Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические указания по русскому языку для переводчиков. Введение Методические указания предназначены слушателям программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»




Скачать 243.76 Kb.
Дата02.07.2017
Размер243.76 Kb.
ТипМетодические указания
Савина Т.В. Чижевская С.А.

Методические указания по русскому языку для переводчиков.

Введение

Методические указания предназначены слушателям программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» второго года обучения.

Пособие состоит из двух частей: часть I – «Русский язык. Стили и культура речи» и часть II – «Русский язык для переводчиков». Часть I нацелена на обучение созданию и редактированию текстов различных жанров. Часть II ориентирована на сопоставление грамматических систем русского и других индоевропейских языков. Каждый раздел содержит перечень теоретических вопросов, список рекомендуемой литературы и практические задания.

Результатом работы с данным пособием должно стать существенное повышение качества прямого перевода.

Методические указания могут использоваться как для аудиторной, так и для самостоятельной работы, в том числе при подготовке к сдаче соответствующих курсов экстерном.
Часть I. Русский язык. Стили и культура речи.

Тема №1. Введение в предмет «Русский язык. Стили и культура речи»


Вопросы

1. Цели и задачи курса.

2. Соотношение понятий язык и речь.

3. Язык как знаковая система: ее уровни.

4. Понятие «культура речи» и его составляющие.
Литература

1.Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. - М., 2001.

3. Реформатский А. А. Введение в языковедение.- М., 2002.


Задания

1. Подберите как можно больше синонимов к данным словам. Составьте предложения, иллюстрирующие различия между синонимами.

Приступить, благоприятный, подробности, тщательно, идентичный



2. Составьте с приводимыми синонимами словосочетания, выбирая из скобок наиболее подходящие слова. Какие словари помогут справиться с подобными заданиями?

1. Взгляд, воззрение, убеждении, мнение, суждение, точка зрения (философский, политический, нравственный; иметь, изложить, высказать, придерживаться; глубокий, поверхностный; обоснованный, необоснованный;

Личный, чужой; одинаковый, разный; широта, узость).

2.Выразить, сформулировать(мысль, чувство, впечатление, суждение, положение, мнение, вывод, задача; четко, неясно, замысловато)

3.Конкретный, определенный, твердый, однозначный, явный (отказ, формулировка, решение, ответ, причина, ложь)

3. Составьте текст, опираясь на ключевые слова.
а) Оформление холодных блюд и закусок

Оформить, закуска, нож, выдумка, украшение, овощи, разнообразный, вкус, цвет, зеленый, желтый, красный, белый, нарезать, разложить, контрастировать, основной, закуска, горка, рядок, придать, форма, надавить, нож, переносить, тарелка, помидор, «розочка», очистить, спираль, стружка, скатать, рулончик, плотный, рыхлый, смотреться, веточки, зелень.


б) Гарантии при заключении трудового договора

Запрещать, необоснованный, отказ, прямой, косвенный, ограничение, право, преимущество, пол, раса, цвет, кожа, национальность, язык, происхождение, имущественный, социальный, должностной, положение, жительство, наличие, отсутствие, регистрация, связанный, деловой, качество, за исключением, предусматривать, закон, женщина, беременность, ребенок, работник, пригласить, перевод, один, месяц, увольнение, требование, отказ, сообщить, причина, письменный, обжаловать.



4. Отредактируйте текст

ДОРОГИЕ АБИТУРИЕНТЫ! УВАЖАЕМЫЕ НАШИ БУДУЩИЕ СТУДЕНТЫ И КОЛЛЕГИ!

Вы держите в руках номер университетской газеты, предназначенный именно для Вас. В этом году Куйбышевскому институту пищевой промышленности, сегодняшнему Сибирскому университету пищевой промышленности исполнилось 55 лет. Прежде чем достичь этой даты, наш вуз прошел многие этапы становления, развития, и превратился в ведущий университет Западно-Сибирского региона по подготовке специалистов для пищевой промышленности, для тех предприятий и организаций, результат деятельности которых – служение людям. За годы работы вуз сформировал свои особенные традиции, завоевал высокий авторитет не только в Куйбышеве, но и далеко за пределами нашего города. В аудиториях, которые в скором времени могут стать и вашими, постигали азы премудрости своих будущих профессий около 76 000 человек, некоторые из них известны сегодня во многих регионах нашей страны. Заслуженный авторитет университета предопределяет высшую степень ответственности профессорско-преподавательского состава, сотрудников университета по отношению к образовательному процессу и постоянному вниманию к вопросам качества подготовки студентов. Из 888 преподавателей ученые степени и звания имеют 602 человека, среди которых профессоров и докторов наук – 130.

Обучение в нашем вузе платное, но имейте в виду, что система оплаты – помесячная и вносится до 25 числа текущего месяца за предстоящий период.

***

Для качественного уровня подготовки наших студентов – шесть учебных корпусов и библиотечный корпус. Для комфортного проживания – общежития, которые стопроцентно обеспечивают проживание всех иногородних студентов, а по необходимости и студентов, проживающих в отдаленных районах города. Для полноценного отдыха – современные спортивные залы, плавательный бассейн и студенческая база отдыха на берегу Куйбышевского водохранилища.



Все это ждет вас, дорогие абитуриенты. А наша задача – воспитать специалистов, вооруженных самыми современными знаниями и обеспечить их востребованность на рынке труда.
5. Объясните не пользуясь жестами:

- как работает степлер;

- чем отличается каблук от танкетки;

- как выглядит лорнет;

- что такое набор «Одень Машеньку» и как им играют;

- как слепить пирожок традиционной формы.


Тема №2. История русского литературного языка


Вопросы

1. Место русского языка в системе языков мира.

2. Соотношение понятий древнерусский язык - старославянский язык – церковно-славянский язык

3. Кириллический алфавит.

4. Сопоставление фонетических систем современного русского и древнерусского языков - обзорно.

5. Сопоставление морфологических систем современного русского и древнерусского языков - обзорно.

Литература

1. Горшкова К. В. Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. - М., 1996.

2. Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. - М., 1990.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.


Задания

1. Разделите приведенный список на две группы: а) исконно русские слова, б) заимствования. Объясните свой выбор.

Фон, кров, порт, стремя, сундук, лук, сход, схема, сарай, табак, мать, материя, тест, тесто, нюанс, топоним, топот, бессребреник, месса, трепка, кепка


2. Подберите к данным русизмам этимологические дублеты из старославянского языка. Охарактеризуйте лексические и/или стилистические различия между членами каждой пары. Дополните список собственными примерами.

Хоронить, одежа, волость, розница, небо, мочь, волочить


3. Сгруппируйте родственные с исторической точки зрения слова.

Город, образ, выдра, крыша, дух, печаль, тугой, легкий, смородина, полотенце, село, стол, мир, еда, наука, мутный, мрак, вода, тяжесть, смрад, милый, резать, пекарь, льгота, огород, меркнуть, навык, стелить, дыхание, нельзя, притязать, преграда, душа, яства, платье, сесть, мятеж, привычка, мерцать, польза, покров, платок, выражение, ведро, престол, воздух, яд, морочить, тяга, ученик, населять


4. Проведите этимологический анализ слов.

Сказка, красный, точка, нежный, весть, правда, друг, значение, бай-бай, пола (пиджака), окно, зрачок, крыльцо, мешок, сдоба, вселенная




5. Определите, какие лексемы в русском языке являются этимологически родственными данным английским словам. Приведите аналогичные примеры из других индоевропейских языков.

Widow, dozen, red, young, curve, grave


6. Объясните значение выражений. Определите их происхождение и стилистическую принадлежность.

Притча во языцех, ничтоже сумняшеся, и иже с ним, то бишь, несть числа.


7.Определите происхождение слов.

поделом, домой, долой, богадельня, спасибо, пожалуйста


8. Вспомните выражения, содержащие склоняемые формы кратких прилагательных.
9. Можно ли сказать, что в современном русском языке есть местоимение «сей»? Если да, то в чем его особенность? Приведите примеры.
10. Найдите слова либо словоформы, содержащие указанные морфемы. Предложите исторический комментарий.

себ-/соб-, ся-, ин-


Тема №3.Функциональные стили русского литературного языка
Вопросы

1. Соотношение понятий стиль языка и стиль речи.

2. Жанры речи.

3. Характеристика книжных стилей. Экстралингвистические признаки. Лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства:

а) научный стиль;

б) официально-деловой стиль;

в) публицистический стиль

4. Характеристика разговорного стиля. Экстралингвистические признаки. Лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства. Фонетические особенности.


Литература

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

2. Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Сборник упражнений. – М., 1987.

3. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003.

Задания

1. Определите функционально-стилевую принадлежность и стилистическую окраску данных слов.

Бандформирование, дуализм, душеполезный, несдобровать, калькировать, белобрысый, клика, тут, отнюдь, уверовать, вчетвером, разиня, бесстрастие, зиждиться, пронести, горнило, военщина, малюсенький, идея, подвизаться, претерпевать, позарез, ряса, кумовство, кулуарный.


2. Подберите к каждому из указанных слов не менее трех стилистически окрашенных синонимов, включая устойчивые сочетания и фразеологические обороты.

Взять, надеть, снять, идти, человек, большой, легко, группа, шум, отметить.


3. Вспомните как можно больше слов с приведенными корнями. Определите их стилистическую окраску.

да-, вед-, спас-, твар-/твор-, полн-, тих-/тиш-, смотр-, отец-/отц-/отч-, том-/томл’-, вел’-, меж-, верх-


4. Приведите примеры употребления указанных предлогов и союзов в речи различных стилей.

При, про, о/об, по, поскольку, в условиях, ввиду, а, да, в направлении


5. Объясните значение приведенных выражений. Проанализируйте их с точки зрения функциональной стилистики.

Через пень-колоду, вперед ногами, по зрелом размышлении, кропать стишки, за отсутствием улик, разинуть рот, тиснуть статейку, истина в последней инстанции, силовое решение, голосовые связки.


6. Отредактируйте текст.

Хранители уюта

Двери не только прекрасно справляются со своими практическими функциями, но и выполняют декорирующее назначение – это важный элемент интерьера каждой комнаты. Двери межкомнатные принято подразделять на несколько видов – двери распашные и раздвижные, отличающиеся не только своей конструкцией, однако вместе с тем и функциями практическими. Тем не менее, именно межкомнатные двери распашные более популярны среди жителей Российской Федерации.
Кроме того межкомнатные дверные конструкции подразделять принято по материалам производства – пластик, дерево или же с применением стекла. Деревянные конструкции и конструкции из пластика весьма практичны, а изготовленные из стекла – декоративны и способны придать помещению, в котором они устанавливаются, шик неповторимый и эстетику. По количеству функций двери подразделяются на стандартные решения, звукоизоляционные и конструкции противопожарные. Использовать какой вариант – зависит не только от потребностей, однако и размера портмоне, потому как двери функциональные по сравнению с обычными довольно дороги.
Установка и монтаж дверей межкомнатных мероприятие довольно простое, не способное вызвать каких-либо серьезных затруднений – необходимо следовать этапам работ точно и соблюдать четкость в расчетах. Не стоит забывать, что погрешности в определении размеров и технологии монтажа способны привести к довольно печальным последствиям – коробка дверная под воздействием собственного веса двери может прогнуться, а сама конструкция может существенно просесть. Важно также понимать, что за дверьми межкомнатными необходимо тщательно ухаживать, в противном случае в скором времени придется тратить деньги на новую конструкцию или же осуществлять ремонт старой.
Покупать межкомнатные двери в Екатеринбурге на строительном рынке или в не известном магазине не стоит – при таком подходе вы можете легко купить изделие некачественное, которое вам и года не прослужит. Когда вы задались целью приобрести качественную дверь, то делать это стоит у представителя официального той фабрики, чья продукция вам больше всего импонирует.

Тема №4. Культура речи и языковая норма.


Вопросы

1. Типы норм: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

2. Нормативные словари.

3. Языковой пуризм.

4. Языковая игра.
Литература

1. Розенталь Д. Э. Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1985.

2. Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации. - М., 1997.

3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2002

4. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2002

5. Тихонов А. Н. и др. Словарь-справочник по русскому языка: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления. - М., 1996.


Задания

1. Определите характер ошибки.

1. Приемные часы заведующей педиатрического отделения ...

2. Аграрный университет приглашает на подготовительные курсы по подготовке к ЕГЭ.

3. Какие последние данные электронных торгов?

4. Черный пиар имеет место быть.

5. Операция без скальпа – тогда еще диковинка...

6. ... в этот период времени...

7. За содержимое в карманах, сданной одежды гардероб ответственности не несет.

8. Кабинет пред. рейсового осмотра.

9. ...не позднее годовалого срока с момента окончания срока действия имеющегося талона...

10. Девушки продемонстрируют платья в пол, а молодые люди – пиджаки и всякие костюмные группы.

2. Прочитайте вслух.

а) фанера, бассейн, компьютер, месса, рельсы, Академгородок, кодекс, фламенко, кредо, резюме, коммюнике, Одесса, тезис, продюсер, прессинг, декада, декан, прогресс, менеджмент;

б) скучно, нарочно, Ильинична, булочная, нечто, визжать, позже, дождик, копеечный

в) каталог, маркетинг, нувориш, феномен, флюорография, хаос, диспансер, некролог, договор, эксперт, экспертный, обнаружение, намерение, обеспечение, премировать, экспортировать, углубить, облегчить, обострить, пикироваться, осужденный;
3. Расставьте ударения в словоформах.

а) сирота – сироты, торт – торты, торг – торги, порт – порты, шарф – шарфы, кресло – кресла, шрифт – шрифты;

б) область – областей, ведомость – ведомостей, отрасль – отраслей, местность – местностей, плоскость – плоскостей, ступень – ступеней, прибыль – прибылей, мощность – мощностей, доска – досок;

в) отнять – отнял – отняла – отняли;

Понять – понял – поняла – поняли;

Начать – начал – начала – начали;

Начаться – начался – началась – начались;

Создать – создал – создала – создали;

Класть – клал – клала – клали.


4. Запишите под диктовку.

а) сыграть, заиграть, межинститутский, сверхизысканный, гиперинфляция, контригра, трехъярусный, двухэтажный, адъютант, конъюнктивит, инъекция, сагитировать, разъять, отыменной, фельдъегерь;

б) ветреный, подветренный, серебряный, некошеный, нескошенный, смышленый, балованный, жеваный, кованый, приданое, невиданный, развеянный, просеянный, замешенный, замешанный, выровненный, застреленный, перестрелянные, труженик, избранник, мученик, путаник;

в) оперетта, оперетка, дистиллированный, экспрессия, иммунитет, интеллигенция, интеллект, дилемма, асимметрия, апелляция, коммивояжер, диссертация, компромисс, кристалл, бюллетень, аппендицит, коррупция.


5. Составьте словосочетания, раскрывая скобки.

Удивляться (постоянство), обосновывать аргументы (факты), уплатить (проезд), оплатить (счет), платить (счета), управляющий (дела), удостоить (награда), удостоить (взгляд), удостоиться (похвала), свойственный (большинство, подростки), пораженный (вид, помещение), помощь и сотрудничество (родственные, предприятия), понять и смириться (новые, правила).


6. Объясните и исправьте ошибки в словосочетаниях.

Одержать поражение, многократно меньше, способствовать снижению качества, возможность осложнений, значительно обезобразить, порвать с прошлым образом жизни, подвести результаты обсуждения, основать свое предложение, насыщение простейших потребностей, хорошее качество услуг.


7. Отредактируйте предложения.

1. Как только я узнаю, я сообщу вам сразу же.

2. В селе строят планы строительства новой котельной.

3. Центр занятости населения предлагает пройти обучение по профессиям, не имеющимся в банке вакансий.

4. Рекламное агентство приглашает к сотрудничеству менеджеров по продажам со своими базами.

5. Профессионализм и трудолюбие – не единственные составляющие залога успеха селян.

6. Детские бассейны. Индивидуальные занятия с инструктором от 2 месяцев до 7 лет.

7. Особенно порадуются представители прекрасного пола с большим размером голенища.

8. В свободное время занимаюсь в модельном агентстве и мечтаю добиться успехов в этом бизнесе.

9. В эпоху 69-го года в моду пришли хиппи.

10. Сочетание вот этой мегазвездности и человечности – в совокупности это моя идеальная клиентка.
8. Приготовьте задание, проверяющее владение каким-либо типом норм русского языка.

Тема №5. Чистота речи


Вопросы

1. Исконно русская и заимствованная лексика (галлицизмы, латинизмы и др.) Экзотизмы. Варваризмы.

2. Общенародная и необщенародная лексика. Диалектизмы. Жаргонизмы. Арготизмы. Профессионализмы.

3. Современная и устаревшая лексика. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы). Неологизмы. Окказионализмы.

4. Нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Стилистические пометы в словарях.
Литература

1. Крысин Л. П. Иллюстрированный словарь иностранных слов. - М., 2009.

2. Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. – СПб, 1998.

3. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 2001.

Задания

1. Подберите русские синонимы к иноязычным словам.

Девиация, аграрий, имидж, бартер, функционировать, консолидировать, волонтер, бонус, адекватный, эквивалентный, фиксировать, группа, алгоритм, кассация, рекламация, коммуникация, организация, консенсус, дифференцировать, прессинг, харизма.


2. Объясните значения данных слов. В каждом случае укажите источник заимствования. В чем принципиальное различие между группами «а» и «б»?

а) протеже, моветон, комплекс, дилер, бумеранг, квинтэссенция, круассан, крекер, энтомология, химера, фокус, фокстрот, шлагбаум, лоббировать, истеблишмент, анонс;

б) парео, синоби, пян-се, рэйки, сациви, пани, хурал, бундестаг

3. Разделите данный список на две группы: архаизмы и историзмы. Объясните значение каждого слова.

Тать, поелику, деньга, се, живот, шуйца, чрево, выя, вои, целовальник, цирюльник, денница, шелом, перл, отрок, приказчик, холоп, лепо, людская, фонарщик.


3. Прокомментируйте использование выделенных слов и выражений в примерах.

1. Стартовал год учителя.

2. Сегодня мы представим луки группы Hugo Boss.

3. Попробуйте выпить ящик шампанского в две калитки, плавая в бассейне хоть с суженым, хоть с ряженым, - такая романтика вам будет под утро, что и ОСВОД не спасет.

4. Блондинка (если иметь в виду внешний ее образ) – девушка с бэкграундом.

5. Бабло текло рекой; была надежда приучить мужчин к «яркой одежде и яркому образу жизни».

6. В этом сезоне в моде цветочный принт.

7. И так радостно становится за столом, так хорошо, так всем приятно, что споет им ( было бы желание) далекий и всей стране известный Соткилава, что сотрапезники счастливо хлопают друг друга по спинам, и радуются, и ликуют.

8. В этом прикиде тебя секьюрити не пропустят!

9. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке.

10. Ресепшен холл. Раздевалка перед каждым бассейном. (из рекламы оздоровительного центра)
4. Прочитайте отрывок из книги В. Леви «Комическая атака». Отметьте все средства, служащие для создания стилистического эффекта.

Вспоминается один парень-несмеянец, отличный автомеханик, симпатяга, умолявший меня научить его юмору.

- Это страшно, - говорил он. – Вы представляете мое положение. В компанию придешь, всем весело, анекдоты травят и все такое. И все смеются. КОГДА НАДО. А я – понимаете? – Я НЕ ЗНАЮ, КОГДА НАДО СМЕЯТЬСЯ, И не смеюсь. Или смеюсь невпопад.

- И я тоже.

- Э, бросьте, доктор. Вы признанный специалист. Вы-то уж точно знаете, когда НАДО смеяться. Я вас прошу провести со мной смехогенную тренировку.

- Как?..

- Вот берем анекдот (достает толстенную тетрадь). Больше тыщи уже, пять лет собираю... Память у меня хорошая, сила воли есть... А вот по части юмора отстал. Но еще наверстаем, доктор? С гипнозом, а?..

- Наверстаем. Ага. Ну а как?

- Вот читаем: «Пришел Василий Иванович. Петька спит на диване...» Точно на этом самом месте, Когда НАДО СМЕЯТЬСЯ, вы делаете мне гипнотическое внушение, что ЭТО СМЕШНО. Выработаем рефлекс. А потом...

- Стоп. Одну секунду... Смеяться НЕ НАДО. Нехорошо. Стыдно. Неправильно... НЕ СМЕШНО!! – заорал я, не выдержав.

И он вдруг тоже подпрыгнул. Минут пять мы ржали как сумасшедшие. После чего резко смолкли в приступе обоюдного ужаса.

- Ну... дошло? – спросил я осторожно.

- НЕ-а, - прошептал он сдавленно, переводя взгляд на пол. – Опять не понял...


5. Подберите текст, который, с Вашей точки зрения, нуждается в редактировании. Внесите необходимые исправления и обсудите оба варианта в малой группе.

Тема №6. Точность речи


Вопросы

1. Узуальные и окказиональные значения слов.

2. Лексические омонимы. Смежные явления: омофоны, омоформы, омографы, «ложные друзья переводчика».

3. Лексические синонимы. Понятия синонимический ряд, доминанта синонимического ряда.

4. Лексические паронимы.

5. Лексические антонимы.


Литература

1. Лексические трудности русского языка. Словарь-справочник. - М., 1994.

3. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 2001.
Задания
1. Ниже приведены толкования некоторых слов из словаря Ожегова. Восстановите заглавия словарных статей.

1. Легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги (или картона), гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путем прессования.

2. Высшее государственное законодательное представительное собрание.

3. Подлинник или копия текста, написанные от руки.

4.В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания.

5. Получившийся в результате сложения, представляющий собой сумму.

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств.

7. Завершиться чем-н. хорошим.

8. Не поддающийся разъединению, крепкий, нерушимый.

9. Слишком обычный, опошленный частыми повторениями.

10. Стремление к практически неоправданной организации чего-н. в очень крупных размерах.
2. Дайте толкования слов. Предложите стилистические пометы.

а) косноязычный, последствия, попеременно, велеречивый, втиснуться, диссидент, разношерстный, сопредельный, черепок, консерватория, бдительность, врассыпную, горячиться, жмурки, мечеть, полуфинал, исподволь, коротать, личина, обаяние;

б) статья, купюра, расположение, организация, привлекать, молния, изложение, идея, добыча, твердый.

3. Какое явление (омонимия, омоформия и т.п.) представлено каждым из слов? Дополните список собственными примерами.

Гладь, титан, топить, испанка, луг, замок, тушить, вина, простой, мир, пол, град, норка, рос, обед, ячмень, груздь, седеть, век, плата


4. Докажите, что данные английские слова являются «ложными друзьями переводчика». Приведите аналогичные примеры из других языков.

Physician, gas, tank, detail, velvet, decade, invalid


4. Подберите синонимы к данным словам. Укажите семантические и стилистические отличия между синонимами, а также особенности их употребления.

Рукоплескать, сумятица, вспять, сокровище, исподтишка, замкнутый, соперник, очень, безалаберный, претворять, искусно, посредственный, закулисный, убогий, доля, ваятель, мздоимец, в одночасье, амбиции, подмахнуть.


5. Определите доминанту синонимического ряда.

1. крохотный, маленький, малюсенький, микроскопический, миниатюрный, малый

2. думать, размышлять, мозговать, мыслить

3. изготовить, сляпать, смастерить, сделать

4. подспудный, тайный, скрытый, секретный

5. чепуха, околесица, чушь, ерунда, бессмыслица, вздор

6. ходатайствовать, просить, канючить, молить, хлопотать
5. Какие из приведенных слов не имеют антонимов? Мотивируйте свой ответ.

Давно, логичный, логика, юго-запад, из-под, извините, зима, сезон, нравственность, вежливость.



6. Составьте словосочетания, иллюстрирующие значения паронимов.

1. ветреный – ветряной (мельница, погода, женщина, оспа, день)

2. ближний – близкий (взгляды, отношения, село, родственники, лес, объезд)

3. мелкий – мелочный – мелочной (обида, интересы, лавка, пуговица, счеты, деньги, товар, подробности, человек)

4. снискать – сыскать (днем с огнем, себе пропитание, уважение, пару)

5. попасть – подпасть (под чей-то гнев, в яблочко, в больницу, в фавориты, под суд, под плохое влияние, в плохую компанию)

6.усложнить – осложнить (ситуацию, задачу, дизайн, течение болезни, дело, вопрос)

7. краткий – короткий (расстояние, визит, отчет, биография, гласные, сведения, расправа, отношения)

8. явный – явственный (запах, очертания, подлог, вражда, звук, нарушение)
7. Подберите к каждому слову пароним. Дополните список собственными примерами. Составьте словосочетания со всеми имеющимися лексемами.

Натуральный, значимый, искусный, надетый, земной, сущность, фактор, произвести, дерзновенный, артистический.

Тема №8. Выразительность речи
Вопросы

1. Стилистические приемы, связанные с логичностью речи: катахреза, оксюморон, метонимия, синекдоха.

2. Стилистические приемы, связанные с правдоподобием речи: гипербола, литота.

3. Стилистические приемы, связанные с точностью речи: эвфемизм, перенос с вида на род.

4. Стилистические приемы, связанные с разнообразием речи: перифраза, тавтология, плеоназм, анафора, эпифора.

5. Стилистические приемы, связанные с краткостью речи: эллипсис, амплификация.

6. Стилистические приемы, связанные с изобразительностью речи: эпитет, метафора.
Литература

1. Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М., 2002.

2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2003.

3. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М., 1999.


Задания

1. Определите стилистический прием, использованный в каждом предложении.

1.Черный читает чтец (М. Цветаева).

2. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (В.А. Жуковский).

3. Все прочие офицеры разошлись по каютам, но сын Эскулапа {военврач Стеллинский}, по достохвальной привычке, остался для химического разложения вновь привезенного портвейна (А. Бестужев-Марлинский).

4. «Дым, дым», - повторил он несколько раз; и все вдруг показалось ему дымом, все, собственная жизнь, русская жизнь – все людское, особенно все русское. Все дым и пар, думал он...(И.С. Тургенев).

5. Нагло скромен дикий взор (А. Блок).

6. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.А. Некрасов).

7. Яростные птицы с огненными перьями Пронеслись над белыми райскими преддверьями (В. Брюсов)

8. Янтарь в устах его дымился (А.С. Пушкин).

9. На сотни верст, на сотни миль, На сотни километров Лежала соль, шумел ковыль, Чернела роща кедров (А. Ахматова).

10. Пуще всего береги копейку (Н.В. Гоголь).

11. Княгиня Babette – та самая, у которой на руках умер Шопен (в Европе считают около тысячи дам, на руках которых он испустил дух) (И.С. Тургенев)

12. Ай, жена! Я тебе говорю, не вступайся. Или я скоро сделаю то, что и впрямь на твоей голове нечего считать будет (Д.И. Фонвизин).


2. Отметьте примеры тавтологии и плеоназма, закрепившиеся в языке.

Февраль месяц, памятный сувенир, промышленная индустрия, соединить воедино, период времени, частная собственность, спеть песню, народная демократия, рубль денег, контактный телефон, подниматься вверх, реальная действительность, информационное сообщение, прозвенел звонок, габаритные размеры, словарное слово, двадцать человек солдат, народный фольклор, совместное соглашение, другая альтернатива.


3. Какой стилистический недостаток объединяет данные предложения? Внесите необходимые исправления..

1. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени.

2. Премьер встретился с Сергеем Владимировичем Степашиным, назначенным президентом Борисом Николаевичем Ельциным исполняющим обязанности министра.

3. В ходе переговоров достигнута договоренность о соглашении о взаимной помощи.

4. На прошлой неделе прошла проверка профсоюзного комитета.

5. Заводская газета опубликовала интервью с рабочим с большим стажем


4. Прокомментируйте примеры.

а) названия магазинов и марок товара:

«Одетта» (магазин женской одежды)

«Спеленок» (марка детского питания)

«Спортугалия» (спортивный магазин)

«Лас-Книгас» (книжный магазин)

«Мадам Завари» (магазин, торгующий чаем и кофе)



б) заголовки статей в журналах:

«Дорожные знаки. Найти мужа не выходя из своего автомобиля»

«Как отрезала? Все плюсы и минусы пластической хирургии»

«Со знание ела. Какой станет ваша фигура через 10 лет»

«Третьим будешь. Любовный треугольник, который принесет только удовольствие»

5. Какие выразительные средства использованы в приведенных

отрывках?

а) Войдя внутрь, задвинул на двери засов, простой и брутальный железный штырь на манер средневековых, сработанный в одной из мастерских Старого города, где хитроумные умельцы лудят и паяют древние монеты времен Второго храма, оправляют в серебряные оклады щепочки от подлинного Святого распятия и старят лоскутья подлинной Туринской плащаницы.

(Д.Рубина. Белая голубка Кордовы)


б) В начале моих исследований прошлого я не совсем понимал, что безграничное, на первый взгляд, время есть на самом деле круглая крепость. Не умея пробиться в свою вечность, я обратился к изучению ее пограничной полосы – моего младенчества. Я вижу пробуждение самосознания, как череду вспышек с уменьшающимися промежутками. Вспышки сливаются в цветные просветы, в географические формы. Я научился счету и слову почти одновременно, и открытие, что я – я, а мои родители – они, было непосредственно связано с понятием об отношении их возраста к моему. Вот включаю этот ток – и, судя по густоте солнечного света, тотчас заливающего мою память, по лапчатому его очерку, явно зависящему от переслоений и колебаний лопастных дубовых листьев,, промеж которых он падает на песок, полагаю, что мое открытие себя произошло в деревне, летом, когда, задав кое-какие вопросы, я сопоставил в уме точные ответы, полученные на них от отца и матери, - между которыми я вдруг появляюсь на пестрой парковой тропе. Все это соответствует теории онтогенетического повторения пройденного. Филогенетически же, в первом человеке осознание себя не могло не совпасть с зарождением чувства времени.

(В.Набоков. Другие берега)


в) Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам. А Михайлов перестал причесываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом в руках и сошел с ума. А Перекрестов получил телеграфом четыреста рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы.

Хорошие люди и не умеют поставить себя на твердую ногу.

(Д.Хармс. Случаи)

Тема №9. Стилистика деловой речи.


Вопросы

1. Понятие «служебный документ». Жанры документов.

2. Редактирование служебных документов: этапы работы, виды правки.

3. Правила оформления документов: композиция, употребление сокращений, цитирование, рубрикация и др.

4. Язык и стиль деловых писем.
Литература

1.Веселое П.В. Современное деловое письмо в промышленности. Изд. 3-е. - М., 1990.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. - М., 2001.

3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 2001.


Задания

1. Образуйте книжные предлоги, союзы и наречия от приведенных знаменательных слов. Составьте и запишите словосочетания либо предложения с полученными словами.

Окончание, ход, сила, счет, следствие, последствие, согласный, нарушение, мера, отношение, благодарить, продолжение, протяжение, линия, часть, взирать, достижение, цель, причина, вид, избежать, связь, основание, течение.


2. Перефразируйте предложения таким образом, чтобы они были характерны для официально-делового стиля.

1. По закону за изобретение могут даже почетное звание дать.

2. Управление просило еще денег, но власти не дали.

3. Дубить кожу – значит вымачивать ее в специальном растворе.

4. Ржавеет большинство металлов, если их не покрыть каким-нибудь защитным слоем.

5. Суд закрыл дело, потому что противники помирились.

6. В восемнадцать лет ты получаешь все права и обязанности взрослого человека.

7. Сезонная работа – это когда зимой работаешь, а летом отдыхаешь, или наоборот.

8. Если резко затормозить на скользкой дороге, занесет, а то и опрокинешься.

9. Мы пожаловались на брак – переделывать же все надо! Ну, они согласились заплатить за это.

10. Все, что у вас на счету останется, можно перевести на депозитный вклад под проценты. Только дополнительное соглашение надо заключить.
3. Составьте образец-схему делового письма, расположив в необходимом порядке приведенные названия частей.

Подпись, текст, дата, адресат, индекс документа, отметка о направлении копии в другие организации, заголовок к тексту, адресант, формула вежливости, отметка о наличии приложения.


4. Напишите:

а) заявление о продлении сессии;

б) доверенность на получение стипендии;

в) приказ о повышении трудовой дисциплины;

г) письмо-приглашение на студенческую научную конференцию.

Тема №9. Культура речи и публичное выступление


Вопросы

1. Виды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально- бытовое, духовное. Примеры жанров.

2. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Структура каждого типа.

3. Методы изложения материала: монологический/диалогический, индуктивный/дедуктивный и др.

4. Композиция ораторской речи.

Литература

1. Культура русской речи: учебник для ВУЗов. - М., 2006.

2. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. - М., 2002.

3. Штекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. -. М., 2007.
Задания

1. Приготовьте устное выступление на любую тему, связанную со стилистикой, культурой речи и историей русского языка.

2. Составьте устную рецензию на выступление кого-либо из своих однокурсников.

Контрольные вопросы по курсу «Русский язык. Стили и культура речи»




  1. Назовите три жанра письменной научной речи.

  2. Какие стилистические приемы связаны с нарушением логичности речи?

  3. Чем объясняется лексическое и грамматическое однообразие текстов официально-делового стиля?

  4. Поясните термин «галлицизм».

  5. Как называлась буква «ь» в древнерусском алфавите?

  6. Назовите три синтаксических признака разговорно-обиходного стиля.

  7. Каковы функции концовки в ораторском выступлении?

  8. Что значит «контекстуальная синонимия»?

  9. Какая норма нарушена в данном предложении?

Двенадцатого сентября форум успешно завершился, как первый крупномасштабный региональный проект.

  1. В чем принципиальное отличие категории числа в древнерусском и современном русском языках?

  2. Какой термин определяет отношения между словами «обед» и «обет»?

  3. Приведите три слова, обладающих нулевой коннотацией (т.е. не имеющих никакой стилистической окраски)?

  4. К какому словарю следует обратиться, чтобы уточнить ту или иную форму слова (например, род.п.мн. ч. существительного «туфля»)?

  5. Что такое фонетическая тавтология? Объясните либо приведите пример.

  6. В чем специфика лексического значения слова «скоропостижно» (например, по сравнению со словом «быстро»)?

  7. Как следует поступить, встретив в переводимом тексте фразеологический оборот?

  8. Чем отличается профессионализм от термина?

18. Как называется метафора, используемая для объяснения чего-либо?

19. Чем занимается лексикография?



20. Назовите один жанр духовного красноречия.