Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методика реализации социального проекта




Скачать 117.97 Kb.
Дата08.07.2017
Размер117.97 Kb.
ТипПояснительная записка
Методика реализации социального проекта «Умка»

Автор: Карташёва Елена Владимировна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 51 г. Томска

Томск-2010 г.


Пояснительная записка

Социальный проект «Умка» - результат совместной проектно-исследовательской и творческой деятельности старшеклассников (10-11 класс) и младших школьников (3-4 класс) под руководством учителя.

Сроки реализации – 2 года.

В 3-м классе были сформированы 3 постоянно действующие группы, им назначены консультанты – десятиклассники, имеющие обширный опыт в проектной деятельности. В совместной деятельности учителя, старшеклассников и младших школьников в течение 2-х лет были созданы социально значимые проекты: «Добрые волшебники и их уроки», «Детская литература разных эпох», «Литературное наследие Сибири», «Фразеологизм – признак веков минувших или развивающееся явление?».

Социальным этот проект можно назвать в связи с тем, что в его реализации были задействованы школьники разных возрастов, учитель информатики, работники библиотеки. Презентация проектов прошла на Днях науки в школе, на семинарах перед учителями города и области, перед студентами ТГПУ, родителями. Присутствующие высоко оценили результаты совместной деятельности.

Далее следует подробное описание методики реализации проекта «Добрые волшебники и их уроки».


Цель проекта: развитие информационных, коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе совместной проектно-исследовательской деятельности младших и старших школьников.

Задачи:

  1. Формировать и развивать навыки проектно-исследовательской деятельности школьников.

  2. Учить работать с разными источниками информации.

  3. Развивать учебную мотивацию и познавательную активность.

  4. Развивать умение самостоятельно творчески мыслить, применять свои знания на практике, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, анализировать и делать выводы.

  5. Формировать духовно-нравственные идеалы, коммуникативную культуру.

  6. Научить детей работать в команде и развивать свои индивидуальные способности.

С точки зрения познавательной деятельности данный проект является развивающим;

по характеру познавательной деятельности – исследовательским;

по методу исследования – творческим;

по содержательному аспекту – обучающим;

по количеству участников – групповым;

по характеру контактов – разновозрастным (3-4 и 10 кл.);

по продолжительности – долгосрочный (2 года).
Актуальность: за последние годы стремительно изменилось содержание школьного образования - так называемые ЗУНы отошли на второй план, а основной целью учебно-воспитательной процесса стало формирование ключевых компетенций школьников, связанных с успехом личности в современном мире. Этой цели соответствует проектно-исследовательская деятельность, и она уже стала неотъемлемой частью школьной жизни. Как уложить её в рамки школьной программы и сочетать с большой учебной нагрузкой педагога, тем более что начинать её надо как можно раньше?

Вот здесь-то и пригодится принцип преемственности – на помощь в работе с младшими школьниками придут старшеклассники, уже овладевшие основами проектной деятельности. Совместная исследовательская деятельность в группах «учитель – старшеклассники – младшие школьники» имеет ряд неоспоримых преимуществ, так как:



  • позволяет реализовать творческое сотрудничество учителя и учеников разного возраста;

  • совместная деятельность в ходе проведения проектной деятельности имеет деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку стратегии выполнения учениками каждого этапа деятельности, не ущемляя при этом его творческих способностей;

  • положительная эмоциональная окраска всей совместной деятельности способствует созданию условий для успешности учебного процесса, частью которого и является проектная деятельность;

  • реальное применение проектов, созданных учениками, очень важный фактор, ведь чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети. Они испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своей деятельности;

  • сотрудничество разновозрастных групп повышает познавательный интерес школьников, помогает развить организационные способности школьников, умение работать в команде и даже педагогические способности старшеклассников.

В ходе реализации проекта проводился мониторинг, который показал положительную динамику в качестве обученности и учебной мотивации (на 14 и 17% соответственно)



Работа над данным проектом была организована с момента начала изучения раздела «Сказки» (программа «Школа 2100», 3 класс).
Этапы реализации:

1 этап – организационный.

На данном этапе были сформированы 3 постоянно действующие группы из числа учеников 3 класса, внутри групп дети сами выбрали капитанов, затем каждой группе были назначены консультанты – десятиклассники, имеющие обширный опыт в проектной деятельности. Знакомство старшеклассников и младших школьников прошло в творческой (игровой) форме.

На этом же занятии были распределены функции все членов проекта:

шестиклассники – собирают информацию, анализируют, оформляют проекты, создают компьютерную презентацию;

старшеклассники – консультируют младших школьников, проводят обучающие тренинги по оформлению презентаций, помогают в выборе форм и методов защиты проектов;

учитель – мотивирует учащихся, наблюдает, организует, консультирует.

Проблемный вопрос, на который предстояло ответить в процессе исследования, был сформулирован так: какие недетские уроки можно извлечь из детских сказок?
2 этап - проблемно-целевой:

На этом этапе был осуществлён выбор проблемной области: литературные сказки писателей разных стран. Учащиеся выбрали сказки:

1 группа - С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

2 группа - А.С. Экзюпери. «Маленький принц»;

3 группа - О.Уайльд. «Мальчик – звезда».

Были определены задачи и конечный вид создаваемого программного продукта –мультимедийная презентация. Данное занятие прошло в виде мозгового штурма для осмысления темы проекта.


3 этап - разработки макета проекта (плана):

На данном этапе было определено содержание и примерный объем проекта, произведена его предельная детализация, прописаны роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.

На этом этапе подготовки материалов школьники учились использовать возможности глобальной компьютерной сети Интернет для поиска необходимой информации. Здесь же они учились работать с электронными энциклопедиями и мультимедийными учебниками. Далее третьеклассники искали и сортировали материал в рамках выбранной темы. Данная работа шла под наблюдением консультантов.

Этап завершился составлением плана исследования и примерного макета будущей презентации (письменное описание):



  1. Введение (актуальность, обоснование целесообразности исследования).

  2. Автор и его произведение (биография писателя, факты и события, повлиявшие на формирование мировоззрения сказочника).

  3. Содержание сказки.

  4. Чему учит сказка? Какие недетские уроки содержит?

  5. Какие вечные темы затрагивает?

  6. Выводы.

  7. Список использованных ресурсов.

Здесь же были сформулированы критерии оценки конечного продукта.
4 этап - практической работы:

На этом этапе обучающиеся проводили исследование, социологические опросы, сопоставляли и анализировали факты, делали выводы.

На обучающих семинарах с консультантами-старшеклассниками под наблюдением учителя информатики знакомились с возможностями программы MS Office Publisher и вариантами ее применения в проектной деятельности. Создавали буклеты и публикации в рамках выбранной темы исследования. А далее школьники учились оформлять результаты исследования в виде мультимедийной презентации ( MS Power Point).

Большое внимание при этом уделялось умению сформулировать цели и задачи исследования, сделать выводы. Далее обучающиеся были ознакомлены с возможностями применения текстового редактора и электронных таблиц для обработки результатов исследования, чтобы дополнить презентацию необходимыми материалами, графиками и диаграммами.


Алгоритм действий:

  1. Создание титульного слайда (указывается название и авторы проекта с возможным указанием ссылок на прикладную область проекта, консультантов и т. п.).

  2. Создание текстового содержания проекта (размещение отдельных текстовых фрагментов на различных слайдах, форматирование текста).

  3. Создание графического оформления (дизайн, фон, вставка рисунков).

  4. Создание мультимедийных эффектов (анимация, звук, видео).

  5. Настройка презентации (переходы между слайдами, средства навигации по слайдам).

Кроме того, неотъемлемой составляющей защиты проекта является творческая часть (инсценировка, стихи, газеты, рисунки и т.п.) – её тоже продумывают на этом этапе.

Именно здесь особенно значительна роль консультантов-старшеклассников: они помогают в технической части, в подготовке творческих элементов, в регулировке межличностных взаимоотношений членов команды.


5 этап - предварительной защиты:

На данном этапе осуществляется просмотр рабочей версии создаваемого проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится отладка программного продукта, готовится документация.

Здесь первая задача учителя - организовать процесс выявления недостатков,  с последующим устранением их участниками проекта. 

Для этого необходимо неоднократно протестировать созданный конечный продукт.

Необходимо сделать авторские выводы каждому участнику проекта.
6 этап - презентации (публичной защиты проекта):

На этом этапе производится защита исследовательской работы участниками проекта, готовятся рецензии и отзывы на представляемую презентацию и ее описание, дается оценка руководителем и другими участниками проектной деятельности, заполняются карточки защиты проекта.



Совместную деятельность над образовательным проек­том можно представить следующим образом:


Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1.Организациион-ный

(1-я неделя)



Определение темы, целеполагание.

Выбор рабочей группы.



1.Уточняют информацию.

2.Обсуждают задание.



1. Мотивирует учащихся.

2.Объясняет цели проекта.

3. Наблюдает.


2.Проблемно-целевой

(2-я неделя)



Анализ проблемы. Определение источников информации. Постанов­ка задач и выбор приоритетов оцен­ки результатов. Ролевое распределение в команде.

1.Формулируют задачи.

2.Уточняют информацию (источники).

3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.


1. Помогает в анализе и синтезе (по необходимости).

2. Наблюдает.



3. Планирование

(3-я неделя)



Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение плана работы.

1.Работают с информацией.

2. Проводят синтез и анализ идей.

3.Выполняют исследование.


1. Наблюдает.

2. Консультирует.



4. Практический

(4 – 6-е недели)



Выполнение проекта.

1.Выполняют исследование и работают над проектом.

2.Оформляют проект.




1. Наблюдает.

2. Советует (по необходимости).



5. Предваритель

ная защита

(7-я неделя)


Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Анализ достижения поставленной

цели.


Участвуют в коллективном анализе проекта и самооценке результатов деятельности.

1. Наблюдает.

2. Направляет процесс анализа (если необходимо).



6. Публичная защита проекта

(8-я неделя)



Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.

Оценка.


Рефлексия.

1. Защищают проект

2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.



Организует процесс коллективной оценки результатов.


Защита проектов прошла на открытом уроке-обобщении по разделу «Сказки» (программа «Школа 2100»).

Далее была проведена рефлексия, оценка проведённых исследований (критерии были выданы заранее – на 3-м этапе).



Параметры внешней оценки проектов:

1. Актуализация проекта (значимость и актуальность выдвинутых в проекте проблем, значимость и масштабность выбранной темы, цели и задачи по её реализации).

2.  Содержательная часть проекта (соответствие содержания выбранной теме, адекватность раскрытия темы проекта, необходимая и достаточная глубина проникновения в тему).

3.  Дизайн проекта (эстетика оформления).

4. Техническое исполнение проекта (перечень и обоснованность применения тех или иных технических и программных средств, владение применяемой для создания проекта технологией).

5. Анализ результата своей деятельности (авторские находки, авторские выводы, возможные «плюсы» и «минусы» проекта).

6. Возможность практического применения проекта (где и как планируется практически применить данный проект, на какую аудиторию он нацелен).

7.  Умение публичного выступления: умение держаться перед публикой, грамотно и аргументировано говорить, отстаивать свою точку зрения, задавать и отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные навыки.


Все присутствующие заполнили карту оценки проекта, которая тоже была разработана совместно с участниками групп и их консультантами.

Тема проекта_____________________
Автор __________________________
Категории оценивания проекта

(оцените по 10-балльной шкале):


Обоснование выбора данной темы (актуализация) ____

Постановка целей и задач проекта ___

Текстовое содержание (соответствие выбранной теме, раскрытие темы) ___
Дизайн ____

Авторские выводы (« » и «–» проекта, перспективы использования, соответствие целей и полученного результата) ____


Общее впечатление от проекта ____



Список использованной литературы:

  • С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»;

  • Р.Н. Бунеев «Год после детства»;

  • http:google.ru

  • http:botanik.tomsk.ru

  • http:yandex.ru

  • Оскар Уайльд - «Избранное»

  • Ричард Элман – «Оскар Уайльд биография»

  • Оскар Уайльд – «Сказки»

  • http://www.ru.wikipedia.org

  • http://moshkow.tomsk.ru

  • Планета людей: Романы, повесть-сказка/ Послесл. Галь Н.-Свердловск: Сред.-Урал. Кн.изд-во, 1985.-256с.

  • Зарубежная литература для детей и юношества. Учеб. для институтов культуры Ч. 2 Н.П. Банникова, Л.Ю.Брауде. Москва: Просвещение, 1989.-271с.;

  • Большая советская энциклопедия. 24 том, 3 изд. Москва: изд-во «Советская энциклопедия». 1978.-618 с.


Приложение
Защита проектов




Фрагменты презентаций








  • Работа над данным проектом была организована с момента начала изучения раздела «Сказки» (программа «Школа 2100», 3 класс). Этапы реализации: 1 этап – организационный.
  • 3 этап - разработки макета проекта (плана)
  • 4 этап - практической работы
  • 5 этап - предварительной защиты
  • 6 этап - презентации (публичной защиты проекта)
  • Совместную деятельность над образовательным проек­том можно представить следующим образом
  • Защита проектов прошла на открытом уроке-обобщении по разделу «Сказки» (программа «Школа 2100»).
  • Список использованной литературы
  • Приложение Защита проектов