Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по организации срс оценочные средства




страница1/5
Дата12.02.2020
Размер0.89 Mb.
  1   2   3   4   5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»


Факультет филологического образования

Кафедра литературы и методики ее преподавания

Методические материалы к курсу

Теория и методика преподавания литературы в профильной школе
по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»
магистерская программа «Литературное образование в классах

с углублённым изучением предмета»

Составитель:
доктор филологических наук,
профессор кафедры литературы


и методики ее преподавания
Л.Н. Савина


Содержание

1. Учебно-методические материалы лекционного курса................................3

2. Учебно-методические материалы практических занятий.........................10

3. Методические рекомендации по организации СРС...................................38



4. Оценочные средства......................................................................................40

1. Учебно-методические материалы лекционного курса
Лекция 1. Методика обучения литературе как научная дисциплина. Основные этапы развития методики преподавания литературы. Стандартизация предмета «Литература» в условиях модернизации образования (2 часа).

Цель: познакомить студентов с содержанием и структурой курса методики преподавания литературы и основными положениями ФГОС нового поколения.

Задачи: дать представление о целях, предмете и основных этапах развития методики преподавания литературы, познакомить с путями формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме; определить место учебного предмета «Литература» в федеральном базисном учебном плане; охарактеризовать особенности авторских и рабочих программ по литературе.

План лекции:

  1. Предмет, содержание и структура курса МПЛ. Взаимосвязь МПЛ с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, психолого-педагогическими дисциплинами, методикой преподавания русского языка. Роль передового опыта учителей-словесников в развитии методической науки.

  2. История развития методической науки. Словесные науки в школах Древней Руси. Изучение вопросов риторики и пиитики в учебных заведениях России первой половины 18 века. Учебники по теории словесного искусства Феофана Прокопович, Стефана Яворского, М.В. Ломоносова). Преподавание словесности во второй половине 18 века: просветительские идеи и их роль в преподавании словесных наук, опыт создания первых учебных хрестоматий («Письмовник» Н.Г. Курганова, «Азбуковники»), издание журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума». Преподавание словесности в первой половине 19 в. Разработка гимназических планов, выделяющих русскую словесность как отдельный предмет (обзор учебников А.Ф. Мерзлякова, И.М. Борна, Н.И. Греча, В.Т. Плаксина). Проблемы дидактики и методики и их отражение в трудах И.И. Срезневского, Ф.И. Буслаева, А.Д. Галахова. Методические искания В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, А.И. Незеленова, Л.И. Поливанова.

  3. Развитие методической мысли на рубеже 19-20 вв. Воздействие на методику культурно-исторической, психологической литературоведческой школы и интуитивизма, сторонников формальной школы. Методические работы Ц.П. Балталона, А.Д. Алферова, В.В. Данилова. Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы, внедрение «комплексных программ». Методические взгляды Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева.

  4. Современный этап развития МПЛ. Теоретические проблемы современной методической науки: идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традиционными и современными методологиями, проблема диалога культур, поиск системообразующих принципов для программ и КМА, определение системы нравственных координат личности.

  5. Формирование единого образовательного пространства в современной России как приоритетная задача развития системы образования. Стандарт как инструмент государственной политики в образовании. Формирование новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Направленность стандарта на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования. Системно-деятельностный подход как основа образовательного процесса.

  6. Основные положения ФГОС нового поколения по литературе. Фундаментальное ядро содержания общего образования и требования к результатам образования. Содержание и структура Примерной программы по литературе. Требования к метапредметным, предметным, личностным результатам литературного образования. Соответствие предметных результатов обучения литературе основным сферам человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической). Государственный стандарт общего образования и его назначение. Федеральный, региональный компоненты Госстандарта и компонент образовательного учреждения. Концептуальные основы образовательного стандарта по литературе.

  7. Место учебного предмета «Литература» в федеральном базисном учебном плане. Основные цели литературного образования – приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, развитие способностей эстетического восприятия оценки произведений искусства слова, формирование на этой основе нравственных ориентиров, вкусов, потребностей, культуры речи и общения.

  8. Ориентация стандарта на формирование общих учебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности: использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; и др.

  9. Приоритетные направления в преподавании предмета. Соотношение содержания стандартов и примерных программ. Особенности авторских и рабочих программ. Обзор современных программ по литературе. Принципы отбора литературного материала и его концентрации в каждом классе. Принципы построения программ по литературе. Система контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Рекомендуемая литература:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 3-73

  3. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 3-55.

  4. Красноусов А.М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. – М., 1959

  5. Методика преподавания литературы в советской школе. Хрестоматия / Сост. Я.А. Роткович. – М., 1969

  6. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010

  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования // Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009

  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010

  9. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М., 1994.

Вопросы студенту для самопроверки: является ли методика обучения литературе суверенной научной дисциплиной? Что является предметом её изучения? Какие методические идеи, провозглашённые в 18-20 вв., на ваш взгляд, не утратили своей актуальности? В чём заключается специфика современного этапа развития методической науки? В чём заключается отличие ФГОС нового поколения от предшествующих аналогов? Каковы особенности новой дидактической модели образования? Какие требования к метапредметным, предметным, личностным результатам литературного образования содержатся в Примерной и авторских программах по литературе?

Образовательная технология: проблемная лекция.
Лекция 2. Особенности литературного развития читателя школьника (2 часа).

Цель: познакомить студентов с характеристикой возрастных особенностей и этапов литературного развития учащихся, представленной в работах психологов и методистов.

Задачи: рассмотреть задачи обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника; охарактеризовать пути изучения и совершенствования читательских интересов и способностей школьников; определить сущность современных проблем читательской деятельности детей.

План лекции:

  1. Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся в работах психологов и методистов (Л.Г. Жабицкой, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.И. Никифоровой, З.Я. Рез, Л.Н. Рожиной, Н.Я. Мещеряковой и др.). Обогащение духовного мира учащихся в процессе изучения литературы. Современная наука о читательской деятельности.

  2. Чтение как труд и творчество. Изучение и совершенствование читательских интересов и способностей школьников. Восприятие литературы детьми младшего подросткового возраста (5-6 классы). Повышенная эмоциональность восприятия, полярность оценок, желание «исправить» писателя. «Наивный реализм» как способ восприятия литературы, слияние в сознании читателя искусства и действительности, сочетание эмоциональной целостности и фрагментарной непосредственности читательского восприятия.

  3. Особенности литературного развития в старшем подростковом возрасте. Осознанный эстетический характер отношения к искусству, восприятие книги как художественной ценности. Интерес к чувствам, внутреннему миру героев книг, поиск в художественном тексте мотивов, созвучных подростку. Наполнение художественного теста собственными этическими переживаниями, переакцентировка смысла произведения в сознании читателей, интенсивное развитие читательского воображения в 7-9 классах.

  4. Литературное развитие старшеклассников. 10-11 классы как период осознания школьниками исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение компонентов художественного произведения, концепционность читательского восприятия. Внимание к авторской мысли и способам её выражения. «Раздвоенность» оценки художественного произведения, ослабление эмоционально-образного и усиление интеллектуального аспектов восприятия литературы.

  5. Изменение задач обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка в процессе исследования динамики его литературного развития. Современные проблемы читательской деятельности детей.

Рекомендуемая литература:

  1. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов – М., 1984

  2. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. – Кишинёв, 1974.

  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.

  4. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 87-95.

  5. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972.

  6. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. – М., 1977

Вопросы студенту для самопроверки: каковы особенности литературного развития школьников младшего и старшего подросткового возраста? Каким образом изменяются задачи обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника? Каковы пути изучения и совершенствования читательских интересов и способностей школьников?

Образовательная технология: лекция.

Лекция 3. Инновационные технологии и их применение в области литературного образования (2 часа).

Цель: познакомить студентов с особенностями традиционной и развивающей систем обучения, с видами педагогических технологий.

Задачи: дать определение понятий «педагогическая технология» и «педагогическая техника»; охарактеризовать виды педагогических технологий; проиллюстрировать на конкретных примерах возможности использования различных педагогических технологий в преподавании литературы.

План лекции:

        1. Принципы деятельностного подхода в образовании. Традиционная и развивающая система обучения. Общее понятие о развивающих рефлексивных технологиях. Понятие педагогической технологии и педагогической техники. Виды педагогических технологий.

        2. Особенности и возможности использования педагогических технологий в преподавании литературы. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в процессе применения педагогических технологий (технология проблемного обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология «Творческая мастерская», проектная технология и др.)

        3. Особенности использования ИКТ на уроках литературы.

        4. Дистанционное обучение. Организация дискуссий в дистанционном обучении. Ролевые и деловые игры в дистанционном обучении. Метод проектов в дистанционном обучении.

Рекомендуемая литература:

  1. Ващенко, Ж.Д. Информационные технологии на уроках литературы. / Ж.Д. Ващенко. // Первое сентября, 2007. - № 4.

  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

  3. Заир-Бек С.И. Основы педагогического проектирования: учебное пособие. – СПб., 1995

  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004

  5. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. – М., 2003.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М. Изд. центр «Академия», 2005. – 254 с.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии./ Г.К. Селевко. – М., 1998. – 256 с.

Вопросы студенту для самопроверки: как реализуются принципы деятельностного подхода в образовании? Какие виды педагогических технологий вам известны? Каковы особенности и возможности использования педагогических технологий в преподавании литературы?

Образовательная технология: лекция с использованием мультимедийного оборудования для показа возможностей применения ИКТ на уроке литературы.
Лекция 4. Приёмы развития устной и письменной речи учащихся в системе литературного образования (2 часа).

Цель: познакомить студентов с приёмами развития устной и письменной речи учащихся в системе литературного образования.

Задачи: обозначить основные подходы к работе по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках литературы; охарактеризовать принципы речевой деятельности; проанализировать способы стимулирования речевой деятельности учащихся на литературном материале; представить проблемно-тематическую и жанровую классификацию сочинений; определить критерии оценки письменных работ по литературе.

План лекции:

  1. Развитие речи учащихся как социальная и методическая проблема. Основные подходы в работе по развитию речи учащихся на уроках литературы: психолингвистический, базирующийся на теории речевой деятельности; лингводидактический, исследующий закономерности обучения родному и иностранному языкам; методико-литературный, учитывающий возможности художественной литературы, литературоведения, критики и теории ораторского искусства.

  2. Деятельностный подход к развитию речи учащихся в процессе занятий по литературе конкретизируется в следующих принципах совершенствования речевой деятельности:

  • взаимодействие нравственного воспитания, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития школьников в процессе постижения литературы;

  • органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе, обеспечивающая как совершенствование речевой деятельности учащихся, так и углубление восприятия ими литературного материала;

  • разнообразие методических форм и приёмов, стимулирующих творческую речевую деятельность учащихся на материале занятий по литературе;

  • соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями речевой деятельности учащихся, осуществляемыми в начальных, средних и старших классах;

  • практическая направленность работы по развитию речи учащихся и приближение её как к реальным жизненным ситуациям, так и к некоторым формам искусства;

  • систематический характер работы по совершенствованию речи школьников;

  • учёт межпредметных связей литературы, русского языка, истории и других предметов в процессе организации речевой деятельности школьников.

  1. Особенности речевых ситуаций на уроках литературы. Способы стимулирования речевой деятельности учащихся на литературном материале. Развитие устной речи учащихся. Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы. Репродуктивные и продуктивные высказывания. Пересказы. Виды и подвиды пересказов в средних классах. Научный пересказ художественного текста в старших классах. Доклады и сообщения – виды устного монолога учащихся на уроках литературы. Диалог на уроках литературы. Речевая деятельность учащихся в системе изучения литературной темы.

  2. Методика составления устного киносценария по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» (разработку урока см.: Смелкова З.С. Литература как вид искусства. – М., 1997. – С. 237-279).

  3. Виды работ по развитию письменной речи учащихся средних классов: репродуктивные: изложение подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложнённое грамматическими заданиями; репродуктивно-оценочные: изложения с элементами сочинения, включающие собственные аналитические размышления над текстом в виде небольших комментариев; сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице или загадке, по личным наблюдениям, по картинке; сочинения и изложения с элементами художественного творчества: рассказ о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа, домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и характеров героев, художественные зарисовки, сценки, написание сценариев для постановки произведений в кино и театре.

  4. Сочинения в старших классах. Тематическая классификация сочинений. Сочинения на литературные темы: сочинения о литературных героях; сочинения, в которых требуется дать оценку нравственным, социальным, философским проблемам, затронутым в произведении; сочинения, посвящённые анализу формы художественного произведения; разборы отдельных эпизодов и частей произведения; сочинения типа литературных обзоров; рассуждения учащихся об отношении литературы к жизни; сочинения-исследования проблемного характера. Жанровая классификация сочинений: литературный портрет, рецензия, литературно-критическая статья, очерк, рассказ, воспоминание, дневник, стихотворение.

  5. Требования к школьному сочинению:

  • соответствие содержания заданной теме;

  • содержательность, завершённость, полнота охвата темы;

  • доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений;

  • логичность и последовательность в изложении материала;

  • самостоятельность в подходе к теме;

  • единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность языка сочинения;

  • точность в использовании эпиграфа и цитатного материала;

  • рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы;

  • отсутствие фактических ошибок и неточностей;

  • правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

  1. Анализ и критерии оценки школьных сочинений. Подготовка учащихся к написанию сочинений. Методика проведения урока обучающего сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (см.: Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 1999. – С. 373-376).

Рекомендуемая литература:

  1. Борисова В.А., Мишлимович М.Я. Сочинение на литературную тему в старших классах. – М., 1978.

  2. Голубков В.В. Мастерство устной речи. – М., 1965.

  3. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (IV-VIII классы). – М., 1977.

  4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., 1977.

  5. Капинос В.И. и др. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. – М., 1991.

  6. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы – М., 1987.

  7. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.

  8. Леонов С.А. Речевая деятельность учащихся на уроках литературы. – М., 1999.

  9. Мальцева К.В. Развитие устной речи учащихся на уроках литературы. – Киев, 1987.

  10. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 300-328.

  11. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 1999. – С. 364-382

  12. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. – М., 1999.

  13. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. – М., 1985.

  14. Развитие речи учащихся на уроках литературы. / Под ред. Н.В. Колокольцева. – М., 1980.

  15. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. – М., 1997. – С. 237-279.

Вопросы студенту для самопроверки: какова суть деятельностного подхода к работе по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках литературы? Какими способами можно стимулировать речевую деятельность учащихся на литературном материале? Какова методика составления устного киносценария? В чём заключается своеобразие проблемно-тематической и жанровой классификации сочинений по литературе?

Образовательная технология: лекция.
Лекция 5. Внеклассная и внешкольная работа по литературе в системе учебно-воспитательного процесса (2 часа).

Цель: познакомить студентов с приёмами организации внеклассной и внешкольной работы по литературе.

Задачи: обозначить основные подходы к организации внеклассной и внешкольной работы по литературе; охарактеризовать виды и формы внеклассной работы учащихся; определить роль литературного краеведения в литературном развитии учащихся и воспитании любви к малой родине.

План лекции:

  1. Взаимосвязь уроков, факультативных занятий и внеклассной работы. Организация внеклассного чтения. Стимулирование читательских интересов школьников, формы содержательного контроля. Читательские дневники, проведение читательских конференций, литературных композиций, тематических вечеров, вечеров поэзии, межпредметных праздников, их роль в развитии творческой инициативы учащихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

  2. Виды и формы внеклассной работы учащихся: литературные праздники, экскурсии, клубы, кружки, секции, заседания круглого стола, литературные театры, школьные литературные музеи, создание музеев и экспозиций, чтения, организация олимпиад и викторин.

  3. Роль литературного краеведения в воспитании патриотических чувств, литературном развитии учащихся, в воспитании любви к родному краю. Кабинет литературы и его роль в организации внеклассного чтения школьников и внеклассной работы по литературе.

Рекомендуемая литература:

        1. Айзерман Л.С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. – М., 1997.

        2. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: Развитие навыков анализа поэтических произведений. – М., 1985.

        3. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб. – М., 1989.

        4. Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях // Поиск новых путей: из опыта работы / Сост. С.Н. Громцева. – М., 1990.

        5. Быкова Е.Л. Литературные праздники в школе. - Киев, 1976.

        6. Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Под ред. Я.А. Ротковича. – М., 1970.

        7. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе IV- VIII кл.) – М., 1980.

        8. Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки. – Минск, 1976.

        9. Львова Ю.Л. Республика муз. – Киев, 1984.

        10. Краеведение / Под ред. А.В. Даринского. – М., 1987.

        11. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 1999. – С. 384-398.

        12. Уроки внеклассного чтения. / Под ред. Я.Г. Нестурх. – М., 1980.

Вопросы студенту для самопроверки: как осуществляется взаимосвязь уроков, факультативных занятий и внеклассной работы по литературе? Какие виды и формы внеклассной работы по предмету вам знакомы? Какова роль литературного краеведения в воспитании патриотических чувств и литературном развитии учащихся?

Образовательная технология: лекция
Каталог: lit -> files
lit -> Лекция №23 (№58). Эмигрантская литература 1927-1939 годов
lit -> Пояснительная записка рабочая программа по курсу «Литература»
lit -> Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Составлена учителем начальных классов высшей категории Королевой Е. В
lit -> И. И. Панкова «30» августа 2013г
lit -> Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский и др.; под ред. В. Я. Коровиной. 8-е изд., М.: Просвещение, 2009г
lit -> Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 «Литература» (1,2 курс) г Радужный 2013 год
lit -> Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 «Литература» (1 курс) г. Радужный 2013 год
lit -> Кристева Любовь Петровна (фио учителя, составившего рабочую программу учебного предмета) г. Москва 2016 год. Пояснительная записка рабочая программа
files -> Семенов Сергей Юрьевич Кольцово 2010 Содержание
  1   2   3   4   5

  • Факультет филологического образования Кафедра литературы и методики ее преподавания Методические материалы к курсу
  • 1. Учебно-методические материалы лекционного курса
  • (2 часа). Цель
  • Лекция 2. Особенности литературного развития читателя школьника (2 часа). Цель
  • Лекция 3. Инновационные технологии и их применение в области литературного образования (2 часа). Цель
  • Лекция 4. Приёмы развития устной и письменной речи учащихся в системе литературного образования (2 часа). Цель
  • Лекция 5. Внеклассная и внешкольная работа по литературе в системе учебно-воспитательного процесса (2 часа). Цель