Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методика изучения классической




Скачать 149.26 Kb.
Дата24.06.2017
Размер149.26 Kb.
ТипПояснительная записка
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

Белорусского государственного университета

________________ профессор И. С. Ровдо

____________________

Регистрационный № УД-______/баз.



МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная программа для специальности:

1–21 05 02 Русская филология







2010 г.


СоставителЬ:

О. И. Царева, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета
Рецензенты:

кафедра зарубежной литературы Белорусского государственного университета;



и. Н. Слесарева, доцент кафедры педагогики и философии образования ГУО "Академия последипломного образования", кандидат педагогических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой риторики и методики преподавания языка и литературы (протокол № 13 от 26 мая 2010 г.);

Учебно-методической комиссией филологического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 10 от 22 июня 2010 г.)

Ответственный за редакцию: О. И. Царева.

Ответственный за выпуск: О. И. Царева.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальный курс «Методика преподавания классической русской литературы» адресован иностранным студентам, обучающимся по специальности 1–21 05 02 Русская филология.



Целью спецкурса является формирование у иностранных студентов профессионально-педагогической компетентности в области методики преподавания русской литературы.

Данный спецкурс призван решить следующие задачи:

– формирование методической базы как основы будущей педагогической деятельности иностранных студентов-филологов;

ознакомление иностранных студентов-филологов с современными подходами к изучению литературных произведений, принципами, средствами, формами организации учебной деятельности, инновациями в области литературного образования;

–обучение иностранных студентов-филологов основным видам деятельности преподавателя литературы (планирование, проектирование и конструирование собственной профессиональной деятельности, организация индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся в процессе обучения литературе; контроль за качеством знаний, умений и навыков школьников; анализ результатов обучения и дальнейшее его прогнозирование).

Спекурс основывается на научной методологии, достижениях современной литературоведческой, педагогической, психологической, методической науки.

В области литературоведения спецкурс «Методика преподавания классической русской литературы» поможет иностранным студентам-филологам:

закрепить фактический материал по истории русской литературы XIXв., его закономерностях и тенденциях развития;

─ расширить знания о специфике творчества писателей-классиков;

─ углубить представление о национальной специфике русской литературы, системе ее мировоззренческих идей и этических ценностей;

– закрепить умения системного и сравнительного методически ориентированного анализа литературных произведений.

В области методики преподавания литературы спецкурс призван:

– познакомить слушателей с методическими условиями эффективного изучения классической русской литературы иностранными студентами;

– помочь иностранным студентам-филологам овладеть технологией современного занятия по литературе, методами, приемами, формами обучения литературе;

– содействовать вооружению студентов инновационными методами и приемами работы в области преподавания литературы.

Примерный тематический план спецкурса

«Методика преподавания классической русской литературы»



Названия

разделов и тем



Количество часов

Лекции

Практические

занятия


Контролируемая самостоятельная

работа (КСР)



Научная специфика методики преподавания литературы

2







Изучение русской литературы в иноязычной аудитории.

4







Анализ литературного произведения как методологическая и методическая проблема.

3







Особенности изучения произведений в родовой специфике.

2




2

Технология анализа литературного произведения.




2




Историзм в преподавании литературы.

3







Концепция изучения русской классической литературы.

1







Организация чтения и анализа литературных произведений.

2

1




Организационные формы обучения литературе.

3




2

Роль наглядности и ТСО в преподавании литературы.

4

1




Инновационные процессы в литературном образовании.

2







Количество часов

26

4

4

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

НАУЧНАЯ СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Методика преподавания литературы в ряду других научных дисциплин. Пред­мет, содержание, струк­тура курса. Методология и методы психолого-педагогиче­ского исследования. Взаимосвязь методиче­ской теории и практики. Актуальные проблемы и тенденции в преподавании литературы.

Литература как предмет преподавания. Цели и задачи, содержание, структурно-композиционная специфика учебных курсов по русской литературе. Принципы и методы литературного образования. Взаимосвязь основных элементов историко-ли­тературного образования. Комплекс теоретических основ литературы как учебного предмета; учеб­ного материала (текстов художественных произведений, исто­рико-литературных сведений); ме­тодики освоения предмета и развития культуры художе­ственного вос­приятия; видов учебной деятельности; стратегий учебного общения (форм занятий).

Профессиональная компетентность преподавателя литературы. Прогностический подход к организа­ции учебно-воспитательного процесса по литературе. Структури­рование педагогического процесса. От­бор методов, приемов, средств обучения. Планирование разных форм организации познавательной дея­тельности. Кон­трольно-оценочная деятельность педагога. Художественно-коммуникативная дея­тель­ность преподавателя литературы.

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ

Русская литература как предмет изучения в иноязычной аудитории. Особенности восприятия и ана­лиза произведений русской литературы студентами-инофонами.

Основные закономерности преподавания литературы иностранцам. Принцип межпредметной и внутрипредметной интеграции. Координирования преподавания в иноязычной аудитории русского языка, страноведения и русской лите­ратуры. Рас­смотрение литературного произведения в единстве его языковой и литературной со­ставляющей. Внедрения в учебный процесс культуроведческого подхода к изуче­нию русской литературы. Углубление теоретико-литературной подготовки.

Методические условия эффективного изучения русской литературы иностран­ными студентами. Систематическое сопряжение материала русской и родной лите­ратур. Учет творческой индивидуально­сти обучающихся. Принцип коммуникатив­ной направленности обучения.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Многоаспектность понятия «анализ». Содержание понятия «анализ», его кате­гории. История вопроса.

Художественный текст как объект анализа. Предмет, цели и задачи анализа. Создание читательских интерпретаций и соотнесение их с научным исследованием текста. Свойства анализа: научность, исто­ризм, объективность, целостность, вариа­тивность.

Содержание анализа. Основа анализа – литературоведческая концепция. Нрав­ственно-этическая про­блематика. Теоретико-литературные знания, актуализируемы в связи с изучением произ­ведения.

Структура анализа: разбивка материала на элементы, их соединение, группи­ровка материала в рамках темы, раздела.

Типология анализа. Лингвистический и литературоведческий подходы. Виды анализа: лингвостилистический, структурный, речеведческий, имманентный, интер­текстовый; идейно-эстетический, сюжетно-композиционный, мотивный, аксиологиче­ский, онтологический, с точки зрения авторского начала, сравнитель­ный. Разработка концепций целостного филологического анализа.

Особенности изучения произведений в родовой специфике. Пути анализа и интерпретации эпичес­кого текста. Восприятие и изучение лирического произведе­ния. Специфика изучения драмы. Педагоги­ческая техника по изучению произведе­ний в аспекте литературного рода.

Анализ как процесс изучения произведения. Углубление восприятия, поиск ключевых аспектов ана­лиза, выяснение функции отдельных элементов поэтики в свете художественной идеи.

Технология анализа литературного произведения. Концептуально-целостный характер анализа. Про­изведение как элемент творческой биографии автора и явле­ние периода литературы. Контекстное рас­смотрение.

Выбор ключевых аспектов анализа. Вариативность анализа (сопутствующий комментарий, беседа, детальное рассмотрение структуры или отдельного элемента). Проблемность анализа, современность акцентов, воспитательная направленность. Учебно-познавательная деятельность в ходе анализа.

ИСТОРИЗМ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Принцип историзма. Историко-литературные сведения в монографических и обзорных темах.

Изучение истории литературы. Историзм в преподавании литературы. Един­ство историко-литера­турного и теоретико-литературного подхода к анализу литера­турных явлений. Специфика курса на ис­торико-литературной основе. Подходы к изучению творчества отдельного писателя. Цели, принципы и приемы изучения биографии писателя. Варианты структурирования монографических и обзорных тем. Лекция по истории литературы, ее структура, типология и специфика.

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Феномен русской классической литературы. Хронология, понятие, общая ха­рактеристика, корпус ав­торов и произведений, специфические особенности.

Организация чтения и анализа литературных произведений. Проблема вырази­тельного чтения. Ком­ментированное чтение. Виды комментариев. Приемы анализа и истолкования текста.

Сопоставление (сравнение) как общедидактический и методический прием. Методологические ос­новы использования приема сравнения литературы. Внутри­текстовые и межтекстовые сопоставления. Методика применения сопоставлений в курсе литературы. Условия успешного и эффективного исполь­зования сравнения.

Сопутствующее изучение вопросов теории литературы. Теоретико-литератур­ные понятия как науч­ная основа анализа произведений. Основные теоретико-лите­ратурные понятия. Технология формирова­ния теоретико-литературных понятий.

Использовании многообразных форм и видов фронтальной, групповой и ин­дивидуаль­ной деятельно­сти, стимулирующих познавательную и творческую актив­ность иностранных учащихся на материале литературной темы.

Классификация и характеристика форм преподавания литературы в школе и вузе. Взаимосвязь со­держания и формы занятия по литературе. Лекция и беседа как основные дидактические формы преподавания. Типология и технология лекций и практических занятий по литературе. Зависимость структуры и вида занятий от за­дач и методов учебной работы.

Контроль знаний и умений иностранных учащихся в предметной области «Русская литература». Технологии и методы проверки знаний и умений по литературе. Проблема оценивания учебных и творческих достижений иностранных учащихся. Сочетание логико-понятийных и творческих видов за­даний на этапе контроля. Личностно-ориентированный контроль качества знаний. Формирование реф­лексивных способ­ностей.

Значение и место самостоятельной работы в процессе изучения литературы. Самостоятельная ра­бота иностранных учащихся в курсе литературы. Типы само­стоятельных работ: воспроизводящие, ре­конструктивно-вариативные, эвристиче­ские, творческие. Пути формирования творческой самостоя­тельности обучащихся.

Внеаудиторная работа по предмету: предметные олимпиады, конкурсы, тема­тические вечера и др.

Роль наглядности и ТСО в преподавании литературы. Принципы использова­ния наглядности: опора на изучаемый материал, деятельный подход, принципы це­лесообразности, системности, вариативности. Виды наглядности. Методика исполь­зования различных видов наглядности. Применение в литератур­ном образовании смежных искусств. Фонозаписи художественных произведений. Графические интер­претации художественного произведения: тематически близкие произведения живо­писи, иллюстрации. Интерпретации литературного произведения в музыке, теат­ральном и кинематографическом искусстве. Методика использования различных видов наглядности.

Использование наглядности для характеристики исторической эпохи, в ходе знакомства с творче­ской биографией писателя, при текстуальном изучении литера­турного произведения и др.

Использование средств мультимедиа и Интернет-ресурсов.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРА­ЗОВАНИЯ

Основные направления модернизации литературного образования. Характери­стика современных технологий преподавания литературы: технология модульного обучения, проектная технология, техно­логия развития критического мышления, технология крупноблочного обучения, игровые технологии и др. Технология инте­гративного обучения дисциплинам литературоведческого цикла. Типы интеграции при изучении литературы. Коммуникативный аспект обучения литературе.«Драматургия» педагогиче­ского общения. Монологическая и диалогическая стратегии литературного образования.

Инновационный потенциал информационных технологий. Использование мультимедиатехнологии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


№№

п-п


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Год

издания


ОСНОВНАЯ

1.

Берковский, Н.Я. О мировом значении русской литературы.

Л., 1975.

2.

Билинкис, Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе: кн. для учителя.

М., 1986.

3.

Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.

М., 2000.

4.

Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы.

М., 1988.

5.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: уч. пособие.

М.: , 1997

6.

Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2ч./ под ред. О.Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. –

М., 1995.

7.

Методика преподавания литературы: учебник для студентов пед.ин-тов/ под ред. З.Я.Рез.

М.,1985.

8.

Программы предметов литературоведческого цикла для филологических факультетов.

Минск, 2001–2010.

9.

Русские писатели XIX века. Биобиблиографический словарь: В 2 ч./ Под ред. П.А.Николаева.

М., 1996.

10.

Ревякин, А.Н. Проблемы изучения и преподавания литературы / А.Н. Ревякин

М., 1972.

11.

Скафтымов, А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках.

М., 1972.


12.

Сохряков, Ю. И. Художественные открытия русских классиков. (О мировом значении русской литературы XIX в.).

М., 1990.

13.

Теория и методика обучения литературе : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений/ под ред. О. Ю. Богдановой.

М.,2008.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ




1.

Анализ художественного произведения: художественное произведение в контексте творчества писателя: книга для учителя/ под ред. М. Л. Семановой.

М., 1987.

2.

Беленький, Г. И. Классика и современность: пособие для учителя.

Киев, 1984.

3.

Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста в национальном педвузе.

М., 1999.

4.

Браже, Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: пособ. для учителя.–

СПб.,2000.

5.

Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения / Б. А. Буяльский. - М., 1986.




6.

Верещагин ЕМ., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранно­го.

М., 1990.

7.

Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методолог. очерки о методике. –

М.;Л.,1966

8.

Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя.–

М., 1985.

9.

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: кн. для учителя.

М., 1988.

10.

Кулибина Н. В.Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного.

СПб.,2001.


11.

Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы/ О. И. Никифорова. –

М., 1972

12.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. –

М.,1998.

13.

www.teneta.ru, www.ipk.edu.yar.ru, www.eelmaa.narod.ru, www.ug.ru, www.slovesnik.ru, lit.1september.ru.–




Каталог: documents -> Кафедра%20рыторыкі%20і%20методыкі%20выкладання
documents -> Анатолий Житнухин Газзаев
documents -> Помнить нельзя забыть
documents -> Информация и действия советского руководства. Германия
Кафедра%20рыторыкі%20і%20методыкі%20выкладання -> Риторико-методического профиля
Кафедра%20рыторыкі%20і%20методыкі%20выкладання -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская филология
Кафедра%20рыторыкі%20і%20методыкі%20выкладання -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская филология

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА