Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Мы на земле живем нелепо ». Анализ рассказа В. М. Шукшина «Жил человек…»




Скачать 167.87 Kb.
Дата03.03.2018
Размер167.87 Kb.
ТипУрок
Мифтахитдинова Луиза Рафгатовна, учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.С.Макаренко г.Орска» Название предмета Литература Класс 11 УМК Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. [В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред.В.П.Журавлева.-17-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 445с. Уровень обучения Базовый Тема урока «Мы на земле живем нелепо...». Анализ рассказа В.М.Шукшина «Жил человек…» Общее количество часов, отведенное на изучение темы 3 часа Место урока в системе уроков по теме 1 урок в теме «Проза второй половины XX века» Цели урока: обобщение имеющихся знаний о творчестве В.М. Шукшина; раскрытие понятия «исповедальное пространство»; выявление особенностей рассказа как литературного жанра в творчестве В.М. Шукшина; развитие навыков анализа текста (умения определять проблематику и художественные особенности рассказа) Задачи урока: совершенствование навыков анализа художественного произведения при использовании сведений по истории и теории литературы; выражение своего отношения в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; соотнесение художественной литературы с общественной жизнью. Планируемые результаты: Знать проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов. Уметь анализировать произведение с точки зрения идейно – художественного своеобразия и в контексте биографии автора; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, аргументировать позицию и координировать ее с позициями партнёров при выработке общего мнения. Техническое обеспечение урока – интерактивная доска Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на Интернет-ресурсы): 1. Учебник Литература. 11 класс. под ред.В.П.Журавлева. 2. Чернова Л. Н. «Несу родину в душе...». Изучение биографии В. М. Шукшина на занятиях элективного курса Литература в школе. - 2008. - № 10. - С. 45-48. - 0,2 п. л. 3. Творчество В.М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Науч. редактор А.А. Чувакин; Ред.-сост. О.Г. Левашова.-Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. 4. http:www.shukshin.ru 5. http:shuckshin.narod.ru «Мы на земле живем нелепо...». Анализ рассказа В.М.Шукшина «Жил человек…» С готовой, с красивой душой навек Отнюдь не рождается человек. Ничто ведь само не строится. Э.Асадов Ход урока. 1. Организационный момент. 2.Мотивация. Слово учителя. Звучит музыка А.Рыбникова (фонограмма «Вдохновение…»). Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А.Дементьева. Мы на земле живём нелепо! И суетливо... Потому Я отлучаюсь часто в небо, Чтобы остаться одному. Чтоб вспомнить то, Что позабылось, Уйти от мелочных обид, И небо мне окажет милость – Покоем душу напоит.   А я смотрю на землю сверху Сквозь синеву, Сквозь высоту – И обретаю снова веру В земную нашу доброту.   И обретаю веру в счастье, Хотя так призрачно оно. Как хорошо по небу мчаться, Когда вернуться суждено. Это строчки стихотворения А. Дементьева, одного из известнейших русских поэтов второй половины XX века, который в своем творчестве утверждает идеалы романтики, гуманизма  и сострадания, чьи произведения отличает обострённое чувство патриотизма, неприятия отрицательных черт современности, горькая ирония, лиричность, оптимизм, наслаждение элементарными радостями жизни, любовь к природе. Это поэт, который оставляет в человеке веру, надежду и любовь. Прочитаешь - слезы в глазах, тепло на душе, а потом и люди становятся добрее, светлее, красивее. Почему А.Дементьев На мой взгляд, его стихотворения созвучны творчеству В.М.Шукшина, к личности и одному из произведений которого мы обращаемся сегодня на уроке. Просмотр видеоролика памяти В.М.Шукшина (Песня «Посвящение» в исполнении О.Воронец). Каждая песня этой исполнительницы звучала убедительно. У певицы редчайший по красоте и диапазону голос, самобытная и яркая манера исполнения, а репертуар Ольги Борисовны всегда был пронизан чувствами сострадания, любви, человечности, стремлением раскрыть национальный характер русского человека. 3. Целеполагание. Итак, мы будем говорить о творчестве В.М. Шукшина, который видел в способности чистого человеческого сердца к добру самое дорогое богатство. «Если мы в чём-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил он. Шукшин считал главным в своей художественной позиции «вместе со своими героями найти и раскрыть вечные, непреходящие духовные ценности, такие, как доброта, душевная щедрость, совесть». Мы обращаемся к литературному наследию Шукшина, ведь в центре художественного видения его произведений не проблема как таковая, а человек. (запись темы урока, эпиграфа в тетрадь) 4. Проверка домашнего задания (жизнь и творческий путь В.М.Шукшина) осуществляется по группам: 1гр. – заполнить таблицу «Краткие сведения о В. Шукшине» Фамилия, имя, отчество Василий Макарович Шукшин Годы жизни 1929 — 1974 Место рождения Село Сростки Алтайского края Трудовая биография (до института) Работал в колхозе, на производстве: разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком; служил на флоте, преподавал в вечерней школе русский язык и литературу Образование Всесоюзный государственный институт кинематографии Профессия Актер, режиссер, сценарист, писатель Актерские работы В фильмах «Два Федора» (еще студентом), «Золотой эшелон», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину» Произведения Книги рассказов: «Сельские жители» (1963), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973); сценарий «Живет такой парень» (1964), «Калина красная» (1973); романы «Любавины» (1965), «Я пришел дать вам волю» (1968); повести «До третьих петухов», «А поутру они проснулись» (изданы посмертно) Главные темы произве­дений Особенности русского национального характера, вера и неверие, талантливость человека 2гр. – дополнить биографические факты 1. В.М. Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края ____________ 2. После демобилизации из армии в Сростках В.М. Шукшин работал в вечерней школе сельской молодёжи учителем ___________________________________________________ 3. В августе 1954 года В.М.Шукшин поступил ______________________________________ 4. В 1958 году в печати появился первый рассказ В.М. Шукшина______________________ 5. В 1963 году в Москве в издательстве «Молодая гвардия» вышел в свет первый сборник В.М. Шукшина ________________________________________________________________ 6. Первой режиссёрской работой В. М. Шукшина в 1964 году стал фильм _____________ 7. Главную роль в фильме В. Шукшина «Живёт такой парень» сыграл_________________ 8. В одном из фильмов Шукшина скромная пожилая женщина рано утром открывает ставни. Эта женщина–мать В.М.Шукшина, Мария Сергеевна. Это был фильм___________________ 9. Главную мужскую роль Ивана Расторгуева в фильме «Печки- лавочки» сыграл________ 10. Последней режиссёрской работой В.М. Шукшина стал фильм______________________ 11. В 1974 году В.М. Шукшин был признан лучшим актёром года за исполнение роли______ 12. В.М. Шукшин скончался 2 октября 1974 года на съёмках фильма___________________ 13. В 1976 году за творческие достижения в киноискусстве В.М. Шукшину посмертно была присуждена _____________________________________________________________ 3гр. – Составить кластер «Особенности рассказа как литературного жанра» В рассказе выделяются три части: завязка, кульминация, развязка Малая эпическая форма, говорящая об отдельном событии из жизни человека. рассказ От рассказа требуется четкость изображения места действия, живость действующих лиц, точность и красочность языка Рассказ должен быть написан так, чтобы читатель видел всё, о чём рассказывает автор Единство персонажа Сжатость содержания Единство времени и действия 4 гр. – Пользуясь справочной литературой, найдите объяснение следующим словам и выражениям: «исповедальное пространство», «чудик», «срез времени», «гуманизм», «самобытность», «цена», «ценность», «совестливость». 5. Беседа по рассказу В.М.Шукшина «Жил человек…» Вадим Сергеевич Шефнер в стихотворении «Глоток» замечал: До обидного жизнь коротка, Ненадолго венчают на царство,- От глотка молока до глотка Подносимого с плачем лекарства. Но меж теми глотками - заметь!- Нам немало на выбор дается: Можно дома за чаем сидеть, Можно пить из далеких колодцев. - Почему в начале разговора о рассказе В.М.Шукшина «Жил человек…» я процитировала именно эти четверостишия - Почему жанр рассказа (В жанре рассказа в русской литературе до Шукшина уже писали Чехов и Зощенко. Именно их традиции продолжал В.М.Шукшин, когда в 60 - 70-х годах создавал свои небольшие рассказы-сценки. В рабочих записях Шукшина есть такие строчки: «Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом. Когда роман дописан и автор умер». В статье «Как я понимаю рассказ» Шукшин утверждает: «Без искренней тревожной думы о человеке, о добре, зле и красоте не может быть писателя»). - Вспомним отличие рассказа от иных жанров. (группа, составлявшая кластер «Особенности рассказа как литературного жанра», называет эти особенности, обучающиеся записывают основное в тетрадь) - Каковы же особенности рассказа В.М.Шукшина «Жил человек…» - «Вот как бывает…» Почему рассказ начинается этой фразой Чем объяснить многоточие - О чем рассказ Почему действие происходит в больнице - Какое впечатление производят на вас герои рассказа Как раскрываются характеры героев - Дайте описание «голубоглазого». - Как вы думаете, почему у него нет имени - Какими словами автор заменяет имя (видел человека; русский человек; сухонький, голубоглазый; синеглазый; невыразимо прекрасными, печальными глазами; он; человека не стало) - Почему такое большое внимание уделяется глазам (Василий Александрович Сухомлинский писал: «Есть такая опасная вещь – лень души. Загляни к себе в душу. Нет ли в ней зёрнышка этой беды. Если есть – выбрось её. Не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Ты идёшь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что пред тобой – горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа – это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни – лень души. Преодолей в себе болезнь. Всматривайся во всё, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек…») - Стоит задуматься: всегда ли мы по-человечески поступаем Вроде бы ничего особенного, а человеку больно… - Как характеризует героя спор с «каким-то в полосатой шёлковой пижаме» - Что узнаём из рассказа о герое Какой композиционный приём использовал автор в данном случае - Какова судьба героя - Каких частей речи больше в рассказе (глаголы: пришёл, убило, померла, сломали, волокётся, нанялся рубить, долбаю, жил, сосну, просыпаюсь, полетели, саданула, кричу, узнала) Почему дано имя сторожихе Почему «Глебовна» - Что даёт для понимания героя и его судьбы выражение: «Это многие тогда так, года по три с костылями ходили» - Можно ли рассказ героя о жизни назвать «исповедальным пространством» (Одиночество героя, беззащитность). - Для какой цели вводится неумело рассказанный и незаконченный анекдот (Внутреннее состояние героя передает и его речь: слишком эмоциональная, бессвязная, незаконченная). - Почему после смерти героя рассказчик переживает запоздалое раскаяние Объясните фразу: «Светлая точка…Прыгает и оставляет за собой тусклый следок, который тут же и гаснет». - И вновь обращаюсь к строчкам стихотворения А.Дементьева:  Лишь рядом со смертью Вдруг сердце пронзит Забытое чувство вины Перед теми, С кем делишь привычно Судьбу или быт. К кому привыкаешь, Как к собственной тени. - Обратите внимание на семикратное использование глагола «прыгает» в этих абзацах: «прыгает, прыгнет, прыгала» - итог жизни. Итак, рассказ не загромождён ничем лишним. В диалогах учтены не только малозначительные реплики, но и паузы, уплотнённые за счёт максимального сокращения поясняющей авторской речи. Повышенная чуткость к мимике, жестам, к проявлениям чувств характерна для рассказа. Тщательно выверяя любую, казалось бы, мелочь, каждый штрих, Шукшин всегда пишет с расчётом на сотворчество читателя, на его додумывание того, что автор по необходимости опустил. Шукшина интересует некий «момент» жизни человеческой души (нет сюжета в привычном понимании). Жизнь оказывается сложнее того, что о ней думают. В герое привлекает искренность, открытость, какая-то незащищенность. Это человек с обнажённой душой. - Почему рассказ называется «Жил человек…» Какой смысл вкладывает Шукшин в название Каким образом автор передаёт своё отношение к герою - Можно ли в данном рассказе выявить проблему равнодушия (В последнее время проблема равнодушия является одной из центральных в нашей жизни, равнодушие творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление). - Какую правду о жизни рассказывает Шукшин Как вы поняли смысл последних предложений рассказа: «Этот и вовсе трудно жил. Значит, нужно, что ли, чтобы мы жили Или как Допустим, нужно, чтобы мы жили, то тогда зачем не отняли у нас этот проклятый дар — вечно мучительно и бесплодно пытаться понять: «А зачем все» Вон уж научились видеть, как сердце останавливается… А зачем все, зачем! И никуда с этим не докричишься, никто не услышит. Жить уж, не оглядываться, уходить и уходить вперед, сколько отмерено. Похоже, умирать-то — не страшно» - Как же преодолеть «нелепость жизни» Что нужно ценить В чём смысл эпиграфа к уроку - Каковы особенности стиля рассказа (Краткие строки – строчки. Стиль почти телеграфный, но каждое слово многозначно, с огромным подтекстом. Предложения короткие, фразы следуют через запятую. Много многоточий – побуждение к рассуждению, своеобразный приём умолчания, который ведёт к философскому, нравственному содержанию рассказа). - Насколько актуален рассказ «Жил человек…» в 21 веке (Вопросы, поставленные писателем много лет назад: «Что есть нравственность Что с нами происходит Что такое нравственная глухота» — со всей определенностью и остротой задаются и нашим временем). 6. Слово учителя. Нравственное здоровье современного общества было предметом особенно мучительных раздумий писателя. В.М.Шукшин писал: «Добрый, добрый…Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!», «Культурный человек…Это тот, что в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант». Как прожить жизнь В чем ее высший смысл Герои В.М.Шукшина находят ответы, требовательно познавая окружающий мир, самокритично допрашивая себя. Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно растрачивать попусту. Человек тогда и велик, когда он чувствует пульс окружающего его мира, гармонию с движением бытия. Свои идеалы писатель утверждает во всех жанрах творчества. Ему дорого проявление простых и прекрасных чувств: труд, преодоление испытаний, память о родине, любовь к людям, радость общения с окружающим миром, — тот круг переживаний, который очерчивает нравственный облик человека, который свойствен живой душе. 7. Рефлексия. -Что нового узнал ты сегодня -Что оказалось сложным или не совсем понятным -Что было интересным, запомнилось больше всего -Над чем хочется поразмышлять Подводя итоги урока, я предлагаю задания по вариантам: 1 вариант- составить синквейн 1. Шукшин. 2. 2 прилагательных. 3. 3 глагола. 4. высказывание. 5. образный синоним. 2 вариант – написать словарную статью о В.М.Шукшине для энциклопедии «Русские писатели ХХ века» (проверка синквейна и словарной статьи) 7. Выставление оценок за урок. 8. Домашнее задание: 1. Работа с текстом либо написание сочинения-рассуждения по модели. Приложение 1. (Подготовка к итоговой аттестации). 2. Индивидуальные задания к следующему уроку. 9. Слово учителя. Бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью. А рассказ В.М.Шукшина призывает нас задуматься над своим отношением к людям, чтобы суметь разглядеть широту человеческой души. И вновь А.Дементьев: Как важно вовремя успеть Сказать кому-то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло! — Ведь всё порушить может смерть…  И запоздалая вина Потом терзает наши души. Всего-то надо – научиться слушать Того, чья жизнь обнажена.  

  • Название предмета
  • Уровень обучения
  • Планируемые результаты: Знать
  • Техническое обеспечение урока
  • «Мы на земле живем нелепо...» . Анализ рассказа В.М.Шукшина «Жил человек…»
  • Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Мотивация.
  • Просмотр видеоролика памяти В.М.Шукшина ( Песня «Посвящение» в исполнении О.Воронец) .
  • 3. Целеполагание.
  • (запись темы урока, эпиграфа в тетрадь) 4. Проверка домашнего задания (жизнь и творческий путь В.М.Шукшина) осуществляется по группам
  • 1гр. – заполнить таблицу « Краткие сведения о В. Шукшине»
  • 2гр. – дополнить биографические факты
  • 3гр. – Составить кластер «Особенности рассказа как литературного жанра»
  • 4 гр. – Пользуясь справочной литературой, найдите объяснение следующим словам и выражениям
  • (группа, составлявшая кластер «Особенности рассказа как литературного жанра», называет эти особенности, обучающиеся записывают основное в тетрадь)
  • 6. Слово учителя.
  • 2 вариант
  • 7. Выставление оценок за урок. 8. Домашнее задание
  • 9. Слово учителя.