Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Мифтахетдин Акмулла. Мифтахетдин Акмулла




Скачать 214.1 Kb.
Дата29.06.2017
Размер214.1 Kb.
Мифтахетдин Акмулла.

Мифтахетдин Акмулла – выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель, оставивший поистине уникальное и неповторимое литературное наследие. Он вошел в историю родной литературы XIX века как продолжатель лучших традиций устной и письменной поэзии, воплотивший в своем творчестве наиболее прогрессивные, передовые идеи своего времени, как вдохновенный певец света и разума, знаний и просвещения. Акмулла, будучи создателем самобытной поэтической школы и Учителем народа в подлинном смысле этого слова, оказал и безусловно и в наше время продолжает оказывать огромное влияние на развитие литератур и духовной культуры многих народов России, Средней Азии и Казахстана, в том числе казахов, татар, туркмен, каракалпаков. Его влияние испытали на себе Г.Тукай, М.Гафури, Ш.Бабич, Д.Юлтый, С.Кудаш, Ш.Аминев-Тамьяни и другие поэты, начавшие свой творческий путь в конце XIX – начале ХХ века. Акмулла прокладывал пути к зарождению новой, реалистической поэзии в Башкортостане, его творческое наследие способствовало формированию башкирской демократической литературы.
Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов, впоследствии прозванный народом Ак муллой (светлым, праведным учителем), родился в семье муллы в старинной башкирской деревне Туксанбаево бывшей Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Миякинского района Республики Башкортостан). По архивным данным установлено, что родной отец поэта – Камалетдин Ишкузя (Ишкужа)-улы, мать – Бибиуммугульсум Салимьян-кызы, оба башкиры племени мин. При этом версия о том, что отцом Акмуллы является казах по имени Мухамедьяр, документальными источниками не подтверждается.
  Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, затем – у башкирского муллы Лукмана в деревне Елбулактамак, что недалеко от Туксанбаево. Учился в Менеузтамакском и Анясевском медресе того же уезда, затем стал шакирдом известного в те времена Стерлибашевского медресе, получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Достигнув зрелого возраста, вернулся в родную деревню, однако вскоре покинул отцовский дом. Вначале он отправился в Оренбург, оттуда его путь проходит по башкирским аулам верховьев Яика (Урала) и долины реки Миасс. Через некоторое время становится шакирдом медресе в городе Троицке. В годы обучения в Троицком медресе Мифтахетдин, выезжая в летнее время в близлежащие казахские аулы, начинает свою деятельность учителя, которая продолжалась у него всю жизнь. С этой поры, с 25-летнего возраста, начинается долгий путь странствований поэта по аулам, городам, кочевьям Башкортостана и Казахстана. Скитаясь среди башкир и казахов, обучая детей, Акмулла занимается различными ремеслами, принимает участие в поэтических состязаниях (айтышах) среди сэсэнов и акынов. Прославился как остроумный и правдивый поэт-импровизатор. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежественных мулл, разоблачал произвол и беззаконие властей. С 1867 по 1871 г. по доносу казахского бая Исянгильде, обвиняемый в том, что «это сын башкира, избегающий службы в царской армии», сидел в тюрьме города Троицка. Находясь в заточении, создал одно из глубоких в социальном плане стихотворений «Место мое – в зиндане». В конце 1880-х гг. завершил свою известную «Элегию в память о Шигабутдине Марджани», в которой выступил сторонником идей реформаторства в деле воспитания и образования.
Акмулла, впервые после Салавата Юлаева, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!», горячо призывая его к знаниям и ремеслам, к овладению основами наук. Впрочем, не только к своим современникам, но и к нам, своим потомкам, из далекого прошлого обращается поэт в стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно!», подчеркивая особое место знаний и образования в жизни человека:
Кто просвещен и ремеслу обучен,
Тот славен и горд, в общении не скучен,
Источник мудрости ему доступен,
А неуч с унижением неразлучен.
Сложением шести и единицы
Десятки, как не бейся, не добиться.
Смещеньем стрелок время не ускорить,
Без помощи наук мечтам не сбыться.
  Между тем знания, по убеждению Акмуллы, это не самоцель, а лишь путь к совершенствованию человека. И в жизни, и в поэтическом искусстве, пережившем самого творца, важнейшим критерием воспитанности считал Акмулла внутреннюю, нравственную чистоту, стремление личности к моральному совершенству. «О, друзья! Пусть очистится нутро. Иначе не будет проку от одних лишь знаний», - утверждает он.
Живя среди казахов, Акмулла с такой же страстностью проповедовал просветительские идеи. Истинным новатором выступил поэт и в деле народного образования. Он не приемлет устаревших методов в обучении детей, включающих в себя телесное наказание, призывает к чуткому и внимательному отношению к детям, к простоте и доступности уроков. И в этом смысле поэт-просветитель предстает перед нами как педагог, разрабатывающий наиболее прогрессивные принципы преподавания школьных дисциплин:
Не шарахайтесь прочь от ученых людей,
В них – потребность великая наша.
Воздавайте им должное! Только злодей
И глупец им на двери укажет.
Муллы! Палки отбросьте и хлысты,
Будьте с детской душой осторожны.
От серьезных наук не бегите в кусты,
Все другое – и пусто, и ложно.
Ничего нет грустнее, невежества мулл,
Будьте бдительны, дабы никто не задул
Детский разум, мечтой увлеченный!

Да, вот оно, главное, что является основой основ в воспитании и обучении маленького человека, в его пробуждении к свету и познанию!


Огромен вклад Акмуллы в дело прогресса на поприще народного образования. Не одно поколение детей башкир и казахов получило знания с помощью этого великого поэта и учителя. Прогрессивность Акмуллы проявилась и в его взглядах на язык обучения: важнейшим условием он считал воспитание и обучение подрастающего поколения на их родном языке. И если в Башкортостане он обучал детей на башкирском языке, то в Казахстане детям казахов он стремился давать знания на казахском.
Значительным достижением национальной поэзии и в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины XIX в. стало программное стихотворение поэта – «Назидания» («Нәсихәттәр»). Именно это стихотворение Акмуллы заучивали наизусть многие и многие поклонники творчества поэта. Вспоминается в связи с этим, какое незабываемое впечатление произвел в ноябре 1981 года, в дни празднования 150-летия со дня рождения поэта, исполнение этого стихотворения перед гостями, приехавшими на родину Акмуллы, в Туксанбаево, 80-летием деревенским аксакалом Хабетдином Бадретдиновым. Впрочем, как и многие народные певцы и сказители в Башкортостане, Хабетдин Бадретдинов был одним из хранителей памяти о своем знаменитом сородиче. Из его уст нам еще в 1964 году довелось записать и упомянутое стихотворение Акмуллы, и ряд очень ценных сведений о его жизни и творчестве. В начале 1970-х годов он передал участникам археографической экспедиции Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР (ныне Уфимский научный центр РАН) одну из рукописных версий поэтического послания Акмуллы “Письмо отцу” (“Атайыма хат”).
“Назидания” поэта-просветителя – это удивительный кладезь мыслей, само воплощение мудрости. Они воспринимаются нами как своего рода моральный кодекс, как непременная основа на пути достижения человеком внутренней, духовной зрелости. Акмулла и в этом плане – создатель своей собственной школы – школы духовности. Так эти и, конечно, ряд других стихов поэта и оценивались народными сказителями. Поэтому не удивительно, что и в наши дни, спустя века, все еще жива традиция исполнительства их среди любителей творчества поэта.
Акмулла в своих наставлениях вполне четко, ясно и доступно перечисляет все те важнейшие качества, составляющие основу моральных устоев, нравственности человека. Их, этих самых основополагающих качеств, которые так необходимы человеку, он насчитал всего семь. Это – совесть, честь и честность, ум, умение быть благодарным, порядочность, терпенье, страсть. На первом месте при этом, конечно же, стоит совесть:
В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,
Совестливость как божья дается нам милость.
Мало молвить с усердством: “Прости меня, Боже!” – 
Молча совесть блюсти в себе – всего дороже.
  Перу Акмуллы принадлежат вдохновенные строки, прославляющие высокую миссию поэта и поэзии в жизни общества. По его меткому определению, “слова поэтов таинства полны”. Стихи Акмуллы и поныне восхищают образностью и афористичностью языка, изяществом формы и богатством содержания. Исключительно большую роль сыграл Акмулла в развитии и обновлении языка дореволюционной башкирской письменной литературы. Он писал свои стихи в основном на традиционном тюрко-башкирском литературном языке. Язык произведений Акмуллы послужил в дальнейшем основой национального литературного языка башкир.
Жизнь поэта трагически оборвалась 8 (20) октября 1895 года. На могиле Акмуллы на мусульманском кладбище г. Миасса воздвигнут памятник из белого мрамора в период подготовки празднования 150-летия со дня его рождения в 1981 году.
В г. Миассе и в с. Киргиз-Мияки, центре Миякинского района, имеются улицы Акмуллы. На родине поэта, в деревне Туксанбаево Миякинского района РБ, в 1981 г. был открыт музей и установлен бюст поэта, созданный скульптором Зильфатом Басыровым. Примечательным событием в развитии национального искусства стала опера Загира Исмагилова «Акмулла». В год 175-летия со дня его рождения поэта музей отстроен заново, в деревне Туксанбаево введен в строй социально-культурный комплекс. В 2006 г. имя Мифтахетдина Акмуллы присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету. В Миякинском районе учреждена премия имени Акмуллы, которая начиная с 1988 г. присуждается ежегодно за лучшие произведения литературы и искусства.

Жизненный путь Акмуллы

Год рождения Мифтахетдина указан в материалах VIII ревизии 1834 года, которую проводил в деревне Туксанбаево чиновник 9- го класса Иван Дыннов. После проверки данных переписи на сельском сходе ее подписал юртовый старшина Ахияр Мамбетов. В этих материалах под порядковым номером 20 имеется запись о том, что Мифтахетдину сыну Камалетдина 3 года, и получается что он 1831 года рождения.


Многие исследователи ошибочно указывают местом рождения Акмуллы Уфимскую губернию. Уфимская губерния образовалась в 1865 году путем разделения Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую, когда Акмулле было 34 года. Также ошибочно некоторые указывают местом рождения Зильдияровскую волость. В 30-е годы XIX века башкирской волости под таким именем не существовало. В 1864 году в Оренбургской губернии провели административно-территориальное деление губернии на новые волости. Во время этого деления все башкирские волости, образованные по родоплеменному признаку, были заменены образованными по территориальному признаку. И деревня Туксанбаево вместе с восемью другими деревнями была включена в состав вновь образованной Зильдияровской волости. Эти преобразования произошли когда Акмулле было уже 33 года. В бассейне реки Дема проживали башкиры племени мин. В одну из 12 волостей племени мин, а именно в Кульиль-Минскую входила деревня Туксанбаево, где родился Акмулла. В состав этой волости в 1795 году входило 12 башкирских деревень, а в 30-е годы XIX века - 31 деревня.
Название деревни Туксанбаево произошло от антропонима Туксанбай. В конце XVIII века тут проживал Туксанбай Араптанов, а также до 1822 года его сын сотник Уразгильде Туксанбаев. Деревня была небольшой: в 1795 году там проживало 15 семей, в 1816, 1834, 1850, 1859 годах количество семей не превышало 20. И хотя количество семей не увеличивалось, население деревни росло: в 1795 году состояло из 61, в 1816 году - 124, 1834 году - 167, в 1850 году - 205, в 1859 году из 232 жителей.
Туксанбаево - деревня башкирских вотчинников. Пользуясь правами вотчинников, жители деревни в 1789 году отдали в аренду, сроком на 35 лет, свои земли в долине реки Камышлы русским крестьянам. В 1794 году вотчинники Кульиль- Минской волости продали часть своей земли в долине реки Агидель сержанту Хлебникову. Среди башкир, участвовавших в сделке от имени жителей волости, есть имена жителей деревни Туксанбаево Батырши Алдарова и Туксанбая Араптанова (МИБ, т.5, стр. 198-199, 338). Все жители деревни Туксанбаево были башкирами. Об этом можно судить по материалам ревизий, проведенных в XIX веке. И только в материалах V ревизии показано, что в 1795 году в Туксанбаево переселился из деревни Абдрашитово ясачный татарин Абдул Уразаев с двумя сыновьями. А в материалах ревизий 1816, 1834 годов ни Уразаев, ни его сыновья в списках жителей деревни не указаны. Видимо вернулись в свою деревню. В материалах VIII ревизии 1834 года в деревне Туксанбаево показано, что там проживало 132 вотчинника и 35 башкир-припущенников из сарали-Минской волости Мензелинского уезда. Первы раз по договору от 17 февраля 1747 года вотчинники приняли к себе башкир из Сарали-Минской волости Ногайской дороги. В тексте говорится, что "в 1774 году подали они в Уфимскую провинциальную канцелярию челобитье и з тамгами нашими письму припустили мы Бялкур и Сафар с товарыщи, на свою вотчинную землю по Деме и по Белой рекам Ногайской дороги Сарали-Минской волости родственниковсвоих- старшину Рахматуллу Саркина .... с тов. с детьми и племянниками для поселения дворами. Зелею владеть вечно из платежа в казну ясака по 4 куницы, по полубатман меду повсягодно, остальной ясак платить нам, Бялкуру и Сафару с товарыщи". Это были соседи, получившие впоследствии равные права с вотчинниками. По договору 8 апреля 1793 года туксанбаевцы приняли к себе башкир из деревни Сарсаз-Такирмен Сарали- Минской волости, но не из Ногайской дороги, а из будущего Мензелинского уезда Казанской дороги. Деревня Туксанбаево сначала входила в состав 7 кантона, затем 12 кантона, 13 кантона 28 юрты. С 1865 года входила в состав 14 юрты 22 кантона.
Жители Деревни Туксанбаево принимали участие в Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона. На полях сражений героически погибли Курмангул Давлетшин (1789 г.р.), Муатша Алдаров ( 1784 г.р.), Бикчентай Исламгулов (1788 г.р.), Исламгул Миндекаев (1783 г.р.), Давлетша Алдаров, которого все считали погибшим, вернулся в родные края в 1817 году.
В материалах IX ревизии1850 года, которую в деревне Туксанбаево проводил белебеевский мещанин Дулесов, имеется запись о том, что Мифтахетдин с 1 февраля 1850 года находится в тюрьме. Перепись проходила 30 июня 1850 года. Значит, он уже сидел 5 месяцев, когда он вышел, за что сидел до сих пор не известно.
Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. В 1867-1871 гг. сидел в тюрьме города Троицка по доносу казахского бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии.
Акмулла умер 8 октября 1895 года вблизи железнодорожной станции Сыростан под Златоустом. Похоронен на мусульманском кладбище города Миаса

АКМУЛЛА

Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством был выпущен сборник произведений на башкирском языке. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако многие произведения поэта-сэсэна или еще не найдены, или, возможно, к сожалению, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины.

М.Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, так как они  создавались прежде всего для устного исполнения. Стихи поэта распространяются и в рукописной форме. В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта маленькая книга, к сожалению, оказалась первым и последним прижизненным изданием произведений поэта. В 1904 и 1907 гг. также в Казани были выпущены в свет два сборника стихотворений Акмуллы. Сборники эти небольшие по объему. Оба близки по содержанию. В одной из книг помещена статья Фатиха Карима, в которой автор дает интересные и ценные сведения об Акмулле, о его родителях. Ряд ценных материалов из наследия Акмуллы собрал до революции поэт-просветитель Хасан Гали. Рукопись Х.Гали под названием «Произведения Акмуллы» хранится в научной библиотеке Академии наук Казахстана в Алма-Ате. Часть стихов, вошедших в нее, была использована Сакеном Сейфуллиным при составлении им сборника Акмуллы, который издавался в Алма-Ате в 1935 году. Материалы Х.Гали также хранятся в научной библиотеке Казанского университета.

В башкирском литературоведении большой вклад в изучение жизни и творчества Акмуллы внес А.И.Харисов. А.Х.Вильданов в своей кандидатской диссертации «Просветительская литература в Башкирии и поэзия Мифтахетдина Акмуллы» и книге об Акмулле осветил биографию и творчество поэта. Вместе с Г.С.Кунафиным выпустили книгу «Общественно-политические и философские взгляды М.Акмуллы», эта же тема нашла отражение в исследованиях Р.Шакура.

Особо следует сказать о трудах Г. Шафикова об Акмулле «Белый сокол башкирской поэзии», «Последняя вспышка лампы», «Акмулла» и других, где ярко раскрывается его роль в развитии башкирской народной философской мысли, изложенной в поэтической форме.

В монографии Д.Ж.Валеева рассматривается общественно-философское мировоззрение Акмуллы, хотя и в сжатой форме. Если на сегодняшний день биография и жизненный путь Акмуллы более или менее освещены, то роль Акмуллы в тюркском мире, его роль в поэзии как мыслителя и просветителя изучены и освещены недостаточно.



 ВЗГЛЯДЫ АКМУЛЛЫ

Годы творческой деятельности Мифтахетдина Акмуллы приходятся в основном на вторую половину XIX века. Его путь поэта-сэсэна, начавшись в середине века, продолжается в течение четырех с половиной десятилетий. В формировании Мифтахетдина как личности, в зарождении его взглядов особое значение имеют реальные условия жизни и действительности Башкирии сороковых, а в некоторой степени и тридцатых годов, т.е. годы детства и юности будущего поэта.

XIX век — один из тяжелых, драматических периодов в истории Башкирии, в судьбе башкирского народа. Это, прежде всего, период дальнейшей колонизации башкир не только в области экономики, но и  в области духовной культуры, век жестокого подавления передовой общественной мысли башкирского общества, свободолюбивых идей, идей национального равенства и социальной гармонии. Поэтому, если, с одной стороны, Башкирию XIX века мы должны рассматривать в едином плане социально-экономических процессов, происходивших по всей стране, то, с другой стороны, нельзя не брать во внимание царизм как основную силу духовного угнетения башкирского народа, как одно из проявлений национально-колониальной политики Российской империи.

Каковы же были социально-экономические условия в Башкирии и России в указанный период? В России происходило разложение крепостного  права и появление новых, капиталистических, общественно-экономических отношений. В Башкирии развивались товарно-денежные отношения, росли кустарные промыслы и капиталистическая промышленность. Шел процесс социального расслоения крестьянства.

В конце XVIII века, в 1798 году в Башкирии был установлен военно-политический режим, выразившийся в организации Войска башкирского. По мнению А.З.Асфандиярова, «кантонная система была крупным военно-политическим актом, рассчитанным на укрепление позиций царизма в Башкирии, на создание военного плацдарма с целью присоединения к России восточных народов» . Просуществовавшая с 1798 по 1865 год кантонная система поставила башкирский народ и его культуру, особенно его нравственные устои, перед большими испытаниями. Кантонная система, если об этом сказать кратко, значила следующее. Вся Башкирия была поделена на кантоны и войсковые юрты. Управление сосредотачивалось в руках военных. Во главе всей этой служебной иерархии находился Оренбургский генерал-губернатор, которому подчинялись кантонные начальники из башкир. Фактически башкирские воины­ должны были нести нелегкую службу на восточных границах России. Ничем иным, как издевательством и моральным растлением башкир, нельзя назвать использование их в карательных операциях, а также принуждение участвовать в завоевании царизмом тюркских народов Средней Азии, единоверцев и родственников по происхождению. В 1825—1840 гг. они участвовали вместе с оренбургскими и уральскими казаками в карательных операциях в казахских степях, а в 1839—1840 гг. только в Хивинской экспедиции участвовало более 8000 башкир. «Насильственное воздействие на характер башкир убило в них, прежде всего, всякую самостоятельность, приучило их к жизни и работе под опекой, по чужой воле».

Развитие капитализма в середине XIX века дает значительный толчок рос­ту и обновлению общественной мысли в Башкирии. Положительно сказывались в этом и сдвиги в деле народного образования Оренбургского края (организация школ различного типа, медресе, гимназий). В 1824 году в  Оренбурге открывается Неплюевское военное училище. В учебных заведениях начинают преподавать естественные науки, языки. Во второй половине XIX века, после упразднения кантонной системы управления в 1865 году, начинается новый этап в развитии общественной мысли Башкирии. Этот период с полным на то основанием может быть назван  эпохой просвещения башкир, охватываю­щей историческое время с 60-х годов XIX столетия по начало ХХ века. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения были М.Бекчурин, А.Куватов, М.Уметбаев, М.Акмулла, Р.Фахретдинов, М.Баишев, Ю.Бикбов и другие. Взглядам этих мыслителей присущ здравый смысл и осознание необходимости светского образования, свободного от религиозной ортодоксальнос­ти и догматизма. Они все выступают как умеренные последователи ислама, особенно его нравственных постулатов. Если характеризировать башкирское просветительство в целом, его интеллектуальный потенциал определяется, во-первых, ориентацией на проблему человека, а отсюда и абсолютизация роли морально-этического фактора как важнейшего средства общественного прог­ресса. Во-вторых, башкир­ское просветительство выделяется своей слабой обращенностью к политическим проблемам, в нем почти не затрагиваются национальный вопрос, национальный суверенитет. В-третьих, башкирское просветительство было  устремлено к национальному самопознанию, чтобы лучше узнать свой народ.



ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ, ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ,

ФИЛОСОФСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЭТА

Акмулла, без сомнения, выдающийся поэт и мыслитель XIX века. Он всю свою жизнь, весь щедрый талант посвятил служению народу. «В основе идейно-эстетических взглядов Акмуллы, — пишет профессор А.И.Харисов, — лежит признание непримиримой враждебности разума и темноты, просвещения и невежества. Поэт считает, что несправедливость в обществе сохраняется только потому так долго, что ум и просвещение до сих пор не смогли восторжествовать над темнотой и невежеством»4. Поэт, обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам:

Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно,

Среди нас неучей много, образованных мало.

Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться

невежества, братья мои.

Обрати внимание: в ученье благородство и почет,

От злобы и невежества множество бед идет.

Образованным в воздухе летать, в воде плавать,

И нет в том святости и чуда.

Глубоким по мысли философским обобщением и прекрасным образным решением завершается последняя строфа этого стихотворения, имеющего важнейшее, программное значение в творчестве поэта:

Прибавив к шести единицу, не получишь десяти,

Повернув часовую стрелку,

Не сделаешь день ночью.

С таким же призывом обращается поэт и учитель к казахскому народу в стихотворении «Мужества свойство — в просвещении»:

Человеку трудно за богатством угнаться,

Нет проку от устаревших понятий.

Достоинство мужчины — в просвещении,

Не следует беспечными оставаться к ремеслу.

Ведь у казаха под кочевым кошем

Нет ремесла, будто спит он под одеялом.

Коль беззаботным оставаться, опозоришься,

Не думайте, что нет неприятеля за лесом.

Все мы едины от природы,

Есть единое различие в одном качестве:

Не почитаете человека, который знание сеет,

Подумайте, хорошо ли это для просвещения?

А далее следует целый ряд поэтических параллелей — день и ночь, всадник и пешеход, дальний и ближний, сонный и бодрствующий, призванные выразить мысль автора:

Жизнь в странах других словно день,

Жизнь отсталой страны — словно ночь.

Подумайте сами, пошевелив мозгами:

Все это бросается в глаза, как родинка.

Не одинаковы всадник и пешеход,

Одинаковы ли дальний и ближний?

Если присмотреться, сколько разницы…

Будут ли одинаковы сонный и бодрствующий?

Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в условиях Башкирии и Казахстана. Акмулла всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он еще не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще, в философских взглядах Акмуллы центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие трудового народа можно устранить путем просвещения.

Тем самым, М.Акмулла, М.Уметбаев приходят к идее просвещенного гуманизма, так же как Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищев. Хотя в своих взглядах Акмулла и далек от признания антинародной сущности эксплуататорского общества и политики царского правительства, но он находится в определенной оппозиции по отношению к ним, его поэзия звучит стихийным протестом против существующего общества. У Акмуллы диалектический подход к прошлому, к духовным ценностям народа. В его стихах часто повто­ряются слова «карт дана» (старый мудрец), произнесенные им с уважением и почтением по отношению к аксакалам — носителям народного ума и нравственности. Для поэта высшая ценность — здоровая нравственная основа личности, чистота души и помыслов человека. Акмулла проявляет в своих стихах довольно широкий взгляд на природу нравственного здоровья и пороков человека:

Дурному дай власть — разорит страну,

Глупого приголубишь — распустится вконец.

Неважно, чиновник ли он, простолюдин ли,

Важнее, каков он,

Бывает, что беспутного аргамака рабочая лошадь обгонит,

Пусть султан он или император.

Человеком движет необходимость есть и пить (т.е. ризык) — разве в этом не отражение, пусть и стихийных, но материалистических взглядов поэта, не сама ли диалектика жизни в них? «Из воды масла не выжмешь, как бы ее не толол», «слепая овца и невежественный человек не узрят лучей», «баем не станешь от того, что царским кушаком опояшешься». В этих оборотах и афоризмах воплощена мудрость жизни, навеянная реальными картинами бытия. Акмулла очень тонко чувствует диалектическое единство, взаимосвязанность и взаимообусловленность явлений действительности. Он нередко поднимается до правильного понимания объективного мира, его бесконечности, безграничных возможностей познавательной деятельности человека. Он сам, как старый мудрец, прошедший большой жизненный путь, наблюдает окружающий мир, ищет суть различных явлений и процессов. Стремится поведать все это своим современникам, раскрыть им глаза, содействовать в их духовном развитии.

Его философия служит воспитанию ума и чувств человека, пропаганде просветительства и знаний. Акмулла, таким образом, очень часто добивается верных с диалектической точки зрения открытий и обобщений. В этом плане особенно выделяется цикл стихов о явлениях природы, о временах года. Это такие стихи, как «Голубизна», «Весна», «Ночь и день», «Осень», «Вода», «Ветер», «Огонь», «Поч­ва». Они посвящены описанию картин и явлений природы. В них радостный, изумленный взгляд поэта-философа на мир природы, его раздумья и размышления. В стихах «Весна», «Ночь и день», «Осень», «Почва» различные явления окружающую мира даются в диалектической взаимосвязанности друг с другом.

В основе всего — почва,

Жизнь дает она всему живому.

Бесконечны изменения природы,

И все они с почвой связаны.

А вот картины сменяющихся друг за другом летнего дня и ночи. Стихотворение «Ночь и день»:

День создан прекраснее ночи.

Достойно ночи: рядом с луной звезды.

Коль дождь, кажется, что наслаждение для вселенной.

Переливаясь оттенками, зеленеет лик земли.

Короткое, в четыре строки, стихотворение «Вода» также вправе считаться маленьким шедевром в творчестве Акмуллы:

Течет вода (река), журча на перекатах,

Зимой стынет, по осени чуть подрагивает.

То разливаясь, то выходя из берегов,

Но и она вянет иногда понемногу.

Явно в философском плане решено стихотворение «Огонь»:

Все в мире подвержено огню.

Все растения, сгорая, исчезают.

Таково свойство природы:

Огнем и золой став, в итоге превратиться в ничто.

В цикле стихов о природе жизнь окружающего мира предстает как прекрасное, как отражение вечно движущегося и обновляющегося мира, сменяющихся одна за другой картин бытия. В них — многообразие красок, гармония и музыка звуков. Жизнь природы воплощена в них как отражение вечности в ее бесконечных переменах, движении и развитии.

М. Акмулла большое внимание в своем творчестве уделил нравственно-эстетической теме. Осмысливая окружающую действительность через призму нравственных оценок, Акмулла выходит к широким философским обобщениям. В назидательно-дидактических стихах поэта, порой граничащих с морализаторством, весьма близких по смыслу к рубаи Омара Хайяма, видно высокое уважение к человеку, сочувствие его судьбе; его поучения говорят о желании помочь людям, страдающим от материального и духовного порабощения. В стихотворении «Мир» он пишет:

Мир многолик, а страсть у всех одна:

К наживе она устремлена.

С утра до ночи мы ловчим,

Чтобы свое брюхо насытить.

Акмулла был верующим человеком, но это не мешало ему выступить с реалистических позиций, свободных от мистики и веры в чудеса. В то же время Акмулла верил в судьбу. Это особенно проявилось в его стихотворении «Место мое — в тюрьме».

Никому не избежать велений судьбы,

Будь он султан, будь император.

Вера в судьбу определила также и некоторые черты объективизма его мировоззрения, его скептическое отношение к миру. Это связано также с влиянием суфизма, характерного для духовной атмосферы Башкирии XIX века. Немалое влияние испытал Акмулла от творчества поэта-суфиста Шамсутдина Заки (Шамсутдин Заки преподавал в медресе села Стерлибашево, в котором учился М.Акмулла). Как представитель традиций суфизма, Акмулла глубоко понимал очищающую роль человеческих страданий, которых люди не могут избежать. «Не испытавший лишений бывает кичлив, только невзгоды жизни успокоят его душу», — говорит поэт. Несмотря на то, что скептизицизм в творчестве Акмуллы занимал значительное место, в основном он стоял на позициях рационализма. В познании он увидел ту социальную пружину, с помощью которой можно преобразовать общество на началах социальной справедливости. С этим было связано его подвижничество и стремление во что бы то ни стало просвещать народ. Знаниям в системе своих взглядов поэт отводил центральное место. Невежество и незнание приносят не только заблуждения, но и тяжкие страдания. Знания помогают людям открыть тайны мироздания. «Будь дея­телен, в познании найдешь ты наслажденье, боится неведения — источника бедствий, познавший летает в небе и плавает в воде, и нет здесь ни чудотворства, ни колдовства».

Тонко понимая различие между светскими знаниями и религиозным верованием, Акмулла выступает за светское образование, видя в этом одно из средств нравственного просвещения и воспитания. «Изучив науки, ты познаешь добро, став совершенным, ты сделаешь добро».

Поэт уверен, что с помощью моральных проповедей можно установить отношения равенства и доверия людей. В этом состояла особенность просветительства Акмуллы. Моральное совершенство личности должно лечь в основу разумного общественного устройства.

Избавься, человек, от пороков,

Чтобы не был ты вместилищем грязи.

В отличие от многих философов, по мнению которых знания должны выступать одним из оснований морального воспитания, у Акмуллы, наоборот, моральное воспитание должно предшествовать получению знаний, т.е. должно быть фактором познания. «Уничтожим в себе к соблазнам и проступкам стремления, иначе не получим мы пользы от познания», — пишет поэт. Вероятно, в этом случае не нужно вести речь о том, насколько Акмулла был прав или неправ. Уместнее заметить, что он по-своему прав, указывая на один из аспектов взаимовлияния нравственности и знаний. Исходным моментом этических воззрений Акмуллы является представление о существовании непреходящих нравственных ценностей, во что поэт искренне верен.

От того, что посеешь зло, не исчезнет добро.

Если золото вымажешь в грязи, от этого не потеряет блеска оно.

Добро как моральный феномен приложено не ко всем случаям жизни.

Обездоленного поймет только обездоленный.

Если повесишь на шею собаки жемчуг,

Вряд ли это будет оценено.

Акмулла тонко подмечает один из важных аспектов морали, согласно которому моральные ценности могут оказывать влияние только на тех людей, которые моральные нормы воспринимают как свои убеждения. Слабость позиций абстрактного морализаторства Акмулла представляет только в одном отношении, а именно: моральные поучения полезны только тем, кто их понимает, т.е. Акмулла отрицает не морализаторство вообще, а только его некоторые формы. Отсюда и вытекает особенность понимания относительности моральных представлений.

Сколько ни куй, железо не превратишь в алмаз,

Как не убеждай осла, не сделаешь его другом.

Хотя относительность нравственных взглядов для Акмуллы была очевидной, он выводил ее не из различий социально-экономического порядка, а из самого общественного морального сознания, складывающегося в XIX веке. Рассмотрение нравственных проблем в отрыве от социально- экономических и политико-правовых отношений объективно приводило Акмуллу на позиции абстрактного гуманизма, поэтому в представлении поэта моральные качества человека не зависят от его общественного положения, не зависят от социального статуса:

Злого сделаешь начальником юрт — разорит,

Дурака возвысишь, а он — ноги на стол.

Не смотри, что он начальник или бедняк,

Посмотри сначала на его дела.



Иначе кляча лучше плохого тулпара…

Противоречивость воззрений Акмуллы вполне объяснима. Она не связана с тем, что, с одной стороны, он не видит того, что поведение людей определяется способом присвоения ими средств существования. Не понимая причин человеческого бесправия, угнетения и желая избавить от них общество, Акмулла вынужденно обращается к идеям просветительства.
Каталог: data -> olimp
olimp -> Александр II и отмена крепостного права в россии объект исследования
olimp -> Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла (1831 1835) один из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы и общественно-политической мысли Башкирии XIX столетия
olimp -> 2. Моцарт биография великого человека
olimp -> Первая глава Творчество поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы
olimp -> Биография 8-я императрица всероссийская период правления 28 июня
olimp -> Харисова Альмира Илусовна 7 класс Интернет-викторина, посвященная 180-летию со дня рождения М. Акмуллы
olimp -> Интернет-викторина, посвященная 180-летию со дня рождения М. Акмуллы
olimp -> М. Акмулла родился 26 декабря 1831 года в д. Туксанбай Белебеевского уезда Уфимской губернии
olimp -> Исследование с историко-биографического комментария и анализа стихотворений, в ходе чего и будут выявлены основные общности произведений

  • Жизненный путь Акмуллы
  • ВЗГЛЯДЫ АКМУЛЛЫ
  • ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ, ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЭТА