Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011




Скачать 388.39 Kb.
страница1/3
Дата21.06.2017
Размер388.39 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет



ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ
Методические указания к семинарским занятиям

Красноярск

СФУ

2011
Составитель: В.А.Кратасюк



Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология биологии». Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для подготовки к семинарам, промежуточному и итоговому контролю.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология».

Дисциплина «История и методология биологии» играет объединяющую и централизующую роль в системе биологических и физических дисциплин, составляющих основное содержание современной биофизики. Этот курс также призван установить взаимосвязь между естественнонаучными и гуманитарными предметами, помочь студентам, выполняющим свою научную работу, овладеть методологией научного творчества.

В рамках методологической части курса дается развернутое определение биофизики, характеризующее специфику и место этой науки среди других естественных наук, рассматриваются важнейшие понятия и модели, используемые в главных биологических и физических дисциплинах, и их отражение в системе подходов и методов, используемых в биофизике. Методология биофизики рассматривается не только как раздел философии, но и как часть биологии и физики, соотнесенная с общей методологией естествознания. При этом биофизика не является простой суммой биологии и физики, а имеет свою хорошо развитую методологию.

Основная задача исторической части курса состоит в том, чтобы представить формирование биофизических понятий на основе исторического развития биологии, физики и химии не только во времени, но и в пространстве (кроме «истории» здесь подразумевается и ее «география»). Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира – эти центральные стержневые темы – основываются на фактах, датах, именах, представленных в истории биологии. Одной из целей курса является тщательный подбор фактического материала, стремление к отражению лишь капитальных обстоятельств истории, включение только тех данных, которые необходимы для убедительного изложения основных идей. В то же время обстоятельно представлены биографии величайших биофизиков, биологов и физиков прошлых веков и настоящего времени, тех, кто определил магистральные направления развития науки. Для того чтобы их имена, заслуги и биографические сведения запомнились, студентам предоставляется возможность самостоятельно подготовить презентации о великих ученых, провести исторический анализ отдельных отраслей биофизики и биологии вплоть до современности для понимания неразрывной связи прошлого и настоящего науки, практической ценности предмета для становления и воспитания молодого ученого. Презентации и новые материалы, подготовленные студентами, будут способствовать постоянному расширению и совершенствованию курса.

Главное место в курсе (по значимости и по объему) занимает история биологии и биофизики. Изложение вопросов истории и методологии опирается на конкретные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных представлений. Каждому образованному естествоиспытателю, инженеру, преподавателю необходимо знать основные исторические факты, относящиеся к области его деятельности. Однако биофизика находится в этом отношении в особой позиции. Индуктивный, эмпирический характер этой науки неизбежно приводит к сосуществованию в ней весьма различных, а иногда и исключающих друг друга теоретических представлений, причем появление новых, более строгих подходов далеко не всегда отменяет активное использование старых упрощенных моделей. Историческая картина рождения, расцвета и девальвации научных концепций в биологии, физике и химии очень помогает разобраться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих в современной науке.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Курс «История и методология биологии» изучается в 12 семестре.

Трудоемкость каждого вида учебной работы дисциплины в часах и зачетных единицах приведена в табл. 1.

Таблица 1.

Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)


Семестр

12

Общая трудоемкость дисциплины

3,000

(108)

3,000

(108)

Аудиторные занятия:

0,888

(32)

0,888

(32)

лекции

-

-

семинарские занятия (ПЗ)

0,888

(32)


0,888

(32)


Самостоятельная работа:

1,11

(40)

1,11

(40)

изучение теоретического курса (ТО)

0,5

(18)


0,5

(18)


реферат

0,55

(20)


0,55

(20)


промежуточный контроль

0,055

(2)


0,055

(2)


Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

1,000

(36)

Экзамен

1,000

(36)


  1   2   3

  • Общая трудоемкость дисциплины 3,000 (108) 3,000 (108)
  • Самостоятельная работа: 1,11 (40) 1,11 (40)
  • Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Экзамен 1,000 (36)