Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Министерство культуры забайкальского края




Скачать 410.76 Kb.
страница1/3
Дата03.07.2017
Размер410.76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ГОУ СПО «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ИСКУССТВ»

структурное подразделение

Школа для творчески одарённых детей Забайкальского края

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная

программа в области музыкального искусства

По учебному предмету

Музыка и окружающий мир

г. Чита

2014

Составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры РФ от 21.11.2013




«Утверждаю»

Директор ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств»

________________ Безлепкин А.А.
«___»_________________20____г.

Программа принята методическим советом Школы для творчески одаренных детей – структурного подразделения ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств»

«___»__________________20____г.


Составители: Гайдай Е.В. – преподаватель теоретических дисциплин

Бородкина О.В. - преподаватель теоретических дисциплин

Рецензент: Ахмедова Ю.Л. преподаватель отделения теории музыки ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств».



Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI. Список литературы и средств обучения

I.Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Данная программа посвящена развитию музыкальной культуры подрастающего поколения, расширению музыкальных знаний.

В современных условиях вопрос воспитания художественной культуры детей стоит достаточно остро. Большой поток информации, получаемый через телевидение, Интернет и иные СМИ, осложняет процесс формирования базовых ценностей у детей. Музыка – одна из наиболее доступных сфер, позволяющих расширить кругозор, повысить культурный уровень, воспитать нравственную личность. Музыка сопровождает детей повсюду. Она преподается в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования. Она окружает детей дома и на улице. Диапазон различных музыкальных направлений очень широк.

Однако музыка бывает разная. Широко распространенная современная музыка часто не несет в себе эстетической и смысловой нагрузки, поэтому необходимо приобщать детей к традициям классического музыкального воспитания. В первую очередь дети должны знакомиться с наиболее выдающимися образцами классической музыки. Затем учащимся необходимо узнавать биографии выдающихся композиторов, потому что это способствует как развитию мотивации, так и расширению кругозора. В процессе прослушивания известных классических композиций, изучения основных музыкальных жанров, музыкально-выразительных средств и ознакомления с жизнью великих музыкантов более чем вероятен рост интереса к последующему обучению игре на инструментах, к исполнению произведений классической музыки.

В целом освоение программы содействует формированию общей и музыкальной культуры ребенка, обогащению его эмоционального мира.

Срок реализации программы.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Виды учебной нагрузки

Срок обучения/класс

4 года обучения (1-4 классы)

Максимальная учебная нагрузка

262

Общее количество часов на аудиторные занятия

131

Общее количество часов на самостоятельные занятия

131

Формы и режим занятий

Форма занятий – групповая. Возраст обучающихся от 7 лет.

Занятия планируются по одному учебному часу в неделю, в 1 классе продолжительность учебных занятий - 32 учебных недели (1 уч. час = 45 мин) во втором – четвертом классе 33 – учебных недели, соответственно объем учебного времени в течение 4 лет составляет 131 час

Цель программы: художественно-эстетическое развитие детей в области музыкальной культуры, расширение их художественного кругозора, формирование общей духовно-нравственной культуры.

Задачи программы.

Обучающие:


  • знакомство с произведениями мировой музыкальной классики;

  • знакомство с биографиями известных композиторов и музыкантов;

  • изучение основных музыкальных жанров;

  • изучение музыкально-выразительных средств;

  • изучение музыкальных произведений в историческом контексте;

  • формирование осознанного отношения к музыке (умения не только чувствовать, но и понимать логику развития образов).

Развивающие:

  • накопление слухового опыта;

  • развитие музыкально-образного мышления;

  • формирование мотивации ребенка к музыкальному творчеству.

Воспитательные:

  • развитие художественного вкуса;

  • создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

  • формирование нравственных норм, сопереживания чувствам других людей на основе произведений музыкальной классики;

  • формирование уважительного отношения к культурам разных народов в процессе знакомства с музыкальными традициями разных эпох.

На первом году обучения дети знакомятся со сквозной темой «Сказка в классической музыке». Она рассматривается на примере творчества русских и зарубежных композиторов XIX-XX века. В ходе изучения темы дети знакомятся с краткой характеристикой жизни и творчества композиторов, с особенностями жанров, в которых воплощена сказка, со средствами музыкальной выразительности.

На втором году обучения материал сосредоточен в теме «Природа и музыка». В самом начале обращается внимание на музыкальные циклы «Времена года», а далее эта тема анализируется на примерах образов природы, наиболее часто используемых в классической музыке.

На третьем году обучения внимание детей акцентируется на музыкальном материале тех произведений, в центре которых - передача чувств и переживаний человека. В заключение подготовительного этапа дается тема «Композиторы - авторы музыки для детей».

Предмет «Музыка и окружающий мир» на четвертом году обучения включает изучение основных музыкальных жанров, программно-изобразительной музыки, музыки в театре. Большое внимание уделяется характеристике музыкально-выразительных средств.



Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для успешной реализации программы необходимы:

• Оборудованный класс для групповых занятий.

• Фортепиано.

• Музыкальный центр.

• Видео- и DVD-плеер.

• Нотная доска.

• Доски с музыкально-теоретическим материалом.

• Портреты композиторов.

• Доска для лучших детских рисунков.

• Телевизор.

• Печатные пособия (учебники, плакаты, ноты).



II. Содержание учебного предмета

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

п/п

Название темы

Количество часов







Всего

Теория

Практика




1

Вводное занятие

1

1

-




2

Сказка в творчестве М. Глинки

3

2

1




3

Сказка в творчестве М. Мусоргского

2

1

1




4

Сказка в творчестве Н. Римского-Корсакова

6

2

3




5

Сказка в творчестве П. Чайковского

7

3

3




6

Сказка в творчестве А. Лядова

2

1

1




7

Сказка в творчестве С. Прокофьева

2

1

1




8

Сказка в творчестве И. Стравинского

4

1

2




9

Сказка в творчестве Э. Грига

4

1

3




10

Сказка в творчестве М. Равеля и К. Дебюсси

2

1

2




11

Итоговое занятие

1

-

1







Итого:_____33__17__16'>Итого:___________32'>Итого:










32

14

18




II год обучения

№ п.п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Циклы «Времена года» в музыке

7

3

3

3

Образы весны в музыке

4

2

2

4

Образы зимы в музыке

3

1

2

5

Картины утренней природы

2

1

1

6

Картины ночной природы

2

1

1

7

Морской пейзаж в музыке

6

3

3

8

Картины грозы в музыке

4

2

2

9

Звуки живой природы

4

2

2

10

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:




33

16

17

III год обучения

п.п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Портрет в музыке

2

1

1

3

Лирическая тема в музыке

8

3

4

4

Образы грусти, печали в музыке

4

2

2

5

Драматические образы в музыке

6

3

2

6

Шутка, юмор в музыке

4

2

2

7

Образы радости, торжества

4

3

2

8

Заключение. Композиторы - авторы музыки для детей.

6

4

2

9

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:




33

17

16

IV год обучения

п.п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Содержание музыкальных произведений

3

1

1

3

Выразительные средства музыки

6

2

1

4

Инструменты симфонического оркестра

4

2

2

5

Основные музыкальные жанры

4

1

2

6

Народные песня в произведениях классиков русской музыки

4

1

2

7

Программно-изобразительная музыка

2

1

1

8

Музыка и театр

8

2

1

9

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:




33

12

11


Содержание занятий

I год обучения

  1. Вводное занятие.

2. Сказка в творчестве М. Глинки.

Беседа о жанре сказки. Сказка и музыка. Сказка в творчестве М. Глинки. Знакомство с жизнью композитора. Сказка А. Пушкина и одноименная опера М. Глинки. Особенности оперного жанра. Характеристика персонажей и средства музыкальной выразительности для их воплощения.



Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: «Руслан и Людмила» (фрагменты). Обсуждение прослушанного.

3.Сказка в творчестве М. Мусоргского.

Краткая характеристика жизни и творчества Мусоргского. Фортепьянный цикл «Картинки с выставки». Особенности жанра. История создания. Сказочные образы в цикле.



Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: «Картинки с выставки»: «Старый замок», «Избушка на курьих ножках». Обсуждение прослушанного.

4. Сказка в творчестве Н. Римского-Корсакова.

Знакомство с творчеством Н. Римского-Корсакова. Роль сказки в его наследии. Оперы-сказки композитора. Сказки А. Пушкина, А. Островского и их воплощение в музыке Н. Римского-Корсакова. Былина о Садко. Сказка о Морской царевне. Арабские сказки «1001 ночь». Тембровое богатство. Красочность гармонии.



Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Шехерезада» (фрагменты). Обсуждение прослушанного. Сообщения.
  1   2   3

  • По учебному предмету Музыка и окружающий мир г. Чита 2014
  • Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка
  • II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся
  • IV. Формы и методы контроля, система оценок
  • VI. Список литературы и средств обучения I.Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  • Срок реализации программы . Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
  • Виды учебной нагрузки Срок обучения/класс 4 года обучения (1-4 классы)
  • На третьем году обучения
  • Обоснование структуры программы учебного предмета
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  • II. Содержание учебного предмета УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I год обучения
  • Всего Теория Практика
  • Итого: 32
  • Итоговое занятие 1 - 1 Итого
  • Итого: 33 17 16
  • Итого: 33 12 11
  • Практическая часть.
  • 4. Сказка в творчестве Н. Римского-Корсакова.