Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся посредством приёмов и стратегий технологии развития критического мышления




Скачать 431.6 Kb.
страница1/3
Дата05.07.2017
Размер431.6 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Алтайский край, Бийский район

МОУ «Енисейская СОШ»

Автор – составитель: Ряполова Л.В.

Универсальный конструктор

Методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся посредством приёмов и стратегий технологии развития критического мышления
Енисейское – 2008


Аннотация

Данное пособие представляет собой методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся.

Цель данного пособия – в доступной форме представить возможности использования в педагогической практики приёмов и стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на разных этапах урока. Данная технология является примером интерактивного обучения, основанного на активном взаимодействии субъектов учебного процесса. Это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Технология направлена на активизацию индивидуальных умственных процессов обучающихся, обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

Она способствует выявлению многообразия точек зрения, обращению к личному опыту учащихся, соединению теории с практикой, взаимообогащению опытом, облегчению восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса, поощрению творчества.

РКМЧП формирует новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений. Посредством технологии развивается креативность мышления, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность.

Надпредметный, проникающий характер технологии РКМЧП делает её применимой в любой программе и предмете.

Данное пособие может быть полезно широкому кругу педагогов, являющихся специалистами разных предметов. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания. Варьируя предложенные стратегии и приёмы, можно избежать однообразия в преподавании и построении уроков, обеспечить условия для творческого мышления учащихся. Привлекательным является то, что процесс мышления представляется графически в виде таблиц, моделей, рисунков, схем.

Пособие не содержит конкретных разработок уроков, предоставляя необходимый материал для проявления конструкторских возможностей любому педагогу.

Все приведённые в пособии приёмы и стратегии прошли апробацию в практической педагогической деятельности автора.

Введение

Если у каждого из двух собеседников

будет по яблоку и они обменяются ими,

то ничего не изменится. Но если собеседники

обменяются идеями, то у каждого их станет

в два раза больше.

Б.Шоу

Все более очевидным становится тот факт, что знания имеют ценность только тогда, когда они востребованы, применимы практически, поняты концептуально. Никто не сомневается в важности фактологических знаний. Да, люди должны знать много, очень много, чтобы успешно реализовать себя в повседневной жизни. Однако сегодня все более очевидно, что не существует того набора знаний, который дает учащимся практическую подготовку к будущему. Исследователи утверждают, что из 100% того, что мы сегодня знаем, лишь 10-15% будут актуальны через 25 лет. Электронная паутина систем связи объединила весь мир и каждая школа, да что школа – дом, становится информационным центром с доступом к мировой информации. Лет семь - восемь тому назад была популярна профессия юриста, потом экономиста, теперь программиста, а через пять лет?! Поэтому школа не может, да и «не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь».



Для того чтобы быть успешным в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь «просеивать» информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет.

Становится очевидным, что учащиеся должны уметь решать сложные проблемы, критически анализируя обстоятельства, взвешивая альтернативные мнения и принимая продуманные решения на основе анализа полученной информации. Способность мыслить критически должна формироваться в учебной среде. Процесс критического анализа должен быть систематическим. Будущее за теми, кто научится критически анализировать информацию и выстраивать свою собственную реальность.

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Сторонников развития критического мышления обучающихся достаточно много. Так, М.О. Чошаков разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения“.

Чтобы хорошо управляться с информацией, учащимся придется овладеть практическими мыслительными навыками. Это даст им возможность эффективно сортировать информацию на основе идей, отобранная информация приведет к коррекции идей и может быть трансформирована в практические формы поведения. Учащимся придется стать критическими мыслителями, будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свои собственные реальности.


Базовая модель технологии критического мышления

В структуре урока в технологии критического мышления выделяют три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.


Стадия 1 ВЫЗОВ
Эта стадия имеет две цели по осуществлению важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он уже знает о данной тематике. Это заставляет обучаемых анализировать собственные знания и начинать думать о теме, в которой они скоро начнут разбираться во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно: знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления, можно заложить самые широкие основы для того, чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации. Это также помогает осветить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.

Вторая цель – активизация обучаемого. Учение – активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах, слушая своих учителей которые все время мыслят, тогда как обучаемые просто сидят или думают о чем – то своем. Для того чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.
Стадия 2 ОСМЫСЛЕНИЕ
Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Существуют стратегии преподавания, которые все время поддерживают высокий уровень активности учащихся.

Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова. Это первое. Второе - это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным. Они строят мосты строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание.



Стадия 3 РЕФЛЕКСИЯ
Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.
На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.

Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.


Стадии процесса критического мышления должны быть систематизированы, чтобы учащиеся могли понять и последовательно применять данную процедуру, должно быть очевидным, чтобы ученик мог определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном обучении.
Учебные условия
Условие 1. Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
Критическое мышление требует времени, перед тем как подумать нечто новое, нужно определить, что вы уже знаете по новой тематике. Время необходимо, чтобы начать выражать свои мысли собственными словами и для того чтобы ими делиться. В целях развития критического мышления надо уделять в классе достаточно время для того. чтобы учащиеся могли выражать свои идеи и получать в ответ конструктивные предложения . Потратив время на вербализацию мыслей в благоприятной атмосфере, для обмена идеями, учащимся будет легче формулировать и прояснять. Надо отводить время для обмена мнениями и обратной связи.
Условие 2. Давать возможность учащимся размышлять.
Когда учителя дают разрешение на то, чтобы стать критическими мыслителями, то они должны делать это сознательно. То есть они должны видеть разницу между получением разрешения на самостоятельность и вседозволенностью. Предоставление разрешения на размышление не означает предоставления учащимся права говорить глупости или думать непоследовательно. Не всякое размышление является полезным, от учащихся следует требовать отчета в отношении подлинности их мышления, а также честной реакции на размышление других.
Условие 3. Принимать различные идеи и мнения.
Теперь, когда учащиеся свободны размышлять, появляется разнообразие мнений и идей. Обычно это происходит после того, как отброшено представление о том, что возможен только один правильный ответ. Пытаться ограничить выражение мнений – это значит ограничить мышление учащегося. Для того чтобы критическое мышление процветало, в классе должна быть создана атмосфера, которая поощряла учащихся к мысли о том, что широкий диапазон мнений и идей от них ожидается и приветствуется.
Условие 4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
Там, где отсутствует активность в мыслительном процессе, процессе учения, отсутствует критическое мышление. Педагогический подход, который способствует вовлечению учащихся в размышление, обмен идеями и мнениями, повышает активность учащихся. Только тогда они будут активно участвовать в учебном процессе и будут готовы принимать на себя ответственность за собственную учебу.
Условие 5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
Свободомыслие может быть рискованным . Идеи могут сходиться странными, забавными, а иногда противоречивыми путями. В рамках мыслительного процесса иногда выдвигаются «дурацкие идеи», безумные сочетания или понятия, которые смущают других участников работы. Преподавателя должны успокаивать учащихся, объясняя им, что это естественная часть учебного процесса. Важно также объяснить, что издевательство над идеями терпимо не будет, поскольку оно «удушает» мышление и создает атмосферу чрезмерного личного риска. Лучше всего думается в среде свободной от риска, где уважают идеи и где учащиеся имеют высокую мотивацию для активного участия в мыслительной деятельности.
Условие 6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.
Зачастую учителями делаются решительные попытки контролировать и направлять мыслительный процесс своих учеников, как будто без этого контроля умы детей «пойдут в разнос» и внесут хаос в учебный процесс. На самом же деле справедливо обратное. Когда учащиеся поймут, что их мнение высоко ценится, когда они поверят в то, что учитель уважат их идеи и представления, то они ответят проявлением большей ответственности. Учащиеся начинают проявляют больше уважения к собственному мыслительному процессу, и в тех случаях, когда преподаватели проявляют к нему уважение, они также начинают относится более серьезно к этому процессу и его последствиям .
Условие 7. Ценить проявления критического мышления.
Наконец, необходимо довести до сведения учащихся, что их мнение, т.е. их собственный критический анализ, имеет ценность, иначе учащиеся не будут открыто заниматься критическим мышлением.


Требования к учащимся
Требование 1. Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих идей.
Учащиеся должны поверить в то, что их мнение имеет ценность, что их мысли имеют уникальное значение и являются вкладом в лучшее понимание обсуждаемых понятий. Без уверенности в собственной ценности учащиеся будут воздерживаться от активного участия в критическом мышлении.
Требование 2 Активно участвовать в учебном процессе.
Когда учащиеся активно участвуют в учебном процессе на достаточно сложном уровне, то они испытывают большое удовольствие от этого, повышается их способность к размышлению и пониманию. Те учащиеся, которые активно участвуют в этой работе, начинают понимать, что если достаточно энергично и успешно учиться, то начинаешь получать удовольствие и испытывать чувство глубокого удовлетворения. Познание равняется удовлетворению.
Требование 3. Уметь делиться своими мыслями.
Учащихся надо учить делиться своими мыслями. Требуется, чтобы ученик жертвовал чем-нибудь своим ради других. Они должны понимать, что когда отдают что-то, то в обмен могут получить некоторую выгоду. В течение всей жизни этот принцип остается важным обучающим навыком.
Требование 4. Быть готовыми как формулировать суждения, так и воздерживаться от оных.
Обмен идеями в классе требует от учащихся, чтобы они слушали, чтобы они воздерживались от суждений или от реализации потребности навязать свою собственную систему, поправить других выступающих. В ответ они пользуются коллективным разумом других, что, по крайней мере, приводит к более выразительному языку и более широкому контексту для выражения собственных идей. Воздерживаясь от суждений учащиеся получают возможность услышать мнение других.

Как уже говорилось выше при описании методики, базовая модель «Развития критического мышления» содержит три основных стадии, на каждой из которых ставятся определенные задачи, реализовывать их помогают следующие педагогические приемы и стратегии.


1 СТАДИЯ - ВЫЗОВ
Стадия вызова решает следующие задачи:

- актуализация знаний и активизация учащихся, т.е. должна появиться личная заинтересованность, цель получения знаний, уверенность в собственных силах;

- создание интеллектуальной опоры изучаемого материала;

- пробуждение интереса на основании столкновения мнений.

Для реализации этих задач на уроках используются следующие приемы и стратегии.
Прием № 1 «Покопаемся в памяти»

1. Какая тема?

2. Что вы уже знаете об этом?

3. Что вы ожидали или испытывали потребность узнать?

4. Почему вам это нужно знать?
Учитель объявляет тему урока, например, «Сказка как литературный жанр».

Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о сказке. Взять лист бумаги и ручку и в течение трёх минут ответить на вопрос: «Что вы знаете о сказках? Или вам кажется, что вы это знаете? Или думаете, что вы это знаете?»

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали или нет.

После того, как учащиеся записали все, что знают о сказке, необходимо это обсудить в паре. Завершив свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями по теме. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги, прикрепленном к стене или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Учитель задает время от время вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Хорошо способствуют дискуссии дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.



Прием № 2 «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание, например, главные члены предложения.

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске. Учащимся предлагается проследить, как будут в течение урока корректироваться их первичные ассоциации.

Прием № 3 «Ключевые слова»

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.
Прием № 4 «Перепутанные логические цепочки»

В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.
Прием № 5 «Инструкции»

На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: «Способы передачи чужой речи».

Класс делится на группы по количеству частей в изучаемом тексте.

Инструкция для учащихся

1. Учебник «Русский язык». 8 класс. Бархударов С.Г. стр. 176-189

2. В каждой группе назначается эксперт в своей области:

Эксперт 1 Предложения с прямой речью. Диалог. (c.176-180).

Эксперт 2 Предложения с косвенной речью (с.181-182).

Эксперт 3 Цитаты (с.184-185).

Правила работы в экспертной группе:

1. Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.

2. Ищите эффективные способы преподнесения информации.

3. Разъясните то, что другим осталось непонятным.

4. Составьте «Экспертный лист».



Прием № 6 «Кластер»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Прием № 7 «Верные и неверные утверждения»

Для того чтобы перейти к новому пониманию учащимися предмета обсуждения на уроке, учитель на доске или слайде, можно и в устной форме предлагает утверждения, а учащиеся предполагают, верно ли каждое из них. Например, при знакомстве с личностью писателя можно предложить интересные факты биографии, истории написания произведения. Так на первом уроке знакомства с Л.Н.Толстым можно использовать следующие утверждения:



  1. Вёл дневник на протяжении всей жизни.

  2. Окончил Казанский университет.

  3. Был участником обороны Севастополя.

  4. Хорошо знал жизнь и быт кавказских горцев.

  5. Был графом.

  6. Л.Н.Толстой был многодетным отцом.

  7. Не любил жить в поместье, а предпочитал светские рауты.

  8. Толстой прожил короткую, но яркую жизнь.

Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Прием № 8 «Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

(«З-Х-У»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг:Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Знаю

Хочу узнать

Узнал










Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Данный приём позволяет аккумулировать имеющиеся знания, способствует развитию навыков личностного целеполагания и последующей рефлексии, даёт возможность закольцевать информационное поле урока.

  1   2   3

  • Методические рекомендации по организации творческой деятельности учащихся посредством приёмов и стратегий технологии развития критического мышления
  • Базовая модель технологии критического мышления
  • Учебные условия Условие 1. Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
  • Условие 2. Давать возможность учащимся размышлять.
  • Условие 3. Принимать различные идеи и мнения.
  • Условие 4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
  • Условие 5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
  • Условие 6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.
  • Условие 7. Ценить проявления критического мышления.
  • Требования к учащимся Требование 1. Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих идей.
  • Требование 2 Активно участвовать в учебном процессе.
  • Требование 3. Уметь делиться своими мыслями.
  • Требование 4. Быть готовыми как формулировать суждения, так и воздерживаться от оных.
  • Прием № 1 «Покопаемся в памяти»
  • Прием № 3 «Ключевые слова»
  • Прием № 4 «Перепутанные логические цепочки»
  • Прием № 7 «Верные и неверные утверждения»
  • Прием № 8 «Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.» («З-Х-У»)