Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Министерство науки и образования




страница1/6
Дата07.07.2017
Размер1.31 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.В.1.2 ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050102 Биология (экологическое воспитание)

Заочная форма


Утверждено на заседании кафедры

культурологии

факультета культуры и искусств

(протокол № 10 от 07.05. 2008 г.)

Зав. кафедрой

_________________ Л.С. Вагинова
Раздел 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Авторы – составители:


  • Вагинова, Л.С., доктор культурологии, профессор

  • Трубников, В.М., кандидат культурологии, доцент

  • Терещенко, Е.Ю., кандидат культурологии, доцент


1.2 Рецензенты:

  • Кириллова А.В., кандидат педагогических наук, завуч по УВР гимназии № 10

социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербургского института

управления и экономики;

Короткова Т.А. кандидат педагогических наук, доцент МГПУ.

1.3. Пояснительная записка:

Освоение курса «Основы культурологии» предполагает два этапа. Первый этап – ознакомление с содержанием культурологии как науки, ее местом в системе наук, общей эволюцией культурологического знания, основными понятиями и методами, ее связей с задачами прикладной культурологии. Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата.



Цель курса – формирование системы знаний о культуре как целостности и освоение содержания фундаментальных культурологических знаний.

Задачи курса:

  • изучить структуру, феномены, формы и типы культуры;

  • освоить многоуровневую структуру научного обобщения феноменов культуры;

  • познать закономерности исторического развития культурных форм;

  • освоить соотношение культуры с природой, обществом, человеком.

Место курса в общей системе подготовки специалиста:

На современном этапе дисциплина «Основы культурологии» вошла как обязательный компонент в структуры высшего образования. Аналогичный процесс начинает складываться и в средней школе. Многообразие курсов по изучению культуры связано с необходимостью достижения соответствия между образовательными системами и культурными аспектами развития России.

Интегрированность, исторический объем, целостность и многоаспектность культурологии выдвигают особые требования к процессу подготовки педагогических кадров. Преподавателю учителю, студенту необходимо освоить значительный объем информации. Это предполагает знание комплексной организации процесса обучения и воспитания школьников, а также места и значения культурологии в системе среднего образования.

Программа дисциплины «Основы культурологии» предполагает обучение студентов по всем специальностям Мурманского государственного педагогического университета и планируется в блоке цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ).


Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны знать:



  • роль и значение культурологического образования в жизни личности и общества;

  • становление и развитие науки о культуре;

  • объектную, предметную, феноменологическую области культурологии,

  • методологию изучения явлений, форм, типов, процессов и закономерностей развития культуры;

Студенты должны уметь:

  • использовать полученные знания в педагогической деятельности;
  • осуществлять выбор собственной ориентации в мире ценностей современной культуры.

    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности:


Курс по выбору студента
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы





Шифр и название специальности

Курс

Семестр

Труд

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам. раб.

Вид итогового

контроля


1.

050102 Биология

(заочная форма)



3

5

75

10

8

2

65

Зачет




1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).



Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, тема

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам.раб

1.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.

1

1




6

2

Теоретическая и прикладная культурология Методы культурологических исследований

1

1




6

3.

Основные понятия культурологии

1

1




6

4.

Типология культур

1

1




6

5.

Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур

1

1




6

6.

Локальные культуры

1

1




11

7.

Место и роль России в мировой культуре

1

1




6

8.

Тенденции мировой универсализации в мировом современном процессе.

Культура и глобальные проблемы современности



1

1




6

9.

Культура и природа. Культура и общество.

1




1

6

10.

Культура и личность. Инкультурация и социализация

1




1

6




Всего часов

10

8

2

65



  1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.

Социальные и теоретические предпосылки культурологии. Культурология как современная интеллектуальная тенденция осмысления прошлого, настоящего и будущего. Исходные общенаучные требования к построению теории культуры. Научный культурологический дискурс и его специализированные источники. Статус культурологии как интегративной науки. Объекты культурологического познания, его предметные ракурсы и предметные поля. Цель, предмет и задачи культурологического знания. Смысл и эвристический потенциал культурологии.

Культурология как самостоятельная отрасль науки. Разделы культурологии. Основные вопросы философии культуры: понятие, сущность структура культуры, соотношение культуры, природы, личности и общества, динамика культурных процессов. Основные вопросы социологии культуры: процессы функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития различных социальных групп. Основные вопросы культурной антропологии: проблемы адаптации человека к культурной среде, процессы социализации личности в условиях разных культур.

Культура и история. Культура как человеческий опыт. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблемы сохранения культурного наследия. Динамика культуры и истории. Культурные эпохи. Исторический и этнорегиональный типы культуры


Тема 2.

Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

.

Теория культуры. Основные вопросы прикладной культурологии: исследование организации культурной жизни общества, деятельности учреждений культуры, центров досуга, любительских объединений; проведение массовых праздников, фестивалей, форумов; разработка культурной политики, реализация культурных программ, изучение аудитории и спроса на культурные услуги. Системный и синергетический подходы к изучению культуры. Методы: диахронический, синхронический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, семиотический, психологический, биографический, фактологический.



.

Тема 3.

Основные понятия культурологии

Культура и цивилизация. Морфология культуры. Функции культуры. Субъект культуры. Культурогенез, динамика культуры. Язык и символы культуры. Культурные коды, культурные коммуникации. Культурная картина мира. Социальные институты культуры. Культурная самоидентичность. Культурная модернизация.


Тема 4. Типология культур

Неоднородность и множественность социокультурного мира. Социальная структура и культурные типы. Проблемы классификации и типологизации культурных форм: региональная, историческая, социально-сословная, стилевая, этнические и национальные культуры, массовая и элитарная культура, субкультуры современного общества и т.п. Историческая типология мировой культуры.


Тема 5. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура.

Восточные и западные типы культур.
Понятие этнос, нация, этническая, национальная культура. Понятие этнокультурные стереотипы. Национальный характер и менталитет. Понятия элитарная и массовая культуры. Массовая культура как механизм трансляции специализированных знаний в обыденные. Понятие восточный и западный типы культуры
Тема 6: Локальные культуры

Закономерности процесса культурогенеза, изоморфизм филогенеза и онтогенеза в процессах формирования культуры. Синкретизм культуры первобытности. Основные черты культуры скотоводов-кочевников. Становление цивилизации в земледельческих обществах. Культура античного полиса. Межрегиональный характер и структура культуры феодального общества: фольклорная субкультура, религиозная субкультура, светская аристократическая и городская светская субкультура. Проблема Возрождения. Историко-культурная сущность Реформации. Проблема «барокко». Культура Просвещения. Архитектоника культуры Западного мира в 19 веке: Романтизм и Позитивизм. Противостояние Модернизма и традиционализма в 20 веке. Культура и тоталитаризм. Постмодернизм и системно-синергетическое мышление. Становление диалогического мышления. Современные перспективы развития культуры.


Тема 7. Место и роль России и мировой культуре

Современная социокультурная ситуация в России. Россия в современном мировом пространстве культуры. Перспективы современной культурной политики. Исторические этапы формирования русской национальной культуры. Древняя и средневековая Русь.

Общая характеристика культура России 19-начала 20-х веков.

«Золотой век» Русской культуры: образование, наука, техника, научные открытия, развитие гуманитарных наук. Творчество Н.Н.Карамзина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.Н.Достоевского. Развитие театра, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры. Содружество музыкантов «Могучая кучка».

«Серебряный век» русской культуры. Классицизм, реализм, синтементализм в художественной культуре России. Творчество А.Блока, Д.Мережковского, А.Ахматовой, В.Маяковского, М.Врубеля, Н.Рериха
Тема 8. Тенденции мировой универсализации в мировом

современном процессе.

Культура и глобальные проблемы современности
Мировое сообщество и глобальные проблемы современности. Резервы развития культуры и императивы выживания. Современное мировое культурное пространство. Сотрудничество, соперничество и борьба культур. Формирование региональных культурных систем. Стратегии мирового культурного развития.

Идея культуры и идея развития в современной глобальной проблематике человечества. Культура как элемент программы развития России. Роль культурологии в исследовании актуальных социальных и духовных проблем. Значение культурологии в формировании личности как сознательного участника культурного процесса и как организатора осуществления собственной жизни. Характер современного культурологического дискурса. Диалог как способ существования культуры и человека в культуре. Проблемы историко-культурного сознания и культурной компетентности личности. Культурные стратегии современного образования и культурология в творчестве учителя.


Тема 9. Культура и природа. Культура и общество.

Взаимоотношение природы и культуры: единство и конфликт. Основые направления взаимоотношений природы и человека. Понятие культурного ландшафта; агросфера, техносфера, ноосфера. Понятие хозяйственно-культурного типа. Этнические традиции и отношение человека к природе. Понятие экономической культуры. Перспектива взаимодействия природы и культуры.

Структура общества и культура социальных групп. Социальные институты и культура. Понятие «субкультура». Многообразие субкультур: половозрастные общности, социально-профессиональные, религиозные, этнические общности. Единство социокультурной системы. Коммуникация и культура.
Тема 10. Культура и личность. Инкультурация и социализация
Человек как творец и творение культуры. Понятие личности. Личность как носитель культурно-исторических ценностей. Пол, возраст, индивидуальность человека. Быт и культура, досуг и культура. Культура и общения. Инкультурация как процесс вхождения в новое культурное пространство. Социализация как процесс усвоения социального опыта.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения:



№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Структура и состав современного культурологического знания.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология Культурология и история культуры



Работа с теоретической литературой.

6

Проверка

2.

Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований

Разработка проекта

6

Защита проекта

3.

Основные понятия культурологии

Работа с теоретической литературой. Составление словаря

6

Тесты

4.

Типология культур


Работа с учебно-методической литературой

6

Составление синхронистических таблиц

5.

Этническая и национальная, элитарная и массовая культура Восточные и западные типы культур

Реферат

6

Защита реферата

6.

Локальные культуры

Презентации

11

Демонстрация презентаций

7.

Место и роль России в мировой культуре


Презентации

6

Демонстрация презентаций

8.

Тенденции мировой универсализации в мировом современном процессе.

Анализ периодической печати

6

Проверка

9

Культура и природа, Культура и общество



Работа с литературой

6

Проверка

10.

Культура и личность Инкультурация и социализация


Работа с литературой

6

Тесты







Всего часов

65






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:


Практическое занятие № 1,2

Тема: «Типология культур»

План

  1. История культуры в европейской науке и философии.

  2. История культуры в отечественной науке.

  3. Культура как специфическое системное образование.

  4. Синергетический подход к изучению истории культуры.

  5. Историческая типология мировой культуры


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Три подхода к конструированию истории культуры в европейской науке и философии 18 – 20 веков.

  2. Трактовка истории культуры в отечественной науке в 60 – 90 годы 20 века.

  3. Строение культуры.

  4. Принципы периодизации истории культуры.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составить терминологический словарь исторической периодизации культуры от древности до современности в соответствии с основными историко-типологическими концепциями.

  2. Сформулировать проблемы в области художественной культуры, охраны культурно-исторического наследия и представить варианты проектных решений.

  3. Составить синхронистические таблицы основных исторических этапов развития культуры.

Литература

Основная

  1. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии.– СПб., 1998.

  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.– М.,1996.

  3. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века.–Тверь, 1997.

  4. Каган М.С Введение в историю мировой культуры. – СПБ.: Петрополис, 2003.


Дополнительная

    1. Пивоев В.М. Культурология: Введение в историю и философию культуры: В 2-х частях.– Петрозаводск, 1997.


Практическое занятие № 3

Тема: «Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур»

План

  1. Этнические и национальные культуры.

  2. Массовая и элитарная культура.

  3. Региональная культура.

  4. Субкультуры современного общества.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Деятельность как основа структурной характеристики культуры.

  2. Познавательный, нравственный, художественный, мировоззренческий, философский опыт: природа и функции.

  3. Понятие «уровень культуры» в культурологии.


Задания для самостоятельной работы

  1. Написать реферат по одной из предложенных тем (См. темы рефератов)

  2. Перечислить основные этапы культурологиче­ского анализа произведений искусства, изучаемых в курсе «Культурология» в рамках темы «Рус­ская культура XVIII века»

  3. Перечислить основные этапы искусствоведче­ского анализа памятников архитектуры, изучаемых в курсе «Культурология» по теме «Рус­ская культура XIX века».

  4. Перечислить основные этапы семиотического анализа древнерусской иконописи, изучаемой в курсе «Культурология» по теме «Русская средневековая культура»


Литература

Основная

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.– М., 1989.

  2. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций.– Минск,1998.

  3. Лурье С.В. Историческая этнология.– М., 1997.

  4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология. – М., 2004.

  5. Флиер А.Я. Культурогенез. – М. 1994.


Дополнительная

  1. Народы мира: Энциклопедический словарь. – М.,1985.

  2. Флиер Я.Я. Культура как основа национальной идеологии России. – М., 1999.


Практическое занятие № 4,5

Тема: «Локальные культуры»

План

  1. Понятие восточный и западный типы культуры.

  2. Становление цивилизации в земледельческих обществах.

  3. Культура античного полиса.

  4. Западно-европейская культура

  5. Современная культура.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Синкретизм культуры первобытности.

  2. Основные черты культуры скотоводов-кочевников.

  3. Межрегиональный характер и структура культуры феодального общества: фольклорная субкультура, религиозная субкультура, светская аристократическая и городская светская субкультура.

  4. Проблема Возрождения.

  5. Историко-культурная сущность Реформации.

  6. Проблема «барокко».

  7. Культура Просвещения. Романтизм и Позитивизм.

  8. Противостояние Модернизма и традиционализма в 20 веке.

  9. Культура и тоталитаризм. Постмодернизм и системно-синергетическое мышление.


Задание для самостоятельной работы

Разработать презентацию по одной из предложенных тем.



  • Культура Древнего Египта

  • Культура Древней Месопотамии

  • Куьтура Древней Индии

  • Культура Древнего Китая

  • Культура Древней Греции

  • Культура Древнего Рима

  • Культура народов Северной, Южной Америки (индейцы, инки).

  • Культура Мезоамерики (майя, ацтеки)

  • Культура средневековй Западной Европы

  • Культура Итальянского Возрождения

  • Культура Северного Возрождения

  • Культура Византии

  • Западноевропейская культура эпохи Просвещения (XVIII в.)

  • Западноевропейская культура XIX в.

  • Культура Западной Европы и США ХХ века.


Литература

Основная

  1. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004. – С 307 – 316.

  2. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология. – М., 2004.


Дополнительная

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.– М., 1989.

  2. Гачев Г. Д. Национальные образы мира.– М., 1987.

  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.– М., 1993.



Практическое занятие № 6,7

Тема: «Место и роль России в мировой культуре»

План

  1. Культура Древней Руси.

  2. Культура Руси в средневековый период.

  3. Культура России в Новое время.

  4. Современная культура России.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Исторические этапы формирования русской национальной культуры.

  2. Народная и профессиональная культура России.

  3. Современная социокультурная ситуация в России.

  4. Россия в современном мировом пространстве культуры.

  5. Перспективы современной культурной политики.



Задание для самостоятельной работы.

Разработать презентацию по одной из предложенных тем.



  • Культура древних славян

  • Культура Киевской Руси

  • Культура русских земель XII—XIII вв.

  • Культура Московской Руси.

  • Русская культура XVII в.

  • Русская культура эпохи Просвещения.(XVIII в.)

  • Русская культура XIX века

  • Серебряный век русской культуры

  • Советская культура.


Литература

  1. Забияко А.П. История древнерусской культуры: Учебное пособие. – М., 1995.

  2. Прибытков В. Андрей Рублев. – М., 1994.

  3. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры.– Таллин, 1992.

Дополнительная

    1. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 1996

    2. Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996.

    3. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.


Практическое занятие № 8

Тема: «Тенденции мировой универсализации в мировом

современном процессе»

План

1. Современное мировое культурное пространство.



    1. Культурная политика и международное сотрудничество.

    2. Роль ЮНЕСКО в сохранении и развитии региональных культурных систем.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Мировое сообщество и глобальные проблемы современности.

  2. Резервы развития культуры и императивы выживания.

  3. Формирование региональных культурных систем.

  4. Стратегии мирового культурного развития.


Задание для самостоятельной работы

Провести анализ периодической печати и перечислить современные тенденции в развитии мировой культуры


Литература

Основная

  1. Морфология культуры: структура и динамика. / Под ред. Э.А.Орловой. – М., 1994

  2. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – С. 6 – 12; 31 - 60.

  3. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д, 2005. – С. 111 – 120.


Дополнительная

Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:


Основная:

  1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология: учебник для вузов / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшее образование, 2008.

  2. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005.

  3. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2007.

  4. Столяренко, Л.Д., Культурология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, Л.Г. Сущенко. – М.: ИКЦ»МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

  5. Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. – СПб.: Питер, 2008.


Дополнительная:


  1. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры.– СПб., 1997.

  2. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций.–СПб, 1994.

  3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.–М., 1989.

  4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Б.А.Барская. – М.: Просвещение, 1993.

  5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.–М., 1993, 1999.

  6. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности.–М., 1995.

  7. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.–М., 1990.

  8. Бодриар Ж. Система вещей.– М., 1995, 2000.

  9. Гачев Г. Д. Национальные образы мира.– М., 1987.

  10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.– М., 1993.

  11. Культурология как она есть и как ей быть./ Гл.ред.Л.Морева.– СПб,.1998.

  12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.– М., 1991.

  13. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин, 1992.

  14. Малиновский Б. Научная теория культуры. – М., 1999

  15. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2–х тт./ Гл.ред. С.А.Токарев (любое издание).

  16. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте

  17. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.– М., 1987, 1995.

  18. Метаморфозы культурных форм. – СПб, 1997.

  19. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры. – М. 1997

  20. Пелипенко А.А. Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1997.

  21. Культуры в современном обществе. – М., 1991.

  22. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество .– М., 1992.

  23. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. – М., 1997

  24. Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996.

  25. Успенский, Б. А. Семиотика иконы. Семиотика искусства / Б.А.Успенский. – М.: Школа "Языки русской культуры", 1995. – С. 221 – 303.

  26. Флиер А.Я. Культурогенез. – М. 1994.

  27. Флиер Я.Я. Культура как основа национальной идеологии России. – М., 1999.

  28. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1998

29. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган.  СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая / М.С. Каган. – СПб: ООО «Издательство «Петрополис», 2003.

30.Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая / М.С. Каган. – СПб: ООО «Изд-во «Петрополис», 2003.

30.Кармин А. Культурология / Кармин А. – СПб.: Из-во «Лань», 2001.

31.Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2000.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств:



  • персональный компьютер (или ноутбук);

  • цифровой проектор;

  • экран;

  • аудиоколонки;

  • Интернет;

1.9.2 Перечень используемых пособий:

  1. Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения:

Электронные учебники и энциклопедии, хранящиеся в библиотеке МГПУ, чит. зал ул.Егорова, 15:

  • Русские народные праздники, обряды и обычаи - М. : Falcson-Technology : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Pentium 100 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; Windows 98SE/Me/2000/XP ; экран 800х600х16 ; IE 4 ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 250-00.

  • Монастыри и храмы Подмосковья : 1300 изображений с краткими истор. сведениями и муз. сопровожд. Ч. 1 - М. : ATOLL.SV, 2006 - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; Pentium 100 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; экран 1024х768х16 ; программа проигрывания DVD-Video ; устройство для чтения DVD-дисков, Загл. с контейнера, Текст на экране рус., англ., нем.. - ISBN 5-9900266-7-6 : 450-00.

  • Импрессионизм. Постимпрессионизм : [более 50 художников, свыше 2300 изображений] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-94865-035-9 : 250-00.

  • Барокко : [более 4000 иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-98465-043-Х : 350-00.

  • Орнамент : [свыше 1500 цв. иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, [б. г.] - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-026-Х : 350-00.

  • Пейзаж : [более 2500 работ 870 европейских и 180 русских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-007-3 : 350-00.

  • Мифы народов мира : [фундаментальный науч. труд], [более 3600 статей, 1500 иллюстраций]; [авт. А. Ф. Лосев и др.] - М. : ДиректМедиа Паблишинг : Большая Рос. Энциклопедия : Новый диск, 2006 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ, Классика энциклопедий) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-108-8 : 500-00.

  • Портрет : [от эпохи Возрождения до первой половины XX в.], [более 3000 репродукций русских и европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-008-1 : 350-00.

  • 5000 шедевров рисунка : [репродукции произведений более 700 европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2003 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-009-х : 350-00.

  • Искусство Древнего Египта : [более 1500 цв. изображений] - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-032-4 : 350-00.

  • Архитектура - М. : Равновесие : Вече, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Великое наследие. Т. 8) - Систем. требования : Pentium 233 ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 9.х совместимо с Windows 2000/NT/XP ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 200-00.

  • Культурология : учеб. пособие; Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса - М. : Лаб. Мультимедиа НИМБ ; ПТИ, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; экран 800х600 ; CD-ROM ; зв. карта, Загл. с контейнера. : цв., зв. : 1125-00.

  • Лекции по истории искусств : для компьютера и мобилы, [курс для вузов и лицеев] - М. : Мебиус Артс : Бизнессофт, 2006 - 1 электрон. опт. диск (MP3) - (Аудиокурсы) - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 98/2000/Ме/XP ; зв. карта SVGA ; CD-ROM, Загл. с контейнера. : зв. : 220-00.

  • Шедевры русской живописи - М. : Кирилл и Мефодий, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/MacOS 7.5 ; Pentium 75 МГц /PowerPC 75 МГц ; ОЗУ 16 Мб ; CD-ROM 4x ; 800х600, 65536 цв. ; зв. карта ; мышь, Загл. с контейнера. : зв., цв. ; 12 см : 112-60.

  • От плуга до лазера : интерактивная энциклопедия науки и техники, пер. с англ.; авт.-сост. Маколи Д. - Версия 2.0 - М. : Новый диск, 1998 - 1 опт. электрон. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/98/2000 ; Pentium 100 МГц ; ОЗУ 32 Мб ; 640х480х16 ; зв. карта ; CD (DVD) - ROM 4x ; мышь, Загл. с контейнера.. : зв., цв. ; 12 см : 112-00.

Интернет-ресурсы:



http://yanko.lib.ru/gum.html — электронная библиотека Янко Славы (огромная коллекция оцифрованной литературы по культурологии, философии и пр.);

http://www.countries.ru/library.htm - сайт для специалистов (студентов, профильных специальностей, преподавателей) в области культурологии и смежных дисциплин);

http://yanko.lib.ru/fort-library/culture/index.html - раздел библиотеки Янко Славы, посвящённый культурологии (книги, учебники)

http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию

http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-8l.pdf – учебник по Социальной культурологии, Ерасов В.Б.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/bagdasaryan-culturology-8l.pdf — учебник по Культурологии, Багдасарьян, Н.Г.

http://www.museum.ru/ - сайт о музеях России

http://yanko.lib.ru/books/cultur/karmin-culturology.pdf - учебник по культурологии, Кармин, А.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult.rar – учебник (в архиве)

Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.



http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult-8l.pdf - учебник (как файл pdf) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/ageev-semiotika-8l.pdf - учебник по семиотике

http://www.philosophy.ru/edu/ref/vsk/index.html — культурологический словарь

http://www.velikanov.ru/culturology/ - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия

http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

  1. Понятие «культурная компетентность» учителя обозначает:

а) знание экономических законов развития общества; понимание психических особенностей социальных групп; знание законов научно-технического прогресса общества; знание исторических событий;

б) знание содержания священных книг – «Библии», «Корана», различных философских трактатов; представления об особенностях развития религиозных систем в истории человечества; знание имён выдающихся деятелей искусства и их произведений; историю общего и художественного образования; знакомство с мировой литературой;

в) условно достаточную степень социализированности и инкультурированности учителя любого предмета, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний о культуре (обыденных и отчасти специализированных), составляющих нормы эрудированности педагога; сумму правил, образцов, обычаев, законов, запретов, этикетов и других регуляторов поведения человека в мире культуры; «языков», символов, мировоззренческих оснований, ценностных ориентаций, образов искусства как зеркала культуры и её эталонов; понимание значения институциональных норм, образов престижности, способов социальной коммуникации; степень знакомства учителя с совокупным социокультурным опытом нации.


  1. Понятие «гуманитарная культурология» или «культуроведение» относится:

а) к сфере истории философии и социологии;

б) к сфере естественно-научных представлений о картине мироздания;

в) к сфере филологических, искусствоведческих, психологических, педагогических, философско-антропологических наук.


  1. Кто из культурологов с мировым именем высказал суждение: открытие специфичности культуры и её значения в человеческом мире «когда-нибудь станет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клетчатой основы всех форм жизни»:

а) Чарльз Сноу;

б) Лесли Уайт;

в) Освальд Шпенглер.


  1. Философия культуры и культурология являются:

а) тождественными научными системами знаний о культуре;

б) культурология является особой наукой, имеющей собственную эмпирическую базу знаний; обладающей эмпирико-индуктивным методом познания конкретной культурной реальности; способной к аналитическим процедурам и верификации, к интеграции и синтезированию разных данных о культуре; имеющей обобщающий характер. В отличие от культурологии философия культуры не столько наука, сколько мировоззрение, умственная сфера, в которой фиксируется результат философского интереса к культуре, итог её разных интерпретаций;

в) философия культуры – это общая теория культуры.


  1. Структура культурологической науки содержит такие взаимосвязанные дисциплины как:

а) культурологию политики, культурологию природы, экономическую культуру и т.д.;

б) историю культуры, теорию культуры, историю культурологических учений, социологию культуры, культурную антропологию, прикладную культурологию;

в) культурные традиции, культурные инновации, культурные объекты, культурные явления, культурные институты, социокультурные организации, культурные ценности.


  1. Природа культуры является:

а) внебиологической или надбиологической;

б) биологической;

в) космической,

г) Божественной.




  1. Сущность культуры состоит в том, что она:

а) адаптивный механизм человека;

б) способ бытия человека или «мир человека» в единстве смыслов, средств и результатов человеческой деятельности;

в) источник изменения природы.


  1. Структура культуры состоит из основных элементов:

а) материальной и духовной;

б) политической, материальной, духовной, экономической;

в) материальной, духовной и художественной.


  1. Выберите из списка основные функции культуры:

а) адаптивно-адаптирующая;

б) накопление, хранение, передача и умножение социального опыта;

в) социально-интегративная;

г) организационно – регулятивно – нормативная;

д) познавательно – коммуникативная; рекреационная;

г) оценочная;

д) инструментальная; проективная;

е) сигнификативная.




  1. К ведущим подходам к изучению культуры принадлежат:

а) деятельностный, системный, синегретический, семиотический, феминологический, историко-типологический, сравнительно-исторический, аксиологический;

б) археологический, семантический, информационных, интегративный;

в) футуристический, аналитический, архивный, прогностический.


  1. Выберите основные законы развития культуры:

а) трансформационности;

б) единства и многообразия;

в) взаимодействия и сотрудничества;

г) преемственности;

д) неравномерности развития;

е) целостности; прерывности и непрерывности;

ж) синхронности и диахронности.


  1. Определите понятие «культурогенез».




  1. К культурам, выделяемым по историческому критерию относятся:

а) национальные и религиозные культуры;

б) древняя, средневековая, нововременная, современная;

в) рыцарская, феодальная, аристократическая, крестьянская.


  1. Выберите из списка основные характеристики культуры первобытного общества:

а) креативность;

б) синкретизм;

в) повторяемость;

г) мифологичность;

д) традиционность;

е) символичность.




  1. Тип культового сооружения, характерный для всех древних цивилизаций:

а) кубический тип;

б) многоступенчатая пирамида;

в) круглая башня.


  1. Ментальность – это:

а) сочетание способов и содержания мышления и восприятия, которые являются определяющими для данного типа культуры общества в данное время;

б) совокупность способов практической деятельности, преобладающих в конкретной национальной культуре;

в) система смысловых связей различных культурных явлений (религиозных, политических, художественных и т.д.).


  1. Крупные «наскальные художественные галереи древнейшего и древнего искусства находятся на следующих территориях России:

а) Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Курской, Тульской областей;

б) на Кольском полуострове, в Карелии, на берегах Онежского озера, Белого моря, Амура, Лены, Ангары, в горах Дагестана, на Алтае, в Саянах, на Чукотке;

в) в Ставропольском крае, в бассейне Волги, Днепра и Дона, полуострове Ямал, Прикаспийской низменности.


  1. Модель культуры античности целостно представлена в:

а) Венере Милосской и Аполлоне Бельведерском;

б) Афинском акрополе и Римских форумах;

в) Садах Семирамиды и виллах Помпеи.


  1. Модель культуры древних степных цивилизаций представлена в:

а) петроглифах и каменных изваяниях;

б) царских курганах и художественном металле;

в) живописи и графике.


  1. Основные типы средневековой культуры:

а) церковная, рыцарская, крестьянская, бюргерская;

б) ремесленная, письменная, музыкальная, политическая;

в) научная, художественная, правовая, личностная.


  1. Знаменитые храмы святой Софии в средневековой Руси находились в городах:

а) Старая Ладога, Москва, Ростов Великий;

б) Киев, Новгород Вологда, Тобольск;

в) Владимир, Рязань, Великий Устюг.


  1. Назовите имена и основные произведения великих иконописцев Средневековой Руси.

  2. Переходным периодом западно-европейской культуры, с которого начинает доминировать вместо традиции инновационность является:

а) эпоха Эллинизма;

б) эпоха Возрождения;

в) эпоха Просвещения.


  1. Подчеркните имена художников, прославивших европейскую культуру эпохи Барокко (XVII век):

а) Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Донателло, Боттичелли, Джорджоне;

б) Рембрандт, Шекспир, Сервантес, Рубенс, Ван Дейк, Пуссен, Шарль Перро, Бернини, Декарт, Спиноза;

в) Даниэль Дефо, Робеспьер, Луи Давид, Лейбниц, Ньютон, Ломоносов.


  1. Доминантные черты эпохи Просвещения:

а) религиозность, иррациональность, идеализм, индивидуализм;

б) культ разума, вера в прогресс; идеи Личности, Права и Свободы; энциклопедичность научных устремлений;

в) гедонизм, чувственность, эстетизм, дидактизм.


  1. Виды и жанры художественного творчества, репрезентирующие основное содержание культуры эпохи Романтизма:

а) опера, симфония, оратория, роман, трагедия, натюрморт;

б) поэзия и музыка, баллада, этюд, рапсодия, ноктюрн, лирическая поэзия, роман в стихах, национальная мифология, романс;

в) комедия, повесть, агитационная графика, семейный портрет, сатирическая поэзия.



  1. Назовите великие имена «золотого века» России и связанные с ними крупные события в культуре и шедевры художественного творчества.

________________________________________________________________

  1. Назовите явления культуры эпохи Позитивизма в которых проявились такие черты как практицизм, культ эксперимента, рассудочность, вещизм, техницизм, реализм художественного творчества.

________________________________________________________________

  1. Кратко охарактеризуйте различие между культурами Модернизма и Постмодернизма.

________________________________________________________________

  1. Назовите выдающиеся достижения советской художественной культуры.

________________________________________________________________

  1. Создатели исторической типологии мировой культуры и теории локальных цивилизаций:

а) Ф. Ницше, Э. Тайлор, Д. Фрезер, Г. Зиммель, А. Шопенгауэр;

б) Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин;

в) Н. Бердяев, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Бодрияр, Ж. Делёз.
32. Назовите авторов наиболее фундаментальных трудов, созданных в России в конце XX – XXI веков:

________________________________________________________________


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Культурология в системе наук

  2. Теоретическая и прикладная культурология.

  3. Природа, сущность и функционирование культуры.

  4. Культура в системе бытия

  5. Морфология культуры.

  6. Культура и цивилизация

  7. Искусство в системе культуры

  8. Культурные ценности и нормы

  9. Становление культурологии в Новое время.

  10. Культурологические концепции XIX в.

  11. Основные историко-типологические концепции культуры ХIХ, XX вв.

  12. Особенности развития культурологической мысли в России XIX, XX вв.

  13. Основные подходы и методы культурологических исследований.

  14. Субкультура, культурная картина мира.

  15. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

  16. Элитарная и массовая культуры.

  17. Основные теории культурогенеза.

  18. Динамика культуры.

  19. Культурные традиции и инновации.

  20. Этническая и национальная культуры.

  21. Язык и символы культуры. Семиотический подход к изучению культуры.

  22. Культура и природа

  23. Культура и человек

  24. Культура и общество

  25. Инкультурация и социализация

  26. Культура и глобальные проблемы современности

  27. Культура древнейшего мира.

  28. Культура Древнего Египта

  29. Культура Древней Месопотамии.

  30. Культура Древней Индии

  31. Культура Древнего Китая.

  32. Культура древних и средневековых цивилизаций Америки.

  33. Культура Древней Греции.

  34. Культура Древнего Рима

  35. Средневековая культура Западной Европы.

  36. Культура Византии.

  37. Культура древних славян

  38. Культура Киевской Руси

  39. Культура Московской Руси.

  40. Русская культура ХVII века.

  41. Культура эпохи Возрождения

  42. Культура Северного Возрождения.

  43. Западноевропейская культура Барокко.

  44. Западноевропейская культура эпохи Просвещения.

  45. Западноевропейская культура Романтизма.

  46. Западноевропейская культура Позитивизма.

  47. Русская культура эпохи Просвещения.

  48. Русская культура I половины XIX века.

  49. Русская культура Ш половины XIX века.

  50. Культура Модернизма.

  51. Советская культура.

  52. Культура Постмодернизма.




    1. Комплект экзаменационных билетов

(утвержденный зав. кафедрой до начала сессии)

Экзамен не предусмотрен

1.13 Примерная тематика рефератов


  1. Понятие восточный и западный типы культуры.

  2. Синкретизм культуры первобытности.

  3. Основные черты культуры скотоводов-кочевников.

  4. Становление цивилизации в земледельческих обществах.

  5. Культура античного полиса.

  6. Межрегиональный характер и структура культуры феодального общества.

  7. Культура эпохи Возрождения.

  8. Историко-культурная сущность Реформации.

  9. Эпоха «барокко» в западноевропейской культуре.

  10. Особенности культуры Просвещения.

  11. Архитектоника культуры Западного мира в 19 веке: Романтизм и Позитивизм.

  12. Противостояние Модернизма и традиционализма в 20 веке.

  13. Культура и тоталитаризм.

  14. Постмодернизм и системно-синергетическое мышление.

  15. Язычество, его место в культуре восточных славян.

  16. Особенности формирования культуры древнерусского этноса.

  17. Христианство как основа формирования русского народа на общих духовных и нравственных принципах.

  18. Развитие русской культуры в эпоху Московского царства 14-17 веков.

  19. Выдающиеся памятники культуры древности и средневековья (архитектурные, литературные, изобразительные и т.д.).

  20. Специфические особенности развития культуры Киевской Руси.

  21. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, их роль в формировании русской культуры.

  22. Преобразования Петра I и ускоренное развитие русской культуры в 18 веке.

  23. Основные направления, стили и жанры в художественной культуре 19 века.

  24. Мировое значение русской культуры в 19 веке.

  25. Выдающиеся представители художественной культуры «Золотого века».

  26. «Серебряный век» как религиозно-философский ренессанс.

  27. Художественные открытия и новые направления в культуре «Серебряного века».

  28. Выдающиеся деятели культуры «Серебряного века», их значение в развитии художественной культуры.

  29. Вклад в развитие мировой и отечественной культуры представителей русского Зарубежья.

  30. Этапы и периоды развития советской культуры.

  31. Возникновение и развитие новых направлений в культуре.

  32. Кризисные процессы конца 20 века.

  33. Художественная культура советского периода, и ее значение в развитии мировой художественной культуры 20 века.


1.14. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрена


1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрена


1.16. Методика(и) исследования (если есть).

Не предусмотрена.


1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для

оценивания знаний студентов по данной дисциплине

Используется традиционная система оценивания знаний студентов по пятибалльной шкале с учетом выполнения заданий для самостоятельной работы.


РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Методические рекомендации к написанию реферата
Реферат является обязательным видом контроля по курсу «Культурология»

Реферат представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой вопросов теории и истории культуры.



Критерии оценки реферата по «Культурологии».

Оценка «отлично» выставляется за работу, в которой полно и четко представлены основные теоретические понятия. В теоретической части дан полноценный анализ философских и культурологических исследований по проблеме. В исторической части освещен выбранный историко-культурный период. В заключении сформулированы выводы. Работа грамотно оформлена.

Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой в теоретической части представлен круг основной литературы по теме. Во второй части дано описание культурно-исторического периода. В заключении сформулированы общие выводы. Работа тщательно оформлена.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой отсутствует введение и заключение. Теоретический анализ дан описательно. Библиография ограничена. Культурно-исторический период представлен схематично. Оформление работы соответствует требованиям.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за работу, в которой нет введения и заключения. В объеме и оформлении работы имеют место грубые недостатки. Неудовлетворительно оформлен список литературы. Изложение носит репродуктивный характер. Выводы не сформулированы.

  1   2   3   4   5   6