Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом




страница1/8
Дата07.07.2017
Размер1.94 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

______________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий


по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года

РУССКИЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Москва
2016


Авторы: Цыбулько И.П. (руководитель), Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.

Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по русскому языку подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по русскому языку, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по русскому языку, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.



© Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.

© Федеральный институт педагогических измерений, 2016.




ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке – осознают и ос­мысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.

Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.

Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразователь­ных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаме­национной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются зада­ния повышенного и высокого уровней сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.

В работе использованы два типа заданий: задания открытого типа с кратким ответом и задание открытого типа с развернутым ответом.

Большая часть заданий открытого типа с кратким ответом проверяет сформированность базовой языковой компе­тенции экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме, а также умение на базовом уровне опознавать языковые единицы и класси­фицировать их. Несколько заданий проверяет сформированность коммуникативной компетенции экзаменуемых – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания открытого типа с кратким ответом проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.

При этом есть задания открытого типа с кратким ответом, которые ориентированы главным об­разом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях базового уровня, языковой материал, причем предъявляется он как в виде изолиро­ванных языковых примеров (предложений), так и на мате­риале текста.

В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, язы­ковой) и являются заданиями базового, высокого и повышенного уровней сложности.

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание, являясь заданием повышенного уровня сложности, проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных умений и навыков:


  1.  анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

  2.  комментировать главную проблему исходного текста;

  3. определять позицию автора текста по заявленной проблеме;

  4.  выражать и аргументировать собственное мнение;

  5.  последовательно и логично излагать мысли;

  6.  использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  7.  практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практиче­ских речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для ус­пешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.

Кроме того, сочинение на основе исходного текста призвано показать сформированность у экзаменуемых культуроведческой компетенции, потому что прямо или косвенно дает представление в части аргументации собственного мнения о широте кругозора экзаменуемых, их начитанности и общей культурной образованности.


ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТА ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена были заложены нормативно-правовые, содержательные и методические основы для создания стандартизированной подготовки региональных экспертов-предметников по русскому языку.

Эксперту предметной комиссии по русскому языку необходимо
знать:

1) цели единого государственного экзамена;

2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:


  • кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;

  • спецификацию экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;

  • число заданий в тесте и отдельных его частях;

  • порядок расположения заданий в тесте;

  • типы заданий;

  • общие требования задания с развернутым ответом;

3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; пропорциональную представленность в работе всех разделов школьного курса; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;

4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения задания с развернутым ответом;

5) специфические подходы к системе оценки выполнения задания с развернутым ответом по русскому языку: при проверке второй части работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется с ее помощью;   

6) специально разработанную на основе действующих норм шкалу для проверки задания с развернутым ответом, максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за выполнение этой части работы;

7) классификацию ошибок и недочетов в письменной речи, критерии разграничения ошибок;

8) процедуру проверки и перепроверки экзаменационных работ;


понимать:

  1. значение педагогического контроля в современном учебном процессе;

  2. специфику тестовой формы контроля; отличие тестирования от других видов контроля уровня сформированности знаний, умений и навыков по предмету;

  3. сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;

  4. ответственность за соблюдение информационной безопасности при проверке части с развернутым ответом.



уметь:

  1. проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки сочинений:

  • следовать инструкциям, регламентирующим процедуру проверки и оценки развернутых ответов;

  • правильно оформлять протоколы проверки и оценки развернутых ответов экзаменуемых;

  1. проверять сочинение по следующим составляющим коммуникативной компетенции:

  • умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

  • умение анализировать содержание читаемого текста;

  • умение выражать собственное мнение;

  • умение аргументировать свою точку зрения;

  • умение точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли;

  • орфографические и пунктуационные умения;

  • владение нормами современного русского литературного языка;

  1. применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;

  2. разграничивать ошибки и недочеты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого повторяющиеся, однотипные и негрубые ошибки,

  3. правильно квалифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;

  4. обобщать результаты проверки работ.


Документация эксперта предметной комиссии по русскому языку

(См. Приложение 1)

При проверке экзаменационных сочинений ЕГЭ эксперт работает со следующими документами:



  1. формулировкой задания с развернутым ответом;

  2. текстом, на основе которого создается экзаменационное сочинение;

  3. текстом рецензии задания 24;

  4. информацией о тексте;

  5. информацией об авторе текста;

  6. общими критериями оценивания ответа на задание с развернутым ответом;

  7. протоколом проверки ответов на задания бланка № 2;

  8. памяткой для эксперта, проверяющего ответ на задание с развернутым ответом по русскому языку;

  9. работой экзаменуемого.

В качестве справочного материала эксперту желательно иметь под рукой различные словари и справочники, таблицы с перечнем грамматических и речевых ошибок, а также таблицу пошагового оценивания ответа на задание второй части экзаменационной работы (см. Приложение 2).

ОБЩАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ (СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ)
Для оценки сочинения применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной подготовки учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (сочинения) и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию.

При разработке критериев оценивания задания с развернутым ответом учитывались достижения психологии и методики в области преподавания родного и неродного языков. Основу нормативов оценки составили действующие нормы современного русского литературного языка.

При проверке сочинения следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а умения и навыки, составляющие коммуникативную компетенцию.

Система оценивания сочинения включает критерии, отражающие требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3–0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, – 24.

В системе выделены аспекты проверки, сформулированы критерии и обозначены нормативы оценки различных составляющих коммуникативной компетенции выпускников средней школы. Такой подход к оценке сочинения нов для методики русского языка и представляет определенную трудность для экспертов, пока еще не вполне владеющих новой технологией проверки и оценивания письменных работ.

EndLATTest





КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».





Критерии оценивания ответа на задание с развернутым ответом

Баллы

I

Содержание сочинения




К1

Формулировка проблем исходного текста







Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет



1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста







Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет


3

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет


2

Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст,

но

экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,



или

в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста



1

Сформулированная экзаменуемым проблема не проком­мен­ти­ро­вана,

или

прокомментирована без опоры на исходный текст,



или

в комментариях допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием проблемы исходного текста,



или

прокомментирована другая, не сформулированная экза­ме­ну­емым проблема,



или

вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,



или

вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста



0

К3

Отражение позиции автора исходного текста







Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет



1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована



0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме







Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

3




Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов,

или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),



или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе



0

II

Речевое оформление сочинения




К5

Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста


2




Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,



и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста



1




В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,



и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста



0

К6

Точность и выразительность речи







Работа экзаменуемого характеризуется точностью выраже­ния мысли, разнообразием грамматического строя речи

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,



или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,



но

есть нарушения точности выражения мысли



1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность




К7

Соблюдение орфографических норм







орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка)

3

допущено не более двух ошибок

2

допущено три-четыре ошибки

1




допущено более четырёх ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм







пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая ошибка)

3

допущено одна-три ошибки

2

допущено четыре-пять ошибок

1

допущено более пяти ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм







грамматических ошибок нет

2

допущено одна-две ошибки

1

допущено более двух ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм







допущено не более одной речевой ошибки

2

допущено два-три ошибки

1

допущено более трёх ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм







этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (одна и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале







фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу
(К1–К12)

24
  1   2   3   4   5   6   7   8