Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла (1831 1835) один из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы и общественно-политической мысли Башкирии XIX столетия




Скачать 153.75 Kb.
Дата13.01.2017
Размер153.75 Kb.
Введение

Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла (1831 – 1835) – один из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы и общественно-политической мысли Башкирии XIX столетия. «Акмулла был общепризнанным писателем Башкирии, который выражал идеалы и чувства простого человека.Он высмеивал баев и мулл, звал народ к просвещению, к овладению ремеслами, прославлял разум, справедливость, гуманизм». Творчество башкирского поэта Акмуллы, созданная им поэтическая школа оказали значительное влияние на развитие казахской, татарской и других родственных и близких по своим традициям тюркоязычных литератур.

Творчество М. Акмуллы протекало во второй половине XIX века, в условиях все большего и во многом уродливого проникновения капиталистических производственных отношений в Башкирию, в условиях все большего национально-колониального угнетения.

Актуальность изучения педагогических взглядов М.Акмуллы обусловлена тем, что знакомство со стихотворениями Акмуллы позволяет постигать его воззрения на жизнь, воспитание, мораль, этику и эстетику, которые несомненно отразили не только личные позиции Акмуллы, но и позиции самых передовых людей его времени, нашедших именно в его стихах самое совершенное и законченное выражение. Вот почему творчество этого поэта имеет столь широкое общественно-политическое значение и звучание.

«Идейная направленность поэзии М.Акмуллы, - пишет кандидат филологических наук, литературовед А.Х. Вильданов, - обусловлена его просветительским мировоззрением. В отношении изображения старого на фоне прогрессивных явлений своего времени поэзия Акмуллы в какой-то мере была явлением оригинальным в башкирской литературе».

Мифтахетдин Акмулла, по определению профессора А.И. Харисова, стал первым известным поэтом-сатириком в дореволюционный башкирской письменной литературе. «Оптимизм, трезвый реалистический взгляд на жизнь, стремление к философскому осмыслению общественных явлений, подход к несправедливостям классового общества с социальной точки зрения более характерны для произведений последних лет жизни поэта. Усиление и углубление социальных мотивов способствовало дальнейшему развитию и совершенствованию сатирической направленности поэзии Акмуллы».



Задачи:

-изучить биографию Акмуллы;

-проанализировать педагогические взгляды Акмуллы.

Цель исследовательской работы:

- изучить педагогические взгляды М. Акмуллы в его произвидениях.



Глава I. Теоретическая часть

    1. Биография

Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов, впоследствии прозванный народом Ак муллой (светлым, преданным учителем), родился в семье муллы в старинной башкирской деревне Туксанбаево бывшей Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Миякинского района Республики Башкортостан).



Родина Акмуллы – деревня Туксанбаево

По архивным данным установлено, что родной отец поэта – Камалетдин Ишкузя (Ишкужа)-улы, мать Бибиуммугульсум Салимьян-кызы, оба башкиры племени мин. При этом версия о том, что отцом Акмуллы является казак по имени Мухамедьяр, документальными источниками не подтверждается.

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, затем – у башкирского муллы Лукмана в деревне Елбулактамак, что недалеко от Туксанбаево. Учился в Мелеузтамакском и Анясевском медресе того же уезда, затем стал шакирдом известного в те времена Стерлибашевского медресе, получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Первый же жизненный опыт, полученный маленьким Мифтахетдином в большой семье отца, под «кулачным воспитанием» мачехи, зародил в его характере черты бунтарства, стремление отстоять своё человеческое достоинство.

Достигнув зрелого возраста, вернулся в родную деревню, однако вскоре покинул отцовский дом. Вначале он отправился в Оренбург, оттуда его путь проходит по башкирским аулам верховьев Яика (Урала) и долины реки Миасс. Через некоторое время становится шакирдом медресе в городе Троицке. В годы обучения в троицком медресе Мифтахетдин, выезжая в летнее время в близлежащие казахские аулы, начинает свою деяельность учителя, которая продолжалась у него всю жизнь. С этой пор, с 25-летнего возраста, начинается долгий путь странствований поэта по аулам, городам, кочевьям Башкортостана и Казахстана. Скитаясь среди башкир и казахов, обучая детей, Акмулла занимается различными ремеслами, принимает участие в поэтических состязаниях (айтышах) среди сэсэнов и акынов. Прославился как остроумный и правдивый поэт-импровизатор. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежественных мулл, разоблачал произвол и беззаконие властей.ю свою жизнь посв

С 1867 по 1871 г. по доносу казахского бая Исянгильде, обвиняемый в том, что «это сын башкира, избегающий службы в царской армии», сидел в тюрьме города Троицка. Находясь в заточении, создал одно из глубоких в социальном плане стихотворений «Место мое – в зиндане».

Его судьба тесно сплетается с жизнью своего народа. Бесконечно скитаясь по башкирским и казахским степям, он всю жизнь посвятил просвещению народа. Жизнь и поэзия Акмулы были наполнены борьбой за торжество добра. Всеми струнами души он воспевал родную землю, свободу и братство. В его стихах, созвучных с чарующей лирикой его замечательного современника – великого казахского Акына Абая Кунанбаева, слышится биение родников народной жизни, радость и боль угнетенных, критика пороков, лживых канонов религии, высмеивание угнетателей.

Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшие в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.

Акмулла верил в судьбу. Это особенно проявилось в его стихотворении «Место мое – в тюрьме».

Никому не избежать велений судьбы,

Будь он султан, будь он император.

Вера в судьбу определила также и некоторые черты объективизма его мировоззрения, его скептическое отношение к миру. Это связано также с влиянием суфизма, характерного для духовной атмосферы в Башкирии в XIX столетии. Немалое влияние испытал Акмулла от влияния творчества поэта – суфия Шамсутдина Заки.

Как продолжатель традиции суфизма Акмулла глубоко понимал очищающую роль человеческих страданий, которых люди не могут избежать.

«Не испытавший лишений бывает кичлив, только невзгоды жизни успокоят его душу», - говорит поэт.

Однако, несмотря на то, что скептицизм занимал в творчестве Акмуллы значительное место, тем не менее, он в основном стоял на позициях рационализма. В познании он видел социальную пружину, с помощью которой можно преобразовать общество на началах справедливостью. С этим было связано его подвижничество и стремление во что бы то ни стало просвещать народ.

Осмысливая окружающую действительность через призму нравственных оценок, Акмулла выходил к широким философским обобщениям. В назидательно-дидактических стихах поэта видно высокое уважение к человеку, сочувствие его судьбе, а его поучения говорят о желании помочь людям, страдающим от материального и духовного порабощения.

Во взглядах Акмуллы одну из ключевых позиций занимают проблема нравственности, вопросы эстетического и этического воспитания человека, с которыми он непосредственно связывает будущее народа. В решений этой проблемы он главную роль отводит просвещению, ибо, по его мнению, корнем всего зла, источником всего морально-безобразного в обществе является невежество. Поэтому весьма естественен его страстный призыв к просвещению, к овладению науками, и прежде всего, - светскими.

Огромная роль Акмуллы в демократизации литературного языка. Насыщенному арабизмами и фарсизмами литературному языку того времени он предпочитал живую разговорную речь народа – новое, жизненная реальное содержание требовало соответствующее себе формы. Ведь, в самом деле, развитие искусства на демократической основе стало возможным лишь благодаря просветительской идеологии, что, в свою очередь, не могло не наложить отпечатка на литературный язык как на главное средство выражения поэтической мысли.

Акмулла был поистине поэтом-новатором. Его яркий талант, самобытная, полная сарказма поэзия была, по сути, первой мощной волной, ударившейся о скалы доселе неприступных, но уже одряхлевших феодальных правопорядков, религиозного фанатизма и средневековой схоластики – уродливых, архаичных форм общественных отношений. Поэтому его творения пронизаны страстным желанием помочь своему народу преодолеть тяготы беспросветного существования, желанием просветить его.

Дошедшие до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему.В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако, многие произведения поэта или еще не найдены, или, возможно, к сожалению, совсем утрачены.



Обложка сборника стихов Акмуллы, изданного в городе Уфе в 1981 году на башкирском языке

Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. Стихи поэта распространялись в устной и рукописной форме по аулам и кочевьям. В конце 1880-х гг. завершил свою известную «Элигию в память о Шибагутдине Марджани», в которой выступил сторонником идей реформаторства в деле воспитания и образования и в 1892 году элигия «Памяти Шихабутдина Марджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта маленькая книга, к сожалению, оказалась первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.



Титульная страница книги стихов Акмуллы, изданной в Казани в 1904 году

Поэтические жемчужины этого поистине народного поэта, передаваясь из поколения в поколение и в рукописной, и осбенно в устной форме поныне служат предметом вдохновения и эстетического наслаждения. Многие известные поэты, пришедшие в литературу после Акмуллы, в своем творческом становлении испытали его благотворное влияние. Такую преемственность исследователи отмечают в творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, М.Гафури, Ш.Бабича. А народный поэт Башкортостана М.Гафури, выдающийся поэт-сатирик Ш.Бабич, не говоря уже о менее известных поэтах начала XX века Ш.Тамьяни, Н.Юмрани и многих других, выросли и возмужали непосредственно в созданной Акмуллой поэтической школе.

8 октября 1895 года по дороге из Троицка в Златоус, между Миасским заводом (ныне город Миасс) и деревней Сыростан, Акмулла погиб от рук наемных убийц. Так трагически оборвалась жизнь великого сына башкирского народа. Похоронен поэт на мусульманском кладбище города Миасса, где воздвигнут памятник из белого мрамора в период подготовки празднования 150-летия со дня его рождения в 1981 году.

В г.Миассе и в с. Киргиз-Мияки, центре Миякинского района, имеются улицы Акмуллы. На родине поэта, в деревне Туксанбаево Миякинского района РБ, в 1981 году был открыт музей и установлен памятник бюст поэта, созданный скульптором Зильфатом Басыровым. Примечательным событием в развитии национального искусства стала опера Загира Исмагилова «Акмулла». В год 175-летия со дня его рождения поэта музей отстроен заново, в деревне Туксанбаево введен в строй социально-культурный комплекс. В 2006 году имя Мифтахетдина Акмуллы присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету. В Миякинском районе учреждена премия имени Акмуллы, которая начиная с 1988 года присуждается ежегодно за лучшие произведения литературы и искусства.



    1. Педагогические взгляды М.Акмуллы

Годы творческой деятельности Мифтахетдина Акмуллы приходятся в основном на вторую половину XIX века. Его путь – путь поэта-сэсэна, начавшись с середины века, продолжается в течение четырех с половиной десятков лет. Прежде чем приступить к анализу педагогических взглядов великого башкирского поэта, учителя и мыслителя, необходимо представить перед собой основные черты и особенности общественно-политической мысли того исторического периода, в который он жил и творил.

XIX век – один из тяжелых, драматических веков в истории Башкортостана, в судьбе башкирского народа. Это, прежде всего, век дальнейшей колонизации башкир не только в области экономики, но и в области духовной культуры. Это век жестокого подавления передовой общественной мысли башкир, свободолюбивых идей, живших многие века в сознании народа, идей национального равенства и социальной гармонии. На самых передовых позициях борьбы неизменно выступали просветители – неутомимые глашатаи идей обновления во всех сферах общественно-политической, социально-исторической и культурной жизни народа.

Акмулла, будучи создателем самобытной школы и учителем народа в подлинном смысле этого слова, оказал безусловно и в наше время продолжает оказывать огромное влияние на развитие литератур и духовной культуры многих народов России, Средней Азии и Казахстана, в том числе казахов, татар, туркмен, каракалпаков. Его влияние испытали на себе Г.Тукай, М.Гафури, Ш.Бабич, Д.Юлтый, С.Кудаш и другие поэты, начавшие свой творческий путь в конце XIX – начале XX века. Акмулла прокладывал пути к зарождению новой, реалистической поэзии в Башкортостане, его творческое наследие способствовало формированию башкирской демократической литературы.

Огромен вклад Акмуллы в дело прогресса на поприще народного образования. Не одно поколение детей башкир и казахов получмло знания с помощью этого великого поэта и учителя. В своей педагогической практике он старался избегать метода механической зубрежки, придавал большое значение осмысленному, сознательному усвоению детьми материала.

Прогрессивность Акмуллы проявилась и в его взглядах на язык обучения: важнейшим условием он считал воспитание и обучение подрастающего поколения на их родном языке. И если в Башкортостане он обучал детей на башкирском языке, то в Казахстане детям казахов он стремился давать знания на казахском.

Живя среди казахов, Акмулла с такой же страстностью проповедовал просветительские идеи. Истинном новаторам выступил поэт и в деле народного образования. Он не приемлет устаревших методов в обучении детей, включающих в себя телесное наказание, призывает к чуткому и внимательному отношению к детям, к простоте и доступности уроков. И в этом смысле поэт-просветитель предстает перед нами как педагог, разрабатывающий наиболее прогрессивные принципы преподавания школьных дисциплин:

Не шарахайтесь прочь от ученых людей,

В них – потребность великая наша.

Воздавайте им должное! Только злодей

И глупец им на двери укажет.

Муллы! Палки отбросьте и хлысты,

Будьте с детской душой осторожны.

От серьезных наук не бегите в кусты,

Все другое – и пусто, и ложно.

Ничего нет грустнее, невежества мулл,

Будьте бдительны, дабы никто не задул

Детский разум, мечтой увлеченный!

(Перевод Газима Шафикова).

Да, вот оно, главное, что является основой в воспитании и обучении маленького человека, в его пробуждении к свету и познанию!

Строки его щедро начинены мыслью, которая передана в образной, ярко-метафорической манере, и потому часто звучат, как законченные афоризмы. Акмулла любит давать советы, назидания, наставления. Но они у него никогда не приобретают характер высокомерного поучительства – они учат и помогают; это - советы доброго друга.

Говорят, коль выбрал русского в друзья,

Путь твой правильный… И, видимо, не зря

Те у русских ищут милость и приют,

С кем неправеден и лют бывал туря.

…………………………………………………………………

Дурного и слабого знак

Смятенье и страх перед силой.

Преступно стоять, если враг

Бесчистит родимых и милых.

(Перевод Газима Шафикова)

Знаниям в системе своих взглядов поэт отводил центральное место. Невежество и незнание приносит человеку не только заблуждения, но и тяжкие страдания. Знания помогают людям открыть тайны мироздания.

Будь деятелен, в познании найдешь ты наслаждение,

Бойся неведения – источника бедствий;

Познавший летает в небе и плавает в воде,

И нет здесь ни чудотворства, ни колдовства.

Тонко понимая различия между светскими знаниями и религиозным вероучением, Акмулла выступает за светское образование, видя в этом одно из средств нравственного просвещения и воспитания.

Изучив науки, ты познаешь добро,

Став совершенным, ты сделаешь добро.

Поэт уверен, что с помощью моральных проповедей можно установить отношения равенства и доверия людей. В этом и состояла особенность просветительства Акмуллы. Моральное совершенствование личности должно лечь в основу разумного общественного устройства.

Педагогические взгляды поэта ярко прослеживаются в стихотворении – «Назидания» («Н2сих2тт2р»). Это удивительный кладезь мыслей, само воплощение мудрости. Они воспринимаются нами как кодекс, основа на пути достижения человеком внутренней, духовной зрелости. Акмулла в своих наставлениях четко и доступно перечисляет все те важнейшие качества, составляющие основу моральных устоев, нравственности человека. Это:

- совесть;

-честь и честность;

-ум, умение быть благодарным;

- порядочность;

- терпенье;

-страсть.

На первом месте при этом, конечно же, стоит совесть:

В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,

Совестливость как божья дается нам милость.

Мало молвить с усердством: «Прости меня, Боже!» -

Молча совесть блюсти в себе – всего дороже.

Наиболее четко отразившиеся педагогические взгляды М. Акмуллы в его произведениях – это народная мудрость, элементы народной педагогики. Поэт, впитав в себя дух народа, традиции народного поэтического творчества, сам в свою очередь обогатил духовную культуру Башкортостана своими произведениями. Он творил, как истинно народный сэсэн, соединивший в себе оба начала – благотворные традиции как устной поэзии, так и достижения письменной башкирской литературы своей эпохи.



Глава II. Экспериментальная часть

Совершенство человека Акмулла видит именно в просвещении, духовном развитии, умении трезво относиться к жизни, здраво воспринимать ее явления, думать о будущем благополучии народа.

Стремясь очистить мест для разума и знаний, света и добра в духовном мире людей, он, впервые после Салавата Юлаева, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!», горячо призывая его к знаниям и ремеслам, к овладению основами наук. Впрочем, не только к своим современникам, но и к нам, своим потомкам, из далекого прошлого обращается поэт в стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно!», подчеркивая особое место знаний и образования в жизни человека. В строках он изливает свои пронизанные пламенные просветительскими идеями чувства, боль и надежды:

Башкиры, всем нам нужно просвещенье!

Невежд немало, редкость – обученье.

Страшней медведя-шатуна незнанье –

Усилим, братья, к знанию влеченье!.....

Прекрасным образным решением и глубоким по мысли философским обобщением завершается стихотворение «Башкиры мои, надо учиться!».

С этим было связано подвижничество и частое обращение его к поэтической форме, стремясь, во что бы то ни стало повлиять на души людей, разбудить у них интерес к просвещению и освоению ремесел. В «Достоинство мужчины – в просвещении» поэт прямо подчеркивает, что богатство, положение, власть ничего не стоят перед образованием. Лишь тот, кто «черпает…из единого для всех моря знаний» способен рассеять «тьму, распростершуюся над родной страной». Вообще, поэту-просветителю присуща широта взглядов. И поныне свежо и актуально звучат следующие поэтические строки из его «Обращения к друзьям»:

Достойным сначала надо быть

Народа своего. Народу лишь служить.

Но в спячке мы, сыны ислама. И вперед

Тот, кто в дремоте пребывает, не пойдет.

А чтобы противостоять своим врагам,

Историю познать нелишне нам,

Во всех науках проявить себя,

Иначе – и судьба нам не судьба.

Не только знать по-русски и писать,

Неплохо бы французский понимать.

Но прежде важно в языке своем,

Как рыба, плавать, свой восславить дом.

Поэт пропагандирует идею о том, что человек во всех обстоятельствах и во всех отношениях должен оставаться человеком, служить своему народу, бороться за преобразование и прогресс за приобщение сородичей к знаниям и ремеслам, за утверждение добра и света на земле.



Заключение

Мифтахетдин Акмулла – выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель, передовой мыслитель и педагог, чей поэтический талант до сих пор продолжает будоражить умы и сердца любителей прекрасного, чьи жизнь и творчество всегда будут оставаться ярким примером беззаветного служения народу. Он вошел в историю башкирской литературы XIX века как продолжатель лучших традиций устной и письменной поэзии, воплотивший в своем творчестве наиболее прогрессивные, передовые идеи своего времени (нужно отметить, что эти идеи и по сей день актуальны), как вдохновенный певец света и разума, знаний и просвещения.

Акмулла стал поэтом, целиком и полностью посвятившим свое вдохновенное слово воспеванию земной жизни и земного человека, его желаний и устремлений. Всю свою жизнь он «звал народ к просвещению, овладению ремеслами, прославлял разум, справедливость и гуманизм».

Истинным новатором проявил себя поэт и в деле образования. И поэтому изучение педагогических взглядов Акмуллы считаю актуальным, так как он ещё в том веке выступил против устаревших методов в обучении детей, которые включали в себя телесное наказание (что и на сегодняшний день не допустимо), призывал к чуткому и внимательному отношению к детям, к простоте и доступности уроков. В этом смысле Акмулла предстает перед нами как педагог, разрабатывающий наиболее прогрессивные принципы преподавания школьных дисциплин. Прогрессивность башкирского поэта проявилась и в его взглядах на язык обучения: важнейшим условием он считал воспитание и обучение подрастающего поколения на их родном языке.



Таким образом, наиболее ярко, четко выраженными педагогическими взглядами Мифтахетдина Акмуллы можно назвать стремление воспитания людей в основе душевной чистоты, честности, нравственных качеств – в призыве честности, ума, благодарности, порядочности, терпения, страсти и совести.

  • Задачи
  • Глава I. Теоретическая часть Биография
  • Родина Акмуллы – деревня Туксанбаево
  • Обложка сборника стихов Акмуллы, изданного в городе Уфе в 1981 году на башкирском языке
  • Титульная страница книги стихов Акмуллы, изданной в Казани в 1904 году
  • Педагогические взгляды М.Акмуллы
  • Глава II. Экспериментальная часть