Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Мохаммад Насири Аналитическая история раннего ислама Раздел 1 Вступление Определение понятия




страница1/11
Дата29.06.2017
Размер3.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Мохаммад Насири

Аналитическая история раннего ислама

Раздел 1
Вступление
Определение понятия «история»
Слово тарих (история) буквально означает «определение времени»1.

Некоторые исследователи считают, что слово тарих отнюдь не арабского происхождения2. Однако гораздо весомее мнение тех, кто считает, что слово тарих происходит от арабского корня араха (уараха) и имеет значение «определение времени»3.

Вопрос о том, что же такое история, относится к тем вопросам, которые до сих пор не имеют окончательного, всех удовлетворяющего ответа. Любая попытка детерминации неизбежно натыкается на возражения и критику. Геродот, которого называют «отцом истории», понимал историю как исследование и изучение событий прошлого4. Часть существующих определений предлагает считать историей все случившееся с миром в прошлом, в том числе и те события, в которых не принимал участия человек, другая часть называет историей изложение тех событий прошлого, которые произошли на Земле после появления на ней человека5. При такой детерминации истории под ее определение не попадают другие знания, касающиеся мира и его явлений, человека и его творений.

Такой узкий подход приводит к тому, что историей называют лишь изложение важных событий, рассказ о знаменитых государях, описание войн, жития пророков.6

Ибн Халдун считал историю знанием, берущим своё начало у мудрости. История, по его мнению, описывает прошлое разных народов, события, связанные с жизнью пророков и правителей7. Другие считают историей всю совокупность событий, произошедших на земном шаре со времени появления человека и до настоящего времени. Тех событий, которые, которые либо оказали влияние на судьбу человечества, либо были результатом деятельности человека.

На основании этого определения, мы можем сказать, что содержанием истории являются действие и противодействие либо полностью внешние для человека, либо имеющие внешние последствия8.

Поскольку вышеприведенные определения истории не являются общепринятыми и касаются только письменной истории, то, учитывая, что основными элементами истории являются, с одной стороны, человек, а, другой стороны, время и место, можно сказать, что история – это вся совокупность сведений, касающихся деятельности человека и его влияния на окружающий мир, и она естественным образом включает в себя наставление и заблуждение, созидание и разрушение, справедливые деяния и тиранию.

По причине расширения круга вопросов, связанных с историей, Шахид Мутахири, считавший историю одним из источников человеческого познания, делит её на две части: 1) письменную, или летописную, историю и 2) историю как научную дисциплину.9


Письменная, или летописная, история

Летописная история – это описание событий прошлого, письменный рассказ о жизни прошлых поколений. Сюда относятся биографии и жития, описания войн и великих побед. В этом понимании историческая наука занимается цепью конкретных, частных событий. Это наука о том, что уже было, наука, так или иначе занимающаяся лишь событиями прошлого.


История как научная дисциплина

История как научная дисциплина – это научные исследования и аналитический анализ событий прошлого, открытие и определение правил и законов, управляющих жизнью человеческого общества. По сути, содержание летописной истории (изложение событий прошлого) является основой и необходимым предварительным условием существования истории как науки. Письменные исторические источники полезны для исследования общих принципов исторических событий, для вскрытия их природы, обнаружения их причинно-следственных связей.10


Научность, достоверность и польза истории
Возможно, вы задавались когда-нибудь вопросом, какую роль играет знание великого множества имен и событий, связанных со взлетом и падением цивилизаций и деятельностью наших предков, в формировании будущей жизни? До какой степени достоверны исторические летописи и исследования? Если мы признаем тот факт, что всякое историческое событие порождено той или иной причиной или причинами и само вызывает цепь последующих событий, то мы придём к выводу, что жизнь народа подобна длинной-длинной цепочке, а все люди, принадлежащие той или иной эпохе, – это лишь один из звеньев этой цепи. Прочность или непрочность каждого звена зависит от того, насколько крепко оно сцеплено с предыдущим и последующим звеньями. Поэтому в каждой стране жизнь людей той или иной эпохи не отделена ни от прошлого, ни от будущего, и поэтому для обнаружения причин нежелательных явлений и поиска путей их преодоления необходимо заниматься исследованиями исторического прошлого народов.11

История не является чем-то пустым и бесполезным. Она подобна мосту, связывающему человеческие поколения и дающему доступ к опыту, накопленному предшественниками. Системно-аналитическое изучение различных цивилизаций, попытки установить незримую связь между цепочкой исторических событий, внимание к тому, что утрачено, является важным капиталом, способным помочь человечеству сделать жизнь более здоровой и мудрой12.

Помимо этого, изучение истории дает ответ на вечное желание людей узнать как можно больше о себе и о других13, узнать причины возвышения и падения целых цивилизаций, отличить истину ото лжи и встать на путь самосовершенствования, способный даровать им счастье в обоих мирах14.

Именно поэтому великие мудрецы и выдающиеся личности уделяют огромное внимание историческому опыту людей и стараются не пренебрегать им. Имам ‘Али (мир ему!) обращаясь к своему сыну имаму Хасану (мир ему!) и к другим людям, говорит: «О, сын мой! Хотя мне и не довелось разделить жизнь со всеми теми, кто жил до меня, я наблюдал их дела и размышлял над сведениями о них. Ради того, чтобы узнать их историю, я так погружался в размышления об их деяниях, словно я стал уже одним из них. А когда я узнал обо всем, что с ними было, когда я словно прожил жизнь с каждым из них, от первого до последнего человека, я сумел понять, что было в их жизни чистым и светлым, а что – темным, что было полезным, а что – вредным»15.

В многочисленных сурах священного Корана Всевышний Господь рассказывает о судьбе пророков и народов прошлого. Опыт прошлых поколений имеет такое колоссальное значение, что Господь повелевает своему Пророку для наставления людей на истинный путь использовать исторические примеры и напоминать о священных днях Господа (айам-и Аллах). Поскольку доказать достоверность тех или иных исторических фактов очень трудно, многие относятся к истории и к ее изложению с недоверием, полагая, что история – это лишь слабый лучик света, вряд ли способный помочь на неровном пути жизни.16

Сложность точной оценки причин тех или иных процессов, их видимых и невидимых связей, и невозможность экспериментальных доказательств в исторической науке, а также проблема субъективности и предвзятости авторов исторических произведений и использование политических клише в летописной истории лишь усиливают это недоверие.

Но на том основании, что существование истории как совокупного знания, имеющего свой метод, предмет и порядок, не подлежит сомнению, большинство исследователей в действительности не разделяют столь пессимистический взгляд на изучение истории цивилизаций.17 Во-первых, потому, что существует множество фактов, об искажении или недостоверности которых просто не может быть и речи. Во-вторых, нельзя всех людей, приводивших исторические факты, подозревать во лжи и стремлении получить определенную выгоду. К тому же, учитывая специальные методы исторического исследования, любой историк может сам определить, какие факты в исторических сочинениях и исследованиях являются ложными, а какие достоверными18.

Внимание священного Корана и Нахдж ал-балага к истории – отличное свидетельство важности, полезности и научности истории. Даже если научность подразумевает экспериментальный подход и доказательство с помощью опыта, то и тогда история оказывается вполне научной дисциплиной. Хотя, конечно, критерии и методология опытного исследованиия в истории не равны критериям и методологии, принятым в экспериментальной науке.

С точки зрения священного Корана, важна не только фиксация того или иного природного или социального явления, не только рассказы о делах и поступках тех или иных людей, хороших и плохих, мужчин и женщин, не только сообщения о тех или иных победах и поражениях, достижениях и неудачах того или иного племени или общества или той или иной культуры или цивилизации (то есть, летописная история), но и структурный анализ, обнаружение предпосылок возникновения тех или иных событий, выявление причин и следствий исторических фактов (аналитическая история). Ибо открытие законов, управляющих историческими событиями и проясняющих их количественную и качественную повторяемость (что и есть философия истории), занимает немаловажное место и в священном Коране, и в высказываниях имама ‘Али (мир ему!) в Нахдж ал-балага.

Названия некоторых сур священного Корана – суры «Ибрахим», «Йунус», «Худ», «Кухаф», «Марьям», «Анбийя», «Лукман» – являются либо именами величайших исторических личностей, выдающихся людей, которые в разные эпохи повлияли на глубочайшие изменения в жизни человечества, либо связаны с важнейшими историческими событиями, и каждое из этих названий является реальным напоминанием о важнейших фактах в истории различных племен и народов. Глубокие поучения Нахдж ал-балага, наряду со священным Кораном, являются одновременно и собранием сведений об истории прошлых цивилизаций, и отображением социально-политических проблем своего времени, и мудрым наставлением будущим поколениям – то есть, всем тем, кто, помня о судьбе пренебрегших милостью Аллаха и поучениями пророков, попавших под власть тиранов и переживших тяжкие испытания, хочет покоя в этой короткой земной жизни и вечного успокоения и божественной милости в загробной жизни.

Имам ‘Али (мир ему!) говорит: «Моя ответственность за то, что я говорю, поручитель, я же слов своих попечитель. Тот, кому был доступен откровенный опыт, в то время как раскрыты пред ним примеры (наказаний Всевышнего, явленных прежним народам), того хранит его богобоязненность от впадения в заблуждении»19.

В Нахдж ал-балага есть еще более ясное высказывание имама ‘Али (мир ему!) о закономерности истории: «О, рабы Аллаха, поистине, время поступает с оставшимися также, как поступило с предшествовавшими; если ушло, то уже не возвратится, и что в нем, то навечно не сохранится. Деяния его последние как первые. Схожи меж собой превратности его, следуют непрерывно вехи его. Течение времени для событий истории подобно полю битвы, где каждый стоит со своим собственным знаменем… Поэтому берите пример с того, что достойно примера, прислушайтесь к назиданию времени и извлекайте пользу из судьбы тех, кто боялся (то есть, пророков)»20.


Философия истории, ее закономерности и движущие силы

Невозможно все общественные изменения, которые произошли на протяжении исторического времени, считать прогрессивными и позитивными, однако в целом нельзя отрицать закономерного характера развития человеческого общества. Представляется совершенно очевидным, что историей управляют очень четкие и совершенно определенные правила и законы. Принятая философия жизни, начало и конец, целенаправленность творения, свобода воли и ответственность человека свидетельствуют о характере этой эволюции.

Философия истории занимается исследованием достоверности и подлинных причин исторических изменений, открытием управляющих ими законов, определением выдающихся вех исторического пути, определением методов исторического исследования, а также оценкой последствий тех или иных исторических событий. Познание законов истории поможет управлять течением современной истории и сделать так, чтобы прошлое освещало человечеству дорогу в будущее.

Об истинности того, что область истории, подобно другим сферам миропорядка, поддерживается и процветает благодаря своим собственным законам и правилам, четко сказано в священном Коране. Айаты, говорящие о жизни и смерти народов («У всякого нapoдa –свой предел; и когда придeт иx пpeдeл, то они не зaмeдлят ни на чac и не ycкopят21»), о неизбежности наказания в этом мире («Никакoй нapoд не oпepeдит cвoeгo cpoкa и не зaмeдлят они (eгo)!»22), об исчезновении целых общин и народов в наказание за изгнание пророков («И эти селения пoгyбили Mы, кoгдa oни cтaли нecпpaвeдливыми, и cдeлaли для иx гибeли oпpeдeлeнный cpoк23»; «Бoйтecь иcпытaния, кoтopoe пocтигнeт нe тoлькo тex из вac, кoтopыe нecпpaвeдливы. И знaйтe, чтo Aллax cилeн в нaкaзaнии!»)24, а также такие айаты, как: «И oни гoтoвы были пoднять тeбя c зeмли, чтoбы вывecти из нee; и тoгдa пpoбыли бы oни пocлe тeбя лишь нeмнoгo»; «Пo oбычaю тex, кoгo Mы пocылaли дo тeбя из Haшиx пpopoкoв; и нe нaйдeшь ты для Haшeгo oбычaя пepeмeны»25, то все они отражают представление о «закономерности истории».

Что касается айатов, касающихся традиций народов прошлого и их незыблемости («Лжeцaми cчитaлиcь пocлaнцы дo тeбя и тepпeли тo, чтo иx cчитaли лжeцaми и пpитecняли, пoкa нe пpишлa к ним Haшa пoмoщь. И нeт пpимeняющeгo cлoвa Aллaxa! И доходили дo тeбя извecтия o пocлaнцax»26), связи базиса и надстройки («Это так потому, что Бог не изменяет благодеяний, какими благодетельствует каким-либо людям, покуда не изменят они себя самих. Истинно, Аллах слышащий, знающий!»; «Ужели вы думаете, что войдете в рай, тогда как с вами не было еще подобного тому, что было с вашими предшественниками, которых теперь уже нет? Их постигали бедствия, огорчения, они потрясамемы были так, что посланник и с ним верующие говорили: когда же помощь от Аллаха? Смотрите, помощь Божия близка»27), борьбы пророков с изнеженными любителями удобной жизни («И они говорили: «У нас много имущества и детей! Мы не из числа достойных наказания»28), связи торжества тирании с гибелью общества ( «Когда Мы хотели погубить какой-либо город, тогда Мы обращали нашу речь к наслаждавшимся благами среди него; но как они были нечестивы в нем, то осуществлялось над ним слов Наше, и Мы истребляли его полным истреблением»29), связи выполнения повелений Аллаха с благоденствием и экономическим процветанием («Знаем, что нам не ослабить Аллаха на земле, не ослабить Его бегством от Него»30) – то каждый из них по-своему объясняет законы истории.

В то же самое время существует большое количество айатов, указывающих на необходимость пробудиться и совершенствоваться в духовном самовоспитании. Эти айаты ясно свидетельствуют против того мнения, что история представляет собой случайные обстоятельства или движима судьбой и роком, против которых нет избавления. Эти айаты призывают человека путешествовать по миру и изучать судьбу народов прошлого для того, чтобы открыть тайну счастья и падения, а свое движение в будущее сделать более осмысленным и упорядоченным. «И дo тeбя Mы пocылaли тoлькo людeй из oбитaтeлeй ceлeний, кoтopым ниcпocылaли oткpoвeниe. Paзвe oни нe xoдили пo зeмлe и нe видeли, кaкoв был кoнeц тex, ктo был дo ниx! Beдь жильe бyдyщeй жизни – лyчшe для тex, ктo был бoгoбoязнeн. Paзвe oни нe ypaзyмeют?»31». В свою очередь, восстание против истины чревато страшными последствиями. В одном из айатов Корана говорится: «Cкoлькo Mы пoгyбили ceлeний, кoтopыe гopдилиcь cвoeй жизнью! Boт – иx oбитaлищa нeoбитaeмы пocлe ниx, кpoмe нeмнoгиx. И Mы были нacлeдникaми32». А в другом месте сказано: «Разве ты не видел, как поступил твой Господь с ‘адом, Ирамом, обладателем колонн?»33

Такого рода айатов в священном Коране великое множество34. Все они показывают, что когда какое-либо общество переходит границы дозволенного и опускается до разврата, то ему следует ждать неизбежного наказания отсрочить которое невозможно, и когда материальное благополучие и политическая безопасность открывают путь безбожию и пустому прожиганию жизни, следует ожидать резкого ухудшения жизни и уменьшения безопасности. Имам ‘Али (мир ему!) в Нахдж ал-балага также предупреждает: «Берегитесь тех трудностей и лишений, какие принесло кое-кому из ушедших их злодейство, помните о том, что дни изобилия сменились для них днями лишений и страшитесь повторить их судьбу. И когда вы будете думать о том, каким разным было положение народов прошлого, то постарайтесь понять, что принесло иным из них славу и величие, что отстранило от них врагов, создало все условия для их благоденствия, сделало их жизнь полной благости и одарило их щедростью и милостью, и поступайте так же. Конечно же, это было неприятие разобщенности, согласие на союз и одобрение единства. А то, что сломало им спины и поломало руки, было разобщенностью, злобностью, раздором, братоубийством и противостоянием друг другу. Воздерживайтесь же от всего этого».

На основании всего того, что было сказано выше о движущей силе истории, мы не можем настаивать на том, что существует какая-то единственная причина общественных изменений и исторического движения, т, однако не можем отрицать, что основная роль в любом случае принадлежит самому человеку, его инстинктам, желаниям и отношениям с себе подобными, а, а также Богу и природе.


Важность и ценность исламской истории
Общества подобны живым организмам. Каждое из них имеет совершенно определенную идентичность, движется по своим собственным ориентирам и пользуется собственным историческим багажом.,. Историческое наследие каждой нации является как бы ее паспортом. Культурное и историческое наследие исламского мира в действительности формирует историческую память мусульманских народов, придает силу мусульманскому обществу и служит причиной прочности, крепости и единства мусульманского мира.

Знание истории ислама и сохранение этого культурного наследия имеет основополагающее значение для победы мировой исламской революции. Меняя графику и язык, борясь против мусульманских обычаев и традиций, сверхдержавы пытаются уничтожить историческую память и самосознание мусульман, ибо воспоминания о былом величии и могуществе способны придать силу и даровать надежду угнетенным и униженным мусульманам. Борьба Абу Талиба и противостояние пророка Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) и язычников в самом начале мусульманской истории дают уроки стойкости всем реформаторским и освободительным движениям, призывая их не бояться ни полной блокады, ни происков врагов. Помимо этого:


1. Доказательство божественного откровения и связи Пророка Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) с вечным божественным источником и его вечные чудеса.
2. Познание тайны и секрета успехов посланника Аллаха в переходе от языческого мира к исламскому, в изменении родо-племенных основ языческого мира и замене их гибким, ищущим и животворящим исламским правлением.
3. Получение расширенной информации о теоретических взглядах и практической деятельности пророка Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) и непорочных имамов (мир им!) в культурной, духовной, социальной, политической и экономической сферах.
4. Познание шариатских установлений, обстоятельств их появления, их необходимости и законности.
5. И наконец: поскольку судьба мусульманского народа Ирана тесно связана с судьбой и культурой именно этой страны, а ислам и религиозные ценности считаются источником и секретом живучести культуры нашей нации, мы как нация обязаны знать о нашем собственном прошлом, на котором прочно базируется наша национальная судьба.
Летописание и его значение с точки зрения мусульман
Семена исторической мысли, посаженные в священном Коране и хадисах, начали всходить уже в самый ранний период существования ислама. Летописание в исламе началось с поиска, сбора и передачи известий и сведений о важнейших событиях, которые до того передавались из уст в уста. В кратчайший срок эти усилия принесли свои плоды и летописание, благодаря разнообразию и глубине предмета исследования, заняло важное и почетное место среди прочих исламских наук. Постепенно оно приобрело форму вполне кодифицированной науки, которая не только имела вполне самостоятельные ответвления, но и пользовалась разнообразной литературой, особыми методами сбора информации и исследования. Мусульманский историк стремился критически оценивать любое сообщение и проверять его на предмет достоверности передачи, так что впоследствии даже появились особые «наука о мужах» и «искусство опровержения и упорядочивания». На том основании, что для мусульман жизнь Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) была примером и образцом для подражания, правоверные историки начали свою работу с фиксации пути Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) и всего, связанного с его сражениями за утверждение ислама. Затем уже появилась общая история, а затем, постепенно, и труды по истории и ее философии. Хотя мусульманская историография и не отрицала влияние таких источников доисламского периода, как рассказы о прошлых временах и поколениях, но многие считают, что эта устная традиция сама по себе не привела к возникновению летописания, а лишь способствовала расцвету некоторых разделов мусульманской историографии35. По мнению большинства исследователей, летописание, или историография, составляет огромную часть письменной культуры ислама и способствовала общему совершенствованию исламской мысли и науки. История считается одной из важнейших и вечно живущих отраслей знания, присущих исламской цивилизации. Многие ученые считают кодификацию истории одним из доказательств ваджеб-е кефайи.

При обсуждении проблемы мусульманской историографии чрезвычайно важны такие вопросы, как: виды летописания, школы летописания, источники исследования истории ислама, а также вспомогательные дисциплины, с помощью которых происхоодит изучение истори ислама. Поскольку рассмотрение всех этих вопросов здесь невозможно, ограничимся лишь самыми главными моментами:

а) Некоторые наши современники, классифицируя мусульманскую историографию, взяли за критерий названия существующих книг и разделили исторические сочинения мусульман на семь групп:

1) жизнеописание (житие):

2) монография на конкретную тему;

3) общая история и календарь;

4) генеалогическая история;

5) непрерывная хроника;

6) локальная история;

7) социальная и культурная история36.

Другие исследователи особый упор делали на критерии места, времени и темы, и для истории ислама выделили шесть типов сочинений, в принципе очень близких тем, что мы уже привели выше37. Следует учесть, во-первых, что некоторые из видов исторических сочинений соединены в одно и неразрывны. Во-вторых, многие из существующих источников подпадают сразу под несколько пунктов классификации. А некоторые из источников оказываются вообще вне этой классификации.

Другие историки выделяют более сорока типов мусульманских исторических сочинений, причем к каждому типу относится по несколько сотен сочинений38.

Автор книги Кашф аз-занун пишет о мусульманских исторических сочинениях, написанных до XI века: «В результате своего исследования я обнаружил более 13 тысяч книг по истории, причём некоторые из этих книг насчитывают более 80 томов».

Такое огромное количество книг, оставленных мусульманскими историками, разнообразие историографических направлений в системе исламских наук, большая содержательность проблем, имеющих отношение к истории, достаточны для доказательства широты охвата и внимания мусульманских историков к вопросу летописания (историографии), являющегося одним из ярких проявлений исламской культуры.


Б) Что такое «историографическая школа» и какие мусульманские историографические школы являются наиболее известными?
Наверное мы можем назвать историографической школой совокупность идей того или иного учителя, имеющую влияние на группу последователей и разделяющуюся ими, или особое направление или общую систему взглядов, которую разделяет группа философов, мыслителей, исследователей и их учеников и последователей. Исламские историографические школы унаследовали идеи ряда крупных мусульманских мыслителей, их ученикоа и последователей. Можно назвать по меньшей мере пять больших историографических школ:
1) Хиджазская (Мединская) школа которая известна соединением Корана, фикха (мусульманского права) и догматики с исторической тематикой;

2) Иракская (Басрийская) школа (в Басре), которая находилась под влиянием позиций, достигнутых в результате побед мусульманских войск и в написании исторических сочинений во многом опиралась на доисламскую литературу, особенно генеалогические и иные предания;

3) Сирийская школа, находившаяся под влиянием невежественных взглядов Омейядов и возникшая с целью оправдания законности их политического и религиозного правления.

4) Йеменская школа, которая возникла в ответ на родо-племенные притязания Омейядов.

5) Иранская школа, которая в ходе перевода старых персидских сочинений занялась составлением всеобщих историй, проникнутых шуубитским духом.
В) Несмотря на то, что существует большое разнообразие и большое количество источников мусульманских историографических сочинений, всё же, в общем, можно условно их подразделить на:
1. Устные исторические источники

Сюда относятся легенды, предания и стихи, имевшие устное происхождение и передававшиеся изустно от человека к человеку.Важнейшими особенностями этого типа источников является опора на память, фиксация событий в индивидуальном сознании ряда людей и передача их путем беседы. Боьшая часть информации, относящейся к ранней истории ислама, получена из устных источников, от прямых свидетелей событий, рассказчиков и передатчиков преданий, пронесших их через несколько поколений до тех пор, пока информация не была записана.


2. Письменные источники

Сюда относятся различные документы, договора, соглашения о мире, исторические летописи, которые также в своём большинстве взяты из устных источников. Фиксация, кодификация, письменное изложение исторических фактов способствовали избеганию фальсификаций, искажений, неточностей и ошибок. «Кодифицированные документы» дали исследователям возможность для изучения и сопоставления исторической информации.

Хотя начало официальной мусульманской историографии началось во втором веке хиджры39, отрывочные записи и частные письменные документы появились уже в первом веке. Они стали важным источником для историков последующих веков.
3. Изобразительные источники

Они включают рисунки, каллиграфию и орнамент40, а также исторические карты. Эти карты украшают рукописи по исторической географии.


4. Архитектурные источники

Мечети и дворцы, городская архитектура, башни и дороги в городах и вне городов – все это источники, дополняющие другую историческую информацию.


В качестве дополнительных источников по ранней истории ислама историки и исследователи могут, помимо тафсиров (толкований) Корана, хадисов (преданий о жизни Пророка Мухаммада (да благословит Аллах Его и род Его!)), фикха (мусульманского права) и калама (трактатов на религиозные темы) использовать также стихи и географические данные. Помимо этого, можно указать на такие важные вспомогательные исторические дисциплины, как:
а) Языкознание

Распространение ислама на запад и восток вынуждало историка знать хотя бы несколько важнейших языков. Существование важных исторических терминов, понимание устных или письменных источников прошедших эпох и постоянное обращение историка к старинным документам увеличивает важность языкознания для исторического исследования.


б) Документология

Для написания исторического сочинения чрезвычайно важны исторические документы. Поэтому для обработки и упорядочивания исторических фактов историк должен знакомиться с системой кодификации и классификации исторических документов. Кроме того, знание специфических канцелярских терминов той или иной исторической эпохи, методики собирания документов специфики их использования требует от историка знания документологии.


в) Нумизматика

Эта наука позволяет восстанавливать социальную, политическую и культурную картину той или иной эпохи, а также исследовать экономическую ситуацию соответствующего времени. Изучая монеты, историк-исследователь может получать определенные исторические факты и давать социально-политическую характеристику эпохи. Надписи и рисунки на монетах, их вес, объем и содержание ценных металлов предоставляют в распоряжение историка очень ценный материал.


г) География

Время и место являются важными элементами истории. География, дающая сведения о «месте действия» исторических событий играет большую роль в их исследовании. Без знания географии невозможны объяснение, толковании е и анализ исторических событий. Поэтому для исследования исторических фактов и точного объяснения их последствий историку необходимо знание географии.


д) Литература

Историческая наука неотделима от литературы, потому что литература является волшебным зеркалом, отражающим мысли, фантазии и чувства людей. Поэтому историк должен быть знаком с литературным самовыражением того или иного народа, в частности, с его поэзией и мифологией. Это позволит понять культурный и социальный багаж каждого народа41.

Помимо всего, что было сказано выше о важности истории ислама, можно назвать еще несколько совсем немаловажных причин и побудительных мотивов, способствовавших развитию мусульманской истории и историографии. Это:
– святость и наивысшая ценность знания в исламе42;

– достоверная позиция Корана по сравнению с учениями пророков-предшественников43;

– имеющееся в Коране поощрение и одобрение изучения окружающего мира , открытия философии истории, извлечения уроков из судьбы отвергающих, опровергающих, идущих по ложному пути44.

– необходимость извлечения пользы из Сиры и Сунны непорочных как доказательства благости и совершенства религии, а также распространенности вечной культуры ислама45.

внимание правителей к тому, чтобы их правление осталось в памяти потомков и получило соответствующее отражение.

– принятие ислама многими народами мира и культурное противостояние с другими племенами и народами.


Изучение искажений истории ислама и его источники
Для реалистичного подхода к истории ислама и существующим историческим сочинениям исследование искажений, с которыми до сих пор сталкивалась история ислама, имеет большое значение и позволяет ликвидировать неясность и сомнение в отношении запутанных сочинений, которые уменьшают доверие к истории ислама.

Некоторые из этих искажений не были нацелены непосредственно на историю ислама, однако имеют в истории ислама много примеров. Поэтому выяснение причин искажений истории ислама имеет большое значение. Важнейшие причины искажения истории ислама таковы:


1 – Временной разрыв между историком и историческими событиями
Учитывая способ передачи исторической информации и то, что некоторые историки ставили перед собой целью лишь изложение событий и не озадачивали себя проверкой их достоверности, вероятность искажений очень возрастала.
2 – Разногласия в мусульманской общине и раскол на несколько партий
Большой вред нанесли также разногласия внутри мусульманской общины, и приверженность историков разным партиям, мешавшая им придерживаться истины. Эта причина постоянно искажала лицо исламской истории. Искажение историком реальных фактов в угоду своей партии или группе или толкование событий прошлого в пользу правящего течения, мало способствовали отражению подлинной истории.
3 – Фанатизм
Религиозные пристрастия и шовинистические воззрения историка также влияли на исторические сочинения. Трудно найти историческое сочинение, свободное от фанатической пристрастности. Хотя в то же время встречались историки, которые, не разделяя общей идеологии, утрачивали свои возможности. Мутарраф ал-Мугайра говорит: «Я и мой отец, который был тесно связан с Му‘аввией, находились в Шаме. Однажды вечером отец вернулся со встречи с Му‘аввией в печальном настроении. Я спросил о причине [этого]. [Отец] сказал: «Этот [Му‘аввия] – сущий безбожник! Один из самых скверных людей в мире». Я спросил: «Почему?» Он ответил: «Я предложил ему: «Хорошо бы теперь, когда твоя мечта сбылась, и ты завладел халифатом, и когда твоя жизнь приближается к концу, ты проявил бы справедливость и перестал так дурно обращаться с хашимитами, ведь они – твои рабы, и у них нет сил восстать против твоего халифата». Он сказал: «Никогда, никогда! Абу Бакр был халифом и проявлял справедливость, но он умер, и имя его забыто. Судьба ‘Умара и ‘Усмана была такой же, как судьба Абу Бакра. Но имя этого хашимита [пророка Аллаха] пять раз в день поминается во всем исламском мире [Во время азана произносится формула «Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха»]. Поэтому что можно сделать, как не предать земле имя Мухаммада?»46
4 – Давление правителей
Человеческий эгоизм всегда создавал много проблем и является большим недостатком правителей, так как приводит к очень неприятным последствиям. Давление Омейядских и Аббасидских правителей порой доходило до того, что всякий, кто передавал хадис о мудрости ‘Али (мир Ему!) и его сыновей, подвергался самым мучительным пыткам. Осуждение хакима Нишапура, зверское убийство Ибн Сиккита (учителя сыновей ‘Али), преследование и осуждение многих историков за упоминание о мудрости представителей семьи Пророка (да благословит Аллах Его и Его род!) являются наглядными примерами давления со стороны правителей.
5 – Злоупотребление некоторыми учеными-книжниками невежеством халифов и их сторонников
Путем распространения легенд и всякой безосновательной информации (исра‘илийат) эта группа ученых пыталась подорвать доверие к исламской религии. Враждебное отношение и происки таких людей, как Ка’б ал-Ахбар, Абу Хурайра, Вахаб бин Мунабба и Сайф бин ‘Умар, которые сообщили ложные и противоречащие здравому смыслу и логике хадисы, нанесли исламу такой урон, от которого он во многом не может оправиться до сих пор. Рассказывают, что Ибн Аби-л-‘Уджа Манави как-то сказал: «Мы с Хуммадом бин Зайдом ввели в ислам четыре тысячи хадисов, которые выдают халал [дозволенное]за харам [недозволенное], а харам за халал»47.
6 – Запрет, налагавшийся халифами на передачу хадисов
Запрет на запись и собирание хадисов появился еще при первом халифе, а распоряжение второго халифа сжигать и уничтожать хадисы было таким суровым, что даже после его смерти никто не осмеливался передать какой-нибудь хадис о Пророке (да благословит Аллах Его и Его род!). Этот запрет при халифате имама ‘Али (мир Ему!) был снят, однако после его гибели возобновился вплоть до времен ‘Умара бин ‘Абд ал-‘Азиза48.

Общие принципы и правила написания исторического сочинения с опорой на исламские ценности

Некоторые историки считают, что применение разнообразных знаний, и особенно знания религиозных текстов и приоритетных исламских источников (Корана и правильной Сунны), использование многочисленных источников, трезвый взгляд на вещи и опора на подлинность документов и точность сведений являются необходимыми для любого историка, и полагают, что анализ и оценка полученных сведений с помощью четких принципов и критериев, сравнение их с им подобными и принятие во внимание «природы сущего» являются важнейшими правилами при написании исторического сочинения49.

На этом основании можно выделить несколько важных критериев и правил написания исторического сочинения, которые требуют большего внимания и доверия к документам и историческим источникам:
1 – Внимание ко всем причинам и факторам развития или упадка династии (или нации) и доверие к заслуживающим того документам и источникам, относящимся ко времени формирования и возникновения этой династии;

2 – Воздержание от высказывания своего мнения по поводу того или иного вопроса до завершения ее полного изучения и анализа;

3 – Следование принципам точности и объективности в исследовании, честность и порядочность, отказ от любого пристрастия в научном исследовании, фиксация и передача фактов такими, как они есть;

4 – Принятие во внимание возможностей, существовавших во время описываемого события, а также обычаев и традиций того народа, о котором идет речь;

5 – Воздержание от полного доверия взглядам писателей прошлого до проведения тщательного изучения всех источников, особенно в тех случаях, когда тема напрямую связана с личными интересами;

6 – Чрезвычайное внимание в роли народа, потому что история – это паспорт народов, а не государей и их придворных;

7 – Поиск духа исторических событий , их влияния на глубину и путь развития истории, обнаружение связи и преемственности документов, воздержание от сведения счетов и отсекание всяких личных и групповых соображений;

8 – Высказывание мнения является законом и правилом, цель которого – дать максимально точную оценку нынешнего времени и наилучшим образом предвидеть и спланировать будущее.


Исследование истории ислама тогда будет научным и соответствующим истине, когда оно будет обладать такими характеристиками, как логическая доказательность, опора на авторитетные источники, соответствие содержания и формы реальным историческим фактам и внешнему контексту, и при этом не будет противоречить Корану и заслуживающим доверия преданиям Сунны.

Что такое востоковедение? Прошлое востоковедения
Исследования западных ученых в области этнографии, цивилизации, религий, литературы и истории стран Востока называются востоковедением. Конечно, не следует считать западных ученых пионерами этой науки. За много веков до появления новой европейской цивилизации такие ученые, как Геродот, Йа‘куби, Мас‘уди, Абу Райхан Бируни, Ибн Баттута и Фирдоуси, занимались изучением и исследованием других обществ. Эти ученые стремились знакомить своих соотечественников с культурой других стран и тем самым способствовать распространению знания и культуры.

Иногда датой рождения востоковедения на Западе называют 1312 год по христианскому летоисчислению, называя его основоположником Реймонда Луля (Raymond Lull). Луль был уверен в том, что для того, чтобы лучше узнать культуру и идеологию арабов и остальных мусульман, следует сначала выучить их язык. Это, по его мнению, облегчило бы и распространение влияния европейцев на мусульман50. Другие называют основоположником этой науки крещеного еврея Петруса Альфонси (Петро де Альфонсо), и относят ее начало к эпохе господства мусульман в Андалузии51.

В конце XIX в. на Западе остро встала проблема подготовки специалистов по Востоку, в результате чего в европейских университетах появились кафедры исламоведения, иранистики и т.п.

Развитие исламистских движений в исламском мире, и особенно в Египте, события в Пакистане и Афганистане и особенно обнадеживающая победа исламской революции в Иране вызвали в Европе и Америке новую волну интереса к Востоку и стали причиной самого серьезного и усиливающегося день ото дня внимания в исследования в области исламоведения52.


Начало востоковедения
То, что некоторые из этих исследований проводились ради изучения Востока, в частности, его культуры и общества, а также с целью просвещения и познания истории человечества, отрицать нельзя. Единое происхождение всех людей, живущих ныне на Земле, потребность людей в познании противоположного и присущая человеку любознательность являются источниками и этой науки. Однако завоевательная, расистская и националистическая политика западных государств отбросила тень на саму основу востоковедных исследований, напустила туман недоверия на большую часть деятельности востоковедов – вплоть до того, что очень многие считают востоковедение частью политических происков западных держав, считают неприемлемой его претензию на роль чистой и нейтральной науки.

Колониальная политика стран Запада стала причиной того, что на Востоке востоковедение стало восприниматься как средство уничтожения его ценного культурного и религиозного наследия53. Тайная и явная связь научного востоковедения с политическими целями дошла до того, что даже некоторые востоковеды оказываются в рядах его самых серьезных критиков:

«Если какой-нибудь востоковед говорит: «Маст – белый», всегда надо держать в уме вероятность того, что либо маст – вообще не белый, либо утверждение белизны маста – это лишь вступление к отрицанию того, что уголь – черный»54.

Энн Мэри Шиммель, указывая на колонизаторские мотивы английских и французских исследователей, утверждает, что на протяжении последних десятилетий взгляды востоковедов постоянно подвергались критике55.

Одним из тех востоковедов, кто много занимался исследованиями истории ислама, а затем был подвергнут острой критике со стороны не только мусульман, но и не-мусульман, являет Генри Ламанс. Беспристрастный христианский ученый Джордж Джордак, раскритиковав этого бельгийского священника с научной точки зрения, выразил сожаление по поводу его сочинения и сказал, что такого рода сочинения противоречат духу и методу науки56.

«Кембриджская история ислама» – одно из новейших сочинений востоковедов по истории ислама, которое якобы является его новым достижением и написано с целью расширения понимания и постижения ислама. Эдвард Саид (известный исследователь-христианин палестинского происхождения, живущий сейчас в Америке), пишет об этом издании:««Кембриджская история ислама» не только рассматривает и представляет ислам как очень плохую религию, но и не дает ни одной оригинальной идеи по поводу его истории… На сотнях страниц, составляющих первый том, смысл и значение ислама сводятся к бесконечной череде войн, государств, смертей и т.п., причем написано об этом с ужасающей прямотой»57.

На этом основании мы можем по праву говорить о предвзятости западных востоковедов в отношении истории ислама. Тесная увязка востоковедения с колониальными устремлениями западных стран проявляется в следующих моментах, имеющих отношение к ранней истории ислама: тенденциозное толкование религиозных исламских текстов, вынесение априорных и ничем не обоснованных заключений; общее искажение содержания исламских источников и неверная трактовка вопросов, не поддающихся прямому искажению; постоянное принижение народов Востока и стремление в выгодном свете представить потребительскую цивилизацию Запада58; стремление представить ислам как религию, вытекающую из предшествующих религий, т.е. иудаизма и христианства59; стремление к отрицанию общеисламской религиозно-правовой основы шиизма, утверждение его генетической связи с зороастризмом и придание шиизму характера сугубо иранской религиозной школы60; изображение пророка Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) как диктатора и агрессора, чрезмерное педалирование националистических и сепаратистских устремлений мусульман; представление хиджаба в невыгодном свете; унижение мусульманской женщины и утверждение того, что в исламском обществе женщина занимает приниженное место; искажение исламских представлений о человеческой личности, о мышлении, свободе и выборе человека, и т.д. и т.п.

  Разумеется, некоторые востоковеды проявляют в исследованиях точность и тщательность, и оказываются весьма компетентными. Даже малодостоверные источники при верном подходе и точной оценке могут дать требуемый результат.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • Научность, достоверность и польза истории
  • Философия истории, ее закономерности и движущие силы
  • Важность и ценность исламской истории
  • Изучение искажений истории ислама и его источники
  • Общие принципы и правила написания исторического сочинения с опорой на исламские ценности
  • Что такое востоковедение Прошлое востоковедения
  • Начало востоковедения