Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Минск 2001 Серия "Мир энциклопедий"




Скачать 15.72 Mb.
страница1/102
Дата29.06.2017
Размер15.72 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   102
ПОСТ-МОДЕРНИЗМ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
(I KНИГА)

Интерпрессервис • Книжный Дом



Минск 2001

Серия "Мир энциклопедий" основана в 2000 году

Исключительное право публикации энциклопедии "Постмодернизм" принадлежит издательству "Интерпрессервис". Выпуск произведения, а также использование его отдельных частей без разрешения издательства является противоправным и преследуется по закону.

Составители и научные редакторы А.А. Грицанов, М.А. Можейко

Ответственный секретарь и редактор А.И. Мерцалова

Рецензенты: Бабосов Е.М., доктор философских наук, Гусев Ю.А., доктор философских наук, Егоров А.Г., доктор философских наук, Жбанкова И.И., доктор философских наук, Синяков С.В., доктор философских наук, Торосян В.Г., доктор философских наук

П63 Постмодернизм. Энциклопедия.— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.— 1040 с.— (Мир энциклопедий).

ISBN 985-6656-05-2. ISBN 985-428-430-1.

Энциклопедия предлагает системный обзор развития постмодернистской философии во всех ее тема­тических проекциях: в более чем 500 аналитических статьях подробно анализируются текстология, номадология, нарратология, шизоанализ, семанализ и мн.др. Издание также освещает главные предпосылки становления посмодернистского типа философствования, анализируя интеллектуальные стратегии модер­низма, деструкции и диалогизма. Представлен понятийный аппарат, персоналии и фундаментальные тек­сты модернистской и постмодернистской философии.

Книга адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных спе­циальностей, а также всем, кто интересуется современной философией.

ISBN 985-6656-05-2 УДК 1.14 ISBN 985-428-430-1 ББК 87.я2

© Серия "Мир энциклопедий". "Книжный Дом", 2000 © Концепция, составление. Грицанов А.А., Можейко М.А., 2001 © Оригинал-макет. "Книжный Дом", 2001 © Издательство "Интерпрессервис", 2001



 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 14



А 15

"АВС"- АRТ— художественное направление в модернизме (см. Модернизм), конституированное в контексте авангарда "новой волны" (см. "Новой волны" авангард), основой эстетической программы которого является понимание художественного творчества как манипулирования с сериями однотипных (или одинаковых) модулей, а художественного произведения — как продукта пространственной конфигурации расположения данных модулей друг относительно друга. 15

AFTER-POSTMODERNISM — современная (поздняя) версия развития постмодернистской философии — в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма (см. Постмодернистская чувствительность, Пустой знак, Деконструкция, Означивание, Смерть субъекта, Номадология). 15

АБРАМ ТЕРЦ — псевдоним и литературная маска русского писателя, ученого-гуманитария, мыслителя Синявского Андрея Донатовича (1925—1997). 16

АБСУРД (лат. absurdus — нелепый, от ad absurdum — исходящий от глухого) — термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. 17

АВАНГАРДИЗМ (от фр. avant-garde — впереди идущий) — компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции. 18

АВТОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 19

АВТОКОММУНИКАЦИЯ 19

АВТОМАТИЗМА ПРИНЦИП — одновременно конститутивный и регулятивный принцип концепции художественного творчества в модернизме (см. Модернизм), постулирующий снятие дискурсивного контроля с процесса письма (как вербального, так и живописного) в качестве единственно адекватной художественной техники, обеспечивающей свободное самовыражение подсознания — вне контроля и ограничения со стороны сознания. 20

АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА 20

АВТОНОМИЯ (греч. autos — собственный и nomos — закон) 21

АВТОР 22

АГОСТИ (Agosti) Эктор Пабло (1911—1984) 23

АЙЯ де ла ТОРРЕ (Haya de la Torre) Виктор Рауль (1895—1979) 24

АКРАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК — см. "РАЗДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВ». 25

АКУДОВИЧ (Акудовiч) Валентин (р. в 1950) 25

АЛКОГОЛЬ 26

"АМЕРИКА" — философско-художественное эссе Бодрийяра ("Amerique". Paris, 1986). 26

АНЕКДОТ 27

АНТИОБЪЕКТА ИСКУССТВО — см. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, «НЕВОЗМОЖНОЕ ИСКУССТВО". 27

АНТИ-ПСИХОЛОГИЗМ 27

АНТИСКУЛЬПТУРА — см. "ABC"-ART. 28

"АНТИХРИСТ. ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ" 28

АНТИ-ЭДИП 30

АПЕЛЬ (Apel) Карл-Отто (р. в 1922) 31

"АПОРИИ" (Деррида) — см. СМЕРТЬ в деконструкции. 32

АРЕНД (Arendt) Ханна (1906—1975) 32

АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ ЧИТАТЕЛЬ — см. ЧИТАТЕЛЬ. 33

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulatio, от articulo — расчленяю, произношу членораздельно) 33

АРТИКУЛЯЦИЯ ДВОЙНАЯ — см. АРТИКУЛЯЦИЯ ТРОЙНАЯ кинематографического кода. 34

АРТИКУЛЯЦИЯ ТРОЙНАЯ кинематографического кода 34

АРТО (Artaud) Антонен (1896—1948) 36

"АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ" ("L'arheologie du savoir", 1969) 37

АТЕИЗМ (от греч. atheos — безбожный). 40

АЦЕНТРИЗМ 41

Б 42

БАРТ (Barthes) Ролан (1915—1980) — французский литературовед, философ-структуралист. 42

БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897—1962) — французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. 43

БАХТИН Михаил Михайлович (1895—1975) — известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. 43

БАХТИН Николай Михайлович (1894—1950) — русский философ и филолог. Старший брат М.М.Бахтина. 44

БЕЗУМИЕ — см. "ИСТОРИЯ БЕЗУМИЯ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ" (ФУКО). 46

БЕККЕТ (Beckett) Сэмюэл (1906—1989, согласно данным энциклопедии "Britannika") — драматург, романист, один из основоположников театра абсурда (см. Абсурд). 46

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892—1940; покончил с собой на французско-испанской границе, спасаясь от нацистов) — немецкий философ и историк культуры. 47

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892—1940; покончил с собой на французско-испанской границе, спасаясь от нацистов) — немецкий философ и историк культуры. 48

БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859—1941) — французский философ, возродивший традиции классической метафизики, 49

БЕРГСОНИЗМ — сочинение Делеза ("Le Bergsonisme", 1966). 52

БЕСОВСКАЯ ТЕКСТУРА — метафорический (однако, несмотря на это, широко распространенный в постмодернистской текстологии) термин Р.Барта, фиксирующий ризоморфную (см. Ризома) организацию текста. 53

БИНАРИЗМ 53

БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ (лат. binarius — двойной, двойственный, состоящий из двух частей) 55

БЛАНШО (Blanchot) Морис (р. в 1907) — французский философ, писатель, литературовед. 55

БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (р. в 1929) — французский философ, социолог, культуролог. 56

БОРХЕС (Borges) Xopxe Луис (1899—1986) — аргентинский мыслитель и писатель. 57

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940— 1996) — русский поэт. 58

БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (1878— 1965) — еврейский философ-диалогист. 59

"БУДЕТЛЯНСТВО" — понятие социальной философии Хлебникова, 60

"БЫТИЕ И ВРЕМЯ" — основная работа Хайдеггера ("Sein und Zeit", 1927). 60

В 68

В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО — книга Бодрийяра ("A l'ombre des majorities silencieuses, ou la fin du social". 68

ВАЛЬДЕНФЕЛЬС (Waldenfels) Бернхард (р. в 1934) — немецкий философ-феноменолог. 69

ВАРИОКЛИШОГРАФ — см. МАШИННОЕ ИСКУССТВО. 70

ВАС ФЕРРЕЙРА (Vaz Ferreira) Карлос (1872— 1958) — уругвайский философ-модернист и педагог. 70

ВЕРИЗМ — см. "НОВОЙ ВЕЩЕСТВЕННОСТИ" ИСКУССТВО. 72

"ВЕСЕЛАЯ НАУКА" (старопровансальск. — gaya scienza) — произведение Ницше (1882), 72

ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ — один из основополагающих и в то же время наименее проясненных концептов философии жизни Ницше, 72

ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — см. OP-ART. 74

ВИРИЛЬО (Virilio) Поль (р. в 1932) — французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. 74

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, виртуальное, виртуальность (англ. virtual reality от virtual — фактический, virtue — добродетель, достоинство; 76

ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis — живой, жизненный) — в современной философии комплекс идей, 77

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889— 1951) — австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета (1939—1947), 77

ВЛАСТЬ — в классических философских концепциях — особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. 79

"ВЛАСТЬ — ЗНАНИЕ" — см. ФУКО, ДИСПОЗИТИВ, "НАДЗИРАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ" (ФУКО). 79

ВЛАСТЬ ЯЗЫКА — см. "РАЗДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВ". 79

"ВОЙНА ЯЗЫКОВ" (Барт) — см. "РАЗДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВ". 79

ВОЛЯ — феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности, 79

ВОЛЯ К ВЛАСТИ — основное понятие в философии Ницше, 80

ВОЛЯ К ИСТИНЕ — понятийная структура постмодернистской философии, 82

ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА — стратегическая ориентация позднего (современного) постмодернизма (см. After-postmodernism), 83

ВРЕМЯ — см. ПЕРЕОТКРЫТИЕ ВРЕМЕНИ, СОБЫТИЙНОСТЬ, ЭОН. 83

ВРЕМЯ в деконструкции — одна из версий интеллектуальной процедуры переоткрытия времени (см. Переоткрытие времени). 83

ВРЕМЯ И ДРУГОЙ ("Le Temps et l'autre") — литературное изложение четырех лекций, прочитанных Левинасом в философском колледже Ж.Валя в 1946—1947; 85

ВТОРИЧНЫЙ ЯЗЫК — полифункциональное понятие философии постмодернизма, 87

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (искусство выражения) — см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ. 88

Г 88

ГАОС-И-ГОНСАЛЕС ПОЛА (Gaos-y-Gonzales Pola) Хосе (1900—1969) — испанский и мексиканский (называл Мексику "родиной по судьбе") философ. 88

ГВАТТАРИ (Гаттари) (Guattari) Феликс (1930— 1992) — французский психоаналитик и философ. Один из создателей шизоанализа. 90

ГЕНЕАЛОГИЯ — постмодернистская методология нелинейного моделирования исторической событийности. 91

ГЕНЕРАЛ — метафора, введенная в постмодернистской номадологии (см. Номадология) 92

ГЕНЕРАТИВНАЯ (ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ) ГРАММАТИКА — психолингвистическая теория, предложенная Хомским в конце 1950-х, 92

ГЕНОТЕКСТ/ФЕНОТЕКСТ — термины, введенные Кристевой в работе "Семиотика" (1969) 93

ГЕССЕ (Hesse) Герман (1877—1962) — швейцарско-германский (отказался от немецкого подданства в 1923) писатель, лауреат Нобелевской премии (1946). 94

ГИЙОМ (Guillaume) Гюстав (1883—1960) — французский лингвист, автор идеи и концепции психомеханики языка. 94

ГИПЕРИНТЕРПРЕТАЦИЯ (англ. overinterpretation — буквально "чрезмерная интерпретация") 95

ГИПЕРПОНИМАНИЕ — специфическая интерпретационная процедура, в результате которой адресат (слушающий, читатель, интерпретатор) "вычитывает" из сообщения больше информации, нежели входило в коммуникативные намерения адресанта (говорящего, автора). 97

ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ — понятие философии постмодернизма, выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (Фуко). 97

ГЛЮКСМАН (Glucksmann) Андре (р. в 1937) — французский философ. Работал ассистентом у Арона. 98

"ГОЛОС И ФЕНОМЕН: введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля" — работа Деррида ("La voix et le phénomène". Paris, 1967). 99

ГОНСАЛЕС ПРАДА-И-УЛЬОА (Gonzales Prada) Мануэль (1848—1918) — перуанский мыслитель, поэт, политический деятель. 100

ГРАММАТОЛОГИЯ — традиционно — область языкознания, которая устанавливает и изучает соотношения между буквами алфавита и звуками речи. 101

ГРАНИЦА ТЕКСТА — категория анализа художественного текста, позволяющая отделять возможный мир текста от мира объективной действительности (см. Текст). 107

ГУЛ ЯЗЫКА — метафора, введенная Р.Бартом для фиксации процессуальности бытия вербальной среды. 107

"ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА" — книга Левинаса ("Humanisme de l'autre homme", 1973), в которую включены три его автономные работы: 108

Д 110

DEJA-VU (фр. "уже виденное") 110

DIFFERANCE — понятие философии постмодернизма, являющее собой "общий корень всех оппозиционных понятий, которые маркируют наш язык" (Деррида). 110

ДАДАИЗМ — направление в модернизме, культивируемое в период с 1916 по 1921 и связанное с именами таких авторов, как Т.Тцара 111

"ДАР СМЕРТИ" (Деррида) — см. СМЕРТЬ в деконструкции. 112

"ДВЕ КРИТИКИ" — работа Барта (1963), посвященная анализу специфики постмодернистской интерпретации феномена литературной критики (см. Kritik). 112

ДЕБОР (Debord) Ги (1931—1994) — французский теоретик искусства, кинорежиссер и художник; автор концепции "общества спектакля" (1967) 112

ДЕЙК (van Dijk) Тойн А.ван (р. в 1943) — голландский ученый, специалист по исследованиям дискурса (см. Дискурс). 113

ДЕКАЛЬКОМАНИИ принцип — см. КАРТОГРАФИИ принцип. 114

ДЕКОНСТРУКЦИЯ (лат. перевод греческого слова "анализ") 114

ДЕЛЕЗ (Deleuze) Жиль (1925—1995) — французский философ. Изучал философию в Сорбонне (1944— 1948). 114

ДЕНОТАТ (лат. de-notation — обозначение) — множество онтологически артикулированных предметов, обозначаемых данным именем. 117

ДЕРЕВО — фундаментальный культурный символ, репрезентирующий вертикальную модель мира, 118

ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. в 1930) — французский философ, литературовед и культуролог, интеллектуальный лидер "Парижской школы" (1980 — 1990-е). 119

ДЕСТРАТИФИКАЦИЯ — понятие постмодернистской номадологии (см. Номадология), отражающее в своем содержании когнитивную процедуру снятия презумпции определенности структурной организации объекта. 121

ДЕСТРУКЦИЯ (Destruktion) — одно из центральных понятий фундаментальной онтологии Хайдеггера. 122

ДЕТЕКТИВ (англ. criminal) — литературный жанр, интрига которого организована как логическая реконструкция эмпирически не наблюдавшихся событий 122

ДЕТЕРРИТОРИАЛИЗАЦИЯ — понятие номадологии (см. Номадология), введенное Делезом и Гваттари для обозначения процедуры снятия — применительно к пространственным средам 123

ДЖЕЙМИСОН (Jameson) Фредрик (р. в 1934) — американский философ, автор неомарксистской концепции постмодернистской культуры, 124

ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (1882—1941) — ирландский писатель, глава школы "потока сознания" в 1920—1930-е. 127

ДИАЛОГ (греч. dialogos — беседа) — информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. 130

ДИАЛОГИЗМ — направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога 130

«ДИАХРОНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ" ("Diachronie et representation") — текст доклада, прочитанного Левинасом 20 октября 1983 в университете г. Оттавы 130

ДИВИЗИОНИЗМ — см. ФУТУРИЗМ, МАРИНЕТТИ. 132

"ДИКИЙ ОПЫТ" — метафора Делеза для обозначения исходного состояния субъективности, 132

ДИНАМИЗМ — см. ФУТУРИЗМ, КУБИЗМ, МАРИНЕТТИ. 132

ДИСКУРС (discursus: от лат. discere — блуждать) — вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, 132

ДИСКУРСА ПРОИЗВОДСТВО — см. АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА. 134

ДИСКУРСИВНОСТЬ — специальный термин постмодернистской философии, введенный для фиксации автохтонной процессуальности дискурсивных практик (см. Дискурс), демонстрирующих, будучи не ограниченными социокультурными нормативами и запретами, безграничный креативный потенциал в отношении феномена смыслопорождения. 134

ДИСКУРСИВНЫЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ — трансформации, которым подвергаются в разных дискурсивных сферах основные эпистемические сущности (знание, мнение, вера, факт) и процедуры (верификация, истинностная оценка и т.п.). 135

ДИСКУРСИЯ, дискурс (франц. discour — речь) — в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения. 136

ДИСКУРСНАЯ ФОРМАЦИЯ — см. АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА, ПЕШЁ. 136

ДИСПЕРСИОННАЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ СРЕДА (лат. dispersus — рассеянный, рассыпанный) — специфическое рассеянное информационное поле массового обыденного сознания, обеспечивающее восприятие и усвоение психоаналитических идей и элементов психоаналитических учений как некой повседневной и самоочевидной данности. 136

ДИСПЕРСИОННАЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА (лат. dispersus — рассеянный, рассыпанный) — совокупность рассеянных информационных полей массового обыденного сознания, включающая в себя различные редуцированные и примитивизированные результаты рационального (философского и научного) познания и некоторые представления об их технологических и технических следствиях, которые существуют в фрагментарных формах повседневной и самоочевидной данности. 136

ДИСПОЗИТИВ (франц. dispositif— порядок, расположение как "диспозиция", а также устройство, механизм) — термин философской концепции Фуко, фиксирующий систему стратегических ориентиров целеполагания, имплицитно задаваемую характерным для того или иного социума комплексом "власти — знания", и выступающий матрицей конфигурирования культивируемых этим обществом практик. 137

ДИСПОЗИТИВ СЕМИОТИЧЕСКИЙ — базовый термин концепции означивания Кристевой, конституирующийся в единстве двух своих амбивалентных значений: 138

ДИСЦИПЛИНА (дисциплины принцип) — понятие современной философии, конституированное в контексте постмодернистской концепции дискурса и обозначающее один из практикуемых социокультурных механизмов контроля над спонтанностью дискурсивных практик (см. Дискурс), заключающийся в его ограничении по критерию предметности. 138

ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, дисциплина (лат. disciplina — учение) — совокупность процессов и результатов организации, структурации, социализации, институционализации теоретических знаниевых практик как предустанавливающих нормированный, санкционированный и легитимный порядок мышления и вытекающих из этого порядка действий (деятельности) в конкретных предметно-проблемных областях (отраслях) познания. 139

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ — понятие и регулятивный принцип, введенные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида ("О грамматологии") и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного). 142

ДРУГОЙ — понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". 142

ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. в 1934) — аргентинский философ, теолог, историк, одновременно представляет "философию и теологию освобождения". 143

E 145

"ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ХАРАКТЕР НАЦИЙ" ("Die Europischen Revolutionen und der Charakter der Nationen". Jena, 1931) — книга Розенштока-Хюсси. 145

"ЕДИНАЯ КНИГА" — метафора, предложенная Хлебниковым при дескриптивном анализе модели универсума как вариабельности природных и социо-культурных "текстов", воспринимаемых имплицитно. 147

ЕРОФЕЕВ Венедикт Васильевич (1938—1990) — русский писатель, культовая фигура российского интеллектуализма 1960—1990-х. 147

Ж 149

ЖЕЛАНИЕ — первичный био-психологический импульс — мотивационное основание сопряженной поведенческой установки, задающий главные параметры индивидуальной активности человека (как в норме, так и в патологии), а также выступающий существенно значимой детерминантой массового сознания. 149

«ЖЕЛАНИЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ" — текст Делеза ("Désir et plaisir", написан в 1977, предназначался для приватного использования: через общего знакомого был передан лично Фуко; опубликован в 1994). 150

ЖЕСТ — пластико-пространственная конфигурация телесности (см. Телесность), обладающая семиотически артикулированной значимостью 151

ЖИЖЕК (Zizek) Славой (р. в 1949) — философ, уроженец Словении, Президент люблянского Общества теоретического психоанализа. 152

"ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ" — понятие философской системы Бергсона — несущая конструкция его модели "творческой эволюции". 153

3 154

"ЗАБВЕНИЕ" — см. АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА. 154

ЗАБОТА ОБ ИСТИНЕ — понятийная структура постмодернистской философии, фиксирующая имманентно креативную природу дискурса (см. Дискурс) по отношению к истине, понятой в качестве плюральной (см. Истина). 154

"ЗАБЫТЬ ФУКО" — сочинение Бодрийяра ("Oblier Foucault", 1977). 155

ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ (или "закат больших нарраций") — парадигмальное основоположение постмодернистской философии, заключающееся в отказе от фиксации приоритетных форм описания и объяснения наряду с конституированием идеала организации знания в качестве вариабельного. 155

"ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК" ("заумь") — центральное понятие философии языка Хлебникова, посредством введения которого он пытается решить проблему демаркации между словом и его знаково-числовой семантикой (т.е. между "цитатой" и "чертежом"): 156

ЗАЧЕЛОВЕК — своеобразная проекция понятия "сверхчеловека" в концепции Хлебникова. 3. — это универсальный субъект познания, максимально дистанцированный от анализируемого объекта, трансцендентный ему (термин "3." сопрягается Хлебниковым с понятием "заумь" как "запредельное" — см. "Заумный язык"). 157

"ЗВЕЗДА ИСКУПЛЕНИЯ" — книга Розенцвейга, один из важнейших документов иудаистского модернизма. (З.И. — образ Звезды Давида, одновременно конституирующий сопряженный гештальт.) 157

ЗИЛЬБЕРМАН (Zilberman) Давид (1938—1977) — русско-американский философ, предпринявший попытку создания "философологии", универсального философского синтеза, сравнимого по масштабам систематизации с конструкциями Аристотеля, И.Канта или Г.Гегеля. 159

ЗНАК — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. 161

ЗНАК ИКОНИЧЕСКИЙ (или Иконичность) — семиотическое понятие, разновидность знака. Впервые термин ("icon") был предложен и разработан Пирсом (другими элементами данной трихотомии являются "знак-индекс" и "знак-символ"). 161
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   102

  • А.А. Грицанов, М.А. Можейко
  • Егоров А.Г.
  • Постмодернизм.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ 14 А 15