Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическое пособие для учителей русского языка, литературы и истории




Скачать 352.75 Kb.
Дата02.07.2017
Размер352.75 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИС «ЕДИНОЕ ОКНО» В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Информационно-методическое пособие для учителей русского языка, литературы и истории




Наталья Анатольевна Будникова,

заместитель директора

МОУ «СОШ№15» г. Лесосибирска

В материале представлены основные компетентности учителя и ученика в области использования ресурсов Интернет в своей деятельности, рассматривается методика работы с ресурсами ИС «Единое окно» в обозначенных предметных с конкретными примерами, система приемов поиска информации, формы работы на уроках с использованием ИС «Единое окно» и ресурсов Интернет, виды занятий, а также обсуждается значение ИС «Единое окно» для достижения эффективных результатов в образовательном процессе.



I. Общая характеристика возможностей ИС «Единое окно» для учителя-предметника

Существуют основные компетентности в области информационных технологий, общие для всех пользователей. По мере расширения технической грамотности и умений преподавателей, а также в том случае, если они ищут способы усовершенствовать свою работу, их профессиональное обучение и развитие необходимо сосредоточить именно на освоении этих компетентностей. Приведем несколько примеров ключевых компетентностей преподавателей относительно использования ресурсов Интернета.

1. Способность определить, почему, когда, где и как использование ресурсов Интернета может способствовать достижению учебных целей:


  • спланировать учебную деятельность, в том числе и конкретное занятие, определив, где и как лучше всего использовать Интернет:

  • объяснить причины выбора;

  • уделить особое внимание содержательной стороне деятельности учащихся;

2. Способность анализировать качество образовательных Интернет-ресурсов.

3. Способность содействовать учащимся в процессе поиска, сравнения, анализа информации, полученной из Интернета:



  • помогать школьникам конструировать простые запросы;

  • организовать различные формы деятельности школьников, связанных с использованием ресурсов Интернет;

  • научить их работать с информацией, критически оценивать, синтезировать, обобщать полученные сведения и оформлять результаты.

Основными дидактическими целями использования ресурсов ИС «Единое окно» по отдельным дисциплинам являются сообщение сведений; формирование, совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков; повышение мотивации к учению; контроль усвоения; обобщение и другие цели.

Педагоги, использующие образовательные ресурсы сети Интернет, должны предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения — ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам.

Применение ресурсов ИС «Единое окно» в образовательном процессе в изучении различных предметов позволит включить информационные ресурсы в образовательный процесс, предоставить в распоряжение преподавателя инструменты для анализа и синтеза данных, помочь ему в выборе адекватных способов представления содержания учебных материалов с помощью разнообразных носителей информации и баз данных.

Для учащихся доступ к каталогу и библиотеке ИС «Единое окно» обеспечит изучение основного и дополнительного учебного материала, необходимого для успешной учебы, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации свободного времени. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность оперативно знакомиться с новостями сферы образования; узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах; получать консультации; общаться с педагогами и сверстниками.



Абитуриенты найдут в приводимых ресурсах полезную для себя интернет-информацию — сведения об институтах, университетах и академиях, в том числе о сроках и условиях поступления; учебные и методические материалы, необходимые для подготовки к вступительным испытаниям.

Родители школьников и представители общественности, воспользовавшись систематизированными в каталоге интернет-ресурсами, смогут расширить свои знания о функционировании и развитии федеральной и региональных систем образования, ознакомиться с учебными планами, программами и рекомендациями педагогов, внести посильный вклад в повышение качества образования.

Администрация образовательных учреждений, используя предлагаемые ресурсы ИС «Единое окно», сможет принимать эффективные управленческие решения на основе знания действующего законодательства и нормативных документов, объективно оценивать деятельность педагогов, оперативно взаимодействовать с коллегами, повысить общий уровень планирования и администрирования деятельности образовательного учреждения.

Поэтому, педагогам необходимо достигнуть высокого уровня овладения методикой поиска нужной информации в ИС «Единое окно», чтобы работа с ними отвечала требованиям образовательных и технологических стандартов (как для учащихся, так и для преподавателей).

В ИС «Единое окно» в Каталоге в разделе «Общее образование» представлено 7653 ресурса, которые классифицированы по предметам (большинство общеобразовательных предметов), уровням (дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование), типам (учебные, учебно-методические, справочные, иллюстративные, демонстрационные, дополнительные, научные материалы, а также нормативные документы, электронные периодические издания, электронные библиотеки, образовательные сайты, программные продукты).

II. Методика работы с ресурсами ИС «Единое окно» для конкретных общеобразовательных дисциплин на примере раздела «Литература»

Раскроем методику поиска и работы с ИС «Единое окно» на примере раздела «Литература» каталога ИС «Единое окно».

В разделе «Литература» представлено 1172 ресурса разных типов. Среди них можно выделить следующие тематические группы: образовательные сайты о писателях и их творчестве, примерные программы по литературе базового и профильного уровней, учебные и методические пособия, демонстрационные версии ЕГЭ, разработки уроков, электронные версии газет и журналов, электронные библиотеки и так далее.

Таким образом, в разделе представлен достаточно обширный материал по литературе, который позволит учителю-предметнику эффективно использовать имеющийся материал для качественной организации образовательного процесса.



Поиск ресурсов в каталоге ИС «Единое окно»

Для быстрого отбора нужного материала можно воспользоваться системой поиска по разделам интерфейса.



1 способ. Просмотр ресурсов по выбранному предмету по типу:

учебные,

учебно-методические,

справочные,

иллюстративные,

демонстрационные,

дополнительные,

научные материалы,

нормативные документы,

электронные периодические издания,

электронные библиотеки,

образовательные сайты,

программные продукты.

По аудитории:

учащийся,

преподаватель,

абитуриент,

менеджер,

исследователь.

По уровням образования:

дошкольное,

общее,


профессиональное.

Отобрав нужный ресурс, можно познакомиться с его карточкой, где указаны авторы, адрес, аннотация, либо перейти непосредственно к самому ресурсу.



Пример 1:

Нам необходимо найти методическое пособие по изучению литературы в 7 классе. Для этого выбираем тип «Учебно-методические материалы» - «отобрать». Получаем:



Литература. 7 класс: Методические советы

Пособие содержит методические рекомендации по проведению уроков литературы в седьмом классе на основе учебника-хрестоматии, в который вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами. Эти произведения помогут семиклассникам осмыслить прошлое и глубже понять современность, будут содействовать нравственному воспитанию и интеллектуальному развитию ребят.



Тип материала: Методические указания |  Аудитория: Преподаватель |  Уровень образования: Основное общее

Пример 2:

Требуется материал по теме: Изучение русской литературы XX века в 11 классе. Причем, материал разного характера, как для учителя, так и для ученика. Для этого выбираем тип «Учебно-методические материалы» - «отобрать». Получаем:



Русская литература XX век. 11 класс. Обзор учебника под ред. В. П. Журавлева и планирование материала |  Карточка ресурса

Читателям предлагается обзор учебника "Русская литература XX века" 11 класс под редакцией В. П. Журавлева. Рекомендуемый учебник сочетает обзорные и монографические статьи, знакомящие учащихся с тенденциями литературного процесса начиная с 80-х годов 19 века и до 2002 года, а также дающие основные сведения о жизни и творчестве писателей. Методический аппарат учебника имеет разноуровневый характер. Практикум расширяет представление учащихся о личности писателя, проблематике произведения и т. д. Кроме того, предлагается поурочное и тематическое планирование уроков в 11 классе.



Тип материала: Учебный план |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Среднее (полное) общее, Среднее, Высшее, Послевузовское



Пример 3:

Требуется перечень образовательных сайтов, посвященных творчеству Марины Цветаевой. Для этого выбираем тип «Образовательные сайты», «отобрать», затем в поле поиска вводим фамилию поэта. Получаем информацию:



Серебряный век: Марина Цветаева |  Карточка ресурса

Стихотворения, проза и письма поэта. Биография.



Тип материала: База данных |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Среднее (полное) общее



Марина Ивановна Цветаева |  Карточка ресурса

Стихи, фотографии, факты биографии, посвящения (Ахматова, Пастернак, Тарковский и др.), ссылки на другие страницы в Интернете, посвященные М.Цветаевой.



Тип материала: Образовательный сайт |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Среднее (полное) общее



Читальный зал: библиотека программных произведений русской литературы |  Карточка ресурса

Тексты произведений древнерусской литературы, литературы 18-20 веков (Ломоносов, Радищев, Крылов, Лесков, Гоголь, Достоевский, Чехов, Гончаров, Пушкин, Грибоедов,Цветаева, Блок, Булгаков, Пастернак и др.), критические историко-биографические и литературоведческие статьи.



Тип материала: Полнотекстовая библиотека |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Основное общее, Среднее (полное) общее, Детей



2 способ. Использование системы поиска в каталоге и библиотеке.

Все формы учебного процесса должны быть ориентированы на учащегося, более того, учащимся самим необходимо осваивать различные сценарии использования ресурсов ИС «Единое окно». При таком подходе требуются умение пользоваться информационными и коммуникативными технологиями при постановке задач, целеполагании, решении проблемных и творческих заданий, на этапах сбора и анализа информации, оформления результатов. Поэтому поддержка учеников при поиске, анализе, синтезе информации из ИС «Единое окно» предполагает развитие умений педагога:



  • содействия ученикам в создании схем комплексного поиска;

  • помощи учащимся в систематизации, критической оценке, синтезе и представлении учебных процессов и продуктов с помощью ресурсов ИС.

Успех работы с каталогом напрямую зависит от умения пользователя анализировать информацию, что в упрощенном варианте сводится к умению выделять последовательность ключевых слов, наиболее точно отражающих суть того, что вы собираетесь искать. При использовании любой поисковой системы, в том числе поисковой системы ИС «Единое окно» существенная проблема, которая возникает у пользователей: корректное формирование запроса. Чаще всего формируется слишком широкий запрос, и в результате поиска получают избыточную информацию. Вторая ошибка, которую допускают пользователи, это узкое видение проблемы, взгляд на нее только с одной стороны.

Задача учителя-предметника – предложить ученику систему приемов, которые помогут ему в поиске информации. К числу таких приемов могут быть отнесены следующие:



1). Построение кластеров.

Перед поиском информации необходимо построить схему, на которой представить систему ключевых слов и словосочетаний, имеющих отношение к проблеме. При построении кластеров нужно в первом уровне расположить ту проблему или тему, которую мы изучаем или исследуем. Во втором уровне указываются факторы или сопутствующие темы. В третьем уровне происходит детализация информации.



Пример 1:

  1. Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина.

  2. Биография поэта. Литературное окружение Есенина. Женщины в жизни поэта. Лирика.

  3. Тайна гибели Есенина. Любовная лирика поэта. Художественное своеобразие поэзии Есенина. Тема Родины в творчестве поэта и т. д.

По сути дела на такой схеме будет представлена система запросов, которые можно использовать при поиске информации.

При поиске материала по данной теме в каталоге ИС «Единое окно» обнаружены следующие ресурсы:



Есенин Сергей Александрович: Биография и литературные произведения |  Карточка ресурса

Представлена краткая биография С.А. Есенина, отражающая основные жизненные и творческие вехи поэта. Приведен список основных произведений, представлены полные тексты избранных литературных произведений. Ресурс является частью проекта "Коллекция: русская и зарубежная литература для школы".



Тип материала: Дополнительные информационные материалы |  Уровень образования: Общее



Музей-заповедник С.А. Есенина |  Карточка ресурса

Музей представляет собой целый комплекс: дом, где родился и вырос поэт, земская начальная четырехклассная школа, в которой он учился, церковь Казанской иконы Божьей Матери с прилегающей к ней территорией, усадебный дом Л.И. Кашиной с парком, литературный музей С.А. Есенина, где собраны уникальные экспонаты, сельская площадь. На сайте представлены: история развития музея, история села Константиново, экспозиции, издания музея. Контактная информация, режим работы.



Тип материала: Музеи |  Уровень образования: Общее, Профессиональное

2). Построение причинной карты

Причинная карта – это способ представления информации, которая позволяет видеть причины событий, явлений. В центре причинной карты указывается та проблема, над которой предстоит подумать, а затем указываются причины, которые показывают влияние на проблему.



Пример 1:

Вопрос для исследования:

Почему писателей начала XIX – начала XX века волновала проблема маленького человека?

Причины:



  1. Задача этой темы – отражение жизни простого человека с его горестями и радостями, человека, который и является главным героем и носителем идей писателей.

  2. Писатели в своих произведениях описывали жизнь представителей народа.

  3. Через образ «маленького человека» раскрывались взгляды целого поколения.

  4. Необходимость обращения в своих произведениях через образ «маленького человека» к человеческим потребностям правды, добра, любви, сострадания.

Выявленные причины также помогают в определении системы ключевых слов и поиска информации.

Ключевые слова и словосочетания: тема маленького человека, жизнь простого человека в произведениях русских писателей, образ маленького человека, взгляды писателей на проблему маленького человека и др.

Открываем раздел «Литература», задаем в поле поиска данные ключевые слова и получаем следующие ресурсы:



Образ "маленького человека" в русской литературе: мультимедиа-проект |  Карточка ресурса

Озвученный анализ художественного образа "маленького человека" по произведениям русских писателей XIX века. Сведения об авторах проекта.



Тип материала: Методические указания |  Аудитория: Преподаватель |  Уровень образования: Общее, Среднее (полное) общее, Переподготовка и повышение квалификации

Читальный зал: библиотека программных произведений русской литературы |  Карточка ресурса

Тексты произведений древнерусской литературы, литературы 18-20 веков (Ломоносов, Радищев, Крылов, Лесков, Гоголь, Достоевский, Чехов, Гончаров, Пушкин, Грибоедов,Цветаева, Блок, Булгаков, Пастернак и др.), критические историко-биографические и литературоведческие статьи.



Тип материала: Полнотекстовая библиотека |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Основное общее, Среднее (полное) общее, Детей

3. Организация форм работы на уроке с использованием ресурсов Интернет

Работа с Интернет-ресурсами ориентирует на разные организационные формы, но в основном, это индивидуальная и групповая форма работы.



Пример 1:

Тема: Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина



Примечание: тема выбрана условно, без ориентации на класс, тип и вид урока

Формулируются задания по группам (индивидуальные)



  1. Найти сведения из разных источников по биографии поэта.

  2. Подобрать лекционный материал о творчестве Пушкина

  3. Сделать обзор полнотекстовых библиотек

4.Виды занятий, представленные в ресурсах ИС «Единое окно»

В ИС «Единое окно» представлены различные виды учебных занятий. Основным принципом построения настоящего каталога стало включение в него только качественных, педагогически эффективных образовательных ресурсов сети Интернет, отвечающих потребностям системы образования. Мнение о качестве ресурсов было составлено на основании опыта педагогов, использующих такие ресурсы в своей профессиональной деятельности.



  1. Лекции

Пример 1:

Лингвистические теории конца ХХ века |  Карточка ресурса

Характеристики разных лингвистических теорий, сложившихся и ставших влиятельными во второй половине 20 века.



  1. практические занятия


Работа с причастиями и причастными оборотами |  Карточка ресурса

Упражнения для учащихся на закрепление темы "Причастия".



Тип материала: Задачник |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Общее, Основное общее, Среднее (полное) общее, Послевузовское


  1. зачетные уроки, уроки проверки, контроля знаний

Пример 3:

Тематические зачеты |  Карточка ресурса

Опыт проведения тематических зачетов в форме работы над текстом. Одни задания - в форме тестов, некоторые – в форме вопросов. Тексты можно использовать для комплексного анализа, при необходимости добавив задания и по другим разделам курса русского языка.



Тип материала: Тест, контрольные вопросы |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Общее, Основное общее

  1. тестирование, в том числе и on-line

Контрольный тест по морфологии. 7 класс |  Карточка ресурса

Контрольный тест по морфологии. 7 класс



Тип материала: Тест, контрольные вопросы |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Общее, Основное общее


  1. диктанты, изложения, подготовка к сочинению

Пример5:

Интерактивный диктант |  Карточка ресурса

Проверка знаний по русскому правописанию... Интерактивные подсказки объясняют трудности орфографии и пунктуации.



Тип материала: Программный комплекс для образовательных учреждений |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Среднее (полное) общее


  1. самостоятельная, творческая работа

Пример 6:
Карточки для самостоятельной работы. 8 - 9 классы |  Карточка ресурса

Карточки для самостоятельной работы. 8 - 9 классы



Тип материала: Тест, контрольные вопросы |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Общее, Основное общее

  1. подготовка рефератов, докладов

Пример 7:

Костёр: сочинения и рефераты в электронном журнале |  Карточка ресурса

Материалы для подготовки к сочинениям. Биографии русских и зарубежных писателей.



Тип материала: Образовательный сайт |  Аудитория: Учащийся |  Уровень образования: Общее, Среднее (полное) общее

  1. научная и исследовательская деятельность

Пример 8:
Работы по языкознанию |  Карточка ресурса

Научные труды по лексикологии, словообразованию, синтаксису, лингвистике текста и т .д.



Тип материала: Полнотекстовая библиотека |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель, Исследователь |  Уровень образования: Начальное общее, Основное общее, Среднее (полное) общее, Высшее, Переподготовка и повышение квалификации

  1. факультативные занятия

Пример 9:

Факультатив по русскому языку |  Карточка ресурса

Предлагается тематика и структура занятий факультатива по русскому языку: Культура речевого общения; материал для проведения дидактической игры.



Тип материала: Образовательный сайт |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Общее, Основное общее

  1. обучающие программы

Пример 10:

Грамотей: комплекс компьютерных программ для обучения детей грамотному письму и чтению |  Карточка ресурса

Общие сведения о программе: описание, принципы работы. Цены и условия приобретения. Информация об авторах.



Тип материала: Рекламно-информационная публикация |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель, Менеджер |  Уровень образования: Начальное общее


  1. дистанционное обучение

Пример 11:

Бесплатный курс "Ошибки, от которых не спасает словарь" |  Карточка ресурса

Ошибки словоупотребления - самые коварные ошибки в русском языке. От них не может спасти ни орфографический словарь, ни программа автоматической проверки правописания. Все слова в тексте написаны грамотно, но не сочетаются между собой, так что текст в целом получается неграмотный, зачастую - нелепый и смешной, порой же весь смысл текста меняется. "Генеральская репетиция", "тесные глаза", "мочился духами", "коллеги по работе", "повышать кругозор", "педагог русского языка", "очень малюсенький", "облокотился плечом", "самый последний день войны", "заварился сыр-бор" - всё это ошибки словоупотребления. Что же они собой представляют, какими бывают и как с ними бороться? На все эти вопросы даст ответ бесплатный курс "Ошибки, от которых не спасает словарь".



Тип материала: Статья |  Аудитория: Учащийся |  Уровень образования: Общее, Начальное общее, Основное общее, Среднее (полное) общее

  1. конкурсы, олимпиады

Пример 12:

"Русский медвежонок" - конкурс по языкознанию |  Карточка ресурса

Информация о общероссийском конкурсе школьников. Архив задач с 2000г. Списки победителей. Контакты центрального и региональных оргкомитетов.



Тип материала: Задачник |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель |  Уровень образования: Основное общее

  1. подготовка к ЕГЭ, итоговым и вступительным экзаменам

Пример 13:
Единый государственный экзамен по русскому языку |  Карточка ресурса

Инструкция и демонстрационный тест экзаменационной работы по русскому языку (37 заданий, разделенных на две части).



Тип материала: Тест, контрольные вопросы |  Аудитория: Учащийся, Преподаватель, Абитуриент |  Уровень образования: Среднее (полное) общее
III. Методика работы с ресурсами ИС «Единое окно» для конкретных общеобразовательных дисциплин на примере раздела «Русский язык»

В разделе «Русский язык» представлено 546 ресурсов разных типов. Среди них можно выделить следующие тематические группы:

1. Учебные пособия по русскому языку (учебники для учащихся, методические пособия для подготовки к ЕГЭ, практикумы по орфографии, пунктуации, синтаксису, краткие теоретические курсы, пособия по изучению отдельных тем, рабочие тетради)

2. Учебно-методические материалы (примерные программы профильного, базового уровней, экспериментальные программы, методические рекомендации к учебникам, сборники задач и упражнений, практикумы, элективные курсы, контрольные задания и др.)

3. Демонстрационные версии ЕГЭ и варианты экзаменационных работ.

4. Описание и разработки конкретных уроков по русскому языку (различные методики преподавания, задания для творческой работы, методики работы с текстом, подробные разработки и рекомендации по изучению отдельных тем и др.)

5. Научные материалы и статьи (характеристики разных лингвистических теорий, материалы по русской филологии, история языка и т. д.)

6. Образовательные сайты.

7. Электронные библиотеки.

8. Программные продукты.

Общая система работы с каталогом ИС «Единое окно» была рассмотрена на примере предметной области «Литература». Рассмотрим подробнее, исходя из специфики преподавания русского языка, какие возможности представляет ИС «Единое окно» именно для этого предмета. Анализируя основные организационные и содержательные элементы проведения современного урока русского языка можно выделить общие возможности использования педагогами ресурсов ИС «Единое окно»:


  • возможность дистанционного обучения для учителей:

Пример 1:

Выбираем Аудиторию «Преподаватель», «Отобрать», получаем ссылки на карточки следующих ресурсов:



Ярославский институт развития образования | Карточка ресурса

Методические разработки, материалы олимпиад, дистанционные курсы и проекты, электронные издания, публикации, справочная информация. Информация о дистанционных курсах, проектах.



  • участие педагогов в виртуальных методических объединениях, круглых столах:

Примите участие в заседании виртуального круглого стола "Русский как неродной" | Карточка ресурса

Справочно-информационный портал. Редакция журнала «Мир русского слова» и издательство «Златоуст» приглашает принять участие в виртуальном круглом столе на тему: «Изучение и преподавание русского языка как неродного в Российской Федерации».



  • получение основной и дополнительной информации по предмету и методике его преподавания (наиболее полные разделы данной предметной области, представлено 311 ресурсов)

Русский язык: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень

Настоящая программа по русскому языку для X-XI классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа является примерной и служит ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников.



Тип материала: Учебная программа | Аудитория: Преподаватель | Уровень образования: Среднее (полное) общее

  • получение информации о проведении различных конкурсов и возможностях получения грантов:

5 баллов.ru. Образовательный портал | Карточка ресурса

Образовательный портал «5 баллов.ru» включает в себя самую разнообразную информацию: вы можете найти тексты рефератов, тесты по предметам школьной программы, тесты на определение уровня интеллекта. Ежедневно в рассылки данного портала выходят самые важные новости из мира образования. На портале размещены статьи образовательной тематики. Для желающих получить стипендию или грант публикуются объявления грантодателей, для поступающих в вуз – объявления репетиторов со всех городов России, информация о семинарах и тренингах разных профессиональных областей.



Обратимся к конкретным примерам.

Каждый урок входит в группу уроков, имеющих определенные черты. В методике преподавания русского языка, как и в любом другом предмете, распространена следующая классификация:



  1. комбинированные уроки;

  2. уроки повторения и обобщения;

  3. уроки проверки и контроля знаний;

  4. уроки-лекции

  5. проблемные уроки

  6. уроки применения знаний и формирования умений и навыков (лабораторные занятия)

Специфика предмета русский язык предполагает формирование умения работать с текстом, которое в свою очередь является общеучебным умением и предусматривает целый спектр умений (умение анализировать текст, выделять главное, сопоставлять полученные из текста данные с ранее известными, делать выводы, обобщения, выражать свое отношение и т. д.). Поэтому, еще раз обращаем внимание на то, что необходимо четко обозначить цели и задачи поиска необходимой информации, тщательно проверить, есть ли в этом необходимость, заранее спрогнозировать действия учащихся. Целесообразнее использовать работу в малых группах по технологии сотрудничества, опыт проектной деятельности.

Изучение русского языка иногда очень сложно сделать интересным. Решение этой проблемы заключается в поиске яркого и необычного дидактического материала, а также в привлечении нестандартных, оригинальных заданий. Обратимся к ресурсам ИС «Единое окно» именно с этих позиций. Рассмотрим варианты нестандартных заданий на уроках русского языка.



Пример 1: Лингвистические почемучки

Цель таких заданий: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие образного мышления. Неожиданность формулировок, их нешаблонность служит хорошим стимулом для выполнения заданий такого типа. Задания могут быть следующие: вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, сопоставление различных вариантов), вопросы занимательного характера (вопросы-шутки, вопросы-загадки)

В ИС «Единое окно» учитель может найти ресурсы, которые помогут при составлении подобных заданий, например:

Русские и советские имена и фамилии | Карточка ресурса

Научная информация о происхождении русских имен и фамилий.



Тип материала: Интернет-публикация научно-популярного характера | Аудитория: Учащийся, Преподаватель | Уровень образования: Среднее (полное) общее, Высшее

Пример 2: Микроисследования

Микроисследования предполагают формирование у ребят исследовательских умений, определенных для каждого возрастного этапа:



  • умение работать с научно-популярной литературой и справочниками;

  • умение работать с текстом, анализировать языковые явления, делать выводы;

  • умение составлять текст сообщения, реферата, доклада.

Варианты микроисследований:

  • развернутый ответ на проблемный вопрос;

  • сочинение на лингвистическую тему;

  • исследование вопроса в различных формах (деловой, ролевой игры, экскурсии, путешествия и др.)

Обратимся к конкретным примерам.

1. Например, изучая тему «История русского языка» возможно обратиться к ресурсам ИС «Единое окно», где представлен достаточный материал по данной теме. Данная тема выбрана произвольно (для демонстрации характера работы), материалы носят рекомендательный характер, педагоги могут по-своему использовать предложенные сайты.

Цель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения русского языка.

На данном уроке могут быть использованы разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся, в том числе и представленные выше.

Прежде всего, необходимо напомнить учащимся, откуда родом русский язык, куда уходят корни русского языка. В этом учителю поможет сайт ИС «Единое окно» «История русского языка» (http://www.ruscenter.ru/33.html), в котором представлено следующее содержание:


  1. Откуда родом русский язык

  2. Эпоха письменности

  3. Письменность в дохристианской Руси

  4. Бытовая письменность Древней Руси

  5. Деловая письменность Древней Руси

  6. Начало древнерусской книжности и книжного языка и др.

Прекрасный язык, доступное и интересное изложение материла поможет учителю и детям в изучении этой темы.

Некоторые из сайтов ИС «Единое окно» данной тематики:



История русского языка | Карточка ресурса

Очерк возникновения и развития русского языка.



Тип материала: Статья | Аудитория: Учащийся, Преподаватель | Уровень образования: Общее, Основное общее, Среднее (полное) общее
Языковые рекорды | Карточка ресурса

Интересные и занимательные языковые факты: самые древние языки, самые длинные слова, самый большой словарный запас и т.п.



Тип материала: Статья | Аудитория: Учащийся, Преподаватель | Уровень образования: Основное общее, Среднее (полное) общее
Пример 3: Проектная деятельность на уроке и во внеклассной работе с использованием Интернет

Когда учащиеся выполняют свои работы с использованием Интернет-ресурсов, желательно, чтобы они работали с корректной информацией, которую подготовил для них учитель. Таким образом, при работе с учащимися в рамках проекта может оказаться полезным заранее подготовить ссылки на веб-сайты, которые они могут использовать в своих проектах или воспользоваться ИС «Единое окно». Например, учащимся предстоит самостоятельно найти ресурсы по теме проекта, проанализировать их, составить аннотированный список, выполнить презентацию своего проекта. Такой вид работы наиболее приемлем при проведении уроков повторения и обобщения.

Например, на обобщающем уроке учащимся можно предложить создание своего каталога аннотированных ссылок, как из ИС «Единое окно», так и в Интернет, с последующим анализом ресурсов относительно темы или проблемы, предложенной учителем. Такой вид работы можно использовать в системе.

Задание 1

Вам предстоит самостоятельно найти в Интернете ресурсы, подходящие для вашего проекта по предложенной схеме:



Аннотация тематического веб-сайта

  1. Адрес сайта в Интернете

  2. Название сайта

  3. Аннотация содержания сайта

  4. Свои комментарии относительно темы проекта

Задание 2

Найти и проанализировать в ИС «Единое окно» ресурсы по теме проекта опираясь на следующую схему:



  1. Справочные материалы по теме

  2. Иллюстративные и демонстрационные материалы (если таковые нужны)

  3. Образовательные сайты

  4. Исследовательские и научные материалы

Такая работа обязательно должна сопровождаться самоанализом своей деятельности. Для самоанализа могут быть предложены следующие вопросы:

  1. Какие цели стояли пред вами при изучении темы (при работе над проектом)?

  2. Какую главную проблему вы решали, работаю над темой (проектом)?

  3. Какие выводы вы сделали?

  4. Какие формы работы применяли, какие оказались более эффективными и почему?

При поиске информации в Интернете и ее отборе для использования в образовательных целях необходимо развивать навыки критического мышления и учиться анализировать качество и достоверность этой информации. Работая с ней, нужно советовать учащимся отвечать на следующие вопросы:

    • Кто автор ресурса?

    • Имеет ли право автор представлять информацию от своего имени?

    • Что представлено на сайте – объективные факты или личное мнение автора?

    • Для каких целей создан сайт?

    • Можно ли назвать данный сайт полезным и важным?

    • Можно ли проверить информацию, представленную на сайте, с помощью других источников (книг, журналов и пр.)

IV. Методика работы с ресурсами ИС «Единое окно» для конкретных общеобразовательных дисциплин на примере раздела «История»

Цель школы – воспитать поколение думающих, ответственных, умеющих самостоятельно добывать и применять знания граждан. История – предмет, прежде всего, нравственно-этического характера и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий.


Применение информационных технологий на уроках истории позволяет:

  • сделать урок более интересным, погрузить ученика в какую-либо эпоху;

  • интегрально представлять исторические факты и явления;

  • соотносить знания, накопленные в разные исторические эпохи и времена;

  • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;

  • индивидуализировать, интегрировать, дифференцировать процесс обучения;

  • раскрыть предмет с разных сторон.

В данных методических рекомендациях будут рассмотрены возможности ресурсов Интернет и ресурсов ИС «Единое окно» для учителя истории.

В ИС «Единое окно» в разделе «История» представлено 1189 ресурсов. Это один из наиболее полных разделов.

От того, насколько подготовлен учитель к уроку будет зависеть результат и качество обучения. Подготовка учителя к занятию должна опираться на всесторонний анализ программы. Ресурсы, содержащие программы по истории представлены в ИО «Единое окно»:

История: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень

Примерная программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.



Тип материала: Учебная программа | Аудитория: Преподаватель | Уровень образования: Среднее (полное) общее

Подготовке конкретного урока предшествует составление тематического и поурочного планирования. Выбираем тип: Учебно-методические материалы.

Проанализировав ресурсы, представленные в ИС «Единое окно» можно выделить следующие тематические группы:


  1. поурочные разработки к учебникам

  2. тематическое планирование

Готовясь к уроку, учитель, прежде всего, определяет его цели. Изучив содержание материала по теме, определив его место в разделе и курсе, педагог формирует основную идею урока, а затем простраивает его основное содержание. В ИС «Единое окно» в разделе «Учебно-методические рекомендации» педагог-историк может найти разработки уроков по следующим тематическим блокам:

  1. Великая Отечественная война

  2. Отечественная война 1812 года

  3. Древняя Русь

  4. Киевская Русь

  5. история России

Для активизации познавательной деятельности учителю важно отобрать методические приемы и дидактический материал.

Выбираем тип ресурса: Справочные материалы. Анализируем содержание. В ИС «Единое окно» в данном разделе представлен дополнительный справочный материал по разым темам, изучаемым по истории:



  1. Тексты исторических документов, что очень важно. Так как, зачастую на уроке затруднен доступ к конкретным историческим источникам.

  2. История российских городов, регионов.

  3. Виртуальные энциклопедии

На смену пассивным технологиям обучения приходят активные и интерактивные технологии, которые позволяют организовать урок на основе взаимодействия между субъектами процесса обучения с применением новых средств информационного взаимодействия и средствами информатизации и коммуникации. Направляется это взаимодействие на поиск, передачу, транслирование, обработку ресурсов. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов.

Приведем некоторые примеры.


Пример 1. Урок объяснения нового материала.

Урок изучения нового материала часто строится на сочетании рассказа учителя, самостоятельной работы учащихся с текстом, схемами, наглядными пособиями и другими источниками информации. Для него характерны разнообразные методические приемы, которые помогают формировать различные умения учащихся, активизировать их деятельность. Умения работать с книгой, воссоздавать историческую картину, самостоятельно формулировать выводы, анализировать и обобщать исторические факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, рефераты и сообщения и другие, формируются в 5-8 классах. Поэтому, уроки такого типа должны отличаться постановкой упражнений, направленных именно на это, на что стоит обратить внимание, над чем подумать. На уроке объяснения нового материала применение ресурсов Интернет педагогически оправданно, так как их использование позволяет повысить мотивацию к изучению новой темы.

Так, например, можно использовать различный наглядно-иллюстративный материал (сайты музеев, карты)

Особенности преподавания истории в старших классах
В старших классах существуют свои особенности преподавания истории. Возникает необходимость уроков целиком посвященных изучению нового материала, глубокой проработки полученных знаний.

Пример 1. Лекция

Данная форма урока в контексте истории является достаточно распространенной и традиционной. Но построить урок в форме лекции, чтобы он был интересным, неоднообразным, наполненным не только сухими фактами, а живой, яркой информацией?

Возможны несколько вариантов применения ИКТ в рамках лекции:


  1. презентации;

  2. просмотр видеофильмов;

  3. использование отдельных электронных материалов;

  4. ознакомление с историческими источниками;

  5. виртуальные экскурсии;

  6. работа с Интернет-ресурсами.

Остановимся на примере лекции с использованием Интернет-ресурсов, в частности ресурсов ИС «Единое окно».

В ИС «Единое окно» представлен достаточно обширный материал для лекций:



Политические символы и борьбы за власть в 1917 г.: Текст лекции

В 2001 году автор выпустил книгу, посвященную политическим конфликтам вокруг символов в 1917 году. Реальная история и мифы, возникнувшие вокруг 1917 года, живут в нашей повседневной политической жизни, они иногда получают новую жизнь, от них отталкиваются. В лекции рассматриваются вопросы возникновения революционных символов и их роль в событиях 1917 года, взаимоотношения государственной и революционной символики, отношения к ним народных масс. Лекция записана в рамках проекта "Звуковая энциклопедия" (создание аудиофонда лекций ведущих гуманитариев Санкт-Петербурга). Автор - Колоницкий Борис Иванович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт - Петербургского филиала Института Российской истории РАН, преподаватель факультута истории Европейского университета в СПб. Аудиофайл доступен на сайте http://www.sonoteka.spb.ru.



Тип материала: Текст лекций | Аудитория: Учащийся, Преподаватель | Уровень образования: Среднее (полное) общее, Высшее

Пример 2. Семинар.

Особенности:



  1. предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем литературы;

  2. подготовка сообщений по основным вопросам семинара;

  3. коллективный разбор и обсуждение на занятии заранее поставленных вопросов и сообщений.

Семинарские занятия характеризуются большей степенью самостоятельности учащихся, поэтому применение Интернет-ресурсов на таких занятиях оправданно.

Самостоятельно работая на уроке с текстом учебника, историческими документами наглядными пособиями, картами, Интернет-ресурсами учащиеся формируют и закрепляют умения анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы, сравнивать, выражать свою точку зрения, давать оценку тем или иным историческим событиям и фактам, а также умение извлекать информацию из разных источников.

Например:

Владимир Мономах и его время: семинар в 10 классе | Карточка ресурса

Основные моменты семинара:изложение биографии Владимира Мономаха, внутренние и внешние изменения в России, которые произошли за время жизни Мономаха, собственное (или ролевое) отношение учащихся к деятельности и личности Владимира Всеволодовича.


Анализируются внутренние и внешние изменения на Руси, происходившие во время правления Владимира Мономаха, князя,сумевшего в значительной степени на время объединить раздробленные русские княжества под своим управлением.

Тип материала: План занятий | Аудитория: Преподаватель | Уровень образования: Среднее (полное) общее

Пример 3. Исследовательские уроки.

Под исследовательским обучением понимается «обучение, в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем»1

Рассмотрим пример одного из таких уроков.

Тема урока: «Русь и Золотая Орда». Эго или союз?

Цель урока (учителя): овладение учащимися знаниями о характере взаимоотношений русского и монголо-татарского народов.

Цель урока (ученика): на основе анализа текстов определить авторскую позицию (взгляд на взаимоотношения Руси и Золотой Орды), сформулировать сущность каждой точки зрения и определить отношение к этим позициям.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, сравнительно-аналитический.

Форма проведения урока: нетрадиционное историческое исследование.

Во вступительном слове учителя должна прозвучать мысль о том, что существуют точки зрения историков разных столетий на взаимоотношения Руси и Орды, необходимо их изучить и дать свою оценку. 2

Класс разделен на группы, каждая группа получила задание: ознакомиться с фрагментами работ Карамзина, Соловьева, Гумилева, просмотреть учебную литературу и ресурсы в Интернет (ИС «Единое окно») данной тематики, чтобы ответить на вопрос: «Что это было: эго или союз?»

Работа над заданием состоит из 4 этапов:



    1. Определение авторской позиции, выбор ключевых фраз, формулировка сущности этой позиции, графическое или образное представление этой сущности.

    2. Анализ позиций и определение исторического пространства.

    3. Определение своего отношения к позициям авторов.

    4. Прогноз и анализ доводов иных позиций.

Более подробно остановимся на 1 этапе работы групп. Получив первоначальное задание, группы работают с источниками (литература, Интернет)

Набираем в строке поиска: Карамзин, получаем следующие Интернет-ресурсы:


Н.М.Карамзин. История государства Российского | Карточка ресурса

Электронная версия книги Н.М.Карамзина "История государства Российского".



Тип материала: Электронная версия печатного издания | Аудитория: Учащийся, Преподаватель | Уровень образования: Основное общее, Среднее (полное) общее

Пример 4. Тема личности в истории.

Личность в истории – вопрос, предполагающий изучение вклада той или иной личности в определенную сферу политики и культуры, раскрытие личностных качеств, при этом обязательно знание фактов из жизни конкретного человека в контексте эпохи, его вклада в развитие исторических процессов.

В ИС «Единое окно» можно найти достаточное количество ресурсов относительно данной темы.

Так, например, выбираем тип ресурса: Справочные материалы. Находим следующий материал:



Гражданская война в США. Деятельность А. Линкольна | Карточка ресурса

Гражданская война в США 1861-1865 гг. Причины, основные сражения, значение.



Тип материала: База данных | Аудитория: Учащийся, Преподаватель | Уровень образования: Основное общее, Среднее (полное) общее

Заключение

Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все уроки перенести в компьютерный класс и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель на своем, им самим выстроенном и «отрежиссированном» уроке может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс. Например, часть урока преподаватель «с помощью подручного материала» может объяснить сам, другую часть — перепоручить своему «электронному помощнику», затем устроить викторину и т. д.


Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху. Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио- комментариев, представленных в виде электронных презентаций, обучающих программ. Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных.

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.



Доклад данной тематики был представлен на Международной научно-практической конференции «Информатизация образования. Школа XXI века» в Турции в сентябре 2007 г., диплом «Лучший доклад», данные материалы вошли в пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Информационно-методическое пособие для учреждений высшего профессионального образования / Гл. редактор А.Н. Тихонов. - М.: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика", 2007. - 32 с.


1 Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических системах. – М., 1994. с. 84.

2 Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Современный урок». Часть 3. «Проблемные уроки», «Учитель», 2006, с. 216-230.