Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк)




Скачать 229.27 Kb.
Дата28.06.2017
Размер229.27 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Министерство образования Пермского края

Искусство (МХК)

Задания муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников

в Пермском крае

2012/2013 учебный год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСКУССТВУ (МХК)
В муниципальном этапе Олимпиады участвуют учащиеся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года с использованием единого комплекта заданий для всех групп участников.

Муниципальный этап проводится в один тур, в письменной форме.

Время проведения – 240 минут.

Первый тип заданий тестового характера, проверяет сформированность представлений о жанрах, эпохах.

Второй тип заданий проверяет способность эмоционально воспринимать и передавать впечатления от произведения искусства.

Третий тип заданий проверяет способность к систематизации имеющихся знаний и сведений.

Четвертый тип задания - рассуждение-эссе.

9 класс

Первый тип заданий.

Задание 1. Определите название и автора полотна

Портрет этой дамы воспел в стихах поэт Николай Заболоцкий:

Любите живопись, поэты,

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета снова

Смотрела на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза, как два обмана,

Прикрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И собирается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.



Задание 2.Назовите имя художника и эпоху, в которую он творил.

Этот живописец появился на Руси уже взрослым человеком. Он был уже известен росписью сорока церквей Византии. Он изготовил фрески для церкви Спаса Преображения в Новгороде, расписал в Москве церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов. В Благовещенском соборе он работал вместе с А.Рублевым. Для его творчества характерны знаменитые «блики», и «рефлексы», как бы выхватывающие фигуры из мрака молнией. Его многофигурные композиции пронизаны динамизмом, некоторые персонажи изображены со спины, что совершенно необычно для искусства его времени. Его подвижники имеют драматическое и экспрессивное выражение, которое нередко сравнивают с молитвенным экстазом. Палитра художника была довольно монохромной, но движения кисти со знаменитыми пробелами - свободны и широки. Его искусству был присущ могучий темперамент, индивидуальное видение мира.




Задание 3. Соотнесите

1. Феофан Грек

А. поэт

2. Иван Федоров

Б. богомаз

3. Федор Конь

В. летописец

4. Монах Нестор

Г. зодчий

5. Симеон Полоцкий

Д. первопечатник

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - .


Задание 4. Соотнесите термины и их определения:

1. житийная икона

А. главная икона, по которой узнается название церкви

2. храмовая икона

Б. икона с клеймами

3. средник

В. центральная часть иконы

4. клейма

Г. изображения по периметру иконы

1 - ; 2 - ; 3 - ; 4 - .


Задание 5. Что объединяет эти имена и прозвища?

К.Батюшков - Ахилл, П.Вяземский - Асмодей, В.Жуковский - Светлана, А.Пушкин - Сверчок.




Второй тип заданий.

Задание 1.

Суть этого живописного шедевра заключается в духовном понимании идеального (совершенного) человека. Главным его содержанием является выражение любви, которое по высказыванию П.Флоренского, «совею голубизною, музыкою своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений - есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего». В этом полотне воплощено «столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоколебимо-верное видение мира». О каком произведении идет речь? Кто его автор? Опишите свое восприятие этого полотна развернуто, в произвольной форме (не меньше 10 определений для описания).


Задание 2.

При Петре I были учреждены ордена для новорожденных царской фамилии. Мальчикам предназначался орден Андрея первозванного с голубой лентой, девочкам - орден св. Анны на розовой ленте. В наши дни существует обычай - пеленать мальчиков, используя голубую ленту, а девочек - розовую, - сохранился до наших дней.



Как вы думаете - почему? Какие еще традиции, связанные с рождением ребенка, пришли к нам из прошлого? Дайте развернутый ответ, используя не меньше 10 определений, которые понадобятся для этого.
Задание 3.

Перед вами - храм Христа Спасителя в Москве, созданный в 1839 - 1883 г. архитектором К.А.Тоном. Дайте не менее 10 определений, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от этого храма. Не забудьте упомянуть, в связи, с чем построен храм, какова его судьба.




Третий тип заданий.

Задание 1. Перед вами два портрета А.С.Пушкина работы Тропинина и Кипренского. В чем их сходство и своеобразие? Как можно здесь определить разновидность портретного жанра? Какие стороны личности поэта они отображают? Какой из портретов, по-вашему, в большей степени передает неповторимость пушкинского гения. Обоснуйте свои впечатления.



В.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина. 1827г. О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина. 1827г.
Задание 2.

Если бы вам пришлось рассказать своему иностранному другу о творчестве тех представителей отечественной культуры, которые полнее всего выразили особенности вашей души, на ком бы вы остановили свой выбор? Почему? Дайте развернутый ответ.



Четвертый тип заданий – сбор информации
Задание 1. Вам нужно предложить друзьям план подготовки вечера «Мир искусства пушкинской эпохи» У вас есть возможность заглянуть в Интернет. В вашем распоряжении есть 15 минут работы в сети. Предложите план подготовки. Соберите необходимую информацию.
Социокультурные проекты. Уровень сложности 1.

Вам предложено подготовить альбом иллюстраций и музыкального сопровождения к произведениям А.С.Пушкина. Какое из его произведений вы бы выбрали? К каким художникам и композиторам вы бы обратились? Каких художников и композиторов, иллюстрировавших творчество Пушкина, вы знаете? (Оценивается знание содержания и текста, возможность реализации замысла, оригинальность подхода, адекватность выбора сопроводительных материалов).


Социокультурные проекты. Уровень сложности 2.

В нашем городе проходит много фестивалей. Какой бы фестиваль предложили провести вы? Могли ли бы вы принять в нем участие сами? Чем бы он мог быть интересен вашим друзьям? Дайте краткое обоснование.



10-11 классы

Первый тип заданий

Задание 1. О каком памятнике московской архитектуры идет речь в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами».




Задание 2. О каком храме идет речь в стихотворении О.Мандельштама?

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика - и, радостный и первый,

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила.

И свода дерзкого бездействует таран…


Задание 3. Подберите иллюстрации к разновидностям портретного жанра: парадный портрет, психологический портрет, домашний (халатный) портрет, групповой портрет, автопортрет.

1. А.Матвеев. Автопортрет с женой. 2.В.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина



3.В.Перов. Портрет Ф.М.Достоевского. 4.М.Шагал. Автопортрет.





Второй тип заданий.

Задание 1. Кто автор этой картины? Как она называется? Опишите, используя не меньше 10 определений, какие мысли и переживания вы испытываете? С какими произведениями русской литературы она для вас ассоциируется?


Задание 2. Перед вами портреты современников XIX века. Дайте обобщенное словесное описание человека этого времени, используя не менее 10 определений. Каким он вам представляется, что его волнует, каков его душевный строй?

В.Тропинин «Портрет К.Брюллова». И.Крамской «Портрет И.И.Шишкина».





К.Брюллов «Портрет князя А.Голицина». И.Репин «Портрет А.П.Боголюбова».
Задание 3. Напишите не менее 10 определений, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от празднования русского народного календарного праздника и его художественных элементов (на примере Рождества).

Третий тип заданий.

Задание 1. Перед вами картины Гейнсборо «Портрет герцогини де Бофор» и Рокотова «Портрет Струйской». Сопоставьте их с точки зрения сходства и различия художественных приемов. С точки зрения выражения в них особенностей национального характера.

Гейнсборо «Портрет герцогини де Бофор»




Рокотов «Портрет Струйской».


Задание 2. По фактам биографии установите, о ком идет речь: Этот живописец родился в Витебске в 1887 году. С 1922 года жил во Франции. Известные его произведения «Прогулка», «Над городом», «Венчание». Его полотнам присущи ирреальность пространственных построений, эмоциональность колорита, выразительность рисунка. Кто этот художник? Какие еще характеристики его творчества вы можете дать? Какие его работы, кроме названных, вы знаете?
Задание 3. Этот человек был театральным и художественным деятелем, одним из лидеров творческого объединения «Мир искусств», организатором «Русских сезонов» за границей, создателем знаменитой балетной труппы, где блистала легендарная А.Павлова. Назовите его. Что еще вы можете добавить к фактам его биографии? Какое отношение к нашему городу он имеет?

Четвертый тип заданий.
Задание 1. Расскажите, какие традиции народной культуры интересны вам и вашим товарищам больше всего? Почему? Какое значение они для вас имеют?





Музыка

Задания первого типа

Задание 1.

Перед Вами фотографии репертуарных спектаклей Пермского академического театра оперы и балета им. Чаковского, иллюстрирующих 3 различных постановки известнейших музыкально-сценических шедевров. А также варианты (в виде списка) существующих оперных и балетных форм. Что за произведения здесь представлены? Определите автора, название и жанр произведения. Охарактеризуйте проиллюстрированный момент действия, какая оперная (балетная) форма используется в каждом конкретном случае?

1.

2.



3.






Оперная форма

Балетная форма

1

Ария, ариозо




2

дуэт




3

ансамбль




4

сцена




5

хор




6




па-де-де

7




Адажио

8




Вариация

9




характерный танец

10




Кода




Изображение (цифра)

Фамилия ( имя) композитора


Название произведения

Жанр музыкально-сценического произведения

Используемая оперная (балетная) форма

(цифра)


Характеристика происходящего на сцене

1
















2
















3

















Задание 2

Известно, что многие музыкальные слова (музыкальные термины, жанры, обозначения и т.п.) пришли из итальянского языка. Вспомните их русское значение и вставьте итальянские слова по смыслу в русские поговорки, крылатые фразы, известные цитаты.





Поговорка

Итальянский аналог пропущенного слова (цифра)

1

Какой русский не любит ................ езды?




2

........... в поле не воин




3

……….. весело шагать по просторам




4

…………… едешь, дальше будешь




5

Русские …………. запрягают но быстро ездят




6

………… не волк, в лес не убежит




7

Нельзя ……. войти в одну реку




8

Кто …… смеется, тот …. и плачет




Предлагаемые варианты ответов

1

Piano

2

Solo

3

Forte

4

Presto

5

Opera

6

Adagio

7

Tutti

8

Bis


Задание 3.

Вашему вниманию предложены фрагменты видеороликов. В каждом представлен один доминирующий музыкальный инструмент. В ответе необходимо указать название главного музыкального инструмента ролика, отнести его к определенной группе музыкальных инструментов, а также определить принадлежность к типу музыки: академическая, эстрадная, этническая и т.п. Ответ оформляется в виде таблицы.

Варианты названий инструментов:

Флейта, кларнет, гобой, фагот, скрипка, альт, виолончель , контрабас, труба, валторна, тромбон, туба, литавры, ксилофон, челеста, барабан, балалайка, домра, гитара, мандолина, цимбалы, ситар, жалейка, флейта Пана, блокфлейта, клавесин, орган, лютня, волынка, укулеле, маримба, домбра, арфа, баян, аккордеон, электроорган, синтезатор, термевокс, волны Мартено, электрогитара.

Варианты названий групп:


  1. Струнные смычковые

  2. Струнные щипковые

  3. Духовые деревянные

  4. Духовые медные

  5. Ударные

  6. Клавишные

  7. Электронные

  8. Язычковые

Варианты принадлежности инструментам к различным типам музыки. Следует выбрать традиционные варианты использования:

А. Инструмент симфонического оркестра

Б. Инструмент эстрадного оркестра

В. Этнический инструмент (указать местность или страну)

Г. Старинный инструмент

Д. Концертный инструмент

Е. Инструмент для домашнего музицирования

ролика

Название инструмента

Группа (цифра)

Принадлежность к типу музыки (буква)

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10











Задание 4.

Из истории музыкальных терминов

Заполните таблицу, разместив напротив номер соответствующего термина.



  1. опера;

  2. консерватория;

  3. пюпитр;

  4. нотация;

  5. синкопа;

  6. тембр;

  7. мелизм;

  8. диссонанс;

  9. реприза;

  10. пассакалья.

Описание

термин

Жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. В переводе с итальянского этот термин буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.




Система условных обозначений, принятая в какой-либо области знаний или деятельности, включает множество символов, используемых для представления понятий и их взаимоотношений, составляющее «алфавит» системы, а также правила их применения. Используется не только в музыке, но и в математике, в физике, химии, и даже шахматах. В музыке бывает невменная, мезуральная, крюковая и др.




Звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, то есть какофонией). К подобным относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов. В средние века и эпоху Возрождения запрещался или использовался с осторожностью и по специальным правилам. Характеризует академическую музыку ХХ века




Смещение ритмической опоры в музыке с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим. В буквальном переводе с греческого – отсечение, обрубание, с итальянского – обморок.




Термин обозначает сохранять, охранять. Учебное заведение, которое готовит исполнителей, композиторов и музыковедов. Первое такое заведение было открыто в Неаполе в 16 веке как приют для беспризорных и сирот. В России появились в 19 веке – в Санкт-Петербурге и в Москве.




Подставка для нот, книг и т. п. в виде наклонной рамки, доски (на ножке или вмонтированная в музыкальный инструмент), ), а также настольная подставка для книг, тетрадей.




Небольшое мелодическое украшение, устойчивое по форме. Термин произошел от греческого варианта слова песня. Разновидности: группетто, мордент, трель, форшлаг.




Термин произошел от французского «брать обратно, возобновлять». Обозначает часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение музыкального материала после его развития или изложения нового. Способствует цельности и уравновешенности формы. Ярким образцом формы, использующей подобный раздел в XVII—XVIII вв. является ария Da capo




Музыкальный жанр, в переводе с испанского – «проходя по улице». Первоначально испан. песня с сопровождением гитары, родственная вильянсико, позднее (кон. 16 в.) танец, возникший в связи с обычаем исполнять на улице музыку торжественного или маршеобразного характера при разъезде гостей по окончании празднества. С распространением гитарной музыки в нач. 17 в. из Испании проникает во Францию и Италию. В Италии определились осн. черты жанра - сосредоточенный, торжественный, возвышенный характер музыки, медленный темп, трёхдольный размер, принцип вариаций на неизменный бас.




Окраска звука; один из признаков муз. звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по к-рому различают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами, штрихами. Слушатель характеризует окраску.звука гл. обр. с помощью ассоциативных представлений - сравнивает это качество звука со своими зрительными, осязательными, вкусовыми и т. п. впечатлениями от разл. предметов, явлений и их соотношений (звуки яркие, блестящие, тусклые, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п.); реже применяются собственно слуховые определения (звонкие, глухие).





Задание второго типа

Задание 1.

1.1. Напишите не менее 15 определений, которые понадобятся для рассказа о Ваших впечатлениях от посещения постановки музыкального спектакля по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».



1.2. Звучит музыка (Танец рыцарей С. Прокофьева или Гальярда средневекового неизвестного автора) - Выберите соответствующие фрагменту характеристики из ряда данных.

решительный характер, позитивный характер, беспокойная мелодия, изящная мелодия, маршеобразные ритмы, нежная мелодия, убаюкивающие интонации, народные интонации, угловатая мелодия, повторяющиеся ходы, назойливый ритм, торжественное настроение, мягкое звучание, гротескный музыкальный образ, громкое звучание оркестра, жизнеутверждающее звучание, тревожные ноты, соло скрипок, вальсовые ходы, атмосфера старинного замка.



Напишите не менее 10 собственных определений для характеристики музыкального фрагмента.
Задание 2.

Проводится социологический опрос на тему «Лучшая музыка всех времен и народов». Вам необходимо представить для этого опроса 10 музыкальных сочинений любых жанров, аргументируя свой выбор.



Задание третьего типа

Задание 1

Любой человек испытывает потребность в музыке. Он может музицировать сам, наслаждаться чужим исполнением, «прокручивать» запомнившиеся мелодии в голове и т.п. В разные времена люди музицировали на разных инструментах: древние греки распевали под аккомпанемент лиры, наши предки играли на домрах, гуслях. В XIX веке излюбленным инструментом для домашнего музицирования в городах становится фортепиано.

А на чем музицировали дома в ХХ веке? Каково сегодняшнее положение домашнего музицирования и на чем будут играть люди третьего тысячелетия?

Изложите свой взгляд на проблему в форме эссе-размышления, интервью, диалога с виртуальным собеседником и др.


Задание четвертого типа

Задание 1.

Сравните следующие музыкальные жанры: симфония и концерт. Для этого сформулируйте определения этих жанров, определите их основные признаки. Приведите примеры известных симфоний и концертов определенных авторов (не более 10 примеров). Как менялись эти жанры с течением времени? Найдите среди них общее и различное.


Задание 2.

Сравните следующие музыкальные жанры: опера и мюзикл. Для этого сформулируйте определения этих жанров, определите их основные признаки. Приведите примеры известных опер и мюзиклов определенных авторов (не более 10 примеров). Как менялись эти жанры с течением времени? Найдите среди них общее и различное.



Таблица для задания 1.



вопрос

симфония

концерт

1

Определение музыкального жанра







2

Что обозначает слово







3

Для какого состава исполнителей предназначен







4

Что общего у исполнительских составов этих жанров?




5

Время появления







6

Существовали ли эти жанры в одно время, одну эпоху?

Когда это было?






7

Какие композиторы обращались к этому жанру?







8

Какие композиторы считаются мастерами симфонии и концерта?




9

Структура







10

Что общего в структуре этих жанров




11

Какие существуют жанровые разновидности







12

Где в Перми можно услышать исполнение музыки в этих жанрах?