Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическое пособие по проведению занятий литературной гостиной павлодар Кереку 2010 (07)




страница1/4
Дата04.07.2017
Размер0.96 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова

Колледж


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ЗАНЯТИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

Павлодар


Кереку

2010


УДК 377. 035. 461 (07)

ББК 74. 5 я 7

Л 64
Рекомендовано к изданию заседанием научно- методического совета колледжа Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова
Рецензент:

К. Н. Булатбаева - доктор педагогических наук, профессор ПГУ им. С. Торайгырова;



Составитель Л. Т. Батырханова

С23 Учебно-методическое пособие по проведению занятий

Литературной гостиной / сост. Л. Т. Батырханова. – Павлодар :

Кереку, 2010. – 90 с.

Учебно – методическое пособие составлено из разработок занятий Литературной гостиной, проведенных в различных формах. Данная работа - это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, стимул для более глубокого постижения предмета. Занятия гостиной служат переосмыслению известного, развивают мышление, творческое воображение, способствуют эстетическому воспитанию, духовному преображению современного молодого человека.

 Учебно – методическое пособие может быть подспорьем преподавателя гуманитарного цикла и позволит усилить культурологический аспект в преподавании ряда разделов по литературе.


УДК 377.035. 461(07)

ББК 74.5я7

© Батырханова Л. Т., 2010

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2010


За достоверность материалов, грамматические и орфографические ошибки ответственность несут авторы и составители

Введение
«Задача воспитания гражданина всегда актуальна»

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

 Особенности процессов саморазвития творческой личности многообразны. Им соответствуют технологии, методы, средства обучения, всесторонне направленные на подготовку обучаемых к самостоятельной жизни. Пересмотр содержания и структуры курса литературы требует новых походов к учебно-воспитательному процессу.



Литературная гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания . Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное.

Кружок «Литературная гостиная» призван способствовать решению одной из основных задач образования — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения.

За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, в том числе и Н Е Щурковой «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость»

Все формы работы литературной гостиной связаны с книгой, литературой. Через книгу учащиеся постигают творчество не только поэтов и писателей, но и музыкантов, бардов, исполнителей, художников.

Дело книги - духовное собирание человека, попытка разгадать его тайну, загадку человеческой судьбы, опираясь на вечные критерии Свободы, Истины, Добра и Красоты. Наедине с книгой человек становится свободной личностью, независимой от воздействия средств массмедиа.

Цель Литературной гостиной: создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, формирования его личности.

Задачи:

- развитие интеллекта, творческих способностей через приобщение к поэзии, литературному творчеству, лучшим образцам мировой художественной культуры;

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества;

- развитие творческих способностей;

- создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена коллектива;

- сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.



Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, сборников, информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей…

Главные принципы построения программы:

1) принцип историзма, научности, системности;

2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта;

3) принцип доступности, толерантности.

Концепция литературного образования исходит из того, что литература демократична по самой своей природе, создаётся личностью, к личности обращена и личностью потребляется. Литература рассчитана на сопереживание, соразмышление, диалог.  Предполагается – в границах объективного смысла произведения – возможность различных точек зрения и толкований. Существует достаточное многообразие форм методов и приёмов, но считаю одним из эффективных приёмов обучения и развития творческих способностей – общение. Именно умение общаться позволяет обучаемому говорить, открываться, творить. Но, где же общаться? Конечно, на уроке! Но урок – это структура, это рамки учебной деятельности. Вот тогда-то и открываются двери Литературной гостиной:

      Откроем дверь нашей гостиной,

      Куда не входят без причины,

Куда ведёт души стремленье

И благородной общенье!

План работы Литературной гостиной

Наименование мероприятия

Форма проведения занятия

1 Тема: «Чудо, имя которому— книга»

Литературная композиция

2 Тема: «Читающий город»

Фотоконкурс

3Тема: «А душу можно ль рассказать?»

Поэтический вечер

4 Тема: «Пробуем перо»

Практическое занятие

5 Тема: « Времена года – зима »

Описание зимы

6 Тема: «Как писать стихи.»

Консультация

7 Тема: «Творческий вечер – встреча с павлодарской поэтессой Ольгой Григорьевой.»

Творческий вечер

8 Тема: «сочинение – рецензия».

Консультация.

9 Тема: «Литературный эрудит»


Конкурс

10 Тема: «Творчество Султанмахмута Торайгырова.»

Литературная композиция

11 Тема: «Дом-музей Павла Васильева»

Экскурсия

12 Тема: «Творчество.А.Бунина»

Литературная игра

13 Тема: «Поэты и художники – творцы прекрасного»

Лекция

14 Тема: « Интересные факты »

Практическое занятие


1 Тема: «Чудо, имя которому — книга»
Задачи: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, прививать навыки читательской культуры, воспитывать бережное отношение к книге, стимулировать самообразование учащихся.
1.1 Выступления ведущих
1 Ведущий

Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее...


2 Ведущий

Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги


1 Ведущий

В июле 1976 г. в испанском городе Ла-Корунья был открыт первый в мире памятник книге: двое взрослых читают, а ребенок высоко поднял книгу, как бы символизируя ее величайший взлет в будущем.


2 Ведущий

Мы хотим вас познакомить с высказываниями великих людей об искусстве чтения:

«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

К. Д. Ушинский.

«... любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека ...» А. М. Горький.

1 Ведущий

Слово предоставляется библиотекарю ( памятка «Как стать хорошим читателем».)



1.2 Памятка
1.2.1 Бери из книги как можно больше. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных работ.

1.2.2 Нельзя читать книгу, думая о другом. Вредная привычка – только просматривать книги.

1.2.3 Если в книге вам встретятся слова, фразы, непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям.

1.2.4 Очень хорошо, если вы нарисуете картинки-иллюстрации к тем книгам, которые читаете; выпишите в читательский дневник наиболее понравившиеся высказывания.

1.2.5 Необходимо читать в определенной системе. Очень полезно прочитывать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которой он жил.

1.2.6 Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения.

1.2.7 Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков».
1 Ведущий

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.
2 Ведущий

Мир книги… - это мир мудрости. Как сказал великий писатель Максим Горький «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Что подарил вам этот удивительный, щедрый, безграничный Мир книги? Какими знаниями обогатил вас?
1 Ведущий

Надеемся, что все вы со временем станете вдумчивыми, мыслящими читателями. А насколько вы уже внимательны и эрудированны, покажет наша викторина.

Попытайтесь ответить на как можно большее количество вопросов.

Желаем успехов!


1.3 Викторина «В мире книг»
1. Чей это портрет?

1) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

(Царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина).

2) Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы – признак хитрости; челюстные мышцы чрезмерно развитые – неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца.

(Д’Артаньян)

3) Его темные очки и страшное забинтованное лицо под широкополой шляпой пугали в темноте возвращавшихся домой рабочих.

(Человек-невидимка)

4) Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Пугачев (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)



2. Кто так говорит?

1) Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

(Лисица (Крылов «Ворона и лисица»)

2) Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

(Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина)

3) Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу. (Балда)

4) У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина, всего барана тащи, гусь, всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует.

(Собакевич)

5) …откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

(Базаров)

6) У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив.

(Печорин)

7) Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья…

(Молчалин)

8) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

(Тяпкин-Ляпкин)

10) Тогда – не правда ли? - в пустыне,

Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась…

(Татьяна Ларина)

11) Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…

(Дед из «Детства» М.Горького)

3. Кому что снится?

1) Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

(Городничему)

2) Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что же?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая.

(Петру Гриневу)

3) А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса

… (Катерине Кабановой)

4) И снова видел я во сне

Грузинки образ молодой.

(Мцыри)


5) И снится ей всё, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

(Сосне из стихотворения Лермонтова)

6. Кто автор этого стихотворения?

1) Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком…

(Есенин)


2) Есть в осени первоначальной

Короткая но дивная пора

(Ф. И. Тютчев)

3) Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты…

(А. С. Пушкин)

4) Я встретил – и всё былое

В отжившем сердце ожило…

М. Ю. Лермонтов

7. «Крылатые слова»

Откуда они и кто их автор?

1) Да, были люди в наше время…

(М.Ю.Лермонтов. «Бородино»)

2) И вечный бой! Покой нам только снится.

(Блок «На поле Куликовом»)

3) А поворотись-ка, сынку!

(Гоголь «Тарас Бульба»)

4) Не вынесла душа поэта…

(М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» )

5) Служить бы рад, прислуживаться тошно.

(А. Грибоедов)

6) Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

7) Над кем смеетесь? – над собой смеетесь.

(Гоголь «Ревизор»)

8) Счастливые часов не наблюдают.

(А. Грибоедов)

9) Бороться и искать, найти и не сдаваться!

(Каверин «Два капитана»)

10) Один за всех, и все за одного!

(Дюма «Три мушкетера»)


2 Тема : « Читающий город » (сценарий фотоконкурса)



Цель конкурса

Конкурс «Читающий город » проводится для привлечения внимания обучаемых к чтению, книге и библиотеке, как к ценностям, способствующим становлению духовного, культурного развития личности, пропаганды литературного языка.


Задачи конкурса
1. Выразить языком искусства особое, бережное отношение к книге и чтению.

2. Поддержать творческую, познавательную, социальную активность и инициативу учащихся колледжа.

3. Привлечь к книжной культуре всех учащихся, в том числе и нечитающую молодёжь.
Темы фотоконкурса:

1) человек читающий;

2) дружим с книгой всей семьёй;

3) мы с друзьями любим книгу.



Участники конкурса:

К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 1–3 курсов отделений колледжа.

Представленные на конкурс фотоработы могут быть выполнены в разных жанрах фотоискусства: от портрета до фотомонтажа, также:

- Ф.И.О. исполнителей;

- контактный адрес, телефон;

- отделение, группа.


Критерии оценки номинаций:

Оценка конкурсных работ осуществляется по пятибалльной системе, необходимо:

- соответствие формы и содержания работы тематике номинации;

- убедительность и доступность восприятия;

- художественно-эмоциональное воздействие;

- культура оформления работы;

- оригинальность воплощения замысла;

- художественное качество исполнения.


2.1 Выступления ведущих.
1 Ведущий

Мир книги…

Мир необычайно разнообразный и увлекательный, Мир красоты и мудрости… Как здорово с книгой в руках отправиться в удивительное, полное открытий и незабываемых встреч путешествие!

2 Ведущий

В современное время, к сожалению, не часто можно встретить людей, читающих книгу. Это становится редким явлением. Поэтому мы провели фотоконкурс «Читающий город », в котором предложили всем учащимся поймать этот миг на кадр фотоаппарата и запечатлеть его.

На нашем конкурсе представлены лучшие фотоэтюды учащихся всех групп и отделений колледжа
1 Ведущий

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет —

Это — книга. Да здравствует книга!
2 Ведущий

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового сдвига,

Указанье грядущих дорог —

Это – книга. Да здравствует книга!
1 Ведущий

Чистых радостей светлый исток,

Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок, —

Это — книга. Да здравствует книга!
2.2 Литературная композиция : Да здравствует книга!

1) Любите книгу, ведь она

Человеку каждому нужна.

Она, как верный друг, с тобой

Всегда, везде, и в дождь, и в зной.

О разных странах и морях,

О городах и горах

Ответ найдёшь ты в книге любой.

Ведь книга, как друг,

должна быть с тобой.


2) Из книг мы узнаём

О городе своём,

Истории всех стран,

Какой где океан!

И что ещё о книгах

Нам нужно говорить!

Ведь каждая из книг

Нас может научить!


3) Люблю кроссворды я гадать,

Энциклопедии листать,

Но больше люблю я

Интересные книги читать!


4) Книгу в руки я беру,

На название смотрю.

О чём расскажешь, книга, мне ты?

Поделись своим секретом.

Может, откроешь морские мне тайны.

Может, расскажешь о севере крайнем.

Может, узнаю о новых мирах

Или как солнце садится в горах.

Если книжки не читать,

Можно так невежей стать!

5) У меня талант к стихам,

Сочиняю я их сам!

Прочитаю с выраженьем

Их родителям и вам!

Детективы я люблю!

С удовольствием прочту

Я роман Агаты Кристи.

Буду я переживать,

Преступленья раскрывать!
6) Я книги люблю за стихи

Рассказы, романы, поэмы!

И жизненный смысл найти

Поможет,

Решит все наши проблемы!
7) Книга – лучшая подружка!

С ней одной совсем не скучно.

Можно дома в тишине

Побывать в любой стране!


8) Книга очень нам нужна!

Книга каждая важна!

Сколько книжек на планете

Обо всём на белом свете!


9) Книга прекрасна только тогда,

Когда в руках читателя она!

Без читателя книга ничто!

Люби её, и всё будет хорошо!


10) Книга – друг человека,

Книга – ум человека,

Книжку прочесть – это полдела,

Надо понять смысл до предела!

Книга даёт нам любое решение,

Поможет выпутаться из трудного положения.

Друга заменит и увлечёт чтением,

Знания разные даст без сомнения



3 Тема: « А душу ль можно рассказать…?»

(сценарий поэтического огонька)


1 Ведущий

Добрый день, друзья!

У каждого из вас, сидящих в этом зале, у каждого человека в нашем огромном мире своё понимание поэзии, принятое только им одним, и пусть для одного поэзия сравнима со свечой, а для другого – с путеводным маяком – неважно. В нашем же зале горит свеча не случайно, потому как наш огонек посвящён презентации поэтического творчества, авторы которого – наши учащиеся.

Их голос пока ещё слаб, как это трепетное пламя. Но порой хватает и такого, чтобы осветить души близких, друзей, знакомых, да просто незнакомых людей, оказавшихся рядом с вами в определённый отрезок времени. Поэзия – это стремление делиться своим светом с окружающими. Очень точно подметил этот факт поэт К. Васильев:

… «Поэт, таящий про себя свои стихи – лишает свою жизнь смысла. Потребность предавать свои стихи гласности – непременная потребность поэта.

Поэзия – это солнце, солнце с его тёмными пятнами и затмениями, освещающее весь мир.

Эти слова станут эпиграфом нашего вечера.


2 Ведущий

Поэзия – давняя, любимая страсть человека. Нет на земле народа, у которого бы не было поэтов ибо поэты – всегда живые свидетели времени. Поэзия – прекрасная сказочная девушка, у которой при каждом слове вылетают изо рта драгоценности. Мысль поэта, живая и трепещущая в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем ни разъединить мысль с её оправой, ни разрушить её. Поэзия – музыка слов.

Всякий ли человек, великий или малый, бывает поэтом?
1 Ведущий

Поэзия – такая же наука, как, скажем, математика. Без изучения поэзии нельзя писать стихи и правильно оценивать их. Этому, я считаю, надо учиться так же долго и усердно, как играть на скрипке. Вот послушайте, как я играю. Этому я училась в музыкальной школе. Чтоб писать стихи тоже надо научиться стихосложению. (игра на скрипке).


2 Ведущий

Всё это ерунда! Научить писать стихи нельзя. Вся эта «поэтическая учёба» ни к чему. Многие очень хвалят мои стихи: «Прекрасно, изумительные у вас ямбы и хореи, читайте ещё! Мне хочется послушать ваши анапесты и амфибрахии». А я и не знаю, что за звери такие анапесты и амфибрахии. Ведь я писал по слуху, не задумываясь над тем, ямбы это или что другое.

Впрочем, решайте сами – учиться или не учиться.
1 Ведущий

И снова беру перо,

Увы, не скрипит оно,

Увы, не выводит строк

Тягучих мыслей в срок.

А я бы хотела вновь,

Чтоб дал вдохновенье бог:

Писать и писать стих

Всю жизнь или в единый миг.
2 Ведущий

В нашем зале нет людей равнодушных, каждый пришёл сюда по велению души и сердца. Кто-то из вас сам пишет стихи, кто-то является их благодарным слушателем. Я хочу представить гостей нашего поэтического огонька (представление гостей)


1 Ведущий

А теперь позвольте вам представить авторов стихотворений – это сегодняшние учащиеся нашего колледжа. Их стихи поражают искренностью, добротой, любовью к нашему краю, его природе, миру. Главная черта стихотворений наших юных поэтов – не отточённость мастерства, а чистота и открытость их душ. А откровенный разговор с восторженной юностью никого не сможет оставить равнодушным.


2 Ведущий

Знакомьтесь: наш первый участник – Лаптева Алина.

Алина – удивительная девушка с «лучистыми» глазами толстовской княжны, в которых цветёт русское разнотравье. В них доброта соседствует с нежностью, милосердие с мужеством.

Так и её стихи – это отражение её глаз. С одинаковым усердием и вниманием пишет она о русской природе, о любви, жизни. Живое участие и откровенность во всём – её жизненное и творческое кредо.

Как жизнь прекрасна, безмятежна,

Когда идешь ты в тишине.

Блестящих ярких звезд на небе

Полным – полно, но в тишине,

В ночи, в спокойствии, в терпеньи

Свою звезду всегда найдешь.

И знай, что путь твой навеки, столь не вечный

Она всегда, везде с тобой.

В мгновенье горьких слез, мученья

Найди её ты в тишине.

Взгляни, и слезы умиленья

Заменят боль в твоей душе.

Своим теплом она согреет

И помни, что твоя звезда

Всегда укажет путь к победе,

Хоть не легка твоя тропа.


1 Ведущий

Мы рады Вам представить следующую нашу участницу – Кошкенбаеву Алтынай

Алтынай всегда поражала глубиной и богатством внутреннего мира, обострённым чувством настоящего. Её поэзия – это не обычный девичий лирический дневник. А зрелые, осмысленные, прочувствованные вещи. Их основная тема – любовь-страсть, не знающая меры и границ; чувство, окрашенное почти всегда в трагические тона. Как у Тютчева – «любовь как поединок роковой…».
Разлука сближает сердца
Разлука приносит страдание,

Разъединяет людей.

Превращает жизнь в ожидание

Горьких и добрых вестей.

Разлука – не только скитание

Через зной или холода стуж.

О встречах желанных мечтанье

И сближение душ.


Расстояние несёт отдаление,

Близости жаркий венец,

Но при этом сулит соединение

Мыслей любящих сердец.


2 Ведущий

О своём увлечении поэзией расскажет нам Кенжебаева Самал

Самал – творчески одаренная натура. Она талантлива во всем: играет на скрипке, изучает китайский, пишет научную работу. И ещё одно увлечение Самал – это поэзия.

1 Ведущий

Слово нашему следующему участнику Горячкиной Ольге.

Только с первого взгляда Ольга скромная и хрупкая, потому как она девушка волевая, с характером. Боец по натуре, она преображается в поэзии. Каждое её стихотворение – эмоциональный диалог с читателем. Чаще это желание погрустить осенью, наблюдая природу, или прокатиться зимой на лыжах и коньках. Но всегда, даже в самых мажорных стихотворениях, чувствуется лёгкая грусть.

Хочу забыть И не хочу любить,

Хочу прогнать и не страдать.

Хочу в глаза твои взглянуть и умереть,

Иль подождать тебя чуть чуть и вверх взлететь.

Нельзя взлететь и умереть.

Нельзя страдать и чуда ждать.

Лишь надо жить, как суждено,

Другого в жизни не дано.
2 Ведущий

Ботагоз:, гордая и независимая девушка, не подчиняющаяся ни одному закону и правилу. Она страстна во всём: и в жизни, и в поэзии, и потому ненавидит полутона и получувства, во всём доходя до самой сути. И, несмотря на столь юный возраст, её лирике присуща особая «взрослость», серьёзность мысли и чувства.
Отчего жизнь так трудна?
Отчего жизнь так трудна?

Столько в жизни преград.

Все ли могут пройти?

И решения проблем найти?

Пишу я на грустные темы

Так велят мне душа и тело.

Потому что жизнь трудна,

Для этого ли я рождена?

Но докажу я себе самой,

Что я сильная, что справлюсь с бедой.

Решу я проблемы назло всему,

И буду жить легче, я смогу!


1. Ведущий:

Алмас – спокойный и выдержанный, ответственный, но немного застенчивый молодой человек. Ребята ведь редко пишут стихи. У Алмаса поэтическая и романтическая душа. и его стихи открыты и просты. Он из тех, на кого можно всегда положиться. Свои стихи Алмас, как настоящий джигит, посвящает девушкам.



Ойлану
Өмір жайлы, құштарлық пен ел жайлы,

Дұшпандардың күңкілі жайлы

Ойланатын күндер болады адамда,

Қуанатын, күрсіндірген сең жайлы.


Шырмаламыз тірлік деген торға біз,

Достарды да ұмытамыз сонда біз.

Мәселелер түйіндерін шеше алмай,

Қалжыраймыз, азап деген сол нағыз.


Түсініспей кикілжің бір өткелде,

Қосаңдықтың бұлты жасын төккенде,

Достарыңмен бөліс соның барлығын,

Өзіңе сен – өзге жолдар жоқ сенде.


2 Ведущий

Коныратбаев Олжас – наш КВНщик. Веселый, остроумный, артистичный на сцене, в жизни он немного застенчивый. Его стихи – это откровения его души.
Сағынамын өзіңді
Мен сені есім кетіп сағынамын,

Өзіңсіз жармасады жаныма мұң.

Әйтеуір күн батпайды, таң да атпайды,

Тоңамын, қарлы көрпе жамыламын.


Жалғыздық... Үйрене алмай бұған бірден,

Жабығам, ашылмайды тұманды іргем.

Түндердің азабын-ай жалғыз жанға –

Есімнен адасатын шығармын мен.


Сағынамын, ақ үмітке оранамын,

Іздеймін кездесудің жол-амалын.

...Қос жүрек тартылысын жоғалтпаса,

Әйтеуір табысады деп жораладым.




1 Ведущий

Стихи наших юных поэтов о природе, о жизни, о друзьях, о колледже. В жизни каждого человека – это самые важные и дорогие темы. А сейчас вашему вниманию мы предлагаем стих о нашем колледже, который сочинила Смагулова Аяуылым.


Я в колледже учусь два года,

Идёт студенческая пора.

У нас заведующая очень строгая,

Но помогает всем она.

Бывает, покричит немного,

Без трудностей ведь жизни нет.

Бывает. И похвалит тоже,

Пусть счастья будет больше бед.

Спасибо всем за пониманье,

Терпенье, честность, доброту!

И никогда я не забуду

Группу любимую свою!


2 Ведущий

Каждый поэт – это целая эпоха, целый мир. Кого-то привлекают картины природы; кто-то передаёт в своих строках бурю страстей, чувств; кто-то откровенничает с читателем, кто-то философствует; кто-то говорит о дружбе, любви; а кто-то обо всём этом вместе. Безусловно, лирические описания души никого не смогут оставить равнодушными. А рассказ о поздней осени - ещё и на редкость точен. Она сравнивает холодный дождь с плачущим небом. А, впрочем, слово юной поэтессе…Жанмуханбетовой Меруерт

Все деревья стали золотыми:

Ведь пришла осенняя пора.

Грустно на душе немного стало,

Кажется, не кончится она.

Утром встанешь, и холодный дождик

Бьёт по крышам, будто бы назло,

Кажется, что это слёзы неба,

Потому что умерло оно.

Солнышко его не греет

И уже неярко так блестит.

Небо всё окутано вуалью,

Кажется, что небо, небо спит.


1 Ведущий

Любовь земная… Любовь человеческая… Вечная, бессмертная тема. Каждый из поэтов по-своему неповторимо пытался выразить, передать это чувство. Саади и Омар Хаям, Данте и Петрарка, Байрон и Гёте. А великий Абай и Пушкин!

Каждый в этой теме новатор, ибо пишет и говорит, о чём болит его сердце, его душа. Стихотворения Каптаевой Сауле не по-детски серьёзны и до боли чувственны.
Любовь
Любовь, любовь, любовь, любовь…

Я повторяю это вновь.

Любовь, любовь, любовь, любовь…

Я повторю опять и вновь.


Но почему? А как же?!

С любовью мир становится прекрасней,

Любовь подобна власти.
Подвластен мир, подвластны мы,

С любовью счастья зажигаются огни.

И ты подумай о любви,

Любви прелестный ты цветок сорви.

Почувствуешь и ты, и ты,

Как исполняются мечты.

Какова же сила, сила

Душевной, чистой любви…

Ты пойми это и прими.
2 Ведущий

Наш век наложил отпечаток на сферу личных, семейных отношений, огрубил, растоптал интимный мир человека, породил цинично-торгашеский взгляд на святая святых – любовь, женскую красоту, материнство. Тем радостней встреча с произведениями, каждое из которых неповторимо, в каждом из которых – тончайшие, прекрасные порывы человеческой души, её любовь и верность. Интересно наблюдать за перипетиями юной души, описывающей первой опыт любви, первых разлук и измен. Слово очередной участнице нашего поэтического огонька Нургазиной Альбине


Любовь бесценна
Любовь бесценна, говорю,

И без любви скорей умру.

Люблю и я, и ты, они…

Без любви никак, пойми.


Не встречала я того,

Кто не любил.

Если даже есть такой,

Он жизнь свою напрасно прожил.


Любовь вершит добро,

Я говорю от сердца своего!


1 Ведущий

Жизнь – сложная штука. Огромное количество народных пословиц доказывает это. «Жизнь прожить – не поле перейти». Рассказать другим о том, что волнует тебя, с чем не может мириться твоё сердце – уже подвиг. Слова уважения вызывают стихотворения Адиловой Гульданы «Жизнь» и Елюбаевой Дины «За что нам жизнь дана?»



Жизнь
Жизнь учит нас всему, что есть:

Как любить, как расставаться,

Как на себе не ставить крест,

Как быть в бою и не сдаваться.

Преграды жизни хороши,

Но все они преодолимы.

На свете нет такой души,

Чтоб было сердце неранимым.

В этой жизни у каждого свой путь,

А у кого – то лишь дорога.

В чем разница? Не разберешь в ней суть

И даже не рассудишь строго.

Порой нам кажется, что жизнь –

Это не жизнь ,а лишь мгновение,

В котором можно весь мир сложить

И все житейские творенья.


За что нам жизнь дана?
За что нам жизнь дана,

Всего одна у нас она.

Чтоб верить, страдать и любить?
Всё нужно успеть, чтоб счастливо прожить,

Всё надо в жизни пережить.

Любовь, обман и разлуку,

Счастье, горе и муку.


Без этого никак, друзья,

И говорю вам это я!


2 Ведущий

Амирова Айнара также увлечена поэзией. Айнара знает наизусть поэмы Абая, песни Махамбета, Оралхан Бокея.

Зажжены свечи на нашем поэтическом огоньке. Пусть этот свет разгорается все ярче и ярче, вспыхнув ярким пламенем на презентации сборника наших стихов.
1 Ведущий

Две свечи.

Две свечи, как две жизни, пылают,

Разжигая в душах огонь,

Две свечи, как два грешника,

Молча страдают,

Ты кладёшь мою руку себе на ладонь.

Ты пленил меня пламенем ярким,

Я ответное пламя зажгла,

От любви нашей было так тепло,

Что расплавились свечи, и любовь пришла.

Мы теперь с тобой, словно родные,

И сильней я сейчас, чем тогда.

2 Ведущий

Где, когда и при каких обстоятельствах люди научились слагать стихи? Ответить на этот вопрос невозможно, ибо учились этому всегда и везде.

Не случайно выбрано и название нашего вечера «А душу можно ль рассказать?!». Нас всех объединило пламя этой свечи… Пусть её огонь освещает вашу душу и спасает от мрака равнодушия и пошлости. Поделитесь искоркой тепла, и она вернётся к вам сторицей.

4 Тема: « Пробуем перо » ( практическое занятие по стихосложению)


Цель: развитие творческого мышления и речи, культурного кругозора и эрудиции

Оборудование: оформление доски рисунками, репродукциями картин "В мастерской поэта", музыкальное сопровождение, раздаточный материал (пословицы, стихи),

Ход мероприятия

Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить.



4.1 Разминка "Погружение в мир поэзии"
1. Закончите стихотворение В. Я. Брюсова:

Божественный пастух! Среди тиши и мрака

Ты слышал имена, ты видел горный свет.

Ты первый начертал пути своих планет,

Нашел названия … … … (для знаков Зодиака)

2. Докажите, что Н. С. Гумилев посвятил эти строки А. Ахматовой:

Аддис-Абеба - город грез

На берегу ручьев прозрачных.

Небесный див тебя принес

Алмазный, средь ущелий мрачных. (Это акростих)

3. Согласно преданию, в XVI - XVII вв. некий поэт утратил рукопись на создание которой ушел немалый труд. Горемыку спасли друзья, попросив его вспомнить хотя бы рифмы. Какой жанр родился в результате их коллективного взаимодействия?

4. Попробуйте завершить стихотворение О. Григорьева:

Молодой моряк в матроске

Вышел к берегу реки,

Снял матроску по-матросски,

Снял морские башмаки…

По-матросски раздевался,

По-матросски он чихнул,

По матроски разбежался

И … … … (солдатиком нырнул)

5. Строки из М. В. Ломоносова:

Там влажный флота путь белеет

И море тщится уступить.

Колумб Российский через воды

Спешит в неведомы народы.
Кого М. В. Ломоносов называл российским Колумбом? (Витуса Беринга)

6. У С. Я. Маршака есть стихотворение:

Лошадь захромала - командир убит.

Конница разбита, армия бежит,

Враг вступает в город, пленных не щадя

Оттого, что в кузнице … … … (… не было гвоздя)

Укажите эту роковую причину.

7. Закончите простое детское стихотворение:

Говорит барану волк:

"Ну какой от дружбы толк?

Если мы с тобой друзья,

Значит … … …. (съесть тебя нельзя)
8. Русскому поэту XIX в. Мятлеву принадлежат следующие строки:

………………………………

Как я молил осенние морозы

Не трогать их осеннею рукой. (Как хороши, как свежи были розы)

Восстановите первую строку.

9. Под аккомпанемент какого инструмента, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндрана, Есенина? (лиры)

10. В русской классической поэзии существуют пять основных стихотворных размеров, а в арабской их 27. исследователи обнаружили интересную связь между этим и их традиционными видами транспорта. Попробуйте и вы объяснить ее. (У коня - 5 аллюров, а у верблюда - 27. очевидно, стихи слагались и читались в такт езде).

Эрудированный, начитанный человек всегда сможет определить в той или иной мере авторство текста или литературного направления. Нахождение в тексте важных признаков стиля, жанра, жизненных и исторических фактов называется атрибутированием текста. Проверьте свою эрудированность в литературе.


4.2 Определение авторства текста

Из каких произведений взяты отрывки? Назовите авторов и жанровую принадлежность. Аргументируйте свою точку зрения.


1. "Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе".

("Песнь о вещем Олеге", А. С. Пушкин, баллада)

2. В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

("Полтава", А. С. Пушкин, поэма)



3. Беда, коль пироги начнёт печь сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдёт на лад,

Да и примечено стократ,

Что, кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело всё погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

("Щука и Кот", И. С. Крылов, басня)



4.Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

("Тучи", М. Ю. Лермонтов, стихотворение)

5. Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что тот старый клён

Головой на меня похож. ("Я покинул родимый дом…",

С. А. Есенин, стихотворение)
6. Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

Раз царица на лугу,

На зелёном берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползёт к ней рак;

Он сказал царице так:

"Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь твою печаль;

Понесёшь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь".

("Спящая царевна", В. А. Жуковский, сказка)

7. Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять.

("Лесной царь", В. А. Жуковский, баллада)
8. Били копыта,

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.


Гроб.

Груб.-


Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу


за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала!

- Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий. ("Хорошее отношение к лошадям", В. В. Маяковский, стихотворение)

4.3 Наука стихосложения
4.3.1 Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

4.3.2 Способ рифмовки (перекрёстная, парная (смежная), кольцевая (опоясывающая)).

4.3.3 Изобразительно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола).

4.3.4 Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).

4.3.5 Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

Знать правила и законы стихосложения, конечно, важно для поэта, но ещё необходимо вдохновение, поэтический настрой. Дайте интерпретацию стихотворению русского поэта XX века Д. С. Самойлова "Слова".

Красиво падала листва,

Красиво плыли пароходы.

Стояли ясные погоды,

И праздничные торжества

Справлял сентябрь первоначальный,

Задумчивый, но не печальный.

И понял я, что в мире нет

Затертых слов или явлений.

Их существо до самых недр

Взрывает потрясенный гений.

И ветер необыкновенней,

Когда он ветер, а не ветр.

Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше ремесло.

Старый стих на новый лад
4.4 Повторяющаяся рифма

Однажды один не очень известный поэт сочинил такое стихотворение:

Как-то утром под горой

Предвечернею порой

Шёл мальчишка с бородой.

Помидор ел голубой.

С ним старик шёл молодой

С водосточною трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой.

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.


В этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - "…ой".

Попробуйте сочинить такое же стихотворение, но чтобы все строчки оканчивались рифмой: "…ка", "…ре", "…ил", "…ый" (на выбор).


4.5 Спрятавшиеся слова

Подберите слова, чтобы восстановить строчку из известного стихотворения известного автора. Затем сопоставьте с оригиналом:

а) Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как … лежит. (тающий сахар);

б) Листья поблекнуть ещё не успели -

Жёлты и свежи лежат, как … . (ковёр)

(Н. А. Некрасов "Железная дорога");

в) Еду. … . Слышны звоны (тихо)

Под копытом на снегу.

Только серые …(вороны)

… на лугу. (расшумелись)

(С. А. Есенин "Пороша");

г) Ласточки …, (пропали)

А вчера зарёй

Всё … летали(грачи)

Да как сеть …(мелькали)

Вон над той горой.

(А. А. Фет "Ласточки пропали…");

д) Последняя … рассеянной бури!(туча)

Одна ты несёшься по ясной…,(лазури)

… ты наводишь унылую тень,(одна)

Одна ты … ликующий день. (печалишь)

(А. С. Пушкин "Туча")


4.6 Буриме

Это игра, которой уже сотни лет. Играющий должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Можно рифмы придумывать свои, но мы воспользуемся рифмами известного поэта XIX века.

Золотая - великана - рано - играя, морщине - одиноко - глубоко - пустыне.
"Утёс" М. Ю. Лермонтов

Ночевала тучка золотая,

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

- Теперь вы во всеоружии перед нашей главной битвой. Примените свои знания, проявите фантазию, пригласите вдохновение, дерзайте, пробуйте перо. Помните: все ваши творения интересны, неповторимы, оригинальны, найдут благодарного читателя!


4.7 Творческая мастерская

4.7.1 Акростих с фамилиями писателей-юбиляров: Тургенев, Толстой, Гоголь, Крылов.

4.7.2 Басня с оригинальными героями и названием: "Вирус в компьютере", "Ученик и дневник", "На перемене".

4.7.3 Литературная пародия на детский стишок "Муха села на варенье - / Вот и всё стихотворенье" в стиле А. С. Пушкина или В. В. Маяковского.

4.7.4 Стихотворная сказка или былина на студенческую тематику.

4.7.5 Стихотворение-отзыв о сегодняшнем мероприятии.

4.7.6 Письмо литературному герою.
5 Тема: « Времена года - зима » (разработка занятия: описание зимы)



Цели

1 Познакомиться с особенностями текстов описания природы: композиция, языковые средства, стиль речи, связь предложений в тексте.

2 Подготовиться к написанию миниатюры, используя личные наблюдения; в качестве образца произведения признанных мастеров слова, иллюстрации и репродукции картин художников.

3 Продолжить работу над развитием творческих речевых способностей и воспитания чувства прекрасного у обучаемых.


Оформление: 1) Эпиграф: . . . Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые слова…действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать (К. Паустовский.);

2) Цветные фотографии зимнего пейзажа, иллюстрации, репродукции картин художников;

3) На столах – тексты с описанием зимней природы, подготовленные учащимися; фотографии, иллюстрации зимнего пейзажа.
Ход занятия


    1. Вступительная беседа .

“Описание природы. Зима” - это описание зимней природы. С типом речи - описанием - мы уже знакомы.

- Что лежит в основе описания?

А сегодня наша цель– познакомиться с особенностями описания природы, подготовиться к написанию сочинения-миниатюры – описание зимнего пейзажа.

- Что значит миниатюра?

Обратите внимание на стенды, где представлены репродукции картин, фотографии, иллюстрации зимних пейзажей, рисунки ваших сверстников. Многие художники писали “зимние, снежные” картины. Художник не просто рисует на картине зиму, снег – он передает с помощью красок своё отношение к природе.
5.2 Работа с текстами

У вас на столах есть иллюстрации.

Как можно словом передать красоту зимнего пейзажа?

- Приведите примеры описательных текстов.

- Расскажите, по каким признакам вы узнаете описание.

Языковые средства отличаются выразительной силой в передаче мыслей и чувств, общий взволнованный характер описания, красочность изображения – все это позволяет живо и ярко представить мысленно картину.



Вывод: Если мы хотим передать личное отношение к конкретному предмету, явлению, то у нас скорее всего создается художественное описание.

Прочтите текст . Итак, зимняя природа.

- Какие цвета преобладают зимой?

- Какое настроение создается красками зимы?

- Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?

Эти словосочетания помогут вам в работе.

- Какие части речи преобладают? (Прилагательные, причастия)

Для того, чтобы описывать природу, надо её наблюдать.

Любил природу и умел наблюдать Михаил Михайлович Пришвин.

Послушайте его миниатюру “Первый мороз”

- Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали бы к этой миниатюре?

Примерные ответы :

- Ночь (молчаливое течение ночи, величавое)

- Первый мороз (изморозь на земле, на траве, на деревьях, и от этого всё кажется седым)

- Солнце и обильная роса как алмазы

- Королева – сосна.

- Как писатель дает нам почувствовать: первый мороз был легким, нестрашным? (Лужи не замерзали, явилось солнце - и всё обдалось сильной росой)

Следующая миниатюра – “Зимнее утро”

- Как писатель выразил своё отношение к рисуемой картине?

(Молодой собакой прыгала в груди моей радость)

- Почему он использует такое сравнение?

(Вероятно, потому что сам был охотником, хорошо знал собак, они были действительно его четвероногими друзьями; молодая собака выражает свою радость особенно бурно)

- Почему утро названо пушистым?

Подумайте, почему прилагательные в далеком, высоком (здании) употреблены здесь именно в таком порядке, а не в обратном?

(Наверное, по закону благозвучия)

- Мы прослушали и прочитали описания природы, созданные мастером слова. Читая или слушая любое из них мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую нарисовал автор.

А сейчас вам предстоит самим написать зимнюю миниатюру, опираясь на иллюстрации, которые приготовили, личные наблюдения и воспоминания.

Для того, чтобы вы более ярко и образно передали свои мысли, я негромко включу музыку. Она поможет вам быть точными, сделает вашу речь выразительнее.

Чтение и обсуждение зимних миниатюр, написанных обучаемыми.

Критерий оценки: видел ли автор “за словами то, о чем писал”?


6 Тема: «Как писать стихи»
Цель занятия

1. Создать ситуацию, в которой обучаемые смогли бы создать свои стихи, стихотворные миниатюры.

2. Развивать творческий потенциал обучаемых, способных к сочинительству.

Оформление: эпиграф « Поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи. » Акмеисты.

таблица с размерами стихов; портрет Н. Гумилева.



Ход занятия
6.1 Слово преподавателя.

Сегодня мы через разнообразные формы работ научимся создавать стихи.

Акмеисты считали: «Поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи».

«Цех поэтов» возглавлял Николай Гумилев, здесь он учил молодых поэтов стихосложению.

Давайте представим, что вы – молодые поэты, пришедшие на очередное занятие кружка. А я попытаюсь, как Гумилев научить вас слагать стихи.

Поэзия – такая же наука, как, скажем математика, не изучив ее, не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи. Я не смогу научить вас писать стихи, подобно тому, как учебник астрономии не научит создавать небесные светила. Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества.

Вы научитесь понимать стихи и правильно оценивать их. Без изучения поэзии нельзя писать стихи, этому нужно учиться так же долго и усердно, как играть на рояле.

Каждое стихотворение – это живой организм, который имеет свою анатомию и физиологию.

Вспомните, какими размерами можно писать стихи?

(Чтобы легче запомнить трехсложные размеры, я предлагаю очень простой способ запоминания).


/ /

Анна Ахматова

_ _ _ | _ _ _ = дактиль
/ /

Георгий Иванов

_ _ _ | _ _ _ = амфибрахий
/ /

Николай Гумилев

_ _ _ | _ _ _ = анапест



    1. Практическая часть занятия


Задание 1

Назовите поэтов, имена и фамилии которых соответствуют двусложным размерам.

Определите размер своих имен и фамилий.
Задание 2

Настоящий поэт должен в равной мере хорошо владеть всеми размерами стихосложения, а так же переходить из размера в размер.

Переделайте известное стихотворение «Жил - был у бабушки серенький козлик…», так, чтобы дактиль превратился в ямб, хорей, амфибрахий, анапест.
Задание 3

Вы знаете, что стихи по наличию строф могут называться дистих, терцена , секстина… Но каждая строфа предполагает особый ход мыслей: например, английский сонет стоится по принципу: тезис – развитие тезиса – антитезис – вывод – афоризм. Зная это правило, соберите «рассыпанный» сонет Шекспира.

Уж если ты разлюбишь,- так теперь, теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешиться ночь дождливым утром – утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, когда от мелких бед я слабею. Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, что это горе всех невзгод больнее. Что нет невзгод, а есть одна беда – твоей любви лишиться навсегда.
Задание 4

Представьте, что вам нужно написать стихотворения, в которых вы объясняетесь в любви, или философски размышляете, или описываете природу.

* * *

Ты хочешь знать, кого люблю я?



Ее нетрудно отгадать,

Будь повнимательней, читая,

Я не могу ее назвать.
* * *

Зима уходит, быстро пробегают дни,

Ты, друг мой милый, сильно не грусти.

Весна капелями придет,

Тепло и радость с содою принесет.

Печаль оставь,

Ведь жизнь прекрасна.

Жить для других себя заставь,

И от улыбок станет ясно!
Задание 5

Поэзия знает много экспериментов в области строфики и фоники: фигурные стихи, акростих, тавтограммы и многое другое. Придумать стихотворение в соответствии.

Уходит зима, но мне ее не жаль,

Хорошо, что с ней уходит печаль.

Однако же были чудесные дни,

Дни доброты и игры ребятни.

И жаль, что растают снега,

Ты же летом их не найдешь никогда.


6.3 Подведение итога занятия

Сегодня мы на практике показали, в какой степени овладели навыками стихосложения. И, наверное, вы согласитесь с высказыванием акмеистов, что поэзия – это ремесло, работа, нужно учиться писать стихи.


7 Тема: « Вечер – встреча с павлодарской поэтессой Ольгой Григорьевой » (сценарий)
  1   2   3   4

  • «Задача воспитания гражданина всегда актуальна»