Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях




Скачать 398.9 Kb.
страница1/2
Дата09.01.2017
Размер398.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации

по подготовке и проведению в образовательных учреждениях

Оренбургской области открытых уроков, посвященных 220-летию

со дня рождения писателя С.Т. Аксакова





Разработаны в государственном учреждении «Региональный центр развития образования», одобрены министерством образования Оренбургской области


Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании, подготовке и проведении 1 сентября 2011 года открытых уроков, классных часов, посвященных 220-летию со дня рождения писателя С.Т. Аксакова.

Адресованы специалистам муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующим вопросы воспитания; заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.
В 2011 году исполняется 220 лет со дня рождения С.Т. Аксакова. В связи со значимостью этого события был издан указ Губернатора Оренбургской области от 15.07.2011 года № 495-ук «О праздновании 220-летия со дня рождения писателя С.Т. Аксакова в Оренбургской области». Составлен соответствующий План мероприятий. При министерстве культуры, общественных и внешних связей создан и действует оргкомитет празднования.

Планируется, что 1 сентября в школах области пройдет урок, посвященный памяти писателя и его творческому наследию. В учреждениях культуры состоятся тематические вечера. Специалисты проведут историко-полевые исследования и соберутся на Аксаковские чтения. В краеведческом музее откроется специальная экспозиция. Кроме того, должны быть установлены памятные кресты на предполагаемых местах захоронений Григория и Ольги Аксаковых Главные мероприятия пройдут в областном центре и в селе Аксаково, куда к 1 октября съедутся участники торжеств и творческих коллективов.

Министерством культуры, общественных и внешних связей области объявлен открытый конкурс на лучший проект памятника «Аленький цветочек» в музее-усадьбе С.Т. Аксакова. К участию в нем приглашаются художники, скульпторы, архитекторы, студенты и выпускники архитектурных и художественных учебных заведений, а также авторские коллективы. Участникам предстоит создать образ «аленького цветочка» и проект памятника для его установки в бывшем имении деда, где писатель так часто бывал в детстве. Известно, что сказка «Аленький цветочек» была услышана маленьким Сергеем Аксаковым от ключницы Пелагеи именно в селе Аксаково и впоследствии опубликована писателем.

По замыслу организаторов конкурса, скульптура «Аленький цветочек» разместится в районе искусственного пруда, на песчаной площадке в начале липовой аллеи. Памятник должен органично вписаться в проект планировки и благоустройства участка, выполненного с использованием элементов ландшафта, декоративного мощения и подсветки.

Беседа о сохранении аксаковских мест в Оренбуржье, их историческом и культурном значении для популяризации творчества великого русского писателя, а также повышения имиджа области как хранительницы историко-культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма, состоялась в ходе визита председателя Правительства РФ Владимира Путина в Оренбург. Он поддержал идею празднования 220-летия со дня рождения Сергея Аксакова и создания памятника «Аленький цветочек» по мотивам популярной сказки писателя. Владимир Путин дал поручение провести конкурс на определение проекта памятника с целью его дальнейшей установки в селе Аксаково Бугурусланского района области и обещал финансовую поддержку проекту.

Для обеспечения высокого уровня конкуренции и исключения субъективности в оценках конкурсной комиссии проекты должны быть обозначены лишь девизом, состоящим из шести цифр, произвольно выбранных участником.

Согласно положению критериями оценки являются архитектурно-художественная выразительность скульптуры, пьедестала и ландшафтного дизайна прилегающей территории, соответствие проекта академическим традициям изобразительного искусства, гармоничное соотношение масштаба скульптуры и средового окружения.

Итоги конкурса станут известны не позднее 20 сентября. Их подведет специально созданная конкурсная комиссия из четырнадцати человек, в составе которой представители административных органов и деятели культуры. Победитель получит денежный приз в размере 60 тысяч рублей. Остальные участники будут отмечены благодарственными письмами.

В XVIII столетии древнему роду дворян Аксаковых принадлежало несколько имений. Одно из самых известных имений расположено в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области. Впечатления от жизни в усадьбе составили основу знаменитых произведений Сергея Тимофеевича: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки об уженье рыбы», «Аленький цветочек» и других книг.

В настоящее время в усадьбе С.Т. Аксакова идет реставрация парка.

На объекте культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1811-1826 гг. жил писатель С.Т. Аксаков» в Бугурусланском районе, в селе Аксаково, в настоящее время удалены сухостойные, суховершинные и больные деревья и кустарники. Разбита дорожно-тропиночная сеть и подготовлены площадки под скамейки и фонари. Произведена раскорчевка и выемка 5000 куб. м. грунта из озера. На восстановление липовой аллеи и парка усадьбы С.Т. Аксакова из средств областного бюджета в 2011 году было выделено 3 млн. рублей.

До середины сентября запланировано осуществить планировку парка, засыпку глиной с укаткой (для создания гидроизоляционного слоя), мощение белобутовым камнем и наполнение озера водой.

В конце сентября – начале октября в рамках празднования 220-летнего юбилея С.Т. Аксакова в целях популяризации музея-усадьбы в селе Аксаково Бугурусланского района запланированы областной фестиваль библиотечных и музейных программ и проектов «Аксаковская осень», III областной конкурс профессионального мастерства музейных работников, концерт «Обильный край, благословенный!», «Ночь в музее» (концерт классической музыки Самарской филармонии при свечах). Кроме того, усадьбу посетит делегация оренбургских писателей. Во время визита будет вручена ежегодная Областная аксаковская премия в области литературы и искусства (фонд премии составит 50 тысяч рублей), литературная премия «Капитанская дочка».

К юбилею писателя планируется издать книгу произведений С.Т. Аксакова, разработать и запустить отдельный сайт музея-усадьбы.

По инициативе комитета Законодательного Собрания Оренбургской области по образованию, культуре, науке и спорту открыт благотворительный счет, средства которого будут направлены на развитие музея-усадьбы С.Т. Аксакова (ремонтно-реставрационные работы, обновление экспозиций, приобретение экспонатов и др.). Данный счет открыт на базе Некоммерческой организации «Оренбургский благотворительный фонд «Евразия».

Совместными усилиями обновленный музей-усадьба будет бережно хранить память о человеке, воспевшем алый цвет любви.


I. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПОДГОТОВКОЙ К УРОКУ, ПОСВЯЩЕННОМУ 220-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Т. АКСАКОВА

В образовательных учреждениях Оренбургской области 1 сентября 2011 года пройдут открытые уроки, посвященные знаменательной дате. И это не случайно. Творчество С.Т. Аксакова обладает богатейшим педагогическим, воспитательным потенциалом, оно помогает формировать человека, показывает ему, как жить в гармонии с собой и окружающим миром. Этот потенциал необходимо грамотно использовать в целях воспитания у юных граждан Оренбуржья лучших качеств.

Сергея Тимофеевича Аксакова называют певцом природы Оренбуржья. Это действительно так: он воспевает красоту, ценит своеобразие и природное очарование родного края.

Рекомендуется на уроке познакомить школьников с периодами жизни и творчества писателя и его произведениями согласно принципу возрастного соответствия.

Особое место в структуре урока рекомендуется отвести сопоставлению творчества С.Т.  Аксакова с  творчеством других классиков русской  литературы  и  культуры: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, В.В. Набокова, М.М. Пришвина и многих других деятелей отечественной культуры.

Помимо «горизонтального» (строго хронологического) знакомства с основными этапами биографии С.Т. Аксакова в рамках каждого класса целесообразно предусмотреть и «вертикальное» постижение (темы и проблемы) творческой жизни писателя. Такой подход даст возможность самым тесным образом связать факты, синхронизировать основные даты его биографии, научит соотносить их с ключевыми моментами истории и культуры, поможет привить школьникам вкус и навыки работы с историческим и художественным календарем.

Информация о местопребывании писателя в каждый момент его биографии должна сориентировать школьников в географии его жизни, а также в географии его художественных произведений. Особое внимание следует уделить аксаковским местам в Оренбуржье. Для того, чтобы изучение жизни и творчества С.Т. Аксакова в методическом отношении было полностью реализовано, имеет смысл учитывать такую постоянную категорию, как место действия художественного произведения.

Можно использовать следующий методический прием: на географической карте отметить специальными знаками маршруты жизни С.Т. Аксакова, а на воображаемой литературной карте – маршруты персонажей. Это поможет учащимся не только глубже и точнее воспринять произведения, но и освоить такие важные эстетические понятия, как время и пространство художественного произведения, то есть его хронотоп.

Знакомство с биографией С.Т. Аксакова рекомендуется строить на документальной основе. При этом документ следует понимать широко: это переписка, мемуары, воспоминания современников, дневник и другая литература, которая является в данном случае не только опорой, но и объектом текстуального изучения. Таким образом, специфика изучения биографии С.Т. Аксакова заключается в том, что это изучение биографии в документах.

Сделать рассказ о творчестве писателя красочным, интересным, запоминающимся учителю помогут изобразительный материал, оборудование и техническое оснащение уроков.

Зрительная память у детей развита гораздо лучше слуховой, они мыслят образами, у них прекрасное воображение и фантазия, поэтому правильно подобранный наглядный материал оставит в умах и сердцах детей память о творчестве С.Т. Аксакова и мотивирует их на продолжение знакомства с его литературным наследием.

В качестве наглядного материала могут быть использованы портреты писателя, его семьи и современников, копии документов (автографы писем Аксакова к родным, черновых записей произведений и т.д.), репродукции, фотографии (фотокопии) исторических мест, связанных с деятельностью С.Т. Аксакова, путеводители по музеям Аксакова (в Оренбургской области, в Уфе, в московской усадьбе Абрамцево), географические карты с маршрутами писателя.

Обзорному знакомству с творчеством С.Т. Аксакова будет способствовать работа с аннотированным списком его произведений.

Особое место на уроке рекомендуется отвести работе с текстом. Специфика выбора художественного текста для знакомства и изучения диктуется тем периодом биографии и тем творческим контекстом, который приходится на тот или иной класс. В каждом классе следует наметить для изучения именно тот период биографии Аксакова, который оказывается наиболее близок школьникам с точки зрения их возраста и специфических интересов. Так, например, в 6-7 классах учащиеся знакомятся с семейным и бытовым укладом семьи Аксаковых по документальной и мемуарной литературе, изучают автобиографическую дилогию «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». 

В 8 классе школьники читают произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Параллельно с изучением его творчества учащиеся не только знакомятся с очерком С.Т. Аксакова «Буран», который в текстуальном плане буквально совпадает с описанием бурана в степи у Пушкина, но и с историей его создания, сопоставляют аксаковский очерк со стихотворением, написанным ранее и представляющим собой не что иное, как первоначальную попытку воплощения замысла очерка.

Таким образом, учащиеся смогут наглядно представить себе, насколько творчество их земляка С.Т. Аксакова важно для изучения классической русской литературы: для понимания идейного содержания, установления достоверной исторической основы художественного произведения и для выявления важной творческой связи одного писателя с другим.

Реализуя такой подход к изучению творчества двух талантливейших писателей, можно вывести восьмиклассников на обсуждение высказывания выдающегося российского историка и литературоведа В.В. Кожинова, который сказал, что «имя С.Т. Аксакова нужно поставить даже не в общем ряду, а в самом начале великой русской прозы, может быть, даже раньше А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя».

Знакомство с сочинениями С.Т. Аксакова, а также биографические и мемуарные тексты позволят расширить кругозор учеников и дополнить его новыми сведениями о биографии и творчестве писателя.

Немаловажно рассмотреть на уроке такую проблему, как современное состояние изучения жизни и творчества С.Т. Аксакова. Разговор на эту тему предполагает обращение к важнейшим исследованиям отечественных и зарубежных ученых о писателе.

Уроку целесообразно обеспечить должный теоретический уровень, включить в него и предложить учащимся для осмысления смежные с теорией литературы понятия – из истории и теории эстетики, философии, общественно-политической мысли, краеведения (в том числе и литературного краеведения), а также лингвокраеведения. В ткань беседы с учащимися рекомендуется ввести те понятия из теории литературы, которые наиболее органично сочетаются с биографическим и художественным материалом, связанным с творчеством С.Т. Аксакова. В тех случаях, когда те или иные теоретические и эстетические понятия уже знакомы детям, учитель по своему усмотрению может использовать их для повторения, прокомментировав в связи с новым художественным материалом.

Интересным для ребят будет знакомство не только с произведениями С.Т. Аксакова, но и с той художественной или иной литературой, которая была актуальна для автора в момент создания им художественного произведения. Знакомство с книгами из его библиотеки позволит учащимся ближе прикоснуться к творческой лаборатории писателя, проследить путь от художественного замысла к его воплощению.

Интересной для школьников может стать тема «Жизнь и творчество С.Т. Аксакова и его семьи в кино, театре, живописи и музыке».

Возможно знакомство с основными крупными отражениями творчества С.Т. Аксакова в произведениях других видов искусства. В ходе обращения к художественным произведениям С.Т. Аксакова и к его биографии учащиеся будут приобщаться к наиболее известным кинофильмам и мультипликационным фильмам по мотивам произведений писателя, спектаклям и музыкальным произведениям, а также узнают имена и работы наиболее известных художников, иллюстрировавших произведения С.Т. Аксакова.

Расширению эстетического кругозора учеников будут способствовать экскурсии по аксаковским местам, кинопросмотры, посещение художественных выставок, театров, организация собственных театральных постановок, работа с архивными документами, сбор материалов для коллекции типа «Экранизации произведений С.Т. Аксакова», «С.Т. Аксаков в живописи» или «Образ С.Т. Аксакова в портретной живописи и фотопортретах», «Аксаков-славянофил», «Аксаков и русский литературный язык». Безусловно, всю эту работу невозможно вместить в рамки одного урока, она может быть начата задолго до 1 сентября 2011 года и обязательно должна получить продолжение в последующей урочной и внеурочной деятельности. Тема жизни и творчества С.Т. Аксакова неисчерпаема и предоставляет учителю широкие возможности выбора форм работы на уроке и вне урока.

Все это, несомненно, значительно повысит интерес современных школьников к литературному краеведению, их литературоведческую компетентность, умение улавливать, находить и объяснять реминисценции в классической литературе, сопоставляя и противопоставляя творчество разных писателей, разовьет творческий потенциал каждого из учеников.

Задача учителя на первом уроке первого сентября в данном случае должна быть сведена к интеллектуальной и, в некотором смысле, эмоциональной помощи школьнику в самостоятельном обращении к творческому наследию С.Т. Аксакова уже за пределами школьного урока.



II. МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ, ГОТОВЯЩЕМУ ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО 220-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Т. АКСАКОВА


1. Основные даты жизни и творчества С.Т. Аксакова (приводятся по старому стилю)

1791, 20 сентября – В Уфе у чиновника уфимского земского суда и помещика Тимофея Степановича Аксакова и его супруги Марии Николаевны, урожденной Зубовой, родился сын Сергей.

1792-1799 – Детские годы, проведенные в Уфе и дедовском имении Ново-Аксаково (село Знаменское) Бугурусланского уезда Уфимского наместничества (с 1791 года – Оренбургской губернии). Сказки ключницы Пелагеи. Дядька Евсеич, его рассказы. Страсть к рыбной ловле.

1800-1801 – Приезд в Казань. Сергей Аксаков поступает в Казанскую гимназию. Болезнь. Отъезд из Казани в деревню.

1802 – В Ново-Аксаково. Возвращение в Казань, продолжение учения в гимназии.

1802-1804 – В гимназии. Преподаватель русской словесности И.М. Ибрагимов, преподаватель математики Г.И. Карташевский, воспитатели гимназиста Сергея Аксакова. Знакомство с литературой русской и французской. Любовь к поэзии и театру. Первая охота с ружьем и увлечение ею.

1805 – Открытие Казанского университета, зачисление гимназиста старшего отделения Сергея Аксакова в студенты.

1806 – Приезд в Казань актера и драматурга П.А. Плавилыцикова, открывшего Аксакову, по его словам, «новый мир в театральном искусстве». Университетские спектакли с участием Сергея Аксакова. Литературные занятия.

1807 – Просьба об увольнении из университета «для определения к статским делам».

1808-1813 – Петербург. Служба переводчиком в «Комиссии составления законов». Знакомство с А.С. Шишковым. Актеры Я.Е. Шушерин, А.С. Яковлев, И.А. Дмитревский.

1811 – Выход в отставку.

1812-1826 – Жизнь в Ново-Аксаково, а затем, после семейного раздела, в селе, Надеждино близ Белебея с наездами в Петербург и Москву.

1815 (конец года) – Знакомство в Петербурге с Г.Р. Державиным.

1816 – Женитьба на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной.

1817, 29 марта – Рождение первенца Константина в Ново-Аксаково.

1819, 7 февраля – Рождение дочери Веры в Ново-Аксаково.

1819 – Представление на петербургской сцене перевода С.Т.Аксакова «Школы мужей», комедии Мольера. До этого, в 1812 году, был сделан перевод трагедии Софокла «Филоктет» (с французского языка).

1821 – Приезд в Москву. Возобновление старых литературных и театральных знакомств. С.Н. Глинка, М.Н. Загоскин, А.А. Шаховской, Ф.Ф. Кокошкин, А.И. Писарев. Увлечение театром и участие в «благородных спектаклях». Баллада «Уральский казак».

1822 – Семейный раздел. Село Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии отошло С. Аксакову. Наезды в Бавлы к крестной матери Евгении Степановне Угличининой (Аксаковой).

1823, 26 сентября – Рождение сына Ивана в селе Надеждино.

1826 – Переселение в Москву.

1827-1832 (с перерывом) – Цензор Московского цензурного комитета, затем председатель этого комитета.

1827 – Участие в «Московском вестнике» М.П. Погодина, театральные статьи и рецензии.

1832 – Увольнение со службы за пропуск баллады «Двенадцать будочников».

1832 – Знакомство с Н.В. Гоголем. Знакомство с Н.М.Языковым.

1833 – Смерть матери.

1833-1838 – Инспектор Константиновского землемерного училища, преобразованного вскоре в Межевой институт, первым директором которого стал С.Т. Аксаков.

1834 – Опубликован очерк «Буран».

1837 – Смерть отца.

1839 – Приезд на Воздвиженскую ярмарку в Бугульму. Начало «тесной дружбы» с Гоголем, по словам самого Сергея Тимофеевича. Поездка вместе с Гоголем в Петербург. Преклонение перед «величайшей славой России».

1841, 5 марта – Смерть младшего, семнадцатилетнего сына Миши.

1843 – Приобретение подмосковного имения Абрамцево.

1845 – Частичная потеря зрения. Диктовки «Записок об уженье рыбы».

1846 – Приступы мучительной болезни. Первый отрывок «Семейной хроники» опубликован в «Московском литературном и ученом сборнике».

1847 – Выход отдельного издания «Записок об уженье рыбы». Письмо Гоголя с просьбой написать «Записки своей жизни».

1849 – Гоголь – гость Абрамцева. Чтение Гоголем глав первой части «Мертвых душ».

1850 – Знакомство с И.С. Тургеневым и начало переписки с ним.

1852 – Смерть Гоголя. «Письмо к друзьям Гоголя». Отдельное издание «Записок ружейного охотника».

1854 – Начало работы над «Историей моего знакомства с Гоголем».

1855 – Болезнь. Работа над «Семейной хроникой» и «Воспоминаниями» (глава «Гимназия. Период второй» – о реке Бавле и крестной).

1856 – Отдельное издание «Семейной хроники» (первых трех отрывков) и «Воспоминаний». Появление в журналах двух последних отрывков «Семейной хроники». Второе издание «Семейной хроники» в полном составе.

1858 (начало года) – Выход в свет книги «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники».

1858 – Стихотворение «При вести о грядущем освобождении крестьян».

1858 – «Встреча с мартинистами», «Наташа», «Собирание бабочек» (К.Фукс), «Очерк зимнего дня», последнее произведение писателя, диктованное, по словам Ивана Аксакова, «на одре мучительной болезни, за четыре месяца до кончины».

1859 – В ночь с 29 на 30 апреля С.Т. Аксаков скончался в Москве, в доме на Кисловке.

1859, 3 мая – Похороны на кладбище Симонова монастыря.


2. Биография С.Т. Аксакова



Аксаков, Сергей Тимофеевич, – знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, А. несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Дедушка Степан Михайлович мечтал о внуке именно как о продолжателе «знаменитого рода Шимона» – сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. С.Т. – сын Тимофея Степановича А. (1759-1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года. Любовь к природе – совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке – будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, сказками, святочными играми. И «Аленький цветочек», записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, – случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня. Но ранее народной литературы пришла городская, по преимуществу переводная. Старый приятель матери Аничков привел мальчика в неистовый восторг разрозненной коллекцией «Детского чтения» А.И. Новикова. В мир стихотворной лирики ввела его «Детская библиотека» Кампе, переведенная Шишковым; «Анабазис» и история Кира младшего. Это уже был переход от детских книжек к настоящей литературе. С характерным для него упоением он погрузился в «Россиаду» Хераскова и сочинения Сумарокова; тут же его «сводили с ума» сказки «Тысячи и одной ночи», а рядом с ними читались «Мои безделки» Карамзина и его же «Аониды». Длинный ряд книжных воспоминаний А. показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века. Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда А. поступил на десятом году, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы – все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное – что-то вроде лицея. В гимназии А. провел всего три с половиною года, конец которых запечатлен новыми литературными интересами. Это был, прежде всего, театр, который всегда так занимал А., особенно в впервой половине его литературной деятельности и с которым сблизил его товарищ, Александр Панаев, «охотник до русской словесности», «обожатель Карамзина», издатель рукописного журнала «Аркадские пастушки», в котором не решился, однако, принять участие А., пописывавший втайне. Через год с лишним –в университете – А. уже сам издавал журнал вместе с И. Панаевым. Он пробыл в университете, продолжая также брать уроки в гимназии, до 15 с половиной лет, но эти полтора года много значат в его развитии. Трудно даже сказать, что сыграло здесь большую роль: собирание бабочек или товарищеский журнал, увлечение театром или литературные споры. Собственно «научных сведений» – как он сам жалуется – он вынес из университета немного, однако что-то носилось в воздухе аудиторий, что-то заражало идеализмом пытливости и знания. Французские лекции натуралиста Фукса, несомненно, сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности А., которая впоследствии давала И.С. Тургеневу право ставить его в известных отношениях выше Бюффона. Здесь он осмыслил свою любовь к природе, здесь закрепил любовь к литературе. Среди казанских гимназистов, пламенно, но поверхностно преклонявшихся пред Карамзиным, один А. оказался, после некоторых колебаний, убежденным сторонником Шишкова. В университете затеяли спектакли. А. быстро выдвинулся среди юных исполнителей; шумный успех сопровождал его выступления и окрылял его; он был даже руководителем любительского кружка. Репертуар был для своего времени довольно прогрессивный, как, например, отрывки из «Разбойников» Шиллера. Начинающий артист нашел высокий образец в актере и драматурге Плавильщикове, казанские гастроли которого сопровождались восторгами весьма юного студенчества. Получив от университета аттестат «с прописанием таких наук, какие знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали», А. провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург. Карташевский уже приготовил для своего питомца должность переводчика в комиссии составления законов, где он сам состоял помощником редактора. В Петербурге произошло первое сближение А. с литературными деятелями – как и можно было ожидать, не теми, которые являлись представителями прогрессивных течений в литературе. Он сблизился с артистом Шушериным, бывал у адмирала Шишкова, познакомился со многими актерами и писателями, еще более пламенно увлекался театром, много беседовал о литературе, но ни из чего не видно, чтобы какие бы то ни было искания в той или другой области занимали его. О политической мысли и говорить нечего: она проходила мимо него, и он вполне присоединялся к вкусам Шишкова. Князь Шихматов казался ему великим поэтом. У Шишкова собирались Державин и Дмитриев, гр. Хвостов, князь Шаховской и другие, составившие потом консервативную «Беседу любителей русского слова»; литературный авторитет стариков был незыблем. В их высоком стиле перевел А. софоклова «Филоктета» – конечно, с французского перевода Лагарпа, – и «Школу мужей» Мольера, причем, по позднейшему признанию автора, эта «комедия отчасти переложена на русские нравы, по существовавшему тогда варварскому обычаю». В эти годы А. жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной А. пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину то самое Надеждино (Оренбургской губернии), которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куроедова, и, переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. А. вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы и напечатал свой перевод десятой статиры Буало (Москва, 1821). Но открытая жизнь в Москве была не по карману. Пробыв год в Москве, А. переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года. Здесь А. написал напечатанное в «Вестнике Европы» (1825 год, №4, «Эпиграмма») совершенно незначительное четверостишье, как бы стихотворное предварение будущих «Записок об уженье рыбы», в ложноклассической манере, но с живыми колоритными подробностями. Были за это время напечатаны в «Вестнике Европы» (1825) также две критические статьи А.: «О переводе "Федры"»(Лобанова) и «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве». В августе 1826 года А. расстался с деревней – и навсегда. Наездом он бывал здесь, живал подолгу в подмосковной, но в сущности до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. О цензорской деятельности А. говорят различно; есть указания, достойные веры и не вполне благоприятные. Но, в общем, он был мягок; формализма не выносила его натура. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. «Новыми и преданными друзьями» его стали Юрий Венелин, профессора П.С. Щепкин, М.Г. Павлов, потом Н.И. Надеждин. Обновились и театральные связи; частым гостем был М.С. Щепкин; бывали Мочалов и другие. В 1832 году А. пришлось переменить службу; от должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского «Европеец» статью «Девятнадцатый век». При связях А. ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем. В 1839 году А., теперь обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время мало, и то, что он писал, очень незначительно: ряд театральных рецензий в «Драматических прибавлениях» к «Московскому Вестнику» и в «Галатее» (1828-1830) несколько небольших статей. Его перевод мольеровского «Скупого» шел на сцене московского театра в бенефис Щепкина. В 1830 году напечатан в «Московском Вестнике» (без подписи) его рассказ «Рекомендация министра». Наконец, в 1834 году в альманахе «Денница» появился, также без подписи, его очерк «Буран». Это первое произведение, говорящее о настоящем А. «Буран» – первый вестник о том, что создавалась надлежащая среда, что впечатлительный А. поддавался новым влияниям, более высоким, более плодотворным. Не сверху, от литературных знаменитостей, не извне шли они, но снизу, от молодежи, изнутри, из недр аксаковской семьи. Подрастали сыновья А., мало похожие на него по темпераменту, по умственному складу, по жажде знаний, по влечению к общественному воздействию, по идейным интересам. Дружба с сыновьями, несомненно, имела значение в развитии литературной личности А. Впервые консервативная не только по идеям, а, главным образом, по общему складу мысль зрелого А. встретилась с кипением молодых умов; впервые видел он перед собой то творчество жизни, ту борьбу за мировоззрение, с которой не познакомили его ни догматы Карташевского, ни университетские впечатления, ни поучения Шишкова, ни водевили Писарева. Конечно, переродиться от этого не мог сорокалетний человек, установившийся и по натуре не ищущий; но речь идет только о том влиянии, которое должна была произвести на А. близкая его сыну пылкая молодежь с ее высокими умственными запросами, с ее чрезвычайной серьезностью, с ее новыми литературными вкусами. Характернейшим проявлением этих вкусов было отношение нового поколения к Гоголю. А. был наблюдателен и в ранней молодости, но писал все время ничтожнейшие стишки и статейки, потому что не только в творениях «высокого стиля», в направлении Державина, Озерова , Шишкова, но в более реальной, сентиментальной повести Карамзина тонкая наблюдательность и трезвая правдивость А. не могли найти применения. Он родился несколько раньше времени. Его дарование было создано для новых форм литературного творчества, но не в его силах было создать эти формы. И когда он их нашел – быть может, не только у Гоголя, но и в «Капитанской дочке» и «Повестях Белкина», – он сумел воспользоваться тем богатством выражения, которое они предоставляли его природной наблюдательности. Не человек А. переродился, а в нем родился писатель. Это было в половине тридцатых годов, и с тех пор творчество А. развивалось плавно и плодотворно. Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы известная популярность окружала А. Имя его пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград. Он считался мужем совета и разума; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал. Он был терпим и чуток. Не только не будучи ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, он, тем не менее, был каким-то нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые. Подходила старость, цветущая, покойная, творческая. Милые устные рассказы А. побудили его слушателей добиваться того, чтобы они были записаны. Но, временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженье рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. Автор не ждал его, да и особенно ценить не хотел: он просто для себя «уходил» в свои записки. А у него было от чего «уходить» в эти годы: если не от огорчений, то просто от массы событий, захватывавших его, от массы фактов жизни личной и общественной. Идейная борьба, захватившая всех, достигла чрезвычайного напряжения, и быстро стареющий А. не мог переживать ее перипетий. Он болел, зрение его слабело – и в подмосковном сельце Абрамцеве, в уженье на идиллической Воре, он охотно забывал о всех злобах дня. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». Среди этих отзывов наиболее интересна известная статья И.С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках. Вскоре по выходе «Записок ружейного охотника» стали появляться в журналах новые отрывки из «Семейной хроники», а в 1856 году она вышла отдельной книгой... Все спешили наперерыв отдать дань уважения таланту маститого мемуариста, и это шумное единогласие критики было лишь отголоском громадного успеха книги в обществе. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой. Радости литературного успеха смягчали для А. тяготы этих последних лет. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье А. становилось все хуже. Он почти ослеп – и рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой. Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова-внука». «Детские годы» (отдельно вышедшие в 1858 году) неровны, менее закончены и менее сжаты, чем «Семейная хроника». Некоторые места принадлежат к лучшему, что дал А., но здесь нет уже ни той ширины картины, ни той глубины изображения, которые придают такую значительность ограниченному мирку «Семейной хроники». И критика отнеслась к «Детским годам» без былого восторга. Длинный ряд второстепенных литературных работ подвигался вперед параллельно с семейными воспоминаниями А. Частью, как, например, «Замечания и наблюдения охотника брать грибы», они примыкают к естественнонаучным наблюдениям его, в значительной же части продолжают его автобиографию. Его «Литературные и театральные воспоминания», вошедшие в «Разные сочинения» (М., 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов А. о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена, «История моего знакомства с Гоголем», показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний А. никоим образом не означает старческого падения его дарования. Эти последние сочинения писаны в промежутках тяжкой болезни, от которой А. скончался 30 апреля 1859 года в Москве. Об А. справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности. Он не был самостоятелен и не мог создать форм, подходящих к его простой натуре, его бесконечной правдивости; консерватор не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего существа, он преклонялся пред признанными традиционными формами высокого стиля и долго не мог выразить себя достойным образом. Но, когда новые формы реального повествования были не только созданы, но и реабилитированы, когда «Повести Белкина» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» внедрили в общее сознание, что простой правдивый рассказ не ниже высокой литературы, что душевное содержание, доселе отрезанное от нее литературной условностью, имеет и другие, более скромные по виду и более жизненные по существу формы, А. честно отлил в эти формы то, что без них должно было остаться бесформенной массой устных рассказов и воспоминаний. Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиями, давно расхватавшими отрывки охотничьих и семейных воспоминаний.

3. С.Т. Аксаков и Оренбуржье

У оренбуржцев есть особый повод отмечать 220-летний юбилей С.Т. Аксакова: лучшие его книги созданы на оренбургской основе. Мы узнаем в них родную природу, характеры и типы людей, присущие нашему краю. Его творчество, во всяком случае, значительную его часть, мы справедливо рассматриваем как своего рода энциклопедию оренбургской жизни.



Детские и отроческие годы Аксаков провел в дедовском имении Ново-Аксаково Бугурусланского района Оренбургской губернии, которое в произведениях писателя названо Багрово. Первый раз маленького Серёжу привезли к деду в восьмимесячном возрасте, а второй – когда ему было 5 лет, и прожил Сережа вместе с сестрой без отца и матери (они уехали в Оренбург в связи с болезнью матери) в Ново-Аксаково больше месяца. Третий раз семья Аксакова приезжала к умирающему дедушке. В 1807 г. Аксаков уволился из Казанского университета «для определения к статским делам» и вместе с родными совершил поездку в Оренбургскую губернию. Во время Отечественной войны 1812 г. Аксаков жил в Ново-Аксаково, лишь на короткое время приезжая в Москву и Петербург. В Оренбургском крае он прожил первые пять лет после женитьбы, здесь родился его старший сын Константин. В 1820 г. Аксаков вместе с семьей приехал в Москву, пребывание в которой растянулось на целый год. В журнале «Вестник Европы» он опубликовал стихотворение «Уральский казак», имеющее подзаголовок «Истинное происшествие», написал другие стихотворения, воспевающие оренбургские места и оренбургскую природу («Послание к брату», «Осень», «Послание в деревню»). В августе 1821 г. в связи с тем, что отец выделил Сергея Тимофеевича, у которого к этому времени было уже четверо детей, семья Аксаковых вновь уезжает в Оренбургский край, но в село Надеждино бывшего Белебеевского уезда. В 1830-е гг. Аксаков публикует очерк «Буран», послуживший Пушкину источником для описания снежной метели в оренбургской степи в «Капитанской дочке». В это же время в журнале «Телескоп» было напечатано стихотворение Аксакова «Послание в деревню», где звучит тоска поэта по «дикому краю», «по простору степей».

В конце 1830-х гг. Аксаков покупает в пятидесяти верстах от Москвы небольшое имение Абрамцево, расположенное в красивейшем месте Подмосковья, богатая природа которого вызывала у него воспоминания о днях далекого детства и юности, о радостях общения с природой Оренбургского края. В 1840 г. Аксаков написал первый отрывок из своих воспоминаний, опубликованный лишь через шесть лет и положивший начало его «Семейной хронике». В середине 1840-х гг., в разгар работы над «Семейной хроникой», Аксаков задумал написать книгу о рыбной ловле, и в течение 1845-1846 гг. он работает над «Записками об уженье рыбы», где, как писал он в письме к Гоголю, «займет свою часть чудесная природа Оренбургского края». В 1847 г. «Записки» вышли из печати. Успех этой книги побудил Аксакова написать новый цикл – об охоте – «Записки ружейного охотника Оренбургской губерни». Они имели еще больший успех. Превосходной книгой назвал эти записки Н.А. Некрасов. В 1850-е гг. Аксаков задумал издавать ежегодный альбом «Охотничий сборник», в котором должны были участвовать писатели и ученые, но Московский цензурный комитет не разрешил это издание. Тогда Аксаков издал собственную книгу «Рассказы и воспоминания охотника». Кроме охотничьей трилогии, «воспоминания прежней жизни» отражены еще в двух произведениях Аксакова: «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». В них дана история трёх поколений семьи Багрова, то есть Аксакова. В «Семейной хронике» Аксаков на основе воспоминаний о своем деде создает яркий и выразительный образ Степана Михайловича Багрова, рассказывает о взаимоотношениях второго поколения Багровых, изображает жизнь дворянской усадьбы. В центре внимания другого произведения Аксакова – «Детские годы Багрова-внука» – уже третье поколение Багровых. На примере главного героя Сережи Багрова раскрыт сложный процесс формирования детской души, показано видение окружающего мира глазами ребенка. Приложением к повести является «Аленький цветочек (сказка ключницы Пелагеи)» – произведение, прочно вошедшее в детскую литературу. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» завершаются «Воспоминаниями», где все герои названы уже своими именами. Аксаков хотел рассказать о четвертом поколении Багровых, то есть о своих детях. Это подтверждает написанный еще во второй половине 1840-х гг. «Отрывок из семейной хроники», в котором повествуется о некоторых эпизодах детства и юности второго сына Аксакова – Григория Сергеевича, воспитанника Петербургского училища правоведения, впоследствии оренбургского губернатора. Этому замыслу не суждено было осуществиться, так как документальная основа произведений Аксакова вызывала сопротивление со стороны его семьи. Летом 1856 г., уже после издания «Семейной хроники» отдельной книгой, Аксаков писал своему знакомому, оренбургскому гражданскому губернатору Е.И. Барановскому: «Далее писать было невозможно: я и так был уже очень стеснен близостью ко мне описываемых событий». По этой же причине осталась незавершенной и повесть «Наташа», в которой рассказывалась история замужества сестры писателя. Последним произведением Аксакова был небольшой поэтический этюд «Очерк зимнего дня».

В творчестве А. огромную роль играли личные впечатления, воспоминания, жизненный опыт, поэтому основные произведения писателя – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» – находятся на грани между художественной прозой и литературой мемуарного характера. Богатая природа Оренбургского края на рубеже XVIII-XIX вв.– далекой российской окраины, где Аксаков провел детские и отроческие годы, – патриархальная деревенская жизнь сформировали доминанту его мировоззрения и личности, отраженную во всем творчестве Аксакова: стремление к простоте и естественности жизни, любовь к природе, общение с которой Аксаков считал нравственно очищающим, критическое отношение к «искусственной» городской цивилизации и отвлеченной книжности.

Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю не только фон, но и все содержание для его будущих произведений.

Созданные на оренбургском материале, книги Аксакова приобрели общерусское значение. «Превосходная книга Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» облетела всю Россию», – пишет Н.А. Некрасов. «Такой книги у нас еще не бывало», – утверждал И.С. Тургенев.

Читая описания оренбургской степи, мы словно вдыхаем ее неповторимый аромат и видим милые сердцу каждого оренбуржца «приземистый рассыпчатый ковыль, сизый горный шалфей, белую низенькую полынь, чабер и богородскую траву…». Говоря о связях Аксакова с оренбургским краем, можно без конца цитировать его книги – настолько насыщены они «оренбургским элементом».

Никакая другая местность нашей необъятной страны не описана так обстоятельно и точно и вместе с тем так любовно и художественно, как описана в книгах Аксакова эта часть Оренбуржья, его «аксаковская зона».

С.Т. Аксакова мы можем по праву считать исследователем Оренбургского края, ибо его произведения в своей совокупности составляют целую энциклопедию по нашему краю, по которой можно изучать его природу, прекрасно знакомиться с его флорой и фауной и вместе с тем получить отчетливое представление о населении края, каким оно было полтора века назад, об этническом его составе, социальной структуре, о быте и нравах.
4. Методические материалы из опыта работы учителей
Разработка урока литературного чтения в 4 классе

по программе «Школа России»

Тема урока: С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

Цель урока: Познакомить обучающихся с литературной сказкой С.Т. Аксакова.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально относиться к прочитанному.

2. Развивать у школьников читательские навыки, соотносить содержание литературной сказки с иллюстрациями.

3. Воспитывать интерес к чтению литературных произведений.



Оборудование: компьютер, проектор, экран.

ТСО: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, видеозапись мультфильма «Аленький цветочек», аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке, выполненные учителем (формат А3), рисунки учащихся (формат А4), карточки с заданиями, таблицы с устойчивыми выражениями.

Ход урока

  1. Организация.

Учитель:

Прозвенел уже звонок.



Дети:

Начинается урок.



Учитель:

Как всегда и без заминки

Начнем урок с читательской разминки.

А) Чтение устойчивых выражений (фразеологизмов), объяснение их значений: * рука об руку – … ,*рукой подать – … , * держать себя в руках – … .

Б) На карточке зачеркнуть все одинаковые гласные буквы, из оставшихся букв составить слово.

с

о

е

у

о

э

о

к

о

е

у

э

э

ы

а

о

о

е

ы

о

я

з

я

о

я

у

о

е

к

е

э

о

е

о

я

и


Учитель: Какое слово составили? (Сказки)

Показ слайдов

1 слайд: Сказки.

Учитель:

Какие бывают сказки? (Народные, авторские)

Какие сказки называют авторскими? (Обработанные или пересказанные авторами)

Назовите фамилии писателей-сказочников, произведения которых вы читали. (А.С. Пушкин, П.П. Ершов, П.Бажов, …)



2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы встретимся с литературной сказкой Сергея Тимофеевича Аксакова.

2 слайд: Аксаков Сергей Тимофеевич (1781-1859).

3. Создание эмоционально-образного настроя.

А) Слово об авторе.

Ученик: С.Т. Аксаков родился в Уфимской области, в Башкирии. Учился в Казанской гимназии. В 1805 году стал студентом только что открывшегося Казанского университета. Курса не закончил, переехал с семьей в Петербург и поступил на службу, переводил пьесы. В 1812 году опубликовал первое стихотворение. В 1834 году напечатан его очерк «Буран». Этот год и стал началом деятельности Аксакова-писателя.

Учитель: Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко (1858 г.) записал в своем дневнике об Аксакове:

3 слайд: «Великий художник, пламенно любивший безмятежно очаровательную природу».

Ученик: Аксаков любил природу и много писал о ней. Он написал лирическую повесть о рыбаках, реках, озерах, о том, как хорошо на берегу встречать алую зарю, слушая трели соловья.

Учитель: Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев писал Николаю Александровичу Некрасову про Аксакова:

4 слайд: «Он смотрит на природу ясно, просто и с полным участием, он наблюдает умно, добросовестно и тонко, а перед его взором природа раскрывается и дает возможность «заглянуть в себя»».

В своих рассказах Аксаков знакомит нас со всеми видами птиц. Послушайте описание гордого лебедя.



Звучит мелодия П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро». На экране листаются слайды 5-14 с изображением лебедя. Учитель зачитывает слова С.Т. Аксакова:

«Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленью камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды».

Право же, нельзя не присоединиться к отзыву Тургенева: «Это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Нет ничего лишнего, ничего напряженного и вялого, свобода и точность выражения одинаково замечательны!».

Последние 10 лет жизни С.Т. Аксаков посвятил работе над воспоминаниями.



15 слайд: В 1858 году написал автобиографический роман «Детские годы Багрова-внука».

Учитель:

Что значит выражение автобиографический роман? В этом романе автор описывает свое детство. Неторопливо, обстоятельно раскрывает картины жизни помещичьей усадьбы конца XVIII – начала XIX века.

С любовью описывает доброго отца, ласковую маменьку, которую мальчик нежно любит, простых людей, таких, как ключница Пелагея, которая рассказала маленькому Сереже Багрову сказку «Аленький цветочек».

16 слайд: «Аленький цветочек».

Б) Словарная работа.

17 слайд:

парча – …

тувалет – …

середович – …

кормчий – …

пригорок муравчатый – …

Как вы понимаете слово алый?



18 слайд: алый – ….

Как иначе назвать этот цвет?



18 слайд: алый – … красный, багровый, огненный

Каким вы представляете цветочек аленький?

Может таким? Или таким?

19-21 слайды: изображения цветов.

Дома Вам предстоит изобразить аленький цветочек, а вдохновит вас на творчество чудесная, волшебная сказка С.Т. Аксакова.

Она стала любимой сказкой для многих людей. По этой сказке написана опера «Земира и Азор» (композитор А.Эм. Гретри), поставлены спектакли, сняты кинофильмы, созданы мультфильмы. Содержание сказки известно во многих вариантах в России: «Финист – ясный сокол», «Заклятый царевич», «Красавица и чудовище».

4. Первичное ознакомление с текстом сказки.

Чтение учащимися по логически завершенным частям.



5. Проверка восприятия (по вопросам учителя).

Сколько дочерей было у купца?

Как относился отец к дочерям?

Много ли путешествовал купец?

Что просили в подарок старшие дочери?

Что просила в подарок младшая дочка, Настенька?

Чья просьба оказалась самой трудной?

Как оказался купец на острове?

Почему он обещал вернуться на остров?

Просил ли купец старших дочерей отправиться на остров вместо него?

Что ответили старшие дочери?

6. Физминутка.

Учитель: Вы читали?

Ученики: Мы читали!

Учитель: А теперь все быстро встали!

Ученики:

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки!

Уходи от нас скорей!

Не пугай ты нас, детей!

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло!

Громче музыка играй,

Нас на танец приглашай!

(Звучит музыка, ученики выполняют танцевальные упражнения).



7. Просмотр фрагмента мультфильма (купец вернулся домой с подарками).

Посмотрите отрывок из мультфильма, обратите внимание на то, как Настенька говорила о цветке. (Так вот ты какой, цветочек аленький)

Прочитайте фразу с восхищением, восторгом.

Прочитайте фразу с удивлением, укором и страхом.



8. Выборочное чтение. Соотнесение иллюстраций с текстом.

Учитель:

Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации, размещенные на доске. Найдите в тексте соответствующие им фрагменты, выразительно прочитайте их.

а) …Диву дались красоте ее девичьей и ее наряду царскому, королевскому.

б) … Смотрит она то и дело на часы.

в) … Побежала она на пригорок муравчатый, где рос, красовался цветочек аленький.

г) … Полюбила ты меня в образе чудища, полюби теперь в образе человеческом.



9. Итог.

Учитель:

Скоро прозвенит звонок,

Подведем сейчас итог.

Легко ли читать сказки и почему?

Что было непонятно, сложно?

Чем понравилась сказка?

Можно ли назвать эту сказку С.Т. Аксакова волшебной?

Какое волшебство вы увидели в сказке?

Чему учит сказка?

Захотелось ли вам прочитать сказку Аксакова в полном варианте?

Сегодня на уроке активно работали … (выставление оценок).

10. Домашнее задание.

Читать сказку.

Подготовить пересказ отрывка.

Нарисовать, каким вы представляете себе аленький цветочек.



  1   2

  • I. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПОДГОТОВКОЙ К УРОКУ, ПОСВЯЩЕННОМУ 220-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Т. АКСАКОВА
  • 1. Основные даты жизни и творчества С.Т. Аксакова
  • 2. Биография С.Т. Аксакова
  • 3. С.Т. Аксаков и Оренбуржье
  • 4. Методические материалы из опыта работы учителей Разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России»
  • Тема урока
  • Ход урока Организация. Учитель
  • 2. Сообщение темы урока. Учитель
  • 3. Создание эмоционально-образного настроя. А) Слово об авторе. Ученик
  • 4. Первичное ознакомление с текстом сказки.
  • 6. Физминутка. Учитель
  • 7. Просмотр фрагмента мультфильма
  • 8. Выборочное чтение. Соотнесение иллюстраций с текстом. Учитель
  • 9. Итог. Учитель