Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические указания к самостоятельной работе студентов Владимир 2013




Скачать 281.29 Kb.
Дата19.05.2017
Размер281.29 Kb.
ТипМетодические указания


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»



М. Вас. Пименова

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ





Методические указания к самостоятельной работе студентов












Владимир

2013


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»


Педагогический институт


Филологический факультет

Кафедра русского языка
ПИМЕНОВА Марина Васильевна


ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ



Методические указания

к самостоятельной работе студентов


по дисциплине «Лексикология. Фразеология. Лексикография»

для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», профили подготовки – «Русский язык», «Литература»




Владимир, 2013


УДК 801.3.808.2 (075.8)

ББК 81.2.Рус-3я73

П32
Рецензент:

канд. пед. наук В.А. Полякова

(Владимирский институт повышения квалификации

работников образования)



Пименова М. Вас.

П 32 Лексикология. Фразеология. Лексикография: методические указания к самостоятельной работе студентов.  Владимир: ВлГУ, 2013.  22 с.


Методические указания к самостоятельной работе студентов по обязательной для направления «Русский язык» дисциплины «Лексикология. Фразеология. Лексикография» включают в себя рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса данной дисциплины, основные задания к практическим (лабораторным) занятиям, типовые задания к контрольным работам, задания по углубленному изучению важнейших тем семасиологии (самостоятельные работы № 1-3), схемы лексико-семантического/фразеологического разборов, составные компоненты экзамена и критерии оценки ответа.

Методические указания предназначены для студентов филологического факультета ВлГУ.

© М. Вас. Пименова, 2013
© Филологический факультет ВлГУ, 2013
© Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2013
РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию материалов учебно-методического комплекса дисциплины «Лексикология. Фразеология. Лексикография»

Дисциплина «Лексикология. Фразеология. Лексикография» является частью обязательного для студентов-филологов курса «Современный русский язык», анализирующего язык на его различных уровнях, и включает в себя описание современной лексико-семантической/фразеологической системы, исследование взаимосвязи значения (семантики) и формы (структуры) в их диалектическом единстве, анализ категориальных лексико-семантических отношений, отражение взаимообусловленности синтагматических, эпидигматических и парадигматических свойств лексических/фразеологических единиц, классификацию лексики русского национального языка с точки зрения её происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации

Изучение данной дисциплины включает в себя 18 часов лекций (см. «Курс лекций по дисциплине “Лексикология. Фразеология. Лексикография”». – Владимир, 2013. – 58 с.), 36 часов практических (лабораторных) занятий (см. учебно-методическое пособие «Современный русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография». – Владимир, 2002. – 56 с.).

Основные задачи практических занятий заключаются в закреплении теоретического материала, приобретении навыков работы с учебной и научной лингвистической литературой, формировании умений классифицировать и обобщать извлечённый из словарей разных типов и видов языковой материал, овладении методами и методиками лексико-семантического /фразеологического анализа.



Практические (лабораторные) занятия

Самостоятельная подготовка студентов к практическим (лабораторным) занятиям (54 ч., т.е. 3 ч. на одно занятие) включает в себя следующие задания:

1) проработайте материалы лекции (см. курс лекций), познакомьтесь с основной и дополнительной учебной и научной литературой (желательно сопровождать чтение тезисным конспектированием), подготовьте устные ответы на теоретические вопросы занятия;

2) используя материалы лекции и основную учебную литературу, составьте опорную(-ые) таблицу(ы) по данной теоретической теме, приведите примеры (например: «Типология словарей», «Виды отношений между лексическими единицами», «Типы полисемии», «Полисемия и омонимия», «Лексические явления сходные с омонимией», «Типы синонимов», «Типы антонимов», «Хронотипическая классификация лексики», «Характеристика лексики по степени активности», «Социально-стилевая характеристика лексики русского языка», «Дифференциальные признаки фразеологизмов (в отличие от слова и словосочетания)», «Семантические типы фразеологизмов», «Структурные типы фразеологизмов» и др.);

3) используя лингвистические терминологические / энциклопедические словари, учебные пособия и материалы лекции, выпишите на карточки определения основных терминов данной темы, укажите источник (терминологическая картотека);

4) познакомьтесь со словарем / словарями изучаемого типа и вида (энциклопедическим – лингвистическим, толковым – аспектным, учебным и т.д., см. типологию словарей), выпишите на карточки основную информацию о каждом словаре: полное название, автор/редактор, количество томов, год/годы издания, количество лексических единиц, краткая характеристика (картотека типологии словарей);

5) выпишите на карточки примеры словарных статей из словарей разных типов и видов (энциклопедического, толкового, аспектного / специализированного, учебного), указав источник, том, страницу/столбец словаря (картотека словарных статей);

6) письменно выполните упражнения (лингвистические задачи), предназначенные для данной темы (см. учебно-методическое пособие);

6) выпишите на карточки фамилию, имя и отчество (полностью), краткие сведения из биографии лингвистов, внесших вклад в развитие изучаемой темы (картотека персоналий).

Рейтинг-контроль

Для проверки знаний в рамках рейтинг-контроля по курсу проводятся три контрольные и три самостоятельные работы, а также два диктанта.


Типы заданий в контрольных работах


  1. Раскройте содержание данных в задании терминов (с обязательным приведением примеров).

  2. Укажите полное имя и отчество указанных в задании лингвистов.

  3. Охарактеризуйте данный в задании тип и вид словаря, приведите примеры .

4. Выполните поставленную лингвистическую задачу, например: определите в данном ряду количество представленных словоформ, корневых групп, лексико-семантических вариантов, лексем определите типы отношений в следующих оппозициях лексических единиц; постройте логически обоснованное доказательство омонимии (или многозначности, или пограничных явлений с омонимией, или паронимии) следующих слов; подберите синонимы и антонимы к разным ЛСВ слова, определите тип синонимов и антонимов; определите лексическое значение подчеркнутого слова в данном контексте и охарактеризуйте его по схеме; выявите в данном предложении фразеологизм и проанализируйте его по схеме и т.п.


Самостоятельные работы


Самостоятельные работы выполняются в обычной (ученической) тетради, на титульном листе указывается фамилия, имя, отчество, группа. Самостоятельную работу необходимо оформить строго по порядку следования заданий, писать следует аккуратно, разборчиво, оставляя поля, (если листы в «клеточку», то писать нужно через строчку/«клеточку»).

Самостоятельная работа № 1.

СТРУКТУРА ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА


Цель. Углубить понимание значения слова как сложного явления, структуры, состоящей из разных компонентов.

Основные понятия. Понятие, объем понятия (экстенсионал), содержание понятия (интенсионал), закон “обратного отношения”, ономасиология, семасиология, значение (грамматическое, лексическое), аспекты лексического значения (сигнификативный, структурный, прагматический, сигматический / денотативный), компонентный анализ, сема, архисема, дифференциальные семы, потенциальные семы, внутренняя форма значения.

З а д а н и я


  1. Представьте слово, которое Вы выбрали для анализа (начинающееся на ту же букву, что и Ваша фамилия), на “семантической трапеции”.

  2. В виде таблицы продемонстрируйте, какие признаки, входящие в содержание понятия анализируемого слова, отражаются в различных толковых словарях. Например:

Признаки/словари

Ушаков

БАС

МАС

Ожегов




-







и т.д.

3. Продемонстрируйте “закон обратного отношения”, используя анализируемое слово.

4. Схематично представьте ономасиологические связи (от значения к знаку) и семасиологические связи (от знака к значению) анализируемого слова.


  1. Представьте грамматическое значение анализируемого слова.

  2. Представьте аспекты лексического значения анализируемого слова: а) сигнификативное значение, б) структурное значение, в) прагматическое значение, г) денотативное/сигматическое значение.

  3. Осуществите компонентный анализ анализируемого слова (в виде схемы представьте архисему, дифференциальные и потенциальные семы).

  4. Используя этимологические словари, определите внутреннюю форму значения анализируемого слова.

  5. Кратко сделайте общий вывод об особенностях структуры лексического значения анализируемого слова.

  6. Укажите использованную литературу и словари (в алфавитном порядке).



Самостоятельная работа № 2.


СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МНОГОЗНАЧНОГО СЛОВА

Цель. Углубить понятие о типах лексических значений и о лексико-семантических категориях как проявлениях системности лексики.

Основные понятия. Полисемия, типы лексических значений (денотативный, сигнификативный, структурный, прагматический); значение прямое и переносное, основное и частное, метонимические и метафорические связи значений, оттенок значения, свободное и связанное значения (фразеологически связанное, синтаксически ограниченное, конструктивно обусловленное), значение дескриптивное, номинативное, указательное / дейктическое, релятивное, коммуникативное, эмотивное / прагматическое / оценочное, дескриптивно-прагматическое; синонимия, гипонимия, антонимия; полисемия радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная, ассоциативная, ассоциативно-содержательная.

З а д а н и я


1. Выберите для анализа многозначное слово.

2. Выпишите (в виде таблицы) из основных толковых словарей значения анализируемого слова (с указанием тома и страницы).



Значения/Словари

Ожегов

Ушаков

БАС

МАС

1













3. Представьте значения анализируемого слова в сильных и в слабых позициях.

4. Выпишите (в виде таблицы) из основных словарей синонимов и антонимов синонимические и антонимические ряды, в которые входит анализируемое слово (с указанием тома и страницы).



Синонимические - антонимические ряды /Словари

Александрова

Евгеньева

Колесников

Львов

1













5. Определите типы лексических значений анализируемого слова по схеме (см. ниже).

6. Начертите графическую схему, демонстрирующую семантическую структуру многозначного слова.

7. Сделайте общий вывод об особенностях структуры лексического значения анализируемого слова (укажите топологические типы полисемии – радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная; укажите типы полисемии в зависимости от характера дистрибуции и оппозиции значений слова – ассоциативная, ассоциативно-содержательная).

8. Укажите использованную литературу и словари (в алфавитном порядке).



Самостоятельная работа № 3.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ


Цель. Познакомиться с особенностями семантики фразеологических оборотов (ФО), научиться различать ФО, разные по степени мотивированности, структурным моделям, стилистической окраске.

Основные понятия. Фразеологизм, его специфика в сравнении со словом и свободным словосочетанием. Семантическая, структурная, грамматическая, стилистическая классификация фразеологизмов.

Литература. Виноградов В.В. Русский язык. М., 1972, § 4, с. 23 - 30; Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. М., 1978, с. 14 - 30, 124 - 134; Мокиенко В.М. Образы русской речи. Л., 1986, с. 53 - 59; Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977, с. 104 - 108, Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972, с. 167 - 268; Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М., 1985, с. 35 - 47; Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977, с. 308 - 320; толковые словари, фразеологические словари.

З а д а н и я

I. Выберите для анализа слово (на “свою” букву), входящее в несколько ФО.

II.Выпишите (в виде таблицы) из основных толковых и фразеологических словарей ФО с данным словом, указав значения, словарные пометы, структуру, вид ФО по степени семантической слитности (указать стр.).


Словари/

Фразеологизм

Значение

ППомета

ХХар-ка

Структу-ра ФЕ

Семантический Вид ФЕ

Ушаков


















БАС



















МАС



















Ожегов



















ФСРЯ /Молотков



















ШФСРЯ /Жуков


















III.. Подробно проанализируйте один ФО с данным словом (см. схему анализа).



СХЕМА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ

  1. Семасиологическая характеристика (характеристика значения слова)

  1. Укажите (выпишите из толкового словаря) лексическое значение, которое анализируемое слово имеет в данном контексте.

  2. Осуществите типологическую характеристику анализируемого значения.

Денотативный аспект лексического значения.

Определите тип значения по характеру отражения понятия о классе предметов действительности (отношения манифестации):

а) прямое значение;

б) переносное ( непрямое) значение (охарактеризуйте тип связи с прямым значением - метонимический или метафорический тип связи).



Сигнификативный аспект лексического значения.

Определите тип значения по его месту во внутрисловной парадигме (эпидигматические отношения):

а) основное (первичное, непроизводное) значение;

б)частное (неосновное, вторичное, производное) значение: с “потухшей” образностью, с “живой” образностью;

в) “оттеночное” значение в пределах семемы.

Прагматический аспект лексического значения.

Определите тип значения по характеру коммуникативной функции:

а) информативное (интеллектуально-информативное / дескриптивное) значение: номинативное значение; указательное (дейктическое) значение; релятивное значение; коммуникативное значение;

б) прагматическое (оценочное / эмотивное) значение: положительная оценка объекта - отрицательная оценка объекта, экспрессивность, эмоциональность, образность;

в) информативно-прагматическое (дескриптивно-прагматическое / дескриптивно-оценочное) значение.

Структурный аспект лексического значения.

Определите тип значения по характеру лексической валентности, то есть по характеру связи данного слова с другими словами в линейном ряду ( синтагматические отношения):

а) свободное значение;

б) связанное (несвободное) значение: фразеологически связанное значение; синтаксически обусловленное (ограниченное) значение; конструктивно обусловленное (ограниченное) значение.

Определите тип значения по характеру значимости, то есть по характеру отношений данного слова с другими словами (парадигматические отношения): интегральный и дифференциальный компоненты значения.

II. Социолингвистическая характеристика

(характеристика слова с точки зрения классификации лексики)

  1. Охарактеризуйте слово с точки зрения его происхождения:

а) исконное (индоевропейское, общеславянское / праславянское, восточнославянское / древнерусское, собственное русское);

б) заимствованное (заимствование из славянских языков - славянизм; заимствование из неславянских языков; степень освоения заимствованных слов: лексически освоенные заимствованные слова - экзотизмы, варваризмы; лексические кальки как особая разновидность заимствований: собственно лексические кальки, семантические кальки, полукальки).



  1. Охарактеризуйте место слова в социально-функциональной системе русской лексики:

а) общеупотребительная / общенародная / активная лексическая единица;

б) территориально ограниченное слово: диалектизм ( непротивопоставленный - этнографический диалектизм; противопоставленный - собственно лексический, лексико-семантический, словообразовательный, фонетический диалектизм);

в) слово, ограниченное частотой употребления: пассивная лексическая единица

(устаревшее слово: историзм - собственно историзм, семантический историзм; архаизм - собственно лексический, лексико-семантический, лексико-фонетический, лексико-словообразовательный, лексико-морфологический;

новое слово / неологизм: собственно лексический, семантический, окказиональный / индивидуально-авторский);

г) слово, ограниченное сферой употребления: специальное (термин, профессионализм);

д) слово, ограниченное социальной общепринятостью: жаргонизм, арготизм.


  1. Охарактеризуйте место слова в социально-стилевой системе русской лексики:

а) межстилевое / нейтральное;

б) книжное: общекнижное, научное, официально-деловое / канцеляризм, общественно-публицистическое / ораторское / высокое, поэтическое;

в) разговорное: литературно-разговорное, разговорно-бытовое - просторечие, вульгаризм.
СХЕМА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРОТА (ФО)


  1. Семасиологическая характеристика

(характеристика значения фразеологического оборота)

  1. Определите границы фразеологического оборота в анализируемом контексте, выпишите данный ФО.

  2. Укажите (выпишите из фразеологического словаря) лексическое значение, которое анализируемый ФО имеет в данном контексте.

  3. Определите семантический тип ФО (по степени семантической спаянности компонентов):

а) фразеологическое сращение;

б) фразеологическое единство;

в) фразеологическое сочетание;

г) фразеологическое выражение

(коммуникативного характера: пословицы, поговорки, крылатые цитаты;

номинативного характера: составные наименования, сочетания-клише / речевые штампы).


  1. Охарактеризуйте прагматический аспект лексического значения ФО (по характеру коммуникативной функции):

а) прагматическое (оценочное / эмотивное) значение: положительная оценка - отрицательная оценка, экспрессивность, эмоциональность, образность;

б) информативное (интеллектуально-информативное / дескриптивное) значение: номинативное значение; релятивное значение; коммуникативное значение;

в) информативно-прагматическое (дескриптивно-прагматическое / дескриптивно-оценочное) значение.


  1. Определите парадигматические отношения анализируемого ФО (наличие синонимов -антонимов, омонимов).
  1. Характеристика структуры фразеологического оборота

  1. Определите структурный тип ФО:

а) фразеологизм-словоформа;

б) фразеологизм-словосочетание (сочинительный и подчинительный: глагольный ФО;

именной ФО - субстантивный, адъективный;

адвербиальный (наречный) ФО;

междометный ФО;

модальный ФО;



ФО, выступающий в функции служебных слов.

в) фразеологизм-предложение:



ФО, эквивалентный по структуре придаточному предложению с союзом;

ФО, эквивалентный по структуре простому предложению;

ФО, эквивалентный по структуре сложному предложению.

  1. Укажите варианты ФО: лексические, морфологические, словообразовательные, орфографические;

количественное варьирование: факультативность компонентов ФО.

III. Социолингвистическая характеристика ФО

  1. Охарактеризуйте ФО с точки зрения его происхождения и первоначальной сферы употребления:

а) исконный ФО (индоевропейский, общеславянский / праславянский, восточнославянский / древнерусский, собственно русский);

б) заимствованный (заимствованный из славянских языков - фразеологизм-славянизм; заимствованный из неславянских языков, фразеологизм-варваризм; фразеологические кальки и полукальки).



  1. Охарактеризуйте ФО по его месту в социально-функциональной системе русской фразеологии:

а) общеупотребительный / общенародный / активный ФО;

б) территориально ограниченный ФО: диалектизм;

в) ФО, ограниченный частотой употребления: устаревший ФО: историзм, архаизм; фразеологизм-неологизм;

г) ФО, ограниченный сферой употребления: термин, номенклатурное наименование, профессионализм);

д) ФО, ограниченный социальной общепринятостью: жаргонизм, арготизм.


  1. Охарактеризуйте место ФО в социально-стилевой системе русской фразеологии:

а) межстилевой / нейтральный ФО;

б) разговорный ФО: литературно-разговорный, разговорно-бытовой - просторечный, фразеологизм-вульгаризм.

в) книжный ФО.

Подготовка к экзамену


Изучение дисциплины «Лексикология. Фразеология. Лексикография» завершается экзаменом, включающим в себя практические задания (лексико-семантический и фразеологический разбор текста, лингвистические задачи, проверка знаний орфографии и пунктуации) и два теоретических вопроса.

Теоретическая часть экзамена


  1. Ответ на вопросы, связанные с характеристикой основных словарей русского языка (без предварительной подготовки - см. “ПАРОЛИ”).

  2. Ответы на два теоретических вопроса билета (с предварительной подготовкой - см. “ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ”).

  1. Практическая часть экзамена

(выполняется письменно на отдельном листе).

  1. Орфографическая карточка (предложенный текст необходимо переписать, вставив пропущенные орфограммы и расставив знаки препинания).

  2. Карточка с практическими заданиями:

  • Задание 1. Сделайте лексико-семантический анализ подчеркнутого слова (по схеме - семасиологическая и социолингвистическая характеристика).

  • Задание 2. Выявите в данном предложении фразеологизм и проанализируйте его (по схеме - семасиологическая и социолингвистическая характеристика).

  • Задание 3. Постройте логически обоснованное доказательство омонимии (или многозначности, или пограничных явлений с омонимией, или паронимии) предложенных слов / (или) Определите типы отношений в следующих оппозициях лексических единиц / (или) Определите в данном ряду количество представленных словоформ, корневых групп, лексико-семантических вариантов, лексем.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ОТВЕТА

Ответ (изложение теоретического материала и выполнение практических заданий) должен отвечать следующим требованиям.

На оценку “отлично”.

1. Полный, обстоятельный, исчерпывающий (в рамках программы, которая отражена в материалах лекций и практических занятий). В ответе должно быть проявлено знание учебной, научной, научно-популярной литературы, знакомство с отечественным лингвистами. (Необходимая литература указана в планах практических занятий).



2. Правильный, не содержащий ошибок; допустимы лишь незначительные погрешности.

  1. Логичный, стройный, последовательный - по чёткому плану.

  2. Все положения должны быть аргументированы и иллюстрированы языковыми фактами.

  3. Речь правильная, чистая, хорошая.

На оценку “хорошо”.

  1. Ответ несколько неполный, с пропуском некоторых частных моментов.

  2. Допустимы небольшие погрешности, неточности, 1-2 серьёзные ошибки при условии, что после наводящих вопросов преподавателя студент их исправит.

  3. 3 - 4 - 5 требования те же, что и на оценку “отлично”.

На оценку “удовлетворительно”.

  1. Ответ неполный: пропущены некоторые важные моменты, кое-что после наводящих вопросов преподавателя восстановлено.

  2. Ответ в целом правильный, обнаруживающий знание и понимание его студентом, но содержащий отдельные, довольно существенные, грубые ошибки.

  3. Должна быть соблюдена оправданная последовательность изложения материала.

  4. Необходимы примеры хотя бы к основным теоретическим положениям.

  5. Речь должна быть связной.

Примечания:

  1. Обязательное требование к ответу: не только выучить и знать материал, но понимать его, уметь объяснить сказанное, показать на конкретных языковых фактах.

  2. Для получения положительной оценки необходимы как удовлетворительный теоретический ответ, так и удовлетворительное выполнение практических заданий.

Вопросы к экзамену


  1. Лексикология как раздел языкознания. Связь лексикологии с другими науками.

  2. Лексико-фразеологическая система языка. Основные особенности. Виды отношений между лексическими единицами: манифестации, эпидигматические, синтагматические, парадигматические.

  3. Слово как основная номинативная единица языка. Определение слова с точки зрения лексической системы языка. Варианты слова на разных языковых уровнях.

  4. Структура слова: отношения манифестации. Семантический “треугольник / трапеция”. Факторы, определяющие лексическое значение слова.

  5. Лексическая семантика. Семасиология и ономасиология как аспекты лексической семантики. Семасиологические и ономасиологические связи лексических единиц.

  6. Понятие как основа лексического значения слова. Объем и содержание понятия. Закон обратного отношения.

  7. Определение значения слова. Особенности лексического и грамматического значения слова.

  8. Аспекты лексического значения: денотативный, сигнификативный, структурный, прагматический,.

  9. Структура лексического значения: сема, семема. Типология сем и их иерархия. Метод компонентного анализа.

  10. Метонимические и метафорические связи значений многозначных слов.

  11. Топологические типы полисемии. Типы полисемии в зависимости от характера дистрибуции и оппозиции значений слова. Отражение моносемии и полисемии в словарях.

  12. Типы лексических значений в многозначном слове.

  13. Омонимия как лексико-семантическая категория. Разграничение омонимии и полисемии. Классификация лексических омонимов. Типы омонимов по происхождению.

  14. Семантические функции омонимов. Отражение омонимии в словарях. Языковые явления, сходные с лексической омонимией. Синкретичные лексические явления.

  15. Ономасиологические лексико-семантические категории Синонимия. Классификация синонимов. Типы синонимов по выполняемой функции. Структурные типы синонимов.

  16. Синонимические ряды. Доминанта ряда. Гипонимия. Отражение синонимии в словарях.

  17. Антонимия как лексико-семантическая категория. Классификация антонимов. Семантические типы антонимов. Структурные типы антонимов.

  18. Периферийные и непродуктивные разновидности антонимии: конверсивы, энантиосемия, прагматические и речевые антонимы. Функции антонимов. Отражение антонимии в словарях.

  19. Паронимия. Паронимия среди других категорий и явлений. Парономáзия. Функции паронимии и парономáзии. Отражение паронимии в словарях.

  20. Ономастика как раздел лексикологии. Понятие об имени собственном, его функции. Разряды ономастической лексики.

  21. Оним и апеллятив. Взаимопереход апеллятивной и ономастической лексики. Системные связи ономастической лексики. Отражение ономастической лексики в словарях.

  22. Идеографическое описание лексики: семантическое поле, лексико-семантическая / тематическая группа и др. Структура семантического поля. Идеографические словари.

  23. Общие принципы классификации словарного состава языка. Хронотипическая система русской лексики. Группы исконной лексики по времени их появления.

  24. Заимствования из славянских языков. Старославянизмы, их приметы; функции славянизмов в современном русском языке. Фиксация старославянизмов в словарях.

  25. Заимствования из неславянских языков. Фиксация заимствованных слов в толковых и специальных словарях.

  26. Причины, способы и пути заимствований лексики. Освоение заимствованных слов в русском языке. Степень освоения заимствованных слов. Экзотизмы. Варваризмы.

  27. Лексические кальки и их виды. Отношение к заимствованной лексике: антинорамализаторство и пуризм. Словари, отражающие происхождение слов.

  28. Социально-функциональная система лексики русского языка. Общеупотребительная и территориально ограниченная лексика. Типы диалектизмов; их фиксация в словарях.

  29. Лексика, ограниченная частотой употребления: активная и пассивная лексика. Устаревшая лексика. Историзмы, архаизмы, их виды. Фиксация устаревшей лексики в словарях.

  30. Лексика, ограниченная частотой употребления. Причины и способы появления неологизмов. Виды неологизмов. Окказионализмы. Фиксация неологизмов в словарях.

  31. Лексика, ограниченная сферой употребления. Специальная лексика. Особенности термина и способы его создания. Профессионализмы. Фиксация специальной лексики в словарях.

  32. Лексика, ограниченная социальной общепринятостью. Жаргонизмы и арготизмы. Фиксация социально ограниченной лексики в словарях; специальные пометы.

  33. Социально-стилевая характеристика лексики русского языка. Межстилевая и книжная лексика: приметы, функции. Общекнижная и научная лексика. Канцеляризмы. Высокая и поэтическая лексика.

  34. Лексика устной речи: приметы и использование. Разговорная лексика. Просторечная лексика. Вульгаризмы. Стилевые пометы в словарях.

  35. Фразеология, ее соотнесенность с лексикологией. Фразеологическая единица: определение, дифференциальные признаки.

  36. Семантическая типология фразеологизмов (сращения, единства, сочетания, выражения). Узкое и широкое понимание фразеологии.

  37. Структурная типология фразеологизмов (фразеологизмы-словоформы, фразеологизмы-словосочетания, фразеологизмы-предложения).

  38. Формоизменение фразеологизмов. Компонентный состав фразеологизмов и их варьирование. Фиксация вариантности фразеологизмов в словарях.

  39. Семантическая структура фразеологизмов: однозначные и многозначные фразеологизмы, их признаки. Фразеологизмы-омонимы. Фиксация семантической структуры фразеологизмов в словарях.

  40. Фразеологические синонимичные ряды, доминанта ряда. Типы фразеологических синонимов. Фразеологические антонимы, их типы. Фиксация фразеологических синонимов и антонимов в словарях.

  41. Характеристика фразеологизмов с точки зрения их происхождения: исконные и заимствованные фразеологизмы; фразеологические кальки и полукальки; их фиксация в словарях.

  42. Социолингвистическая характеристика фразеологизмов русского языка: характеристика по степени активности, социально-стилевая характеристика.

  43. Лексикография. Словари как лингвистический источник. Основные периоды в развитии форм лексикографии (дословарный, ранний словарный, период развитой лексикографии).

  44. Основные проблемы теоретической лексикографии. Типология словарей: энциклопедические словари. Словарная статья в энциклопедических словарях.

  45. Типы лингвистических словарей русского языка, их обзор и характеристика. Словарная статья в лингвистических словарях разных типов.

  46. Характеристика толковых словарей современного русского литературного языка. Важнейшие толковые словари XVIII-XIX вв. Основные способы толкования слов.

«Пароли»

  1. Толковые словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие толковые словари).

  2. Диалектные словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие диалектные словари).

  3. Исторические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие исторические словари).

  4. Этимологические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие этимологические словари).

  5. Синонимические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие синонимические словари).

  6. Антонимические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие антонимические словари).

  7. Словари омонимов русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие словари омонимов).

  8. Словари паронимов русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие словари паронимов).

  9. Ономастические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие ономастические словари).

  10. Словари иностранных слов русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие словари иностранных слов).

  11. Словари неологизмов русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие словари неологизмов).

  12. Фразеологические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие фразеологические словари).

  13. Ортологические словари (словари правильностей) русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие ортологические словари).

  14. Орфоэпические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие орфоэпические словари).

  15. Орфографические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие орфографические словари).

  16. Словари сокращений русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие словари сокращений).

  17. Словообразовательные словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие словообразовательные словари).

  18. Словари языка писателей (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие словари языка писателей).

  19. Словари сочетаемости слов русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие словари сочетаемости слов).

  20. Терминологические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие терминологические словари).

  21. Частотные и обратные словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие словари данного типа).

  22. Переводные словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие переводные словари).

  23. Учебные словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие учебные словари).

Энциклопедические словари русского языка (охарактеризуйте особенности данного типа словарей; рассмотрите важнейшие энциклопедические словари).
Основная литература

Бобунова М.А. Русская лексикография XXI века: учебное пособие. М.: Флинта - Наука, 2009.

Болотнова Н.С., Болотнов А.В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие. М.: Флинта - Наука, 2009.

Крысин Л.П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебное пособие. 2-е изд. М.: Академия, 2009.

Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982.

Пименова М.Вас. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Учебно-методическое пособие. Владимир: ВГПУ, 2002.

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие. М., 1997. С. 19-267.

Современный русский язык: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л.А. Новикова. 3-е изд. СПб., 2001. С. 168-328.

Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. 4-е изд. М., 2003.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. 2-е изд. М., 1972.

Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Лексикология. Фразеология. Морфология: Учебное пособие. Ч.1. М., 1981.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977.



Дополнительная литература

Алефиренко Н.Ф., Семененко Н.Н. Фразеология и паремиология: учебное пособие для бакалаврского уровня филологического образования. М: Флинта – Наука, 2009.

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974.

Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957.

Бабкин А.М. Русская фразеология, её развитие и источники. М.; Л., 1970.

Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М., 1983.

Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990.

Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях. // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 265-312; Основные типы лексического значения слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 162-189.

Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 443-455.

Городецкий Б.Ю. Проблемы и методы современной лексикографии // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 14. М., 1983. С. 5-22.

Граудина Л.К. Стилистические славянизмы / Русская речь. 1997. № 2. С. 42-51.

Демидова К.И, Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: учебное пособие. М.: Флинта – Наука, 2007.

Жуков В.П. Русская фразеология. М., 1986.

Калинин А.В. Лексика русского языка. 3-е изд. М., 1978.

Канунова Р.С. Говоры Владимирской области. Лексика: учебно-методическое пособие. Владимир: ВГПУ, 2004.

Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография: учебное пособие. М.: Дрофа, 2004.

Колесов В.В. Русская речь. СПб., 1998.

Кронгауз М.А. Семантика. М.: Академия, 2005.

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1982.

Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. М., 1990.

Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л., 1977.

Никитин М.В. Лексическое значение слова. М., 1988.

Никонов В.А. География русских фамилий. М., 1988.

Новиков Л.А. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982.

Отечественные лексикографы XVIII-XX вв. / Под ред. Г.А. Богатовой. М., 2000.

Пименова М.Вас. Лексико-семантический синкретизм как проявление формально-содержательной языковой асимметрии // Вопросы языкознания. 2011. № 3. С. 19-48.

Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: пособие для учителя. М., 1987.

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: учебное пособие. М., 1997. С. 19-267.

Современный русский язык: Учебник для педагогических вузов / Под ред. П.А. Леканта. 4-е изд., испр. М., 2008. С. 8-81.

Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 1973.

Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.

Успенский Л.В. Ты и твое имя. Имя дома твоего. Л., 1972.

Цейтлин Р.М. Краткий очерк истории русской лексикографии (словари русского языка). М., 1958.

Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М., 1985.

Шелепова Л.И. Русская этимология. Теория и практика. 2-е изд. М.: Академия, 2007.

Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). М., 1973.

Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность Л., 1974. С. 265-312.

Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. М., 1974.

Интернет-ресурсы

http://www.gramota.ru/

http://yazykoznanie.ru/

http://www.superlinguist.com/

http://lib.ru/TEXTBOOKS/yazykoznanie.txt

http://www.i-u.ru/biblio/archive/serebrenikiv_obshee/06.aspx

http://homepages.tversu.ru/ips/LingFak1.htm

http://www.islu.ru/danilenko/jazykovedy.htm

http://www.philologia.ru

http://www.philology.ru/

http://www.ruthenia.ru/

http://rus-filologiya.ru

http://www.philology.nsc.ru/docs/journal/index.php

www.philol.msu.ru




Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности

  • Методические указания к самостоятельной работе студентов
  • Педагогический институт Филологический факультет Кафедра русского языка ПИМЕНОВА Марина Васильевна
  • Методические указания к самостоятельной работе студентов
  • Владимир, 2013
  • Типы заданий в контрольных работах
  • Самостоятельные работы
  • Самостоятельная работа № 1.
  • Самостоятельная работа № 2.
  • Самостоятельная работа № 3.
  • II. Социолингвистическая характеристика
  • Характеристика структуры фразеологического оборота
  • Теоретическая часть экзамена