Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). Планы практических и лабораторных занятий




Скачать 278.92 Kb.
Дата29.06.2017
Размер278.92 Kb.
ТипМетодические указания
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Б1.В.ДВ.5.2 ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(квалификация (степень) «бакалавр»)

профиль «Психология образования»

академический бакалавриат

(код и наименование направления подготовки бакалавриата с указанием профиля)



заочная форма обучения

Составитель:

Недосека О.Н., канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ



Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол №5 от 21 января 2016 г.)


Зав. кафедрой__________И.А. Синкевич
Переутверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 10 от 06 июня 2016 г.)


Зав. кафедрой ________И.А. Синкевич


Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий

Содержание практических занятий по теме № 1

«Социально – психологический тренинг как метод практической психологии»
Практическое занятие № 1.

«Барьеры личностного роста»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение техники самопознания, первоначальная постановка задач саморазвития.

  3. Освоение навыков анализа жизненного пути (потребностей, целей, жизненных позиций), оценки их адекватности, разработки личных жизненных планов.

  4. Освоение навыков выявления барьеров саморазвития и возможных путей и способов их преодоления.

  5. Выработка уверенности в себе и коррекция неуверенных и самоуверенных (агрессивных) форм поведения.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Основные подходы к решению проблемы личностного роста в современной практике немедицинской групповой психотерапии.

  2. Специфика трансактного анализа как метода развития личностного потенциала.

  3. Специфика гештальт-групп личностного роста.

  4. Специфика психодраматического метода позитивных изменений.

  5. Специфика телесно-ориентированного подхода к проблеме личностного роста.

  6. Экзистенциально-гуманистическая психология как основа современной практики групповой работы, направленной на развитие личностного потенциала.

  7. Оценка эффективности и перспективы движения за развитие человеческого потенциала.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по обсуждаемым вопросам.

  2. Осуществить самодиагностику перцептивной, потребностно-мотивационной, морально-нравственной, экзистенционально-бытийной, действенно-практической сфер и сферы отношений личности.

  3. Проанализировать свои эмоции, чувства, переживания, возникшие при знакомстве с результатами самодиагностики. Интерпретацию этих переживаний занесите в дневник самонаблюдения и самоанализа.

Основная литература

  1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  2. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Литература (дополнительная):

  1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. - СПб. Речь,2005. -283с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  4. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с.

  5. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология. - М.: Академия, 2007

  6. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2003, 2007. - 592 с.

Содержание практических занятий по теме № 1

Практическое занятие № 2

«Преодоление внутренних конфликтов»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение техник «транзактного анализа»: выявление негативных фантазий, мысленных игр («катастрофа», «Если бы я…», «Это он виноват…», «идеальный вариант», «Как я ужасен…», «я опять все сделала не так…», «Что скажут другие…» и т.д.) ретроспективный и проспективный анализ жизненных сценариев; принятие конструктивных решений.

  3. Освоение техник «психосинтеза»: выявление субличностей, диалог субличностей, психодрама субличностей и т.д.

  4. Освоение техник «гештальт-тренинга»: расширение сознания, интеграция противоположностей, внимание к чувствам, работа с мечтами, принятие ответственности, преодоление сопротивления и др.

  5. Освоение техник «экзистенциального анализа»: самотрансценденция, самоотсранение, парадоксальная интенция, анализ смысловых потенциалов ценностей творчества, переживания, отношения, анализ экзистенциальной фрустрации, поиск смысла в конкретной жизненной ситуации и др.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Основные понятия и процедуры «трансактного анализа».

  2. Основные понятия и процедуры гештальт-подхода.

  3. Основные понятия и процедуры «психодрамы».

  4. Основные понятия и процедуры «психосинтеза».

  5. Основные понятия и процедуры телесно-ориентированного подхода.

  6. Основные понятия и процедуры «экзистенциального анализа».

  7. Основные понятия и процедуры клиенто-центрированного подхода.

  8. Основные понятия и процедуры терапевтических подходов, разработанных в рамках (на выбор):

  • аналитической психологии К.Г.Юнга;

  • индивидуальной психологии А.Адлера;

  • характерологического анализа К.Хорни;

  • гуманистического психоанализа Э.Фромма;

  • интерперсональной психотерапии Г.С.Салливана;

  • психоаналитической психотерапии (Гилл, Стоун, Бибринг, Кляйн, Кернберг и др.);

  • патогенетической психотерапии В.Н.Мясищева;

  • реконструктивной психотерапии Б.Д.Карвасарского;

  • рационально-эмоциональной терапии А.Эллиса;

  • нейролингвистического программирования Гриндера и Бендлера.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по обсуждаемым вопросам.

  2. Проанализировать несколько литературных источников (в т.ч. первоисточники) по одному из обсуждаемых подходов к решению проблемы личностного роста и составить подробный конспект об организационно-методических особенностях данного подхода (на выбор).

Основная литература

  1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  2. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Литература (дополнительная):

  1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь,2005.-283с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  4. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с.

  5. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология . - М. : Академия, 2007

  6. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003, 2007. - 592 с.

Содержание практических занятий по теме № 2

«Понятие о личности и личностном росте» или

«СПТ самопознания, самоотношения и саморегуляции»
Практическое занятие № 3

«Барьеры сензитивности»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Первоначальная формулировка проблем социальной перцепции.

  3. Освоение навыков переформулирования проблем таким образом, чтобы осознавалась значимость адекватного взаимовосприятия в развитии межличностных отношений и собственная ответственность за решение перцептивных проблем.

  4. Освоение навыков диагностики и самодиагностики индивидуальных стратегий взаимопонимания («рационалистическое» и «эмпирическое» взаимопонимание).

  5. Освоение навыков выбора стратегии взаимопонимания в соответствии с требованиями межличностной и групповой ситуации.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие сенситивности. Виды сенситивности.

  2. Диагностика сенситивности.

  3. «Т-группы» и «группы встреч» как формы тренинга сенситивности.

  4. Обратная связь как основной принцип СПТ сенситивности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить самостоятельно 5-6 упражнений (на выбор) на развитие наблюдательской сенситивности

Основная литература

  1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  2. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Литература (дополнительная):

  1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь,2005.-283с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  4. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с.

  5. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология. - М. : Академия, 2007

  6. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003, 2007. - 592 с.


Содержание практических занятий по теме № 2

Практическое занятие № 4.

«Наблюдательская сензитивность»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков наблюдения особенностей речевых актов: их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, уровень экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация.

  3. Освоение навыков наблюдения особенностей графических проявлений: почерк (почерк, рисунок); выразительных движений (лица и тела); перемещения и поз, межличностной дистанции; скорости и направления движений, оранжировки в межличностном пространстве; тактильной и ольфакторной наблюдательности.

  4. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Формирование позитивного впечатления, позитивное восприятие и эмпатия к людям как основа наблюдательской сенситивности.

  2. Сенсорные и экспрессивные качества человека. Особенности индивидуальных перцептивных стилей.

  3. Особенности мифологического и научного мышления.

  4. Теории личности как основа теоретической сенситивности.

Задания для самостоятельной работы:

    1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

    2. Выполнить самостоятельно 5-6 упражнений (на выбор) на развитие межличностной чувствительности

Основная литература

  1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  2. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Литература (дополнительная):

  1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь,2005.-283с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  4. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с.

  5. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология. - М. : Академия, 2007

  6. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003, 2007. - 592 с.

Содержание практических занятий по теме № 3

«Личностный рост и общение»

Практическое занятие № 5.

«Идеографическая сензитивность»

План:

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков диагностики «скрытых» мотивов, намерений, состояний на основе наблюдения всевозможных сочетаний акустических, визуальных, тактильных и ольфакторных сигналов.

  3. Освоение навыков ситуативной диагностики состояний, свойств, качеств, отношений и неповторимого своеобразия участников группы.

  4. Освоение навыков ситуативной диагностики структуры, динамики, норм и состояний группы в целом.

  5. Освоение навыков самодиагностики на основе самонаблюдения (интроспекции) и обратной связи.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Позитивное восприятие и эмпатия к группам как основа номотетической сенситивности.

  2. Чувствительность и понимание групподинамических процессов как результат развития номотетической сенситивности.

  3. Методы развития идеографической сенситивности: «обратной связи»; «программированного случая»; «типичного случая».

  4. Принципы тренинга сенситивности. Принципы создания программ СПТ сенситивности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить самостоятельно 5-6 упражнений (на выбор) на развитие чувствительности к групподинамическим процессам.

Основная литература

  1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  2. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Литература (дополнительная):

  1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь,2005.-283с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  4. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с.

  5. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология . - М. : Академия, 2007

  6. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003, 2007. - 592 с.

Содержание практических занятий по теме № 3

«Личностный рост и общение»

Практическое занятие № 6

«Коммуникативные барьеры»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Первоначальная формулировка коммуникативных проблем, возникающих в реальной жизни у участников группы в процессе межличностного общения.

  3. Освоение навыка группового обсуждения сформулированных проблем и выработки единого мнения по поводу профессионально и личностно значимых качеств психолога.

  4. Освоение навыков выявления (осознания) коммуникативных барьеров (внутренних и внешних), затрудняющих общение в группе и поиска путей их преодоления.

  5. Освоение навыков и техник приема и подачи обратной связи в группе по поводу переживаемого опыта взаимодействия «здесь и сейчас».

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие общения, его функции, виды, уровни, структура, средства.

  2. Понятие СПТ межличностного взаимодействия (общения); история его формирования.

  3. Основные понятия «Т-группы»: обучающая лаборатория; обучение тому, как учиться; «здесь и теперь».

  4. Методические основы организации Т-групп: поведение руководителя; коммуникативные умения; структурированный подход; применение в организациях; оценка эффективности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить вводное задание (12 проб) и задания № 1-10 по теме «Самопознание и саморазвитие в общении»

  3. Полученные результаты выполнения заданий занести в «дневник самонаблюдения, самоанализа и самосовершенствования».

Основная литература

  1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  2. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1


Литература (дополнительная):

  1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. - СПб. Речь,2005. -283с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  4. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 282 с.

  5. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология. - М.: Академия, 2007

  6. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003, 2007. - 592 с.

Содержание практических занятий по теме № 4

«Личностный рост и творчество»

Практическое занятие № 7.

«Барьеры креативности»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Освоение навыков осознания этапов творческого процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт, разработка.

  3. Осознание качеств и особенностей поведения, помогающих и препятствующих развитию креативности.

  4. Осознание особенностей собственной креативности: способов ее проявления и барьеров развития.

  5. Освоение навыков видения одного итого же явления с непривычных, неожиданных, нетрадиционных сторон.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Классификация методов, стимулирующих творчество.

  2. Методы, позволяющие избежать инерционности в направленности поиска («мозговой штурм», «синектика», «метод фокальных объектов», «метод абсурда», «метод рекодификации», «ТРИЗ» и др.).

  3. Методы, позволяющие систематизировать перебор вариантов решения творческой задачи («морфологический анализ», «метод контрольных вопросов», «метод Дельфи», «метод дневников» и др.).

  4. Психологический портрет творческой личности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по вопросам для обсуждения.

  2. Выполнить 5-6 упражнений (на выбор) на осознание того, что такое креативность, каковы её проявления, этапы, барьеры

Основная литература

  1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  2. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Литература (дополнительная):

  1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь,2005.-283с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  4. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с.

  5. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология. - М. : Академия, 2007

  6. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003, 2007. - 592 с.



Содержание практических занятий по теме № 5

«Личностный рост и профессия» или «СПТ достижений»

Практическое занятие № 8.

«Педагогическое общение»

  1. Коллективное обсуждение вопросов темы и результатов выполнения домашнего задания.

  2. Первоначальная формулировка проблем педагогического общения и педагогической перцепции.

  3. Освоение навыка переформулирования проблем таким образом, чтобы осознавалась собственная ответственность за их решение.

  4. Освоение навыков поддержки применительно к школьным ситуациям на основе выявленных отличий между похвалой, знаком внимания и поддержкой.

  5. Освоение техник «Я - слушание» и «Я - высказывание» в ситуации педагогического общения.

  6. Оценка эффективности проделанной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие педагогического общения.

  2. Условия эффективности педагогического общения.

  3. Коммуникативная компетентность педагога.

  4. Психологические проблемы педагогического общения.

  5. Стили педагогического общения.

  6. Структура педагогических воздействий.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать рекомендуемую литературу и составить краткий конспект по обсуждаемым вопросам.

  2. Выполнить задания на осознание напряжённости педагогической деятельности и на выработку поведенческих стратегий (способов) решения конфликтной педагогической ситуации.

Основная литература

  1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  2. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Литература (дополнительная):

  1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь,2005.-283с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  4. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с.

  5. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология . - М. : Академия, 2007

  6. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003, 2007. - 592 с.


Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Психологический тренинг как метод практической психологии.

  2. Специфические черты и основные парадигмы тренинга.

  3. Цели тренинговой группы.

  4. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы.

  5. Понятие о групповой сплоченности, факторы ее определяющие. Качественный и количественный состав тренинговых групп.

  6. Классификация и основные виды тренинговых групп.

  7. Основные этапы развития группы в тренинге. Особенности развития групп с управляемой и неуправляемой динамикой.

  8. Основные роли ведущего тренинга. Стили руководства группой.

  9. Проблема личностного роста в различных концепциях личности (гуманистическиая, когнитивно-феноменологическая, всевозрастной подход и др.).

  10. Механизмы и психологические структуры личностного роста (самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация).

  11. Подходы к определению целей тренинга личностного роста в группах с различной психологической ориентацией.

  12. Психологический портрет развитой личности (основные представления о чертах, присущих развитой, здоровой личности в зарубежных теориях личности К.Юнга, Г.Олпорта, К.Роджерса, А.Маслоу).

  13. Методы диагностики уровня развития личности.

  14. Барьеры самопознания и саморазвития (внешние объективные, внешние субъективные, внутренние объективные и внутренние субъективные).

  15. Резервы личностного роста.

  16. Специфика проведения тренингов личностного роста.

  17. Общая характеристика методов, стимулирующих творчество.

  18. Подходы к исследованию креативности. Черты творческой личности.

  19. Методы и методики диагностики креативности.

  20. Возможности использования тренинга креативности в обучении.


Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература

  1. Мосина Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е. С. Мосина. - М.: Генезис, 2012. – 160 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69871&sr=1

  2. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  3. Роговик Л. С. Танцевально-психомоторный тренинг. Теория и практика / Роговик Л. С. - СПб. : Речь, 2010. - 252 с.

  4. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  5. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  6. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Дополнительная литература

  1. Бекоева Д.Д. Практическая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Бекоева Д. Д. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

  2. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. - СПб. Речь,2005. -283с.

  3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /И. В. Вачков - Москва:Эксмо.- 2007

  4. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с

  5. Ковальчук А. С.Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурная деятельность". - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 282 с.

  6. Лавриненко В. Н. «Психология и этика делового общения». - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2005. -- 415 с.

  7. Матяш Н. В.Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология - М. : Академия, 2007

  8. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). - 3-е изд.- М.: Академический Проект,2004. -256с

  9. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003, 2007. - 592 с.

  10. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем.- 2-изд.- М.: Генезис,2004. -267с.



Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

    • электронные образовательные ресурсы (ЭОР);

    • электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Педагогическая библиотека.

  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  3. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  4. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  5. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  6. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Фе­дерация

htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтиче­ская лига

htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения

Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ

Учреждения дополнительного психологического образования:

htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психо­терапии

htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии

Психологические журналы и периодика:

htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции

htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского универси­тета. Серия 14. Психология

htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник

Психологические сайты:

htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации пси­холога. Книги и статьи. Психологические тесты.

htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тре­нингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и про­граммы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.

http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html - Материалы по общей, воз­растной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психоло­гия, психология эмоциональных отношений

http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.htmlМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы


Психологические тесты и методики:

htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей до­школьного и школьного возраста, профориентационные методики

htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты