Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по организации работы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




страница1/7
Дата04.07.2017
Размер0.99 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»


Организация работы социального педагога

по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, в учреждении интернатного типа.

Методическая разработка

Жуковой Нины Вячеславовны,

социального педагога

ГОУ ЯО Рыбинской специальной

(коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната №1
Научный руководитель:

Харисова Инга Геннадьевна,

доцент кафедры педагогических

технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,

кандидат педагогических наук

Ярославль, 2014

Аннотация: методические рекомендации по организации работы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Cоциально - правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как одна из основных функций социального педагога

8

1.1. Основные подходы к осуществлению социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

8

1.2. Анализ нормативно-правовой базы регулирующей защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

13

ГЛАВА 2. Программа социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников сиротской группы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната

23

2.1. Цели и задачи работы социального педагога по социально-правовой защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

23

2.2. Система проведения анализа социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников сиротских групп коррекционной школы-интерната

28

2.3. Алгоритм действий социального педагога в процессе социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

32


2.4. Анализ результатов внедрения программы в деятельность социального педагога ГОУ ЯО «Рыбинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»

43


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

51

ПРИЛОЖЕНИЯ

54

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Социально-правовая защита детства – одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соответствии с их потребностями нормальные условия для жизни и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного участия во всех сферах жизнедеятельности.

Одним из приоритетных объектов социальной защиты со стороны государства является категория детей, чьи возможности в силу объективных причин – состояния здоровья, психики, отсутствия семейного окружения – весьма ограничены. Статистические данные о состоянии и положении детства в Российской Федерации в последние годы показывают явную динамику ухудшения положения детства в целом и отдельных категорий детей, наиболее уязвимых в социальном плане, таких как: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, имеющие физические и (или) психические недостатки в развитии.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что дети с ограниченными возможностями, лишенные семьи, - это особая категория, чей правовой статус значительно отличается от статуса других групп детей. Для выпускников коррекционных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих умственной отсталостью, имеющих низкий уровень социальной компетентности по причине ограниченности контактов с внешним миром, обедненности условий для приобретения собственного опыта переход во взрослую жизнь несет в себе множество проблем. Если не обеспечить защиту законных прав и интересов данной категории детей, то, выйдя из стен детского дома, они будут испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Именно по этой причине возникает опасность усиления тенденции потомственного сиротства и криминализации среди выпускников сиротских учреждений.

Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности детей, не способных защищать свои права и законные интересы установленным законом способом, и взять на себя ответственность по обеспечению им условий для нормальной жизни как во время пребывания в государственных учреждениях, так и после выпуска из этих учреждений, компенсируя тем самым в достаточно полной мере отсутствие родительской заботы. От того насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства.

Важная роль в решении этой задачи отводится образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детским домам и школам-интернатам. Во время пребывания в образовательном учреждении ребенок должен быть обеспечен соответствующими условиями для жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, адаптации к социальной среде, иметь возможность быть устроенным в семью. При выпуске из учреждения выпускник должен быть обеспечен жильем, денежными средствами согласно установленным нормам, возможностью получить профессиональное образование, иметь пакет личных документов, быть социально адаптированным. Только в этом случае вхождение в самостоятельную жизнь будет для выпускников менее болезненным.

Перед образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает необходимость создания системы социальной защиты сирот.

«Профессия «социальный педагог» в России впервые была включена в официальный справочник «должностей рабочих и служащих» в апреле 1991 года. В том же году была утверждена первая квалификационная характеристика социального педагога.»(3)

Должностная инструкция социального педагога разрабатывается в зависимости от специфики образовательного учреждения. Социальный педагог школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает законные права и интересы детей: право на жилье, право на получение пособий, пенсий, алиментов, право быть устроенными в семью, проводит работу по правовому просвещению и профессиональному ориентированию.

Проблему осуществления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются многими учеными, такими как М.И. Рожков, Л.В.Байбородова, М.А.Галагузова, Е.Е.Чепурных, Л.Я.Олиференко, М.П.Аракелова, И.Ф.Дементьева, А.Н.Елизаров, Г.И.Осадчая и др.

Анализируя работы указанных авторов и изучая опыт деятельности социальных педагогов детских домов и школ-интернатов, мы пришли к выводу, что только правильно организованная работа по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет возможность реального осуществления юридически закрепленных прав сирот, гарантирует возможности их успешной адаптации в обществе. Эффективности данной деятельности будет способствовать разработка алгоритмов действий социального педагога по реализации его основных функций.



Цель исследования – разработать и обосновать программу социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников сиротской группы специальной (коррекционной) школы-интерната.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить опыт работы социального педагога по осуществлению социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую социально-правовую защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Обосновать цели и задачи программы социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников сиротской группы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.

4. Разработать систему проведения анализа уровня социальной защищенности воспитанников сиротских групп.

5. Охарактеризовать алгоритм действий социального педагога в процессе социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Провести анализ результатов внедрения программы в деятельность социального педагога ГОУ ЯО Рыбинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 1».



База исследования: ГОУ ЯО Рыбинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1.

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, опыта решения проблемы социально- правовой защиты детей-сирот в деятельности социального педагога;

- эмпирические: опытная работа, в процессе внедрения разработанной программы, качественный анализ данных о социально-правовой защищенности воспитанников сиротской группы школы-интерната.



Практическая значимость работы: результаты данной работы и предлагаемую программу могут использовать социальные педагоги учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в осуществлении социально-правовой защиты несовершеннолетних воспитанников.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы. В первой главе «Cоциально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как одна из основных функций социального педагога» рассмотрены методологические и правовые основы работы социального педагога по осуществлению социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во второй главе работы «Программа социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников сиротской группы специальной (коррекционной) школы-интерната» представлено обоснование целей, задач, направлений деятельности специалиста по решению указанной проблемы, а также описываются результаты опытной работы по внедрению программы в работу социального педагога школы-интерната.

В заключении подведены итоги и сделаны выводы по реализации цели, задач исследования.

В списке литературы представлено 32 источника, использованных при написании методической разработки.

В 13 приложениях представлены материалы, наглядно демонстрирующие определенные этапы реализации программы социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников сиротской группы специальной (коррекционной) школы-интерната.



ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАШИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

1.1. Основные подходы к осуществлению социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Функции, которые социальный педагог выполняет в своей профессиональной деятельности, представляют собой относительно самостоятельные, различные по характеру, но в то же время тесно взаимосвязанные виды деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение целей и качественных результатов деятельности. Функции формулируются в должностных инструкциях социальных педагогов в конкретных учреждениях. (3) Социальный педагог, работающий в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняет следующие функции:



  • диагностическую - изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности ребенка, семьи, условий жизни, характера социальных проблем и постановка «социального диагноза»;

  • образовательно-воспитательную – проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями, осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты;

  • организационную – реализация социальных проектов и социально-педагогических программ, участие в их разработке и утверждении;

  • прогностическую – прогнозирование развития событий, результатов работы;

  • организационно-коммуникативную, или посредническую – активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретного ребенка, содействие в вопросах трудоустройства несовершеннолетних, обеспечения жильем, материальными пособиями и льготами;

  • исследовательскуюпроведение аналитической работы с нормативными, организационными и другими документами, разработка программ, методик, технологий деятельности, подготовка методических материалов, осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах;

  • охранно-защитную, или правозащитную – использование законов и правовых актов, направленных на оказание помощи и поддержки детям для защиты их имущественных и гражданских прав; отстаивание юридических и финансовых интересов детей перед государственными, общественными структурами; представление интересов несовершеннолетних в органах милиции или суде; содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные. (3)

Правозащитная функция – основная функция в деятельности социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Качественное выполнение именно этой функции обеспечивает несовершеннолетним гражданские права, право на жилье, право на получение пособий, пенсий, алиментов, право быть устроенными в семью, правовое просвещение.

Выполнение всех функций, а правозащитной в особенности, требует от социального педагога конкретных знаний, умений и определенных профессиональных личностных качеств.

В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан:

- руководствоваться Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Кодексом РФ, законодательными и нормативными актами, Положением и Правилами внутреннего распорядка своего учреждения;

- совместно с администрацией учреждения выделять приоритетные направления правозащитной деятельности;

- препятствовать принятию решений, ущемляющих права воспитанников;

- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции;

- постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей перед государственными, общественными структурами, представлять и защищать интересы воспитанников в органах законодательной и исполнительной власти;

- планировать и вести регистрацию выполненной работы с соблюдением сроков и форм отчетности, докладывать о результатах своей работы как администрации так и педагогическому коллективу образовательного учреждения. Вести документацию в соответствии с нормативами; (32)

- предоставлять в вышестоящие органы отчетную документацию по итогам работы.

Социальный педагог в своей деятельности по социально-правовой защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен соблюдать следующие принципы:


  • принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном сотрудничестве с другими работниками учреждения и налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, государственными и общественными структурами по разрешению различных проблем несовершеннолетних воспитанников;

  • принцип личностно-ориентированного подхода, основывающий-ся на гуманном отношении к личности, уважении прав и свобод каждого человека, оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

  • принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие ребенка и взрослого такими, каковы они есть, поиск в каждой личности положительных качеств, формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности;

  • принцип конфиденциальности, предусматривающий установле- ние отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации, сохранение профессиональной тайны. (32)

Социальный педагог школы-интерната в своей правозащитной деятельности взаимодействует со следующими организациями:

  1. Центр по усыновлению, опеке и попечительству;

  2. Администрация районов и городских округов области;

  3. Жилищные отделы администрации районов и городских округов области;

  4. Отделы опеки и попечительства;

  5. Отделы ЗАГС;

  6. ГУ Пенсионный Фонд РФ;

  7. Учреждения по социальной защите населения;

  8. Управляющие компании жилищно-коммунального хозяйства;

  9. Департамент жилищно-коммунального хозяйства;

10) Горжилсервис;

11)ФГУП «Ростехинвентаризация»;

12)Управление Федеральной регистрационной службы;

13) ООО «Яррегионгаз»;

14) Горэлектросеть;

15) Межрайонная налоговая инспекция;

16) Страховые медицинские компании;

17) Нотариальные конторы;

18) МУ «Социальное агенство молодежи»;

19) Сбербанк РФ;

20) МУП РМО ЯО «ПАТП №1»;

21) ГОУ ЯО НПО ПУ № 24, № 4, № 25;

22) Управление Федеральной миграционной службой РФ;

23) Управление Федеральной службой судебных приставов РФ;

24) Суд;

25) Прокуратура;

26) Центр занятости населения;

27) Управление внутренних дел;

28) Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

29) Комитет Гостехнадзора;

30) Инспекция по маломерным судам;

31) Управление Роснедвижимости;

32) Отдел здравоохранения;

33) Комиссия по делам несвершеннолетних и защите их прав.

Ученые, исследуя личностные характеристики социальных педагогов, изучая их специальные способности и индивидуально-психологические особенности, выделяют следующие профессионально-значимые качества социальных педагогов: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех специалистов социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость.

Специфика профессиональной деятельности социального педагога обуславливает высокую значимость для представителей этой профессии определенных духовно-нравственных качеств.

Совершенно очевидно, что далеко не каждый человек как личность пригоден для социально-педагогической работы. (3)

До 2008 года в г.Рыбинске существовали 6 детских домов и 1 школа-интернат, в которых воспитывались дети-сироты. Только в 3 из 7 учреждений социальные педагоги работали более 5 лет, в остальных социальные педагоги менялись каждые 1-3 года. Результаты проверок показывали, что уровень защищенности прав детей выше в тех учреждениях, где социальные педагоги работают более длительное время. (данная информация озвучивалась на заседаниях социальных педагогов г.Рыбинска)..

1.2. Анализ нормативно-правовой базы регулирующей защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы в России, как и в любой другой стране, определяют правовые документы, сгруппированные в пять уровней, в соответствии с субъектами их издания:

1. Регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО и др.).

2.Внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, кодексы, законы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и др.).

3.Документы субъектов РФ, обеспечивающих реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодательной инициативы.

4.Документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны, малые города).

5.Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году, – важнейший международный документ, обеспечивающий права и интересы детей. Все положения конвенции группируются согласно 4 основным требованиям:

1) выживание;

2) развитие;

3) защита;

4) обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция дала толчок для выхода всех документов, законов РФ, регулирующих защиту детства. (11)

В 1994 году была утверждена президентская программа «Дети России», целью которой является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ. В состав указанной президентской программы вошла федеральная целевая программа: «Дети-сироты», включившая в себя комплекс мер по предупреждению социального сиротства и созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни.

В 1995 году был принят ныне действующий Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. (11)

В Кодексе указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних. В Кодексе впервые ребенок признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. В Семейном Кодексе впервые определены формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1) опека и попечительство;

2) приемная семья;

3) усыновление (удочерение);

4) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.(21)

В 1998 году принят Федеральный Закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В этом Законе государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. В ст. 15 данного Закона указано, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. (24)

В 1999 году принимается закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором уточнены такие понятия, как «безнадзорный», «беспризорный», «профилактика», обозначены категории лиц, в отношении которых проводится профилактическая и индивидуальная работа, а также задачи и субъекты профилактической работы и круг полномочий последних. (25)

Центральное место в защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занял Федеральный Закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятый в 1996 году. В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Данный Закон обеспечивает дополнительные гарантии прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

- на образование;

- на медицинское обслуживание;

- на имущество и жилое помещение;

- на труд;

- на судебную защиту. (26)

Федеральный Закон «Об образовании» (ст.50, п.1) гарантирует детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содержание и обучение в образовательных учреждениях на основе полного государственного обеспечения. (31)

Постановление правительства РФ № 674 от 01.07.1995 г. «Об утверждении положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно этому постановлению основными задачами учрежедния для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

- создание благоприятных условий, приближенным к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

- охрана и укрепление здоровья воспитанников;

- охрана прав и укрепление здоровья воспитанников;

- освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства. (17)

Согласно ст.54 Семейного Кодекса каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. (21) В апреле 2001 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей», устанавливающий правила ведения учета сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также сведений о гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью. (27) Ст.35-40 ч.1 Гражданского Кодекса РФ регулируют назначение опекунов и попечителей, распоряжение имуществом подопечного, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, прекращение опеки и попечительства. (22) Федеральный Закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.(28) Постановление Правительства РФ №432, принятое в 2009 году, «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ» определяет правила временной передачи детей в семьи граждан. (16)

Согласно ст.40 п.1 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». (9)

Порядок закрепления (сохранения) жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и иные меры защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок выдачи органами опеки и попечительства разрешения (согласия) на совершение сделок с жилыми помещениями, в отношении которых несовершеннолетние имеют право пользования, в нашем регионе определяет «Положение о деятельности органов опеки и попечительства по охране и защите жилищных прав несовершеннолетних», утвержденное Постановлением администрации Ярославской области №5 от 21.01.2008 г. (4)

В целях обеспечения защиты жилищных прав и установления единого порядка по обеспечению сохранности жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вышло Постановление главы городского округа г.Рыбинск №22 от 07.03.2007 г. «О сохранности и ремонте жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Согласно указанному постановлению департаменту финансов администрации городского округа г.Рыбинск при ежегодном формировании бюджета необходимо предусматривать финансирование на ремонт жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по окончании ими пребывания в государственном учреждении. ( 15)

На основании Гражданского Кодекса РФ администрацией городского округа г.Рыбинск разработано «Положение об управлении, сохранности и ремонте жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Ответственным за обеспечение учета и сохранности имущества и жилых помещений несовершеннолетних при реализации данного положения выступает департамент образования администрации городского округа г. Рыбинск. (15)

Ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гарантирует передачу жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, им в собственность. (29)

Жилищный Кодекс РФ ст.57 п.2 гарантирует внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма:

«1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях социального обслуживания…» (23)

Постановление администрации Ярославской области №43 от 27.03.2002 г. «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет порядок выделения муниципальным районам и городским округам области целевых средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. (14)

На основании Жилищного Кодекса РФ, в целях регулирования порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Ярославской области, разработан Закон Ярославской области №50-з от 27.06.2007 г. «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».

Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гарантирует детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, право на получение пенсии по случаю потери кормильца, а также право на получение пенсии детям-инвалидам. (30)

Согласно Закону, при наличии у воспитанника детского дома, школы-интерната, другого воспитательного учреждения, вкладов, ценных бумаг, другого имущества в его личном деле указывается размер суммы, № сберкассы и текущего счета, а также составляется опись имущества. Контроль и проверка сохранности имущества несовершеннолетних подопечных осуществляется органами опеки и попечительства не реже 2 раз в год.

Закон Ярославской области №48-з от 07.12.2004 г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти Ярославской области гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных федеральным законодательством. (5)

Ст.21 закона Ярославской области от 19.12.2008 г. № 65-з «Социального кодекса Ярославской области» регулирует правоотношения, связанные с реализацией полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. (6)

Приказом департамента образования Ярославской области № 45/01-03 от 10.02.2009 г. «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждены:

- порядок назначения и выплаты ежемесячной выплаты на содержание ребенка, находящегося под опекой;

- порядок предоставления компенсации расходов на транспортное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- порядок предоставления социальной услуги по подготовке к поступлению в образовательное учреждение без взимания платы;

- порядок назначения и выплаты ежемесячной выплаты на личные расходы;

- порядок предоставления социальной услуги по обеспечению имуществом при выпуске из образовательного учреждения;

- порядок назначения и выплаты единовременного денежного пособия при выпуске из образовательного учреждения;

- порядок назначения и осуществления единовременной выплаты при устройстве ребенка в семью;

- порядок получения начального профессионального образования без взимания платы;

- порядок назначения и выплаты ежегодной выплаты на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. (18)

Социальный педагог образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен владеть основными положениями международного, федерального, областного и муниципального законодательства, обеспечивающего защиту детства, должен руководствоваться и исполнять закон об охране прав детства в своей деятельности.




  1   2   3   4   5   6   7

  • Организация работы социального педагога по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении интернатного типа.
  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы.
  • Цель исследования
  • База исследования
  • Практическая значимость работы
  • Структура работы.
  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАШИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
  • 1.2. Анализ нормативно-правовой базы регулирующей защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.