Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Модуль 3 Н. В. Гоголь (1809-1852) вопросы и задания




Скачать 488.89 Kb.
страница1/2
Дата08.07.2017
Размер488.89 Kb.
  1   2
МОДУЛЬ 3
Н.В. Гоголь (1809-1852)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Дайте хронологию периодов творчества Гоголя с указанием важнейших произведений и дат их написания.

_____________________

В конце декабря 1828 года Н.В Гоголь приезжает в Петербург и в его жизни начинается петербуржский период (1829-1835). В 1829 году автор выпустил поэму «Ганц Кюхельгартен», пользуясь псевдонимом В.Алов. Так же в этот период автор выпустил в свет произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки», в 1831 году появилась первая часть, а в 1832 году – вторая. Далее были очень плодотворные для автора года. В 1835 году вышли «Арабески» и «Миргород», так же были начаты «Мертвые души», в этом же году был написан «Ревизор». В мае 1842 года автор закончил первый том мёртвых душ. 1842-1852 – последний период в творчестве писателя. Автор работал над вторым томом «мёртвых душ», который был сожжен им в 1852 году.

===================


  1. Дайте краткую характеристику каждому периоду творчестве Гоголя (основные темы, художественный метод, наиболее яркие образы) (0,5-1 стр.).

_____________________

Всё творчество Гоголя можно разделить на три периода. Первый период – 1829-1835 года. Всё началось с того, что в 1828 году писатель переехал в Петербург. Автор стал искать себя в литературе. Ранние произведения Гоголя сочетали в себе фантастику и фольклор. Второй период – 1835-1842 года. Теперь в своих произведениях Гоголь всё чаще описывает Петербург. Автор отходит от фантастических тематик, она растворяется в реальности. В третьем периоде (1842-1852) фантастическая тематика вообще практически отсутствует.

===================
«РЕВИЗОР»
Работа с текстом


  1. Внимательно перечитайте комедию. Кратко изложите содержание по действиям.

_____________________
Комедия состоит из пяти действий. Первое действие начинается в комнате городничего, в которой собрались чиновники уездного города. Городничий сообщает им, что к ним скоро приедет ревизор. Все очень встревожены и напуганы. Через какое-то время они решают, что ревизор это мужчина, который живет в трактире уже неделю в долг. Запаниковав, чиновники пытаются привести в порядок все свои дела и посылают служанку в номер к предполагаемому ревизору. Второе действие начинается в маленькой комнате в гостинице. Мы видим Хлестакова и его слугу Осипа. Хлестаков проиграл все деньги в карты, денег им взять неоткуда, оба хотят есть, но и в трактире их уже отказываются кормить в долг. Внезапно им сообщают, что их хочет видеть городничий. Хлестаков одновременно оправдывается и обещает заплатить за все. Городничий пугается жалоб на трактирщика и предлагает «ревизору» переехать на другую квартиру. Хлестаков понимает, что городничий его боится и вживается в образ. Городничий предлагает Хлестакову взятку и приглашает его в свой дом, а затем осмотреть все городские учреждения. В третьем действии городничий представляет Хлестакову свою жену и дочь. Хлестаков настолько вжился в образ, что чиновники уже на сто процентов уверены, что не ошиблись. В четвертом действии описывается беззаботная жизнь Хлестакова в доме у городничего. Осип пытается вразумить хозяина, говоря, что их приняли не за тех и уже пора бы уходить, Хлестаков тоже это понимает, но сначала решает написать письмо своему товарищу. Каждый день к «ревизору» приходят люди с жалобами и просьбами, которые он обещает выполнить. Затем Хлестаков просит руки дочери городничего, счастливые родители благословляют их. Хлестаков уезжает к богатому дяде на день. В пятом действии городничий уже представляет свою безбедную жизнь в Петербурге и принимает поздравления от подчиненных. Внезапно появляется почтмейстер с распечатанным конвертом в руке, это было письмо Хлестакова к своему другу, в котором оскорбляет каждого из чиновников. Начинается всеобщая паника, в комнату входит жандарм и объявляет, что прибывший из Петербурга чиновник требует городничего к себе. Всё заканчивается немой сценой.

===================



  1. В произвольной форме составьте схему системы персонажей комедии (воспользуйтесь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»).

_____________________

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Один из главных персонажей комедии Н.В Гоголя «Ревизор». Он очень глупый и изворотливый, узнав, что в его уездный городок едет ревизор, он сразу начал придумывать, как обхитрить проверяющего и сколько взяток дать. Для общества он сделал образ порядочного городничего, с чудесной семьей, он ходит в церковь, любит жителей города, на деле же он продажный и трусливый и к тому же не образованный.

Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга, которого все приняли за ревизора. Он молодой и модно одевается, неплохой актер и достаточно легко вжился в образ ревизора, быстро поняв, что его принимают не за того кем он является, но легкомысленный и глупый хвастун.

Анна Андреевна – жена городничего. Постоянно соперничает со своей дочерью. Ее представления о жизни очень примитивны, как и она сама. Очень любит употреблять в своей речи изысканные словечки, мешая их с просторечными выражениями.

Мария Антоновна дочь Анны Андреевны и городничего. Соревнуется с мамой за внимание Хлестакова, пытается следить за модой. Молодая девушка, которой в конце Хлестаков делает предложение, а затем уезжает.

Лука Лукич Хлопов - один из второстепенных героев комедии. Смотритель училищ, типичный представитель чиновничества. Он робок и труслив, нанимает глупых учителей, чтобы они не допускали вольной мысли.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин еще один чиновник уездного города. Судья-взяточник, который берет взятки борзыми щенками. Гоголь показывает его невежественным и глуповатым человеком, который за 15 лет работы так и не научился отличать правого от не правого.

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Сплетник и кляузник. Из собственной выгоды рассказывает Хлестакову о всех проступках других чиновников. Гоголь показывает его карьеристом и лицемером, который готов на всё ради продвижения по службе.

Осип-слуга Хлестакова, который абсолютно его не уважает. На фоне всех остальных Осип выглядит достаточно умным и сообразительным, именно он убеждает Хлестакова вовремя уехать из города.

Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер, который вскрывает чужие письма и с удовольствием их зачитывает. Именно он помогает разоблачить «ревизора», распечатав письмо Хлестакова к своему другу.

===================


  1. Приведите по несколько реплик, наиболее ярко, с Вашей точки зрения, характеризующих каждого персонажа.

_____________________

Городничий.



Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла!

«А, черт возьми, славно быть генералом!»

Хлестаков.


«Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.»

"Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде."

Анна Андреевна.

«А? Скоро уехали! да ты бы побежала за дрожками. Ступай, ступай

сейчас! Слышишь, побеги расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько,

что за приезжий, каков он, - слышишь? Подсмотри в щелку и узнай все, и глаза

какие: черные или нет, и сию же минуту возвращайся назад, слышишь? Скорее,

скорее, скорее, скорее!»

«Не стыдно

ли вам? Я у вас крестила вашего Ванечку и Лизаньку, а вы вот как со мною

поступили!»

Мария Антоновна.

«Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и

Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники в голубом. Нет, лучше я

надену цветное.»

«Ах, маменька, вам нейдет палевое!»

Лука Лукич.

«Вот ещё на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда ещё не видывал. Он-то её сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству».

Ляпкин-Тяпкин.



Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Земляника.



С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

Осип.


«На пустое брюхо всякая ноша кажется тяжела.»

«Вот уж на что я крепостной человек»

Шпекин.

«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший



человек. По крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей.»

===================


Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Уточните свои представления о понятии драматургического конфликта. В чем своеобразие конфликта в комедии «Ревизор»?

_____________________

Необычность конфликта в «Ревизоре» заключается в том, что драматургическую ситуацию формирует не любовь, а страх ожидания, ужас перед высокопоставленным официальным лицом. Кроме того, пьеса лишена противостояния между положительным героем и обществом, это сродни тому, как если бы «Горе от ума» было лишено Чацкого. Людские пороки обнажает не умный и самоотверженный герой, а простой и глупый Хлестаков.

===================



  1. Объясните Ваше понимание выражения Ю. Манна «миражная интрига» применительно к комедии «Ревизор».

_____________________

В комедии нет ни героя-идеолога, ни обманщика, сознательно водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, своими действиями навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя играть её. Алогизм их мышления и все возрастающий страх, затмевающий разум, заставляют принять «вертопраха» Хлестакова за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за пустотой, миражом.

===================



  1. Охарактеризуйте Хлестакова и Городничего в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенном в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________

Хлестаков – основной персонаж комедии Н.В Гоголя «Ревизор». Чиновники, поддавшись всеобщей панике, приняли его за ревизора. На самом деле Хлестаков был в этом городе проездом, и он лишь мелкий чиновник из Петербурга. Он очень молод и старается модно одеваться, немного глуп, но неплохой актёр. Гоголь показывает, как Хлестаков достаточно быстро вживается в образ крупного чиновника, даже не разобравшись до конца, за кого его принимают. Так же он легкомыслен и не отвечает за свои поступки, то и дело ухаживает то за женой городничего, то за его дочерью, которую, в конце концов, он бросает, уехав, даже не подумав о чувствах и чести юной девушки.


Городничий типичный представитель чиновничества в России того времени. Он взяточник, как и те остальные, которые ему подчиняются. Он пугливый, поэтому быстро поддается всеобщей панике, стараясь быстро сообразить, как же подлизаться к ревизору. В обществе он строит из себя замечательного человека, любящего своих подчиненных и работу, на самом деле это его маска, он даже ходит в церковь, чтобы о нём думали хорошо.

===================



  1. Перечислите и проиллюстрируйте художественные средства создания образов чиновников.

_____________________

В своем произведении Гоголь использовал множество художественных средств при описании чиновников. Во-первых, автор использует говорящие фамилии, например, Уховертов, Гибнер. Во-вторых, Гоголь оставил характеристику каждого из персонажей, в которых раскрывает все пороки и критикует всех действующих лиц. Немая сцена в конце произведения тоже является художественным средством.

===================


  1. Как Вы понимаете роль любовной интриги в комедии?

_____________________

Я считаю, что Гоголь ввел в произведение любовную интригу, чтобы читатель глубже понял образ Хлестакова. Именно здесь раскрывается его характер. Он ухаживает сразу и за замужней Анной Андреевной и за ее дочерью Марией Антоновной, в итоге выбрав последнюю, потому что она моложе, но и про обещание жениться он легко забывает и уезжает, показывая свое безразличие и невоспитанность.

===================


  1. Перечислите и проиллюстрируйте художественные средства создания образа Петербурга в комедии.

_____________________

В своём произведении Н.В Гоголь уделяет внимание образу Петербурга. Он высмеивает равнение и Москвы и Питера на западноевропейские стандарты, забывая при этом о традициях русского народа. Образ Питера раскрывает в себе характерные черты всей России того времени.

===================


  1. Систематизируйте свои представления о формах и приемах комического. Приведите примеры использования Гоголем сатиры и гротеска в комедии «Ревизор». Перечислите явления, ставшие объектами комического изображения.

_____________________
===================
Анализ проблематики


  1. Определите место комедии «Ревизор» в общем контексте гоголевского творчества, ее связь с тематикой и проблематикой других известных Вам произведений писателя (0,5-1 стр.).

_____________________

Комедия Н.В Гоголя «Ревизор» имеет очень значительную роль в творчестве писателя. В этом произведении автор собрал всё плохое, но правдивое в России. Гоголь высмеивает сложившуюся ситуацию. «Ревизор» стал очень важным моментом в развитии творчества писателя. Эту комедию можно связать с другим немаловажным произведением писателя «Мёртвые души», в обоих этих работах Гоголь выражает протест против взятничества и испорченности общественной жизни. Оба этих произведения были очень смелым шагом и произвели огромный эффект на общество.

===================


  1. Объясните, как воплотилась в комедии «Ревизор» идея возмездия и с какими аспектами современной Гоголю российской жизни она связана (0,5 стр.).

_____________________

В своей комедии Н.В Гоголь высмеивает взятничество и вообще поведение российских чиновников. Идея возмездия нашла своё отражение в комедии, ведь после стольких стараний местных чиновников понравиться Хлестакову их усилия остаются напрасными. Автор разоблачает их, высмеивает и ставит в безвыходное положение в конце произведения. В то время как Хлестаков достаточно легко отделывается, во время уезжая, чиновникам еще придётся регулировать проблемы с настоящим ревизором. Обвинять в своей глупости они могут только себя, ведь Хлестаков только лишь хорошо вжился в предложенный ему ими образ.


===================

  1. Объясните и проиллюстрируйте, как реализуются и какую роль играют в комедии

  • мотив страха;

  • мотив вранья;

  • мотив пустоты;

  • мотив маски (личины)

(1 стр.).

_____________________

Мотив страха. Вокруг страха и завязывается сюжет, чиновники поддаются всеобщей панике, бояться потерять свои места и именно поэтому едут к Хлестакову в гостиницу и дают ему взятки. Руководствуясь лишь страхом перед высшим по чину человеком, они даже не пытаются разобраться. Ведь если бы не это чувство, то не произошло бы заблуждения, которое привело к таким не радостным для чиновников последствиям.
Мотив вранья. Врут все, чиновники, враньём пытаются задобрить «ревизора», Хлестаков врёт чиновникам, в итоге враньё не привело персонажей ни к чему хорошему.
Мотив пустоты. Гоголь показывает насколько каждый из его героев душевно пуст, от вечного вранья и взятничества в их душах не осталось ничего хорошего.
Мотив маски. Во-первых маску носит городничий, строя из себя порядочного семьянина и хорошего управляющего. Он специально ходит в церковь и притворяется перед всеми. Хлестаков прикидывается ревизором, а все чиновники добрыми и добропорядочными людьми, хорошо исполнявшими свои обязанности.

===================



«МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Работа с текстом


  1. Внимательно перечитайте текст поэмы. Лаконично (1 стр.) и стилистически корректно изложите ее содержание по главам.

_____________________

В первой главе автор знакомит читателей с Чичиковым, который только приехал. На следующий день он посещает чиновников, льстит им, очень умело, поэтому они приглашают его в гости. Губернатор приглашает его на бал, где Чичиков знакомиться с Собакевичем и Маниловым, а так же производит хорошее впечатление на всех остальных, поддерживая любую тему разговора и искусно осыпая комплиментами всех собравшихся.

Во второй главе Чичиков отправляется в деревню к Манилову, при этом Гоголь описывает характер и усадьбу Манилова. Чичиков и Манилов постоянно обмениваются любезностями, Манилов знакомит гостя с женой и двумя детьми. Затем Чичиков просит у Манилова продать ему мёртвые души крестьян, которые раньше жили в усадьбе, Манилов легко соглашается, отдавая ему их бесплатно и тут же, как только Чичиков уезжает, забывает об этом, думая о дружбе с таким чудесным человеком как Чичиков.

В третьей главе главный герой направляется в усадьбу Собакевича, однако попав под сильный дождь, сбивается с пути и попадает к помещице Настасье Петровне Коробочке, которая оставляет его на ночлег. С утра Чичиков первым же делом просит продать ему мёртвые души, озадаченная женщина предлагает купить лучше мёд, но в конце концов ему удаётся уговорить её после долгих и упорных торгов.

Четвертая глава начинается с посещения Чичиковым трактира, в котором встречает Ноздрёва, тот упорно приглашает его к себе в гости. Оказавшись в имении, Чичиков сразу переходит к деловым переговорам, объясняя, что мёртвые души нужны ему для того чтобы удачно жениться. Ноздрёв быстро соглашается, заодно пытаясь продать собаку, кобылу и шарманку, но Чичиков отказался. Всё заканчивается тем, что Ноздрёва арестовывают, а Чичиков быстро исчезает под общий шумок.

В пятой главе бричка Чичикова попадает в аварию, столкнувшись с другой бричкой, в которой оказались две дамы, одной из которых 16 лет и она понравилась главному герою. Вскоре проблемы улажены, а Чичиков, наконец, доехал до Собакевича. Он сразу же предлагает хозяину сделку, на что Собакевич совсем не удивляется и после некоторых споров отдаёт мёртвые души по три рубля за штуку. Чичиков отправляется к Плюшкину, а глава заканчивается размышлениями автора о русском языке.


А шестая глава начинается с размышлений о путешествиях, а Чичиков приезжает к Плюшкину. Автор рассказывает о прошлом Плюшкина и о том, что раньше он был совсем другим, а теперь очень изменился. Он очень скуп, с ним никто не может сторговаться, чересчур бережлив и экономен, поэтому крестьяне у него ходят босиком. Узнав о том, что хочет от него Чичиков, он очень радуется новым деньгам, а так же тому, что Чичиков сразу после сделки быстро уезжает, даже не оставшись на чай.

Седьмая глава снова начинается с лирического отступления автора. А Чичиков уже владелец четырехсот мёртвых душ, после удачных сделок он отправляется на обед к полицмейстеру. За столом все напиваются, в том числе и сам Чичиков, который уже даже не соображает, что говорит. Его слуги увозят хозяина домой, а сами снова отправляются в трактир.

Восьмая глава. Все жители города только и говорят о покупках Чичикова, каждому хочется подзаработать, поэтому каждый пытается предложить Чичикову своих крестьян. Чичиков вновь встречается с девушкой, в которую влюбился во время аварии, но ей он совсем не нравиться, а тем временем Ноздрёв разбалтывает всем присутствующим о покупке Чичиковым мёртвых душ. Все очень удивлены и думают, что Ноздрёв специально оговорил честного человека.
Девятая глава. Слухи о Чичикове подтверждаются и его решают арестовать.
Десятая глава. Все чиновники обеспокоены сложившейся ситуацией, поэтому решили устроить собрание. Чичикова обвиняют во всех бунтах, в том, что он переодетый Наполеон, в том, что еще в детстве он был шпионом и фальшивомонетчиком. Чичикова стали странно принимать в обществе, и Ноздрёв рассказывает ему обо всех слухах, которые о нём ходят. Главный герой приказывает срочно паковать вещи.

Одиннадцатая глава. С утра Чичиков так и не выехал из города, потому что проспал, поэтому смог выехать только к вечеру. Автор размышляет о Руси, а затем рассказывает о происхождении Чичикова. Завершается глава снова размышлениями Гоголя о Руси.

===================


  1. В произвольной форме составьте схему системы персонажей поэмы (воспользуйтесь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»).

_____________________

Главный герой – Павел Иванович Чичиков он происходит из бедной дворянской семьи. Умеет общаться с людьми и оставляет о себе исключительно хорошее впечатление, а всё благодаря его умению льстить и подбирать нужные слова.


Манилов – помещик, чересчур обходительный и учтивый, однако внутри у него ничего нет.
Настасья Петровна Коробочка – старая помещица и вдова. Продавая Чичикову мёртвые души очень боялась продешевить.
Ноздрёв – помещик, очень общительный, но все считают его вруном.
Собакевич – еще один помещик, толстый и похож на медведя.
Плюшкин тоже помещик, причем очень богатый. Имеет 800 душ, при этом очень жадный и скупой.
===================

  1. Приведите по несколько цитат, наиболее ярко характеризующих каждого персонажа.

_____________________

Чичиков:  «О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать свое почтение первым его сановникам.»


«Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные -- бог ведает. Лицом он на них не походил: по крайней мере, родственница, бывшая при его рождении, низенькая, коротенькая женщина, которых обыкновенно называют пиголицами, взявши в руки ребенка, вскрикнула: "Совсем вышел не такой, как я думала! Ему бы следовало пойти в бабку с матерней стороны, что было бы и лучше, а он родился, просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца".»

Манилов: «Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то, заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чорт знает, что такое! и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета.»


Ноздрев: «Там, между прочим, он познакомился с помещиком Ноздревым, человеком лет тридцати, разбитным малым, который ему после трех-четырех слов начал говорить ты.»
Коробочка: « "Хорошо бы было", подумала между тем про себя Коробочка: "если бы он забирал у меня в казну муку и скотину, нужно его задобрить: теста со вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов; хорошо бы также загнуть пирог пресный с яйцом, у меня его славно загибают, да и времени берет немного".» 
Собакевич: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча, хватила топором раз -- вышел нос, хватила в другой -- вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: "живет!" Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и, в силу такого неповорота, редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем.» 

Плюшкин: Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякой раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук.

===================
Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Задумайтесь о жанровой природе произведения. Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? Согласны ли Вы с таким определением? Охарактеризуйте и проиллюстрируйте черты поэмы, присутствующие в тексте и дающие основания для подобного определения. Перечислите и проиллюстрируйте черты других жанров, присутствующие в произведении (форма свободная; 1 стр.).

_____________________
Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой, потому что включил в это произведение элементы разных жанров, в том числе и поэмы. Автор использует метафоры и сравнения. В своём произведении Гоголь отобразил не только историю одного Чичикова, но и попытался показать всю Россию в целом. В произведении много сатиры, автор высмеивает помещиков.

===================



  1. Охарактеризуйте следующих персонажей в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»:

  • Чичиков;

  • Ноздрев;

  • Плюшкин;

  • Собакевич;

  • Манилов;

  • Коробочка.

Уделите особое внимание художественным средствам создания этих образов.

_____________________

Чичиков главный герой произведения Н.В Гоголя «Мёртвые души». Принадлежит к бедной дворянской семье, умеет льстить и у всех оставляет приятное впечатление о себе. Гоголь почти не рассказывает о внешности героя, зато подробно говорит о его биографии в последней главе. Он очень хочет разбогатеть, поэтому пытается всем угодить, Ходит по помещикам и скупает мертвые души.

Ноздрёв помещик, охотник, игрок и врун. Очень неприятный человек, не умеет держать язык за зубами и выдает тайну Чичикова.

Плюшкин помещик, который отображает последнюю стадию человеческого падения. Единственный помещик, биографии которого Гоголь уделяет место в произведении. Очень жадный и скупой, стал таким после того как распалась его семья.
Собакевича автор сравнивает с медведем, на которого герой похож не только внешне, но и имя у него Михаил Семенович.

Манилов первый помещик, к которому Чичиков обращается за покупкой мертвых душ. Слабовольный и слишком мечтательный, он кажется приятным собеседником, но потом, каждый понимает, что он ужасно скучный человек, у которого нет собственного мнения. У помещика есть жена и двое детей.

Коробочка старуха - вдова, при продаже мёртвых душ очень боится продешевить. Помнит всех своих мёртвых крестьян поименно и играет не последнюю роль в разоблачении Чичикова.

===================



  1. Покажите, как создается в поэме образ губернского города.

_____________________

Композиционно поэма состоит из трёх внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов – помещики, город, жизнеописание Чичикова – объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.

===================



  1. Кратко охарактеризуйте композиционную структуру произведения. В чем своеобразие композиции «Мертвых душ»?

_____________________

Построение поэмы отличается ясностью и точностью. Все части связаны между собой главным героем Чичиковым, который из главы в главу ездит и скупает мертвые души. Путешествуя с целью заработать, Чичиков заводит различные знакомства, что дает автору возможность показать действительность во всех ее гранях, представить картину семейно-бытовых, морально-правовых, социально-экономических отношений в крепостнической России. В первой вводной главе Гоголь дает общую характеристику губернскому городу. Следующие пять глав посвящены изображению помещиков. Гоголь создает целую галерею помещиков, которые оторваны от жизни и замкнуты в себе. Изображение помещиков строится по одному плану: изображение усадьбы, состояния хозяйства, господского дома и его убранства, характеристика хозяина и его взаимоотношения с Чичиковым. Гоголь показывает деградацию человеческой души, духовное и нравственное падение человека. 

===================



  1. Охарактеризуйте композиционную роль

  • лирических отступлений;

  • «Повести о капитане Копейкине»;

  • притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче.

_____________________

Лирические отступления:
Образ автора создается с помощью лирических отступлений. Это дает возможность автору прямо выражать свою позицию по отношению к героям. Лирические отступления помогают автору раскрыть в поэме образы живых душ, к которым можно причислить и автора. В лирических отступлениях Гоголь ставит и решает литературные вопросы и проблемы, как, например, проблемам творческой личности.
Повести о капитане Копейкине
С помощью «повести о капитане Копейкине» Гоголь решает конфликт между живыми и мертвыми душами. Этим эпизодом Гоголь как бы подытоживает свою поэму. Он отвечает на вопрос «Как может разрешиться конфликт между живыми и мертвыми душами?», пуская в ход «повесть..»
Притча. О Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче
Эта притча помогает сформулировать проблематику лирических отступлений с 7 по 11 главу. В этой притче содержится сформулированная задача писателя. 

===================



  1. Проанализируйте своеобразие конфликта в поэме «Мертвые души».

_____________________

Основным конфликтом является противоречие современной ему действительности: духовные силы народа и его закабаленностью. Чтобы представить этот конфликт Гоголь обращается к самым важным проблемам того периода: состоянию помещичьего хозяйства, моральному облику чиновничьего дворянства, взаимоотношения крестьянства с властями. В поэме выведена целая галерея типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь изображает помещиков и главного героя. 

===================



  1. Приведите примеры использования Гоголем сатиры и гротеска в поэме.

_____________________
Сатира используется в создании образов помещиков. Сатира в образе Собакевича приобретает обличительный характер. Собакевич не похож на остальны помещиков. Это хитрых торгаш, помещик – кулак. Немногословен, себе на уме. Обстановка в доме напоминала своего хозяина. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью.  Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. 

В каждом персонаже Гоголя присутствует гротеск. Например, в образе Коробочки высшего развития достигает ее «дубиноголовость». Она может мыслить только конкретно, по - бытовому, у нее напрочь отсутствует абстрактное мышление. У Ноздрева преувеличена его страсть к историям, которые он любит рассказывать. Собакевич предстает как совершенный медведь. Он прожорлив, неуклюж, и даже мебель в его доме похожа на него.

===================

  1. Какие элементы поэмы можно охарактеризовать как

  • нравоописание;

  • проповедь;

  • сказ (сказовое повествование).

Аргументируйте свой ответ.

_____________________

Нравоописание. Гоголь описывает нравы русских помещиков и российского общества того времени в целом.

Проповедями являются лирические отступления автора, в которых он высказывает свою точку зрения по разным вещам.


Сказ это повесть о капитане Копейкине и притча о Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче.

===================



  1. Охарактеризуйте символическое значение

  • названия поэмы и образов «мертвых душ»;

  • образа дороги и мотива путешествия;

  • мотива «миража»;

  • мотива маски и внутренней пустоты.

Свяжите Ваш анализ с символикой и мотивами комедии «Ревизор»

(0.5-1 стр.).

_____________________

«мертвые души» для Гоголя - помещики. «Мертвые души» - это как бы представление современного Гоголю общества. Помещики, чиновники и прочие влиятельные люди представляют собой различные степени человеческого падения. Каждый персонаж мертвых душ и, следовательно, каждый влиятельный персонаж общества, имеет омертвевшую душу. Человеческая душа падает в пропасть, и Гоголь хотел показать это падение, эту деградацию в духовном плане русского народа. 
Образ дороги и путешествия. 
Используя образ, дороги в своей поэме Гоголь преследует цель показать Россию. Но так как обычному человеку потребовалось бы очень много времени, чтобы объехать все страну, Гоголь ограничивается только описанием губернского города и небольших поместий в округе и дорогу к ним. Дорога играет в поэме сразу несколько функций. Во-первых, дорога – это элемент, связывающий сюжет, главы поэмы. Во-вторых, дорога помогает автору раскрыть характеры персонажей. Перед приездом в каждое поместье Гоголь описывает дорогу. В седьмой же главе дорога служит началом лирического отступления. 

Мотив «миража» представляет собой погоню за чем-то несуществующим, чем-то, что не поддается воле человека. Гоголь старался показать современное ему общество. Стремление людей к богатству, мошенничество ради этой цели – это все лишь желание «миража». Желание иметь то, что не может являться твоим. Человек проводит всю жизнь в погоне за пустотой, и, так ничего и не получив, умирает. 
мотив маски и внутренней пустоты
мотив маски и внутренней пустоты раскрыт в образе Чичикова. Чичиков сам является одной большой маской. Он играет свою роль и играет ее умело. Перед каждым помещиком он предстает в новой маске, маске, которая подходит именно этому помещику. Но внутри Чичиков пуст. Его душа так же метра, как и души самих помещиком. Чичиков погряз в своей маске и не может жить без нее. Мотив маски также показывает существование «маски» в обществе. Это разоблачение таких же мертвых душ, как Чичиков, которые прячутся по маской, а внутри просто «мертвые души». 

===================



  1. При помощи нескольких примеров охарактеризуйте роль художественной детали в поэме.

_____________________

С помощью художественной детали Гоголь создает образы помещиков. При их описании автор дает описание самых неприметных и неощутимых деталей: картины, стульев, дерева, из которого построены дома. Все это дает возможность более полно понять образ помещика и более полно его охарактеризовать. Так, например, образ Собакевича передан через окружающую его обстановку. Гоголь описывает деревню Собакевича, подчеркивая, что все дома построены из толстого тяжелого дубового дерева. В доме Собакевича все вещи как бы говорят «и я тоже Собакевич». 

===================


Анализ проблематики


  1. Изложите все, что Вы знаете о замысле и истории создания поэмы «Мертвые души» (1-1,5 стр.).

_____________________

Сюжет произведения был подсказан Гоголю приблизительно в 1831 году А.С.Пушкиным, так же как и идея «Ревизора». В письме Пушкину, датированным этой датой, Гоголь впервые упоминает Мертвые души. Первые главы своего произведения Гоголь читал Пушкину, пока не уехал за границу. Работа над поэмой продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, а затем в Италии. К этому времени Гоголь уже считал «Мертвые души» своим величайшим произведением».Работа над первым томом проходила в Риме в 1837- 1839 гг. вернувшись в Россию, Гоголь читал поэму в доме Аксаковых в Москве и Жуковскому в Санкт-Петербурге. Заканчивал работу Гоголь в Риме в 1840-1841 г. по возвращении в Россию Гоголь готовил рукопись к публикации, но 12 декабря 1841 года выяснись препятствии к публикации рукописи. 9 марта 1842 года рукопись была допущена к публикации цензором Александром Никитенко, однако с измененным названием и без «Повести о Капитане Копейкине». В 1842 году книга выходит под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души». Первоначально «Мертвые души» были задуманы как эпическая трилогия на подобии «Божественной комедии» Данте». Первый том изображал «ад» современной Гоголю действительности, второй и третий должны были изображать соответственно чистилище и рай. Работа над вторым томом Гоголь начал в 1840 году. работу над ним он продолжал в 1842-1843 годах. В 1845 году Гоголь сжег рукописи второго тома. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег белую рукопись второго тома «Мертвых душ». Единственным свидетелем этого был слуга Семен. Спустя 10 дней Гоголь умер. 

===================



  1. В чем Вы видите духовный смысл противопоставления живых и мертвых душ в художественном мире поэмы? (0,5-1 стр.)

_____________________

Показывая противопоставление живых и мертвых душ, Гоголь стремился показать духовную пустоту мертвых душ. Так все его герои: помещики, чиновник и сам Чичиков живы физически. Но при этом они совершенно мертвы духовно. Гоголь хотел показать духовное падение русского общества. 

===================



  1. По характеру идейно-композиционного замысла поэму «Мертвые души» сопоставляют с «Божественной комедией» Данте. В чем, на Ваш взгляд, заключаются основания для подобного сопоставления и как Вы понимаете его смысл?

_____________________

Изначально поэма «Мертвые души» задумывалась, как трехтомное произведение, по своей композиции повторяющее «Божественную комедию». Первый том – Ады, второй – чистилище, третий – рай. К сожалению Гоголь так и нее дописал второй и третий тома. Но все-таки если подумать, то почему «Мертвые души» сопоставляют с «Божественной комедией». В первом томе Гоголь очень ярко и правдиво описал АД. Ад в России. Быть может во втором и в третьем томе Гоголь бы и изобразил как и задумал чистилище и рай. 

===================



  1. В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846) Гоголь говорил о трех источниках, из которых должны черпать вдохновение русские поэты: это народные песни, пословицы и слово церковных пастырей. Попробуйте объяснить, как фольклорная традиция и духовная традиция Церкви воплотились в поэме «Мертвые души» (1 стр.).

_____________________

Фольклорные традиции воплотились в «Притче о Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче». Эта притча имеет структуру сказа, что соответствует фольклору. Также в поэме проскальзывает мотив Родины, что также свидетельствует о влиянии фольклора. 

===================



  1. Охарактеризуйте идейную роль

  • «Повести о капитане Копейкине»,

  • притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче.

_____________________

Повести о капитане Копейкине
С помощью «повести о капитане Копейкине» Гоголь решает конфликт между живыми и мертвыми душами.
Повесть о капитане Копейкине.
Сама повесть не имеет прямого отношения в основному сюжету поэмы, но значение ее огромно. Показывая в ходе развития сюжета поэмы эгоистичную жизнь помещиков и чиновников, занятых своими делами и равнодушных к судьбе народа. «Повесть..» гоголь подчеркивает, что такое отношение к народу характеризует не только рядовых помещиков, но и высшие правительственные органы России, ее сановников.
Притча. О Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче
В этой маленькой лаконичной притче автор обобщает содержание первого тома и
сводит многообразие героев поэмы к двум персонажам. Вырастая в символ обобщающего значения, герои гоголевской притчи, концентрируют в себе важнейшие, родовые черты и свойства других персонажей поэмы. Образы Кифы Мокиевича и Мокия Кифовича помогают рассмотреть героев поэмы со всех сторон, понять, что все они не обладают изначально уродливыми качествами, но добрые их свойства (радушие и гостеприимство, практичность и бережливость) доведены до чрезмерности

===================



  1. Как Вы понимаете значение и смысл слова «пошлость»? Как осмысляется пошлость в русской духовной и художественной традиции? Проиллюстрируйте Ваш ответ примерами из текста поэмы «Мертвые души».

_____________________

Пошлостью Гоголь объединяет праздность и духовную пустоту помещиков города. В Мертвых душах” на первый план выходит проблема пошлости как стихия общественной жизни. Пошлость почти не маскируется под какие-то высокие идеи.

===================


  1. Попытайтесь охарактеризовать гоголевское видение образа России, воплотившееся в поэме (0,5 стр.).

_____________________

В течение произведения Гоголь дает свое собственное понимание России. Он смотрит на свою страну, не приукрашивая реальность. Он замечает все недостатки, но вместе с тем не забывает и о достоинствах. Он подчеркивает необъятность и красоту России. Однако, это не умоляет грехов российского общества. Скупость, безразличие, зажиточность – это лишь не многие из тех пороков, которые показывает Гоголь в своей поэме. Автор изображает помещиков, и каждый из них представляет собой определенный недостаток русского общества. Чичиков же являет не столько недостатки России, сколько желания, мечты и тенденции, которые наблюдаются в русских людях. Желание денег, стремление каким угодно путем достичь желаемого, способность к мошенничеству, желание достичь «миража» - это то, что современники Гоголя представляли на суд писателей. Так же Гоголь прекрасно видел взаимоотношения народа и властей. Власти не замечают простой народ, они не обращают внимания на них.

===================



  1. Последовательно охарактеризуйте проблематику всех лирических отступлений в поэме (с указанием главы). Затем попытайтесь классифицировать лирические отступления по темам.

_____________________

На протяжении всего произведения автор прерывает повествование для лирических отступлений. Первое такие отступления происходят во время повествования о помещиках, но они не значительные. Зато, например, в конце пятой главы автор делает лирическое отступление на более важную и обширную тему о могуществе русского человека и талантливости русского народа. А седьмую главу писатель начинает рассуждениями о творческой и жизненной судьбе писателя в современном ему обществе. Здесь отразились и взгляды Гоголя на искусство, и отношение автора к обществу и народу. Так же в произведении есть лирическое отступление о Руси, в котором Николай Васильевич широко развевает тему России.

===================


  1. Составьте подробный план сочинения на тему «Сюжет и композиция поэмы Гоголя ’’Мертвые души’’» (0,5 стр.).

_____________________

Сюжет и композиция поэмы Гоголя «мертвые души»
1. Идея поэмы «мертвые души». 
2. Сюжет поэмы 
-Для своего произведения Гоголь ищет сюжет, которым давал бы возможность широкого охвата реальности. Такой сюжет подсказывает ему Пушкин. Пушкин рассказывает о городе, в котором «никто не умирает». 
-Мотив дороги и путешествия становится направляющим мотивом поэмы. Он дает возможность создания галереи помещиков, с разными характерами. В образе дороги воплощен житейский путь героя и творческий путь писателя.
3. Композиция
-Своеобразие композиции поэмы заключается в «кольцевом аспекте». Поэма обрамляется первой и одиннадцатой главой – Чичиков въезжает в город и затем покидает его. 
-Также можно отметить повторы. В главах посещения Чичиковым помещиков композиция имеет одну и туже схему. Сначала – описание дороги и деревни, затем описание барского дома и интерьера, затем встреча с помещиком, просьба о продаже мертвых душ и отъезд. 
4. Заключение.
Сюжет и композиция «Мертвых душ» уникальны. Даже при некотором сходстве композиции с «Ревизором» она остается своеобразной. «мертвые души» стали самым важным произведение в Творчестве Гоголя.

===================


ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Сатира в произведениях Гоголя.

  2. Образ автора в поэме Гоголя «Мертвые души».

  3. Два лика России в поэме Гоголя «Мертвые души».

_____________________

Сатира в произведениях Гоголя.

Гоголь создавал свои произведения после неудачного восстания декабристов 1825 года. В основном он описывает жизнь России и помещиков. В произведениях Н.В Гоголя много сатирических моментов. Автор не побоялся разоблачать чиновников, помещиков, показывая реальную и суровую действительность. Писатель высмеивает казнокрадов, взяточников, невежд, глупцов и врунов.
Особенно заметна сатира в комедии «Ревизор», в которой нет ни одного положительного героя. Гоголь собрал в ней все плохое, что есть в России, однако очень легко понять, что автор высмеивает персонажей, по репликам и ремаркам. Так же произведения Николая Васильевича насыщены «говорящими фамилиями», например, Ляпкин-Тяпкин, Уховёртов, Свистунов, Держиморда (в ревизоре), Собакевич, Манилов, Ноздрёв (в мёртвых душах). Более того, сатира присутствует при описании персонажей. Суд возглавляет Ляпкин-Тяпкин, который прочитал только пять или шесть книг. Земляника – попечитель богоугодных заведений, однако он придерживается мнения, что «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет», в этих описаниях видно отношение писателя к своим героям и их поступкам. Автор написал замечательную комедию, однако это произведение заставляет не только посмеяться над нелепостью ситуаций, но и задуматься над происходящим.
Поэма «Мертвые души» уже не так смешна, как «Ревизор», это уже драма, однако сатиру всё равно очень легко заметить. Например, в помещике Плюшкине, Гоголь показывает низшую ступень человеческого падения, его поведение заставляет улыбнуться. Всё произведение это сатира на крепостническую Русь. Пять характеров, которые создаёт Гоголь разносторонне описывают состояние дворянско-крепостнического класса. Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка и Плюшкин лишь разные ступени духовного и социального упадка помещиков-крепостников. Автор затрагивает достаточно серьезную тему и показывает обречённость помещиков.

Однако даже в наши дни встречаются такие же люди, как персонажи в бессмертных произведениях Гоголя. Люди не перестали врать, брать взятки и относиться к своим обязанностям как Земляника в «ревизоре». И так же многие не понимают, что было бы неплохо задуматься о жизни и о своем положении в ней.

===================
А.Н. Островский (1823-1886)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Работа с текстами


  1. Внимательно перечитайте драму «Гроза» и комедию «Лес». Дайте краткое изложение их содержания по действиям (1 стр. на каждое произведение).

_____________________

Гроза. Драма содержит в себе пять действий. События происходят в первой половине 19 века, в приволжском городе Калинове. В первом действии автор показывает беседу механика-самоучки, приказчика богатого купца и мещанина. Они говорят о самодурстве Дикого (богатый купец). Затем появляется Борис, который рссказывает уже присутствующим, что Дикой должен ему наследство, если он будет почтительно вести себя, но жалуется, что ему очень тяжело жить в доме Дикого. В первом же действии появляется и Катерина, в сопровождении мужа Тихона, его сестры и его матери Кабановой. Катерина очень хорошо общается с сестрой мужа Варварой, рассказывает ей о своем детстве и о том как тяжело ей в доме Кабановой. Варвара догадывается, что Катерина влюбилась и предлагает ей помочь устроить свидание. Это приводит Катерину в ужас и уговаривает Варвару скорее ехать домой и молиться.

Второе действие происходит в доме Кабановых. Катерина и Варвара собирают Тихона в дорогу, попутно разговаривая об увлечении Катерины Борисом. Катерине страшно, она просит мужа взять ее с собой, затем пытается поклясться в верности, но Тихон уезжает. Варвара предлагает Катерине ночевать с ней в саду, Катерина колеблется, но соглашается.

Третье действие происходит на скамейке возле дома Кабановых. Феклуша (странница) говорят с Кабанихой о Москве, о временах и о том, что ждёт их в ближайшем будущем. Тут же появляется Дикой, а затем приходит и Борис, который мечтает увидеть Катерину. Варвара назначает ему встречу ночью за садом. Происходит свидание Катерины и Бориса, девушка не может сопротивляться своим чувствам, поддается им.


Четвертое действие происходит на улицах Калинова. Начинается дождь и конфликт между Диким и Кулигиным. Затем Варвара встречается с Борисом и говорит ему о том, что скоро возвращается Тихон, Кабаниха что-то подозревает, а Катерина всё время плачет и собирается признаться мужу в измене. Борис очень напуган и просит отговорить Катерину от признания и исчезает. Появляются все Кабановы, Катерина больше не может терпеть и признается мужу и свекрови в своей измене. Тихон готов простить девушку, но понимает, что при матери этого сделать невозможно. В пятом действии Катерина пропадает из дома, а Тихон вместе с Глашей и Кулигиным отправляются её искать. Тем временем Катерина встречает Бориса и просит взять с собой в Сибирь, он отказывается и уезжает. Катерине очень плохо, она не хочет больше жить и бросается в воду. Тихон падает на колени и обвиняет во всем мать. Он очень страдает по ушедшей из жизни жены.

Лес. В комедии Островского 5 действий. События происходят в усадьбе Раисы Павловны Гурмыжской, она очень богатая помещица. К её воспитаннице Аксюше пристает Буланов, девушка уходит в свою комнату и появляется Гурмыжская и ее богатые соседи, которым она рассказывает о планах на будущее, а именно выдать Аксюшу за Буланова. Купец Восмибратов пришел купить лес и сватать сына Петра за Аксюшу. Денег за уже купленный лес он, однако, «не захватил». Гурмыжская отказывает, объясняя, тем, что жених уже есть. Зато лес куплен с выгодой. На этот раз как бы случайно купец не оставляет и расписки. Отец с сыном уходят. Карп приводит Аксюшу и Улиту. Стараясь унизить Аксюшу, Раиса Павловна велит ей играть роль невесты Буланова: «мне так нужно». Но презрение, выказываемое Аксюшей Буланову, её бесит. Она выспрашивает про них Улиту, та ей угождает: «Она-то к нему очень ласкова». В лесу встречаются Петр и Аксюша. Они любят друг друга, но отец Петра не хочет и слышать о снохе без приданого. Они уходят. Появляются с разных сторон Счастливцев и Несчастливцев, два знакомых актера: комик и трагик. Они встречаются случайно на пути один из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду. И теперь сообщают друг другу, что ни в Керчи, ни в Вологде труппы нет, играть негде. Оба идут пешком, без денег. Входит Гурмыжская. Буланов с ней на ты, он строит планы. На приданое Аксюше денег жаль. Раиса Павловна с Булановым в затруднении, и тут входит сама Аксюша. Буланова отсылают, и Гурмыжская затевает с Аксюшей о нем разговоры. Они приводят только к обмену колкостями не в пользу хозяйки, и в конце концов она признает, что ревнует Буланова к Аксюше. Когда Аксюша говорит, что сама решила уйти из Пеньков, Раиса Павловна почти умиляется. Входят Милонов, Бодаев, хозяйка с Булановым, и выясняется причина торжества: Гурмыжская выходит за Буланова замуж. Появляется Несчастливцев. В дверях Восмибратовы, Аксюша, Аркадий. «Тетушка, вы счастливы?» — спрашивает Несчастливцев и убеждает её сделать доброе дело — небольшой для себя суммой устроить и счастье племянницы: Гурмыжская отказывает. Буланов ей поддакивает. И актер, к ужасу Аркадия, отдает деньги Аксюше. Их берет Восмибратов и пересчитывает. Аксюша горячо благодарит Несчастливцева. Милонов желает «поступок напечатать в газетах», а Бодаев приглашает к нему заходить, но на брудершафт с актером выпить отказываются.

===================


  1. В произвольной форме охарактеризуйте систему персонажей каждой из пьес.

_____________________

Гроза.


Катерина одна из основных персонажей пьесы. Катерина молодая девушка, очень кроткая и милая, у неё глубокий духовный мир, который не может сосуществовать с той атмосферой, в которую девушка попала после замужества. Её нежная и ранимая душа пытается защититься от ужасного мира вокруг.
Кабаниха убежденная сторонница старого уклада жизни, которая не признает никаких нововведений. Ей нравится держать в страхе всех тех, кто хоть как-то от неё зависит. Её жизненные уклады можно сравнить с жизнью Дикого, именно поэтому они находят общий язык, управляя один городом, а вторая своей семьёй. Автор ясно даёт понять, что Кабаниха недалекого ума и её интересует лишь собственная власть над другими людьми.
Дикой очень близок к Кабанихе по укладу и восприятию жизни, он такой же самодур как и она. Он один из самых богатых и влиятельных людей в городе. Очень грубый, скупой, ему ничего не стоит нахамить или задеть другого человека. Никто в городе не может дать ему достойный отпор, разве что Кабанихе, в силу их похожести, удается как-то ладить с жадным и грубым самодуром.

Тихон так же является одним из основных персонажей пьесы. Он сын Кабанихи и муж Катерины. Весьма слабохарактерный молодой человек, который полностью подавляется под напором своей матери. Он сочувствует Катерину и по-своему любит девушку, прощает ей измену, но защитить от нападок Кабанихи он не может, лишь после смерти Катерины молодой человек находит в себе силы обвинить самодурку и выражает наконец накопившиеся за всю жизнь эмоции.


Борис – племянник Дикого, очень слабохарактерный и трусливый, почти как Тихон, однако автор указывает на весомое отличие двух молодых людей, Борис – образованный. Именно в него влюбляется Катерина и изменяет своему мужу. В то время как Катерина сходит с ума от горя, молодой человек лишь слегка расстроен и совершенно не задумываясь о чувствах Катерины, легко уезжает из города. Более того он с самого начала понимал чувства девушки, и, хотя сам не испытывал того же, соглашается на встречу с ней, а затем его не мучает даже совесть.
Варвара дочь Кабанихи и сестра Тихона. Она неплохо ладит с Катериной и именно она организовывает встречи Катерины и Бориса, хотя прекрасно понимает чем это может закончиться. Она очень хитрая и не хочет мириться с деспотизмом своей матери, поэтому в конце пьесы сбегает из дома с Кудряшом.

Кудряш, пожалуй, единственный в городе Калинове, кто может дать отпор Дикому, сбежав с Варварой они, скорее всего не смогут построить новую жизнь, а станут лишь новыми «самодурами» пытаясь подмять под себя окружающих.

Кулигин – мещанин, мечтающий изобрести вечный двигатель. Он играет значительную роль в пьесе, чем-то похож на Катерину в своём мировоззрении, однако открыто высказывает своё недовольство самодурами лишь в конце пьесы, обличая Кабаниху и обвиняя ее в смерти Катерины. Не смотря на свою нерешительность и покорность, Кулигин стремится познать окружающий мир, изучить явления вокруг себя, чем резко отличается от других представителей города Калинова.

Феклуша – странница, она практически не участвует в действии пьесы, но она очень важна для понимания сложившейся обстановки в городе Калинове. Её диалог с Кабанихой помогает вникнуть в характер самодурки и понять её отношение к миру. В то же время, Феклуша нагнетает обстановку, обещая скорую гибель мира.

Лес.
Несчастливцев- главный персонаж комедии А.Н Островского «Лес». Его образ, вобрал в себя типовые черты русских провинциальных трагиков, актеров «нутра», самоучек, воспринявших школу игры с голоса и на глаз. Несчастливцев наделен громовым басом, мощным стихийным темпераментом, большими страстями, за которые удостаивается сравнения со Стенькой Разиным и Пугачевым. Он не терпит подлости, а оттого не может ужиться ни в одном театре. Эти свойства его натуры определяют его судьбу бродячего артиста, зерно его образа, подчеркнутое «говорящей» фамилией.

Счастливцев- центральный персонаж комедии А.Н.Островского «Лес». Провинциальный актер, комик - «парный» персонаж к трагику Несчастливцеву, как Санчо Панса - к Дон Кихоту. Житейский практицизм, здравый смысл, трезво-ироническое и проницательное восприятие действительности делают его «земным» персонажем, контрастным по отношению к «возвышенному» Несчастливцеву.

Прирожденный актер. Мастер фарсовых ситуаций, он обладает хорошим чутьем на смешное в жизни, знает толк в шутовских эффектах и блестяще владеет приемом «апарте», оттеняющим «глупое» прекраснодушие Несчастливцева.

===================



  1. Прочитайте и составьте краткий конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

_____________________

Статья Н.А Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» посвящена пьесе А.Н Островского «Гроза». В начале своей статьи критик анализирует статьи других критиков. А затем сравнивает произведение Островского с другими драматическими произведениями. Добролюбов осуждает Катерину и считает, что Островский зря показывает её страдалицей, ведь на самом деле она глубоко безнравственна и все последствия лишь из-за ее пагубной страсти. Так же автор критикует язык, которым написана пьеса, который, по его мнению совсем не подходит к произведению-драме. Затем Добролюбов анализирует пьесы Островского, выделяя, что всегда на первом месте у писателя обстановка жизни, а так же большая значимость второстепенных персонажей, таких как Феклуша, Кудряш и т.д. Далее критик говорит о том, что Катерина и её характер это смелый и решительный шаг в литературе. Она очень эмоциональна и светла, что отличает её от остальных персонажей пьесы. Её образ предвещает близкий конец самодурству и «тёмному царству» в целом. Автор снова возвращается к поступкам Катерины и подробно разбирает мотивы, которые заставили её действовать именно так, как она решила. Так же Добролюбов предполагает, что в пьесе мог бы быть и хороший конец, если бы Катерина уехала бы с Борисом, однако одного желания Катерины мало, а Борис слишком зависим от своего дяди. В конце своей статьи автор говорит о том, что возможно смерть Катерины лучше для неё самой и это лучше чем так и оставаться жить в этом тёмном царстве среди диких и кабаних. И в заключении автор обращается к читателям.

===================
Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Вспомните все, что Вы знаете о драматических жанрах. Охарактеризуйте жанровое своеобразие драмы «Гроза». Аргументируйте свой ответ, уделяя особое внимание новаторству Островского-драматурга.

_____________________

Пьеса «Гроза» относится к драматическому жанру литературы. Трагедия предполагает непримиримый жизненный конфликт, который приводит к страданию и гибели героев. В «Грозе» можно выделить два конфликта – это конфликт, главными действующими лицами которого являются Катерина и Кабаниха, и конфликт-столкновение двух исторических эпох. Оба этих конфликта привели Катерину к смерти. Тогда получается, что «Гроза» - трагедия. Но с другой стороны конфликт между Катериной и ее свекровью не столько возвышен и, так или иначе, разрешим. Герои «Грозы» представители современного общества. К тому же Катерина – это новый герой, который силится восстать против обстоятельств. Последние аргументы свидетельствуют о принадлежности пьесы к жанры драмы. В этом и заключается новаторство Островского. Он сумел соединить воедино два разных жанра. Так же стоит отметь, что Островский первым привел на русскую сцену купечество на разных этапах его бытия. Островский первым переносит действие за рамки комнат и домов. События его пьес частично происходят на улице. Пьесы Островского характеризуются большим количеством персонажей, которые по сути не нужны для непосредственного развития сюжета.

===================



  1. Определите характер и своеобразие конфликта в «Грозе».

_____________________

Конфликт в пьесе «Гроза» можно рассматривать по-разному. Некоторые видят в произведении конфликт бытовой между Катериной и Кабанихой. Другие – любовный конфликт. Третьи отмечают здесь столкновение между двумя историческими эпохами. Все три версии имеют место быть. Безусловно, конфликт между Катериной и ее свекровью присутствует. И поставлен он достаточно остро. Непонимание, разногласия и стычки присутствуют в каждой совместной сцене Катерины и Кабанихи. С другой стороны, Катерина – это новый персонаж, отказывающийся жить в современном патриархальном мире. Она мечтает о свободе и для нее проще умереть, чем жить в современном обществе. Кабаниха же является сторонницей патриархального уклада жизни. Она глубоко уверена в то, что мужчина должен быть главным в семье и жизни и всячески желает добиться услужения и такого же мировоззрения у Катерины. Любовный конфликт заключается в любовном треугольнике – Тихон-Катерина-Борис. Катерина осознает свой грех измены, но ничего не пожжет поделать со своими чувствами к Борису. Что же заставило Катерину совершить самоубийство? Отъезд Бориса, давление Кабанихи или нежелание мириться с современными устоями жизни? Островский оставляет этот вопрос открытым. Совокупность конфликтов дает зрителю и читателю пространство для воображения, что и делает таким своеобразным конфликт пьесы. 

===================



  1. Охарактеризуйте следующих действующих лиц в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»:

  • Катерина;

  • Кабаниха;

  • Тихон;

  • Борис.

_____________________

Катерина одна из основных персонажей пьесы. Катерина молодая девушка, очень кроткая и милая, у неё глубокий духовный мир, который не может сосуществовать с той атмосферой, в которую девушка попала после замужества. Её нежная и ранимая душа пытается защититься от ужасного мира вокруг.

Кабаниха убежденная сторонница старого уклада жизни, которая не признает никаких нововведений. Ей нравится держать в страхе всех тех, кто хоть как-то от неё зависит. Её жизненные уклады можно сравнить с жизнью Дикого, именно поэтому они находят общий язык, управляя один городом, а вторая своей семьёй. Автор ясно даёт понять, что Кабаниха недалекого ума и её интересует лишь собственная власть над другими людьми.
Тихон так же является одним из основных персонажей пьесы. Он сын Кабанихи и муж Катерины. Весьма слабохарактерный молодой человек, который полностью подавляется под напором своей матери. Он сочувствует Катерину и по-своему любит девушку, прощает ей измену, но защитить от нападок Кабанихи он не может, лишь после смерти Катерины молодой человек находит в себе силы обвинить самодурку и выражает наконец накопившиеся за всю жизнь эмоции.
Борис – племянник Дикого, очень слабохарактерный и трусливый, почти как Тихон, однако автор указывает на весомое отличие двух молодых людей, Борис – образованный. Именно в него влюбляется Катерина и изменяет своему мужу. В то время как Катерина сходит с ума от горя, молодой человек лишь слегка расстроен и совершенно не задумываясь о чувствах Катерины, легко уезжает из города. Более того он с самого начала понимал чувства девушки, и, хотя сам не испытывал того же, соглашается на встречу с ней, а затем его не мучает даже совесть.

===================



  1. Приведите примеры символических образов, присутствующих в драме.

_____________________

Образом - символом является ключ, который Варвара подаёт Катерине во втором действии. Этот ключ можно трактовать по- разному: это и ключ от счастья Катерины, и ключ от свободы, и ключ от сердца Бориса. Безусловно, образом - символом можно назвать и Волгу. На протяжении всей драмы она неразрывно связана с образом Катерины. Главная героиня будто заранее предугадывает свою смерть во втором действии: «В Волгу кинусь».Даже когда Катерина рассказывает про своё детство, Волга сопровождает её: «Обидели меня чем- то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на волгу, села в лодку и отпихнула её от берега» Символический образ- птица также ассоциируется с главной героиней драмы «Гроза». «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» или «Я жила, точно птичка на воле».


===================

  1. В чем, на Ваш взгляд, состоит значение любовной интриги в драме?

_____________________

Каталог: lit -> results
lit -> И. И. Панкова «30» августа 2013г
lit -> Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский и др.; под ред. В. Я. Коровиной. 8-е изд., М.: Просвещение, 2009г
lit -> Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 «Литература» (1,2 курс) г Радужный 2013 год
lit -> Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 «Литература» (1 курс) г. Радужный 2013 год
lit -> Кристева Любовь Петровна (фио учителя, составившего рабочую программу учебного предмета) г. Москва 2016 год. Пояснительная записка рабочая программа
results -> И. А. Гончаров (1812-1891) вопросы и задания работа с текстами Внимательно перечитайте роман «Обломов». Дайте краткое (0,5-1 стр.) и стилистически корректное изложение
results -> И. А. Гончаров (1812-1891) вопросы и задания работа с текстами Внимательно перечитайте роман «Обломов». Дайте краткое (0,5-1 стр.) и стилистически корректное изложение
results -> Модуль 3 Н. В. Гоголь (1809-1852) вопросы и задания
results -> Внимательно перечитайте текст комедии. Лаконично (не более 1,5 стр.) и стилистически корректно изложите содержание комедии по действиям
  1   2

  • Развитие навыков литературоведческого анализа
  • А.Н. Островский (1823-1886)