Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Мир живой природы: путешествие в четыре царства»




Скачать 321.15 Kb.
Дата15.06.2018
Размер321.15 Kb.
Управление Алтайского края по культуре и архивному делу Государственное учреждение культуры «Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской» Информационно-библиографический отдел «Мир живой природы: путешествие в четыре царства» Информационно-библиографический обзор – анонс фондов АКДБ им. Н. К. Крупской Барнаул 2013 ББК М Составитель: Т.Р. Елисеева Редактор: Л.В. Санкина Ответственный за выпуск: Т. Н. Кушвид Мир живой природы: путешествие в четыре царства. Информационно-библиографический обзор Упр. Алт. края по культуре и архивному делу, Алт. краев.дет. б-ка им. Н. К. Крупской; сост. Т.Р. Елисеева; ред. Л.В. Санкина; отв. за вып. Т.Н. Кушвид. – Барнаул, 2013. – с. ББК В настоящем пособии представлена литература из фондов АКДБ им. Н. К. Крупской, раскрывающая особенности мира живой природы: вирусов и микробов, бактерий и грибов, растений и животных. Пособие состоит из информационно-библиографического обзора и рекомендательного списка литературы. Оно, в первую очередь, адресовано руководителям детского чтения, работающим с разными возрастными категориями детей и подростков. © КГКУ «Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской» Информационно-библиографический обзор «Мир живой природы». Классификация мира живой природы менялась в зависимости от новых знаний человека. В древности все живые организмы люди делили на животных и растения. В XVIII веке Карл Линней разделил природный мир на три «царства»: минеральное, растительное и животное. В 1969 году Роберт Хардинг– американский эколог, один из наиболее известных экологов в мире, предложил систему классификации с пятью царствами. В настоящее время некоторые ученые говорят о 4,5 и даже 6 царствах, однако, большинство биологов предлагают деление на четыре основных царства:одноклеточные(простейшие, вирусы, бактерии), грибы, растения и животные. Растения и животные чаще всего являются темой мероприятий библиотек, и об этих двух царствах мы знаем достаточно много. Гораздо реже мы вспоминаем о не менее интересных «соседях», живущих с нами на планете: вирусах, бактериях, микробах и грибах. «В одной капле воды жил микроб. Звали микроба Петька. У Петьки были папа и мама. Тоже, конечно, микробы...» – так начинается книжка Григория Остера «Петька-микроб», адресованная дошкольникам и младшим школьникам. Впервые она вышла в 1979 году, с тех пор неоднократно переиздавалась, можно ее найти и в сети Интернет. Книга до сих пор не утратила актуальности. С микробом Петькой происходят разные события – его изучают ученые, он делает кефир, ищет электрон, играет со своим другом Ангинкой и узнает от дяди-микроба, который все время меняется, что такое иммунитет. На десятке страниц увлекательных рассказов Григорий Остер смог дать все основные сведения о микробах, которые в состоянии освоить дети младшего возраста. Книга не только познавательна, но и написана с юмором и понятным детям языком. Малышам адресована и книжка ЭгнераТурбьерна «Кариус и Бактериус». ТурбьёрнЭгнер (1912-1990) – норвежский писатель и драматург. В основном, известен книгами для детей и детскими радиопостановками, пьесами и мюзиклами. Награжден престижными премиями, в том числе,Королевским норвежским орденом святого Олава «за выдающийся вклад в культуру». Кроме текста, книги Эгнера примечательны и оригинальными иллюстрациями самого автора. Книжка о приключениях двухмаленьких зубных троллей, которые питаются сахаром и строят себе жилье в зубах мальчика Йенса, впервые была опубликована в 1949 г. В России издавалась несколько раз, в основном в составе сборника «Подарок тролля. Скандинавские сказки». Есть и электронный вариант этой книги, очень доходчиво и увлекательно рассказывающей дошкольникам и младшим школьникам о том, почему нужно чистить зубы и есть поменьше сладкой и мучной пищи. «Жил-был однажды мальчик, и звали его Йенс. Во рту у него было полно зубов, как и у всех у нас. Но в одном из зубов появилось у Йенса дупло, и в этом дупле жили два крошечных мальчугана по имени Кариус и Бактериус. Пожалуй, имена эти довольно необычны, но и малыши-то были более чем странные! До того крошечные, что разглядеть их можно было только через сильное увеличительное стекло. Один черноволосый, а другой – рыжий, оба они питались только сладостями, а сладостей в дупле было предостаточно. Кариус и Бактериус обычно пели и развлекались, а когда не спали или не ели, они долбили и рубили зуб, чтобы сделать свой дом по-настоящему большим, просторным и красивым». Как и микробы Остера, Кариус и Бактериус вызывают симпатию, несмотря на свою очевидную вредность. Их даже становится жалко, когда в конце рассказа появляется Стоматолог, в зубах больше не остается дырок и зубная щетка выметает славных троллей с насиженных мест: «Пожалуй, можно было бы чуточку пожалеть Кариуса и Бактериуса. Но был один человек на свете, который радовался, что все случилось так, как случилось. И это был тот, у кого болели зубы. То был Йенс». По мотивам «Кариус и Бактериус» в 1955 г. снят мультфильм, который пользовался огромной популярностью и даже демонстрировался на фестивале в Каннах. Имя Сергея Юрьевича Афонькина, кандидата биологических наук, хорошо известно. В сотрудничестве с фирмой «Кирилл и Мефодий» для детской CD-энциклопедии им были написаны все статьи для разделов «Зоология», «Ботаника» и «Анатомия». Для издательства «Просвещение» написаны тексты авторских школьных учебников по курсам ботаники, зоологии и анатомии. Его книга «Приключения в капле воды» адресована младшим школьникам и увлекательно рассказывает о жизнедеятельности микроорганизмов. Прототипом героини в книге «Приключения в капле воды» послужила дочь писателя, Александра. Папа девочки Сандры целыми днями смотрит в микроскоп, вызывая тем самым ее недовольство – девочке скучно и хочется путешествовать. И тогда папа, при помощи волшебной таблетки под названием «вообразин» отправляет свою девочку путешествовать в каплю воды: «Ты станешь такая маленькая, что тебе хватит воздуха, растворённого в воде. Дышать будешь всей своей поверхностью – именно так поступают микроскопические существа, к которым ты отправишься. А я всё время буду наблюдать ... в микроскоп. Так что в крайнем случае помогу, не делом, так советом». И девочка отправляется в каплю, где получает возможность ощутить, сколь малы живущие там существа, как выглядят и ведут себя разнообразные жгутиконосцы, как опасна может быть амеба и как происходит у нее деление, как устроена живая клетка, какие ученые первыми открыли огромный мир существ, живущих в маленькой капле. Основополагающими в работе с детьми среднего и старшего возраста являются энциклопедии для детей издательства «Аванта », которые есть в большинстве библиотек края, работающих с детьми. В настоящее время в рамках «Энциклопедии для детей Аванта » выпущено более 50 книг. Суммарный тираж энциклопедии превысил 15 млн. экземпляров. Указом Президента РФ В.В. Путина от 3 октября 2002 года за разработку научно-методической концепции изложения учебных материалов и создание на ее основе фундаментальной книжной серии «Энциклопедия для детей Аванта » 9 сотрудников издательства были удостоены премии Президента РФ в области образования. В томе 2 «Биология»из серии«Энциклопедия для детейАванта »увлекательно, но на основе научных открытий и достижений рассказывается о классификации мира живой природы; о том, как устроены живые существа, как менялся их облик на протяжении миллиардов лет. В энциклопедии читатель найдёт подробные сведения о царствах живого мира, разнообразии форм растений, животных, грибов и микроорганизмов. Более двухсот очерков книги рассказывают о конкретных видах и группах живых организмов, их происхождении, жизнедеятельности, поведении и т. д. Вирусы, пожалуй, самые загадочные и мало изученные организмы, которых сейчас относят к промежуточному звену между живым и неживым миром, хотя их иногда выделяют в отдельное царствоVira. Влияние вирусов на живой мир, в том числе и человека, огромно. Вирус – это паразитический организм, способный размножаться только внутри клеток организма-хозяина. Они вредят не только людям и животным, но и растениям. Вирусные болезни культурных растений могут привести к огромным потерям урожая. С заболеваниями, которые вызываются вирусами, люди сталкиваются очень часто: это грипп и герпес, бешенство и желтуха, атипичная пневмония и СПИД, птичий и коровий грипп и другие. Несмотря на развитие современной медицины, в разных местах земного шара постоянно вспыхивают самые разные эпидемии, вызванные вирусами. Вирусы остаются жизнеспособными очень длительное время. Вот пример. В тканях мамонтенка Игоря, найденного в 2008 году в Якутии на речке Хрома, приток Индигирки, обнаружен вирус сибирской язвы. Этот уникальный экспонат якутского «Музея мамонта» готовили к транспортировке на выставку во Франции, и поручили сотрудникам Иркутского противочумного института сделать анализы тканей. Бактериологи нашли в срезах опаснейшую инфекцию. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко официально запретил перевозку мамонтенка за рубеж, т.к. вирус, которому более 32 тысяч лет, не утратил своей силы и по сей день. Было принято решение провести дополнительные исследования не только тканей Игоря, но и района обнаружения мамонтенка, чтобы определить, не попал ли возбудитель в окружающую среду. Именно вирусы вызывают такие тяжелые болезни, как чума, сибирская язва, туляремия, бруцеллёз, сап, всевозможные вирусные инфекции. Раньше они считались практически неизлечимыми. История знает немало примеров, когда от заражения этими болезнями умирали жители не только городов и сел, но и пустели целые страны, как это было во время эпидемии чумы, поразившей Европу в XIV веке. Термин «вирус» впервые предложил в 18 веке английский врач Эдвард Дженнер (1749 – 1823), основатель вирусологии и один из первых разработчиков вакцинации. Чтобы предотвратить заражение человеком черной оспой Дженнер придумал вводить в его организм неопасный вирус оспы коровьей. О биографии ученого, нелегком пути его открытия к признанию вы можете узнать из книги Шойфета Михаила Семеновича«100 великих врачей». Стоит только вспомнить страшные последствия эпидемий, как станет понятно, какое значение имело открытие вакцинации для медицины. И, тем не менее, исследования Дженнеравызвали ожесточенное сопротивление. Английская Королевская академия наук отказывалась печатать в своих изданиях сообщение об открытии прививки, во многих странах создавалиськомитеты, призывающие отказываться от прививок, говоря, что люди унижают себя до животных, получая прививочный материал от телят. Особенно сильны были нападки церкви, которая считала деятельность Дженнера вмешательством в дела Божьи. И только эпидемия черной оспы доказала правоту ученого, когда выжило огромное количество людей, которым были сделаны прививки. Дженнеру повезло, он дожил до того времени, когда его открытие было признано ученым сообществом. В 1803 году в Лондоне были основаны Королевское Дженнеровское общество и Институт оспопрививания (Дженнеровский институт). Дженнер стал его первым и пожизненным руководителем. Его открытие дало толчок развитию медицинской науки. Распространение многих инфекционных болезней было остановлено, а некоторые искоренены, благодаря открытию Дженнера. В России первую прививку оспы сделали Екатерине II и ее сыну Павлу, и это по справедливости приравнивали к великому подвигу, равному победе над турками в русско-турецкой войне. В этой книгетакже есть хорошиестатьи и о Роберте Кохе; одном из основателей бактериологии, Пауле Эрлихе – выдающемся немецком враче, Илье Мечникове, который на себе ставил медицинские опыты и о многих других врачах, чей вклад в изучение микроорганизмов огромен. Из энциклопедии «Вирусы и болезни: детская энциклопедия» из серии «Я познаю мир», вышедшей в 2004 году,можно получить информацию об основных свойствах вирусов, их устройстве и способах распространения, влиянии на жизнь живых существ. Отдельная глава посвящена вирусным болезням растений, с которыми сталкиваются садоводы и огородники, любители цветов, в т. ч. и комнатных. Самый большой раздел книги содержит информацию о вирусах человека и животных, вызывающих самые серьезные заболевания; о переносчиках вирусов. Также вы узнаете о том, как можно уберечься от заражения или предотвратить его. Задолго до открытия существования микроскопического мира, практически с первых шагов цивилизации, человечество использовало результаты жизнедеятельности таких микроорганизмов, как бактерии. Предполагается, что видов бактерий существует свыше миллиона, хотя описана только малая их доля. Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп в 17 веке и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули». ПервымиЛевенгук описал«зверушек» в перечном настое, затем плесень, выросшую на мясе, позже он описывает «живых зверьков» в дождевой и колодезной воде, различных настоях, в зубном налёте. Любознательность Левенгука была безграничной, но онпроводил все исследования один, не доверяя никому. Начало исследования микроорганизмов в России было положено в 1698 году, когда Левенгук подарил Петру I два микроскопа. Открытие А. Левенгука дало мощный импульс изучению этих таинственных существ. Целое столетие открывали и описывали всё новые и новые микроорганизмы. Самой популярной книгой о нем, а также о других ученых-микробиологах и их открытиях для ребят среднего и старшего школьного возраста по-прежнему, является книга Поля де Крюи «Охотники за микробами», которая неоднократно переиздавалась в России, начиная с 1927 года. Поль Генри де Крюи (1890-1971) – американский микробиолог и писатель, один из создателей жанра научно-художественной литературы. Получил медицинское образование в Мичиганском университете. Во время Первой мировой войны служил в санитарных войсках. После войны работал в Мичиганском университете помощником профессора, научным сотрудником в Институте Рокфеллера. Позднее полностью посвятил себя литературной деятельности. Книга написана так, что, по мнению и критиков и читателей просто не может устареть. Это полная приключений история борьбы первых микробиологов с их невидимыми врагами. Хотя взгляды на микробиологию и научные теории со времен написания книги, конечно, изменились, но вряд ли когда-нибудь устареет яркий рассказ о том, как учёные прошлого выявили источник смертельной заразы, опустошавшей целые страны. Долгое время ученые относили грибы крастительному миру. Однако,с развитием науки выяснилось, что угрибов больше общего сживотными, чем срастениями. Вгрибах отсутствует хлорофилл, потому они немогут питаться отсолнечного света, как растения. Ноуних также нет желудка, чтобы переваривать пищу, как животные. По способу питания и ряду других причин грибы относятся котдельному, самостоятельному царству. До наших дней дошло очень мало сведений о том, что знали огрибах наши древние предки. Известно лишь, что долгое время к грибам было двоякое отношение со стороны людей. Древние ацтеки, например, относили грибы к пище богов, приписывая им магическую силу. Кое-где их до сих пор называют грибы хлебом дьявола. Мыиспользуем грибные продукты каждый день, порой неподозревая обэтом. Грибы используются в пищевой и легкой промышленности, медицине и фармакологии. Съедобные грибы имеют замечательную способность укреплять ослабшую иммунную систему.В китайской традиционной медицине грибы используются как универсальное средство от многих болезней. Грибы также играют важную экологическую роль, разлагая органические вещества ивозвращая важные питательные вещества экосистеме. Вмире существует около 1миллиона видов грибов, начиная отогромных, шириной больше одного метрадомикроскопических плесневых, изкоторых добывают пенициллин. Однако насегодняшний день зарегистрировано только 10процентов грибов, остальные еще предстоит изучить. С этим третьим, загадочным царством мира живой природы самых маленьких читателей можно познакомить с помощью книги «Живая природа». Познавательная книга для детей».Это уникальный иллюстрированный путеводитель по миру живых организмов, обитающих на Земле. Книга в доступной форме знакомит детей с многообразным миром планеты, рассказывает о зарождении жизни, раскрывает экологические проблемы. Глава о грибах дает краткие сведения об истории некоторых видов, их делении на съедобные и несъедобные, а также содержит советы, как правильно собирать грибы в лесу. «Большая грибная книга» Андрея Усачева, вышедшая в издательстве Азбука-Аттикус в 2012 году, познакомит малышей в стихотворной форме с самыми известными грибами. Здесь каждый гриб в алфавитном порядке от «А» до «Я» расскажет свою историю весело и интересно. Кроме стихов, познакомят ребят с миром грибов и замечательные иллюстрации художника Владимира Дрихеля. Что общего у грибов и сыра Отчего рожь бывает рогатой Что крепче – бетон или шампиньон – на эти и многие другие интересные вопросы о грибах ребята найдут ответ в «Детской энциклопедии в вопросах и ответах «Мир растений», выпущенной смоленским издательством «Русич» в 2000 году. Невероятно многообразны способы существования грибов. Многие грибы летают по воздуху, отчего плесневеют продукты питания. Есть грибки, которые обитают в верхних слоях атмосферы, на высоте свыше 30 километров. Существуют грибы, которые живут внутри млекопитающих. Есть грибки, которые выдерживают любые типы облучения и даже «питаются» радиацией. Зафиксированы случаи развития плесневых грибов даже на поверхности серной кислоты. Самый удивительный гриб планеты – «плазмодий», встречается и в в средней полосе России. Плазмодий умеет ходить! Перемещается, конечно, медленней улитки, но за несколько дней может взобраться на пень и притаиться на нем. Живет он буквально у нас под ногами, но сразу его не заметишь, он чем-то напоминает медузу, такая же студенистая масса, такое же полупрозрачное слизистое тело. По лесу ходит, перекатываясь-переваливаясь с боку на бок. Есть среди грибов и настоящие хищники, которые охотятся на живых существ. Например, существуют грибы, которые питаются гусеницами. Они выбрасывают споры, на расстояние до 1 метра, которые прилипают к телу насекомого. Споры постепенно прорастают в теле жертвы, уничтожая ее. Да и в организме человека живет огромное количество грибов, многие из которых могут вызывать самые неприятные заболевания. С древнейших времен грибы применялись как лекарственное средство от различных недугов. Например, киевский князь Владимир Мономах широко применял грибы для лечения многих болезней. В рукописях, обнаруженных при раскопках в древнем Новгороде, приводятся рецепты лечения обморожений сушеными белыми грибами. А более широкое применение грибов в медицине началось в наше время, когда наука проникла в тайны развития и жизни грибов, хорошо изучила их строение и свойства. Грибы служат источником получения многих лекарственных веществ. В начале двадцатого столетия английский ученый Александр Флемминг из микроскопических плесневых грибков выделил пенициллин – замечательное лекарственное средство, спасшее миллионы человеческих жизней. Это событие положило начало микробиологической науке и промышленному производству антибиотиков и других важных лекарственных препаратов. Более подробно с этим великим научным открытием можно познакомиться в кн. Самина Д. К. «Сто великих научных открытий». Пожалуй, самыми изученными являются царство растений и царство животных. В нашей библиотеке достаточно книг о растительном мире, о происхождении растений, их свойствах, взаимодействии с человеком. Я же хочу обратить ваше внимание на серию «Моя первая книга» издательства «Белый город». Детские писатели и художники, которые создали эту серию познавательных, ярких и интересных книг учитывали особенности развития и восприятия малышей. Яркие цветные иллюстрации на каждой странице превращают знакомство ребенка с окружающим миром в праздник открытия новых знаний. Например, «Детский травник» Ольги Колпаковой рассказывает об истории самых распространенных растений, их полезных для человека свойствах. Во время войны на Алтае, например, многим семьям помог выжить марьин корень. Корни растения выкапывали из земли и ели как картошку. Или мололи муку вместо настоящей пшеничной. Средневековые травники матерью всех лечебных трав считали полынь. Называли полынь также божьим деревом или царской травой. Полынный дым очищал воздух от вредных микробов, в отваре полыни стирали белье, полынной водой протирали вещи и обязательно брали с собой в дальнюю дорогу от усталости. Много познавательного узнает ребенок из книги: как с помощью солодки найти воду или отогнать насекомых букетом полыни; как заваренная мята вполне может заменить зубную пасту, а из отваренной хвои можно получить «сосновую шерсть» и связать из нее одежду. Кроме того, будут интересны загадки, пословицы, поговорки и считалки, которые в изобилии разбросаны по страницам книги, закрепляя полученные знания и развивая память и логику. «Занимательная ботаника для малышей» Светланы Лавровой познакомит детей со строением клетки и самого растения,популярно объяснит, чем растения отличаются от животных, расскажет о Роберте Гуке – первом изобретателе микроскопа и т.д. Знаете ли вы, как на Руси называли растения, когда еще не было известно само слово «растение» Оказывается, растение называли «прозябение». Потому что кошка или корова на ощупь теплые, а береза или стебелек ржи – прохладные, словно озябшие. Царство растений называли «прозябаемым царством». Пушкин в детстве на уроках еще изучал «прозябаемое царство», а вот Лермонтов уже изучал «царство растений». За десять лет слово «растение» прочно вошло в русский язык. Мы очень хорошо знаем о полезных свойствах такого растения, как женьшень. А в Европе в старину знали другой волшебный корень, не менее ценный – мандрагору. Как и женьшень, она якобы светилась, была похожа на человечка и убегала от людей. Но мандрагора, по средневековым легендам, еще и кричала таким страшным голосом, что человек сходил с ума, услышав его. Растение ценилось на вес золота и его фактически вырвали. Долгое время считалось, что в мире больше нет такого растения, однако, в советское время в далеком туркменском селе мандрагора была найдена одним из ленинградских ботаников. Обэтих и других необычных растениях вы также узнаете из книги Светланы Лавровой. «Прогулки по лесу» Сергея Махотина – замечательная книга для семейного чтения. Не только дети, но и взрослые узнают много интересного из жизни лесных обитателей, в первую очередь, растений. Рассказы о грибах, клюкве, бруснике, лесной малине, цветах и деревьях написаны очень «вкусно» и проиллюстрированы картинами известных художников. О представителях других царств живого мира также можно узнать много интересного и познавательного из этой книги. Сборник очерков и рассказов «Лепестки» – уникальное издание. Этот сборник, впервые изданный в 1899 году, профессор Императорского лесного института Дмитрий Никифорович Кайгородов посвятил своей ученице, великой княжне Ольге Александровне, младшей дочери императора Александра III и сестре последнего русского монарха Николая II. Но книга покорила сердца многих юных читателей в России конца XIX – начала XX столетия. Вдохновенные рассказы человека, влюбленного в русскую природу, знающего все о лесе и его обитателях, о жизни старинных русских усадеб, не смогут оставить равнодушным и сегодняшнее юное поколение. В настоящем издании сохранен оригинальный авторский текст, а черно-белые иллюстрации оригинала дополнены великолепными произведениями русской живописи. Умная, добрая, познавательная книга профессора Дмитрия Никифоровича Кайгородова приглашает вместе с автором полюбоваться летним рассветом над озером, послушать пение иволги, побродить по тропинкам заросшего сада и открыть тайну рождественской елки. Книга предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста и посвящена природе средней полосы России, а также животным и птицам, населяющим наши сады и леса. Из всего многообразия книг о растениях я хотела обратить ваше внимание на книгу Петра Образцова «Удивительные истории о существах самых разных. Тайны тех, кто населяет землю, воду и воздух». Книгу писателя, научного журналиста, автора многих научно-популярных книг выпустило в 2012 году издательство «Ломоносов». Здесь аккумулированы все новые сведения о мире живой природы, в частности, интересная информация о хранилище «конца света»: растительный мир сегодня насчитывает более полумиллиона видов древесных, кустарниковых и травянистых растений и это только те, которые человек нашел и изучил за свою историю. Многие виды растений уже исчезли с лица Земли, многие изменили свои свойства и в силу природных катаклизмов и в силу влияния человека. Например, совсем исчезли некоторые злаки Ирака и Афганистана, некоторые растения Филиппинских островов и т.д. Чтобы сохранить биоразнообразие растений, в 2012 году по инициативе международного фонда «Разнообразие сельскохозяйственных культур» на острове Шпицберген было построено зернохранилище, которое получило название «конец света» или «второй Ноев ковчег». Создано оно для сохранения семян существующих злаков, плодов и овощей, своеобразная коллекция эталонов растений. На острове, где почти круглый год зима, семена могут храниться практически вечно. Хранилище вырублено в скале на высоте 130 метров над уровнем моря, которая защитит его от разных катаклизмов; под горой находится слой вечной мерзлоты глубиной 200 метров. Расположено хранилище так, что даже возможное таяние ледников Гренландии его не затронет, а температура воздуха в любом случае останется постоянно холодной. В этой же книге любознательные умы найдут интересную информацию о клонах и клонировании живых существ; о съедобных крысах; о новых видах животных, найденных на острове Борнео и новых видах топлива, полученных из кукурузы или древесины. Четвертое царство мира живой природы – царство животных. Я хочу представить только новые книги, которые поступили в фонд библиотеки недавно. Для самых маленьких читателей – книжки серии «Яркое действо» ростовского издательства «Феникс». В книгах этой замечательной серии малышу рассказывают о самых любимых животных: козочке, зайке, мишке и лошадке. Добрые иллюстрации, замечательные стихи и мягкий материал из которого сделаны книги – это чудо, которое не оставит малыша равнодушным. Фонд библиотеки также пополнился уникальными книгами серии «Живой мир в 3D». Книги Илоны Баголи «Животные и их детеныши», «Как охотятся животные», «Зачем путешествуют животные» выпустило ростовское издательство «Владис» в 2013 году, каждая из них снабжена 3D очками. И это создает потрясающий эффект присутствия на африканском сафари и бескрайних просторах Арктики, в опасных и загадочных джунглях Амазонии и в таинственных океанских глубинах. Объемные панорамные изображения великолепного качества. Серия «Научные развлечения» Издательского Дома Мещеряковых ориентирована не только на подростков. Книги этой серии с удовольствием читают и взрослые. Суммарный тираж серии составляет более двухсот тысяч экземпляров. Увлекательно, нестандартно, с множеством интересных примеров книги этой серии знакомят читателей с различными знаниями в сфере физики и химии, математики и биологии. Книги серии отличает то, что сложные факты объясняются очень доступно и на ярких примерах, легенды и мифы рассказывают о представлениях древних людей, а последние данные современной науки объясняют многие ранее неизвестные факты. Серия «Научные развлечения» в сфере биологии представлена в нашей библиотеке следующими книгами: «Письма насекомых», «О людях и птицах», «Клад на подоконнике: секретные материалы садовода» Ольги Кувыкиной и книгой «Где живет носорог, или зоологические истории» Виталия Танасийчука. Издательство «Росмэн», котороеславится своими энциклопедиями и по праву считается лидером в области научно-популярной литературы, в 2013 году выпустило замечательные книги в серии «Детская энциклопедия», которая уже успела стать бестселлером. Эта уникальная коллекция современных познавательных книг предназначена в первую очередь для дошкольников и детей младшего школьного возраста, но также может служить прекрасным справочником для всех, кто интересуется природой, наукой, техникой, мировой историей, культурой и окружающим миром. «Как воспринимают мир акулы Как китам удается общаться друг с другом, находясь в разных концах океана Где живут большие кошки Какие насекомые живут под землей»– «Детская энциклопедия» в увлекательной и доступной форме ответит на самые разные вопросы юных читателей. По словамЕлены Широниной, директора по проектам издательства «РОСМЭН» при составлении книг была использована только проверенная информация, самые последние научные данные открытия ученых всего мира. Прекрасные иллюстрации, схемы и рисунки сделают чтение увлекательным и ярким. С энциклопедией «Киты и дельфины» можно совершишь увлекательное путешествие в подводный мир, узнать, как растут, путешествуют, ищут еду и создают семьи эти удивительные животные. А также получить ответы на многие вопросы, например, такие – Чем усатые киты отличаются от зубатых Как дельфины общаются на расстоянии Энциклопедия «Большие кошки» рассказывает о разных видах больших кошек, их повадках, образе жизни и строении тела. Из книги можно узнать как разговаривают большие кошки, как воспитывают потомство. В издании собраны самые любопытные факты о крупных представителях семейства кошачьих. Энциклопедия «Насекомые» расскажет о жизни разных видов насекомых, их особенностях и строении организма. Здесь приведена информация о том, где живут насекомые, как маскируются, чем питаются, каким способом охотятся, как защищаются от врагов. Кратко, но очень ярко и красочно знакомит с мировой фауной энциклопедия «Животные». Книга рассказывает о царстве животных, обитающих на Земле, знакомит с разными видами животных, их повадках, образе жизни и строении тела. Невозможно представить нашу планету без множества млекопитающих – хищников, приматов, морских гигантов и подземных жителей. О них – энциклопедия «Млекопитающие». Эта книга рассказывает об образе жизни, повадках и способах выживания лемуров и кенгуру, китов-горбачей и кротов-звездорылов, орангутангов и многих других. Уникальные фотографии обитателей дикой природы и последние научные открытия легли в основу и этой энциклопедии. Энциклопедия «Моря и океаны» познакомит читателей с удивительным подводным миром. В этом царстве глубины живут и размножаются самые разнообразные биологические виды: огромные стаи рыб, морские хищники и многие тысячи других существ и растений. Еще одна энциклопедия – «Птицы» – расскажет о пернатых соседях по планете, разнообразии их видов, интересных случаях, связанных с птицами. Более подробно познакомиться с миром живой природы помогут книги, представленные в рекомендательном списке. МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Рекомендательный список литературы Настоящий список литературы дополняет информационно-библиографический обзор «Мир живой природы: путешествие в четыре царства» и представляет как литературу из фондов АКДБ им. Н. К. Крупской разных лет издания, так и Интернет-ресурсы по отдельным темам. Список состоит из следующих разделов: Биология: общие сведения о мире живой природы Одноклеточные: вирусы, бактерии, микробы Грибы Растения Животные Издания расположены в алфавите авторов и названий. БИОЛОГИЯ: общие сведения о мире живой природы Бернацкий, А. С. Тайны живой природы А. С. Бернацкий. – М. : АСТ : Зебра Е, 2007. – 447 с. – (Антология невероятных фактов). Билич, Г. Л. Биология: полный курс: в 3 т. Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. – 3-е изд. стер. – М. : ОНИКС, 2005 – [Т. 2]: Биология. – 5-е изд., перераб. и доп. – 2007. – 702 с. : цв. ил, рис., фото.цв. Живая природа сост. О. Захарова, Е. Рабион. – Минск : Современная школа, 2010. – 80 с. Махотин, С.Прогулки по лесу : для чтения взрослыми детям С. Махотин. – М. : Белый город, 2008. – 143 с. ил. – (Моя первая книга). Мэскелл, ХейзелЧто такое биология Энциклопедия для любознательных Хейзел Мэскелл; пер. с англ. Б. Гахаева. – М. :Эксмо, 2010. – 96 с. : ил. Образцов, П. Удивительные истории о существах самых разных. Тайны тех, кто населяет землю, воду и воздух П. Образцов. – М. :Ломоносовъ, 2012. – 252 с. – (Лучшее увлекательное чтение). Самин, Д. К. Сто великих научных открытий Д. К. Самин. – М. : Вече, 2006. – 480 с. – (100 великих). : Из содерж. : [Тайны живого]. – С. 312-431. ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ: вирусы, бактерии, микробы Афонькин, С. Ю.Приключения в капле воды[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http:tululu.orgread34022. – Загл. с экрана. Остер, Г. Б.Петька – микроб и другие [сказочные повести] Г. Б. Остер. – М. :Астрель : АСТ, 2011. – 254 с. – (Детская классика), (Внеклассное чтение). Поль де КрюиОхотники за микробами[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:modernlib.rubooksde_polohotniki_za_mikrobamiread. – Загл. с экрана. ТурбьернЭгнерКариус и Бактериус[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http:lib.ruTALESEGNER_Tegner_karius_i_bakterius.txt. – Загл. с экрана. Чирков, С. Н.Я познаю мир. Вирусы и болезни : детская энциклопедия С. Н. Чирков; худож. В. Н. Родин. – М. : АСТ: Астрель: Ермак, 2004. – 381 с. : ил. – (Я познаю мир). Шойфет, М. С.Сто великих врачей М. С. Шойфет. –М. : Вече , 2005. – 528 с. – («100 великих»). – Из содерж. : [Дженнер Эдвард]. – С. 147-153; [Кох Роберт]. – С. 381-385; [Мечников Илья]. – С. 385-389; [Эрлих Пауль]. – С. 427-433 и др. ГРИБЫ Билич, Г. Л.Биология: полный курс: в 3 т. Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. – 3-е изд. стер. – М. : ОНИКС, 2005. Т. 2: Ботаника. – 2005. – 544 с. : ил. Зуев, Д. П.Дары русского леса Д. П. Зуев. – М. : изд-во «Лесная промышленность», 1966. – 250 с. : Из содерж. : [Грибы]. – С. 17-169. Лагутина, Т. В.Полная энциклопедия грибов Т. В. Лагутина. – М. :Рипол Классик, 2008. – 319 с. : цв. ил. Лебедев, А. Г.Биология: учебно-справочное пособие А. Г. Лебедев. – М. : АСТ: Астрель, 2005. – 287 с. : ил. – (Справочник школьника). Леонович, А. А.Я познаю мир. Тайны природы: детская энциклопедия А. А. Леонович. – М. : АСТ, 2001. – 496 с. – (Я познаю мир). Мир растений.Виды, места произрастания, лекарственные свойства. – Смоленск : Русич, 2000. – 416 с. – (Детская энциклопедия в вопросах и ответах). : Из содерж. : [Грибы]. – С. 207-231. Рассказ о 100 грибах. 32 открытки худож. А. К. Шпиленко, автор аннотаций Т. Д. Никиточкина. – М. : Изобразит.искусство, 1990. Усачев, А.Большая грибная книга: стихи. – СПб. : Азбука-Аттикус, 2012. – 64 с. : ил. – (Веселые уроки профессора АУ). Федяев, В.Грибы – чудо природы В. Федяев. – М. :Моск. рабочий, 1973. – 208 с. Энциклопедия для детейАванта гл. ред. М. Аксенова. – М. : Мир энциклопедий Аванта , 1993. [Т. 2]: Биология. – 5-е изд., перераб. и доп. – 2007. – 702 с. : цв. ил, рис., фото.цв. РАСТЕНИЯ Билич, Г. Л. Биология: полный курс: в 3 т. Г. Л. Билич, В. А. Крыжановский. – 3-е изд. стер. – М. : ОНИКС, 2005 – Т. 2: Ботаника. – 2005. – 544 с. : ил. Головкин, Б. Н. Я познаю мир: Загадочные растения: Дет.энциклопедия Б. Н. Головкин, М. Т. Мазуренко, И. В. Черныш; худ. О. А. Герасина. – М. : АСТ : Астрель, 2004. – 398 с. : ил. – (Я познаю мир). Зуев, Д. П.Дары русского леса Д. П. Зуев. – М. : изд-во «Лесная промышленность», 1966. – 250 с. : Из содерж. : [Ягоды]. – С. 173-249. Жукова, Т. А.Царство цветов Т. А. Жукова. – М. : Белый город, 2007. – [16 с. : ил.]. Иллюстрированный гербарий авт.-сост. А. Н. Маневич, И. А. Маневич ; ред. И. А. Маневич. – М. : Белый город, [б. г.]. – 47 с. : цв. ил. – (Моя первая книга). Кайгородов, Д. Лепестки: рассказы, очерки и картинки о природе Д. Кайгородов. – М. : Белый город, 2012. – 127 с. – (Моя первая книга). Калашников, В. И. Удивительный мир растений: занимательное естествознание В. И. Калашников; худож. А. Саморезов. – М. : Белый город, 2003. – 47 с. : цв. ил. – (Энциклопедия тайн и загадок). Колпакова, О. В. Детский травник О. В. Колпакова ; сост. Н. В. Астахова, ред. Н. Старостина. – М. : Белый город, [б. г.]. – 143 с. : цв. ил. – (Моя первая книга). Кривушина, С. В. Загадки царства растений: учебное пособие С. В. Кривушина. – М. : ТЕРРА – Книжный клуб, 2004. – 320 с. – («Терра» – школе). Лаврова, С. А. Занимательная ботаника для малышей С. А. Лаврова. – М. : Белый город, 2008. – 143 с. Мир растений.Виды, места произрастания, лекарственные свойства. – Смоленск : Русич, 2000. – 416 с. – (Детская энциклопедия в вопросах и ответах). Нуждина, Т. Д. Мир животных и растений. Чудо - всюду: Энциклопедия для малышей Т. Д. Нуждина; худож. Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 320 с. :цв. ил. – (Мои первые книжки). Паруасьен, Э. Зеленая планета Э. Паруасьен; пер. с фр. А. Васильева, худож. Б. Алюни. – М. : Махаон, 2006. – 127 с. : цв. ил. – (Энциклопедия Знатока). Петров, В. В.Лес и его жизнь: кн. для учащихся В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1986. – 159 с. : ил. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных (По страницам Красной книги Алтайского края) О. В. Александрова, В. А. Балашева, Е. Н. Бочкарева и др. ; Адм. Алт. кр., Управление природных ресурсов и охр.окр. ср. Алт. кр., Алт. гос. ун-т. – Барнаул : [б. и.], 2009. – 247 с. : ил. Тихонов, А. В. Красная книга России. Животные и растения А.В. Тихонов. – М. : РОСМЭН, 2002. – 414 с. : цв. ил. Тихонов, А. В. Природа России : определитель А. В. Тихонов, И. В. Рысакова ; худож. Н. Ю. Бабкина. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2009. – 159 с. : цв. ил. Ушакова, О. Д. Красная книга России. Растения : словарик-справочник школьника О. Д. Ушакова. – СПб. : Литера, 2008. – 63 с. : ил, [4]л. цв. ил. – (Люби и охраняй родную природу!) Чудеса живого мира: иллюстрированная энциклопед. для детей О. В. Астахова, Л. А. Гаевская, А. И. Зиненко [и др.]. – Харьков : Ранок Веста, 2002. – 128 с. :цв. ил. – (Я познаю мир). Шалаева, Г. П. Кто есть кто в мире природы : [справочник] Г. П. Шалаева; отв. ред. В. П. Ситников. – М. : СЛОВО : ЭКСМО, 2007. – 319 с. Шустова, И. Б. Азбука. Растения России И.Б. Шустова. – М. : Дрофа, 2006. – 63 с. : ил. – (Дошкольник.Мир природы). ЖИВОТНЫЕ Акимушкин, И. И. В мире животных: Собаки, кошки, антилопы, обезьяны И. Акимушкин; худож. Е. Подколзин. – М. : Стрекоза-Пресс, 2004. – 124 с. : ил; [6] с.: цв. ил. – (Классика – детям). Беккер, Ж.Рекорды животного мира Ж. Беккер; пер. с фр. А. Васильевой. – М. : РОСМЭН, 2007 Берни, Д. Млекопитающие Д. Берни; пер. с англ. И. В. Травиной. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 48 с. : ил. – (Детская энциклопедия). Бернацкий, А. С. Тайны живой природы А. С. Бернацкий. – М. : АСТ: Зебра Е, 2007. – 447 с. – (Антология невероятных фактов). Браун, О. Почему панда стоит на голове и другие удивительные истории о животных О. Браун ; пер. с англ. В. Свечникова. – М. :КоЛибри, 2010. – 381 с. – (Galileo). Веттер, де Бернард Энциклопедия редких животных де Б. Веттер; пер. с фр. И. Р. Беме. – М. : РОСМЭН, 2006. – 256 с. : цв. ил. Галина, М. С. 1000 вопросов о жизни животных М. С. Галина, М. Б. Корнилова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 269 с. : ил. Горбачева, Е. Г.Удивительные животные Е. Г. Горбачева, С. А. Хворостухина; худож. Е. И. Слеповичев. – М. : Вече, 2002. – 224 с. : цв. ил. – (100 самых-самых). Губин, А. И. Мир животных А. И. Губин. – М. : Мир книги, 2007. – 192 с. : цв. ил. – (Современная школьная энциклопедия). Диккинс, Р.Насекомые Р. Диккинс; пер. с англ. Д. Е. Щербакова. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 48 с. : ил. – (Детская энциклопедия). Дмитриев, Ю. Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: рассказы о том, как животные защищаются Ю. Д. Дмитриев; вступ. ст. Л. Разгон. – М. : Детская литература, 2005. – 233 с. : ил, портр. – (Школьная библиотека). Догерти, Дж.Птицы Дж. Догерти; пер. с англ. Н. С. Ляпковой – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 64 с. : ил. – (Детская энциклопедия). Дроздов, Н. Н. Я познаю мир. Люди и животные: энциклопедия Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М. : АСТ: Астрель, 2006. – 382 с. : ил. – (Я познаю мир). Дунаева, Ю. А. Мифологические животные : [шк. путеводитель] Ю. А. Дунаева ; ил. И. Г. Злотя. – СПб. : Балтийская книжная компания, 2012. – 95 с. :цв. ил. – (Узнай мир.Мифология). Дэвидсон, С.Киты и дельфины С. Дэвидсон; пер. с англ. И. Н. Чаромской. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 48 с. : ил. – (Детская энциклопедия). Жизнь животных пер. с ит. И. Горелой, авт. рус.текста А. Брагин. – М. : Планета детства: Астрель: АСТ, 2001. – 48 с. – (Все обо всем). Животные: Энциклопедия для детей авт. текста Э. Прати, пер. с ит. И. Цибизова. – М. : Махаон, 2004. – 61 с. : ил. – (Познакомься, это...). Зильманн, Х. Домашние животные : [энциклопедия] Х. Зильманн; ил. Ц. Райнер, пер. с нем. Ю. Ю. Зленко. – М. : Мир книги, 2007. – 48 с. : цв. ил. – (Зачем и почему). Калашников, В. И. Чудеса природы. Животный мир: Занимательная зоология В.И. Калашников; худож. А. Саморезов, худож. О. Жидков. – М. : Белый город, 2005. – 47 с. : ил. – (Энциклопедия тайн и загадок). Камбурнак, Л. Динозавры и другие исчезнувшие животные Л. Камбурнак; пер. с фр. Ю. Амченков, худож. Б. Алюни. – М. : Махаон, 2008. – 123 с. : цв. ил. – (Детская энциклопедия «Махаон»). Кувыкина, О. Письма насекомых О. Кувыкина. – М. : Изд. Дом Мещерякова, 2009. – 176 с. : ил. – (Научные развлечения). Лаврова, С. А. Загадки и тайны домашних животных : занимательная зоология С. А. Лаврова. – М. : Белый город, 2007. – 47 с. : цв. ил. – (Энциклопедия тайн и загадок). МакНаб, К. Дикие животные: млекопитающие К. МакНаб; пер. с англ. Е. В. Лаптева. – М. : Мир книги, 2007. – 319 с. : цв. ил. – (Гид - эксперт). Мир животных [Электронный ресурс] : энциклопедия. – Электрон.дан. – М. : БИЗНЕССОФТ, 2005. – 1 эл. опт.диск (CD-ROM): цв., зв. Мои любимые животные пер. с англ. М. Кончатовой. – М. : РОСМЭН, 2008. – 63 с. : цв. ил. Насекомые В. Н. Алексеев, В. Г. Бабенко, В. Б. Бейко; худож. А. Н. Сичкарь. – М. : РОСМЭН, 2004. – 64 с. : цв.ил. «Нелюбимые» животные: [сб. произведений детей и взрослых о лягушках, жабах, змеях, ящерицах и др. животных] Гос. природный заповедник «Тигирекский»; Гос. природный заповедник «Тигирекский». – Барнаул: [б. и.], 2006. – 58 с. Непомнящий, Н. Н. Я познаю мир. Загадочные животные : детская энциклопедия Н. Н. Непомнящий. – М. : АСТ: Астрель, 2001. – 400 с. : ил. – (Я познаю мир). Нуждина, Т. Д. Мир животных и растений. Чудо - всюду: Энциклопедия для малышей Е. Д. Нуждина; худож. Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 320 с. :цв. ил. – (Мои первые книжки). Пимон, М. Р. Животные М. Р. Пимон; худож. Л. Селлей, пер. с фр. П. Федотов. – М. : Махаон, 2008. – 131 с. : цв. ил. – (Твоя первая энциклопедия). Писарев, С. В. Кошка Муська и её друзья : правдивые истории из жизни животных Барнаульского зоопарка С. В. Писарев. – Барнаул : Изд. дом «Барнаул», [2011]. – 15 с. :цв. ил. Ползиков, В. В. Быт и нравы членистоногих В. В. Ползиков. – М. : Мир энциклопедий Аванта : Астрель, 2010. – 254 с. : ил. – (Библиотека Аванты ). Рассказы о животных для детей авт.-сост. П. Р. Ляхов ;худож. Е. В. Дедова. – М. : АСТ, Астрель, 2012. – 398 с. : ил. – (Внеклассное чтение). Сахарнов, С. В. Рассказы о животных С. В. Сахарнов; предисл. Н. Сладкова. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 319 с. – (Внеклассное чтение). Сивоглазов, В. И.Животные из Красной книги России В. И. Сивоглазов, Е. Т. Бровкина. – М. : Дрофа, 2009. – 191 с. : цв. ил. Сиротенко, А. И. Моя планета – Земля : иллюстрированная энциклопед. для детей А. И. Сиротенко. – Харьков: Ранок, 2006. – 128 с. :цв. ил. – (Я познаю мир). Смит, М. Животные М. Смит; пер. с англ. И. В. Травиной. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 48 с. : ил. – (Детская энциклопедия). Танасийчук, В. Н. Где живет единорог, или Зоологические истории В. Н. Танасийчук ;худож. В. А. Ермолаев. – М. : Изд. Дом Мещерякова, 2012. – 160 с. : ил. – (Научные развлечения). Ушакова, О. Д. Красная книга России. Животные: словарик-справочник школьника О.Д. Ушакова. – СПб. : Литера, 2008. – 63 с. : ил, [4] л. цв. ил. – (Люби и охраняй родную природу!). Чудеса живого мира: иллюстрированная энциклопед. для детей О. В. Астахова, Л. А. Гаевская, А. И. Зиненко [и др.]. – Харьков : Ранок Веста, 2002. – 128 с. :цв. ил. – (Я познаю мир). Шалаева, Г. П. Кто есть кто в мире природы : [справочник] Г. П. Шалаева; отв. ред. В. П. Ситников. – М. : СЛОВО : ЭКСМО, 2007. – 319 с. Шейх-Миллер, Дж. Большие кошки Дж. Шейх-Миллер, С. Тернбулл; пер. с англ. М. Жуковой. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 48 с. : ил. – (Детская энциклопедия). Школьник, Ю. К.Животные: полная энциклопедия Ю. К. Школьник; худож. А. Воробьев. – М. : ЭКСМО, 2003. – 256 с. : цв. ил. Штегхаус - Ковач, С. Насекомые : [энциклопедия] С. Штегхаус - Ковач; ил. А. Кольб, пер. с нем. К. С. Чеснокова. – М. : Мир книги, 2007. – 48 с. : цв. ил. – (Зачем и почему). Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2004. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Кирилл и Мефодий, 2004. – (Знания обо всем). Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира : для самых любознательных от 5 до 9 лет пер. с англ. Д. Селиверстова. – М. : ЭКСМО, 2008. – 327 с. : цв. ил. Я познаю мир. Животные в доме: детская энциклопедия авт.-сост. Н. В. Ачкасова. – М. : АСТ, 2001. – 400 с. : ил. – (Я познаю мир). Я познаю мир. Насекомые : детская энциклопедия авт.-сост. П. Р. Ляхов, худож. Е. В. Гальдяева, худож. Л. Л. Сильянова. – М.: АСТ, 1998. – 351 с. : ил. – (Я познаю мир).

  • МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ