Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Младшим школьникам о деятелях художественной культуры




Скачать 185.21 Kb.
Дата22.06.2017
Размер185.21 Kb.



РАССКАЗЫВАЕМ

МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ

О ДЕЯТЕЛЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Пособие для учителя

Яков Аким

(родился в 1923 г.)



Яков Лазаревич Аким принадлежит к числу поэтов, которые пришли в детскую литературу в первое послевоенное десятилетие. Поэт прошёл трудную жизненную школу, за его плечами было участие в Великой Отечественной войне. Три книги принесли Я.Акиму известность – «Неумейка», «Песенка в лесу» и сборник стихов «Весна, весною, о весне». Лирические, героические и сатирические стихи Якова Акима сразу стали популярными среди юных читателей, а стихотворение «Песенка в лесу» было положено на музыку и стало одной из любимых детских песенок. В лучшем смысле слова поэт следует традиции классической поэзии для детей. Один из главных мотивов его творчества – это дружба. Друг – это тот, без кого себя не мыслишь. В его стихотворении даже слово «Друг» написано с большой буквы. С безграничной любовью написаны стихи Я.Акима о природе (сб. «Весна, весною, о весне»). Природа в его стихотворениях «имеет вкус и запах», воспринимается, как праздник, а, кроме того, - это и стихия, и предмет исследования. Поэт считает, что самое важное и значительное происходит с человеком в детстве, и надо стремиться наполнить его содержанием, такими впечатлениями, которые помогут ребёнку стать человеком с высокой нравственной силой.

Зинаида Александрова

(1907-1983)



Зинаида Николаевна Александрова – русская поэтесса – родилась в Петербурге в семье учителя. Нелёгким было её собственное детство: в 13 лет осиротела, воспитывалась в детском доме. Окончив школу, работала прядильщицей на фабрике. В 1926 году вышел первый сборник её стихов «Фабричные песни». В 1930 г. написала детскую песенку «Ветер на речке», которая быстро приобрела популярность. После этого стала писать стихи для детей. Многие из них положены на музыку и стали популярными детскими песнями. Тематика творчества З.Александровой разнообразна – детство и школьные годы, природа родной страны, Великая Отечественная война, труд взрослых и детей и т.п. Поэзии З.Александровой присущи высокая гражданственность, мягкий лиризм (сб. «Ветер на речке», «Станция «Весна» и др.). Ей принадлежат также переводы стихотворений с украинского и других языков на русский язык.

Евгений Баратынский

(1800-1844)



Евгений Абрамович Баратынский родился в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. В 1819 он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк. К этому времени относится его дружба с Дельвигом, Пушкиным, Кюхельбекером.

Солдатская служба Е.Баратынского продолжалась до 1825 года, когда он был произведен в офицеры, вышел в отставку и смог заниматься любимым делом. Он поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества. Литературное наследие Е.Баратынского составляют стихотворения, эпиграмы, прозаические и драматические произведения. Последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842).

Специально для детей Е.Баратынский не писал, но отдельные лучшие его произведения включены в школьные учебники и сборники произведений для детей.

Елена Благинина

(1903-1989)



Елена Александровна Благинина – русская поэтесса – родилась в с.Яковлево на Орловщине в семье железнодорожника. В 1925 году окончила Высший литературно-художественный институт им. В.Я.Брюсова в Москве.

Первое стихотворение для детей Е.Благининой появилось в журнале «Мурзилка» в 1933 г., а в 1936 г. вышли первые сборники «Осень», «Садко». Своё творчество поэтесса в основном посвятила детям младшего возраста. Это книги стихов: «Вот какая мама», «Посидим в тишине», «Радуга», «Огонёк», «Гори-гори ясно» и др.

Стихи поэтессы отличаются особым материнским теплом, задушевностью, мягким лиризмом. Она тонко чувствует природу, её влияние на маленького человек; умеет тактично, без морализирования рассказать детям об отношении к старшим, к труду. Широкой популярностью пользуются её переводы произведений Т.Шевченко, Леси Украинки, Льва Квитко и других поэтов на русский язык.
Александр Блок

(1880-1921)



Александр Александрович Блок – крупнейший русский поэт начала ХХ века – родился в Петербурге в семье профессора. Интерес к детской литературе возник у Блока рано, - в семье и мать, и бабушка, и две тётки Блока писали для детей стихи, которые печатались в детских журналах. В 1913 году вышли в свет две книжки А.Блока для детей – «Круглый год» и «Сказки». Стихотворения первого сборника предназначены для детей младшего возраста. Они объединены общей темой и разбиты на разделы: «Весна» («Вербочка», «Ворона», «На лугу»); «Лето» («Я стремлюсь к роскошной воле», «Дышит утро в окошко твоё», «Полный месяц встал над лугом», «Блудящий огонь»); «Осень» («Зайчик», «Учитель», «Осенняя радость»); «Зима» («Снег да снег», «Ветхая избушка», «Рождество»). Лучшие стихи сборника – это стихи о животных, которых А.Блок очень любил. Стихи этого сборника до сих пор входят в книги для чтения, хрестоматии, помещаются в учебных книгах для младших школьников.


Валерий Брюсов

(1873-1924)



Валерий Яковлевич Брюсов с детства увлекался чтением. Особый интерес у него вызывали биографии замечательных людей, приключенческая литература, книги по естественной истории и все научные книги. В разное время его привлекали математика, философия, естественные науки.

Литературная деятельность поэта началась с 1890-х годов. Путь литературного творчества В.Брюсова был сложным и многогранным. Большое внимание поэт уделял разработке вопросов теории поэзии. Его стихотворения отличались пластичностью и чёткостью языка.

В.Брюсов принимал активное участие в строительстве новой культуры: заведовал Книжной палатой, Отделом научных библиотек и Литературным отделом при Наркомпросе, возглавлял организованный им Высший литературно-художественный институт, много времени и сил уделял педагогической деятельности в нем.
Иван Бунин

(1870 — 1953)



Иван Алексеевич Бунин - русский писатель, почетный академик Российской Академии Наук, Лауреат Нобелевской премии. Родился в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли на хуторе Бутырки Орловской губернии, среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Возникшая в детстве безграничная любовь к природе проявила себя в раннем увлечении живописью, а позже – в лирических стихах о прелести и красоте родного края. За годы своей жизни И.Бунин жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве, то в Одессе, в 1920 году эмигрировал во Францию и умер в Париже. Но всё, что было написано им, касалось родной земли, несмотря на годы, прожитые в эмиграции. Литературное наследие И.Бунина составляют рассказы, стихотворения, повести, литературные портреты, мемуары. Его литературная деятельность началась в 1890-х годах, а в 1903 году за сборник стихов "Листопад" он удостоился высшей премии Академии наук — Пушкинской премии. И.Бунину присуще тонкое понимание красоты, умение почувствовать и передать в своих стихах и рассказах душу природы и душу человека, его лучшие стихи о природе включены в школьные учебники и сборники стихотворений для детей.

Максим Горький

(1868-1936)



В развитии детской литературы исключительно велика роль Алексея Максимовича Горького. Прожив тяжёлое детство и юность, с большим сочувствием писатель относился к страданиям и лишениям детей («Дед Архип и Лёнька», «Сирота», «Встряска», «Из Мишкиной жизни»). Вопреки всему тому, что испытал Горький и маленькие герои его произведений, вера в здоровое и доброе начало в человеке и в жизни пронизывает каждую строчку произведений, написанную Горьким о детях. В рассказе «Пепе» («Сказки об Италии»), в своих статьях он многократно говорит о том, что «дети будут лучше нас, и жить им будет лучше» - творцы, строители новой жизни. Во всех произведениях Горького о детстве и юности много прекрасных страниц посвящено книге – учебнику жизни, источнику знаний. Горький в начале ХХ века начал огромную работу по организации издания книг для детей, был организатором детского издания «Парус», инициатором основания серий «Жизнь замечательных людей», «Всемирная литература», «Детская всемирная литература». В издательских планах Горького отводилось немало места и работе над сказкой. Им были написаны для детей сказки «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка» и др.

Спиридон Дрожжин

(1848-1930)



Спиридон Дмитриевич Дрожжин, поэт из народа, певец труда, певец природы, занимает видное место в детской литературе. В течение полувека он участвовал во многих детских журналах и выпустил немало книг для детей. Русская деревня, крестьянский труд, сказки, слышанные в детстве, картины русской природы, навсегда врезавшиеся в память человека, родившегося и выросшего на берегах Волги, - вот основное содержание поэзии С.Дрожжина. «С большим вниманием прислушивался я к песням и сказкам, - пишет С.Дрожжин в своей автобиографии, - над песнями я не раз особенно задумывался, удивляясь тому, откуда они берутся; наконец, я приходил к тому заключению, что песни эти не что иное, как те же обыкновенные речи, которые надобно только произнести нараспев. И вот я нередко убегал в огород, садился там под развесистою черёмухой и пел свои «песни»:

Я для песни задушевной

Взял лесов зелёный шёпот,

А у Волги в жар полдневный

Тёмных струй подслушал ропот.

Взял у осени ненастье,

У весны благоуханье,

У народа взял я счастье

И безмерное страданье.

Простота и народность поэзии С.Дрожжина до сих пор делают его лучшие стихи достоянием детской литературы («Летняя ночь в деревне», «Из-за леса над селом…», «Тени вечера сгущаются», «Первая борозда» и другие).

Борис Емельянов

Борис Александрович Емельянов – русский прозаик, авторавтор увлекательных рассказов об А.Гайдаре, воспоминаний о встречах с М.Пришвиным, Я.Купалой. Творческое наследие Б.Емельянова разнообразно по тематике и жанрам, но всегда проникнуто добрым отношением к людям и непримиримостью ко всему злому, что мешает человеческому счастью. Особый интерес для младших школьников представляют рассказы Б.Емельянова о природе, охоте и животных: «Как я покупал собаку», «Сапоги-собаки», «Зелёная букашина», «Васька», «Кот-пожарный», «Кот и собака», «Храбрый цыплёнок» и др.

Константин Ибряев

Композитор Юрий Чичков, автор многих любимых детских песен («Наташка-первоклашка», «Наша школьная страна», «Одноклассники», «Утро школьное, здравствуй!», «Салют, Победа!», «Мы о Родине поём», «Отзовитесь, герои» и многих других) говорил о том, что любая песня рождается только в результате напряжённого труда композитора и поэта-песенника. «Из песни слова не выкинешь», - говорит известная пословица. Но это происходит потому, что текст каждой песни старательно «шлифуется». В ней не может быть «неудобных» словосочетаний, много согласных, шипящих и свистящих звуков, иначе она «не поётся». Поэт-песенник – это особый поэт, мастер формы и содержания. Именно таким поэтом является Константин Ибряев, создавший вместе с композитором Юрием Чичковым все названные и многие другие любимые детьми песни.

Михаил Исаковский

(1900 - 1973)

Михаил Васильевич Исаковский родился в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Исаковский рано начал писать. В Смоленске вышли три книжки его стихов, но началом своей литературной деятельности он считал 1924, когда были напечатаны стихотворения "Подпаски", "Родное" и др. М.Исаковский написал много текстов песен, ставших очень популярными: "Прощание", "И кто его знает", "Катюша", "До свиданья, города и хаты", "В прифронтовом лесу", "Ой, туманы мои...", "Огонек", "Летят перелётные птицы», «Снова замерло всё» и многие другие. Особое место в творчестве поэта занимают стихи о Великой Отечественной войне. В послевоенные годы продолжил создавать тексты песен, любимых всей страной. По своей форме и языку поэзия М.Исаковского всегда отличалась ясностью, народностью и музыкальностью. М.Исаковскому принадлежит много переводов с украинского, белорусского и других языков. Интересна и его книга "О поэтическом мастерстве".

Наталья Кончаловская

(1903 - )



Наталья Петровна Кончаловская свою лдитературную деятельность начала как переводчица английских поэтов. В 1944 году вышли в свет первые книги Н.П.Кончаловской адресованные маленьким читателям: «Сосчитай-ка», «Огород наоборот», «Близнецы», «Нотная азбука». Самым значительным произведением Н.Кончаловской для юных читателей стала историческая поэма «Наша древняя столица», посвящённая 800-летию Москвы. Дочь и внучка знаменитых художников, Наталья Кончаловская написала книгу «Дар бесценный» о художнике В.И.Сурикове. Наталья Кончаловская – мать известных кинорежиссёров – Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского

Юрий Коринец

(род. в 1923 г.)



Юрий Иосифович Коринец – прозаик, драматург, переводчик, романтик просторов, страстно влюблённый в Север - писатель сложной и богатой судьбы. Сочинять рассказы он начал с пяти лет, но вскоре понял, что прозу сочинять не просто. Другое дело – стихи. «Я понял, - писал о себе Ю.Коринец, - что хорошим стихам помогает сильное чувство». Так Ю.Коринец начал свой путь в детской литературе как поэт. За годы литературного творчества им создано около шестидесяти книг стихов и прозы для детей и юношества. Он является автором любимых детьми книг стихов: «Лапки», «Подслушанный разговор», «Триста тридцать три жильца», «Туесок», «Лесовик», «Таинственный дом», «Круглый год хоровод», «Плавучий остров», «Суббота в понедельник» и др. Кроме того, им созданы повести и романы. Его повесть «Там вдали, за рекой» получила не только первую премию на Всесоюзном конкурсе, но и несколько международных премий и внесена в Почётные листы ЮНЕСКО (1972, 1973).


Георгий Ладонщиков

(родился в 1916 г.)



Георгий Афанасьевич Ладонщиков – сын крестьянина из с.Каменка на Смоленщине, участник Великой Отечественной войны.В детскую литературу пришёл в первое послевоенное десятилетие. Свою первую поэтическую книгу для детей Г.Ладонщиков назвал «Маленькие мастера» (1951 г.). В последующие десятилетия им были изданы сборники стихов «Зимние картинки», «Что мы видим в лесу», «В реке и над рекой». В стихотворениях включённых в сборники, нашли дальнейшее развитие принципы нравственного, эстетического и трудового воспитания. Поэт стремиться воспитать у своих маленьких читателей активную жизненную позицию, стремление знать и любить свою Родину, трудиться на благо людей. Произведения Г.Ладонщикова включаются в книги для детского чтения, учебники для младших школьников.

Эмма Мошковская

(родилась в 1926 г.)



Эмма Эфраимовна Мошковская адресует свои стихи младшим школьникам. В её поэзии раскрывается разнообразный и сложный духовный мир детей. В стихах Э.Мошковской познание мира связано с постижением законов времени, пространства и ритма как категорий организации мира. Герои произведений Э.Мошковской – любознательный, пытливый народ, активный в познании жизни и щедрый на добро (сб. «Слушай, дождик!», «Земля кружится!» и др). Стихи Э.Мошковской – жизнерадостные, динамичные, с особым ритмическим рисунком, присущим ёё произведениям. Для самых маленьких у Мошковской стихи забавные, напоминающие игру, шутку, головоломку (сб. «Куда садится солнце», «Как лягушка научилась квакать» и др.).


Иван Никитин


(1824-1861)

Иван Саввич Никитин стихи писать начал рано. В них перемежались рахздумья о народе, его жизнерадостном и стойком характере с картинами природы. Поэт очень тонко сумел передать краски родной природы: белоснежные ковры зимы, разноцветные оттенки осени, нежную зелень весны, серебристый туман летнего утра...- «Звёзды меркнут и гаснут...», «Встреча зимы», «Полюбуйся, весна наступает» и другие. Отрывки из стихотворений И.С.Никитина были широко использованы составителями школьных учебников.

Николай Огарёв

(1813-1877)



Николай Платонович Огарёв – русский поэт, публицист, политический деятель. Происходил из старинного дворянского рода. Детство провёл в Пензенской губернии, затем переехал в Москву, где учился и работал. Там началась его литературная и общественно-политическая деятельность. Значительную часть своей жизни провёл в эмиграции. Лирическая поэзия составляет часть литературного наследия Н.Огарёва. В его стихах мы встречаем тонкие описания природы, воспоминания о покинутой, но духовно близкой Родине, глубокое понимание искусства. Специально для детей Н.Огарёв не писал. В сборники поэзии для детей включаются лучшие отрывки произведений поэта.
Валентина Осеева

(1902-1969)



Лауреат Государственной премии, Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве, училась в Киевском институте им. Н.В.Лысенко. Работала педагогом-воспитательницей в детских учреждениях. В печати её произведения появились с 1937 года. Для детей младшего возраста писала стихи, сказки, короткие рассказы, раскрываюшие морально-этические проблемы (сборники «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», «Простое дело», «Ежинка» и др.). Из произведений для детей старшего и среднего школьного возраста, широкую популярность приобрела трилогия «Васёк Трубачёв и его товарищи» и повесть «Динка». Произведения В.А.Осеевой неоднократно переиздаютя и включаются в учебные книги для чтения младших школьников.

Нина Павлова
К созданию знаменитого фенологического календаря, природоведческой энциклопедии «Лесная газета» Виталий Валентинович Бианки привлёк многих влюблённых в природу людей – писателей, путешественников, егерей и лесников, сельскохозяйственных работников, юных натуралистов. В их числе были талантливые популяризаторы научных знаний, которые впоследствии стали известными детскими писателями. Так пришла в литературу доктор биологических наук, ботаник Нина Михайловна Павлова, перу которой принадлежат в «Лесной газете» маленькие рассказы, с большой нежностью написанные о цветах. Уже с первых страниц газеты мы узнаём, что первые цветы – это не подснежники и не пролески, а цветы орешника, которые распускаются высоко на тонких ветках, когда ещё в лесу лежит снег, а в оврагах шумит весенняя вода. С помощью Н.М.Павловой юные читатели учатся красоте и гуманизму. Её природоведческие сказки посвящены не тем ярким цветам, которые видны всем и радуют глаз своим пышным убранством, а скромной прелести и утончённой красоте «диких», порой совсем незамечаемых цветов, которые и составляют многоцветный ковёр Земли.

Константин Паустовский

(1892-1968)



Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, но его детство и юность связаны с Киевом и Украиной. Произведения для детей и юношества К.Паустовский начал создавать с 1930 года. Он автор рассказов и сказок: «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Золотой линь» и др. Многое из того, что создано К.Паустовским, также вошло в круг детского и юношеского чтения, например: «Кара-Бугаз», «Колхида», «Черное море», «Мещерская сторона». Повести, рассказы, сказки К.Паустовского отличаются изысканным вкусом, лиризмом, проникнуты гуманным чувством, тонким юмором. Писатель обладал необыкновенным даром описывать природу. «Ничего в мире нет милее для меня, - писал он, - чем мой народ, его судьба, чем волшебный русский язык и трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа».

Александр Пидсуха

(родился 1918 г.)



Александр Николаевич Пидсуха – украинский писатель родом из крестьянской семьи с. Нежиловичи Макаровского района Киевской области. Окончил Харьковский педагогический институт иностранных языков. Участник Великой Отечественной войны. Печататься стал с 1939 года. Основные мотивы творчества А.Пидсухи – любовь к Родине, борьба за мир, утверждение лучших морально-этических качеств человека, высокая гражданственность (сборники стихов «Я хочу мира», «Жизнь за нас», «Героика», «Материнское завещание», «Иду на зов» и др. - изданы на украинском языке). А.Пидсуха известен также как автор романа в стихах «Полесская трилогия», является автором прозаических произведений (сборник рассказов «Лицом к лицу. Невымышленные истории»).

Джанни Родари

(1920-1980)



Выходец из рабочей семьи, итальянский поэт Джанни Родари несколько лет работал учителем в начальной школе. С 1948 года становится литературным сотрудником газеты «Унита», где ведёт «Детский уголок», созданный по его инициативе. Широко известен своими звонкими, остроумными, легко запоминающимися стихами и сказочными повестями. В переводе С.Я.Маршака изданы лучшие стихи Д.Родари из нескольких его сборников («Книга городов», «Поезд стихов», «Чем пахнут ремёсла» и др.). Популярны также и сказочные повести Джанни Родари «Приключения Чипполино» и «Путешествие голубой стрелы».


Екатерина Серова
Удивительным даром поэтического описания природы обладает петербургская поэтесса Екатерина Васильевна Серова. В её стихах природа одушевлена: героями произведений могут быть и солнышко, и дождик, и мохнатый шмель, и даже морской камешек («Вот что можно сделать лаской!»). С особой любовью описывает Е.Серова цветы, которым посвящает целый цикл стихотворений. Она воспринимает цветы как живые существа и проводит параллель между жизнью цветов и поступками людей (сб. «Смешинка»). В сюжетных стихах о школьной жизни Е.Серова наследует творческую манеру А.Барто. Особенно это ощутимо в раннем сборнике «Единица или нуль?».

Николай Сладков

(род. в 1920 г.)



Николай Иванович Сладков принадлежит к числу писателей-природоведов и продолжает в русской литературе традиции М.Пришвина и В.Бианки. По образованию топограф. По роду своей деятельности Н.Сладков прошёл пешком многие километры на просторах своей страны и мог наблюдать жизнь птиц, животных, растений в их естественных условиях обитания. Печатать свои произведения начал с 1953 года на страницах «Лесной газеты», издаваемой В.В.Бианки. Книги Н.Сладкова отличаются жанровым разнообразием. Среди них сказки, новеллы, литературные зарисовки натуралиста, поэтические календари природы, повести и даже своеобразные природоведческие энциклопедии. Лучшие книги Н.Сладкова для детей – «Серебряный хвост», «Птенцы-хитрецы», «Безымянной тропой», «Солнцеворот», «Краешком глаза», «В лесах счастливой охоты» и др. Большой интереспредставляют собой также занимательные книги познавательного характера: «Планета чудес», «Подводная газета», «Разноцветная земля», «Под шапкой-невидимкой» и др. В этих произведениях меткие наблюдения охотника и натуралиста сочетаются с пытливой работой исследователя и высокой художественностью мастера, влюблённого в предмет своего творчества.

Иван Суриков


(1841-1880)

Иван Захарович Суриков – поэт из народа. Он был сыном крестьянина, и раннее детство провёл в деревне. Восьмилетним мальчиком он переехал в Москву и навсегда остался в городе. Но детские годы, проведенные в деревне, сохранились очень ярко в памяти поэта и стали главной темой его произведений для детей. Его стихотворения печатались в журналах «Детское чтение», «Семья и школа», «Воспитание и обучение», «Детский сад». Последнее слово поэта было обращено к детям и напечатано в журнале «Игрушечка» (№ 14, 1880 год) с таким примечанием: «Стихотворения Сурикова для детей, простые и задушевные, повествуют главным образом о крестьянских детях, о русской природе, о труде. Лучшие из них входят в школьные хрестоматии, а многие его стихи положены на музыку и стали народными песнями».

Василий Сухомлинский

(1918-1970)



Выдающийся украинский педагог Василий Александрович Сухомлинский стремился к тому, чтобы литература, художественное слово оставляли глуюокий след в детских душах, были настоящим учебником жизни. Работая директором Павлышской школы, В.А.Сухомлинский большов внимание уделял комплектованию школьной библиотеки, в которой, по его словам, был отдельный раздел –«книги, которые лечат детские души».В своих рассказах и сказках, изданных посмертно (сб. «Гаряча квітка» и «Куди поспішали мурашки”) В.А.Сухомлинский продолжил традиции К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, стремясь в небольших произведениях (миниатюрах) раскрыть интересные сюжеты и важные морально-этические проблемы. Все произведения В.А.Сухомлинского славят человеческую доброту, самоотверженность, душевную красоту.

Юлиан Тувим

(1894-1953)



Юлиан Тувим – польский писатель-гуманист, который прошёл большой и сложный творческий путь. Первый сборник его стихов был издан в 1918 г. Стихи для детей – блестящая страница в многообразном творчестве Ю.Тувима. Глубокие по содержанию, они отличаются лёгкостью ритма, богатством средств художественной выразительностьи, блеском остроумия. Просто и весело рассказывает поэт о разнообразных жизненных явлениях, как будто глядит на мир глазами малыша, следуя за ним, как добрый внимательный друг («В самолёте», «Чик», «Стол», «Всё для всех», «Паровоз», «Очки», «Птичье радио» и др.). В 1949 г. был выпущен сборник стихов Ю.Тувима «Детям», в котором собраны его лучшие стихи. На русский язык Ю.Тувима переводили С.Михалков, С.Маршак, Е.Благинина, Б.Заходер

Фёдор Тютчев

(1803-1873)

Фёдор Иванович Тютчев – поэт, отличающийся особой чуткостью к родному языку, умением передавать в стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств. Уже первые стихотворения Ф.И.Тютчева – «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер» - принесли ему литературную славу. С особой любовью описывал Ф.И.Тютчев родную природу, восхищаясь её красой в любую погоду и любое время года «Зима недаром злится...», «Весенняя гроза» и другие.

Эдуард Успенский

(родился в 1937 г.)



Среди современных сказок большим успехом в читательской среде пользуются сказки-«перевёртыши», в которых сказочное содержание наполняется новым современным смыслом. Так делает, например, Эдуард Николаевич Успенский в своей лукавой, весёлой сказке «Вниз по волшебной реке». Любят дети и другую книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Главная мысль этой сказки – «невозможно радоваться жизни в одиночку, только настоящие друзья помогают человеку познать истинное счастье». Идея дружбы, взаимопомощи – главная идея его произведений «Гарантийные человечки», «Дядя Фёдор, пёс и кот» и др. Кем бы ни были герои произведений Э.Успенского - ребята или их друзья – животные, игрушечные существа или современные электронные человечки - все они настроены на дружбу, взаимоподдержку и утверждение доброго начала в жизни. Стихи и проза Э.Успенского – это весёлые, жизнерадостные произведения, пользующиеся большой популярностью как среди маленьких читателей, так и среди их родителей

Константин Ушинский

(1824-1870)

Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский оказал большое влияние на формирование и развитие детской литературы. Созданные им учебники «Детский мир» и «Родное слово» предназначались не только для школы, но и для семьи. Для этих книг щедро отбирал сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также лучшие образцы литературной поэзии и прозы. К.Д.Ушинский создавал свои сказки: «Мышка», «Васька», «Лошадка», «Гуси», «Умей обождать» «Проказы старухи Зимы» и др. Педагогом написаны рассказы о природе («Четыре желания», «Чужое яичко», «Гадюка», «Дети в роще»), а также статьи и рассказы научно-познавательного характера («Как рубашка в поле выросла»). К.Д.Ушинский рекомендовал приучать детей к чтению с самого раннего возраста. «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему объём сведений, - писал он, -- но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой».

Корней Чуковский

(1882-1969)



Творческая деятельность Корнея Ивановича Чуковского (Николая Корнейчукова) началась в Одессе, где он рос и учился. Им созданы литературоведческие исследования, критические статьи, мемуары, повести, стихи и сказки для детей, литературные переводы. Перу К.И.Чуковского принадлежит серьёзный труд о развитии психики и речи ребёнка «От двух до пяти», в котором сформулированы основные правила создания поэтических произведений для детей младшего возраста. Первую сказку для детей «Крокодил» К.И.Чуковский написал в 1916 году, за ней последовал целый ряд сказок, стихотворений, потешек, загадок и переводов для детей, объединённых позже в сборнике «Чудо-дерево». За литературно-исследовательскую работу К.И.Чуковский был удостоен высшей государственной премии, избран почётным доктором литературы Оксфордского университета. И дети, и взрослые любят и знают наизусть сказки К.И.Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце» и многие другие произведения. По произведениям К.И.Чуковского созданы весёлые и поучительные детские фильмы.


Юрий Яковлев

(род. в 1922 г.)



Участник Великой Отечественной войны, Юрий Яковлевич Яковлев писал о себе: «Всю войну был активным военкором газеты «Тревога». В газете часто печатались мои стихи, и очерки, и материалы об опыте зенитчиков…» Так началась литературная деятельность Ю.Яковлева, который стал одним из ведущих детских писателей. Первая книга для детей Ю.Яковлева «Наш адрес» была опубликована в 1949 году. Вслед за ней появились новые стихи, рассказы, сказки Ю.Яковлева для детей, которые неизменно вызывали к себе интерес как у маленьких, так и взрослых читателей: «Письмо с вулканического острова», «Мальчик с коньками», «Всадник, скачущий над городом», «Собирающий облака», «Сын лётчика», «Рыба-солнце», «Лев ушёл из дома» и др. «В юных героях Яковлева, - пишет писатель и литературный критик Лев Кассиль, - заложено наступательное доброе начало. Решения и поступки иногда наивны, угловаты, нескладны. Но всегда вы ощутите в них непреклонную тягу к справедливости, готовность стать на страже добрых человеческих чувств».

Юрий Ярмыш

В современной детской литературе Украины значительное место занимает деятельность писателя и учёного, литературоведа, автора учебника «Детская литература Украины» Юрия Ярмыша. Сказкам для детей Ю.Ярмыша присущ романтический подъём в сочетании с морально-этической направленностью. Книга «Живі малюнки» посвящена теме труда. Идею красы человеческого труда писатель сделал темой сказочной повести «Солодкий марципан». Особый интерес у младших читателей вызывают сказки Ю.Ярмыша, которые вошли в книгу «Летюче дерево».


  • Иван Никитин
  • Иван Суриков