Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическое пособие по использованию в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий




Скачать 419.37 Kb.
страница1/3
Дата25.06.2017
Размер419.37 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Отрадненский нефтяной техникум»

(ГБПОУ «ОНТ»)










РЕКОМЕНДОВАНО Методическим Советом

Председатель МС

___________ Серёгина Л.Н.

Протокол №__________

« ___»__________2015 г.




Методическое пособие

по использованию в образовательном процессе

активных и интерактивных

форм проведения занятий

Отрадный , 2015



ОДОБРЕНО

ЦК ОГСЭЦ
« » 2015 г.

Протокол № __

Председатель ЦК ОГСЭЦ

_______ Клетнёва Е.А.


ОДОБРЕНО

ЦК ЕНЦ и ПЦ специальности 09.02.01

« » 2015 г.

Протокол № __

Председатель ЦК ПЦ

_______ Бердыева О.А.




ОДОБРЕНО

ЦК ПЦ


специальности 21.02.01

и 21.02.03

« » 2015 г.

Протокол № __

Председатель ЦК ПЦ

_____ Абдрахманова Т.К..



ОДОБРЕНО

ЦК ПЦ


специальности 23.02.03

« » 2015 г.


Протокол № __

Председатель ЦК ПЦ

______ Кондракова Т.А.


Методическое пособие подготовила заместитель директора по учебной работе

Серёгина Л.Н.

Целью создания данного методического пособия является определение наиболее

эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных

действий студентов техникума и формированию общих и профессиональных

компетенций.

Методическое пособие раскрывает конкретнуюучебную и методическую

информацию по использованию активных и интерактивных форм проведения занятий

по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам в целях реализации

компетентностного подхода при организации и осуществлении образовательного процесса

в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3 поколения и ФГОС СПО 3 .

Методическое пособие предназначено для председателей цикловых комиссий,

методистов и преподавателей образовательных учреждений СПО.


Рецензент: Светлышева Г.В. - заместитель директора по учебной-методической работе ГБПОУ «Отрадненский государственный техникум»


СОДЕРЖАНИЕ




1 Новые требования к процессу преподавания…………………………...….

4

2 Сущность активного и интерактивного метода обучения…………...

5

3 Лекции с применением активного метода ……………………….………….

4 ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………….…………….

4.1 Основные преимущества интерактивных форм обучения

4.2 Основные методические принципы интерактивного обучения


5 ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ…………………………..……….…
5.1 Обсуждение в группах…………………………………………………………….…..…..…

5.2 Творческое задание……………………………………………………….…………….……

5.3 Публичная презентация проекта……………………………………………………….……

5.4 Дискуссия…………………………………………………………………….……….………

5.5 Деловая игра…………………………………………………………………………….……

5.6 Анализ конкретных ситуаций (кейс-метод) ………………….…………………………...

5.7 Разработка проекта ……………………………………………………………………….…

5.8Просмотр и обсуждение видеофильмов …………………….………………………….…

5.9 Тренинг ………………………………………………………………………………………

5.10 Круглый стол………………………………………………….………………………….…

5.11 Коллоквиум…………………………………………………………………………….……

5.12 Методика «Дерево решений» ……………………………………….……….……………

5.13 Методика «Мозговой штурм» …………………………………..…………………..……

5.14 Проблемное обучение…………………………………………………….……….………


6 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ……….
7 Алгоритм проведения интерактивного занятия ………………………….
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ…..………………………………………………........

5

6

7


8

8

8



9

10

11



11

12

12



13

14

15



18
19




















1 Новые требования к процессу преподавания
Инновационность учебной работы предполагает целенаправленное  внедрение в образовательный процесс  новых методов и технологий, способствующих эффективному обучению. Инновационный подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний и профессионально значимых компетенций, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Сложность внедрения новых педагогических технологий заключается в том, что в большинстве случаев у преподавателей имеется лишь видимость знания, практически отсутствуют умения, позволяющие отойти от методики традиционного обучения. Живучесть «традиционного обучения» состоит в том, что оно, в отличие от активных форм работы со студентами, не требует особых затрат энергии, мастерства. Причина преобладания «традиционного обучения» заключается также в том, что преподаватели переносят свой предшествующий опыт в педагогическую деятельность.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов и технологий обучения, которые предполагают такую организацию учебного процесса, при которой практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.Учебный процесс, с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предъявляет среди множества требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена в целях компетентностного подхода - использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных учебных дисциплин ,междисциплинарных курсов (МДК) и может составлять от 20 - 50 процентов аудиторных занятий.

Новые образовательные стандарты, указывая на то, что в учебном процессе должны широко использоваться активные и интерактивные формы проведения занятий, называют некоторые примеры подобных занятий. Однако остается неясным, какие из приведенных примеров относятся к активным формам проведения занятий, а какие - к интерактивным.

К сожалению, на сегодняшний день не существует четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным, поэтому нет и четкой классификации интерактивных методов обучения.

Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения [7]:


  1. Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).

  2. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).

  3. Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам [6]:

  1. Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.

  2. Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые,организационно-деятельностные игры.

  3. Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направленные на формирование образной и логическойсфер сознания).




    1. Сущность активного и интерактивного метода обучения

В свете названных требований и отсутствия четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения видится актуальным вопрос о содержании понятий "активный" и "интерактивный "метод обучения. Для начала необходимо установить, что понимается под методом обучения. Метод обучения - процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Методы обучения можно подразделить на три обобщенныегруппы:



  • пассивный(традиционный) - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит).В традиционной модели обучения студентам предлагается усваивать большие объемы уже готовых знаний. При этом практически отсутствует необходимость разрабатывать проекты, в основе которых лежит учебная деятельность с другими студентами.

  • активный - обучаемый выступает "субъектом" обучения (лекция ,самостоятельная работа, творческие задания). Под активным методом следует понимать форму взаимодействия студентов и преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь - не пассивные слушатели, а активные участники занятия.Если пассивный метод предполагал авторитарный стиль взаимодействия, то активный ориентирован на демократический стиль

  • интерактивный - взаимодействие. Использование интерактивного метода обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Каждый из этих методов имеет свои особенности, но остановимся на двух последних методах как наиболее значимых для нас. Следует отметить, что между активным и интерактивным методами иногда ставят знак равенства, однако несмотря на общность, эти методы имеют различия. Интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активного метода. Итак, слово интерактивный ("inter" - взаимный, "act" - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, в отличие от активного метода интерактивный ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, студент не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый[1].




    1. Лекции с применением активного метода

Имея представление о различии между активным и интерактивным методом, следует отметить, что лекция тяготеет к использованию активного метода. Интерактивный метод сложно использовать в данном виде учебной деятельности, т.к. он предполагает деловое общение обучающихся между собой и преподавателем.

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации [4].

Рассмотрим далее возможности использования активного метода обучения при чтении лекций. Можно выделить следующие активные формы проведения лекций:



  • лекция-беседа - непосредственный контакт преподавателя с аудиторией - диалог. По ходу лекции преподаватель задает вопросы для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой проблеме;

  • лекция-дискуссия - свободный обмен мнениями в ходе изложения лекционного материала. Преподаватель активизирует участие в обсуждении отдельными вопросами, сопоставляет между собой различные мнения и тем самым развивает дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло;

  • лекция с применением обратной связи заключает в себе то, что в начале и конце каждого раздела лекции задаются вопросы. Первый - для того, чтобы узнать, насколько студенты ориентируются в излагаемом материале, вопрос в конце раздела предназначен для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала;

  • проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемный вопрос - это диалектическое противоречие, требующее для своего решения размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения новых знаний. Проблемная задача содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска ее решения;

  • программированная лекция - консультация - преподаватель сам составляет и предлагает обучаемым вопросы. На подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить студентов, а затем проводит анализ и обсуждение неправильных ответов.

В лекциях можно использовать наглядные материалы, а также подготовить презентацию. Что касается презентации, то в качестве визуальной поддержки ее можно органично интегрировать во все вышеупомянутые лекции. В то же время лекцию- презентацию возможно выделить и в качествесамостоятельной формы. Лекция-презентация должна отражать суть основных и (или) проблемных вопросов лекции, на которые особо следует обратить внимание обучающихся. В условиях применения активного метода проведения занятий презентация представляется весьма удачным способом донесения информации до слушателей. Единственное, на что следует обратить внимание при подготовке слайдов, - это их оформление и текст. Слайд не должен быть перегружен картинками и лишней информацией, которая будет отвлекать от основного аспекта того или иного вопроса лекции. Во время лекции можно задавать вопросы аудитории в отношении того или иного слайда, тем самым еще больше вовлекая обучающихся в проблематику. Лекция-презентация помогает достичь наибольшей эффективности обучения. Аудитория легче воспринимает материал, лучше запоминает его.

    1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Так как интерактивный метод основан на непосредственном контакте обучающихся между собой и преподавателем, то с его помощью целесообразно проводить практические занятия (семинары). Занятия могут проходить в форме дискуссий, деловых и ролевых игр, игр по кейс-методу, мозгового штурма, психологических и иных тренингов, игрового судебного процесса в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми обучающимися высоких результатов обучения.

Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.

 Суть использования интерактивных форм проведения занятий состоит в погружении студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего специалиста.Учебный процесс организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Ведущий (преподаватель) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Интерактивные формы обучения применяются при проведении занятий на всех уровнях подготовки специалиста и преподаватель может использовать предложенные в настоящем пособии методики, а также разработать новые в зависимости от особенностей учебной дисциплины, или МДК, целей и задач учебных занятий.


4.1 Основные преимущества интерактивных форм обучения:

  • активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов;

  • вовлечение студентов в процесс обучения,  освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;

  • развитие навыков анализа и критического мышления;

  • усиление мотивации к изучению учебной дисциплины;

  • создание благоприятной атмосферы на занятии;

  • развитие коммуникативных компетенций у студентов;

  • сокращение доли традиционной аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студента;

  • развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;

  • формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;

  • гибкость и доступность процесса обучения – студенты могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

  • использование таких форм, как электронные тесты (текущие, промежуточные) позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний студентов и т.д.;

  • интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов студентов с преподавателем.


4.2 Основныеметодические принципы интерактивного обучения:

  • тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;

  • всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в которой обучаемые выполняют различные ролевые функции (например, взаимодействие менеджеров по управлению персоналом и линейных менеджеров);

  • поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;

  • выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции лидера (руководителя), который инициирует и ориентирует обсуждение учебной проблемы (хороший преподаватель тот, который только помогает);

  • активное использование технических учебных средств, в том числе таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

  • постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных обучаемых;

  • оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;

  • интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания самодиагностического или творческого характера) и ин­дивидуальных способностей в групповых занятиях;

  • организация пространственной среды – «игрового поля», которое должно способствовать раскрепощению обучаемого (например, дискуссия внутри команд или межгрупповая дискуссия);

  • проигрывание игровых ролей («оппонента», «пессимиста», «реалиста», «адвоката дьявола», «компетентного судьи» и др.) с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей обучающихся (например, при проигрывании ситуации стимулирования конструктивного конфликта);

  • осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты;

  • обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности в информации.




    1. ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ


5.1 Обсуждение в группах

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

На первом этапе группового обсуждения перед студентами ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:



  • задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок);

  • ввести алгоритм выработки общего мнения;

  • назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.

  1   2   3

  • Методическое пособие по использованию в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий
  • 1 Новые требования к процессу преподавания
  • Сущность активного и интерактивного метода обучения
  • Лекции с применением активного метода
  • лекция с применением обратной связи
  • проблемная лекция
  • программированная лекция
  • Лекция-презентация
  • ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • 4.1 Основные преимущества интерактивных форм обучения
  • 4.2 Основныеметодические принципы интерактивного обучения
  • ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 5.1 Обсуждение в группах