Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Мистическое в поэме эдгара аллана по




Скачать 127.34 Kb.
Дата03.06.2017
Размер127.34 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока по литературе

на тему:

Мистическое в поэме эдгара аллана по «ворон»

Выполнила:

Иванова Анна

Санкт-Петербург

2014


Тема: «Мистическое в поэме Эдгара Аллана По «Ворон»
Место в программе: творчество Эдгара По изучают в 8 классе по программе В.Г. Маранцмана. Но поэма «Ворон» в программе по литературе не представлена.
Аудитория: 8 класс
Время: 1 урок (45 минут).
Цели урока: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мистический план поэмы.
Задачи:

1. Познакомить учащихся с биографией Эдгара По.

2. Сформировать навык анализа поэтического текста.

3. Раскрыть мистический план поэмы.

4. Развить творческие способности учащихся.
Материалы к уроку: текст поэмы «Ворон» в переводе К. Бальмонта у каждого ученика (предварительно прочитанный), презентация о биографии Эдгара По, иллюстрации к поэме, аудиозаписи прочтений стихотворений (Бориса Ветрова и Макса Фривинга).
Методы: чтение художественного текста и его анализ, анализ разных прочтений поэмы, сопоставление поэмы с другими видами искусства.

Ход урока

Этап

Действия учителя

Предполагаемые действия ученика

Организационный (1 минута)

Учитель приветствует учеников.

Ученики готовятся к уроку и приветствуют учителя.

Установка на восприятие, сообщение темы урока

(2 минуты)

- Ребята, в творчестве какого русского писателя, произведения которого мы недавно читали, есть мистика?

- А в каких именно произведениях?


- А сталкивались ли вы с чем-то мистическим в своей жизни?


- А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого американского мистика Эдгара Аллана По.

Итак, тема нашего урока «Мистика в поэме Эдгара Аллана По «Ворон».



- В творчестве Н.В. Гоголя.

- В цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», в повести «Вий».


Ученики отвечают на вопрос.

Ученики записывают тему урока.



Основная часть

(38 минут)

Учитель с помощью презентации сообщает ученикам наиболее значимые факты биографии писателя (3 минуты):

- Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США в семье актеров. Он рано осиротел и был усыновлен зажиточным купцом Джоном Алланом.

Эдгар По был талантливым учеником, рано проявил интерес к литературе и начал сочинять стихи ещё в детстве.

У Эдгара были напряженные отношения с опекуном, которого раздражало пылкое увлечение По искусством.

В 1826 году произошел разрыв между Эдгаром и Джоном. Последний лишил его материальной поддержки и с этих пор По ведет скитальческую жизнь.

Эдгар По становится профессиональным литератором, издает стихи, пробует себя в прозе, что приносит ему долгожданный успех.

В 1836 году он женится на Вирджинии Клемм, у которой вскоре обнаруживают чахотку. В 1847 году она умирает.

По никак не мог вырваться из бедности, искал забвения в вине, опиуме.

Последние годы жизни Эдгара По, 1847—1849, были годами метаний, полубезумия, успехов, падений и постоянной клеветы.

Учитель рассказывает о мистических обстоятельствах смерти писателя.


- Как видите, в жизни Эдгара По тоже была окутана мистикой.

Сейчас мы с вами прочитаем самую известную и мистическую поэму поэта «Ворон» в переводе К. Бальмонта, написанную в 1845 году.

Учитель читает поэму.

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Почему?

- Какие чувства, по-вашему, испытывает автор поэмы? Как это проявляется в тексте?

- Какое настроение преобладает в поэме?

Неудивительно, что у вас остались такие впечатления после прочтения. Лирика По – суггестивная, она призвана внушать читателю эмоции.
- Давайте теперь послушаем два разных прочтения этого стихотворения и сопоставим их.

Аудиозаписи с прочтением Бориса Ветрова и Макса Фривинга.

- Какое прочтение вам показалось наиболее удачным? Почему?

Как вы считаете, почему и то и другое прочтение сопровождается фоновой музыкой?


- К этой поэме было нарисовано множество иллюстраций.

Учитель демонстрирует иллюстрации, подготовленные в презентации.

Сравните предложенные иллюстрации.

Что общего у всех иллюстраций? Как вы думаете почему? Иллюстрации соответствуют стихотворению или нет? Почему?


- О чем или о ком тоскует лирический герой?
- Какой мистический образ является самым важным в стихотворении? Почему именно эта птица и что этот образ символизирует?

- С помощью чего автор создает мистический план поэмы?

- В чем заключается композиционная особенность поэмы?

Как называется такой прием?

В оригинале ворон повторяет слово «Nevemore». Если прислушаться то, мы поймем, что оно напоминает карканье вороны. Как называется этот прием? Как вы считает, русский перевод добился такого эффекта?

- Какой приговор выносит ворон герою в конце поэмы?





Ученики слушают учителя и записывают наиболее важную информацию.

Ученики слушают прочтение поэмы.


Ученики отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями.

Дети внимательно слушают аудиозаписи.

Ученики выбирают одно из прочтений и защищают его, тем самым начинают анализировать текст.


Ученики рассматривают иллюстрации к стихотворению. Сопоставляют их друг с другом и со стихотворением.


Он тоскует по своей возлюбленной, которая умерла.
Дети отвечают на вопросы.

Самый значимый мистический образ – ворон. Ворон ассоциируется в сознании человека со смертью. Его связывают с загробным миром, неслучайно ему герой задает вопрос о погибшей возлюбленной. Ворон является символом черной тоски и злого рока, безнадежности.


Дети отвечают на вопрос. Автор вводит в стихотворение образ Вещего Ворона, появившегося из ниоткуда, который на все вопросы герой отвечает лишь «никогда». Более того, все происходит темной ночью, когда все порождает страх.

В постоянном повторении слова «Никогда».

Рефрен.

Данный прием называется аллитерация или звукоподражание.



Дети высказывают свои мнения по поводу удачности русского перевода центрального слова в поэме.

На вопрос суждено ли герою встретить свою возлюбленную после смерти, ворон отвечает «никогда».



Итоги урока

(2 минуты)

Поэма «Ворон» стала одним из самых известных произведений в творчестве Эдгара Аллана По. А птица-ворон стала постоянным спутником писателя и поэта.

В чем же заключается мистический план поэмы?



Дети отвечают на вопрос учителя, используя знания полученные в ходе урока.

Домашнее задание

(2 минуты)

На выбор:

- Сравните разные переводы этого стихотворения (Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова и т.д.). Какой перевод вам нравится больше всего?

- Сопоставьте разные прочтения этой поэмы Борисом Ветровым и Максом Фривингом (можно использовать и другие прочтения).






Ворон

Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой,

Над старинными томами я склонялся в полусне,

Грезам странным отдавался, - вдруг неясный звук раздался,

Будто кто-то постучался - постучался в дверь ко мне.

"Это, верно, - прошептал я, - гость в полночной тишине,

Гость стучится в дверь ко мне".

Ясно помню... Ожиданье... Поздней осени рыданья...

И в камине очертанья тускло тлеющих углей...

О, как жаждал я рассвета, как я тщетно ждал ответа

На страданье без привета, на вопрос о ней, о ней -

О Леноре, что блистала ярче всех земных огней, -

О светиле прежних дней.

И завес пурпурных трепет издавал как будто лепет,

Трепет, лепет, наполнявший темным чувством сердце мне.

Непонятный страх смиряя, встал я с места, повторяя:

"Это только гость, блуждая, постучался в дверь ко мне,

Поздний гость приюта просит в полуночной тишине -

Гость стучится в дверь ко мне".

"Подавив свои сомненья, победивши спасенья,

Я сказал: "Не осудите замедленья моего!

Этой полночью ненастной я вздремнул, - и стук неясный

Слишком тих был, стук неясный, - и не слышал я его,

Я не слышал..." Тут раскрыл я дверь жилища моего:

Тьма - и больше ничего.

Взор застыл, во тьме стесненный, и стоял я изумленный,

Снам отдавшись, недоступным на земле ни для кого;

Но как прежде ночь молчала, тьма душе не отвечала,

Лишь - "Ленора!" - прозвучало имя солнца моего, -

Это я шепнул, и эхо повторило вновь его, -

Эхо - больше ничего.

Вновь я в комнату вернулся - обернулся - содрогнулся, -

Стук раздался, но слышнее, чем звучал он до того.

"Верно, что-нибудь сломилось, что-нибудь пошевелилось,

Там, за ставнями, забилось у окошка моего,

Это - ветер, - усмирю я трепет сердца моего, -

Ветер - больше ничего".

Я толкнул окно с решеткой, - тотчас важною походкой

Из-за ставней вышел Ворон, гордый Ворон старых дней,

Не склонился он учтиво, но, как лорд, вошел спесиво

И, взмахнув крылом лениво, в пышной важности своей

Он взлетел на бюст Паллады, что над дверью был моей,

Он взлетел - и сел над ней.

От печали я очнулся и невольно усмехнулся,

Видя важность этой птицы, жившей долгие года.

"Твой хохол ощипан славно, и глядишь ты презабавно, -

Я промолвил, - но скажи мне: в царстве тьмы, где ночь всегда,

Как ты звался, гордый Ворон, там, где ночь царит всегда?"

Молвил Ворон: "Никогда".

Птица ясно отвечала, и хоть смысла было мало.

Подивился я всем сердцем на ответ ее тогда.

Да и кто не подивится, кто с такой мечтой сроднится,

Кто поверить согласится, чтобы где-нибудь, когда -

Сел над дверью говорящий без запинки, без труда

Ворон с кличкой: "Никогда".

И взирая так сурово, лишь одно твердил он слово,

Точно всю он душу вылил в этом слове "Никогда",

И крылами не взмахнул он, и пером не шевельнул он, -

Я шепнул: "Друзья сокрылись вот уж многие года,

Завтра он меня покинет, как надежды, навсегда".

Ворон молвил: "Никогда".

Услыхав ответ удачный, вздрогнул я в тревоге мрачной.

"Верно, был он, - я подумал, - у того, чья жизнь - Беда,

У страдальца, чьи мученья возрастали, как теченье

Рек весной, чье отреченье от Надежды навсегда

В песне вылилось о счастьи, что, погибнув навсегда,

Вновь не вспыхнет никогда".

Но, от скорби отдыхая, улыбаясь и вздыхая,

Кресло я свое придвинул против Ворона тогда,

И, склонясь на бархат нежный, я фантазии безбрежной

Отдался душой мятежной: "Это - Ворон, Ворон, да.

Но о чем твердит зловещий этим черным "Никогда",

Страшным криком: "Никогда".

Я сидел, догадок полный и задумчиво-безмолвный,

Взоры птицы жгли мне сердце, как огнистая звезда,

И с печалью запоздалой головой своей усталой

Я прильнул к подушке алой, и подумал я тогда:

Я - один, на бархат алый - та, кого любил всегда,

Не прильнет уж никогда.

Но постой: вокруг темнеет, и как будто кто-то веет, -

То с кадильницей небесной серафим пришел сюда?

В миг неясный упоенья я вскричал: "Прости, мученье,

Это бог послал забвенье о Леноре навсегда, -

Пей, о, пей скорей забвенье о Леноре навсегда!"

Каркнул Ворон: "Никогда".

И вскричал я в скорби страстной: "Птица ты - иль дух ужасный,

Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, -

Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,

В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!

О, скажи, найду ль забвенье, - я молю, скажи, когда?"

Каркнул Ворон: "Никогда".

"Ты пророк, - вскричал я, - вещий! "Птица ты - иль дух зловещий,

Этим небом, что над нами, - богом, скрытым навсегда, -

Заклинаю, умоляя, мне сказать - в пределах Рая

Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,

Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?"

Каркнул Ворон: "Никогда".

И воскликнул я, вставая: "Прочь отсюда, птица злая!

Ты из царства тьмы и бури, - уходи опять туда,

Не хочу я лжи позорной, лжи, как эти перья, черной,

Удались же, дух упорный! Быть хочу - один всегда!

Вынь свой жесткий клюв из сердца моего, где скорбь - всегда!"

Каркнул Ворон: "Никогда".

И сидит, сидит зловещий Ворон черный, Ворон вещий,

С бюста бледного Паллады не умчится никуда.

Он глядит, уединенный, точно Демон полусонный,

Свет струится, тень ложится, - на полу дрожит всегда.

И душа моя из тени, что волнуется всегда.

Не восстанет - никогда!

(1894)


Перевод К. Бальмонта

  • Тема
  • Аудитория
  • Методы
  • Установка на восприятие, сообщение темы урока (2 минуты)
  • Основная часть (38 минут)
  • Итоги урока (2 минуты)
  • Домашнее задание (2 минуты)