от надежды вернуться на родину и заселить все ее области.

Поэтому нельзя было допустить раздела страны.


Мои симпатии были на стороне Берла Кацнельсона. Особенный отклик в моем

сердце нашли его слова о любви к родине: 'В чем сущность нашей любви к

родине? Быть может, это физическая связь с землей, по которой мы ходили с

дней нашего детства? Или радость, которую мы испытываем при виде чудесных

цветов? Или воздух, которым мы дышим? Ландшафт, с которым мы сроднились?

Незабываемые закаты? Нет и нет. Наш патриотизм вырос из Книги Библии, всем

сердцем срослись мы с ее стихами, с историческими именами. Мы любили

абстрактную родину, мы вобрали ее в наши души и не расставались с нею во

всех своих скитаниях. Этот абстрактный патриотизм превратился в могучую

движущую силу'.


Но для меня, уроженца Страны, любовь к родине не была абстракцией. Для

меня не было названий более реальных, чем лилия Шарона или гора Кармел.

Первая была благоуханным цветком, а вторая -- горой, тропы которой я

исходил. И все же мне было мало того Израиля, который я мог видеть и

осязать. Я хотел узнать и Израиль древности; Израиль вечной Книги и

библейских героев я тоже хотел сделать осязаемым. Духовным взором я видел не

только тот Кишон, что мирно струил свои воды по полям Нахалала и

Кфар-Иехошуа, но и библейский поток Кишон, уносящий воинство Сисры.


Мои родители, прибывшие из диаспоры, пытались сделать неосязаемый

Израиль священных книг своей физической родиной. Я, напротив, пытался

придать моей реальной и осязаемой родине новое духовно-историческое

измерение, ощутить дыхание того прошлого, которое лежало погребенным под

заброшенными руинами и курганами, и воскресить Израиль времен патриархов,

судей и царей.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ПРОЛОГ