Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическое пособие Ульяновск, 2012 ббк




страница1/4
Дата07.07.2017
Размер0.67 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра педагогики и психологии ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОПЫТ: ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, ПРОДВИЖЕНИЕ Методическое пособие Ульяновск, 2012 ББК Барбитова. А.Д. Латышев, Ю.И., Педагогической опыт: изучение, обобщение, продвижение: методическое пособие [Текст]  А.Д. Барбитова, Ю.И. Латышев  Под ред. А.Д. Барбитова. – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012. – 71 с. В сборнике представлено описание педагогического опыта, даны краткая характеристика категории «передовой педагогический опыт», его классификация алгоритм обобщения передового педагогического опыта в образовательном учреждении, включены фрагменты изучения, обобщения и продвижения передового педагогического опыта на примере педагогической деятельности Народного учителя Российской Федерации, работающего в Ульяновской области, Ю.И. Латышева. Данное методическое пособие призвано оказать помощь образовательным учреждениям и педагогам в обобщении передового педагогического опыта. Сборник рекомендован педагогам, директорам, заместителям директоров образовательных учреждений, а также слушателям курсов повышения квалификации. © Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования © Кафедра педагогики и психологии УИПКПРО Содержание Если б не было учителя…. (В. Тушнова)……………………………….. 4 Раздел I. Что такое педагогический опыт........................................ 5 Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта………………………………………. 7 Технология изучения и обобщения педагогического опыта…………………………………………………………… 11 Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта……………………………………….. 16 Авторские школы Народных учителей как форма продвижения передового педагогического опыта………… 20 Раздел II. Опыт педагогической деятельности Народного учителя Российской Федерации, работающего в Ульяновской области, – Латышева Юрия Ивановича…………………………………………… 25 2.1. Латышев Юрий Иванович (автобиография)…………. 26 2.2. Авторская школа педагогического мастерства Народного учителя РФ Ю.И. Латышева………………….. 46 2.3. Учитель, гражданин, общественный деятель………… 51 Используемая литература……………………………………………… 63 Приложение……………………………………………………………….. 64 Вероника Тушнова сли б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми. И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были. Без его бы сердца доброго Не был мир так удивителен. Потому нам очень дорого Имя нашего учителя! Раздел I. Что такое педагогический опыт «...Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи». В.А. Сухомлинский В современной педагогической практике предметом изучения, анализа и внедрения становятся нововведения, или инновации, характерные для профессиональной деятельности педагога. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. Так инновации сами по себе не могут возникнуть, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении [9]. С точки зрения управления качеством образования, чтобы понять сущность инновационных процессов в образовании, необходимо решить такие важнейшие проблемы педагогики как проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств, при этом учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение педагогом в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Основным критерием инновации в педагогике выступает новизна. М.С. Бургин выделяет несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения [1, 2]. Следующим критерием инновации является ее оптимальность. Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности. К критериям педагогической инновации относятся результативность и возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания, применяемых педагогом-новатором, а возможность творческого применения инновации в массовом опыте позволяет распространить и внедрить данный опыт в других образовательных учреждениях региона, страны. В педагогическом словаре дано следующее определение понятия «педагогический опыт». Педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки1. Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяет как активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса» [3]. К передовому педагогическому опыту в более узком смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Разновидностями передового педагогического опыта могут быть новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению педагогической практики. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как Ш.А. Амонашвили И.П. Волкова, Т.И. Гончарова, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, М.П. Щетинина, ЕА. Ямбурга и др., уже стали достоянием учительства всей страны. Как отмечают Ю.К. Бабанский, С.Г. Вершловский, В.И. Загвязинский, И. Исаев, В. Сластенин, и др.,… «…передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт» [9]. Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки необходимо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта. Первым важным признаком или критерием передового педагогического опыта является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу, современной педагогики. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями. Второй признак передового педагогического опыта – высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт должен давать высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов. Третий показатель передового педагогического опыта – оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью. Четвёртый показатель передового педагогического опыта – стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. Пятый показатель передового педагогического опыта, как уже отмечалось выше, – наличие в нём элементов новизны. Элементы новизны можно увидеть в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Элементы новизны могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов). Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием педагогом перспектив развития образовательного учреждения. Шестой показатель передового педагогического опыта – его актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций: - из социального и государственного заказа, – в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед образовательным учреждением, дальнейшему совершенствованию практики учебно-воспитательной работы в школе; - какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты. Седьмой показатель передового педагогического опыта - репрезентативность. Репрезентативность – это: - достаточная проверка опыта по времени; - подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение; - возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового применения. Восьмой показатель передового педагогического опыта – соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность, когда проявляется возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. Передовой педагогический опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения педагогического опыта учителя и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование. При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется. Классификация передового педагогического опыта В ниже представленной классификации передового педагогического опыта обозначены следующие его виды. - Комплексный (взята за основу широта содержания) – объединение обучения и воспитания. - Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором. - Дающий высокие результаты по признаку эффективности. - Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный – определяется по степени новизны. В репродуктивном успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский), – это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их. Эмпирический, научно-теоретический – определяется по степени научной обоснованности. Психолого-педагогический, практический – определяется по характеру научной обоснованности. Длительный, кратковременный – определяется по временному показателю. Технология изучения и обобщения педагогического опыта Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта. Работа по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта – это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений. От ее технологичности в значительной степени зависит эффективность и качество работы образовательного учреждения, ее нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять поэтапно, в определённой последовательности. Ниже представлены этапы работы изучения и обобщения передового педагогического опыта, предложенные Р.Г. Амосовым. Определение цели изучения передового педагогического опыта. Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности. Выбор средств и методов изучения передового педагогического опыта. Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта. Выделение диагностирующих единиц изучения педагогического опыта. Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта. Сопоставление плана изучения опыта. Обобщение сходных форм передового педагогического опыта и выведение достоверных количественных и качественных характеристик. Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса. Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития педагогического опыта. Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения, используя такие методы исследования как анкетирование, опрос, экспертизу. Процесс изучения и обобщения опыта может идти в соответствии со следующим алгоритмом. Выявление объекта изучения: - оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения; - выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты; - первый сбор информации о деятельности педагога; - выявление факторов, способствующих получению высоких результатов; - определение объектов изучения. Постановка цели изучения: - выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий процесс педагога; - формулировка проблемы; - теоретическое обоснование опыта; - выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта; - формулировка цели изучения. Сбор информации об изучаемом опыте: - отбор методов сбора и обработки информации; - составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни; - реализация методов сбора информации об опыте. Педагогический анализ собранной информации: - расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; - оценка идей опыта на основе критериев; - определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; - выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе. Обобщение опыта: - систематизация и синтез полученных на основе анализа данных; - формулировка сущности и ведущей идеи опыта; - раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; - определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; - описание опыта в соответствии с определёнными требованиями. Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения. Анализ и обобщение опыта. Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности. Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой. Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам. Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д. Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно). Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных или разработанных самостоятельно педагогом. Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения. Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта, т.к. передаётся не сам опыт, а мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации. Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта Методика обобщения передового педагогического опыта основывается на изучении деятельности педагога, длительном наблюдении за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и включает: - Анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития. - Выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт. - Выявление отсутствия перегрузки детей. - Определение в опыте работы элементов новизны. - Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки передового педагогического опыта. - Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты. - Обсуждение и анализ передового педагогического опыта на Совете педагогов, вынесение решения. - Распространение передового педагогического опыта на методических мероприятиях образовательного учреждения. Материалы опыта наглядно оформляются и представляются в методкабинет. Оформление обобщённого передового педагогического опыта сложный процесс, заключающийся в подборе следующей документации. Педагогическая характеристика учителя (воспитателя) и т.д., подписанная руководителем. Фамилия, имя, отчество педагога. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педагогический стаж. Награды. Квалификационная категория. Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам образовательного учреждения) Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы. Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети. Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.) Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Методика обобщения и распространения передового педагогического опыта Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения передового педагогического опыта. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы, представленной в таблице 1. Таблица 1 Взаимосвязь организации, форм и методов обобщения и распространения передового педагогического опыта2 Организационные единицы Формы Методы Методические объединения Открытые занятия Наблюдение Научно-педагогический семинар Научно-практическая конференция Беседа Проблемная лаборатория Совет педагогов Анкетирование Школа передового опыта Педагогические чтения Анализ документации Школа педагогического мастерства Педагогическая выставка Хронометраж Спецкурс Диспуты и дискуссии и т.д. и т.д. Самообразование Семинарские занятия Практикумы Консультации и т.д.
  1   2   3   4

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОПЫТ: ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, ПРОДВИЖЕНИЕ Методическое пособие Ульяновск, 2012
  • Содержание Если б не было учителя
  • Раздел I . Что такое педагогический опыт
  • Технология изучения и обобщения педагогического опыта
  • Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта
  • Раздел II . Опыт педагогической деятельности Народного учителя Российской Федерации, работающего в Ульяновской области, – Латышева Юрия Ивановича
  • 2.1. Латышев Юрий Иванович (автобиография)
  • 2.3. Учитель, гражданин, общественный деятель ………… 51 Используемая литература
  • Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта
  • Классификация передового педагогического опыта
  • Технология изучения и обобщения педагогического опыта Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.
  • Анализ и обобщение опыта.
  • Педагогические задачи.
  • Деятельность детей на занятиях.
  • Материальное оснащение деятельности педагога и детей.
  • Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам образовательного учреждения)
  • Методика обобщения и распространения передового педагогического опыта
  • Взаимосвязь организации, форм и методов обобщения и распространения передового педагогического опыта
  • Организационные единицы Формы Методы