Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


"Молчалины блаженствуют на свете!"




Скачать 197.2 Kb.
Дата28.06.2017
Размер197.2 Kb.
Тема: "Молчалины блаженствуют на свете!"

Цели урока: 1. продолжить знакомство с теорией литературы

(литературный тип);

2. обобщить знания по образу Молчалина, подго­


товить учащихся к сочинению;

  1. развитие речи;

  2. нравственное воспитание.

Тип урока: комбинированный.

Основные методы: Беседа, инсценирование, художественное чтение.

Оборудование: Портрет Грибоедова А.С., иллюстрации к пьесе.

На доске:

"Литературный тип - (от греческого typos - образ, образец, отпечаток) -художественный образ определенного индивидуума, в котором воплощены черты, характерные для той или иной общественной группы, класса, народа, человечества".

(Словарь литературоведческих терминов).

"Литературные типы - это "зеркала, отражающие в себе бесчисленные подобия".

(И.А. Гончаров)



Цитатный материал к уроку:

1) "... Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых


типов, и вечно острая, жгучая сатира и вместе с тем и комедия, и скажем са­
ми за себя — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литера­
турах".

(И.А. Гончаров "Мильон терзаний")

2) "Молчалин сказал себе: "Я хочу составить карьеру" - и пошел по той
дороге, которая ведет к "степеням известным", пошел и уже не своротит ни
вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая
женщина в соседнюю рощу, плюй весь свет в глаза, чтобы остановить его
движение, он все будет идти и дойдет ..."

(Д.И. Писарев "Пушкин и Белинский)

3) "Молчалин -... замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­
молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди, но в кото­
ром, по словам Чацкого, готовится будущий Загорецкий."

(Н.В. Гоголь "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее

особенность")

4) "Молчалин хотя и бедный маленький чиновник, но он живет в луч­


шем обществе, принят в первых домах, играет со знатными старухами в кар­
ты, следовательно, не лишен в манерах и тоне известных приличий. Он
"вкрадчив и тих", говорится о нем в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласко­
вый".

(И.А. Гончаров "Мильон терзаний")

5) "О счастливые, о стократ блаженные Молчалины! Они бесшумно, не
торопясь, переползают из одного периода истории в другой, никому не бро­
сивши слова участия, но и никого не вздернувши на дыбу (то есть, быть мо­
жет, кого-нибудь и вздернули, но, ей - Богу, не сами собой!). Никто ими не
интересуется, никто не хочет знать, делают они что-нибудь или просто сидят
и бьют баклуши, никто не трепещет и не благоговеет перед ними ... какой
прекрасный, блаженный удел".

(М.Е. Салтыков - Щедрин "В среде умеренности и аккуратности")

6) "Современный нам век расплодил несметное количество Молчали-
ных. Едва ли из всех типов "Горя от ума" это не самый сильный, самый жи­
вучий, самый мелкий, самый производительный!...

Молчалин удерживался на ногах % века, Чацкий не мог уничтожить его".

(В.И. Немирович - Данченко)

7) "Классики в том числе и оттого классики, что они выбирают явления,


типы и характеры, наиболее живучие во времени, даже, как говорят, вечные."

(Виктор Розов)

8) "... Молчалин не довольно редко подл; не нужно ли было сделать из
него труса?"

(А.С. Пушкин. Из письма к А. Одоевскому)



Слово учителя.

"Горе от ума" признано классическим произведением. Почему? Да по­тому, что оно отразило не только конкретно - исторические события, но и вечные проблемы, которые испокон веков волновали людей: проблема люб­ви, проблема отцов и детей, воспитание и образование. Именно хорошее вос­питание молодежи приведет к успешному развитию страны.

В комедии поднимается вопрос исторического развития страны, харак­терной особенностью которого является ориентация на Запад (то засилье немцев, то французов). А сегодня наступила американизация страны. Веч­ным вопросом является конфликт личности и общества. Он будет существо-

вать столько же, сколько само человечество. Всегда личность, думающая, прогрессивная, энергичная, будет сталкиваться с обществом, которое не со­ответствует ее идеалам. В "Горе от ума" Чацкий противопоставлен фамусов-ской Москве.

Существование двух различных типов характера (Чацкий и Молчалин) тоже является вечным. Чацкие появляются тогда, когда общество идет на взлет. А Молчалины существуют всегда: "Молчалины блаженствуют на све­те". И в нашем обществе черты молчалинства встречаются.

Цель урока - разобраться в характере Молчалина и подумать, почему "Молчалины блаженствуют на свете".

Итак, Молчалин - антипод Чацкого, на стороне Чацкого симпатия авто­ра.

Молчалин - самый нетрадиционный участник драмы. Обычно в комеди­ях осмеиваемый персонаж непременно страдает от неразделенной любви. А героиня обязательно влюблена в добродетельного героя (по мнению автора).

У Грибоедова все наоборот. Софья любит Молчалина, противостоящего положительному герою.

1) Кто же такой Молчалин?
Откуда он?

"Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведен через мое содейство; И, будь не я, коптел бы ты в Твери"

2) Мог ли себе позволить Молчалин вести себя так же свободно, незави­


симо, высказывать свои взгляды, как Чацкий?

Ч., даже отпустив крестьян на оброк, все-таки обладает достаточными средствами к существованию, чтобы не искать выгодных должностей, ссо­риться с министрами, ездить за границу.

Для Молчалина же дойти "дойти до степеней известных" означает пре­жде всего обеспечить себе стабильный доход и спокойную старость.

3) Переведенный Фамусовым из Твери, числящийся "по архивам", но


фактически состоящий личным, домашним секретарем "благодетеля", Мол­
чалин неукоснительно следует отцовскому завету (вспомнить завет Петруши
Гринева).

Прочитайте наказ отца, (явление 12 IV действие)

"угождать всем людям без изъятья -Хозяину... Начальнику... Слуге его... Собачке дворника, Чтоб ласковой была..."

4) В чем состоит служба Молчалин?

И теперь Молчалин служит хозяину верой и правдой без сна и отдыха -днем разбирает бумаги, вечером играет в карты с гостями, а по ночам развле­кает Софью, музицируя на флейте.

Кстати, весь мнимый роман Молчалина с Софьей возникает из желания угодить "дочери такого человека", в то время как сам "герой - любовник" приходит в ужас от одной мысли о том, что "Павел Афанасьевич ... когда-нибудь поймает нас".

Никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о счастье в любви — у Молчалина нет. Его "счастье" в удачной карьере, вид­ном положении в обществе, богатстве. Благосклонность дочери начальника не повредит.

Молчалин предстает в комедии как верный и прилежный ученик "московских старичков". Постигая уроки Фамусова, он зарабатывает распо­ложение тех лиц, кто:

кормит и поит

А иногда и чином подарит.

К таким людям относится, прежде всего Павел Афанасьевич Фамусов.

5) Какой монолог раскрывает убеждения Фамусова? (О Максиме Петро­


виче, дядюшке).

"Идеальный прообраз" Фамусова - покойный дядя, Максим Петрович. Слушая монолог, найдите сходство между взглядами, отраженными в монологе, и наказом отца Молчалина.

(Чтение монолога наизусть)

Основная мысль, проходящая через наказ отца и звучащая в монологе, -наука угождать. То есть, у этих героев одни ценности, одни цели в жизни. Какие?

И награжденья брать, и весело пожить.

Мы можем провести параллель:

Максим Петрович - Фамусов - Молчалин.

В Молчалине Грибоедов показал "низкопоклонника и дельца" "века ны­нешнего".

Максим Петрович и Фамусов - представители "века минувшего".

6) Чем заслужил почет при дворе Екатерины II Максим Петрович?


"Отважно жертвовал затылком"

7) Пример угодничества Фамусова - явление 5 действие II - встреча со


Скалозубом, (читаем начало).

Фамусову изменяет чувство меры.

8) Кого он обхаживает? (читаем явление 12 действие III)
Хлестову.

Мы видим, насколько более хитро и тонко действует низкопоклонник и


делец нового времени. Дядюшке Фамусова помог случай, который и был им
использован, Молчалин же продумал всю тактику поведения, он искусно ис­
пользует психологические средства воздействия на людей, он понял дух бар­
ства и его требования ("ведь нынче любят бессловесных"). *
Знак доверия и внимания —

"зато бывало в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?" По тем же признакам можно судить об успехах Молчалина.

9) Кто его партнеры по картам? - влиятельная Хлестова и сам Фома Фо­
мич.

10) Каких приветливых слов удостаивается Молчалин?


("Спасибо, мой родной"!)

Многие суждения Молчалина повторяют фамусовские. Например, от­ношение к службе.

Фамусов: А главное, поди-тка послужи.

11) Те же мотивы развивает Молчалин в диалоге с Чацким.

Явление 3 III действия - это своеобразная словесная дуэль Молчалина и Чацкого. Чацкий уверен, что Молчалин глупец:

Прочитать из тетради Молчалин прежде был так глуп!

высказывания Чацко- Жалчайшее созданье!

го о Молчалине Уж разве поумнел?...

Тот, кто на всех глупцов похож;

Молчалин, например...

Прослушав диалог, подумайте, умен или глуп Молчалин, исходя из це­лей его жизни. Представьте, что мы на репетиции спектакля.

12) Задача режиссеру:

как бы вы представили эту сцену? поведение героев? интонации голоса? ваш комментарий?

(сообщение учащихся - индивидуальное задание)

Молчалин держится скромно, вежливо, садится на краешек стула. Под напором вопросов Чацкого он разговорился, обнаружил свои принципы жиз­ни. За внешней вежливостью скрывается самодовольство преуспевающего чиновника над Чацким, которому "не дались чины". Молчалин удивляется наивности непрактичного собеседника, стремится советами помочь.

Инсценирование диалога (III явление Ш действие)

13) Вывод учащихся: умен или глуп Молчалин? Прослушать.
Нет. Он не глуп. Он скромен, молчалив.

Знает свои недостатки ("не сочинитель я") и достоинства ("умеренность и аккуратность"). Бедному и "безродному" чиновнику нет никакого дела до судьбы дворянства (о чем печется Фамусов), ни до новых веяний в общест­венной жизни страны. Он исключительно занят собой, своей карьерой и не гнушается никакими средствами, чтоб "награжденья брать и весело пожить". Для него важно не то, какого ума человек, а то, насколько он окажется "нужным" или "ненужным" для успеха его карьеры.

14) Есть ли сходство между патроном и Молчалиным в искусстве
"весело пожить"?

Фамусов - Лиза Молчалин — Лиза

15) Каковы функции Алексея Степановича в присутствии Татьяны Юрь­
евны?

(действие II явление 2 - диалог Фамусова и Чацкого) У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать Подставить стул, поднять платок ...

Эти мелочи приятны хозяевам, и сам Молчалин им приятен!

16) Мы с вами нашли сходство между Фамусовым и Молчалиным. Эту


параллель проводит и Чацкий в заключительном монологе. Прочтите отры­
вок из монолога:

Я сватаньем моим не угрожаю вам,

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами, наконец,

Он будущему тестю равный.

А.С. Пушкин, отмечая мастерство автора пьесы, писал в письме А. Одо­евскому:

"Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него труса?"

Но такой герой в пьесе уже есть.

17) Как вы думаете, кто двойник Молчалина, но с еще более подлой ду­


шой?

Загорецкий.

И это сходство тоже подмечает Александр Андреевич Чацкий.

Читаем в лицах начало 13 явления действие III

.. .Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет! В нем Загорецкий не умрет!

18) В сценах III действия эти персонажи как бы соревнуются в искусстве


угождения. Предметом их забот служат одни и те же дамы (Хлестова и Со­
фья)

Рассказать о поведении героев на балу.

В отличие от Молчалина, умеющего услужить без лишних слов, Заго­рецкий старается продать свои услуги подороже, много болтает. Его ценят, хотя он "лгунишка ... картежник, вор":

Я от него было и двери на запор; Да мастер услужить.

Фраза Чацкого соединяет "родственными" связями двух людей, ждущих подачек от общества за оказанные услуги.

19) Сравнить поведение Молчалина и Загорецкого.

Сходство с Загорецким, который не гнушается и доносами, совершенно убийственно для Молчалина.

Загорецкий - это "сниженный" Молчалин. Но Алексей Степаныч подха­лим более умный деликатный, без суеты, спокойно играет свою роль.

Сходство между персонажами не только в умении услужить.

Загорецкий обладает и другими молчалинскими свойствами:

безболезненная реакция на брань (Молчалин "Молчит, когда его бра­нят") и виртуозным мастерством вовремя исчезнуть.


  1. Почему принимают в фамусовском обществе Загорецкого и Молча­
    лина?

  2. В финальном монологе Чацкого есть намек еще на одну параллель,
    реализованную в пьесе.

О ком слова?

Подумайте, всегда вы можете его Беречь и пеленать, и спосылать за делом. Муж - мальчик, муж - слуга, из жениных пажей,-

Высокий идеал московских всех мужей.

Это говорится о Софье и Молчалине, о возможном типе их отношений. Но есть уже состоявшийся "муж - слуга" - Платон Михайлович Горич.

22) Сравните дуэты Софья, Молчалин и супруги Горичи.
Ведущие - женщины.

Мужчины покоряются.

Софья и Наталья Дмитриевна торопятся ответить за своего избранника, ограждая от участия в опасном разговоре.

Обе утрированно заботятся о здоровье мужчин.

Горич, как и Молчалин, играет на флейте ("Твержу дуэт А-мольный").

Молчалин дежурит ночью у Софьи, предаваясь неинтересным занятиям.

Горич "дремлет на балах".

Смысл этого сопоставления - эпидемия молчалинства, захватившая даже честных и нравственно здоровых в прошлом людей: Платон Михайлович, не­давний друг Чацкого, стремительно эволюционирует в сторону молчалинст­ва. Поэтому Горич не находит в себе сил защитить друга от злой сплетни -клеветы, пойти наперекор молве:

Ну, все, так верить поневоле, А мне сомнительно.

Приведенные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что именно образ Молчалина наиболее полно воплощает черты социального поведения, массовой психологии.

Это типичный характер, враждебный миру Чацкого. Незаметный молчаливый персонаж, "низкопоклонник и делец" выраста­ет в комедии в фигуру огромной обобщающей силы. Не случайно мотив множественности молчалиных возникает в тексте пьесы, и прежде всего в высказываниях Чацкого:

"Ведь нынче любят бессловесных; Тот, кто на всех глупцов похож; Молчалин, например"; "Молчалины блаженствуют на свете!"

Молчалин - это тип, в котором совмещаются и уравновешиваются свой­ства разных героев комедии - Фамусова, Максима Петровича, Скалозуба (отношение к чинам), Загорецкого и даже Горича.

Записываем в тетради понятие "литературный тип".

23) Откуда мы узнаем, что Молчалин подлец, негодяй, карьерист, ведь плохо о нем отзывается только Чацкий? (прием самообличения; дети читают отрывки из домашних мини - сочинений "Письмо Молчалина другу в Тверь").

В течение урока составляется цитатный план к сочинению "Молчалины блаженствуют на свете!"

План.

I "Безродного пригрел и ввел в мое семейство..."



II "Тот, кто на всех глупцов похож."

а) "Достоинствами, наконец,

он будущему тестю равный."

б) "И вот любовника я принимаю вид".

в) "В нем Загорецкий не умрет".

г) "Муж - мальчик, муж - слуга,

из жениных пажей..." Ш "А впрочем, он дойдет до степеней известных".

Заключительное слово учителя.

Молчалины "достигнут степеней известных". Сомневаться в этом не приходится. Молчалин превзойдет Фамусова. Он и сейчас высматривает себе покровителя посильнее ("Частенько там мы покровителя находим, где не ме­тим").

Именно с молчалиными, а не с Фамусовыми предстоит вести борьбу Чацкому в будущем.

А заглянуть в будущее призывал Грибоедов своим открытым финалом комедии.

Цитаты Писарева и Немировича-Данченко

Прочитать:

"Молчалин сказал себе: "Я хочу составить карьеру" - и пошел по той дороге, которая ведет к "ступеням известным", пошел и уже не своротит ни вправо ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет..."

Д.И. Писарев "Пушкин и Белинский"

О живучести Молчалиных писал М.Е. Салтыков-Щедрин в статье "В среде умеренности и аккуратности":

"О счастливые и стократ блаженные Молчалины! Они бесшумно, не то­ропясь, переползают из одного периода истории в другой, никому не бро­сивши слова участия, но и никого не вздернувши на дыбу (то есть, быть мо­жет, кого-нибудь и вздернули, но ей — Богу, не сами собой!) Никто ими не интересуется, никто не хочет знать, делают они что-нибудь или просто сидят и бьют баклуши, никто не трепещет и не благоговеет перед ними... Какой прекрасный, блаженный удел."

Есть ли Молчалины сегодня?

Д/з: Ответить письменно на вопрос: "В чем живучесть данного типа?" в тетрадях по литературе.

Тема урока: "Остер, умен, красноречив ..."

Урок по типу:

повторительно - обобщающий с выходом на контроль.



Цели урока:

1. проверка знаний учащихся на уровне биографического материа­ла, цитатного материала, критической оценки пьесы;

2. развитие речи учащихся как элемент подготовки к сочинению; нравственное воспитание (воспитание чувства коллективизма).

Тип урока:

повторительно - обобщающий



Оборудование:

портреты писателей, критиков; тесты.

На доске цитаты:

" Язык, стих, слог - все оригинально в "Горе от ума". Содержание этой комедии взято из русской жизни"...

(В.Г. Белинский)

"... О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу".

(А.С. Пушкин)
I. Слово учителя.

Вы прочитали комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума". Хочется наде­яться, она не оставила вас равнодушными, вы испытали приятные минуты, общаясь с прекрасным мастером слова, о котором великий поэт А.А. Блок сказал, что "не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных".



Цель урока - проверить, насколько вы были внимательны и наблюда­тельны во время чтения.

Тема урока: "Остер, умен, красноречив..."

О ком из своих героев так отзывался драматург?

А можно ли эту характеристику Чацкого отнести и к создателю пьесы, А.С. Грибоедову?

Друг А.С. Грибоедова, А.А. Бестужев, писал: "Ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах"

Создать произведение, блистающее умом, остроумием, мог только чело­век, сам обладающий этими качествами.

II. Фронтальное повторение.

Несколько вопросов по его биографии.

1. Годы жизни Грибоедова 1. Назовите годы учебы Гри-

(1794 - 1829) боедова в Московском университете.

(1806-1812)

2. Сколько иностранных языков 2. Под чьим началом служил знал Грибоедов? Грибоедов на Кавказе в 1822 г.?

(Ермолов)

3. В какой стране Грибоедов на- 3. Где похоронен поэт? ходился с дипломатической мисси- (Тбилиси, гора Мтацминд) ей?

(Персия)


4. Кому принадлежат слова: 4. Чьи строки?

"Комедия "Горе от ума" дер- "Первый признак умного чело-

жится каким - то особняком в лите- века - с первого взгляда знать, с кем

ратуре и отличается моложавостью, имеешь дело, и не метать бисера пе-

свежестью"... ред Репетиловыми и тому подобны-

(И.А. Гончаров) ми"

(А.С. Пушкин)

5. Какие слова высечены на па- 5. Назовите автора романа мятнике поэту? Их автор? "Смерть Вазир - Мухтара"_

(Юрий Тынянов)
III. Викторина.

В письме к П.А. Катенину в январе 1825 года А.С. Грибоедов писал: "Характеры портретны... портреты и только портреты входят в состав коме­дии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим ли­цам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на своих двуногих собратьев". С определения портрета мы начнем викторину (представляю жюри).



Узнайте, чей словесный портрет и кто произносит эти слова: (за пра­вильный ответ - 1 балл)

1. Брюзглив, неугомонен, скор, Таков везде, а с этих пор...

(о Фамусове Софья)

2. Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал

(о Скалозубе Фамусов)

3. Человек он светский, Отъявленный мошенник, плут

(о Загорецком Горич П. М.)

4. Услужлив, скромненький, в лице румяней есть, на цыпочках и небогат словами

(о Молчалине Чацкий)

5. Веселое созданье ты, живое

(о Лизе Молчалин)

6. Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!

(о Скалозубе Чацкий)

7. Дремлю на балах я,

До них смертельный неохотник (о П. М. Горич о себе)

8. Он за других себя забыть готов, Враг дерзости...

(о Молчалине Софья)

9. Свободен, вдов, себе я господин... Монашеским известен поведеньем

(Фамусов о себе)

10. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним И в нем рассудок уцелеет

(Чацкий о фамусовском обществе)

Что объединяет всех этих героев? Каковы их общие черты? Написать на доске вступление к сочинению "Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".



IV. Проверим цитатный материал к сочинению о Чацком

(несколько человек - из рабочих тетрадей)

1. Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив... ( о Чацком Софья)

2. Он малый с головой,

И славно пишет, переводит, (о Чацком Фамусов)

3. Он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно...

(о Чацком Софья)

4. Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти - так был бы деловой

(о Чацком Фамусов)

5. .. .Этот франт - приятель; Отъявлен мотом, сорванцом...

(о Чацком Фамусов)

6. Послушайте, ужли слова мои все колки? И клонятся к чьему - нибудь вреду?

Но если так: ум с сердцем не в ладу.

(Чацкий о себе).

Чацкий - герой, которого отвергло фамусовское общество.

"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей", — говорит И.А. Гончаров в своей знаменитой статье "Мильон терзаний".

Острозлободневное для своего времени, произведение оказывается акту­альным в любую эпоху, когда происходит "смена одного века другим".

Написать на доске тезисы к сочинению "Чацкий как герой своего време­ни".

V. Словарная работа.

С первой страницы комедии "Горе от ума" мы попадаем в удивительный и многоцветный мир слов.

Честно признаемся, при чтении были и затруднения, ведь за 170 лет из­менилась не только наша жизнь, но и речь.

Дать толкование историзмам и архаизмам из текста (работа выполняется группами).

1. Амур — бог любви.

2. Девичья - комната для слуг.

3. ".. .езжал - то вечно цугом" - выезд, лошади гуськом.

4. Куртаг — приемный день.

5. Содом - беспорядок.

6. Тупей - прическа.

7. ".. .дал чин асессора" — гражданское право на дворянство.

8. Искони - издавна.

9. Карбонари - бунтовщик.

10. Ментор - воспитатель. 11."... что за оказия" - случай.

12. "подбитый ветерком" - легкомысленный.

13. Эшарп - шарф.

14. ... берем же побродяг и в дом, и по билетам - приходящие учителя.

15. "ты обер или штаб..." - офицеры и высокие чины.



VI.

При написании вступления, основной части, заключения сочинения не­обходимо следить за языковым оформлением, цитатами, "крылатыми выра­жениями", которые вошли в нашу жизнь.

Читаем цитату А.С. Пушкина с доски. На что обращает внимание Пуш­кин?

А уж Пушкин в этом вопросе разбирается.

Это высказывание А.С. Пушкина стало пророческим. Нет в русской ли­тературе произведения, давшего миру столько крылатых выражений.

Продолжить "грибоедовские поговорки" (по 1 баллу).



Викторина.

1. Минуй нас пуще всех печалей...

2. Нельзя ли для прогулок ...

3. Кто беден, ...

4. И золотой мешок, и ...

5. Что значит видеть свет! Где ж лучше?...

6. Когда постранствуешь, воротишься домой. ...

7. Не человек, ...

8. Служить бы рад, ...

9. Упал он больно, ...

10. Не надобно другого образца ...

11. Что за комиссия, создатель ...

12. Над старостью смеяться ...

13. Я странен, а ...

14. Пустейший человек, из ...

15. Уж коли зло присечь, забрать ...

16. Вон из Москвы! Сюда ...

17. ... К военным людям так и льнут ...

18. Счастливые ...

19. Грех не беда, ...

20. А горе ждет ...

21. Блажен, кто верует ...

22. Ум с сердцем ...

23. Он дойдет до степеней известных ...

24. Он слова умного ...

25. Делить со всяким можно ...

26. Хотел объехать целый свет ...

27. Свежо предание, а

28. Дома новы, а ...

29. Ах! Злые языки ...

30. Чины людьми даются, ...

31. Дверь отперта для званых и незваных, ...

32. В мои года не должно сметь ...

33. Ни звука русского ...

34. Кричали женщины: Ура! и ...

35. Все врут ...

36.Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот ...

VII. Проверка работы:

1. Проверяем словарную работу.

Баллы за работу прибавить к командному счету.

2. После проверки работы на доске жюри объявит итоги викторины.

3. А сейчас проверим вступление к сочинению "Барская Москва в пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума":

Соответствует ли вступление теме сочинения? Есть ли речевые ошибки?

Фактические ошибки?

Грамматические и синтаксические ошибки? Ваши дополнения?

Вступление оставим на доске, на уроке русского языка разберем слож­ные предложения, определим виды придаточных предложений.

4. Проверяем тезисы к основной части сочинения "Чацкий как предста­витель своего времени":

Проиллюстрируйте тезисы строчками из комедии (из монологов Чацкого и Фамусова);

Раскрыто ли содержание темы в данных тезисах?

Полностью ли?

Что бы Вы добавили?

5. Проверим домашнее задание - заключение к сочинению о Молчалине.

Есть ли сноски на авторов используемых цитат? Есть ли свое мнение? Ваши замечания?

6. Жюри подводит итоги викторины.

VIII.

7. И еще одна проверка усвоения материала - тест. Работа на 6 минут. (Собираю работы. На обратной стороне доски — готовые ответы. Устно про­веряем работы).



Итоги урока:

Мы закончили изучение комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Какие впечатления остались у Вас после изучения произведения? (театр, язык, музыка, личность Грибоедова)

Что бы Вы хотели пожелать будущим девятиклассникам?



IX. Слово учителя:

А. Бестужев, друг Грибоедова, писал: "Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных"

И он не ошибся. Время доказало правильность его высказывания.

Грибоедов отобразил общественную жизнь XIX века с точки зрения ум­ного передового человека, близкого по своим взглядам к декабристам. Идей­ный смысл пьесы был хорошо понятен современникам. Идеалы Чацкого на­ходили отклик в их сердцах.

Герои, неопределенность финала пьесы волновали читателей. Судьба героев была "продолжена" другими писателями. Так М.Е. Салтыков-Щедрин написал произведение "Господа Молчалины", а Е. Растопчина – поэму "Возврат Чацкого в Москву или Встреча знакомых лиц после двадцатипяти­летней разлуки".

Значит, герои продолжили свою жизнь и в литературе и в жизни.



X. Оценки за урок; за активную работу, за тест.

Конечный результат работы над темой - оценки за домашнее сочинение.

  • Цитатный материал к уроку
  • Тема урока: "Остер, умен, красноречив ..." Урок по типу
  • Тип урока
  • Цель урока
  • IV. Проверим цитатный материал к сочинению о Чацком
  • V . Словарная работа .
  • X. Оценки за урок; за активную работу, за тест.