Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Милосердие и сострадание в рассказе А. Платонова




Скачать 63.52 Kb.
Дата21.07.2017
Размер63.52 Kb.
МОУ «Тюльпанская основная общеобразовательная школа» Открытый урок по литературе 7 класс Тема: Милосердие и сострадание в рассказе А. Платонова «Юшка» Учитель: Макарова Ольга Ивановна 2009 г. Цели: 1.продолжить знакомство с творчеством А. Платонова; помочь учащимся в осмыслении содержания рассказа «Юшка»; учить видеть проблемы, поднятые автором. 2.Развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь уч-ся. 3.Воспитывать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; прививать интерес к произведениям А. Платонова. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, тест на отдельных листах, эпиграфы к уроку. Эпиграфы к уроку: Побеждай зло добром. (Библия) Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот кто не может… (совершить зла) (Ю. Никулин) Ход урока I.Вступительное слово учителя - На уроке мы с вами будем говорить об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ «Юшка». II.Сообщение темы урока III. Работа по новой теме -Вспомним факты из биографии писателя. 1. Выступление учащегося -Мы уже знакомы с жизнью и творчеством А. Платонова. Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстаёт перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идёт речь в его рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни-взаимоотношению человека с человеком. 2.Беседа. -Какова, на ваш взгляд, тема рассказа (Взаимоотношения между людьми) -А идея (Побеждай зло добром) -Да, именно эти слова из Библии и являются одним из эпиграфов к нашему уроку. На примере жизни героев А.Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло. IV. Работа над текстом 1. Беседа -Как этой мысли подчинена композиция рассказа Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они - Такой приём называется обрамление. Он помогает автору полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование. -Одна из несомненных удач Платонова- главный герой рассказа Юшка. Найдите описание Юшки. (чтение эпизода) -Платонов- мастер детали. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа( глаза) -Да, глаза- зеркало души. Душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим. - Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление 2. Работа над эпизодом. - Поработаем над эпизодом «Отношение детей к Юшке», в тетрадях и на доске запишем своеобразный «психологический» этюд поведения, а главное- чувств, состояния героев. Дети: …переставали играть, бежали, кричали; …поднимали ветки и бросали; …снова окликали, бросали, трогали и толкали; …опять толкали и кидали комья земли; …сильнее толкали…кричали вокруг Юшки; …делали слишком больно; …радовались. Юшка:…ничего не отвечал и не обижался; …шёл тихо и не закрывал лицо; …шёл и молчал; …не трогал и не отвечал; …говорил; …радовался. -Дети и Юшка ведут себя по-разному, а вывод одинаковый- радовались. Почему -Каким предстаёт перед вами Юшка А дети - А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя свидетелем того, как «…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него». Как бы поступили вы - Как вы понимаете слово «сострадание» 3.Работа со словарём. Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. -А как относились взрослые к Юшке -Почему Юшка не обижался на взрослых Найдите подтверждение в тексте. -А были ли счастливые мгновения в жизни Юшки 4.Пересказ эпизода -Что нового мы узнаём о Юшке -Как часто бывал Юшка наедине с природой Как это характеризует Юшку -Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший -Чем закончилась встреча прохожего и Юшки -Каким предстаёт прохожий А Юшка -Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было- нельзя всё время терпеть. -Когда люди увидели, что за человек был Юшка -Зачитайте сцену похорон. (чтение эпизода) Почему людям стало без Юшки грустно -Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем -Было ли , на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача -Как воспитанница Ефима Дмитриевича распорядилась своей судьбой Вывод: Казалось бы, что выросшая без родителей девушка, испытавшая нужду и лишения, должна ожесточиться на несправедливость жизни, на людей, обижавших её. Но этого не случилось. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой от тех, кто по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам. -Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа V. Закрепление Тест (ответы на доске) 1) Слова Б.Л.Пастернака: « Верю я, придёт пора.силу подлости и злобы одолеет дух добра»- можно отнести: а) к Юшке; б) дочери кузнеца; в)детям 2) Юшка не разгневался на несправедливость прохожего потому что: а) был пуглив от природы б) был очень добр от природы в) притерпелся к человеческой жестокости 3. «Глаза же были у него белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Это сказано: а) об Акимыче б) о кузнеце в) о Юшке 4. Автор: а) презирает Юшку за непротивление злу б) считает его нравственным человеком в) жалеет 5. Странность Юшки объясняется : а) его незащищённостью б) безотказностью в) безграничной добротой. 6. «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо: а) ушёл добрый человек, терпеливый к слабостям других б) не на ком стало срывать зло и обиду в) это был человек, который брался за любую работу. 7.Юшка оставил после себя: а) память о своём трудолюбии б) девушку-сироту, которую он выучил в) память о своей безответственности. 8. Жанр произведения: а) очерк б) повесть в) рассказ 9. Название произведения: а) указывает на главного героя б) определяет его тематику в)имеет обобщающий смысл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 а б в б в а б в а -Ребята, а теперь обратите внимание на слова Ю. Никулина, написанные на доске, закончите их. Дз 1. Сочинение-миниатюра «По нравственным законам жить…» (Как я понимаю эти слова) 2.Монологический ответ на тему: Какую надпись вы сделали бы на надгробии Юшки (на выбор) VI. Заключительное слово учителя -Обобщая сказанное, хочу прочесть вам стихотворение : Друзья мои! Давайте с нынешнего дня Начнём с себя! Научимся людей любить, По нравственным законам жить. А чтобы поняли тебя- Начни с себя!

  • Ход урока I.Вступительное слово учителя
  • II.Сообщение темы урока III. Работа по новой теме
  • IV. Работа над текстом 1. Беседа
  • 2. Работа над эпизодом.
  • 3.Работа со словарём.
  • 4.Пересказ эпизода
  • V. Закрепление
  • VI. Заключительное слово учителя