Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическое письмо «О программном и учебно-методическом обеспечение преподавания Мировой художественной культуры на старшей ступени обучения школьников»




Скачать 131.11 Kb.
Дата06.07.2017
Размер131.11 Kb.
ТипМетодическое письмо

Методическое письмо


«О программном и учебно-методическом

обеспечение преподавания Мировой художественной

культуры на старшей ступени обучения школьников»
Настоящее письмо разработано в целях оказания помощи руководителям системы образования и педагогическим работникам образовательных учреждений Калужской области в выборе программного и учебно-методического обеспечения преподавания Мировой художественной культуры на старшей ступени обучения школьников.

Нормативно-правовую базу методических рекомендаций составили следующие документы:



  1. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе./ Искусство в школе № 4 - 2002

  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. /Вестник образования, №8 – 2004

  3. Концепция художественного образования в Российской Федерации /Искусство в школе №2 – 2002

  4. Образовательный стандарт основного общего образования по искусству /Вестник образования, №13, 15 – 2004

  5. Об утверждении регионального учебного плана для образовательных учреждений Калужской области, реализующих программы общего образования /Приказ №1417 от 27.09.2005 г. Министерства образования, культуры и спорта Калужской области.

  6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебный программы /Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004

  7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования /Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования определил переход на непрерывность художественного образования.

Это выразилось в том, что образовательная область «Искусство» в структуре школьного образования представлена теперь на всех ступенях обучения. В начальной и основной школе предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» (1-9 классы), в старшей школе – предметом «Мировая художественная культура» (10-11 классы).

Таким образом, «Мировая художественная культура» становится предметом завершающим художественное образование школьников на старшей ступени обучения.

Изучение «Мировой художественной культуры» (МХК) осуществляется в рамках базового и профильного курсов.

Базовый курс изучается на общеобразовательном уровне в классах непрофильного обучения и профильной школы различных направлений (филологический, социально-экономический и др.). Предмет МХК входит в перечень обязательных предметов, составляющих базовую часть учебного плана. На его изучение отводится по 1 (одному) часу в неделю в каждом классе. Всего 68 часов за два года обучения.

Профильный курс изучается в классах гуманитарного, художественно-эстетического и педагогического направления. В них осуществляется углубленное изучение МХК как курса в целом, так и отдельных, наиболее значительных периодов развития. На изучение профильного курса отводится 6 (шесть) недельных часов за два года обучения, что составляет 204 учебных часа.

Предлагаемые примеры учебных планов, рекомендованных Министерством образования РФ показывают место МХК в общей структуре образования в старшей школе [6].



Примерный учебный план для универсального обучения





Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

Базовые общеобразовательные предметы


Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Информатика и ИКТ

История


Обществоведение (включая экономику и право)

География

Физика

Химия


Биология

Мировая художественная культура*

Основы безопасности жизнедеятильности

Физическая культура


2

6

6



8

2

4



4

2

4



2

2

2

1

4


Элективные курсы


Курсы, предлагаемые школой, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

19

Региональный компонент

По усмотрению региона

4

* Выделено нами



Гуманитарный профиль*


Учебные курсы

Число недельных учебных часов за два года обучения

Базовые общеобразовательные предметы

Математика

Естествознание

Физическая культура


6

6

6



Профильные общеобразовательные предметы

Русский язык и литература (базовый общеобразовательный и профильный курсы)

Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы)

История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)

Обществоведение (базовый общеобразовательный и профильный курсы)



Искусство (МХК)*

12
10
8
8
6

Элективные курсы

5-6 курсов, предлагаемых школой

12

Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

Не менее 70


*Возможна внутрипрофильная специализация по направлению: искусство.

*Выделено нами.


Из приведенных примеров учебных планов видно, что с переходом на профильное обучение, курс «Мировая художественная культура, как самостоятельная теоретическая дисциплина, осваивается школьниками в 10-11 классах.

Изучение «Мировой художественной культуры» в старшей школе опирается на уже сформированный опыт общения с произведениями мирового и отечественного искусства, опыт собственной творческой художественной деятельности на предметах изобразительного искусства и музыки (1-9 классы); а также на развитое соответственно возрасту историческое сознание.

Таким образом, интегративный курс «Мировая художественная культура» является обобщением накопленного художественного опыта учащихся, что определяет особенности его содержания, задач и целей как образовательного предмета.
«Мировая художественная культура» как предмет носит интегративный характер, приводит в систему все знания области искусства и гуманитарных предметов.

Основная идея курса «Мировая художественная культура» (МХК) как образовательного предмета состоит:

- в воссоздании у школьников на базе систематического знакомства с памятниками культуры це­лостного представления о духовной человеческой деятельности;

- в формирова­нии устойчивой потребности в расширении знаний в этой облас­ти, превращению их в часть своего духовного мира;

- в развитии бо­лее пластичного, более широкого отношения к миру как единству многообразия.

История мировой художественной культуры предполагает зна­комство со всеми аспектами географического, природного, истори­ческого, социального, лингвистического, мифологического, фило­софского, религиозного и художественного бытования конкретных феноменов искусства и целых культурно-исторических систем.

Содержание курса МХК охватывает огромный период развития культуры и искусства, от древних времен до современности и может структурироваться по-разному, в зависимости от авторского подхода: культурологического, исторического, цевилизационного, аксеологического и др.

Вместе с тем, основным требованием к содержанию образовательных программ по МХК на базовом и профильном уровнях изучения искусства в старшей школе остается их соответствие образовательному стандарту. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Мировая художественная культура. /Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004)


Программное обеспечение курса «Мировая художественная культура» составляют следующие образовательные программы:

-«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения», автор Ю.А. Солодовников.

-«Художественная культура Нового и новейшего времени», автор Л.М. Предтеченская (доработка Л.В. Пешиковой, М.Г. Качурина, А.Г. Бойко, Я.Б. Иоскевич и др.).

-«Мировая художественная культура, авторы: В.Г. Марамцман, Г.И. Данилова, С.Г. Денисов, М.А. Мирзонян, Т.В. Рыжкова и др.

-«Мировая художественная культура», авторы: Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова, Е.Н. Шапинская.

-«Мировая художественная культура», автор Л.А. Рапацкая.

-«Мировая художественная культура», автор Е.С. Медкова

-«Мировая художественная культура», автор И.В. Кошмина.

-«Мир народной культуры», автор М.Ю. Новицкая.

-«Основы художественной культуры», автор И.А. Химик.

-«История русской культуры XI-XIX веков», автор Ю.С. Рябцев.

При выборе программного обеспечения рекомендуем обратить внимание на программу «Мировая художественная культура»: Курс для общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля. 10-11(12) классы. / Сост. Г.И. Данилова - М.: Дрофа, 2002, 2006:



во-первых, потому что данная программа ориентирована на профильную школу;

во-вторых, потому что к данной программе имеются учебники для 10-го и 11 классов, соответствующие содержанию программы.

Другие программы, поскольку они предназначены для разных возрастных групп, (начиная от 5-го класса) или не имеют учебного сопровождения, могут быть использованы для составления спецкурсов, образовательных модулей, элективных курсов, а также в качестве пропедевтического курса в основной школе.


Учебно-методическое обеспечение МХК составляют:

УЧЕБНИКИ


Данилова Г.И.. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс.

Учебник знакомит школьников с культурно-историческими эпохами и выдающимися творцами культуры (начиная от истоков и заканчивая эпохой Возрождения), их своеобразием и значением для человеческой цивилизации.

Учебник хорошо иллюстрирован. Содержит много вопросов и заданий, которые помогут выработать представления о целостных художественных моделях мира, закрепить и обобщить прочитанное. В приложении к учебнику даны примерные планы анализа произведений искусства различных видов.

Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс.

В учебнике представлено развитие мировой художественной культуры от XVII века до современности в историческом контексте. Это позволит учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное – выработать представление о целостных художественных моделях мира.

В учебнике много цветных иллюстраций, а также включены «Вопросы и задания к теме», «Творческая мастерская», «Темы рефератов, докладов и сообщений», рекомендательные списки видео- и аудиоматериалов и книг для дополнительного чтения.

Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ ПО МХК
для общеобразовательных учреждений


Солодовников Ю..А. Человек в мировой художественной культуре. 6-9 классы

Настоящий учебно-методический комплект соответствует программе «Художественная культура древнего мира, сред­них веков и эпохи Возрождения» (автор Ю.А. Солодовни­ков) и программе «Мировая художественная культура» (ав­тор Л.М. Предтеченская).

В комплект входят учебники-хрестоматии и методичес­кие пособия для учителя.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 5-11 классы.

В комплект входят пособия для учащихся 5-9 классов и учебники для школьников 10-11 классов. В них Мировая художественная культура рассматривается сквозь призму «взгляда из России». Русское искусство изучается на основе сравнения, сопоставления, анализа национального и общечеловеческого культурного опыта.



Рябцев Ю.С. История русской культуры: X-XIX вв. 7-9 классы

В комплект входят учебные пособие для учащихся, хрестоматии и методическое пособие для учителя. Учебные пособия знакомят учащихся с искусством, традициями и обычаями русского народа с древнейших времен и до наших дней.




Гузик М.А. Занимательные игры по МХК. 6-9 классы.


В книгах собраны кросворды, чайнворды, ребусы, головоломки, криптограммы и викторины по культуре народов Древнего мира, Греции, Византии, Западной Европы и арабо-мусульманского мира, Русской культуре.

Пособия для учащихся
Любимов Л.Д. Искусство древнего мира.

Книга посвящена истории первобытного искусства, а также искусства Древнего Египта, Ассиро-Вавилонии, Древ­ней Греции и Древнего Рима. Показано многообразие различных художественных памятников, созданных зодчими, скульпторами, живописцами, ювелирами, а также их непре­ходящая художественная ценность.



Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.

Книга знакомит с величайшими достижениями русской художественной культуры: старинной храмовой архитек­турой, иконописью, деревянной скульптурой, декоративно-прикладным искусством, произведениями, вошедшими в золотой фонд мирового искусства.



Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии.

Книга рассказывает о значительном вкладе культуры средних веков в сокровищницу художественных ценностей, созданных человечеством, а также о величайшем прогрессивном перевороте, совершенном в эпоху Возрождения, о новом эстетическом идеале; рассматривается творчество крупнейших художников.



Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма.

В книге рассказывается о том, как одевались люди в далеком и недавнем прошлом. Изучая одежду, моду, вкусы и привычки египтян, греков, римлян, византийцев, средневековых рыцарей и горожан, русских бояр и крестьян ученики могут окунуться в повседневную жизнь, духовный мир и культуру эпох.



Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады: Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство.

В книге во всем многообразии и неповторимости рас­крывается древнегреческое искусство с XI по I в. до н.э.: гомеровский период, архаика, классика, эллинизм. Рас­сказ о произведениях искусства гармонично переплетает­ся с изложением и толкованием многих древнегреческих мифов.



Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство.

В книге автор рассказывает о различных видах и наи­более значительных жанровых разновидностях искусства Древнего Рима (архитектура, рельефы, круглая скульптура, живопись, прикладное искусство), показывает влияние об­щественно-политической жизни государства на все виды древнеримского искусства.



Дуров В.А. Русские награды.

Впервые в одной книге — награды Российской империи от самых высших орденов до простых солдатских знаков от­личия. Цветные фотографии уникальных наградных раритетов из открытых и закрытых фондов исторических музеев страны (многие публикуются впервые).



Шпаковский В.О. Рыцари средневековья.

Крестовые походы, рыцарские ордена, вооружение и тра­диции западного рыцарства, романтика ушедших времен. Обо всем этом рассказывается в книге. Читатель узнает об истории рыцарства Западной Европы на протяжении две­надцати столетий.



Щукин А.Н. Знаменитые россияне: Биографический словарь-справочник.

Биографический справочник о выдающихся представи­телях России, оставивших след в мировой и отечественной истории. В книге содержатся сведения о более чем пяти­стах знаменитых россиянах: политических и общественных деятелях, деятелях науки, культуры, просвещения, религии, спорта, полководцах.



Дыгало В.А. А начиналось все с ладьи...

В книге подробно этап за этапом рассказывается о ста­новлении военного флота — гребной флот, парусный, па­ровой, атомный, а также об эволюции двигателей, систем вооружения, бронирования, средств управления. Читатель узнает о разнообразных типах судов, морских баталиях, био­графии славных флотоводцев.



Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрирован­ный словарь.

Включенные в словарь по иконописи 500 тер­минов и 200 рисунков помогут освоить специфику древне­русской живописи.



Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.

Пособие охватывает материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней. Читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, творчество отдельных писателей, художников, композиторов, архитекторов. В пособие включены вопросы и задания, хрестоматия по каждой из частей, краткий терминологический словарь.


Пособия для учителей
Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Воз­рождения.

Творчеству и самостоятельному осмыслению художест­венных открытий Ренессанса помогают задания исследова­тельского и игрового характера, материалы для подготовки к занятиям, включенные в книгу и обеспечивающие сотруд­ничество учителя и ученика на занятиях разного типа по данной теме.



Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В., Шакирова И.П. Культура эпохи Просвещения

В книге рассказывается об особенностях классицизма, барокко, рококо, сентиментализма, просветительского реа­лизма, многообразии литературных жанров и предпочтени­ях в изобразительном искусстве, предлагаются материалы для подготовки к занятиям по этой теме, задания исследо­вательского, творческого, игрового и ролевого характера.

Книги предназначены для учителей, преподающих курс «Мировая художественная культура», а также будут полез­ны всем любителям искусства.
Методические пособия
Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры. Учебно-методическое пособие./Под общей редакцией Б.Я. Табачникова.- М.: ТЦ «Сфера»,2000.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

Рябцев Ю.С Методическое пособие и программа по истории русской культуры. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах и рассказах. М.: Новая школа, 1996.



Челышева Т.В., Янике Ю.В. Основы художественной культуры. МХК: Тестовые задания.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания: В 2-х частях. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Электронные ресурсы


  1. История искусства (Диск 1,2) 2003

  2. Шедевры русской живописи. 2001

  3. Эрмитаж. Искусство Западной Европы: художественная энциклопедия.

  4. Мировая художественная культура 10-11 класс (б-ка электронных наглядных пособий) 2003

  5. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. 2001

  6. Энциклопедия классической музыки. 2001

  7. Мировая художественная культура 10-11 класс. 2003

  8. История искусства. 2003

  9. История древнего мира и средних веков (5-6 класс). 2004

  10. Всеобщая история (история Древнего мира) 5-6 класс. 2004

  11. 19 век. Отечественная история, культура и искусство. 2005

  12. История религий. 2004

  13. Рапацкая Л.А. Культурология (русская художественная культура) 2003


Методические рекомендации
Образовательная область «Искусство» на старшей ступени обучения школьников. Мировая художественная культура: Учебно-методическое пособие. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2006

Пособие содержит материалы по планированию для 10-11 классов (базовый и профильный уровни), примеры учебного плана, требования образовательного стандарта, перечень опубликованных к настоящему времени программ, учебников и учебных пособий по МХК, их краткую характеристику, вопросы тестовых форм диагностики уровня усвоения знаний.



Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические рекомендации. – М.: АПК и ПРО, 2002.

Носарева Н.Н., зав кабинетом филологического и художественного образования




  • Примерный учебный план для универсального обучения
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ ПО МХК
  • Гузик М.А. Занимательные игры по МХК. 6-9 классы.