Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Мир природы в рассказе В. Бианки «Первая охота»




Дата21.06.2017
Размер66.2 Kb.
Тема: « Мир природы в рассказе В. Бианки « Первая охота».

Дидактическая цел:

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений



Цели по содержанию:
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством

В. Бианки;

учить определять поступки и характеры героев, главную мысль прочитанного.
Развивающая: совершенствовать навыки чтения: развивать внимание к авторскому слову, в точности употребления слов в произведении.
Воспитательная: воспитывать любовь к животным, природе, малой родине.

Средства обучения: Портрет писателя, выставка книг В. Бианки,

мультимедийные средства обучения, презентация к рассказу « Первая охота», словарь русского языка С.И. Ожегова, рисунки ребят

«Растения и животные Санчурского района», фотографии ребят у кормушек, газета « Санчурский вестник».
ХОД УРОКА

Включение в учебную деятельность.

Ученик:


Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

« Прочти, пожалуйста, прочти»

Не надо умолять сестрицу:

« Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать!

- Это стихотворение написал Валентин Дмитриевич Берестов.

- Ребята, каких детских писателей вы знаете?



Постановка цели урока

Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя В. В. Бианки и прочитаем один из его рассказов.

(Слайды 2 – 3)

А о чем писал В. Бианки, вы сможете ответить, посмотрев несколько фотографий. (Слайды 5–12 Выпь, удод, вертишейка, жук – бомбардир, бабочка, гусеница, кузнечик, ящерка).

Кто догадался, о чем любил писать В. Бианки? (О насекомых, птицах, о животных – о природе).

А кто сможет назвать птиц, которых вы видели сейчас? ( О них вы прочитаете сегодня на уроке). ( Слайды 13).



Изучение нового материала.

Учитель:


Посмотрите на портрет писателя. Это Виталий Валентинович Бианки. Родился В.В. Бианки в Петербурге. Его отец работал в зоологическом музее, где часто бывал его маленький сын Витя. Он часами рассматривал разных животных, привезенных со всего земного шара. А его мама так умела обращаться с растениями, что под ее руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Дома всегда жило много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, террариум с черепахами, ящерицами, змеями. Каждое лето семья выезжала за город в деревню.

Самым интересным занятием для маленького Вити были прогулки в лес с отцом, которого мальчик считал своим первым и главным лесным учителем.

Вот как он вспоминает об этом « Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он знал каждую травинку, каждую птицу и зверушку. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. И, самое главное, с детства приучал меня все мои наблюдения в природе записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

Через много лет эти наблюдения превратились в увлекательные рассказы, сказки, повести В. Бианки. Все они пробуждают в нас - читателях любовь к родной природе. (Слайд 14)



Работа по учебнику

  • Прочитайте текст о В. Бианки в учебнике с. 98

Посмотрите, сколько замечательных книг написал В. Бианки. (Выставка книг на доске). Эти книги из нашей школьной библиотеки.

Давайте прочитаем рассказ В. Бианки « Первая охота».

А почему он так назвал этот рассказ, вы, ребята, ответите, если будете внимательными слушателями и читателями.


  • Чтение начала рассказа учителем и учащимися (Презентация)

Слайд 15 – 17 - Прыгунова Юля

Слайд 18 – Мальцева Даша

Слайд 19 - Шарапов Даниил

Слайд 20 – Ведерников Никита

Слайд 21 – Дмитриева Кристина

Слайд 22 – Смирнов Саша

Слайд 23 – Ведерникова Света


  • Чтение отрывка « Первая охота» по учебнику с.98

1. Первичное чтение отрывка

- Кто сидел на камне?

2. Повторное чтение по два предложения.

- Кто подкрался к ящерке?

- Что он сделал?

- И что произошло?

- Можете ли вы объяснить это явление?

( Спасают ящерку от любого врага в природе её быстрые ноги и, как по команде, отпадающий хвост, на месте которого потом вырастает новый).

3.Чтение по цепочке.


  • Словарная работа

- Найдите в тексте все слова, которые указывают на действия ящерки.

Что делала? (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила).

- А что сделал щенок? (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил).

- Почему щенок бросил хвост? ( Он растерялся, он не знал, что ящерки могут отбрасывать хвост).

- Давайте подберем слова, которые помогут нам лучше представить этого щенка.

Какой он? (Маленький, смешной, забавный, очень любознательный). Любознательность - это положительное качество и не надо путать его с любопытством.




  • Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите и прочитайте в тексте предложение, которое можно было бы подписать под этой иллюстрацией. ( Фыркнул щенок, бросил хвост – и за ней.)

  • Работа по карточкам

В этом рассказе встретились слова, которые обращают на себя внимание. Давайте прочитаем их хором с карточек:

Шмыг-нул в подворотню – быстро удалился.

Вы –пу-чил глаза – широко раскрыл.

При – пал к земле -- прижался.

Рас – плас – тал крылья – широко раскрыл.

От – шат – нул – ся щенок – отклонился в сторону.

На – у – тёк – убежал.

Шерсть ды – бом --торчком.

Из – вер – ну - лась ящерка --ловко повернулась.

Все эти слова я нашла в словаре С.И. Ожегова (показ словаря). Это толковый словарь, который объясняет значение слов русского языка.



Закрепление нового материала.

- Почему В. Бианки назвал свой рассказ « Первая охота»?

- А как бы вы назвали этот рассказ?

- О каких птицах вы узнали из этого рассказа? Назовите их.

_ Кто желает прикрепить к фотографиям птиц их правильное название?

Докажите, что это рассказ. (Узнали много нового о природе, которой В. Бианки увлечён, которую любит, изучает, наблюдает, восхищается).

- Кто главный герой в рассказе?

- Много ли событий из жизни щенка описывает автор или только одно?

- А что здесь сказочного (звери думают, разговаривают).

Сам Бианки говорил «… Я пишу для детей сказки – несказки». Герои его рассказов живут обычной, « природной жизнью», но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогают читателю лучше понять жизнь природы.



Итог урока.

- Почему В. Бианки пишет о природе в своих книгах? ( Любит сам природу).

- Чему нас хочет научить своим рассказом? ( Чтобы мы тоже любили природу).

- А почему нужно любить природу? Прежде чем ответить на этот вопрос, посоветуйтесь с товарищем по парте, подумайте вместе. ( Потому что природа – это наша Родина)



Вывод.

Чтение хором с доски.

Рыбе – вода,

Птице – воздух,

Зверю – лес, степь, горы,

А человеку нужна РОДИНА.

И охранять природу-

Значит охранять РОДИНУ. ( М. Пришвин)





  • Выставка детских работ « Растения и животные Санчурского района».

- Эти животные и растения нашего района могут погибнуть, если мы не сбережем их.

  • Фотовыставка.

- А как мы с вами сейчас, зимой, можем позаботиться о природе? (Кормить птиц).

Ученик: ( Оля Демидова)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.



Рефлексия

- Я для себя сделал открытие:

- Меня удивило:

- Оказывается, что…


Газета « Санчурский вестник».

- Ребята, наша районная газета « Санчурский вестник» в субботнем номере напомнила всем о дне рождения Виталия Валентиновича Бианки. Как приятно вспомнить такого замечательного человека!




Домашнее задание по желанию на выбор. ( Слайд 30)

1. Дочитать рассказ В.В. Бианки и узнать, чем закончилась первая охота щенка (для всех).

2. Подобрать загадки о птицах, которые прилетают к вам на кормушки.

Нарисовать иллюстрации или сфотографировать тех животных, за которыми дети наблюдали в своей жизни (по выбору)

-

Литература:

В.Г. Горецкий. Азбука ( часть 2). Москва. Просвещение. 2011г.

О.Е. Жиренко. Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс. Москва. Вако. 2012год.

А.А. Плешаков. Атлас – определитель « От земли до неба». Москва. Просвещение. 2003 год.

О.Н. Тирушина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Москва. Дрофа. 2004 год.

Г.П. Гроденский. Виталий Бианки. Критико – биографический очерк. Москва. Детская литература. 1986 год.



С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва. Русский язык. 1989 год.

  • Цели по содержанию: Образовательная
  • Развивающая
  • Средства обучения
  • ХОД УРОКА Включение в учебную деятельность.
  • Постановка цели урока
  • Изучение нового материала.
  • Работа по учебнику
  • Закрепление нового материала.
  • Домашнее задание по желанию на выбор.