Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов




страница1/6
Дата24.06.2017
Размер1.77 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.6 Литература

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности:


071401 Социально – культурная деятельность

Утверждено на заседании



кафедры литературы

факультета филологии и журналистики

(протокол № 7 от 26.03.2010.г.)
Зав. кафедрой
____________________Л.Л.Иванова

1.1 Автор: доцент кафедры литературы МГГУ Борисов Б.Н.,

к.фил.н., доцент кафедры литературы МГГУ Гафаров Р.М.,

к.фил.н., доцент кафедры литературы Иванова Л.Л.,

к.фил.н., доцент кафедры литературы Пожидаева О.В.


1.2 Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры литературы МГГУ Литвин В.Б.,

к.фил.н., доцент кафедры филологических дисциплин МОИПКРОиК Ротаряну Л.А.


1.3 Пояснительная записка

УМК “Литература” составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Он включает следующие разделы: пояснительную записку, краткое содержание дисциплины, перечень тем для самостоятельного изучения, методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов.

Программа курса построена в строгой логической и хронологической последовательности, в ней отражен современный подход к историко-литературному процессу. УМК включает программы по «Истории древнерусской литературы», «Истории русской литературы ХVIII века», «Истории русской литературы ХIХ века», «Истории русской литературы ХХ века», «Современной отечественной литературе».

При составлении программы учтен опыт программ дисциплин предметной подготовки.



Цели курса:

- сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о русской литературе второй трети Х1Х столетия,

- показать ее связь с мировым литературным процессом, предшествующей и последующей отечественной литературой.

Задачи курса:

- дать представление о своеобразии историко-литературного процесса XI- ХХ столетия, творчестве ведущих писателей этого периода;

- уделить внимание характеристике разных аспектов содержания и поэтики ключевых произведений названного периода в развитии русской литературы;

- обратить внимание на возможность анализа творчества отдельных писателей в аспекте проблем традиций и новаторства, преемственности в развитии литературы;

-уделить внимание формированию у студентов опыта самостоятельного осмысления литературных явлений, аналитического прочтения текстов.

Студенты должны также знать биографии крупнейших писателей, содержание наиболее значительных произведений в их творчестве

Студенты должны владеть следующими умениями и навыками:

-уметь рассматривать литературный процесс в контексте эпохи;

- уметь анализировать произведения, относящиеся к разным жанрам;

- обрести навык концептуального, а не эмпирически-описательного подхода к литературным явлениям эпохи;

-уметь пользоваться критической литературой по выбранной или предложенной теме, проблеме курса;

-грамотно выстраивать самостоятельные сообщения на практических занятиях на заданную тему.



1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности

ОПД.Ф.6 Литература
Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература ХVIII века. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература ХIХ века. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература ХХ века: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы.

История русской литературной критики

Проблемы специфики. Периодизация. Типологические и индивидуальные характеристики.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


п/п


шифр и наименование специальности

курс


семестр

Виды учебной работы в часах


Вид итогового контр.













Трудоемкость

Всего аудит

ЛК


ПР


Сам. раб.




1

071401 Социально-культурная деятельность

I-3

I-5

484

168

120

48

316

экзамен

экзамен


экзамен



1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


0071401 Социально-культурная деятельность


№ п

/п


Наименование темы, раздела

Количество часов







Всего ауд.

ЛК

ПР

Сем


С

Р


1

Русская литература XI – XIII веков

6

4

2

4

2

Русская литература XIII – XIV веков

4

4




4

3.

Русская литература XVI века

2

2




2

4

Русская литература XVII века

6

4

2

6

5

Русская литература Петровской эпохи

2

2




4

6

Литература Классицизма

10

6

4

10

7

Русская литература последней трети XVIII века

8

6

2

10

8

Русская литература первой трети XIX века

20

16

4

20

9

Русская литерату3ра второй трети XIX века

22

16

6

30

10

Русская литерату3ра последней трети XIX века

26

18

8

30

11

Литература конца XIX – начала XX веков

12

8

4

10

12

Отечественная литература первой половины XX века

14

10

4

20

13

Отечественная литература второй половины XX века

16

10

6

20

14

Современная отечественная литература

20

14

6

22

1.6.2 Содержание разделов дисциплины



Древнерусская литература

-Литература Древней Руси. Возникновение, общая характеристика, своеобразие, периодизация

-Древнейшее летописание. «Повесть временных лет», время и причины написания. Стиль монументального историзма в летописи. Литературный этикет в летописи.

-Торжественное и учительное красноречие.

-Агиография. Жития Бориса и Глеба. Абстрагированность в житиях.

-«Слово о полку Игореве». История открытия, авторство. Споры вокруг памятника, своеобразие поэтики.

- Повести о нашествии монголо-татар на Русь

- «Хождение Афанасия Никитина за три моря»,своеобразие памятника.

-«Повесть о Петре и Февронии» литература XVI века. Публицистика XVI века Переписка Ивана грозного с Курбским.

- Литература XVII века. «Житие протопопа Аввакума», его идейно-художественное своеобразие.

-Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть. «Повесть о Савве Грудцине», «Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве».

-Демократическая сатира и смеховая литература. «Калязинская челобитная», «Повесть о Фоме и Ереме», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке».

Русская литература XVIII века

- Литература Петровской поры. Барокко в литературе Петровского времени. Развитие виршевой поэзии. Зарождение любовной лирики. Развитие театрального искусства: «школьная драма», репертуар театра на Красной площади. Прозаические повести. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском». Новый герой в контексте новой российской истории.

-Предклассицизм. Творчество Ф. Прокоповича. Эстетические воззрения Ф. Прокоповича. Трагедокомедия «Владимир». Антиох Кантемир. Сатирическое творчество писателя. Взгляды на судьбы русской поэзии в «Письме Харитона Макентина».

- Классицизм – ведущее направление второй трети XYIII века. Социально – политические, философские, эстетические предпосылки становления направления. Рационализм, нормативность, иерархичность как основные признаки классицизма. Своеобразие классицизма в России.

- В.К. Тредиаковский. «Езда в остров Любви» как выражение новых взглядов на литературу. Реформа стихосложения в «Новом и кратком способе…». Поэзия Тредиаковского: пейзажная лирика, оды, идиллия, басни. Героическая поэма «Телемахида».

- М.В. Ломоносов. Продолжение стихотворной реформы в «Письме о правилах российского стихотворства». Основные темы, образы од Ломоносова. Поэма «Пётр Великий». Теория «Трёх штилей».

-А.П. Сумароков. Одическое творчество Сумарокова. Отношение к ломоносовской реформе стихосложения и ломоносовскому творчеству. «Эпистола о стихотворстве» как программа русского классицизма. Трагедийное творчество А.П. Сумарокова. «Хорев» - конфликт, характеры, идейное содержание. «Гамлет» как пример обращения к наследию Шекспира. «Димитрий Самозванец»: своеобразие творческой манеры, комедийное творчество Сумарокова. Тресотиниус «Рогоносец по воображению». Басни, эпиграммы, сатиры.

- Демократизация литературы в 60-70-е годы 18 века. Развитие журналистики. Журнальная деятельность Н.И. Новикова.

-Развитие прозаических жанров. Романы Ф. Эмина. Предпосылки сентиментальной прозы («Письма Эрнеста и Доравры»). Темы, герои сказок М. Чулкова.

-Развитие драматургии. Политическая трагедия в творчестве Я.Б. Княжнина «Комическая опера». «Анюта» Попова.

-Сентиментализм – направление конца 18 века. Предпосылки, основные черты направления. Творчество Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника». Журнальная деятельность Карамзина. «Московский журнал». Альманахи «Аглая», «Аониды», «Бедная Лиза», «Марфа – посадница».

-Творчество А.Н. Радищева. «Дневник одной недели». «Житие Фёдора Васильевича Ушакова». История политического взросления юноши. Политическая программа Радищева в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске…». Композиция, сюжет, герой, идейное содержание романа «Путешествие из Петербурга в Москву». Оценка эпохи в оде «Осьмнадцатое столетие».

- Прозаическое творчество И.А. Крылова. Журнал «Почта духов». Повесть «Каиб». Герой, идейное содержание, эстетическая позиция автора. Комедийное творчество И.А. Крылова. «Урок дочкам». «Подщипа».

Русская литература XIX века

-Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления

-Литературное творчество В.А. Жуковского.

-Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза.

-Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Статья В.Белинского «Горе от ума» сочинение А.Грибоедова. И.А. Гончаров о комедии Грибоедова.

Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

-Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. -Трагедия «Борис Годунов» - свидетельство исторического мышления поэта.

-История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского.

-Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития.

-Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова – романтика. «Песня про купца Калашникова» - образец реалистической поэмы в творчестве Лермонтова. В.Белинский «Стихотворения Лермонтова».

Проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). Идейно-тематическое богатство романа «Герой нашего времени». В.Белинский о романе «Герой нашего времени».

-Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя.

Комедия «Ревизор», ее социальное и субстанциальное содержание. Значение «Развязки «Ревизора» в понимании идейного содержания комедии. «Женитьба», «Игроки». Их место в творчестве Гоголя.

Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя.

Замысел и воплощение: поэма «Мертвые души». Художественно-выразительные средства в обрисовке образов помещиков и чиновничества. Композиция первого тома поэмы. Образ Чичикова, история деградации человека.

Проблема второго тома «Мертвых душ». Идейное содержание сохранившихся глав второго тома. Место «Выбранных мест» в раскрытии авторского взгляда. В.Белинский о поэме. «Письмо к Гоголю».



-Литература 1840-х годов. Общая характеристика

Социально-политическая обстановка эпохи. Идеалы культуры и просвещения с точки зрения официальной идеологии, смысл уваровской формулы “самодержавие - православие - народность”. Столичные кружки и салоны 1830-1840-х годов и их роль в духовном становлении русской интеллигенции.

Кружок Н.В. Станкевича как исток формирования идеологии русского западничества, философский характер кружка, русские гегельянцы. Эстетика западников, ориентация на европейские культурные образцы.

Натуральная школа, круг идей и эстетика, европейские и русские истоки ее поэтики. Смысл формулы Белинского: “Гоголь - отец натуральной школы”. Сборник “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник” - манифесты нового литературного направления. Роль журнала “Современник” в отстаивании и пропаганде новой эстетики.

Кружок славянофилов, их полемика с западниками и официальным правительственным курсом. Взгляды А.С. Хомякова, М.П. Погодина, С.П. Шевырева. Славянофильская концепция русской и европейской истории, эстетические воззрения и пристрастия. Журнал “Москвитянин”, его антизападническая направленность и роль в распространении славянофильской системы ценностей.
-И.С. Тургенев.

Жизненный путь, основные вехи. Культурно-идеологическая и политическая позиция Тургенева, Тургенев как западник-либерал, его отношение к консерваторам и революционерам-радикалам, отношение к реформе 1861 года. Спор Тургенева со славянофилами и Герценом как автором цикла “Концы и начала” о судьбах России и Европы, их роли в культурном развитии человечества.

“Записки охотника”. История создания цикла, его идеологический пафос. Социальная, национальная и общекультурная, философская тематика. Идейно-художественная функция образа охотника-рассказчика. Природа в цикле. Темы любви, смерти и судьбы в рассказах “Смерть”, “Конец Чертопханова”, “Стучит!”, “Живые мощи”. Этнографизм и “микроскопическая” детализация в портрете как приметы “физиологического очерка”.

Любовная повесть Тургенева. Любовь как наслаждение, раскрепощающее личность, и иррациональная стихия, влекущая к гибели в повестях “Затишье”. “Переписка”, “Первая любовь”, “Вешние воды”.

Искусство и его жрецы в лирико-философском этюде “Довольно!”.

“Иррациональное” и “страшное” в “таинственных” повестях и рассказах Тургенева: “Собака” “Сон”, “Песнь торжествующей любви”, “После смерти (Клара Милич)” и др.

Романы Тургенева - художественная летопись жизни русского общества1830-1860-х годов. Центральные герои как герои-идеологи и духовные символы поколений, сменяющихся на арене истории. Смерть героя-идеолога как постоянный мотив тургеневского романа, ее культурно-исторический смысл. Образ тургеневской женщины, ее связь с природным, иррациональным началом в жизни. Поэтика тургеневского романа, связь с пушкинско-лермонтовской традицией “дворянского” романа о герое времени, социально-бытовой и космический уровни тургеневского романа, психологизм, особенности композиционной структуры.

Роман “Рудин”, исторические прототипы и литературные предшественники главного героя. Рудин в ситуации русского человека на рандеву. Рудин - рефлектирующий Гамлет и энтузиаст-идеалист, символический смысл его гибели на баррикадах.

Роман “Дворянское гнездо”, тема национальной и духовной родины в произведении, ее утраты и обретения. Психологическое противостояние героев “русской почвы” и “европейского духа”. Западничество Паншина. Славянофильские черты в личности и мировоззрении Лаврецкого. Образ Лизы Калитиной, народно-религиозные корни ее личности. Искусство музыки и его роль в пробуждении стихии любовного чувства. Трагическое и элегическое начала в художественном строе произведения. А.А. Григорьев о “почвенной” атмосфере “Дворянского гнезда” в статье “И.С. Тургенев и его деятельность”.

Роман “Накануне”. Смысл названия. Инсаров как идеальный разночинец и высокий герой нового типа, его противостояние героям-дворянам в романе. Героическое и жертвенное в характере Елены Стаховой. Попытка соединения идеала общественного долга и личного счастья и ее крах, исторические и метафизические корни краха, идея божественного возмездия в романе. Темы любви, смерти, искусства, их символический и композиционный параллелизм. Добролюбов Н.А. о романе в статье “Когда же придет настоящий день?”

Роман “Отцы и дети”. Социально-политическая и философская проблематика произведения. Автор и его герои в романе. Искусство и природа в романе. Оппозиция “живого” любовного чувства и “мертвой” идейной схемы, фигуры псевдонигилистов в романе. Центральные женские персонажи романа. Герои романа как психологические двойники. Сюжетно-композиционные повторы и аналогии в романе и их концептуальный смысл. Роман в оценке критиков (М.Антоновича, Д. Писарева, Н. Страхова и др. ).

Доклад Тургенева “Гамлет и Дон-Кихот” в контексте идеологических споров рубежа 1850-1860-х годов, русские Гамлеты и Дон-Кихоты в тургеневском творчестве.

Роман “Дым”, его социально-политическая и философская проблематика. Исторические прототипы образов революционеров-эмигрантов. Потугин - новый тип героя-идеолога, его точка зрения на настоящее и будущее России и Европы. Идея трагического хода мировой истории, смысл названия романа.

Роман “Новь”, смысл названия и эпиграфа. Образ Нежданова, гамлетовское в Нежданове, общественно-исторический смысл его гибели. Соломин - практический деятель нового типа. Женские образы в романе.

“Стихотворения в прозе”, жанровое и композиционное своеобразие цикла, его тематическое многообразие. Символические, аллегорические и фантастические образы в цикле, лиризм, элегизм, притчевость, поэтика “сновидения” в “Стихотворениях в прозе”.

-Творчество И.А. Гончарова.

Основные вехи биографии, первые литературные опыты.

Роман “Обыкновенная история”. Конфликт “прекраснодушного” романтизма и трезвого практицизма в произведении. Романтические маски Александра Адуева (сентиментально-элегическая, байроническая и др.) в столкновении с “реальной действительностью”. Петр Адуев как идеолог и защитник новой “действительности” с позиций романтизма и практицизма “буржуазного” типа. Авторское отношение к крайностям романтизма и практицизма, поиск путей примирения между ними, образ Лизаветы Александровны. Поэтика романа: ирония и юмор, роль пушкинских реминисценций, элементы гоголевской образности и стилистики. Белинский о романе Гончарова как живой классике “натуральной школ”.

Роман “Обломов”. Социально-политические и философские проблем. Обломовщина как понятие социальное, философское, национальное. Обломов и “лишние люди” в русской литературе. А. Штольц, социальные, национальные и культурные корни его характера. Женские образы в романе. Философия любви у Гончарова. Система смысловых (Азия - Европа. покой - движение. тепло - холод) и структурно-композиционных (контрастные пары персонажей) оппозиций в романе. Поэтика романа, влияние на нее поэтики Гоголя и “физиологического очерка”. Критика о романе.

Роман “Обрыв”. Эпоха, изображенная в произведении. Образная система, проблематика. Символический подтекст образа бабушки. Культурно-исторические пласты образа Райского. Марк Волохов - пародия Гончарова на поколение нигилистов. Тушин - образ практического деятеля нового типа. Женские образы в романе, многообразие типов любви в романе. “Обрыв” и “Евгений Онегин” - персонажные соответствия. Гончаров о концепции романа в статье “Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”.

  1   2   3   4   5   6

  • ОПД.Ф.6 Литература Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности: 071401 Социально – культурная деятельность
  • 1.2 Рецензенты
  • Студенты должны также знать
  • 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности ОПД.Ф.6 Литература
  • 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
  • 071401 Социально-культурная деятельность
  • 1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ 0071401 Социально-культурная деятельность
  • Содержание разделов дисциплины Древнерусская литература
  • Русская литература XVIII века
  • Русская литература XIX века