Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011




Скачать 480.18 Kb.
страница1/4
Дата25.06.2017
Размер480.18 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет



ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ
Методические указания по самостоятельной работе

Красноярск

СФУ

2011


Составитель: В.А.Кратасюк

Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология биологии». В пособии даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология».
Дисциплина "История и методология биологии" играет объединяющую и централизующую роль в системе биологических и физических дисциплин, составляющих основное содержание современной науки. Этот курс призван также установить взаимосвязь между естественнонаучными и гуманитарными предметами, помочь студентам, выполняющим свою научную работу, осознать методологию научного творчества. В рамках методологической части курса рассматриваются во взаимной связи важнейшие понятия и модели, используемые в главных биологических и физических дисциплинах, в обобщенном виде представляется система подходов и методов, используемых в научных исследованиях. Согласно развернутому определению биофизики даются характеристики и специфика, а также место этой науки среди других естественных наук. Методология биофизики не является разделом философии и по сути дела не имеет прямого отношения к последней, это часть биологии и физики, соотнесенная с общей методологией естествознания. При этом биофизика не является простой суммой биологии и физики, а имеет свою хорошо развитую методологию.

Основная задача исторической части курса состоит в том, чтобы представить формирование биофизических понятий на основе исторического развития биологии, физики и химии во времени и в пространстве (кроме истории здесь подразумевается и ее "география"). Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира – эти центральные стержневые темы. Одной из целей курса является тщательный подбор фактического материала, стремление к отражению лишь капитальных обстоятельств истории, включение только тех данных, которые необходимы для убедительного изложения основных идей. В то же время нужно ярко и более или менее обстоятельно рассказать о величайших биофизиках, биологах и физиках прошлых веков и настоящего времени, о тех, кто определил магистральные направления развития науки. Курс построен таким образом, что имена и заслуги ученых-биофизиков и ученых-биологов, биографические сведения о них запомнились студентам, исторический анализ проведен вплоть до современности – лишь в этом случае возможно достижение понимания неразрывной связи прошлого и настоящего науки, практической ценности предмета. Главное место в курсе (по значимости и по объему) занимает история биологии и биофизики. Изложение вопросов истории и методологии опирается на конкретные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных представлений. Каждому образованному естествоиспытателю, инженеру, преподавателю, конечно же, необходимо знать основные исторические факты, относящиеся к области его деятельности. Однако биофизика находится в этом отношении в особой позиции. Индуктивный, эмпирический характер этой науки неизбежно приводит к сосуществованию в ней весьма различных, а иногда и исключающих друг друга теоретических представлений, причем появление новых, более строгих подходов далеко не всегда отменяет активное использование старых упрощенных моделей. Историческая картина рождения, расцвета и девальвации научных концепций очень помогает разобраться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих в современной науке.

Задачи изучения дисциплины заключаются в освоении научной методологии биологии, рассмотрении с позиций методологии науки всех периодов развития биологии:


  • от протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения)

  • от естественной истории к современной биологии (биология Нового времени до середины XIX в.),

  • становление и развитие современной биологии (с середины XIX в. до начала XXI в.)

Основная цель настоящего пособия - помочь студентам в самостоятельном освоении курса «История и методология биологии», сориентировать их на понимание основных понятий и проблем курса, освоение приемов и способов решения конкретных задач из различных областей науки, овладевание научным проектированием, необходимым для написания любого уровня научных текстов от проектов до научных статей, выработать умение выделить общие закономерности развития науки на фоне конкретного содержания состояния науки в определенную эпоху, конкретных фактов и научных биографий известных ученых. В конечном итоге студенты должны понять свое место в науке, определить свои цели в жизни и в занятиях профессональной деятельностью, развить свои творческие способности, подготовить к будущей деятельности молодых специалистов.

Пособие включает в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала, выполнению контрольных работ, заданий, тестов, содержанию и оформлению рефератов, примеры их оформления и пр.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Курс «История и методология биологии» изучается в 12 семестре.

Трудоемкость каждого вида учебной работы дисциплины в часах и зачетных единицах приведена в табл.1.

Таблица 1

Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)


Семестр

12

Общая трудоемкость дисциплины

3,000

(108)

3,000

(108)

Аудиторные занятия:

0,888

(32)

0,888

(32)

лекции

-

-

семинарские занятия (ПЗ)

0,888

(32)


0,888

(32)


Самостоятельная работа:

1,11

(40)

1,11

(40)

изучение теоретического курса (ТО)

0,5

(18)


0,5

(18)


реферат

0,55

(20)


0,55

(20)


промежуточный контроль

0,055

(2)


0,055

(2)


Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

1,000

(36)

Экзамен

1,000

(36)


  1   2   3   4

  • Общая трудоемкость дисциплины 3,000 (108) 3,000 (108)
  • Самостоятельная работа: 1,11 (40) 1,11 (40)
  • Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Экзамен 1,000 (36)