Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности. Модель библиотеки моу




Скачать 347.34 Kb.
Дата25.03.2017
Размер347.34 Kb.
Описание работы библиотеки

МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 10»

В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности.



Модель библиотеки МОУ «СОШ № 10»: библиотека - информационный центр.

Исходя из миссии и модели школьной библиотеки, ставим следующие цели задачи:



Цели и задачи деятельности библиотеки школы № 10:

Основными целями школьной библиотеки являются:

  • реализация информационного обеспечения образовательного процесса в шко­ле, содействие самообразованию учащихся и учителей;

  • содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;

  • организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения;

  • обеспечение организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;

  • формирование информационной культуры учащихся через организацию ин­формационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования инфор­мации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.);

  • интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и поль­зованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Реализация этих целей предполагает решение следующих задач:

  • формирование качественных библиотечных фондов;

  • оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного обра­зования;

  • организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формирова­нию информационной грамотности, информационного мировоззрения и ин­формационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;

  • содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чте­ния, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том чис­ле основанных на использовании информационно-коммуникационных техно­логий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общест­венности к ценностям семейного чтения.

Школьная библиотека как социальный институт призвана выполнять следующие основные функции:

1. Образовательную — содействие образованию и воспитанию личности учащих­ся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.

2. Информационную — обеспечение доступа к информации, удовлетворение ин­формационных потребностей учащихся, учителей и других категорий работников общеобразовательных учреждений с использованием как собственных информаци­онных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информацион­ных сетей и систем.

3. Культурную — обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродук­тивной и продуктивной культурной деятельности.

4. Досуговую — содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Применяемые формы работы с читателями

Ведение библиотечных уроков, кружков, факультативов, спецкурсов

Для учащихся среднего звена и старших классов Светлана Рауфовна проводит библиотечные уроки, которые проходят в центральной городской библиотеке, учащихся 1-5-х классов знакомит с детскими журналами, проводит беседы о значении каталогов, о художниках-оформителях детских журналов и книг в школьной библиотеке.

Так, в центральной городской библиотеке имени М.Джалиля проведены следующие мероприятия (см. приложения):

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

Отзывы

о мероприятии



1.

Встреча с писательницей Ф.Байрамовой

2006

Отзыв Центральной городской библиотеки им. М.Джалиля

2.

Творческий вечер заведующей библиотекой МОУ СОШ № 10 С.Р.Газизовой

2006

Отзыв Центральной городской библиотеки им. М.Джалиля

3.

Презентация книги М.Сафина “Челны мои былинные”

18.12.2007

Отзыв литературно-краеведческого музея ЦГБ

4.

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 70-летию Я.Игенея

15.01.2008

Отзыв литературно-краеведческого музея ЦГБ

5.

Литературно-музыкальный вечер “Свет остался в душе”, посвященный заслуженному работнику культуры, писателю Н.Мадьярову

04.03.2008

Отзыв литературно-краеведческого музея ЦГБ

6.

Премьера книги А.Халима “Талант. Личность. Судьба”

01.02.2008

Отзыв Центральной городской библиотеки им. М.Джалиля

7.

Акция “Международный парад парков” (обзор литературы и викторина по экологии)

14.04.2008

Отзыв Центральной городской библиотеки им. М.Джалиля

8.

Встреча в лауреатом Тукаевской премии, писателем Р.Батуллой

11.04.2008

Отзыв Центральной городской библиотеки им. М.Джалиля



Для учащихся младшего и среднего звена в школьной библиотеке Газизова С.Р. проводит регулярные тематические выставки, читательские конференции, вместе с учащимися обсуждают прочитанные книги. Так, в течение 4-х лет проведено немало мероприятий:

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

Классы



Обсуждение книги Е. Шварца”Сказка о потерянном времени”

2006

Для четвертых классов



Обсуждение книги А. Волкова “Волшебник Изумрудного города”

2006

Для пятых классов



Обсуждение книги А.Беляева”Человек – амфибия”

2006

Для шестых классов



Книжная выставка ”Новые сказки”

2006

Для начальных классов



Читательская конференция по книге В.Железнякова” Чучело”

2007

Для шестых ,седьмых классов



Обсуждение книги ”Сигнальщики и горнисты”

2007

Для восьмых классов



Викторина по произведениям А. Алексина

2007

Для восьмых классов



Обсуждение книги Б. Акунина”Азазель”

2007

Для девятых классов



Обсуждение книги Н.В.Гоголя “Шинель”

2007

Для десятых классов



Книжная выставка ” Хочешь быть здоровым – заслужи”

Постоянная выставка

В школьной библиотеке



Книжная выставка “Красная ромашка”

2005-2008

К неделе М.Джалиля



Книжная выставка”Звезда Тукая”

2005-2008

К неделе Г.Тукая



Конкурс чтецов

Ежегодно

Для 1-11 классов



Классные часы: Беседы по книгеЛ.Васильевой-Гангус “Азбука вежливости”

Ежегодно

Для1-5 классов



125-летию Б.С.Житкова “ Что я видел”. Викторина по одноименной книге

2008

Для начальных классов



Классные часы:Викторина”Кто больше знает о К.И.Циолковском?..”- к 125-летию (к неделе физики)

2007

7-11 классы



Беседа к 210-летию немецкого писателя Г.Гейне ”Интересная биография”(Классные часы)

2007

5-11 классы

(К неделе иностранных языков)





Классные часы ”Как себя вести в театре” к 145- летию ко дню рождения К.С.Станиславского

2007

1-8 классы (к неделе театра)



Классные часы ”Кто такой Н.Коперник?” викторина по биографии

2008

8-11 классы

(К неделе астрономии)





Книжная выставка” Край –мой Татарстан”

Постоянная выставка

В школьной библиотеке



Книжная выставка “Мәгърифәт йолдызлары”(“Звезды просвещения”)

Постоянная выставка

В школьной библиотеке



Книжная выставка “Найди себя”( по профоринтацию)

Постоянная выставка

В школьной библиотеке



Книжная выставка “Мирас” (Наследие)

Постоянная выставка

В школьной библиотеке



Выступление на общешкольном родительском собрании ”Книги все таки лучше,чем телевидение”

2008

В актовом зале школы



Книжная выставка ”Город- мой любимый”

Постоянная выставка

В школьной библиотеке



“Энциклопедия города-наша гордость” выступление на педсовете

2008

В актовом зале школы



Классные часы:Учись и живи, будь достойным своим дедам!

(беседы по энциклопедии города Набережные Челны)



2008

1-11 классы



Дискуссия “Все о правах ребёнка”. Встреча с адвокатом.

2012

8-11



К 75-летию первому президенту РТ “Плюсы и минусы перестройки для Республики Татарстан” политические дебаты .

2012

10-11 классы

Газизова С.Р. много лет руководит агитбригадами и театральными кружками на татарском и на русском языке. Один из таких театральных школьных кружков вырос до театра-студии «Максат». («Цель»). Учащиеся играли, в основном, пьесы классиков, которые вошли в школьную программу, обучались актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению.



Так, Газизова С.Р. последние годы руководит подростковым клубом “Мәдәни офык” (“Горизонты культуры”). Ребята выступают на разных сценах города. Начали со сцены “Огниво”, выступали и в малом зале ДК “Энергетик”, часто выступаем в актовом зале Центральной городской библиотеки. Клуб был создан с целью организации встреч с интересными людьми: деятелями науки, культуры, писателями. Клубная работа – это не только мероприятия по готовым сценариям. Членам клуба приходится самим давать анализ произведениям различных авторов. Прежде чем выйти на сцену, необходимо хорошо изучить биографию и творчество писателя, уметь сравнивать одно произведение с другими того же автора, правильно оценить, сказать свое мнение о событиях, происходящих в том или ином произведении. У нас были в гостях: поэтесса, лауреат им. Г. Исхаки Клара Булатова, полковник в отставке, автор многих художественных книг, композитор, автор многочисленных песенных сборников, певец Р.Зарипов; публицист, поэт, драматург, лауреат премии Г.Исхаки Айдар Халим; призер самой читаемой книги республики Фоат Садриев; представители научных кругов, культуры и искусства, вошедшие в татарскую энциклопедию, живущие в нашем городе. Наш клуб участвовал в премьере “Татарская энциклопедия”. Члены клуба подготовили и провели вечера, посвященные великому Тукаю, первому великому композитору татарского народа С.Сайдашеву. Участвовали в конкурсах, обьявленных газетами и Управлением образования города. О нашем клубе вышло 16 публикаций в городских газетах, 4 телерепортажа. Члены клуба регулярно посещают спектакли татарского государственного театра, учатся анализировать спектакль.


За 30 лет работы в школьной библиотеке приходилось проводить много мероприятий. Как бы хлопотно не было, мне нравится работать со старшеклассниками, но когда подбирается удачный Совет старшеклассников, то можно поставить работу и в младших классах. Так, вместе с Советом старшеклассников мною проведен городской конкурс «Длинная коса». Это мероприятие можно назвать презентацией книги для молодых хозяек. Члены жюри отметили высокую нравственную сторону этого конкурса.
Охват читательской аудитории, включая педагогов и родителей (количественные показатели)
За 25-летний период в должности школьного библиотекаря Газизовой С.Р. проделана очень большая кропотливая работа по формированию и становлению школьной библиотеки. За последние четыре года работы имеется положительная динамика основных показателей работы школьной библиотеки.

Основные показатели работы школьной библиотеки

Показатели

Годы

2009

2010

2011

2012

Количество учащихся в школе

1229

1177

1150

1151

Количество читателей

898

867

889

1151 60 учителей

Книговыдача

13643

17426

17928

29589

Количество посещений

8945

12175

12597

12665

Охват чтением (%)

73,07%

73,66%

77,3%

100%

Читаемость

9,96

14,04

20,16

24,4

Посещаемость

15,1

20,1

20,16

24,4

Книгообеспеченность

15,4

16,2

16,7

19,6


Распространение опыта работы библиотеки, результативность

Газизова Светлана Рауфовна принимает активное участие в работе творческой группы библиотекарей города. Принимает деятельное участие в работе секции библиотекарей города, систематически обобщает свой библиотечный опыт на семинарах библиотекарей, на курсах повышения квалификации, круглых столах среди коллег города и региона Республики Татарстан. Формы обобщения опыта самые разнообразные: выездные тематические занятия, практические семинары, выступления, открытые мероприятия, литературно-музыкальные вечера, презентации книг, обзоры литературы, постановки пьес известных татарских драматургов.

Свой опыт работы в качестве библиотекаря Светлана Рауфовна обобщила в следующем виде:

№ п/п

Содержание работы

Дата

Место распространения



Выступление на тему «Значение фольклора в национальном воспитании»

16.06.2000

телевидение города Альметьевска



Выступления на педагогических советах с новинками методической литературы

1 раз в четверть

МОУ СОШ № 10



Выступления на семинарах библиотекарей по организации подписной кампании в школе

1 раз в год

г. Набережные

Челны




Консультации для библиотекарей города по сдаче статистических отчетов

По обращению

г. Набережные

Челны




Оказание помощи при составлении годовых планов работы библиотеки

По обращению

г. Набережные

Челны

Выступления Светланы Рауфовны перед библиотекарями города, слушателями курсов отличаются новизной и актуальностью. Она серьезно работает над своим профессиональным ростом, постоянно ищет пути совершенствования, своевременно и успешно проходит курсы повышения квалификации.

Светлана Рауфовна Газизова является наставником молодых библиотекарей города. Она дает рекомендации по организации рабочего места библиотекаря, делится собственным опытом работы. Вместе с другими библиотекарями составляются и разрабатываются открытые мероприятия на уровне школы и города. Она научила их анализировать свою деятельность, открытые уроки и внеклассные мероприятия. Благодаря совместной работе они самостоятельно стали проводить библиотечные уроки, внеклассные мероприятия по пропаганде книг. Так, библиотекарь Газизова С.Р. провела следующие мероприятия по обобщению и распространению своего опыта (см. приложения):

1. Выступление перед учителями и руководителями школ Тукаевского района (2004 год)

2. Выступление перед библиотекарями города Альметьевска с докладом по теме «Роль литературы в национально-нравственном воспитании» (2005 год)

3. Выступление на республиканском семинаре для классных руководителей города Набережные Челны (2005 год)

4. Участие в круглом столе, проведенном журналом «Магариф» в Центральной библиотеке им. М.Джалиля (август 2005 года)

5. Участие в региональной научно-практической конференции «Мгновения вечности» в Центральной библиотеке им. М.Джалиля (04.02.2009 год)
Место библиотеки в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, в т.ч. во внеурочной деятельности и оказании дополнительных образовательных услуг
Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном и школьном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет одновременно функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом в отличие от публичной и специальной, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы. К сожалению, эта многофункциональность школьной библиотеки и ее роль в жизни школы пока не совсем понимается администрацией всех уровней, педагогами, а иногда и самими библиотекарями. В настоящее время самая большая сеть библиотек России (около 67 тыс.) находится в кризисе. Особая острота сегодняшней ситуации определяется прежде всего сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки, в частности.

Центральной проблемой школьного библиотекаря и библиотеки является проблема финансовая. Прежде всего, она сказывается на комплектовании - нет денег на пополнение фонда новыми книгами и периодикой. Фонд школьных библиотек стремительно ветшает и не отвечает требованиям современного образования и воспитания.

Пополнение фонда происходит в основном не за счет официальных источников комплектования (бюджета), а за счет родителей, которые сдают деньги на учебники. Учащиеся, выпускники, педагоги дарят книги - причем, судя по ответам, чаще всего не новые, что увеличивает устаревшую часть фонда. Иногда литературу передают публичные библиотеки или библиотеки других учебных заведений.

Очень большую помощь в пополнении библиотечного фонда оказывают шефы. Шефами МОУ СОШ № 10 является Камгэсэнергострой. Они очень часто выделяют средства на приобретение книг и пополнение книжного фонда.



Так, за десять лет школьная библиотека пополнилась за счет подаренных книг на 1045 экземпляров.

Дата

№ документа

Количество экземпляров

Спонсор

28.12.2000

Акт № 22

215

Учащиеся школы

09.11.2001

Акт № 27

74

Учащиеся школы

10.06.2001

Акт № 28

70

ОАО КамГЭС

19.11.2009

Акт № 29

212

ОАО КамГЭС

14.06.2012

Акт № 33

126

ОАО КамГЭС

30.06.2004

Акт № 35

20

ОАО КамГЭС

10.08.2005

Акт № 36

32

ОАО КамГЭС

07.08.2006

Акт № 37

10

ОАО КамГЭС

26.03.2007

Акт № 38

4

Учащиеся школы

01.02.2008

Акт № 39

4

Авторы

28.11.2008

Накл. № 94

180

ОАО КамГЭС

03.06.2011

Акт № 40

26

Учащиеся школы

08.06.2012

Акт № 41

72

Учащиеся школы

Итого




1045





Краткая характеристика библиотечного обслуживания обучающихся и педагогов
Основное место в структуре деятельности школьного библиотекаря занимает, с одной стороны, работа с читателями-учащимися, с другой - работа с учебниками. Работа с учащимися включает в себя непосредственное обслуживание, выполнение справок, подбор материалов для докладов и рефератов, консультации, проведение библиотечных уроков и, конечно, обширная и разнообразная массовая работа, занимающая львиную долю времени библиотекаря, остающегося от работы с учебниками.

Библиотекарь школы Газизова С.Р. обслуживает 1151 ученика и 60 педагогов. Кроме выдачи книг, для осуществления группового и фронтального (всеохватного) обслуживания читателей Газизова С.Р. использует совокупность форм и методов, которые принято делить (на основании способа восприятия) на наглядные, устные и комплексные (т.е. сочетающие в себе то и другое).

В наглядных формах реализует непосредственный показ самих произведений печати или ярко, с использованием иллюстраций и других изобразительных средств, раскрывает их содержание.

Среди наиболее широко используемых наглядных форм можно назвать:

– книжную выставку;

– книжный плакат;

– презентации и др.

Устные формы информации о книгах и их рекомендация основаны на живом слове.

Наиболее сложной формой устного информирования является читательская конференция. Так, Светлана Рауфовна провела следующие читательские конференции:

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

Классы



Обсуждение книги Е. Шварца”Сказка о потерянном времени”

2006

Для четвертых классов



Обсуждение книги А. Волкова “Волшебник Изумрудного города”

2007

Для пятых классов



Обсуждение книги А.Беляева”Человек – амфибия”

2008

Для шестых классов



Читательская конференция по книге В.Железнякова” Чучело”

2009

Для шестых,

седьмых классов





Обсуждение книги ”Сигнальщики и горнисты”

2010

Для восьмых классов



Обсуждение книги Б. Акунина”Азазель”

2011

Для девятых классов



Обсуждение книги Н.В.Гоголя “Шинель”

2012

Для десятых классов

Одной из распространенных устных форм информирования читателей являются литературные чтения, предполагающие художественное чтение литературных произведений. Так, Светлана Газизова является организатором «Тукаевских чтений», которые проводятся ежегодно в здании Татарского драматического театра.

Тематические библиотечные вечера относятся к числу наиболее любимых читателями мероприятий. Тема такого вечера может быть какой угодно: творчество знаменитого писателя, художника, ученого; жизнь какой-либо страны; научное открытие и т.д. Специфика такого мероприятия в том, что тема вечера освещается различными средствами, включая музыку, художественное слово, кинофотодокументы и т.д. Это усиливает эффективность таких мероприятий, делает их весьма привлекательными для читателей.

Светлана Рауфовна провела следующие библиотечные вечера:



№ п/п

Название вечера

Форма проведения

Дата



Женская поэзия автограда

Литературная гостиная

07.03.2008



Великий композитор разных жанров

Литературная гостиная

14.10.2009



Игра «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра по химии

12.10.2009



Поэты нашего города

Литературная гостиная

16.10.2009



К 135-летию А.В.Колчака

Литературная гостиная

20.10.2009



Игра «Звездный час»

Интеллектуальная игра по физике

22.10.2009



«Җөмга көн кич белән»

Литературная гостиная

1 раз в месяц по пятницам



Дискуссия «Все о правах ребёнка»

Дискуссионный клуб

20.10.12

Довольно распространены в библиотеках и библиографические обзоры – устное информирование о литературе.

К устным формам информации и рекомендациям комплексного характера Светлана Рауфовна относит:

– библиотечные вечера;

– литературные гостиные;

– литературные игры;

– клубы и объединения по интересам и др.

Таким образом, все мероприятия, описанные выше, можно отнести и к библиотечному обслуживанию.



Начиная с 2007 года каждый год проводится месячник читателя под девизом «Библиотека – территория взаимодействия».

Изменение состояния материальной базы, технического оснащения, комплектования фондов библиотеки за последние два года

Библиотека школы имеет соответствующее помещение, оборудованное специальной мебелью и оснащено современными техническими средствами.

В 2008 году книжные стеллажи библиотеки полностью заменены на новые, современного дизайна, удобные для эксплуатации. Заказана новая мебель для читального зала.

В библиотеке имеются действующие алфавитные и систематические каталоги, картотеки газетно-журнальных статей.

Техническое оснащение информационно-библиографического центра: 1 компьютер, 1 принтер, ксерокс, проигрыватель, магнитофон.

Эстетично оформленное помещение библиотеки создает комфортные условия участникам образовательного процесса, способствует сохранению здоровья. Достаточный уровень освещения, приятный цвет стен, подходящая мебель делают комфортным нахождение в библиотеке. Учащиеся имеют возможность дополнительно заниматься в читальном зале по интересующим их темам, приятно и с пользой проводить свободное от учебы время

Имеется доступ к образовательным ресурсам в Интернет – это позволяет получать дополнительную информацию для пользователей.
С окончательной отладкой школьной локальной сети информационно-библиографический центр станет частью единого информационного образовательного пространства школы
Взаимодействие с органами местной власти, муниципальными и городскими библиотеками, общественностью и др. партнерами
Газизова С.Р. является членом правления краеведческого отдела Центральной городской библиотеки. Совместно с краеведческим отделом Центральной городской библиотеки провела презентацию книги Айдара Халима ”Талант. Личность. Судьба”, дала интервью для радио “Свобода” об актуальности проблемы, поднятой автором данной книги (см. приложения).

В 2007 году на базе Центральной городской библиотеки провела встречу с писателем, известным драматургом в театральных сферах всего бывшего Союза, великим фольклористом, лауреатом первой премии им. Г.Исхаки, лауреатом Тукаевской премии, народным писателем Татарстана Р.Батуллой.

Начиная с 2005 года, ежегодно в апреле, совместно с писателем Айдаром Халимом библиотекарь школы Газизова С.Р. для интелегенции города под эгидой “Тукаевские уроки” проводит встречи с деятелями культуры и искусства в различных заведениях культуры: Драматический театр, Центральная библиотека, ДК «Энергетик», СПК «Огниво».


Деятельность по созданию положительного имиджа библиотеки, внедрение инновационных технологий. Создание комфортной развивающей среды библиотеки
Многие библиотекари считают, что для создания имиджа школьной библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в работе библиотекаря - это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. Светлана Рауфовна провела опрос среди читателей библиотеки и задала следующие вопросы:

1. Востребовано ли то, что делает библиотека?

2. Какие виды услуг необходимы в библиотеке?

3. Какие новые фонды необходимы в школьной библиотеке?

Таким образом, она повысила интерес к библиотеке, сделала себе рекламу, что способствуют созданию и утверждению образа школьной библиотеки как учреждения, необходимого не только школе, но и местному сообществу, формированию имиджа школьной библиотеки как квалифицированного и благожелательного партнера.

Профессиональный рост является составной часть имиджа школьного библиотекаря. Самое главное - это потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя.

С.Р.Газизова регулярно повышает свою квалификацию. В 1975 году она окончила Казанский государственный институт культуры, затем регулярно проходила библиотечные курсы повышения квалификации.

В 2011 году прошла курсы повышения квалификации при Институте непрерывного педагогического образования города Набережные Челны по теме «Информационные технологии в работе школьного библиотекаря».

Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно.

Наличие электронного каталога значительно повысило оперативность информационно-библиографической работы: не обращаясь к фонду, мы можем информировать, например, учителя литературы о наличии и количестве текстов изучаемого произведения; на основе тематических баз данных мы можем проводить индивидуальное информирование учителей и учащихся школы; с помощью словарей (основных рубрик, ключевых слов, персоналий и т.д.) в электронном каталоге составляем списки литературы по интересующей читателя теме, уточняем наличие учебников, пособий по предметам и т.д.

В своей работе Газизова С.Р. использует программы Mark-SQL, Word, Excel, Power Point. С помощью компьютера оформляет тематические папки, выставки, презентации по книгам.

Возможности Интернета использует в своей работе достаточно часто. Так, часто ищет материалы для презентаций книг, интересуется новинками, заходит на сайт школьных библиотек.

Федеральный перечень учебников также просматривается на сайте Министерства образования и науки РФ.

Таким образом, Светлана Рауфовна создала комфортную среду в школьной библиотеке для разных категорий читателей – это и ученики, и учителя, и родители.


Перспективы развития библиотечного обслуживания читателей. Перспективы укрепления материально-технической базы и информационного пространства библиотеки
Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, и библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как источник информации, организатор индивидуального и коллективного труда, при этом он развивает, обучает, воспитывает детей, т.е. библиотечными формами и методами осуществляет педагогическую деятельность.

Школьная библиотека должна иметь значительный педагогический потенциал:

- персонал, умеющий работать с учащимися и педагогическим составом,

- фонды, ориентированные на учебные потребности,

- справочно-библиографический аппарат, способствующий самообразованию,

- помещения и оборудование, предназначенные для индивидуальной и групповой самообразовательной работы,

- возможность постоянного партнерства учителей и библиотекарей в целях совершенствования обучения.

Президент Д.М.Медведев отметил, что «именно школьные библиотеки способны стать авторитетными центрами просвещения и досуга молодежи. Поэтому важно придать им новый современный облик, адекватный требованиями времени».

Наша школа - одна из старейших школ города. К осени 2010 году школе будет 45лет. Помещению библиотеки требуется хороший ремонт. Хотя книжные стеллажи полностью (и в хранилище, и в фонде) заменены, но полы, тепловые батареи, окна, канализационные трубы требуют замены. Поэтому планируется провести следующие ремонтные работы:

Работы

Сроки

Ответственные

Капитальный ремонт: окон, полов, электропроводки

июнь- август 2013 года

Администрация школы

Обмен разделителей книжного фонда и абонемента на пластиковые

2010 год

Газизова С.Р.

Немаловажную роль играет и имидж библиотеки. Современная система образования призвана формировать умение учиться ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условия особое значение имеет организация информационного образования и повышения библиотечно-библиографической и информационной культуры учащихся, перед которыми открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.



Работы

Сроки

Ответственные

Продолжить совместную работу с Центральной библиотекой по проведению массовых мероприятий и библиотечных уроков

2014-2015г.г.

Газизова С.Р.

Продолжить работу с ученическим активом и родительским комитетом над пополнением библиотечного фонда


2014-2015 г.г.


Газизова С.Р.

Начать сбор материалов об учителях-ветеранах.

Оформить альбомы о каждом учителе-ветеране



2013г.

Газизова С.Р.,

классные

руководители


Открыть класс медиатеки

2014г.


Бодрова И.А.,

Газизова С.Р.


Перед библиотекой стоит задача: заложить основу и создать школьную медиатеку, для того, чтобы педагоги и учащиеся школы имели возможность работать с электронными носителями информации (энциклопедии, словари, справочники), как составная часть современной школьной библиотеки

Желательно обеспечить доступ к информации. Библиотека так же должна быть и дополнительным кабинетом психологической разгрузки как для педагогического коллектива, так и для учащихся школ. Все это и составляет имидж библиотеки.

Современная система образования призвана формировать умение учиться ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условия особое значение имеет организация информационного образования и повышения библиотечно-библиографической и информационной культуры учащихся, перед которыми открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Персональные компьютер и Интернет, сканеры и принтеры, интерактивные доски и плазменные панели - необходимые составляющие работы современной библиотеки.

Школьная библиотека должна стать жизненно важным компонентом образования и воспитания.

Работы

Сроки

Ответственные

Открытие «Электронного ликбеза» для родителей

2011 год

Газизова С.Р., учитель информатики

Проведение Интернет-моста между городскими и школьными библиотеками по проблемам обеспечения учебниками

2014-15 год


Газизова С.Р., библиотекари города

Работа подросткового клуба “Мәдәни офык “ (выступление на городских сценах при участии городских и республиканских писателей, деятелей науки и искусства)

2014-2015 г.г.

Газизова С.Р.

Встреча трех поколений членов подросткого клуба “Мәдәни офык”

2015 год

Газизова С.Р.

Выпустить книгу об учителях- ветеранах школы № 10 имени Е.Л.Казакова


2015 год

Газизова С.Р.

Продолжить работу по увеличению посещаемости и качества чтения

2014-2015г.г.

Газизова С.Р.

Продолжить последовательную работу с учениками совместно с классными руководителями, учителями-предметниками, родительским комитетом

2012-2013 г.г.

Газизова С.Р.

Ежегодная совместная работу с учителями - предметниками и классными руководителями по проведению месячника читателя

Ежегодно

Газизова С.Р.

Создание банка презентационных материалов

2010-2015 г.г.

Газизова С.Р.


Освещение работы библиотеки в СМИ

Многолетний опыт работы библиотекарем Газизова С.Р. пытается осветить в средствах массовой информации. Так, имеется множество публикаций, отзывов учащихся, представителей СМИ, и также самой Светланы Рауфовны по проведенным мероприятиям. Светлана Рауфовна сама ведет научную работу и ее статья «Место татарской детской поэзии в мировой литературе» опубликована в журнале «Мирас» в 2009 году (см. приложения)




№ п/п

Мероприятие

Дата

Место публикации



Если душа родилась крылатой

2000

“Челнинские известия”,

корр. С.Марача





Если звенит песня

2000

“Шәһри Чаллы”,

корр Ф.Фаррахова





Встреча с поэтессой

К.Булатовой



2000

“Көмеш кыңгырау”,

рубрика новости




Встреча с писателем



2002

“Челнинские известия”,

рубрика “Новости”





Дотрагиваюсь до современных чувств

2002

Шәһри Чаллы,

гл. Специалист ЦГБ В.Бадретдинова





Сообщение о встрече

2003

Журнал “Майдан”





Вечер встречи поэтессами

города Набережные Челны



04.04.2008

“Светлый путь”

Кор. Р. Саетгареева





Пусть не угасают звезды

1999

Рецензия на спектакль “Пусть не угасают звезды” вместе с участниками клуба” Горизонты Культуры”, газета “Челнинские известия”



Стихи можно читать по разному

2000

Статья в газете “Көмеш кыңгырау”



Официальное открытие клуба”Горизонты Культуры”

2000

Статья в газете”Шәһри Чаллы”



Народ богат талантами

2000

Статья в газете” Шәһри Чаллы”



В душе живут мелодии Сайдаша

2001

Статья в газете “Шәһри Чаллы”



На прекрасных примерах

2002

Статья в газете” Челнинские известия”



В душе остался глубокий след

2002

Статья “Шәһри Чаллы”



Спасибо шефам

2002

Статья “Камские зори”



Добрата

2002

Статья в газете “Шәһри Чаллы”



1.Сүнмәс Сәйдәш

2.Отрывок из сценарии к юбилею

Первому профессионльному композитору Салиху Сайдашеву


2002

2005


1.Слова песни на музыку Р. Зарипова из-во:Яр Чаллы 2002

Книга”Йөрәгемнән чыккан оңнар”(“Мелодии от сердца”) стр.11

2. Р.Зарипов . Книга из-во: Яр Чаллы2005”Бәхәсле бизмән” (“Как мерить счастье”).стр.160-161




Бөтендөнья балалар шигърияте (эссе)

2009,

№ 6-12


Журнал «Мирас», 2009



Историческо-документальный рассказ “Моя жизнь на сцене” Р.Т.Зарипова (рассказ о библиотекаре школы Газизовой С.Р.)

2009

Р.Зарипов. Минем сәхнә гөмерем. Тарих-документаль хикәя – Яр Чаллы, 2009 ел, стр. 111-112



Ватаным Татарстан, март, статья о кандидате тукаевской премии Клары Булатовой.

2011

Под псевдонимом Асылмурат «В то время мы все писали стихи».




  • Миссия школьной библиотеки
  • Цели и задачи деятельности библиотеки школы № 10: Основными целями
  • Применяемые формы работы с читателями Ведение библиотечных уроков, кружков, факультативов, спецкурсов
  • Охват читательской аудитории, включая педагогов и родителей (количественные показатели)
  • Основные показатели работы школьной библиотеки
  • Распространение опыта работы библиотеки, результативность
  • Место библиотеки в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, в т.ч. во внеурочной деятельности и оказании дополнительных образовательных услуг
  • Итого 1045
  • Изменение состояния материальной базы, технического оснащения, комплектования фондов библиотеки за последние два года
  • Взаимодействие с органами местной власти, муниципальными и городскими библиотеками, общественностью и др. партнерами
  • Деятельность по созданию положительного имиджа библиотеки, внедрение инновационных технологий. Создание комфортной развивающей среды библиотеки
  • Перспективы развития библиотечного обслуживания читателей. Перспективы укрепления материально-технической базы и информационного пространства библиотеки
  • Освещение работы библиотеки в СМИ