Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Министерство культуры Московской области




Скачать 497.79 Kb.
Дата03.06.2017
Размер497.79 Kb.
ТипРабочая программа


Министерство культуры Московской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Губинская ДШИ «Истоки»


Принято

«Утверждаю»

Педагогическим советом

Директор МОУ ДОД «Истоки»

Протокол №____________

________________________(А.Н.Осипов)

От «___»_____________20___г.

«___»______________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

преподавателя дополнительного образования

по «Музыкальной литературе»

Отделение: музыкальное

Возраст детей: 10–14 лет

Срок реализации: 4 года


Автор (составитель): И.С.Хусаинов

преподаватель муз-теор. дисциплин


д. Губино

2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа направлена на создание условий для самореализации личности учащегося в ходе обучения в ДШИ. В более широком плане направленность программы касается интеграции личности учащегося в сферу национальной и мировой музыкальной культуры с достаточной степенью компетентности.

Учебный предмет «Музыкальная литература» развивает у обучающихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе активного изучения учащимися разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации программы от 10 до 14 лет.

Срок реализации программы – четыре учебных года: с 4 по 7 класс при семилетнем сроке обучения; со 2 по 5 класс год обучения при пятилетнем сроке обучения).

Основной формой занятий по музыкальной литературе является комбинированный урок с постоянной по составу группой учащихся 4-10 человек. На уроке педагог повторяет с учащимися пройденный на предыдущем занятии материал, излагает и закрепляет новый материал, дает домашнее задание. Уроки проводятся один раз в неделю, продолжительность урока – один академический час.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялем, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Ожидаются следующие результаты реализации программы: знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений, первичные знания в области строения классических музыкальных форм; умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; навыки восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

Аттестация учащихся проводится на одном из последних занятий каждой учебной четверти в форме контрольного урока, который может проходить в виде письменной работы, устного опроса, тестирования, музыкальной викторины. Качество подготовки учащихся оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Текущий контроль успеваемости (в течение учебной четверти) осуществляется также в форме устного опроса (выборочного), музыкальной викторины, тестирования. По результатам текущего контроля также выставляются оценки (у каждого ученика не менее 2-3 в течение четверти), которые в дальнейшем учитываются при выведении итоговой оценки за четверть. В конце каждого учебного года на основании четвертных оценок выводится общая оценка за год. Итоговая оценка за последний год изучения предмета заносится в свидетельство об окончании ДШИ.

В конце каждой четверти предусматривается урок Повторения, который требуется, главным образом, для восполняющих занятий с детьми, пропустившими в течение четверти некоторые уроки. Иначе этот урок может применяться для прослушивания и обсуждения дополнительного музыкального материала, в соответствии с пройденными в четверти учебными темами.

Структура предмета опирается на Программу А. И. Лагутина и Э. С. Смирновой, а также на строение и содержание учебников, перечисленных в Списке литературы. Таким образом, общий план предмета представляет собой следующее типовое распределение учебных тем по годам обучения и учебным четвертям:


ТИПОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 год: выразительность музыкального искусства

Основные элементы музыкального языка. Симфонический оркестр.

Музыкальные формы. Музыка и слово (песня, романс).

Музыка и движение (танец, марш). Программно-изобразительная музыка.

Музыка в театре. Детская музыка композиторов XX века.
2 год: западноевропейская музыка

Средние века, эпоха возрождения, барокко. И. С. Бах.

Классицизм в музыке. Й. Гайдн.

В. Моцарт, Л. Бетховен.

Романтизм в музыке. Ф. Шуберт, Ф. Шопен.
3 год: русская классическая музыка

М. Глинка.

Русская музыка XVIII - 1 пол. XIX века. А. Даргомыжский.

А. Бородин, М. Мусоргский.

Н. Римский-Корсаков
4 год: отечественная музыка конца XIX-XX веков

П. Чайковский

С. Танеев, А. Глазунов, А. Лядов, А. Скрябин, С. Рахманинов.

С. Прокофьев, Д. Шостакович.

Г. Свиридов. Композиторы последней трети XX века.
Однако реализация этого Типового плана невозможна, ввиду локальных особенностей образовательного учреждения. По необходимости, учебные группы по музыкальной литературе комплектуются из учащихся разных лет обучения, из-за чего в любой группе могут оказаться учащиеся сразу всех четырех лет обучения предмету.

Поэтому обучение проводится по следующему Ротационному плану, в котором четыре четверти каждого учебного года соответствуют четырем разным годам Типового плана. После четвертого года обучения вновь начинаются занятия по плану первого года и т.д.


РОТАЦИОННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 год:

П. Чайковский

Музыкальные формы. Музыка и слово (песня, романс).

В. Моцарт, Л. Бетховен.

Н. Римский-Корсаков
2 год:

Средние века, эпоха возрождения, барокко. И. С. Бах.

Русская музыка XVIII - 1 пол. XIX века. А. Даргомыжский.

Музыка и движение (танец, марш). Программно-изобразительная музыка.

Г. Свиридов. Композиторы последней трети XX века.
3 год:

М. Глинка.

С. Танеев, А. Глазунов, А. Лядов, А. Скрябин, С. Рахманинов.

С. Прокофьев, Д. Шостакович.

Музыка в театре. Детская музыка композиторов XX века.
4 год:

Основные элементы музыкального языка. Симфонический оркестр.

Классицизм в музыке. Й. Гайдн.

А. Бородин, М. Мусоргский.

Романтизм в музыке. Ф. Шуберт, Ф. Шопен.
При реализации ротационного плана отчасти нарушается тематическая связность курса, однако каждый учащийся, независимо от того, с какого года ротационного плана он начал изучение музыкальной литературы, получает возможность изучения предмета в полном объеме.

Выбор содержания 1 года обучения определялся конкретным составом групп в год начала осуществления настоящей программы.

Отступление в начале третьего года обучения в Типовом плане от хронологического порядка связано с невозможностью переноса окончания монографической темы (творчество М. И. Глинки) на начало следующей четверти, с учетом предполагаемой ротации.

Далее в программе Учебно-тематический план излагается в ротационной форме, но Содержание изучаемого курса приводится в типовой, тематически связной последовательности.


Расчет часов

при 7-летнем сроке обучения




Классы

I

четверть


II

четверть


III

четверть


IV

четверть


Итог

(за год)


IV

1 час*9 нед

1час *7

1 час*10

1час*8

34 часа (1*34)

V

1*9

1*7

1*10

1*8

34 (1*34)

VI

1*9

1*7

1*10

1*8

34 (1*34)

VII

1*9

1*7

1*10

1*8

34 (1*34)

Расчет часов

при 5-летнем сроке обучения


Классы

I

четверть


II

четверть


III

четверть


IV

четверть


Итог

(за год)


II

1 час*9 нед

1час *7

1 час*10

1час*8

34 часа (1*34)

III

1*9

1*7

1*10

1*8

34 (1*34)

IV

1*9

1*7

1*10

1*8

34 (1*34)

V

1*9

1*7

1*10

1*8

34 (1*34)



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(ротационная последовательность учебных тем)


1 год обучения


Наименование

разделов и тем, содержание уроков



Общий объем

времени (в часах)


1 четверть



Творчество П. Чайковского

1. П. И. Чайковский. Биография.

2. Опера «Евгений Онегин»

3. Опера «Евгений Онегин»

4. Опера «Евгений Онегин»

5. Симфония № 1

6. Симфония № 1

7. Фортепианные сочинения


8. Контрольный урок

9. Повторение


2 четверть

Музыкальные формы

1. Музыкальные формы. «Детский альбом» П. Чайковского.

2. Музыкальные формы. «Детский альбом» П. Чайковского.

3. Музыкальные формы. «Детский альбом» П. Чайковского.


Музыка и слово. Песня. Романс.

4. Народные песни

5. Романсы и песни великих композиторов
6. Контрольный урок

7. Повторение




7

1



1

3


2

1

1




1 год обучения


Наименование

разделов и тем, содержание уроков



Общий объем

времени (в часах)


3 четверть



Творчество В.Моцарта

1. В..Моцарт. Биография.

2. Опера «Свадьба Фигаро»

3. Симфония соль минор

4. Соната Ля мажор
Творчество Л.Бетховена

5. Л.Бетховен. Биография.

6. Симфония № 5

7. Увертюра «Эгмонт»

8. «Патетическая» соната
9. Контрольный урок

10. Повторение


4 четверть

Творчество Н. Римского-Корсакова

1. Н. А. Римский-Корсаков. Биография.

2. Опера «Снегурочка»

3. Опера «Снегурочка»

4. Опера «Снегурочка»

5. Симфоническая сюита «Шехеразада»

6. Симфоническая сюита «Шехеразада»
7. Контрольный урок

8. Повторение




4
4
1

1

6


1

1




2 год обучения


Наименование

разделов и тем, содержание уроков



Общий объем

времени (в часах)


1 четверть



Западноевропейская музыка до И.С. Баха

1. Музыка Средних веков.

2. Вокальная музыка эпохи Возрождения

3. Инструментальная музыка эпохи Барокко


Творчество И.С.Баха

4. И.С.Бах. Биография. Сочинения для органа.

5. Инвенции и симфонии.

6. Французская сюита до минор.

7. ХТК. Прелюдия и фуга до минор из 1 тома
8. Контрольный урок

9. Повторение


2 четверть

Русская музыка XVIII – первой половины XIX века

1. Русское народное музыкальное творчество.

2. Русская музыка XVIII и первой половины XIX века.

3. Песни и романсы русских композиторов первой половины XIX века.


Творчество А. Даргомыжского

4. А. С. Даргомыжский. Биография.

5. Романсы и песни
6. Контрольный урок

7. Повторение




3

4


1

1


3

2


1

1



2 год обучения


Наименование

разделов и тем, содержание уроков



Общий объем

времени (в часах)


3 четверть



Музыка и движение. Танец. Марш.

1. Марши: походные, траурные.

2. Марши: торжественные, сказочные.

3. Народные танцы

4. Бальные танцы

5. Контрольная работа: элементы муз. языка, муз. формы, жанры.


Программно-изобразительная музыка

6. М. Мусоргский. «Картинки с выставки», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

7. К. Сен-Санс. «Карнавал животных».

8. А.Лядов. «Баба-Яга», «Волшебное озеро». «Кикимора».


9. Контрольный урок.

10. Повторение.


4 четверть

Творчество Г. Свиридова

1. Г. В. Свиридов. Поэма «Памяти Сергея Есенина».

2. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»
Выдающиеся отечественные композиторы последней трети XX века

3. Р. Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки».

4. В. Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны».

5. А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина.

6. С. Слонимский. А. Петров. Б. Тищенко
7. Контрольный урок

8. Повторение




5


3

1

1



2

4


1

1


3 год обучения


Наименование

разделов и тем, содержание уроков



Общий объем

времени (в часах)


1 четверть



Творчество М. Глинки

1. М. И. Глинка. Биография. Фортепианные пьесы.

2. Опера «Иван Сусанин»

3. Опера «Иван Сусанин»

4. Опера «Иван Сусанин»

5. Романсы и песни

6. Оркестровые сочинения

7. Оркестровые сочинения


8. Контрольный урок

9. Повторение


2 четверть

Выдающиеся русские композиторы конца XIX - начала XX века

1. Творчество С. Танеева, А. Лядова, А. Глазунова

2. Фортепианные сочинения А. Скрябина.
Творчество С. Рахманинова

3. С. В. Рахманинов. Биография. Романсы.

4. Произведения для фортепиано

5. Второй концерт для фортепиано с оркестром


6. Контрольный урок

7. Повторение




7

1



1

2

3



1

1



3 год обучения


Наименование

разделов и тем, содержание уроков



Общий объем

времени (в часах)


3 четверть



Творчество С. Прокофьева

1. С. С. Прокофьев. Биография. Фортепианные произведения.

2. Кантата «Александр Невский»

3. Кантата «Александр Невский»

4. Балет «Ромео и Джульетта»

5. Седьмая симфония


Творчество Д. Шостаковича

6. Д. Д. Шостакович. Биография. 24 Прелюдии и фуги.

7. Седьмая симфония

8. Оратория «Казнь Степана Разина»


9. Контрольный урок

10. Повторение


4 четверть

Музыка в театре

1. Музыка к драматическому спектаклю: Э Григ. «Пер Гюнт»

2. Балет: П. Чайковский. «Щелкунчик».

3. Опера: М. Глинка. «Руслан и Людмила»

4. Контрольная работа: музыка в театре.
Детская музыка композиторов ХХ века

5. К.Дебюсси. «Детский уголок»; М. Равель. «Матушка–гусыня».

6. Фортепианные пьесы для детей Б. Бартока, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.
7. Контрольный урок

8. Повторение




5


3
1

1

4



2
1

1



4 год обучения


Наименование

разделов и тем, содержание уроков



Общий объем

времени (в часах)


1 четверть



Введение. – 1

1. Музыкальное искусство. Легенды о музыке.


Основные элементы музыкального языка. – 6

2. Мелодия, гармония, ритм, лад, фактура.

3. Тембр и регистр. Симфонический оркестр.

4. Инструменты симфонического оркестра

5. С. Прокофьев. «Петя и Волк».

6. Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

7. Б. Бриттен. «Путеводитель для оркестра для молодежи».
8. Контрольный урок

9. Повторение


2 четверть

Классический стиль в музыке

1. Классический стиль в музыке


Творчество И. Гайдна

2. И.Гайдн. Биография.

3. Симфония ми-бемоль мажор

4. Соната Ре мажор

5. Соната ми минор
6. Контрольный урок

7. Повторение




1

6



1

1

1



4
1

1


4 год обучения


Наименование

разделов и тем, содержание уроков



Общий объем

времени (в часах)


3 четверть



Творчество А. Бородина

1. А. П. Бородин. Биография. Симфония № 2

2. Опера «Князь Игорь»

3. Опера «Князь Игорь»

4. Романсы и песни. Ноктюрн из 2 квартета.
Творчество М. Мусоргского

5. М. П. Мусоргский. Биография. «Картинки с выставки»

6. Опера «Борис Годунов»

7. Опера «Борис Годунов»

8. Песни
9. Контрольный урок

10. Повторение


4 четверть

Творчество Ф.Шуберта

1. Биография Ф.Шуберта. Фортепианные произведения.

2. Песни.

3. Симфония си минор


Творчество Ф.Шопена

4. Ф. Шопен. Биография.

5. Мазурки. Полонезы. Вальсы.

6. Прелюдии. Ноктюрны. Этюды.


7. Контрольный урок

8. Повторение




4
4


1

1

3


3

1

1





СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

(типовая последовательность учебных тем)


Первый год обучения

Выразительность музыкального искусства
Введение. – 1 аудиторный час

Музыка в жизни людей. Отличие музыки от изобразительного искусства. Сходство и различие музыки с хореографией и поэзией. Музыка отдельная и музыка в сочетании с чем-то другим. Легенды о чудесной силе музыки: Аполлон и музы; состязание Аполлона и Пана; миф об Орфее; былина о Садко.


Основные элементы музыкального языка. – 6 аудиторных часов

Понятие «музыкального языка» — в сходстве и различии со словесным языком, языком жестов, языком изобразительных знаков (например, дорожных).

Мелодия как то в музыке, что прежде всего привлекает внимание, запоминается как самое главное в музыке и может быть спето. Сходство мелодии с речью: фразы, предложения, мотивы, окончания. Сходство с выразительной речью: кульминации. Сходство мелодии со стихотворной речью: равномерность построений.

Гармония — одновременное сочетание разных звуков (аккорд) и последовательное сочетание разных аккордов. Гармония в качестве сопровождения мелодии и гармония в роли самостоятельного выразительного средства.

Ритм — чередование разных или одинаковых по длительности звуков, длинных или коротких. Ритм в мелодии. Ритм в гармонии (аккомпанементе). Ритм, отделенный от мелодии и гармонии — в партии ударно-шумовых инструментов.

Лад — общая выразительность звуков, из которых складывается мелодия и гармония. Мажор/минор — весело/грустно. Возможность превращения веселой мелодии в грустную и наоборот путем изменения лада.

Фактура — способ составления музыкальной ткани. Основные виды фактуры: гомофония и полифония. Гомофония — музыкальная ткань состоит из одной мелодии или одной мелодии и гармонии. Полифония — музыкальная ткань состоит из двух или три мелодий или двух или три мелодий и гармонии. Чаще всего встречается одна мелодия с гармонией, это называют: гомофонно-гармоническая фактура.

Тембр как определенная окраска звука у разных музыкальных инструментов. Возможность исполнения одной и той же мелодии (произведения) разными тембрами. Одноцветность одного инструмента. Разноцветность оркестра.

Инструментальные группы симфонического оркестра и их расположение на сцене. Состав каждой группы (родовые инструменты и примеры их звучания). Зависимость характера звучания инструментов не только от тембра, но и от регистра.

Тембровая характеристика персонажей в музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и Волк».

Тембровая звукоизобразительность и звукоподражание в симфонической картине Н. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Тембровые варьирование темы в произведении Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для молодежи» (Вариации и фуга на тему Пёрселла).

Певческие голоса и примеры их звучания. Голоса певцов-солистов: сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас. Хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Мужской хор, женский хор, смешанный хор. Детский хор (сопрано и альты).
Музыкальные формы. – 3 аудиторных часа

Различные музыкальные формы как разные способы построения музыкального произведения — на примере пьес из «Детского альбома» П. Чайковского. Период (предложение. фраза), одночастная форма, простая трехчастная форма, простая двухчастная форма, сложная трехчастная форма, сложная двухчастная форма, простая двухчастная репризная форма, вариационная форма.


Музыка и слово. Песня. Романс. – 2 аудиторных часа

В народных песнях мелодия сочинялась одновременно со словами одним и тем же человеком. Характер песни зависит от ее предназначения. Другие люди запоминают эту песню на слух и, когда поют ее сами, могут изменять мелодию и слова. Русские народные песни могут исполняться одноголосно или хором. Они не требуют обязательного инструментального аккомпанемента.

Календарные песни: веснянки, колядки. Былины, исторические песни. Лирические (протяжные) песни. Шуточные, плясовые, колыбельные песни. Обрядовые песни (свадебные). Слушание примеров в аудиозаписи.

Когда песню сочиняет композитор, то он обычно берет уже готовый словесный текст, чаще всего это какое-то стихотворение, которое сочинил другой человек — поэт. Характер мелодии становится таким, каким понимает композитор характер стихотворения. При этом композитор обязательно сочиняет инструментальный аккомпанемент и записывает свою песню нотами.

Чтение словесного текста песни и определение его характера. Затем слушание песни и обсуждение характера мелодии и аккомпанемента сравнительно с текстом стихотворения: Ф. Шуберт. Форель; М. Глинка, Ночной смотр. Песни композиторов-классиков, которые нельзя петь хором, часто называют романсами. Романс нельзя петь без аккомпанемента и хором.

Иногда в песнях встречаются фрагменты, больше напоминающие речь, чем пение. Такой вид пения называют – речитатив.

Чтение текста и слушание песни М. Мусоргского «В углу». Отметить особенности: прозаический текст (самого композитора), речитативная мелодия, важная выразительность фортепианной партии. Отметить особенности речитации: один слог – одна нота, нет длинных нот, много повторов звука.

Иногда мелодия песни, сохраняя характер текста, не подчиняется произнесению слов: появляются длинные ноты, распевы, повторения слов. Такая мелодия, в которой пение преобладает над речью, называется – кантилена.

Слушание арии Нормы («Casta diva») из оперы В. Беллини «Норма». Слушание Вокализа С. Рахманинова.

Обсудить: могут ли быть кантилена и речитатив в инструментальной музыке? Если да, то по каким признакам можно их определить? Слушать начальные построения: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках»; Д. Шостакович. Романс из музыки к к/ф «Овод».


Музыка и движение. Танец. Марш. – 5 аудиторных часов

Понятие марша как музыки сопровождающей шествие. Иногда это бывает песня, но чаще — инструментальная музыка без слов. Характер и музыкальные особенности марша зависят от его предназначения.

Походные (военные) марши и их особенности. Слушание: «Марш Преображенского полка», В. Агапкин. «Прощание славянки».

Особенности траурных маршей. Слушать «Траурный марш» Л. Бетховена из 3 симфонии.

Особенности торжественных (триумфальных) маршей. Слушать Дж. Верди. Марш из оперы «Аида».

Особенности сказочных маршей: изображение необычных (сказочных) персонажей при помощи необычной мелодии, гармонии, ритма, лада, фактуры, применения инструментов. Слушать: С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»; Н. Римский-Корсаков. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»; М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Обсудить, что необычного в музыке каждого из этих маршей.

Понятие танца как музыки для сопровождения танцевальных движений. От характера танцевальных движений зависит характер танцевальной музыки. Иногда бывают песни для сопровождения танцев (плясовые, хороводные), но обычно танцевальная музыка исполняется только инструментами.

Примеры народных национальных танцев: хоровод, трепак, гопак, лезгинка, тарантелла, сицилиана.

Бальные танцы появились в западной Европе в королевских дворцах. Это измененные и усложненные бывшие народные танцы, для которых сочиняли музыку профессиональные композиторы. Эти танцы распространились по всем странам Европы, включая Россию. Примеры бальных танцев: менуэт, вальс.

Письменная контрольная работа и определение на слух (музыкальная викторина) по темам: элементы музыкального языка, музыкальные формы, музыкальные жанры.


Программно-изобразительная музыка – 3 аудиторных часа

Музыка для слушания — музыка без слов и без какого-либо действия. Эту музыку сочиняют композиторы специально, чтобы слушать ее в концертном зале или в записи. Как можно без слов и без наблюдения происходящего понять о чем эта музыка?

Музыка может подражать жизненным явлениям и изображать их при помощи ритма, тембра, громкости, темпа. Разные мелодии могут изображать разных персонажей. Музыкальная форма может изображать происшествия. А композиторы нередко дают своим произведениям подсказывающие названия, например пьесы в «Детском альбоме» П. Чайковского. Музыкальные произведения с подсказывающим названием называются – программными. Такая музыка называется программно-изобразительной (в отличие от сонат, симфоний, этюдов и т.п.)

Слушание и разбор способов изображения программы в произведениях: М. Мусоргский. «Картинки с выставки» («Лиможский рынок», «Балет невылупившихся птенцов»), Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (отдельные пьесы), А. Лядов. Симфонические картины (целиком или фрагменты) «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».


Музыка в театре – 4 часа

Музыка может быть связана не только с событиями, происходящими в действительной жизни (танец, шествие, праздник и др.), но и с событиями, изображаемыми на сцене в театре. Это могут быть песни, танцы или шествия персонажей спектакля, а также музыкальные изображения картин природы или каких-то особенных событий или происшествий (битва, погоня, болезнь и др.) Слушание и разбор пьес Э. Грига из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт»: «Утро» (изображение картины природы), «Смерть Озе» (изображение особого события), «Танец Анитры» (танец персонажа), «В пещере горного короля» (шествие персонажей), «Песня Сольвейг» (песня персонажа или ее изображение).

Спектакль, в котором все события изображаются только танцем, называется – балет (в отличие от драматического спектакля). Балет обязательно имеет музыку, и автор музыки считается главным автором балета (на одну и ту же музыку балета бывают разные постановки). В балете музыка звучит постоянно. Это сольные танцы персонажей (характерные, парные, для троих, для четверых), массовые танцы (для большого количества действующих лиц) и музыкальные картины. Слушание (желательно с просмотром) и разбор фрагментов из балета П. Чайковского «Щелкунчик»: Марш, «Рост елки», Сцена сражения, Арабский танец, Китайский танец, Танец пастушков, Адажио, Танец феи Драже.

Спектакль, в котором вся речь действующих лиц для большей выразительности передается пением, называется – опера. В опере музыка звучит постоянно. В пении отдельных персонажей различаются арии (самостоятельные произведения кантиленно-песенного характера) и речитативы (пение похожее на разговор — в то время, как происходят какие-либо события). Одновременное пение нескольких персонажей называется ансамбль (дуэт, трио, квартет и т.д.) Пение большого количества действующих лиц называется – хор. Кроме того в опере имеются танцы, шествия и музыкальные картины. Вступительная оркестровая пьеса к первому действию и всей опере – увертюра. Вступительные оркестровые пьесы к последующим действиям – антракты.

Слушание (желательно с просмотром) и разбор фрагментов оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»: Увертюра, две Песни Баяна, Каватина Людмилы, Сцена похищения Людмилы, Рондо Фарлафа, Ария Руслана, Персидский хор, Ария Людмилы, Марш Черномора, Восточные танцы, Хор «Ах ты, свет Людмила».

Письменная контрольная работа и определение музыки на слух по теме Музыка в театре.


Детская музыка композиторов ХХ века – 2 аудиторных часа

Композиторы – взрослые люди и, в основном, они пишут музыку для взрослых (которую могут слушать и дети). Но иногда композиторы пишут музыку специально для детей (и ее могут и любят слушать взрослые). Детская музыка почти вся — программно-изобразительная. Это небольшие яркие пьесы с программными названиями, объединенные в цикл.

Слушание и обсуждение отдельных пьес из циклов К. Дебюсси «Детский уголок», М. Равеля «Матушка-гусыня», Б. Бартока «Микрокосмос», С. Прокофьева «Детская музыка».
Второй год обучения

Западноевропейская музыка
Западноевропейская музыка до И. С. Баха. – 3 аудиторных часа

Археологические, литературные и исторические сведения о древней музыке. Теоретические и нотные сведения о музыке Средних веков. Изобретение нотоносца и мензуральной нотации. Григорианские хоралы. Месса. Органумы. Перотин Великий. Рыцарские песни. Трубадуры. Миннезингеры. Слушание и обсуждение примеров.

Появление и развитие имитационной полифонии в церковной музыке. Увеличение числа голосов. Выработка контрапунктической техники. Появление профессиональных композиторов и композиторских школ. Великие композиторы эпохи Возрождения: Гийом де Машо, Жоскен Депре, Окегем, Орландо Лассо, Джиованни Пьерлуиджи Палестрина. Слушание и обсуждение примеров.

Развитие в эпоху Возрождения светской музыки в виде разных видов многоголосных песен на национальных языках. Совмещение композиторами церковного и светского творчества. Мадригал – многоголосная песня на итальянском языке. Шансон – многоголосная песня на французском языке. Исполнение многоголосных песен на инструментах. Появление самостоятельной инструментальной музыки для лютни и для клавесина (танцы и обработки песен). Слушание и обсуждение примеров.

Развитие инструментальной музыки в эпоху Барокко (XVII – 1 половина XVIII века). Музыка для органа: фантазии, фуги, хоральные обработки. Д. Букстехуде, И. Пахебель. Музыка для клавесина: танцевальные сюиты, программные пьесы. Ф. Куперен и др. Музыка для струнного и камерного оркестра: концерты для одного или нескольких инструментов. А. Вивальди и др. Слушание и обсуждение примеров.

Г. Ф. Гендель — великий композитор эпохи Барокко. Многообразие творчества: оперы, оратории, музыка для органа, музыка для клавесина, музыка для оркестра. Мастер фуги. Слушание и обсуждение примеров: Concerto grosso № 6, Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия», Пассакалия для клавесина, «Музыка на воде».


Творчество И. С. Баха. – 4 аудиторных часа

Основные биографические данные. Обзор творческого наследия: органная музыка, клавирная музыка, камерно-инструментальная музыка, музыка для оркестра, кантаты и оратории. Формирование в творчестве Баха универсального общеевропейского стиля и эталона композиторского мастерства. Бах как педагог. Обзор жанров органной музыки. Разбор и слушание пьес: Хоральная прелюдия фа минор, Токката и фуга ре минор.

Инвенции и симфонии И. С. Баха как начальное пособие в игре на клавире и сочинению музыки на два и на три голоса (обзор дальнейших «Клавирных упражнений»). Разбор и слушание Инвенций До мажор и Фа мажор и Симфонии фа минор.

Характеристика барочной танцевальной сюиты и составляющих ее обязательных танцев: Аллеманды, Куранты, Сарабанды, Жиги. Сюиты в творчестве Баха: Английские, Французские, Партиты и др. Разбор и слушание Французской сюиты до минор.

Появление в творчестве Баха нового клавирного жанра — Прелюдия и фуга для клавира. Взаимодополнение двух пьес в полифоническом цикле. Создание Бахом двух всетональных циклов «Хорошо темперированный клавир» том 1 и том 2. Проследить строение 1 тома. Проследить проведения темы Фуге до минор. Проследить перестановки темы с противосложениями. Разобрать строение первых двух интермедий. Проследить строение Прелюдии. Прослушать прелюдию и фугу как цикл и высказать свои впечатления. Обратить внимание на то, что эта музыка не связана ни со словом, ни с танцем или шествием, ни с театром и не имеет программы. Что можно понять из самой музыки?
Классический стиль в музыке. – 1 аудиторный час

Развитие оперы в XVIII веке. Опера-серия и опера-буффа. Комическая опера во Франции. Зингшпиль в Австрии. Опера К. В. Глюка «Орфей и Эвридика»: стремление к простоте, естественности, захватывающей выразительности. Слушание и обсуждение фрагментов оперы: «Мелодия» (соло флейты), Ария Орфея. Выработка в творчестве Глюка черт будущего классического стиля. Для инструментальной музыки в классическом стиле важно будет также: стройный продуманный план произведения, исключение всего необязательного, отказ от программности, стремление к полной независимости музыки.

Сонатно-симфонический цикл как способ сочинять самостоятельную инструментальную музыку, не связанную непосредственно ни со словом, ни с танцем или шествием, ни с театром, ни с какой-то программой. Состав цикла для симфонии или квартета (четыре части), для сонаты или инструментального концерта (три части). Происхождение от старинной сюиты: сходство и различие. Схема сонатно-симфонического цикла как разностороннее повествование о представляемом герое: «важные дела», «размышления в одиночестве», «развлечения», «общение с другими людьми». Структура сонатной формы и сонатного цикла на примере 2-3 сонатин.
Творчество И. Гайдна. – 4 аудиторных часа

Великий австрийский композитор. Один из создателей основных жанров инструментальной музыки классического типа: симфонии, сонаты, квартета, инструментального концерта. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Слушать 1 часть «Прощальной симфонии».

Разбор и слушание Симфонии № 103 Ми-бемоль мажор, Сонаты Ре мажор, Сонаты ми минор. Сложная трехчастная форма (типичная для средних частей). Форма рондо (типичная для финалов).

Желательно послушать 1-2 части из любого струнного квартета Гайдна.


Творчество В. Моцарта – 4 аудиторных часа

Гениальный австрийский композитор, современник Гайдна. Создатель классических образцов инструментальных жанров и оперы. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Слушать «Lacrimosa».

Краткий сюжет оперы «Свадьба Фигаро». Веселый жизнерадостный характер оперы. Разбор и слушание Увертюры. Характеристика и слушание отдельных номеров: каватина Фигаро из I д. «Если захочет барин попрыгать», ария Керубино из I д. «Рассказать, объяснить не могу я», ария Фигаро из I д. «Мальчик резвый», ария Керубино из II д. «Сердце волнует», ария Сюзанны из IV д. «Приди, мой милый друг».

Общая характеристика Симфонии № 40 соль минор. Разбор 1 части: контраст главной и побочной партий, принципы разработки, драматизация главной партии в разработке, изменение характера побочной партии в репризе. Сонатная форма в медленной второй части цикла. Драматический характер Менуэта. Возвращение к первоначальному характеру и кульминация цикла в Финале.

Необычный состав Сонаты № 11 Ля мажор – без сонатного аллегро. Первая часть как пример классического вариационного цикла. Сохранение формы и гармонии темы при изменении мелодии, фактуры, лада, жанра. Особенности строения Финала сонаты. Театральность рефрена и коды.
Творчество Л. Бетховена – 4 аудиторных часа

Великий немецкий композитор, завершающий эпоху Классицизма в музыке. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Слушать «К Элизе», 1 часть Сонаты № 14. Обсудить, чем отличается эта музыка от музыки Гайдна и Моцарта.

Идейное содержание Симфонии № 5 до минор. Общее строение цикла; Скерцо вместо Менуэта; интонационные связи посредством «мотива судьбы». Разбор 1 части. Характер главной и побочной партий. Драматизм разработки. Кода как новый самостоятельный раздел в сонатной форме. Двойные вариации во второй части. Преобразование «мотива судьбы» в Скерцо. Вступление Финала без перерыва. Значение одноименного мажора в Финале. Усиление роли медных духовых инструментов в оркестре Бетховена.

Увертюра «Эгмонт» как пример нового жанра программной концертной увертюры, передающей в общих чертах содержание литературного произведения. Выражение темами произведения характеров определенных персонажей. Существенные изменения в форме сонатного аллегро для соответствия сюжету: самостоятельное по значению продолжительное Вступление; самостоятельная по тематизму и значению продолжительная Кода.

Значение фортепианных сонат Бетховена. Обзор наиболее популярных. Появление характерных (полупрограммных) названий. Близость содержания «Патетической» Сонаты № 8 до минор содержанию 5 Симфонии и Увертюры «Эгмонт». Разбор 1 части: характер главной и побочной партий, значительность заключительной партии, роль вступления, кода. Черты рондо в медленной второй части. Особое рондо (рондо-соната) в финале. Особый характер мелодизма во 2 и 3 частях – мелодические шедевры.
Творчество Ф. Шуберта. – 3 аудиторных часа

Новые интересы и настроения в начале XIX века привели к господству нового художественного направления в литературе и искусстве – Романтизму. Если для Классицизма на первом месте стоит восхищение совершенством природы и героическими поступками людей, то в эпоху Романтизма на первый план выходят мечтательность, фантазии, приключения, необычные события или обстоятельства, личное счастье или несчастье. Большое значение приобретают сказочные, фантастические и экзотические сюжеты.

В музыке на первый план выходят отдельные фортепианные пьесы, песни и романсы, одночастные программные симфонические произведения. На смену героическим и комическим операм приходят лирические и сказочные оперы. Появляется новый тип музыканта — исполнитель-виртуоз. Музыкальные звучания становятся более яркими и интересными. Музыкальные произведения уже не только восхищают своим совершенством, но и доставляют наслаждение своей красотой. Романтизм начался еще при жизни Бетховена. И в музыке самого Бетховена можно найти произведения романтического характера.

Ф. Шуберт — первый великий композитор-романтик. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Фортепианное творчество, его связь с бытовым музицированием. Песенный склад мелодий в фортепианных сочинениях Шуберта. Слушание и обсуждение пьес: Вальс си минор, Музыкальный момент фа минор, Экспромт Ми-бемоль мажор.

Ведущая роль песенного жанра в творчестве Шуберта. Многообразие жанров. Единство музыки и текста. Красота и совершенство мелодий. Роль фортепианной партии. Отдельные песни и вокальные циклы. Разбор и слушание песен: «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Аве Мария», «В путь», «Мельник и ручей», «Шарманщик».

Особенности Симфонии си минор: двухчастный цикл («дела» и «размышления»), песенный тематизм, вальсовый характер. Предварительное знакомство с темами и слушание 1 и 2 части Симфонии.


Творчество Ф. Шопена. – 3 аудиторных часа

Величайший польский композитор. Создатель нового романтического музыкального языка (мелодия, гармония, фактура и др.) Почти исключительно фортепианный композитор. Сочетание польской национальной интонационности с западноевропейским типом музыкальной техники и мышления. Превращение фортепианной миниатюры в первостепенный вид музыки. Создание новых жанров фортепианной миниатюры, в том числе на основе национальных жанров. Слушать и обсудить: «Экспромт-фантазию», Балладу № 1 соль минор. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества.

Жанровые особенности мазурки. Мазурки Шопена: картинки народной жизни (До мажор ор. 56, № 2), бальные (Си-бемоль мажор ор. 7, № 1), лирические (ля минор ор. 68, № 2).

Жанровые особенности полонеза. Торжественно-героический характер полонезов Шопена. Разбор и слушание Полонеза Ля мажор.

Жанровые особенности вальса. Вальсы Шопена: блестящие виртуозные (бальные) и лирические. Разбор и слушание Вальса до-диез минор.

Жанр прелюдии в эпоху Барокко – и в творчестве Шопена. Всетональный цикл прелюдий (без фуг). Разбор и слушание Прелюдий ми минор, Ля мажор, до минор.

Особенности романтического жанра ноктюрна. Разбор и слушание Ноктюрнов Ми-бемоль мажор (ор. 9, № 2) и фа минор (ор. 55, № 1).

Преобразование учебного жанра этюда в концертный жанр. Разбор и слушание Этюдов до минор (ор. 10, № 12) и Ми мажор (ор. 10, № 3).



3 год обучения

Русская классическая музыка
Творчество М. Глинки. – 7 аудиторных часов

Гениальный русский композитор, основоположник русской классической музыки. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Один из величайших мелодистов, мастер гармонии, фактуры, оркестровки.

История создания оперы «Жизнь за царя»/«Иван Сусанин». Национальный характер в сюжете, трактовке сюжета, музыкальном материале, обработке мелодического материала. Важная роль оркестра. Народные сцены. Польские сцены. Разбор и слушание отдельных номеров: Интродукция, Каватина и рондо Антониды, Трио «Не томи, родимый», Танцы из 2 действия (полонез, краковяк, мазурка), Песня Вани, Ответы Сусанина полякам и прощание с дочерью, Женский хор «Разгулялися разливалися», Романс Антониды, Речитатив и ария Сусанина, Заключительный хор «Славься».

Глинка — создатель образцов классического русского романса (в отличие от бытового романса). Органическое слияние музыки и текста. Роль и характер фортепианной партии. Ясность и стройность формы. Разбор и слушание романсов «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье».

Глинка — основоположник русской симфонической школы. Разбор и слушание произведений «Вальс-фантазия», «Камаринская», Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (по-возможности, «Арагонская хота»).
Русская музыка XVIII – первой половины XIX века. – 3 аудиторных часа

Русское народное музыкальное творчество и его значение для формирования национальной композиторской школы. Народные музыкальные инструменты. Колокольные звоны. Знаменный распев. Слушание и обсуждение примеров.

Русский кант. Партесный концерт. Выдающиеся русские композиторы конца XVIII века: Е. Фомин, И. Хандошкин, Д. Бортнянский. Создание первых русских опер и инструментальной музыки. Хоровой концерт. Слушание и обсуждение примеров.

Авторы популярных романсов первой половины XIX века — А. Алябьев, А. Гурилев, А. Варламов. Слушание романсов «Соловей», «Колокольчик», «Белеет парус одинокий». А. Верстовский — известный оперный композитор, старший современник М. Глинки, автор знаменитой оперы «Аскольдова могила».


Творчество А. Даргомыжского. – 2 аудиторных часа

Современник и последователь Глинки. Выдающийся русский композитор-классик. Стремление к реалистическому отражению жизни в музыке. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества.

Жанровое разнообразие романсов и песен Даргомыжского. Создание напевно-декламационной вокальной мелодии. Песни сатирического и обличительного характера. Передача в музыке этих песен интонаций живой разговорной речи. Разбор и слушание романсов «Шестнадцать лет», «Мне грустно» и песен «Титулярный советник», «Старый капрал».
Творчество А. Бородина. – 4 аудиторных часа

Великий русский композитор-классик. Национальный характер музыки Бородина, ее мелодическое богатство и красочность. Основная тематика: героический эпос, спокойная уравновешенная лирика, яркие и разнообразные образы Востока. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Симфония № 2 си минор «Богатырская», 1 часть. Национально эпический (былинный) характер музыки. Характеристика главных тем.

Сюжет оперы «Князь Игорь». Историческая основа и литературный источник («Слово о полку Игореве») сюжета. Уравновешенное сопоставление двух контрастных национальных сфер: русские и половецкие акты. Характеристика действующих лиц и действующих групп. Разбор и слушание (по-возможности, просмотр видеозаписи) отдельных номеров оперы: Хор из пролога «Солнцу красному слава»; Эпизод солнечного затмения; Песня Галицкого; Хор девушек (из 2 картины 1 действия), Хор бояр «Мужайся, княгиня», Ария Игоря, Ария Кончака, Половецкие пляски, Плач Ярославны, Хор поселян.

Разнообразие характера романсов и песен Бородина при их небольшом количестве. Пример русского классического романса — «Для берегов отчизны дальной». Пример необычного жанра романса-сказки — «Спящая княжна». Шедевр русской камерной музыки — Ноктюрн из 2 квартета (краткий разбор и слушание).


Творчество М. Мусоргского. – 4 аудиторных часа

Великий русский композитор-классик. Стремление к достижению в музыке максимального правдоподобия. Критически-обличительный характер творчества. Новаторство в музыкальном языке: мелодия, гармония, фактура, форма. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». История создания. Необычность программной задачи. Необычное строение цикла (с рефреном). Роль и изменение «Прогулки». Разбор и слушание отдельных пьес: «Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Тюильри», «Быдло», «Два еврея, богатый и бедный», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».

Сюжет оперы «Борис Годунов». Историческая основа и литературный источник (трагедия А. С. Пушкина) сюжета. Три группы действующих лиц: 1) царь Борис, его семья и бояре; 2) русский народ и его представители (Пимен, Юродивый, Варлаам); 3) польская шляхта и Самозванец. Разбор и слушание отдельных номеров оперы (желательно с просмотром видеозаписи): Вступление к 1 картине Пролога; Хор «На кого ты нас покидаешь»; Монолог Пимена; Сцена в корчме; Сцена с Юродивым; Хор «Кормилец-батюшка»; Хор «Расходилась, разгулялась».

Новаторство Мусоргского в области песни: разнообразная тематика, договаривающая и изображающая фортепианная партия, сочетание речитативной и напевной выразительности в мелодии. Характеристика и слушание песен: «Сиротка», «С няней», «Песня Мефистофеля».


Творчество Н. Римского-Корсакова. – 6 аудиторных часов

Великий русский композитор-классик. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. В основе содержания творчества ― нравственные и эстетические идеалы русского народа. Поэтому в операх преобладают сказочно-фантастические сюжеты, соответствующие жанрам сказки, легенды, былины. Особое внимание уделял сфере профессионального мастерства. В сюжетах важную роль играют образы музыкантов (Лель, Садко). Характерно обращение к произведениям Пушкина. Сохраняется традиционный для русских композиторов (начиная с Глинки) интерес к Востоку и Испании.

Опера «Снегурочка». Литературный первоисточник и сюжет оперы. Жизнеутверждающая идея произведения. Поэтичность и красота музыки. Роль народной песни и народно-песенных интонаций. Роль лейтмотивов. Разбор и слушание отдельных фрагментов оперы (по-возможности, с просмотром видеозаписи): Вступление; Песня и пляска птиц; Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»; Хор «Прощай масленица»; Шествие царя Берендея; Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес»; Хор «Ай во поле липенька»; Пляска скоморохов; 3-я песня Леля; Ариозо Мизгиря; Ария Снегурочки (сцена таяния); Заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило».

Симфоническая сюита «Шехеразада». Литературный источник («1000 и одна ночь»). Программа и строение цикла. Восточный характер музыки. Красочность и изобразительность оркестра. Темы Шехеразады и Шахрияра, их роль и развитие. Разбор и слушание всех частей сюиты.


4 год обучения

Отечественная музыка конца XIX-XX веков
Творчество П.И.Чайковского. – 8 аудиторных часов

Гениальный русский композитор. Одна из вершин не только русской, но и мировой классической музыки. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Непосредственно-эмоциональный, лирический характер музыки. Исключительная красота мелодий, основанных на европейской классике и русском романсе. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества.

Опера «Евгений Онегин». Литературный первоисточник (роман в стихах А. С. Пушкина) и сюжет оперы. Характеристика персонажей. Дополняющая роль оркестра. Разбор и слушание отдельных номеров оперы (желательно с просмотром видеозаписи): Вступление к 1 картине; Дуэт Татьяны и Ольги, Песни крестьян, Ариозо Ленского, Сцена письма, Хор девушек, Ария Онегина, Вальс, Речитатив и ария Ленского, Полонез, Ария Гремина.

Обзор симфонического творчества Чайковского: симфонии, симфонические сюиты, одночастные симфонические произведения. Программность 1 Симфонии соль минор («Зимние грезы). Песенность тем симфонии. Лирико-драматический характер. Сочетание звукоизобразительности с непосредственным выражением чувства. Национальный характер тематизма. Разбор и слушание всех частей симфонии.

Обзор фортепианного творчества: отдельные пьесы, 2 сонаты, циклы «Детский альбом» и «Времена года», 3 концерта. Знакомство с отдельными пьесами из цикла «Времена года»: «Февраль», Апрель», «Июнь», «Октябрь», «Ноябрь». Знакомство с фрагментами 1 Концерта для фортепиано с оркестром.
Выдающиеся русские композиторы конца XIX - начала XX века. – 2 аудиторных часа

С. И. Танеев — выдающийся композитор, пианист, педагог и ученый. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Убежденный последователь классики (Баха, Моцарта, Бетховена). Единственный из русских композиторов обращался к самым сложным полифоническим формам (двойные и тройные фуги, четверной контрапункт и др.) Полифония имеет важнейшее значение как метод показа и развития тем и как метод построения формы. В циклических формах применяется принцип монотематизма. Преобладает нравственно-философская тематика творчества. Знакомство: с фрагментами Симфонии до минор с целью проследить развитие мотива-эпиграфа; с фрагментами 1 части кантаты «Иоанн Дамаскин» (черты западноевропейской и русской классики).

А. К. Лядов — ученик Римского-Корсакова, учитель Прокофьева, Мясковского и мн. др. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Классически ясный стиль с изяществом и совершенством музыкальной формы. Ярко выраженный национальный характер в звучании музыки и выборе тематики (народная жанровость и фантастика). Предпочтение малых форм. Сочетание диатонической мелодики с изысканно сложной гармонией. Самостоятельное выразительное значение приобретают фигурационная фактура и тембр. Характеристика и прослушивание произведений: «Музыкальная табакерка», «Волшебное озеро».

А. К. Глазунов — ученик Римского-Корсакова, ректор Петербургской консерватории. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Собственный оригинальный стиль, выработанный путем соединения разных направлений русской музыки (Могучая кучка, Чайковский, Танеев). Поэтому в тематике творчества народно-жанровые образы совмещаются с лирическим и конструктивным началом. Присутствуют также созерцательные и героические образы. Общее качество — монументальность. Музыкальное развитие отличается плавностью и постепенностью, без неожиданных резких контрастов, без напряженных конфликтов. Мелодии рельефны, гармония и инструментовка красочны. Широко применяется полифоническая техника. Совершенством формы создается образ мудрого повествователя. Обзор жанров творчества. Предпочтение инструментальных произведений крупной формы. Ознакомление с фрагментами Симфонии № 5 Си-бемоль мажор и Концерта для скрипки с оркестром ля минор.

А. Н. Скрябин — гениальный русский композитор, один из крупнейших композиторов в истории музыки, оказавший сильнейшее влияние на современников и музыкантов XX века. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Острый непредсказуемый ритм и неустойчивые интервалы в мелодиях. Диссонантность и красочность гармонии. Сложные ритмические сочетания в фактуре (особые деления, полиритмия). Разработка в поздних сочинениях новой ладогармонической системы с тритоном в основе. Ограничение творчества фортепианной и оркестровой музыкой. Разбор и слушание прелюдий ми минор и ля минор из ор. 11, Этюда ре-диез минор.
Творчество С. Рахманинова. – 3 аудиторных часа

С. В. Рахманинов — великий русский композитор, один из крупнейших пианистов всех времен, выдающийся дирижер. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Яркая и напряженная эмоциональность музыки. Великий мелодист. Мелодика вокального типа. Источники — русская церковная музыка, романс, фольклор, восточная музыка. Энергичный своеобразный ритм. Многозвучность и красочность гармонии. Повышенная плотность фактуры. Повышенная экспрессивность романсов Рахманинова. Яркий мелодизм вокальной партии с чертами декламационности. Тщательно разработанная (как в сольных произведениях) фортепианная партия, имеющая самостоятельное выразительное значение, не уступающее значению вокальной партии или даже превосходящее. Разбор и слушание романсов: «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Вокализ».

Обзор и характеристика фортепианных жанров. Ознакомление с Прелюдией до-диез минор ор. 3 № 2, Элегией ми-бемоль минор ор. 3 № 1. Разбор и слушание произведений: Музыкальный момент ми минор ор. 16 № 4; Прелюдия Ре мажор ор. 23 № 4, Этюд-картина ля минор ор. 39 № 6.

Второй фортепианный концерт. Разбор и слушание 1 части. Характеристика и слушание 2 и 3 частей.


Творчество С. Прокофьева. – 5 аудиторных часов

Один из самых ярких и влиятельных композиторов XX века. В основе творчества — активная жизнерадостная позиция мастера-творца. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. Сознательное изменение музыкального языка и вкусов публики. Мелодика с широким диапазоном, и крупными фразами. Ритм четкий и ясный, нередко — остинатный. Фактура опирается на классические танцевальные жанры: марш, вальс, гавот и др. Неожиданные хроматические сдвиги в гармонии. Усложнение аккордов дополнительными диссонирующими звуками. Музыкальное развитие ближе к типу рассказа, а не рассуждения. Ознакомление с фрагментами Концерта № 1 Ре-бемоль мажор. Характеристика и слушание Токкаты ре минор ор. 11, Десяти пьес для фортепиано ор. 12.

Кантата «Александр Невский». Связь с кинофильмом и кинодраматургией. Создание музыкальных образов XIII века без использования исторического или национального музыкального материала. Контрастная музыкальная характеристика враждебных лагерей. Крестоносцы — монотонное хоральное пение на латинском языке, тембры низких духовых инструментов, остинатные фигуры, острые диссонансы и хроматика. Русские — подголосочное пение в былинной манере, тембры струнных и высоких духовых инструментов, консонансы и мягкие диссонансы, диатоника. Строение кантаты. Разбор и слушание (желательно с клавиром).

Балет «Ромео и Джульетта». Источник и сюжет. Новый для своего времени музыкальный язык. Характеристика и слушание отдельных номеров (желательно с просмотром видеозаписи): Джульетта-девочка, Мадригал, Прощание перед разлукой, Патер Лоренцо, Меркуцио, Танец рыцарей, Улица просыпается.

Симфония № 7 до-диез минор. Первоначальный замысел — симфония для детей. Отсутствуют конфликты. Темы в ходе развития не разрабатываются, а переизлагаются, образуя новые варианты того же самого музыкального высказывания. Интонационный язык слагается из всеобщих, универсальных интонаций так, что ни один исторический или национальный стиль не преобладает над другими, но все просвечивают друг сквозь друга. Смысловым центром симфонии является лирико-философская 1 часть. Разбор и слушание 1 части. Характеристика и слушание остальных частей.
Творчество Д. Шостаковича. – 3 аудиторных часа

Крупнейший отечественный композитор середины XX века. Главная тема творчества — обличение зла и защита человека. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества.

Преобладание инструментального типа мелодики танцевального и скерцозного характера. Кантиленные мелодии имеют черты широкого инструментального дыхания. Много мелодий речитативно-ораторского характера. Традиционная классическая гармония применяется как частный случай всевозможной гармонии. Разные виды гармонии плавно переходят один в другой. В фактуре большую роль играют жанровые гомофонные модели и различные виды полифонии. Типично также простое или октавно-умноженное одноголосие. Разнообразные композиционные решения в целом тяготеют к сонатно-симфоническим принципам. Главную часть творчества составляют симфонические и камерно-инструментальные жанры. Цикл 24 прелюдии и фуги для фортепиано. Сравнение с «Хорошо темперированным клавиром» И. С. Баха. Характеристика и слушание прелюдий и фуг До мажор, Ре мажор,

Седьмая симфония («Ленинградская»). История создания. Обобщенная программность симфонии. Строение цикла. Разбор и слушание 1 части. Характеристика и слушание фрагментов остальных частей.

Поэма «Казнь Степана Разина» на слова Е. Евтушенко. Картинность музыки. Характеристика и слушание разделов оратории в отдельности.
Творчество Г. Свиридова. – 2 аудиторных часа

Г. В. Свиридов — последний русский классик. Национальная тематика и музыкальный язык. Преобладание в творчестве вокальных жанров, сольных и хоровых. Обращение к национальной поэзии. Основные биографические данные. Обзор жанров творчества. «Поэма памяти Сергея Есенина». Характеристика и слушание отдельных частей поэмы. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Характеристика и слушание пьес Тройка, Вальс, Романс, Военный марш.


Выдающиеся отечественные композиторы последней трети XX века. – 4 аудиторных часов

Р. К. Щедрин — один из ведущих современных композиторов. В фольклорном направлении опирался на жанры современного русского фольклора: частушки и гармошечных и балалаечных наигрышей. Другая линия творчества — оперы и балеты. Фортепианная музыка, значение полифонии. Характеристика и слушание пьесы «Basso ostinato». Характеристика и слушание Концерта для оркестра «Озорные частушки». Соответствие жанра, в котором поочередно и полифонически «соревнуются» солирующие оркестранты, бытовой ситуации исполнения частушек.

В. А. Гаврилин — выдающийся представитель «новой фольклорной волны». В основе стиля — разработка русских фольклорных интонаций (без цитирования). К традиционно разрабатываемым фольклорным жанрам добавил скороговорки, считалки, «ерунды» (с бессмысленным текстом), страдания и жестокий романс. Характерная для народной песни диатоника обогащается резкими тональными сдвигами и сопоставлениями. Традиционная гармония дополняется фоническими эффектами. Типичный для стиля прием – ритмическая или мелодическая остинатность и полиостинатность. Классические произведения: вокальный цикл «Русская тетрадь» (на народные тексты), Балет «Анюта» (по Чехову) и Симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В.Шукшина) для солистов, хора, гобоя и ударных. Характеристика и слушание отдельных номеров из этих произведений.

А. Г. Шнитке — один из крупнейших композиторов 2 половины XX века. Мировую известность получил в 70-е годы. На родине подвергался гонениям. Основные жанры: симфония, концерт, соната, кончерто гроссо. Основная тематики – духовная и нравственная жизнь современного общества. Индивидуальный стиль опирается на совершенное владение всеми современными техниками и историческими стилями. Характерная черта – полистилистика, то есть сочетание в одном произведении разных стилей, что отражает современное состояние музыкального сознания. К этому добавляются цитаты-коллажи из известной музыки других композиторов. Характеристика и слушание фрагментов из 1 симфонии. Синтетический общечеловеческий хоровой стиль в Концерте для хора в четырех частях на тексты Григора Нарекаци. Слушание фрагментов.

Э. В. Денисов — талантливейший композитор-новатор, лидер русского музыкального авангарда. Живописные образы в музыке. Характеристика и слушание пьес «Знаки на белом», «Диана в осеннем ветре».

С. А. Губайдулина — выдающийся отечественный композитор мирового уровня. Поиски новых звуковых возможностей. Слушание пьесы «Vivente — non vivente».

С. М. Слонимский — выдающийся ленинградский композитор, автор большого числа признанных во всем мире сочинений. Слушание «Трех пьес для фортепиано».

А. П. Петров — известнейший ленинградский композитор. Сочетание в творчестве сферы массовой песни и киномузыки со сферой монументальных академических жанров. Слушание песни «Я шагаю по Москве».

Б. И. Тищенко — выдающийся ленинградский композитор, обладающий ярким разнообразным стилем. Слушание фрагментов Концерта для арфы с оркестром.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основной формой занятий по музыкальной литературе является комбинированный урок с постоянной по составу группой учащихся 4- 10 человек. На уроке педагог должен: повторить пройденный на предыдущем занятии материал, изложить и закрепить новый материал, дать домашнее задание.

Важнейшей формой работы является изучение музыкальных произведений. В процессе разбора, при объяснении выразительных средств и композиции произведения, необходимо проигрывать на фортепиано его отдельные эпизоды и темы. Затем произведение должно прозвучать в классе либо целиком, либо в законченном отрывке (в качественной аудио- или видеозаписи).

При изучении вокально-песенных жанров усваивается куплетная форма и связь элементов музыкального языка с содержанием словесного текста.

При разборе инструментальных произведений различных жанров происходит развитие слухового восприятия выразительных средств музыки и освоение музыкальных форм с контрастным сопоставлением тем.

Изучение опер включает краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут обучающимся достаточно полное представление о сочинении.

Задача биографических уроков — воссоздать в ярком рассказе живой облик композитора как человека и художника. План биографического занятия должен включать: краткое введение с характеристикой исторической обстановки и социальных условий, изложение биографии с выделением узловых событий жизни и важнейших произведений, обзор творческого наследия композитора по жанрам. При изучении биографии композитора отмечаются и прослушиваются отдельные характерные произведения или их фрагменты.

Повторение пройденного материала, необходимое для более прочного усвоения и закрепления знаний и навыков учащихся, в виде устных индивидуальных опросов, общего тестирования, музыкальных викторин должно быть систематическим. Следует добиваться, чтобы при ответе учащегося чувствовались его действительные слуховые представления о музыке.

Основной формой самостоятельных домашних заданий является повторение пройденного материала по учебникам и конспектам для последующего рассказа на уроке и подготовки ответов на контрольные вопросы. В качестве дополнительного домашнего задания может быть предложено самостоятельное прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи и составление текстов реферативного характера по темам, близким учебно-тематическому плану.



К необходимому дидактическому материалу относятся соответствующие учебно-тематическому плану учебники по музыкальной литературе и аудиозаписи изучаемой музыки. Настоятельно рекомендуется использовать на уроках специальные хрестоматии по музыкальной литературе или ноты изучаемых произведений. Для произведений оперного и балетного жанра желательно воспроизведение в видеозаписи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература для учащихся:


  1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века: Учебное пособие для ДМШ: Четвертый год обучения предмету.

  2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. 2 год обучения. Учебник для ДМШ.

  3. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету.

  4. Смирнова Э. Русская музыкальная литература: Для VI–VII кл. ДМШ: Учебник.


Дополнительные учебные пособия:


  1. Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Музыкальная литература. Выпуск IV. Тесты по отечественной музыке XX века.

  2. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Выпуск I. Вопросы, задания, тесты.

  3. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск II.

  4. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по русской музыке. Выпуск III.

  5. Хрестоматия по музыкальной литературе. Для IV класса ДМШ. Составили В. Владимиров и А. Лагутин.

  6. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран. Для V классов детских музыкальных школ. Составитель И. Прохорова.

  7. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. Для VI-VII классов ДМШ. Составители Э. Смирнова, А. Самонов.

  8. Хрестоматия по советской музыкальной литературе. Для 7 класса ДМШ. Составил и переложил для фортепиано А. Самонов.


  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА преподавателя дополнительного образования по «Музыкальной литературе»
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • Творчество П. Чайковского
  • Музыка и слово. Песня. Романс
  • Творчество В.Моцарта
  • Творчество Н. Римского-Корсакова
  • Западноевропейская музыка до И.С. Баха
  • Русская музыка XVIII – первой половины XIX века
  • Творчество А. Даргомыжского
  • Музыка и движение. Танец. Марш.
  • Программно-изобразительная музыка
  • Творчество Г. Свиридова
  • Выдающиеся русские композиторы конца XIX - начала XX века
  • Творчество С. Прокофьева
  • Творчество Д. Шостаковича
  • Детская музыка композиторов ХХ века
  • Введение. – 1
  • Классический стиль в музыке
  • Творчество М. Мусоргского
  • Творчество Ф.Шуберта
  • СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ