Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическое пособие для учителей гильмутдинов А. Х., Сафина Э. Р. Основы лидерства




страница1/27
Дата29.01.2017
Размер4.81 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р.



Основы лидерства.

Курс личностного развития старшеклассников

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р.




ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

КУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Казань 2011
УДК_____

ББК ______

_____

Рецензенты:

Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р. Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников: Пособие для учителей.Казань: Изд-во____, 2010.- ___с.



ISBN

Пособие для учителей «Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников» направлено на личностное развитие учащихся старших классов, для помощи в развитии социальной активности, формировании коммуникационных умений и навыков. Пособие включает в себя следующие разделы: «Целеполагание», «Управление временем, «Установление отношений и разрешение конфликтов», «Публичное выступление», «Принятие решений», «Этика лидерства». Книга разработана в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Пособие адресовано классным руководителям, педагогам-организаторам, заместителям директоров по воспитательной работе общеобразовательных учебных заведений, педагогам-психологам, а также может быть использовано в качестве основы для самообразования и саморазвития школьников.


ISBN

©Министерство Образования и науки РТ, 2011

©Гильмутдинов А.Х, Сафина Э.Р., 2011

От авторов.

Ответим на несколько ключевых вопросов.



  1. Почему разработан этот курс?

Для успешного профессионального и личного становления молодого человека в жизни важными являются не только приобретенные за годы учебы знания и навыки, но и умение применять эти знания на практике. Востребованные обществом и значимыми для молодого человека являются такие качества его личности, как: критичность мышления, активная жизненная позиция, высокий уровень коммуникативной культуры, инициативность, умение планировать свою деятельность, ориентированную на результат, умение работать в команде, умение выражать свои мысли, аргументировать свой выбор.

Наличие волонтерского движения, активно развивающегося в подростковой среде и поддерживаемого всеми уровнями власти, не может в полной мере охватить учащуюся молодежь и обеспечить максимальное раскрытие потенциала растущего человека. Кроме того, существует и дефицит комплексных, практико-ориентированных, отвечающих требованиям современной действительности образовательных программ, ориентированных на развитие многосторонней компетенции старшеклассников.



Как известно, основными задачами школьного образования являются:

- формирование физического и нравственного здоровья;

- выработка устойчивой привычки к труду;

- формирование навыков жизни в социуме;

- развитие интеллекта учащегося;

- установление сформированной базы основ знаний.

Школьная жизнь представляет собой замкнутую модель устойчивых отношений, где ребёнок, в основном, чувствует себя комфортно. На наш взгляд, приоритетным направлением работы школьных коллективов должна стать целенаправленная подготовка учащихся к жизни за пределами школьного порога. Исторически сложилось: задача учителя – развивать ребёнка духовно, способствовать становлению личности. В современной же школе основные силы педагогов направлены на формирование базовых предметных знаний. Восполнение возникающего пробела является главной задачей данного курса.


  1. Что мы понимаем под словом «лидерство»?

В современной литературе существует несколько определений понятия «лидерство»: процесс направления поведения других людей; отношения доминирования и подчинения; способность влиять на индивидуумов и т.д.

Считается, что лидерами могут стать только 4-5% людей. Такая трактовка имеет право на существование. Действительно, лидерами государств, отраслей, наук можно только родиться. Но это вопрос дефиниций. В нашем понимании определение «лидерство» гораздо шире.

Лидер – это человек, способный принять на себя ответственность. Только человек, способный отвечать за свои поступки, сможет быть ответственным за своё будущее и будущее своего государства. Лидер – это человек, критично анализирующий своё поведение, постоянно работающий над личностным ростом. Лидер в семейном, рабочем или творческом коллективе, в первую очередь, должен уметь увидеть верный вектор развития общего дела, и уже потом повести за собой людей, доверяющих ему свои судьбы: разработать эффективный план достижения цели, поставить задачи, определить необходимые ресурсы, мотивировать и т.д. При таком понимании лидерства ответственность за успешность и счастье общества, в большей мере, ложится на плечи тех, кто принял решение вести за собой. Таким образом, лидер, в первую очередь, должен быть высокодуховным, потому что в момент социальных преобразований интересы исторического и культурологического развития общества стоят выше личностных. Под внешней яркой обложкой успешного лидера скрыт многотомный труд ежедневной работы над собой.



Лидерами не рождаются, лидерами становятся. И чтобы стать лидером, можно и нужно учиться ставить цели, выстраивать приоритеты, развивать в себе соответствующие лидерские качества. Поэтому предлагаемый здесь курс имеет уточняющий подзаголовок – курс личностного развития.


  1. Как программа расширяет образовательную парадигму?

Введение новых образовательных стандартов расширяет парадигму российского образования, которая может быть представлена как «Знания Компетенции». Шаг несомненно прогрессивный, однако на старших ступенях школы, по нашему мнению, целесообразно дополнить парадигму третьей составляющей: «Знания Компетенции Лидерство».

Социальные преобразования стремительно меняют облик общества. Выпускник современной школы, обладающий только набором базовых знаний и умений, столкнётся с необходимостью быстрой и жёсткой адаптации к миру так называемой взрослой жизни. В этот период далеко не всякий выпускник, обладающий блестящими предметными способностями, способен безболезненно перейти этот Рубикон. В результате, возможно, общество лишается сильного специалиста в той или иной области. Предлагаемая программа даёт возможность понять каждому старшекласснику, что работу над своим успешным будущим можно и нужно начинать уже со школьной скамьи.


  1. Каковы основные разделы курса?

Программа "Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников» является попыткой комплексного подхода в формировании успешной, социально активной личности.

Программа состоит из 6 разделов, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга. Каждый раздел проиллюстрирован занятиями, в которых используются притчи, психотехнические упражнения, игры-тренинги, психодиагностические методики, приводятся рекомендации.

Первый раздел посвящен формированию у учащихся представлений об успешном человеке, адекватном восприятии окружающей действительности. Важным является то, что, школьникам прививается направленность на самопознание, формирование лидерских качеств, желание быть успешным в жизни и деятельности.

Представленные в этом разделе занятия помогают школьникам примерить на себя роль лидера, сравнить свои личностные качества с качествами лидера, спроектировать план своего личностного развития в направлении достижения желаемых качеств на основе принятия общечеловеческих ценностей, стремления созидать и творить добро.

Второй раздел включает занятия по формированию у учащихся целей в жизни и активности в социальной среде. Важным является знакомство с технологией проектной деятельности, разработкой социальных проектов и их реализацией через волонтерское движение.

В третьем разделе представлены занятия, развивающие у школьников умения управлять своим временем. В современном динамичном мире человек, умеющий работать в условиях дефицита времени, справляться с огромными потоками информации и дел, будет более мобильным и конкурентоспособным.

Четвертый раздел помогает развить у школьников навыки позитивного межличностного взаимодействия, что является залогом успеха в любой профессиональной области. Особое место занимает формирование умений разрешать конфликтные ситуации и навыков бесконфликтного взаимодействия.

Пятый раздел посвящен развитию у школьников мастерства публичного выступления. Представлены занятия не только по формированию умений строить выступления, но и по развитию техники речи, что является важным звеном в имидже лидера.

В шестом разделе представлены занятия по формированию умений принимать решения и брать ответственность на себя. В то же время для лидера важным умением является умение создать команду и вдохновить ее на решение стоящих перед ней задач. Представленные в разделе практические занятия развивают у школьников эти умения на основе общечеловеческих ценностей.

  1. В чем особенности данного курса?

Курс базируется на пяти составляющих:

- теоретические и практические занятия;

- достижение личной победы каждого участника программы;

- достижение общей победы - активное волонтёрство;

- система открытых уроков;

-проведение профильных смен участников программы.


6. В чем конечная цель курса?

Осваивая навыки саморазвития, коммуникации, социального проектирования и реализации разработанных проектов, старшеклассник должен понять, в чем его жизненное призвание (хотя для многих этот процесс длиною в жизнь). Разработанный курс должен вооружить учащихся инструментами достижения этой цели.


7. Где и как прошла апробация курса?

Представленная в пособии программа «Основы лидерства» апробирована в 96 образовательных учреждениях Республики Татарстан с охватом более 2000 учащихся. В апробации программы принимали участие Гильмутдинов А.Х., министр образования и науки Республики Татарстан, Поминов А.И., заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, Башлай Э.Х., педагог-психолог МАОУ «Лицей им.Н.И. Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете», Герасимова В.В. – заместитель директора МОУ «Школьный центр психолого-медико-социального-сопровождения «Ресурс» Московского района г.Казани, Дмитриева О.Н., учитель математики, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, Мухамадеева А.Р., учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №141 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, Файзеева Г.Д., учитель русского языка и литературы, МХК, классный руководитель МОУ «СОШ № 84» Советского района г. Казани, Зарубежнова Е.М., классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, Чугунова О.М., учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №141 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, Курилова Л.А., заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» Вахитовского района г. Казани, Федорченко Ю.Д., учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани, Муравьева Д.Р., заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №27 с татарским языком обучения» г. Казани, Чекмарёва Е.В., методист по детскому движению МУДОД «Центр детского творчества «Детская академия» Советского района г.Казани, Ерунова Н.В., педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 165» Ново-Савиновского района г. Казани, Гильмутдинов Р.Р., педагог-организатор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 165» Ново-Савиновского района г. Казани, Калашникова Е.Г., методист МОУ ДОД «Городской дворец детского творчества им. А. Алиша», Тутова Н.В., руководитель отдела по работе со старшеклассниками, ГДТДиМ №1, Миронова М.А., методист МОДОД «Дворец школьников» г. Бугульма.

Авторы пособия благодарны им за помощь в апробации программы курса и предоставленные материалы.

Вместе с педагогическими работниками в апробации курса принимали участие представители всероссийского проекта "Кадровый резерв – Профессиональная команда страны" от Республики Татарстан: Хусаенов И.Х., директор по развитию ООО «Блеск Сервис» г. Казань, Кремлев Д.А., заместитель начальника Управления наружной рекламы и информации Исполнительного комитета г. Казани, Буянова Н.В.,начальник информационно-аналитического отдела Агенства РТ по массовой коммуникации «Татмедиа», Гайсин И.Г., заместитель генерального директора ОАО «Татбытсервис», Закиров Р.Н., начальник теплотехнического сектора службы энергоснабжения ООО Инженерный центр «Энергопрогресс», Исаева А.Г., депутат Государственного Совета Республики Татарстан, Левинсон Д.Р., директор Казанского представительства ЗАО «ТАТЕХ», Муртазин А.И., начальник производственно-технического отдела филиала ОАО «Генерирующая компания «Нижнекамская ТЭЦ», Валиуллин К.Т., заместитель директора департамента экономики и развития ОАО «Жилищная инвестиционная компания г. Казани», Миннегулов Р., студент КГУ, победитель Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века».



Рукопись была вычитана Вахрушевой И.Г., к.псих.н., Гиниатуллиной С.В., заместителем начальника управления образования исполнительного комитета муниципального образования «город Казань», Корочкиной С.А., директором МОУ ППМС центра «Шанс-Омет», руководителем просветительского центра «Школа современного лидера» Елабужского муниципального района, Башлай Э.Х., педагогом-психологом МАОУ «Лицей им. Н.И. Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете», Герасимовой В.В., заместителем директора МОУ «Школьный центр психолого-медико-социального-сопровождения «Ресурс» Московского района г. Казани. Авторы им также выражают благодарность.

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА …………………..

Паспорт программы …………………………………………………………….

Пояснительная записка …………………………………………………………….

Учебно-тематический план программы ………………………………………….

Краткое содержание программы ………………………………………………….

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ ………………………………………………

РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ………………………………………………………..

Занятие 2.1.

Занятие 2.2.

Занятие 2.3.

Занятие 2.4.

Занятие 2.5.

Занятие 2.6.

РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ ……………………………………………….

Занятие 3.1.

Занятие 3.2.

Занятие 3.3.

РАЗДЕЛ 4. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ.

РАЗДЕЛ 5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ……………………………………………

РАЗДЕЛ 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ……………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………….

ОБ АВТОРАХ АФОРИЗМОВ…………………………………………………………………..

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА.

КУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование проекта

-

Образовательная программа личностного развития старшеклассников, формирования системы компетенций межличностного общения «Основы лидерства»


Основание для разработки Программы

-

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


Государственный заказчик-координатор проекта


-

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Основной разработчик проекта

-

Министерство образования и науки Республики Татарстан


Цель проекта

-

Личностное развитие старшеклассников, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной деятельности в современном обществе


Задачи Программы

-

Формирование умений и навыков:

  • выделения приоритетов в жизни и учёбе и определение путей их достижения;

  • межличностного взаимодействия и их использование в различных ситуациях;

  • публичного выступления;

  • эффективного использования времени, тайм-менеджмента;

  • принятия решений, этики управления и социальной ответственности;

  • анализа потенциальных конфликтных ситуаций и путей выхода из них.




Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

Старшеклассники, прошедшие данный курс на базовом, начальном уровне,

знают:

- основные функции и характеристики лидерства, закономерности формирования лидерских качеств;

- стратегию управления своим внутренним миром;

- диалогические методы коммуникации;

- основные условия и механизмы саморазвития личности.

умеют:

- принимать рациональные решения;

- осознанно выстраивать коммуникативное взаимодействие;

- управлять эмоциональным состоянием;

- разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты.

владеют:

- техникой речи, техникой публичного выступления;

- приемами бесконфликтного поведения со сверстниками, способами решения конфликтных ситуаций;

- техникой организации и управления временем;

- навыками достижения личной победы каждого участника программы;

- навыками достижения общей победы участников программы;

- навыками развития волонтёрства и вовлечения в эту деятельность ближайшего окружения;

- навыками саморазвития успешной личности.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

  • ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА КУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Казань 2011
  • УДК_____ ББК ______ _____ Рецензенты
  • Почему разработан этот курс
  • Что мы понимаем под словом «лидерство»
  • В нашем понимании определение «лидерство» гораздо шире.
  • Как программа расширяет образовательную парадигму
  • Шаг несомненно прогрессивный, однако на старших ступенях школы, по нашему мнению, целесообразно дополнить парадигму третьей составляющей: «Знания + Компетенции + Лидерство».
  • Каковы основные разделы курса
  • Четвертый раздел помогает развить у школьников навыки позитивного межличностного взаимодействия, что является залогом успеха в любой профессиональной области. Особое
  • место занимает формирование умений разрешать конфликтные ситуации и навыков бесконфликтного взаимодействия.
  • В чем особенности данного курса
  • 6 . В чем конечная цель курса
  • 7. Где и как прошла апробация курса
  • СОДЕРЖАНИЕ СТР. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА ………………….. Паспорт программы …………………………………………………………….
  • Пояснительная записка ……………………………………………………………. Учебно-тематический план программы …………………………………………. Краткое содержание программы ………………………………………………….
  • РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ ……………………………………………… РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ……………………………………………………….. Занятие 2.1. Занятие 2.2.
  • Занятие 2.3. Занятие 2.4. Занятие 2.5. Занятие 2.6. РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ ……………………………………………….
  • РАЗДЕЛ 5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ …………………………………………… РАЗДЕЛ 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………..
  • ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………. ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………. ОБ АВТОРАХ АФОРИЗМОВ…………………………………………………………………..
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА . КУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ