Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методический проект «Изучение темы «Изобретательно-выразительные средства морфологии в курсе русского языка 6 класса




Скачать 220.69 Kb.
Дата01.07.2017
Размер220.69 Kb.
МОУ Николо-Кормская СОШ Рыбинского района Ярославской области Методический проект «Изучение темы «Изобретательно-выразительные средства морфологии в курсе русского языка 6 класса (по программе С.И. Львовой)». учителя русского языка и литературы Митрошкиной Татьяны Федоровны. МОУ Николо-Кормская СОШ Рыбинского района Ярославской области с. Никольское 2008 I. Планирование темы. Тема: «Основные выразительные средства морфологии в курсе русского языка в 6 классе» Цели изучения темы: Воспитание любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; Освоение знаний о функционировании русского языка в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка; обогащения словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств и средств выразительности; Формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка в 6-ом классе по программе С.И. Львовой – 10 часов. Тематическое планирование. № пп Тема урока Кол-во часов Основные сведения о языке и речи Применение полученных знаний в учебной и практической деятельности 1. Имя существительное в тексте 2 Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Сравнение как изобразительно-выразительный прием. Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений. Употребление существительных с суффиксами оценки как изобразительное языковое средство. 2. Имя прилагательное в тексте. 2 Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Элементарный анализ текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен прилагательных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен прилагательных в составе фразеологических оборотов. Использование имен прилагательных в роли эпитетов. Работа с учебным словарем эпитетов. 3. Глагол в тексте 2 Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи. Определение особенностей употребления глаголов в тексте. Использование глаголов в составе фразеологических оборотов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи(метафора, олицетворение). Уместное использование глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. 4. Деепричастие в тексте 1 Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи. Использование свойства деепричастия «дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи. Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий. 5. Причастия в тексте. 1 Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей течи. Использование причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей и типов речи. Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем причастий. 6. Имя числительное в тексте. 1 Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Употребление имен числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках. Способы выражения приблизительного количества (лет восемь). 7. Местоимение в тексте. 1 Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах различных стилей и типов речи. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста. Уместное и выразительное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения. Синонимическая замена местоимений разных разрядов. Использование местоимений разных разрядов как средства связи предложений и абзацев текста. Характеристика уроков. Тема урока Тип урока Вид урока Форма урока 1. Имя существительное в тексте Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков. На уроке закрепляется изученный материал об имени существительном и формируются умения составлять описания с использованием сравнений, назывных предложений. Урок – анализ текста. При анализе текстов различных типов речи выявляется роль и место в них имен существительных. Комбинированный урок. Сочетаются фронтальная, индивидуальная и коллективная познавательная деятельность. 2. Имя прилагательное в тексте. Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков. На уроке ранее изученное о прилагательном рассматривается в новом ракурсе – функции прилагательных в речи. Урок – «удивительное рядом». Тема урока позволяет привлечь интересный и необычный дидактический материал по теме природа, что способствует воспитанию любви к окружающему миру. Урок – исследование. Работая с текстами, ученики исследуют содержание и делают выводы о функции прилагательных в тексте. (поисковый характер познавательной деятельности в сочетании с творческим) 3. Глагол в тексте. Повторительно-обобщающий. На уроке воспроизводятся и закрепляются на новом уровне знания на практике. Урок – лингвистическая экспедиция. Этот вид урока позволяет повторить и закрепить на практике сведения о глаголах, описывающих действия человека и природные явления, о глаголах речи, глаголах звучания. Комбинированный урок. Сочетание фронтальной, групповой и коллективной работы способствует закреплению знаний о глаголе в речи. 4. Деепричастие в тексте. Комбинированный урок. В течение урока формируются умения и навыки языковой, речевой, правописной компетенций. Урок – фантазия. Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (водопад), которая объединяет все этапы урока. Комбинированный урок. На уроке используются различные виды деятельности учащихся (чтение, слушание, письмо), коллективная и индивидуальная работа. 5. Причастие в тексте. Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков. На уроке повторяются изученные сведения о причастиях и развивается умение правильного употребления причастий в речи. Урок решения проблемно-познавательных задач. На уроке решаются следующие задачи: Применение знаний в типичных условиях; Применение знаний в условиях, созданных выбранным уровнем сложности; Применение знаний из смежной области языка (работа с фразеологизмами); Применение знаний в нетипичных условиях (редактирование текста сочинения). Комбинированный урок. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная форма организации познавательной деятельности. 6. Имя числительное в тексте. Повторительно-обобщающий урок. На уроке воспроизводятся, систематизируются и закрепляются на новом уровне знания обучающихся. Урок-практическая работа. На уроке вырабатывается умение самостоятельно применять полученные знания в схожих ситуациях. Комбинированный урок. Сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации познавательной деятельности. 7. Местоимение в тексте. Урок закрепления знаний, умений и навыков. При выполнении заданий ученики воспроизводят и закрепляют ранее полученные знания на более высоком уровне. Урок-игра. Данный урок приходится на конец учебного года, когда трудно мобилизовать силы учеников. В связи с этим возникает потребность в ярких и необычных формах проведения занятий. Урок-игра предполагает обращение к нетрадиционному дидактическому материалу. Комбинированный урок. Сочетаются групповая (командная) и индивидуальная формы организации познавательной деятельности. Связь с другими образовательными областями и видами искусства. Тема урока Межпредметные связи 1. Имя существительное в тексте Литература. Приобщение к культурным ценностям через чтение отрывков из произведений русских писателей. 2. Имя прилагательное в тексте. Биология. Экология. Через все содержание урока проходит тема природы. Это способствует расширению кругозора обучающихся (они получают дополнительные сведения из другой области знаний) и воспитанию любви к окружающему миру. 3. Глагол в тексте. Живопись. Работа с картиной К.Е. Маковского «Дети бегущие от грозы» - приобщение к культурным ценностям. Литература. Устное рисование «картин» по строкам из стихов русских поэтов способствует более глубокому восприятию поэзии. 4. Деепричастие в тексте. Литература. Живопись. Приобщение к мировым культурным ценностям. Знакомство со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и картиною И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад». 5. Причастие в тексте. Литература. Анализ отрывков из художественных произведений способствует познавательной активности учеников и выявлению роли причастий в текстах. 6. Имя числительное в тексте. Математика. Правильное использование форм числительных при чтении примеров и задач. История. Ученики тренируются в правильном произношении дат и получают дополнительные сведения по истории нашей Родины. 7. Местоимение в тексте. Литература. Приобщение к культурным ценностям через чтение и слушание отрывков из произведений русских и зарубежных писателей. Литература. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А. и др. М.: Русское слово. 2002. Быстрова Е.А. Содержание предмета «Русский язык», или чему учить в школе Быстрова Е.А., Львова С.И. Обучение русскому языку в школе: учеб. Пособие для студентов педагогических вузов Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос [и др.]. ; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. Калмыкова И.Р. Особенности преподавания русского языка в 200607 учебном году в условиях введения новых стандартов и БУпов : метод. рек. И.Р. Калмыкова. – Ярославль : ИРО, 2006 – 48с. Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы. – М.: Дрофа,2001. Львова С.И. Практикум по русскому языку : 6 класс : пособие для учащихся (Лингвистический тренажер). – М.: Просвещение, 2006. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. – Ростов нД: изд-во «Феникс», 2002. Нестандартные уроки русского языка. 6 класс. Сост. Шашлова Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. II. Разработка урока. 1.Методическое обоснование урока: Тема урока: Деепричастия в тексте. класс: 6. Цели урока: Рассмотреть выразительные возможности деепричастий. Закрепить навык постановки запятой при деепричастии и деепричастном обороте. Организовать ситуации творчества и активную мыслительную деятельность учеников. Создать атмосферу сотрудничества. 4) Основные этапы урока. № пп Основные этапы урока Содержание (цель) этапа 1 Организационный Нацелить учащихся на урок. 2 Создание мотивации обучения Показать возможности деепричастия как средства выразительности 3 Работа с текстом по картине Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого характера 4 Работа по редактированию Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов. 5 Работа с разноуровневыми заданиями Учить определять пунктуационную ситуацию в предложении 6 Подведение итогов урока Обобщить сведения о выразительных возможностях деепричастий, полученные на уроке. 7 Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания 5) Методы и приемы обучения. № пп Этап урока Методы и приемы обучения Мотивация выбора 1 Организационный Вступительное слово учителя Необходимо определить цель и задачи данного урока. 2 Создание мотивации обучения Работа с текстом стихотворения Р. Саути «Лодорский водопад» чтение, слушание, практическая работа. Это стихотворение необычно: в нем 52 деепричастия, 1 глагол и 17 слов других частей речи. Стихотворение красочно демонстрирует выразительные возможности деепричастий. 3 Работа с текстом по картине Наблюдение над языком. Создание текста по образцу. Формирование умения правильно использовать деепричастия для точного выражения мыслей в конкретной речевой ситуации (Языковая компетентность) 4 Работа по редактированию Коллективная работа (нахождение и исправление грамматических ошибок) Развитие языкового чутья (обнаружение и исправление речевых и грамматических ошибок) 5 Работа с разноуровневыми заданиями Самостоятельная практическая работа. Разные уровни способностей учеников и разный темп выполнения работы 6 Подведение итогов урока Слово учителя Необходимо эмоционально и образно прокомментировать итоги урока. 7 Сообщение домашнего задания Карточки с деепричастными оборотами по теме картины Домашнее задание – логическое продолжение работы на уроке. В течение урока ученики наблюдали за тем, как используются выразительные возможности деепричастных оборотов, поэтому задание составить текст, используя деепричастные обороты, им по силам. Организация контроля за уровнем обученности и развития учащихся. № пп Этап урока Контроль 1 Организационный 2 Создание мотивации обучения Устная коллективная работа по поэтическому тексту, проверка умения постановки запятых между однородными членами 3 Работа с текстом по картине Письменная индивидуальная работа с текстом по картине 4 Работа по редактированию Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок 5 Работа с разноуровневыми заданиями Индивидуальная работа с разноуровневыми заданиями по пунктуации 6 Подведение итогов 7 Сообщение домашнего задания Используемый учебник С.И. Львова, В.В. Львов Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Мнемозина», 2007. Оборудование урока: карточки с разноуровневыми заданиями, тексты стихотворения, задания по редактированию, карточки с деепричастными оборотами для домашнего задания для каждого ученика, репродукции картины Айвазовского. 2. Конспект урока 1. Вступительное слово учителя Цель: объяснить учащимся цель урока Учитель. Ребята, сегодня мы рассмотрим выразитель­ные возможности деепричастий. Мы попробуем оп­ределить роль деепричастий в поэтическом тексте, по­пытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине, продолжим работу по обнаруже­нию и исправлению грамматических ошибок, связан­ных с неправильным употреблением деепричастий, и пронаблюдаем, как меняется пунктуационная ситуа­ция в предложениях с деепричастными оборотами. 2. Создание мотивации обучения. Работа с текстом Цель: показать возможности деепричастия как средства выразительности Учитель. Обозначая добавочное действие, деепричас­тие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних дее­причастий, но именно им под силу описать неукроти­мую природную стихию. Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить с какой целью использовал деепричастия автор. Прочитаем текст (один ученик читает). Сколько предложений в этом тексте Почему же мы называем это предложение текстом С какой целью используются в этом тексте деепричастия Задание. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий Кипя Шипя Журча Ворча Струясь. Крутясь Сливаясь Вздымаясь Вздуваясь Мелькая шурша Резвясь и спеша Скользя обнимаясь Делясь и встречаясь Ласкаясь бунтуя летя Играя дробясь шелестя Блистая взлетая шатаясь Сплетаясь звеня клокоча Взвиваясь вертясь грохоча Морщинясь волнуясь катаясь Бросаясь меняясь воркуя шумя Взметаясь и пенясь ликуя гремя Дрожа разливаясь смеясь и болтая Катясь извиваясь стремясь вырастая Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, — Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! (Р. Саути «Лодорский водопад» в переводе А. Шмульяна) 3. Работа с тестом по картине И.К. Айвазовского Цель: научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого харак­тера Учитель. Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника • Ивана Константиновича Айвазовского. Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков дее­причастия или деепричастные обороты. Можете восполь­зоваться материалом прочитанного стихотворения Р. Саути Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, _____________,устремляются вниз с огромной высоты _______. Они, _________________, неостановимо бегут наперегонки, ___________________. Вот они, _______________, переливаются под лучами сол­нца, а вот, _________________, сливаются с тем­ными скалами. Кто разгадает тайну Кто укротит сти­хию, которая, ____________________, веками удивляет человека 4. Работа по редактированию. Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошиб­ки, связанные с неправильным употреблением деепричас­тий и деепричастных оборотов. Учитель. Конечно, интересно самому попытаться опи­сать картину с помощью деепричастий и деепричаст­ных оборотов, но, к сожалению, иногда это сопро­вождается грамматическими ошибками. Давайте об­ратимся к карточкам по редактированию и попробуем исправить ошибки. Исправьте грамматические ошибки 1. Художник, заметив удивительное в окружаю­щем мире, и рассказал об этом людям. (Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям) 2. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство ху­дожника. (Подсказка: действие, выраженное деепричастием, долж­но относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым. Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастер­ство художника) 3. Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересно­го. (Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастий. Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного) 5. Работа с разноуровневыми заданиями Цель: учить определять пунктуационную ситуацию в пред­ложении Уровень 1 Расставьте знаки препинания 1) Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль. 2) Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль. 3) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль. 4) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и ус­тремляется вдаль. Уровень 2 Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричасные обороты 1) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и заставляя забыть о проблемах. 2) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и заставляет забыть о проблемах. 3) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и очаровывает заставляя забыть о пробле­мах. 4) Величие природы покоряет и увлекая непредсказу­емостью заставляет забыть о проблемах. Уровень 3 Перестройте предложение в соответствии со схемой Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с вет­ром. (Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром. Волны играют друг с другом и, клокоча, спорят с вет­ром. Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с вет­ром.) Постройте предложение в соответствии со схемой Человек любуется природой, восхищается ее вели­колепием, пытается постичь тайны гармонии, ощуща­ет себя частичкой мира. (Человек любуется природой, восхищаясь ее великолепием, и, пытаясь постичь тайны гармонии, ощущает себя час­тичкой мира.) 6. Подведение итогов урока. Учитель. Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Восхищаясь природой, человек создает уди­вительные стихотворения. Вспомним Сергея Есени­на: «А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром» или «Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река». Сегодня мы обратили вни­мание на то, какую роль играет деепричастие в созда­нии образных картин мира. Мы увидели, насколько велики выразительные возможности деепричастий. Мы попытались описать картину И.К.Айвазовс­кого при помощи деепричастных оборотов. 7. Сообщение домашнего задания. Дома вам предстоит составить текст-описание из­вестной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов: 1) всматриваясь в картину; 2) символизируя смелость и отвагу; 3) напряженно вглядываясь; 4) высоко поднимая сорокапудовую палицу; 5) готовясь вступить в смертельную схватку; 6) внушая страх противнику; 7) спокойно наклонив голову; 8) почуя врага; 9) лукаво улыбаясь; 10) поражая находчивостью; 11) держа в правой руке гусли; 12) не боясь вражеских полчищ; 13) как будто возвышаясь над землей; 14) мужественно защищая свое Отечество. 3. Приложения Приложение №1. Стихотворение Р. Саути «Лодорский водопад». Кипя Шипя Журча Ворча Струясь. Крутясь Сливаясь Вздымаясь Вздуваясь Мелькая шурша Резвясь и спеша Скользя обнимаясь Делясь и встречаясь Ласкаясь бунтуя летя Играя дробясь шелестя Блистая взлетая шатаясь Сплетаясь звеня клокоча Взвиваясь вертясь грохоча Морщинясь волнуясь катаясь Бросаясь меняясь воркуя шумя Взметаясь и пенясь ликуя гремя Дрожа разливаясь смеясь и болтая Катясь извиваясь стремясь вырастая Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, — Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! Задание. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий Приложение №2. Создание текста искусствоведческого характера. Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков дее­причастия или деепричастные обороты. Можете восполь­зоваться материалом прочитанного стихотворения Р. Саути Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, _____________,устремляются вниз с огромной высоты _______. Они, _________________, неостановимо бегут наперегонки, ___________________. Вот они, _______________, переливаются под лучами сол­нца, а вот, _________________, сливаются с тем­ными скалами. Кто разгадает тайну Кто укротит сти­хию, которая, ____________________, веками удивляет человека Приложение №3. Исправьте грамматические ошибки. 1. Художник, заметив удивительное в окружаю­щем мире, и рассказал об этом людям. 2. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство ху­дожника. 3. Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересно­го. Приложение №4. Работа с разноуровневыми заданиями. Уровень 1 Расставьте знаки препинания 1) Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль. 2) Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль. 3) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль. 4) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и ус­тремляется вдаль. Уровень 2 Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричасные обороты 1) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и заставляя забыть о проблемах. 2) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и заставляет забыть о проблемах. 3) Величие природы покоряет увлекая непредсказуе­мостью и очаровывает заставляя забыть о пробле­мах. 4) Величие природы покоряет и увлекая непредсказу­емостью заставляет забыть о проблемах. Уровень 3 Перестройте предложение в соответствии со схемой Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с вет­ром. Постройте предложение в соответствии со схемой Человек любуется природой, восхищается ее вели­колепием, пытается постичь тайны гармонии, ощуща­ет себя частичкой мира. Приложение №5. Домашнее задание: Составить текст-описание картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов. 1) всматриваясь в картину; 2) символизируя смелость и отвагу; 3) напряженно вглядываясь; 4) высоко поднимая сорокапудовую палицу; 5) готовясь вступить в смертельную схватку; 6) внушая страх противнику; 7) спокойно наклонив голову; 8) почуя врага; 9) лукаво улыбаясь; 10) поражая находчивостью; 11) держа в правой руке гусли; 12) не боясь вражеских полчищ; 13) как будто возвышаясь над землей; 14) мужественно защищая свое Отечество.