Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений Хабаровск 2007 Печатается по решению




страница1/6
Дата25.03.2017
Размер1.53 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ



ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Методические рекомендации

по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений


Хабаровск

2007

Печатается по решению



научно-методического совета

Хабаровского краевого центра

детско-юношеского туризма

и экскурсий

Составитель: Е. Г. Ходжер, заведующая отделом краеведения Хабаровского краевого центра детско-юношеского туризма и экскурсий
Рецензент: Т. В. Мельникова, главный хранитель Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова, к. и. н.
Ответственная за выпуск: С. Г. Каячкова, заместитель директора по методической работе Хабаровского краевого центра детско-юношеского туризма и экскурсий

Школьный музей: Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений / сост. Е. Г. Ходжер. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007 – 101 с.

Издано в редакции составителя

ХК ЦДЮТиЭ, 2007


СОДЕРЖАНИЕ



От составителей …………………………………………………………

4

Введение …………………………………………………………………..

5

Создаем музей ……………………………………………………………

7

Комплектование фондов школьного музея. Поисково-собирательская работа ………………………………………………….

11


Фонды школьного музея. Учёт и хранение ………………………….

22

Экскурсионно-массовая работа ……………………………………….

35

Экспозиция школьного музея …………………………………………

44

Деятельность совета школьного музея ………………………………

52

Использование технических средств в школьном музее …………..

53

Приложения ……………………………………………………………...

57

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ……………………………………...

57


«О деятельности музеев образовательных учреждений» (письмо Министерства образования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16)….

66


Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) ………………………………………………………..

69


Рекомендации по паспортизации школьных музеев в Хабаровском крае ………………………………………………………………………

72


Акт обследования музейной экспозиции ……………………………

74

Список школьных музеев Хабаровского края (на 01.09.2007) ………

76

Рекомендации по планированию работы совета школьного музея ….

79

Словарь музейных терминов …………………………………………...

81

Литература ………………………………………………………………

101



ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой работе, педагогов дополнительного образования.

Материалы сборника дают представление об организации музея, о направлениях его работы  поисково-собирательской, экспозиционной, учётно-хранительской, научно-исследовательской, культурно-образовательной.

Для создания сборника использованы издания известных в России специалистов по музееведению В. Е. Туманова, Н. И. Решетникова, методические рекомендации Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, а также управления образования Комсомольского района.

В издания включены также некоторые официальные документы по организации и содержанию деятельности школьных музеев, краткий словарь музейных терминов, список паспортизированных школьных музеев Хабаровского края (на 01.09.2007).



ВВЕДЕНИЕ
Школьные музеи специалисты относят к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе края, собранных и оформленных учащимися (гербарии, образцы почв и минералов, таблицы и диаграммы, документы и изобразительные материалы и т. п.), они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Участвуя в создании и деятельности школьного музея, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия.

Понимая потенциальные возможности школьного музея как универсального инструмента обучения и воспитания учащихся, приобщения их к общественно полезной деятельности по охране культурного и природного наследия родного края, Министерство образования России в 2003 году ввело в действие «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)». Согласно положению: «Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учёта и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Следовательно, школьный музей – это музей в общепринятом понимании, это государственный музей в миниатюре со специфическими формами деятельности. Его деятельность определяется сущностью понимания музея вообще. Школьный музей наряду со всеми музеями является хранилищем социальной памяти. Поэтому к нему предъявляются общемузейные требования.

Школьный музей это тот музей, где имеются:


  • музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим учетом музейных предметов;

  • музейная экспозиция;

  • актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию;

  • программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

Сегодня в условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования школьный музей востребован, вновь уверенно заявляет о себе, показывает способность эффективно включаться в образовательный процесс, используя свои особенности «пограничного» положения в культуре. Музей школы может быть отнесен как к школьному образовательному, так и к музейному пространству. Школьные музеи все более активно интегрируются в учебно-воспитательный процесс.

Школьные музеи стали:



  • надёжным средством формирования исторического и гражданского сознания учащихся, воспитания их патриотизма;

  • общественными демократическими институтами, прививающими детям навыки самоорганизации и самоуправления, вовлекающими молодежь в активную деятельность;

  • средством реализации творческих способностей детей, привития им на­выков специальной научно-профессиональной деятельности  исследо­вательской, источниковедческой и литературоведческой, поисковой, му­зееведческой и т. п.;

  • местом организации и проведения разных форм досуга детей и взрос­лых, своего рода детскими клубами, многопрофильными молодежными объединениями;

  • центром музейно-педагогической работы в школе  не традиционным музейным учреждением, а открытой системой, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов;

  • социокультурными центрами жизни образовательного учреждения, микрорайона, района, города.

Особенностями сегодняшнего этапа развития школьных музеев можно назвать следующие:

Идёт процесс перепрофилирования школьных музеев. Это касается в большей степени экспозиций военно-исторической тематики, где исчерпана тематика и утрачены активные формы поисковой работы. Как правило, в таких музеях начинается работа над созданием экспозиции по истории учебного заведения, микрорайона, села, о выпускниках и учителях школы. В этих музеях находят свое отражение материалы о событиях в «горячих точках» и т. п.

Заметно увеличился интерес к истории своих учебных заведений, иногда сравнительно «молодых» школ, которые любовно пишут свою историю. В последние годы открылось много музеев истории школ. Сегодня музей истории школы стал неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Создатели музеев убеждены, что история школы  это история жизни нескольких поколений, история страны в целом и каждой семьи в отдельности. Это история нашей страны.

Идёт процесс осмысления места школьного музея в диалоге всех заинтересованных участников образовательного процесса: родителей, педагогов, музейных сотрудников, ветеранской общественности. Школьный музей превращается в полигон музейно-педагогических инноваций.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что музейно-педагогическое пространство школьного музея является интегративной развивающейся средой нового типа и становится полноправной культурологической составляющей современного образования.

СОЗДАЕМ МУЗЕЙ
Вы решили создать в школе музей. Но часто на вопросы: какой музей? зачем? не всегда можно получить ответ. А эти вопросы особенно важны в настоящее время, когда так возрос интерес к краеведению, к музееведческой работе в образовательных учреждениях, к созданию школьных музеев.

Но начинать работу по созданию музея можно лишь при следующих условиях, когда:



  • выбрана тема музея (рекомендуется краеведческая), определён его профиль;

  • в основном завершен поиск и сбор предметов музейных предметов – экспонатов будущей экспозиции;

  • налажен учёт собранных материалов (по принятой форме);

  • изучена история объекта, события и т. п., которому посвящается экспозиция музея, составлена историческая справка;

  • разработаны, согласованы и утверждены тематическая структура экспозиции, тематико-экспозиционный план школьного музея;

  • имеются изолированные помещения для размещения экспозиции и фондов музея;

  • созданы актив юных музееведов, Совет содействия музею из числа педагогов, родителей, добровольных помощников, способных реализовать его образовательно-воспитательную функцию;

  • разработана программа воспитательно-образовательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях;

  • установлены связи с районным методистом по туристско-краеведческой работе, отделом краеведения городского (районного) Центра детско-юношеского туризма и экскурсий или Дворца детского творчества, государственными музеями и, если необходимо, объединёнными советами ветеранов.

Как показывает практика возникновения и развития школьных музеев, часто толчком к углубленной исследовательской работе становится краеведческий поиск, встреча с интересным человеком, яркое событие, юбилей учебного заведения, необходимость обобщения, оформления результатов экспедиционной работы и т. п. Таким образом, если в школе имеются условия для создания музея, есть желание детского и педагогического коллектива школы, можно приступить к работе. Главные особенности, которые необходимо учитывать при создании школьных музеев:

  • адресность (музей должен быть интересен детям);

  • непосредственное участие детей в его создании.

Вопрос об открытии школьного музея решается советом образовательного учреждения или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с органами управления образования и оформляется приказом директора школы. В приказе директора школы об образовании школьного музея указывается профиль музея и его руководитель. Дата подписания этого документа и считается датой основания музея. Директор образовательного учреждения и руководитель музея несут полную ответственность за сохранность фонда и деятельность музея.

Название и профиль музея. Дать имя музею  задача не простая. Название музея должно быть лаконичным, достаточно информативным. Например, музей боевой славы под названием «Боевые подруги» в школе № 22 г. Комсомольска-на-Амуре говорит о том, что в данном музее собраны материалы о женщинах – участницах Великой Отечественной войны, проживающих в городе, которые в свинцовое смертельное лихолетье вместе с мужьями, отцами и братьями свою Родину сердцем прикрыли.

Словосочетание «школьный музей» дает представление о статусе музея, его функциях и месте в музейной сети. Оно указывает на то, что музей относится к виду негосударственных, общественных музеев, что этот музей предназначен для обучения и воспитания школьников.

Общественный характер школьного музея определяется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования он является определенной формой детской общественной организации, объединения детей на основе интереса к истории родного края и изучения его музейно-краеведческими средствами.

Сложнее включить в название музея его профиль. Профиль музея является важнейшей категорией его классификации.

Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Часто встречаются музеи комплексного профиля, примером которых являются краеведческие музеи.

Вместе с тем, профиль музея не следует рассматривать как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьного музея заключается в том, что создаваемые в процессе творчества детей и педагогов они могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять свой профиль по мере развития. Практически во всех профильных классификаторах на первое место выносятся музеи исторического профиля, потому что все музеи являются историческими, только одни документируют социальную историю, другие  историю природы, третьи  историю литературы, изобразительного искусства, историю техники и т. п.

В последние годы отмечается значительное увеличение школьных музеев истории образовательных учреждений, которые по профилю тоже являются историческими, но имеют свою специфику. Также растет число музеев истории села, этнографических, меньше становится военно-исторических.

Важнейшей особенностью школьных музеев является их краеведческая направленность, т. е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Таким образом, практически все школьные музеи можно считать краеведческими.

Вместе с тем, для школьного музея как особого социального института более важно определение не только профиля, но и формы и способа реализации своих возможностей, особенностей на уровне музейных технологий и потребностей учебного и воспитательного процесса.

Формулирование названия музея  ответственный процесс музейного творчества. Название музея имеет важное информационное значение, призванное показать статус музея, его место в музейной сети, его профиль, специфику документирующей и образовательно-воспитательной функции, наименование учредителя.


Создание концепции формируемого школьного музея.

Создание концепции  первый этап в формировании будущего музея. Это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. По ходу реализации проекта в концепцию вносятся какие-то коррективы, которые, как правило, не меняют целеустановок.

При создании концепции музея надо исходить из реальных возможностей данного образовательного учреждения. Можно рекомендовать для формирования концепции музея проведение в школе специальных конференций, конкурсов, встреч и т.п., постараться выслушать все мнения, предложения.

Работа над созданием концепции школьного музея проводится поэтапно:



1. Место музея: название музея, принадлежность его к образовательному учреждению, местонахождение с указанием почтового адреса.

2. Цель: выделить конечную цель в работе музея, определить категорию посетителей, состав Совета музея.

3. Замысел экспозиции: определить основную идею экспозиции.

4. Содержание экспозиции: описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия фондов музея или на основании поисково-собирательской работы; раскрыть экспозиционные комплексы и последовательность их показа; указать экспозиционную площадь, дать её характеристику.

5. Принцип построения экспозиции: проблемный, мемориальный, коллекционный, ансамблевый, образно-сюжетный и др.

6. Проработка тематической структуры экспозиции.

7. Комплектование фондов музея: составление плана поисково-собирательской работы с целью формирования фондов школьного музея. Организация учёта и хранения музейных коллекций.

8. Выполнение художественного эскизного проекта экспозиции: составление плана помещения, обозначение на нем размещения стендов, витрин, подиумов, интерактивных зон и т. п.

9. Определение основных затрат на экспозиционное оборудование, технические средства, художественное решение и других затрат.

По функциональному назначению и форме деятельности школьные музеи могут быть:



  • музей-выставка;

  • музей-мастерская, студия;

  • музей-клуб, театр;

  • музей-методический кабинет;

  • музей-творческая лаборатория;

  • музей-научный кабинет;

  • музей-центр туристско-краеведческой работы;

  • музей-краеведческий класс;

  • музей-адаптационный центр и др.

Эта направленность не зависит от профильности музея. Любой школьный музей может включать в себя все или несколько этих составляющих. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образовательно-воспитательную функцию на основе музейной коллекции.

Таким образом, в основу концепции развития школьных музеев должны лечь следующие положения:


  • школьный музей должен стать центром музейно-педагогической работы в школе, основой которого является собрание предметов музейного значения;

  • школьный музей  это не традиционное музейное учреждение, а открытая система, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей, ветеранов.



КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

ПОИСКОВО-СОБИРАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Комплектование фондов школьного музея  начальная стадия создания музея. Ведь не изучив определенной темы по истории или сегодняшнему дню своего края, не собрав памятники истории и культуры по теме, невозможно ни сформировать коллекции школьного музея, ни создать музейную экспозицию. Уровень экспозиционно-выставочной, фондовой, научно-исследовательской, культурно-образовательной деятельности во многом зависит от научного, методического и организационного уровня поисково-собирательской работы. Поэтому очень важно научиться правильно организовывать и вести поисково-собирательскую работу, чётко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания. Основными целями и задачами комплектования являются следующие:

  • выявление и сбор памятников истории и культуры, сбор разносторонней информации, отражающей взаимосвязь этих памятников и изучаемых процессов и явлений;

  • создание и систематическое пополнение музейного собрания, соответствующего профилю школьного музея.

От того, насколько фонды школьного музея, как и любого другого, полны и разнообразны, зависит профиль музея, содержание его образовательно-воспитательной деятельности.

Процесс комплектования фондов можно разделить на основные этапы:



  1. Планирование комплектования.

  2. Подготовка к поисково-собирательской работе.

  3. Выявление и сбор памятников истории и культуры.

  4. Включение музейных предметов в музейное собрание.

Планировать комплектование необходимо для того, чтобы конкретизировать задачи комплектования музейного собрания и рационально организовать их реализацию. Часто в фондах школьного музея хранятся уникальные музейные предметы, которые не имеют отношения к теме экспозиции.

Целесообразно разрабатывать перспективный план комплектования на 2-3 года. В перспективном плане нужно указать, по каким темам должна вестись поисковая работа, в какие учреждения, архивы и т. п. необходимо обратиться, определить, какие классы или поисково-экспедиционные отряды, клубы или творческие коллективы будут участвовать в исследовании данной темы, кто из членов Совета музея, педагогов, а может быть, и родителей руководит поисково-собирательской работой по данной теме.

В текущем годовом плане комплектования фондов школьного музея указываются конкретные темы и задания поисково-собирательской работы на учебный год, какой экспедиционный отряд будет работать по данной теме, руководитель темы, планируемый результат. Текущий план должен быть конкретен. Это один из основных принципов планирования. При разработке планов комплектования фондов школьного музея надо исходить из реальных возможностей музея, школы.

Подготовка к поисково-собирательской работе  не менее важный этап в процессе комплектования фондов. На этом этапе начинается изучение темы по литературе, по уже имеющимся в музее материалам. Целесообразно посещение и консультации в государственных музеях, архивах, краеведческих обществах, беседы с участниками или очевидцами изучаемых событий.

Участие детей в поисково-собирательской работе, изучение и описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга (рекреационная функция), овладению ими различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности (функция профессиональной ориентации) и т. д.

Прежде чем приступить к поисково-собирательской работе в полевых условиях, необходимо провести комплекс подготовительных мероприятий: оформить маршрутные и полевые документы, изготовить специальное снаряжение и материалы для обеспечения сохранности собранных памятников (конверты различных размеров, картонные коробки, папки, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу и т. д.). От тщательности подготовки к экспедиции зависит успех поисково-собирательской работы.

Выявление и сбор памятников истории и культуры. Одна из основных задач поисково-собирательской группы  организация краеведческих экспедиций, особенно летних, т. к. это наиболее благоприятное время для осуществления комплексных краеведческих изысканий. Летние экспедиции планируются заранее. Необходимо разработать маршруты, подготовить необходимое снаряжение и оборудование, изучить районы предполагаемой работы. Можно провести пилотажные исследования  совершить кратковременные походы в выходные и праздничные дни, которые помогут решить многие организационные вопросы для будущих летних экспедиций. Например, провести согласование с местными органами власти, руководителями предприятий, договориться о форме летней экспедиции: возможно, это будет летний туристско-краеведческий или экспедиционный отряд с определенным кругом заданий. Здесь же можно уточнить наиболее удобное время проведения экспедиции.

Ответственная организационно-методическая и научная задача в процессе сбора краеведческих материалов  регулярное и правильное ведение полевых документов учета и описания самих выявленных предметов музейного значения, объектов живой культуры и разносторонней информации о них и среде их бытования. Ведение полевых документов  дело профессионально сложное, поэтому ответственным за эту работу необходимо пройти предварительную подготовку под руководством педагогов, почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов музейного и архивного дела.

Для учета и научного описания собранных памятников истории и культуры, а так же разносторонней информации о них служат полевые документы учета и описания. К ним относятся «Акт приёма», «Полевой дневник», «Полевая опись», «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов», «Тетрадь фотофиксаций» и др.

Общие правила по оформлению и ведению полевых документов заключаются в следующем:



  1. Все полевые документы должны быть снабжены заголовочными данными.

  2. Для полевых документов, за исключением акта приема, выбираются тетради большого формата в прочных переплётах, желательно с большим количеством листов.

  3. Тетради необходимо прошить по переплету прочными нитками, листы пронумеровать простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны листов.

  4. Заполнение полевых документов осуществляется только ответственными за это лицами. Записи принято вести чернилами (пастой) чёрного, синего или фиолетового цвета.

  5. Полевые документы следует хранить так же бережно, как и памятники истории и культуры.

Одним из основных принципов любой исследовательской работы является принцип комплексности. Следование ему подразумевает всестороннее изучение темы, установление достоверности полученных сведений.

Необходимо устанавливать роль отдельных лиц в исследуемых событиях, взаимосвязь выявленных памятников истории и культуры с этими событиями, их участниками и очевидцами; а также выяснить взаимные связи между выявленными памятниками, историю их создания и бытования, их назначение.

Следует помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников, причем важно сохранить не только сам памятник, но и полученную информацию о нём: о его истории, связях с изучаемыми событиями, лицами и другими памятниками. Необходимо знать и строго соблюдать специальные законодательные и инструктивные требования, связанные со сбором и обеспечением сохранности памятников.

Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передавать в отделение милиции или в государственный музей.

Нередко оружие, награды и т. п. неразрывно связаны с документальными памятниками: орденскими книжками, удостоверениями, грамотами. Такие документы не следует брать у их владельцев, чтобы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.

При выявлении особо ценных документов по истории нашей страны о них необходимо сообщать в местные государственные архивы или музеи. И лишь с их разрешения юные краеведы могут принять эти документы на хранение в школьный музей.

Большое значение имеет умение правильно хранить и транспортировать собранные краеведческие материалы.

Полевой дневник служит для описания всего хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры. В заголовочных данных полевого дневника указывается:


  • название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретному образовательному учреждению;

  • наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется;

  • маршрут экспедиции и сроки её работы;

  • состав участников экспедиции и распределение обязанностей между ними;

  • руководители экспедиции;

  • ответственный за ведение полевого дневника;

  • даты начала и окончания ведения дневника.

В процессе проведения экспедиции в полевой дневник в хронологической последовательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, сотрудниками государственных и других учреждений и организаций, отмечается состояние сохранности поступивших в фонд экспедиции материалов.

Дневник должен заполняться ежедневно. Каждая запись заверяется подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи. Полевой дневник не только помогает участникам экспедиции зафиксировать разностороннюю информацию о ходе собирательской работы, но и служит дополнительным источником для исследования данной темы, изучения и определения собранных материалов, описания среды их бытования.



Акт приёма памятников истории и культуры. Факты приёма памятников истории и культуры в собрания школьных музеев от их владельцев в соответствии с существующим законодательством принято оформлять соответствующими актами. Акт приёма памятников истории и культуры является первичным юридическим документом государственного учёта.

При получении памятников истории и культуры акт приёма заполняется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются дарителем (частным лицом или представителем учреждения, передавшим памятник) и руководителем школьного музея (руководителем экспедиции). Один экземпляр акта передается дарителю, второй поступает вместе с краеведческими материалами в фонды музея. Если памятники истории и культуры поступают от государственного учреждения, то в графе акта «Основание» указывается номер и дата приказа руководителя этого учреждения, на основании которого осуществляется передача этих материалов.



В первой графе проставляются порядковые номера передаваемых памятников истории и культуры. Если одновременно передается большое количество материалов, то в каждом следующем бланке акта продолжается нумерация.

В следующей графе указывают наименование памятников и их краткое описание, например: «Бинокль полевой командира партизанского отряда из села Боровичи Новгородской области Иванова И. И., корпус металлический, окрашен чёрной краской, 15 х 20 см. Ремень бинокля  кожа коричневого цвета». Описание начинается с определяющего слова – существительного.

В графе «Учетные обозначения» простым карандашом проставляется временный номер, под которым памятник истории и культуры зарегистрирован в «Полевой описи». После регистрации памятника в «Инвентарной книге» в этой графе проставляется чернилами постоянный номер.

В графе «Сохранность» отмечается степень сохранности памятника истории и культуры: «Сохранился полностью», «Левая линза бинокля имеет трещину, на корпусе царапины, сколы и облезлости краски. Ремень бинокля

имеет трещины и надрывы», «Бумага пожелтела, текст местами выцвел», «Нижний правый угол второго листа оторван» и т. п.



В графе «Количество экземпляров» (листов) указывается количество переданных дарителем идентичных предметов, а для документальных памятников в скобках указывается и количество листов.

Графа «Примечания» служит для внесения в акт дополнительных сведений о памятнике истории и культуры, ссылок на другие учетные документы, отметок о передаче памятника из фондов школьного музея в собрания государственных музеев и архивов.

При приёме памятников истории и культуры желательно получить от лица, передающего их, письменные сведения о происхождении памятников, прежней его принадлежности, связях с определенными историческими событиями и лицами, о времени изготовления, условиях бытования и использования и т. д. Эти сведения называются «легенды» и хранятся при соответствующем акте на принятые в фонд экспедиции памятники. Акты вместе с «легендами» и собранными краеведческими материалами поступают в собрание школьного музея.

Акты приема не составляются только в тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены школьниками в поле, в старых заброшенных зданиях и т. п. В подобном случае в полевом дневнике делается подробная запись о месте обнаружения находки, о привязке этой точки к стационарным объектам с указанием расстояния и азимутальных направлений.

Формуляр акта приёмки памятников истории и культуры



Наименование учреждения «УТВЕРЖДАЮ»

образования, при котором Подпись директора

работает школьный музей образовательного учреждения


_____________________________________________________________________________

(название музея)
АКТ №________ приёма памятников истории и культуры
Настоящий акт составлен "____"___________ 20___ г. представителем школьного музея

________________ с одной стороны, и __________________________________________



(ФИО, должность) (ФИО, должность, название учреждения, дарителя и т. п.)

с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное)

хранение следующие предметы:
№___________________________________________________________________________

Наименование и краткое описание (материал, техника, размер, датировка и т. п.)

Учётные обозначения

Сохранность

Количество экземпляров (листов)

Примечания

1

2

3



4

5

6



7

Всего по акту принято _____________________________________________ предметов



(цифрами и прописью)
Основание _________________________________________________________________

Акт составлен в ____________________ экземплярах и вручен подписавшим его лицам.

Принял:_____________________________Сдал:________________________________

В инвентарной книге произведена запись № ____________(или с №______ по №_______)





Полевая опись является основным документом учета и научного описания памятников истории и культуры, поступивших в фонд экспедиции. В заголовочных данных, кроме названия документа, необходимо отразить:

  1. Название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе или внешкольному учреждению.

  2. Наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется.

  3. Руководитель экспедиции.

  4. Ответственный за ведение полевой описи.

  5. Даты начала и окончания ведения полевой описи.

Учёт и научное описание памятников истории и культуры в полевой описи  процесс очень ответственный, требующий применения специальных музееведческих приемов учёта и описания памятников. Поэтому его должны осуществлять специально подготовленные участники экспедиции.

Полевая опись выполняет роль своеобразной инструкции, обязывающей участников поисково-собирательской работы выявлять ту информацию, которую необходимо вносить в соответствующие графы описи.




п/п


Дата, место выявления

поступления



Наименование

памятника истории

и культуры


Коли-чество

Материал

и способ

изготовления


Назначение памятника

истории


и культуры

1.

2.

3.

4.

5.

6.






















Способ использования и сохранность

Краткое описание с указанием особенностей

Владелец или источник

поступления



Историческая справка

Примечание

7.

8.

9.

10.

11.















Всего в полевую опись внесено __________________________предметов музейного значения (цифрами и прописью)



В графе 1 проставляются номера в порядке поступления.

В графе 2 записывается точная дата и место (адрес) выявления и получения памятника.

В графе 3 записывается название памятника истории и культуры, сообщенное лицом, передавшим памятник, или определенное участниками экспедиции.

В графе 4 проставляется количество экземпляров одинаковых памятников, а при получении рукописей, дневников, книг, альбомов и т. д.  количество листов.

В графе 5 указывается материал и способ изготовления памятника в момент его создания.

В графе 6 указывается, для чего предназначался памятник в момент его создания.

В графе 7 необходимо зафиксировать, как использовался памятник в мо­мент его выявления (украшал интерьер квартиры, являлся предметом домашнего обихода, настольным прибором, кухонной принадлежностью, личной вещью кого-то и т. п.). Если памятник был найден в поле или ином месте, это также должно быть зафиксировано («находился на чердаке заброшенного сарая, расположенного в селе Бирское Бикинского района Хабаровского края...»). В этой же графе отмечается степень сохранности памятника (хорошо сохранившийся, ветхий, рваный, выцветший и т. д.) и отдельные повреждения.

В графе 8 даётся описание внешних признаков памятника и всех его индивидуальных особенностей: форма, цвет, надписи, автографы, пометки, исправления и т. д. В этой же графе описывается смысловое содержание памятника.

В графе 9 записываются данные о владельце памятника: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, профессия, должность и место работы, адрес места жительства. Если памятник передан учреждением, то необходимо дать полное название учреждения и должность лица, ответственного за передачу памятника.

Историческая справка (графа 10) составляется на основании данных об истории памятника от времени и места его создания до места и времени его выявления и поступления в фонд экспедиции. При заполнении этой графы используются данные, зафиксированные в «Легенде», «Тетради для записи воспоминаний и рассказов», «Полевом дневнике».

В графу 11 «Примечания» вносятся все дополнительные данные, выявленные после включения памятника истории и культуры в полевую опись, вопросы, требующие дополнительных исследований, ссылки на другие, связанные с данным памятником источники и на записи в других полевых документах, относящихся к данному памятнику.

Записи в полевой описи необходимо делать в день поступления памятников истории и культуры в фонд экспедиции, чтобы была возможность уточнить или дополнить недостающие сведения.

По окончании работы экспедиции под последней записью полевой описи цифрами и прописью проставляются данные о количестве внесенных в опись предметов музейного значения. Опись подписывается руководителем экспедиции и лицом, ответственным за учет, описание и хранение собранных экспедицией краеведческих материалов.

Полевая опись вместе с собранными краеведческими материалами и другими полевыми документами поступает в музейное собрание, регистрируется в инвентарной книге школьного музея и получает по ней свой инвентарный номер.



Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. В тетрадь записываются рассказы и воспоминания свидетелей исторических событий по изучаемой теме. Беседы с местными жителями требуют высокой организованности, деликатности, такта, чёткости и точности в вопросах записи ответов. Запись беседы необходимо вести подробно, стремясь зафиксировать все детали рассказа. Необходимо полностью записывать все сведения, в том числе и те, которые кажутся ошибочными, так как некоторые из них могут оказаться единственными источниками информации.

Запись ведётся в общей тетради на одной стороне листа. Титульный лист оформляется, как и в полевом дневнике. Указываются фамилия, имя, отчество (полностью) и анкетные данные собеседника, свидетеля, очевидца, а также полный почтовый адрес того места, где была произведена запись. Далее следует запись воспоминаний, переписанная набело по полевым записям, и как можно ближе к тексту рассказчика от первого или третьего лица.

Завершается заверительной записью самого рассказчика («С моих слов записано правильно» или «Замечаний к записи не имею») и его собственноручной подписью.

Все правки в тетрадь записи воспоминаний вносятся до последней заверительной записи, после получения которой никакие изменения в текст вносить уже нельзя, так как тетрадь имеет значение подлинника и как документ сдается в фонд музея, вносится в архивную опись или книгу учёта и получает свой инвентарный номер.

Следует помнить, что исторические факты, сообщенные информатором, и особенно их оценка, носят субъективный характер. Кроме того, рассказчик может забыть или перепутать отдельные детали, не помнить точных дат, географические названия и т. п. Поэтому сообщения одного информатора следует проверять в беседах с другими и научной литературе.

Тетрадь (или блокнот) фотофиксаций. Основным требованием при её заполнении является точное наименование объекта фотосъёмки, сюжета, действия человека или группы лиц. Запись объекта фотосъёмки представляет собой своеобразную аннотацию будущей фотографии Должно быть ясно записано, кто изображён (или что изображено), когда происходило событие, при каких обстоятельствах сделан фотоснимок, какие действия совершают изображённые на нём лица и т. д.

Образец заполнения тетради фотофиксаций




№ п/п

кадра


Содержание снимка, автор, дата

Условия съёмки

Примечания

1.

2.

Семенова Вера Петровна, ветеран 7-ой партизанской бригады ведет беседу с краеведами во дворе своего дома. Она сидит на стуле, за ее спиной, на стене дома, видны нижние части двух окон с резными наличниками. Слева и справа от неё юные краеведы школы № 18. Всего на снимке 4 человека.

Светлый солнечный день. Вся группа ярко освещена. Качество съёмки хорошее.

Фото сделано для альбома школьному му­зею. Отпечатать и выслать Семеновой В. П. копию снимка.




3.









Всего в описи зафиксировано 50 снимков и 72 кадра на двух плёнках.

Тетрадь фотофиксаций заполнил: ______________Дата: _________
По мере необходимости при соответствующих условиях в качестве полевых документов (или фиксирующих документов) могут быть тетради фоно-, кино-, видеофиксаций.

Включение музейных предметов в музейное собрание. Четвертый этап комплектования фондов школьного музея  включение памятников истории и культуры в музейное собрание заключается в определении научно-исторической значимости собранных краеведческих материалов, их учёта и описания.

Определение научно-исторического значения поступивших памятников истории и культуры можно осуществить при помощи специалистов. Они помогут провести экспертную оценку материалов, определить их подлинность, степень достоверности, соответствие профилю музея и вынесут заключение о включении их в основной или научно-вспомогательный фонд музея или о передаче их на государственное хранение (в музеи, архивы, библиотеки).

После этого необходимо организовать учёт этих материалов и зарегистрировать в учётной документации школьного музея.

Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо оттого, какую тему они изучают.

Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей страны.

ФОНДЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ. УЧЁТ И ХРАНЕНИЕ
Музейный фонд состоит из предметов основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов. Собрания всех музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в музее, составляют фонд музея.

Наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейных фондов носит название основной фонд. В него входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д.



Основной музейный фонд комплектуется в соответствии с профилем общественного музея. Предметы основного музейного фонда являются первоисточниками для изучения истории, культуры, экономики, развития высших и средних специальных учебных заведений и служат для создания экспозиции.

К типу вещественные источники относятся археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамёна, оборудование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мемориальные предметы; нумизматические материалы: монеты, боны, печати.

Подчеркнём еще раз: ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено.

К типу письменные источники относятся музейные предметы следующих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партийные, профсоюзные и др. билеты и т. п.), периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным фондом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду.

К типу изобразительные источники относятся произведения декоративно-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., фотографический материал: дагерротипы, фотографии. Негативы не следует относить к основному фонду в школьном музее, так как нет возможности сохранить этот вид материала. К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. В школьных музеях собираются киноплёнки, магнитные пленки. Их нецелесообразно включать в основной фонд по той же причине, что и негативы.

Из фонозаписей школьные музеи могут хранить и отнести к основному фонду пластинки для граммофонов, патефонов (моно-, стерео-, квадро-).

В основной фонд входят:


  • подлинные документальные и вещественные материалы, имеющие историческое значение (обмундирование, снаряжение, личные вещи, документы и т. п.);

  • историко-бытовые и технические коллекции, отдельные предметы, характеризующие развитие производства, общественные отношения (орудия труда, образцы продукции промышленности, образцы видов сырья и т. п.); мемориальные комплексы и отдельные предметы, относящиеся к важнейшим историческим событиям, а также характеризующие жизнь и деятельность активных участников исторических событий, ветеранов, творческих деятелей науки и культуры;

  • подлинные письменные и печатные документы;

  • книги старопечатные, произведения художественной литературы с автографами авторов;

  • фотографические материалы (оригинальные негативы и фотоотпечатки, отражающие факты, события, явления общественной жизни, представ­ляющие интерес как произведения искусства или имеющие какие-либо другие примечательные особенности;

  • произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура); модели и эскизы, созданные в процессе научного и художественного творчества изобретателя.

К научно-вспомогательному фонду относятся те музейные предметы, которые помогают изучению, экспонированию предметных памятников. Научно-вспомогательный фонд представляет сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, т. е. не являются подлинными памятниками истории и культуры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото- и ксерокопии, материалы, изготовленные музеем для экспозиционной работы. Подлинные материалы недостаточной сохранности также следует отнести к вспомогательному фонду.

Школьные музеи в фондовой работе руководствуются нормативными документами о фондах государственных музеев РФ. Юридическими документами в музеях Российской Федерации являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.



Учёт, научное описание и хранение памятников истории и культуры в школьном музее, как и в государственном, преследует две цели:

  • обеспечение юридической, научной и физической охраны музейных предметов;

  • создание оптимальных условий для их разностороннего использования, т. е. сохранения имеющихся сведений о предмете.

Юридическая охрана музейных предметов подразумевает обязательное фиксирование памятников в документах учета, их шифровку и хранение в определенной системе. Наилучшая охрана музейных предметов заключается в их научном описании и преследует цели выявить информационный потенциал музейного предмета.

Оптимальные условия для разностороннего использования музейных предметов возникают, когда произведены атрибуция, т. е. произведено описание внешних признаков памятника и дано историческое описание музейного предмета, т. е. установлены автор, дата изготовления, назначение или применение, владельцы, время и место создания и бытования, связь с определенными историческими событиями или лицами, историческая или художественная значимость и т. п.

Учёт в школьном музее ведется по Главной инвентарной книге.

Главная инвентарная книга. Главная инвентарная книга  основной документ учета и охраны экспонатов. В нее записываются все экспонаты основного фонда. Запись в Главную инвентарную книгу должна производиться одновременно с поступлением предмета. Инвентарная книга должна иметь пронумерованные листы, быть прошнурована и скреплена печатью школы.

Главная инвентарная книга должна иметь следующие графы:



  1. Порядковый учётный номер. Этот номер закрепляется за музейным предметом и является элементом шифра музейного предмета;

  2. Дата поступления музейного документа (предмета);

  3. Способ поступления предмета: от кого поступил предмет (фамилия, имя, отчество лица, сопроводительные документы). Под сопроводительными документами подразумеваются: акт приема-передачи, «легенда», тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксации и т. п.

  4. Наименование и краткое описание предмета. Запись начинается с названия предмета, затем описывается его внешний вид, надписи, пометки и т.п. Указывается автор, дата и место происхождения, среда бытования. При необходимости указывается размер и вес. Для книг, брошюр и тетрадей указывается количество листов. Для фотографий кратко описывается сюжет, если на фото люди, то надо перечислить их поименно слева направо.

  5. Количество предметов. Если поступает коллекция (например, коллекция открыток, значков, фотографий и т. д.), то при инвентаризационном учете присваивается один номер, но запись идет следующим образом: № 123.1, № 123.2 и т. д. При поступлении документального памятника указывается количество листов в нём, если это количество больше одного листа.

  6. Материал и техника изготовления. В графе указывается материал, из которого изготовлен памятник и способ его изготовления (ткань, дерево, бумага, машинопись, ручная роспись, рисунок карандашом, фотография, чеканка по металлу и т. д.).

  7. Сохранность предмета. В этой графе должна стоять подпись лица, производившего запись. При отсутствии дефектов делается запись «полная». При обнаружении дефектов описываются утраты (например, бумага ис­тлевшая, уголки листов затерты, имеются надрывы страниц до 2 см, сколы, трещины, разрывы и т. д.). Если экспонат новый, то в графе «Сохранность» можно поставить отметку «полная». Таких оценок как «хорошая», «удовлетворительная» и т. п. быть не должно.

  8. Примечания. В этой графе указывается, в какой фонд включен музейный предмет (основной фонд  ОФ или научно-вспомогательный  НВФ). Если в школьном музее используется коллекционный принцип систематизации и хранения памятников, то в этой графе указывается, в какую коллекцию вошел или поступил памятник.

Форма записи в книге учета фондов:




п/п


Дата

записи


Время, источник и способ поступления, сопроводительные

документы, № акта



Наименование и краткое описание памятника

(автор, дата и место происхождения, среда бытования, надписи, пометки и т. п.)



Количество предметов

1.

2.

3.

4.

5.



















Материал и техника

изготовления



Сохранность

(с подписью лица,

производившего запись)


Примечания

6.

7.

8.









Главная инвентарная книга, как правило, выполняется из толстой тетради или книги в прочном переплете. Книгу графят (по образцу), прошивают прочными нитками, листы нумеруют простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны каждого листа.

Графы книги лучше располагать на двух страницах по их развороту. В конце книги делается запись о количестве листов в ней: «В данной книге пронумеровано и прошнуровано .... листов». Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения, школы, где находится музей.

На титульном листе Главной инвентарной книги или заголовочных данных на лицевой стороне обложки необходимо отразить название музея, наименование образовательного учреждения, адрес, начало внесения записей в книгу.

Записи в инвентарной книге делаются аккуратно чёрными или фиолетовыми чернилами или пастой. Исправления вносятся крайне редко и только в случае крайней необходимости красными чернилами и удостоверяются записью «исправленному верить» и подписью руководителя музея.

Музейные экспонаты принято регистрировать в день их поступления в фонды музея.



Шифровка и систематизация музейных предметов. Шифровка поступающих в фонды школьных музеев памятников истории и культуры проводится в целях обеспечения их систематизации внутри музейного собрания.

Обычно шифры состоят из условного обозначения музея и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по Главной инвентарной книге. Например, шифр СШ35Хаб-31/16 означает, что данный экспонат принадлежит школьному музею средней школы № 35 города Хабаровска, поступил в музейное собрание в составе коллекции, опись которой внесена в Главную инвентарную книгу под номером 31, а в данной описи экспонат зарегистрирован под номером 16.

Коллекции могут формироваться по одному или нескольким, выбранным активом школьного музея признакам. Например, по типам: изобразительные, вещевые; по предметному признаку: книги, письма, альбомы, фотографии, рисунки, магнитные ленты и т. п.

В случае формирования таких коллекций на них составляются коллекционные описи, а в шифрах музейных предметов вводятся обозначения, указывающие на хранение памятников в составе определенных коллекций. В этом случае шифр может иметь следующий вид:



СШ35Хаб-31/16

Ф-14


Это означает, что музейный предмет, зарегистрированный в инвентарной книге под номером 31/16, принадлежит школьному музею средней школы № 35 города Хабаровска, входит в коллекцию фотографий (Ф) и зарегистрирован в ней под номером 14.

Шифровка музейных коллекций выполняется при формировании музейных коллекций. Активу школьного музея целесообразно продумать и составить схему коллекций по одному из выбранных признаков. Каждой коллекции при этом придается условное буквенное обозначение. Например: буквой «А» может быть обозначена коллекция альбомов; буквой «Б»  коллекция книг и брошюр; буквой «Г»  гравюры и рисунки; «К»  керамика; «М»  металлы, «П»  письма; «Ф»  фотографии и т. д. Не страшно, если поначалу будут использоваться не все буквы алфавита. С появлением новых коллекций будут использоваться свободные буквы алфавита.

Основное правило при шифровании музейных предметов: шифр должен проставляться на неэкспозиционной стороне, так, чтобы он не был виден посетителям.

Шифры, наносимые на музейный предмет, должны быть написаны отчетливо и компактно. На документальных памятниках шифры ставятся мягким простым карандашом в левом нижнем углу оборотной стороны рисунка, фотографии, документа. На книгах шифр ставится в верхнем левом углу задней обложки.

Шифры негативов фотографий пишутся на конвертах, в которых они хранятся. На музейных предметах из ткани шифры ставятся на пришитых с изнанки коленкоровых или полотняных этикетках.

На музейных предметах из дерева, металла, стекла, керамики и т. п. шифры ставятся с таким расчётом, чтобы они не портили внешний вид предмета и не бросались в глаза. Обычно их ставят на поддонах, задних стенках и т. п. В этом случае шифры наносятся с помощью несмываемой туши или специальных фломастеров, но можно использовать и масляную краску. На темных предметах можно предварительно сделать мазок светлой эмалевой краской, по которому тушью пишется шифр.

Шифры помогают находить и соотносить музейные предметы с инвентарными книгами и коллекционными описями. Если инвентарный номер на предмете написать невозможно, то его можно написать на бирке из тонкого картона. Бирки прикрепляются к предмету с помощью прочной нитки. Инвентарные номера для монет, памятных медалей пишутся на бумажных ярлычках, которые затем приклеиваются клеем БФ-6 к обратной стороне экспоната (при необходимости клей легко растворяется спиртом).

Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными или химическими карандашами, прикреплять этикетки металлическими булавками, кнопками и т. п., от которых появляются пятна ржавчины и прорывы.



Коллекционная опись. Если в школьном музее используется коллекционный принцип хранения музейных предметов, то на каждую коллекцию необходимо вести отдельную опись. Так же, как и инвентарная опись, она может быть изготовлена учащимися из тетради большого формата. В заголовочных данных коллекционной описи необходимо отразить название музея, название коллекции и буквенный индекс, которым обозначена данная коллекция.


п/п


Учётное

обозначение



Наимено-вание музейного предмета

Коли-чество

Матери-ал, техника

Размер, вес

Подлин-ность

Приме-чания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


























В графе 1 ставятся порядковые номера музейных предметов, включенных в данную коллекцию.

В графе 2 проставляется инвентарный номер данного музейного предмета по инвентарной книге.

В графе 3 дается полное наименование памятника с указанием автора, места и времени его создания.

В графе 4 указывается количество экземпляров музейных предметов, поступивших в данную коллекцию. В письменных памятниках с количеством листов более одного в этой графе через дробь указывается количество листов.

В графе 5 даётся краткая информация о материале и технике изготовления памятника истории и культуры.

В графе 6 указываются размеры памятника в линейных мерах. Порядок измерений тот же, что и при внесении размеров в инвентарную книгу.

В графе 7 отмечается подлинность или копийность музейного предмета, его сохранность. Имеющиеся повреждения чётко описываются.

В графе 8 простым мягким карандашом отмечается временное изъятие музейного предмета из состава коллекции для использования в экспозиции, на выставке, в предметном кабинете и т. д. Если музейный предмет переведен в состав другой коллекции или передан на постоянное хранение в государственный архив или музей, то в этой графе записывается чернилами новое местонахождения памятника, а также даются сведения о документе, на основании которого передан памятник.

Наименование предмета следует начинать с предметного слова, например: костюм мужской, плакат печатный, рукопись. В некоторых случаях указывается внешнее определение  чучело, муляж, модель, мебель и т. п. Описание документальных предметов начинают с указания фамилии и имени автора и названия данного документа (или книги).

Описание художественных памятников (живописи, скульптуры, графики, плакатов и т. п.) начинается с фамилии автора художественного произведения с указанием имени, отчества, дат жизни. Далее указывается название произведения, описывается сюжет. Если автор неизвестен, запись начинается со слов «Неизвестный художник».

Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов заснятого лица, по возможности, с указанием года, к которому относится фотография. Затем дается описание типовых признаков портрета: лицо, погрудный, поясной, в полный рост.

Запись фотоотпечатков и негативов групповыми изображениями начинается с общего наименования группы, затем перечисляются заснятые в группе лица.

Описание сюжетных фотографий начинается с описания сюжета.

При записи фотоотпечатков и негативов указывается, по возможности, время и место фотосъёмки, фамилия лица, производившего фотосъёмку.

Размер и вес предмета даются в единицах метрической системы в следующем порядке: высота, ширина, толщина (глубина  для объемных предметов). Круглые и сферические предметы определяются по диаметру, эллипсообразные  по наибольшему диаметру.



Картотека школьного музея. В государственных музеях принято ведение инвентарных книг по фондам. В школьных музеях, где количество экспонатов не так велико, как в государственных музеях, целесообразно ведение инвентарной картотеки, которая будет в некоторой степени выполнять функции научных инвентарей и систематизировать учёт по роду предмета (по фондам).

После того, как все музейные предметы распределены по группам (фонд «Н»  нумизматика; фонд «В»  вещи, и т. д.), каждый музейный предмет изучается и систематизируется, т.е. на него заводится карточка за очередным порядковым номером по соответствующему фонду. Шифр и номер наносятся на предмет (см. Шифровка и систематизация музейных предметов) и вписываются в книгу поступлений.

Инвентарные карточки размещаются в порядке возрастания номеров по отделам (фонд «Н», фонд «Б» и т. д.).

Желательно, чтобы особо ценные подлинные экспонаты были сфотографированы, и фотография помещается в инвентарной карточке. При поступлении дополнительных сведений о предмете записи в инвентарных карточках пополняются.

Инвентарный номер присваивается каждому предмету, он сохраняется за ним на все время нахождения этого предмета в школьном музее.


ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА

______________________________________________________________

(наименование учреждения, название музея)


Род предмета_______________________ Инвентарный номер ____________________

Материал__________________________ Шифр________________________________

Размер_____________________________Наименование_________________________

________________________________________________________________________

Дата поступления, источник _______________________________________________

Полное описание ________________________________________________

_____________________________________________________________

Сохранность ______________________________________________________________

(полная, частичная, описать повреждения)

Дата заполнения ____________Подпись отв. лица _____________________________

На обратной стороне карточки пишется «Легенда экспоната». К обратной стороне можно прикрепить карман или конверт с фотографиями экспоната.

Картотеки относятся к вспомогательным формам учета памятников истории и культуры и служат для оперативной работы над коллекциями, т. е. фактически являются справочным материалом.

Картотеки могут быть:


  1   2   3   4   5   6