Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Мы еще встретимся» (часть I) Пособие для тех, кто в вечном поиске, для которых каждая минута, час, день событие… Красноярск 2004г




страница1/10
Дата23.06.2017
Размер0.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство образования и науки Институт образовательной политики «Эврика» Основная общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла № 124 «Мы еще встретимся» (часть I) Пособие для тех, кто в вечном поиске, для которых каждая минута, час, день - СОбытие… Красноярск 2004г. Мы еще встретимся. (I часть) Пособие для тех, кто в вечном поиске, для которых каждая минута, час, день - СОбытие… Составители: О.Н.Гурина, С.Г.Колдаев, Н.В.Гальцева. Красноярск, 2004г. - СОДЕРЖАНИЕ ПРОЛОГ стр. 4 Старое и новое Традиционная форма Творчество ХРОНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ стр. 5 ЭПИЛОГ стр. 13 ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 14 «Сегодня и ежедневно» Мозаика нашей деятельности «Нет ничего ни хорошего, ни плохого, есть только отношение к этому»… ПРОЛОГ Часть 1. Старое и новое. Давным-давно изобрели колесо. Ученые долго думали и просчитывали. И получилось у них чудо науки – первое колесо. Квадратное! Какая надежность! А сила трения! А сколько точек опоры! И стали разъезжать по миру кареты и автомобили на квадратных колесах, Эра квадратостроения была открыта! Но вот пришел Кто-то и принес круглое колесо! Изобретение было поднято на смех: так не бывает Чем оно будет цепляется за землю! Часть 2. Традиционная форма. В школе помимо «квадратных» классов и «квадратных» уроков, есть еще и «квадратное» расписание. Урок 40минут! Десять минут оправиться! Строгое расписание: история - оправиться – литература, химия, физика - оправиться! Оправиться! Оправиться! Дети носятся по «квадратной» школе с «квадратными» глазами! Какой следующий урок! Где там осмыслить услышанное только что Где там настроиться на следующий урок! Чем помочь детям Часть 3. Творчество. Мудрец, наблюдавший за строительством Шартрского собора, обратился к трем рабочим, которые возили на тачках тяжелые камни: «Чем вы занимаетесь» - Первый ответил: «Вожу эти проклятые камни!» - Второй устало, смахнув пот: «Зарабатываю себе на хлеб». - Третий «Я строю Шартрский собор!» Эти три ответа - три жизненные позиции, которые можно проецировать на любую эпоху, любой род деятельности, но глубже и ярче на образование. Какие цели, какие ценности ставили мы перед собой, когда стали учителями Какой результат хотим получить, чтобы труд педагогов и воспитателей не уподоблялся Сизифову труду ХРОНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. Всем! Всем! Всем! К вам обращаются родители учеников школы №124 В школе потеряна НОРМА!!! Всех очевидцев и свидетелей происшествия просим обращаться к потерпевшим. Всех обратившихся ждет вознаграждение. Воображаемое выездное заседание суда проходит в школе № 124, Свердловского района г. Красноярска. Потерпевшие, обвиняемые, зеваки стоят перед входом в школу, напоминающим сказочный таинственный замок. Открывают двери и входят в холл, пол которого украшен мозаичной плиткой черный фон с ярко-красно-желто-голубыми вкраплениями. Поднимаются по лестнице, с удивлением обнаруживая обилие детских проектов, настенных рисунков. Проходя в зал через удивительную архитектуру рекреации, обилие арок, галерею детских работ, экспозицию театральных кукол, мимо причудливых деревьев, аквариума с золотыми рыбками…, обнаруживают совершенно другое пространство с ярким освещением, солидной белой колонной по центру. В левом углу, на сцене, располагаются судьи, справа – потерпевшие, далее – обвиняемые, в центре зала - скамья подсудимых… Действующие лица и исполнители: Главный подозреваемый - человек одержимый, большой выдумщик, первый заводила – МАСТЕР исп. Директор школы № 124 Ольга Николаевна Гурина Подозреваемые - взрослые – «бессонные ночи» ТВОРЦЫ дети – «насыщенные дни» исп. Детско-взрослое сообщество школы № 124 Потерпевшие – желающие, требующие, умоляющие, любящие, но не всегда справедливые ВЕЧНО ОЗАБОЧЕННЫЕ исп. Родители Судьи – строгие, независимые, требовательные, ДОБРЫЕ СОСЕДИ, но не все исп. Жители микрорайона Частный детектив Архей – главный режиссер школы, часто меняющий образы, потому что ТАЛАНТ исп. Сергей Григорьевич Колдаев Свидетели – желающие, поддерживающие, стремящиеся, ПАРТНЕРЫ исп. Детский сад № 263, ЦДТ № 2, Школа № 84, Школа № 7 Адвокат – ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ исп. Институт образовательной политики «Эврика» СУДЬИ - Слушается дело по утере НОРМЫ детско–взрослого сообщества школы № 124. Суду дано право доказать случаются ли СОбытия в школе, какой характер они носят: случайный или системный. Суд приглашает главного подозреваемого – директора школы Гурину. Ольга Николаевна, расскажите как обстояло дело. ГЛАВНЫЙ ПОДОЗРЕ- ВАЕМЫЙ - В 1995 году, 1 сентября приказом главы города Красноярска была открыта школа № 124. Унылый вид внутреннего пространства здания: темно – зеленые панели, однотипные прямоугольные помещения, узкие лестницы, отсутствие холлов, рекреаций – все это, по мнению детско-взрослого сообщества школы , говорило о невозможности «проживания». Понимая, насколько значима среда, в которой живут взрослые и дети, мы пригласили талантливых психологов, философов, искусствоведов. Педагогический коллектив стал заниматься изменением архитектурного пространства школы. ПОТЕР- ПЕВШИЕ - Но ведь на первых порах обучение шло по традиционной программе Как вы могли допустить, что в таких особенных стенах обучение шло по традиционной программе А дети демонстрировали своим поведением, что в таких «особенных» стенах школы, есть необходимость проведения «других» занятий и уроков СУДЬИ - Пригласить сюда частного детектива Архея. АРХЕЙ - В ходе девятилетнего расследования мною было установлено: действительно нет ни одного одинакового по форме класса (классы с 5 угольными закругленными стенами, классы-аквариумы), а холлы напоминают сказочный замок - здесь и арки, и лабиринты и причудливо оформленные лестницы. А во время перемен ребята начальной школы располагаются по лестнице, одни играют, другие просто разговаривают; кто-то облюбовал пространство актового зала (кстати, у него нет дверей), а кто-то – небольшое пространство возле аквариума. Третьи расположились, на ковре возле кабинета рассматривая красочные книги. ДЕТСКИЕ РЕПЛИКИ ИЗ ЗАЛА - У меня есть свой любимый уголок. - А у нас в школе коридор длинной в 59 шагов, 52 прыжка; шириной в 4 портфеля. - А вы знаете, оказывается, на стенах можно «рисовать». АРХЕЙ - Взрослые стали замечать, что у каждого ребенка есть свой «заповедный» уголок. ВЗРОСЛЫЕ ХОРОМ - Архитектурное пространство школы, построенное с учетом физиологических и психологических особенностей детей, есть «особое» пространство, потому что каждый ребенок нашел «свое» место, и оно для него интересно и значимо. СУДЬИ - Попросим тишины. За неуважения к суду вы будете выведены из зала. Директор, продолжайте… ГЛАВНЫЙ ПОДОЗРЕ- ВАЕМЫЙ - За долгие годы существования традиционного школьного образования сложилось устойчивое убеждение, что ребенок учится лучше и научается большему, если им непосредственно руководит педагог и наиболее значимо для развития ребенка – это усвоить опыт учителя. Такой подход делает учителя главной фигурой в образовательном процессе, возносит его на недосягаемую (для ученика) высоту, наделяет непререкаемым авторитетом. Это убеждение дает право взрослому воспитывать по своему образу и подобию. При таком подходе учебная деятельность учащегося состоит в подражании образцу действий и мыслей. Образцом является сам учитель, мнение которого преподносится, как единственно верное и всякое другое (отличное от учительского) считается ошибочным. В этой ситуации учащийся становится лишь объектом учебно-воспитательных воздействий, его личность рассматривается не в многомерном пространстве с окружающим миром, а в узкой плоскости соответствия педагогическим установкам» учителя. Согласно этому «хороший» учащийся – это тот, который точно следует установленному правилу образцу). «Плохой» – это тот, который предпочитает самостоятельное, нетрадиционное(«самобытное») поведение, имеющий свою точку зрения и стремящийся ее отстаивать. По традиции роль учителя – это организовать и возглавить деятельность учащихся в классе, постоянно решать что и как и кому делать Чему и как следует научиться. Какой учебный материал и в какое время них отобрать. В результате такой организации учебно-воспитательного процесса, ученик лишен возможности влиять на то, что и как он изучает. СУДЬИ - Вызывается подозреваемая - учитель начальных классов Гальцева. Наталья Владимировна, как вы можете это доказать. ПОДОЗРЕ- ВАЕМАЯ – Граждане судьи! Ну ведь уже доказано Львом Семеновичем Выготским , что «воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам».Многочисленные наблюдения и исследования психологов доказывают, что наиболее глубокое и осмысленное познание мира ребенком происходит в процессе самостоятельного взаимодействия с ним, активного исследования и экспериментирования, накопления собственного (а не усвоения чужого) опыта. В этом случае ребенок действует как субъект той деятельности, в которую он погружен.С самого рождения нашей школы мы стали задумываться об этом. Преобразование архитектурной среды стало первым шагом на пути изменения традиционных взглядов на учебно-воспитательный процесс. Подробно мы это обсуждаем в своем проекте, считая, что способность к освоению и преобразованию архитектурного (физического) пространства является первично-необходимым условием, обеспечивающим успешное освоение иных типов пространств. Способность к освоению и преобразованию архитектурного (физического пространства) может рассматриваться как модельная по отношению к освоению иных типов пространств. Современная пространственно-временная архитектоника школьной среды может и должна обеспечить детям и взрослым право быть соавторами в выстраивании того пространства, в котором они намерены разворачивать и разворачивают собственную учебную или внеучебную деятельность как единое целое. Организация пространства школьной среды подобным образом, позволила нам выстроить, «вырастить» генезис развития нашей собственной проектной школы: взрослая проектная деятельность –> детско-взрослая проектная деятельность –> детская проектная деятельность. При этом, понимая повторяемость этих процессов на новом качественном витке. За несколько лет до суда… Творческий коллектив взрослых решил, что должен появиться день, когда школа живет без привычных уроков по расписанию и звонков, где нет учеников и учителей, а есть взрослые и дети.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • ПРОЛОГ
  • К вам обращаются родители учеников школы №124
  • Действующие лица и исполнители
  • Свидетели