Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену по пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования для студентов заочного отделения по специальности




страница1/13
Дата29.06.2017
Размер2.54 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»


Учебно – методическое пособие

для подготовки к квалификационному экзамену


по ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

для студентов заочного отделения


по специальности



Дошкольное образование

Сокол


2015

Содержание




МДК.03.01

Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

3

МДК.03.02

Теория и методика развития речи детей

31

МДК.03.03

Теория и методика экологического образования дошкольников

72

МДК.03.04

Теория и методика математического развития

87

МДК.03.05

Практикум по логопедии

135


МДК.03.01.

Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

(Бахорина О.С.)
Теоретические вопросы:
1. Основы организации обучения дошкольников.

а) Разработка вопросов теории обучения в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике.

б) Сущность дошкольного обучения, компоненты процесса обучения.

в) Учебно-познавательная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте, уровни освоения учебной деятельности.

2. Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическое обоснование.

3. Модели и типы обучения детей дошкольного возраста.

4. Методы и приемы обучения, традиционные и современные классификации методов обучения.

5. Занятия как форма обучения детей раннего и дошкольного возраста.

а) Виды занятий, требования к организации, структура.

б) Методика проведения занятий.

6. Экскурсия, как особая форма обучения, организация и методика проведения.

7. Обучение детей вне занятий. Роль обогащения предметной среды в организации самостоятельной познавательной деятельности детей.

8. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений.

9. Особенности содержания, организации и методики проведения занятий в группах раннего возраста.

10. Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста.

11. Специфика работы с одаренными детьми.


Практические задания.
1. Представить алгоритм планирования занятия с детьми дошкольного возраста.

Роль обучения в умственном развитии ребенка дошкольного возраста
В истории человечества обучение (как и воспитание) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его таким образом к самостоятельной жизни. Так же, как и воспитание, обучение первоначально носило интуитивный характер и сводилось в основном к случайной передаче информации и подражанию детей деятельности взрослых. Постепенно оно превратилось в целенаправленный, планомерный процесс, который осуществлялся в школе, университете.

Со временем человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Возникла потребность в его анализе, обобщении. Эту миссию выполнил Я. А. Коменский, заложивший основы теории обучения. Его идейными продолжателями в разработке научных основ обучения стали И. Г. Песталоцци, И.Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Д. Дьюи и многие другие педагоги. С конца XIX в. начинается интенсивное изучение психологии обучения.

Отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования получила название дидактика. Ее содержанием является общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения.

В современной дидактике обучение и воспитание не противопоставляются. Напротив, подчеркивается их единство, «родство» по многим показателям. Прежде всего, отмечается их единая социальная природа: они возникли и функционируют как ответ на потребность человечества сохранять, воспроизводить свой общественно-исторический опыт, передавать его подрастающему поколению. На протяжении всей истории человечества обучение и воспитание непосредственным образом зависят от социально-экономических, политических, культурных процессов в обществе, но и сами оказывают влияние на эти процессы, представляя собой действенные факторы развития личности, ее совершенствования, «облагораживая» человечество в целом.

Воспитание и обучение «родственны» по способам своего осуществления: единый общественно-исторический опыт, адаптированный к определенной возрастной категории детей, передается с помощью механизма социального взаимодействия - общения.

Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает (А. Н. Леонтьев). При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка, их динамика. В связи с этим процессы обучения и воспитания не остаются неизменными даже на протяжении одного периода детства: обогащается и усложняется их содержание, изменяются формы, становятся более разнообразными способы воздействия на растущего человека.

В современном обществе воспитание и обучение направлены на целостное развитие личности, хотя их цели дифференцируются (правда, условно).

• Воспитание направлено на формирование системы ценностей, способов общественного поведения.

• Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

В последние годы в педагогическую лексику все активнее входят понятия «обучающее воспитание», «воспитывающее обучение», подчеркивающие единство воспитания и обучения в формировании личности. Необходимо отметить, что в этом процессе роль системообразующего фактора выполняет обучение, поскольку оно затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочного отношения к миру, к самому себе (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Т.о., воспитание и обучение детей дошкольного возраста - единый целостный педагогический процесс, который осуествляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении, во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития, подготовку к школе.
Теории обучения детей дошкольного возраста

Зарубежные авторы
Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я. А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения великий педагог видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе. Великому педагогу принадлежит честь в разработке первой в истории педагогики программы знаний, предназначенной для обучения маленьких детей в семье. Эту программу, которую сам автор назвал «полезные науки», составляют знания, сгруппированные по темам, обозначенным научными терминам. Например, «оптика» (понимание и различение света и тьмы, цветов радуги), «география» (знание ребенком места, где родился и живет, умение узнавать и отличать разные ландшафты) и т.д. Приобщение ребенка к этим и подобным знаниям из области физики, экономики, геометрии, хронологии, астрономии и др., по мысли Я. А. Коменского, закладывает основы общего научного образования. В книге «Материнская школа» определены пути овладения этими знаниями, причем явное предпочтение отдается организации чувственного познания.

Следующий весомый шаг в создании дидактики детского сада сделал Ф. Фребель, разработавший систему обучения в детском саду. Основу этой системы составляют:

- детально проработанная программа, сочетающая знания и способы деятельности;

- организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.

В трудах Ф. Фребеля впервые в истории педагогики представлена точно расписанная методика обучения, вплоть до словесных объяснений «садовницы» (воспитательницы), ответных реплик детей, поэтического или песенного сопровождения выполняемых действий.

Отечественные педагоги

В.Ф.Одоевский занимался вопросами первоначального обучения детей (от 4 до 10 лет). Одоевскому удалось выявить основную особенность начального обучения - его содержание представляет собой «науку до науки». Главная задача дошкольного обучения - научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. В книгах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» В. Ф. Одоевский предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.

К.Д.Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях. Задачи дошкольного, «докнижного обучения» он видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Успешное решение этих задач - залог подготовки ребенка к школе. Познавательный материал, который содержится в учебных пособиях К. Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир», не потерял своей педагогической ценности и активно используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Е. Н.Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей.

Ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения, рассматривается в трудах Н.К.Крупской. Она считала, что дошкольное обучение должно гарантировать ребенку право на образование, т.е. право на познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний. В связи с этим ею было высказано много ценных конкретных предложений к созданию программы для детского сада.

В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А.П.Усова. Ей принадлежат труды, в которых анализируются полученные данные. Дошкольная дидактика обогатилась концепцией о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Существенным вкладом в теорию были полученные в ходе исследований характеристика учебной деятельности детей и направления ее развития в условиях специально организованного обучения.

В процессе широкомасштабного эксперимента были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, позволяющие наилучшим образом решать поставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения. Предлагалось прямое обучение детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня.

Введение в практику работы отечественных дошкольных учреждений систематического обучения (1953) вызывало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х гг. были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.А.Метлов, Н. А.Ветлугина), обучения родному языку (О. И. Соловьева), развития основных движений (А. И. Быкова), изобразительной деятельности (Н. П. Сакулина), формирования элементарных математических представлений (А. М. Леушина). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств обучения.
Понятие учебной деятельности и ее особенности в дошкольном возрасте

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение. Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями.

1. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

2. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен»

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности. Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», - делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.

Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено все необходимое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета, лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит перед детьми познавательную цель: узнать как можно больше особенностей песка и песчинок. В процессе специально организованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем мелкие).


Учебно-познавательная деятельность дошкольников – это самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений, навыков, способов действий.

Существует ряд точек зрения на определение учебной деятельности.

1. С. Л. Рубинштейна рассматривал учебную деятельность как вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

2. Анализ учебной деятельности, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно:

Учебная задача------>учебные действия------>контроль------>оценка.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.).

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов либо материализованно - с использованием изображений их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполнит действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое-нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет).

После 4 лет(средний дошкольный возраст) деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

 умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А. П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закре¬пить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.


Условия успешного формирования учебной деятельности:
Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабуш¬ке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.

На занятии главное в деятельности педагога - организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формировать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педагог помогает детям освоить новые способы познавательной деятельности (приемы запоминания, сравнения, использования условных знаков, наблюдения, планирования работы, анализа результатов и др.). В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно-диагностической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения.

Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

Особое внимание следует обращать на средства обучения, их состояние, художественность оформления, безопасность для детей.

Помимо всех перечислееных условий, педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Мастерство педагога проявляется в способности очеловечить, одухотворить содержание обучения, передать его как свой взгляд на мир.
Уровни учебной деятельности /по Усовой А.П./

Высокий


Слушают указания, активно ими руководствуются, правильно оценивают сделанное, спрашивают о непонятном, до¬стигают нужных результатов. Действуют осознанно, не прибегая к механическим подражаниям.

Средний Имеющиеся признаки УД нестойки, в то же время могут обучаться. Слушают указания, придерживаются их в работе, при выполнении заданий склонны к подражанию друг другу.

Самоконтроль: сравнивают свей резуль¬тат с результатом другого.

Низкий Часто внешняя общая дисциплинированность, но обучаться еще не могут: слушают, но на слышат указаний, не руко¬водствуются ими в работе, результата не достигают, к оценке не чувстви¬тельны.


Принципы организации учебно-познавательной деятельности
-Научности знаний

-Развивающего обучения

-Воспитывающего обучения

-Доступности обучения

-Систематичности и последовательности

-Сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний

-Наглядности

-Индивидуального подходя к детям

-Открывающейся перспективы

-Равноценности представленности основных сфер

-Свободного выбора.
Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, обучения, форм организации, методов и средств обучения. Я.А.Коменскому принадлежит идея обоснования системы принципов обучения. Но эта система оказалась достаточно подвижной: в последующие столетия отвергались одни ее принципы наполнялись иным содержанием имеющиеся, вводились новые.

За время, минувшее с 1654 г., когда Я. А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» впервые сформулировал дидактические принципы, прежде всего, изменились социально-экономическая и политическая ситуации в мире, что сказалось на целях обучения и воспитания; трансформировалась система образовательных учреждений. К этому следует прибавить успехи науки, которая шагнула далеко вперед, обогатившись данными о возрастных характеристиках обучаемых, об особенностях процесса познания, о роли мотивационной сферы в его ходе и др. Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности. Остановимся на тех принципах, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения.

Принцип воспитывающего обучения - обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентации.

Принцип развивающего обучения - в основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

По Л.С.Выготскому, ребенок имеет две зоны развития. Первая - зона актуального развития - уже достигнутый в данном возрасте уровень. Он показывает, что ребенок выполняет или может выполнить самостоятельно. Зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития - определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень актуального развития.

Принцип научности - сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.

Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил принципа научности:

- обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать;

- при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;

- раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

Но все хорошо в меру. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно-логического мышления.

Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Еще Я.А.Коменский выдвинул несколько правил этого принципа:

- переходить от изучения того, что близко (история родного края) к тому, что далеко (всеобщая история); - переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Доступность в обучении нельзя отождествлять с его легкостью!!! В 70-е гг. Л.В.Занков выдвинул и обосновал принцип обучения на высоком уровне трудности: обучение, оставаясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.

Принцип осознания процесса обучения (И. Я. Лернер) - предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т. п.


Методы и приемы учебно-познавательной деятельности

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

Выбор метода обучения зависит:

— от цели и содержания предстоящего занятия.

— от оснащенности педагогического процесса.

— от личности педагога.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения.

В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

Методы
Словесные:

- рассказ педагога,

- беседа,

- чтение художественной литературы. Наглядные:

- наблюдение

- демонстрация, рассматривание картины, репродукции. Практические:

- упражнение,

- опыты и экспериментирование,

моделирование. Игровые:

- дидактические игры,

- воображаемая ситуация в развернутом виде.


Наглядные методы:

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях, а также в незапланированных ситуациях.

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям.

Постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов. Соблюдается концентричность наблюдения.

(узнавание объекта->выделение существенных признаков->сравнение с другими объектами->обобщение).

Виды наблюдений:

1. Длительные - дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта.

2. Кратковременные — занимает небольшой отрезок времени.

3. Повторные — многократное наблюдение за одним объектом.

4. Сравнительные — для сравнения предлагаются два наблюдаемых объекта и больше.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е. А.Флерина, Е.И.Радина, П. Г. Саморукова и др.), а именно:

- объект наблюдения должен быть интересен для детей.

- объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности.

- педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей.

- детям дается целевая установка для наблюдения.

- усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей.

- обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

- наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы.

Данный метод влияет на развитие:

1. Наблюдательности,

2. Мыслительных процессов (сравнение, различение, обобщение, анализ).

3. Обогащение речи,

4. Воображение,

5. Творческую деятельность ребенка,

6. Расширение кругозора.

Виды картин:

• специально созданные дидактические картины.

• Репродукции картин известных художников.

• книжная графика.

• Предметные картинки.

В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. После просмотра проводится беседа по ранее подготовленным вопросам.

Очень важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картины.

1. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»).

2. Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия).

3. После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами.

4. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям.

Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.

В обучении детей используются наглядные приемы обучения:

• показ способов действий - раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным.

• показ образца. - используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному.

В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов на выбор (творческое воплощение ранее усвоенных приемов).

Практические методы обучения.

Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Типы упражнений:

3. подражательные упражнения - к таковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др.

4. конструктивные упражнения - в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.

5. творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы.

Дидактические правила проведения упражнений таковы:

1. ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать,

2. показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением,

3. для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования.

4. выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога.

Опыты и экспериментирование - направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).

Метод моделирования разработан: Д. Б. Элькони-ным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей:

 звуковому анализу слов (Л. Е. Журова),

 конструированию (Л. А. Парамонова),

 для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева),

 представлений о труде взрослых (В. И. Логинова Н М.Крылова) и др.

Виды моделей:

1. Предметные - воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.(технические игрушки).

2. Предметно-схематические - существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. (календарь природы).

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков символов.

Игровые методы:

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков:

1. переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием.

2. от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию.

3. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.

Дидактическая игра.

Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П. Усова, В.Н.Аванесова).

• Первая функция- совершенствование и закрепление знаний.

• Сущность второй функции - дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действи¬ями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы: внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.

Словесные методы и приемы.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки, В.А.Осеевой и др.), рассказы педагога из личного опыта.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Требования к рассказчику:

• Свободное владение материалом.

• Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.

• Выразительность речи.

Требования к рассказу:

 Художественность формы

 Динамичность содержания

 Новизна

 Необычность информации.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А. Флерина).

Виды бесед:

По содержанию:

• этические - воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

1. Познавательные - тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям:

3. вводные беседы - готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.

4. Обобщающая (итоговая) беседа - проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

Чтение художественных произведений.

Предполагает ряд требований:

• Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

• Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.

• Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа).

• После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.

• В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов (А.И.Сорокина):

- требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?);

- побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?).

Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.


По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера — М.Н.Скаткина:

• объяснительно-иллюстративный метод,

• репродуктивный метод,

• метод проблемного изложения,

частично-поисковый, или эвристический, метод,

• исследовательский метод.

По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).


Условия и формы организации учебно-познавательной деятельности

В дидактике «форма» рассматривается как способ организации учебной деятельности.

Вся работа по организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду проходит в рамках 4 блоков видов деятельности:

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г.) c детьми всех возрастных групп организуется ежедневно непосредственно-образовательная деятельность. Формулировка "занятие" по ФГТ относится только к организации различных видов деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и специалистам, таким как учитель – логопед, учитель- дефектолог.

Решение образовательных задач строится с учетом принципа интеграции.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Дошкольное образование
  • МДК.03.01. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
  • Роль обучения в умственном развитии ребенка дошкольного возраста
  • Теории обучения детей дошкольного возраста Зарубежные авторы
  • Условия успешного формирования учебной деятельности
  • Принципы организации учебно-познавательной деятельности