Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по изучению дисциплины




Скачать 465.04 Kb.
страница1/3
Дата17.06.2017
Размер465.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Методические рекомендации по изучению дисциплины
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

по направлению подготовки

071800 Социально-культурная деятельность

Пояснительная записка.
Цель курса – подготовка студентов к профессиональной деятельности менеджера социально-культурной деятельности, формирование целостного, системного подхода к музыкально-историческим знаниям. Личный пример лектора, ведущего курс истории музыки, творческая активность, умение обобщать отдельные факты в единое целое, связь традиций и новаторства в системе преподавания, современный аспект в раскрытии содержания курса, привлечение новой музыковедческой литературы стимулируют художественное мышление студентов, способствуют осознанию специфики музыкального искусства, формируют мировоззрение будущего менеджера.

Задачи курса:

  • воспитание у студентов понимания основных закономерностей развития мировой музыкальной культуры;

  • умение профессионально осмыслить исторический процесс в его причинно-следственных связях;

  • формирование целостного, системного подхода к музыкально-историческим знаниям.

Место курса в общей системе подготовки специалиста. Курс истории музыки является дисциплиной по выбору, курс проблемный, предполагающий широкий исторический подход к изучаемым явлениям; его предметом является процесс развития музыкальной культуры. Отсюда соответствующая направленность анализа музыкальных произведений (выбор произведений для анализа и степень его углубленности определяются педагогом). Для полноценного усвоения такого курса необходима база, которую образуют культурологические и обще-гуманитарные дисциплины.

Студент должен знать:

  • социально-политические и общекультурные условия музыкально-исторического процесса;

  • музыкальные стили и жанры музыки;

  • музыкальные произведения ( в плане слушания музыки).

Студент должен уметь:

  • обобщать отдельные факты в единое целое;

  • аналитически описать основные музыкально-выразительные средства в произведениях для слушания;

  • оперировать музыковедческими понятиями, необходимыми в обучении и для практической деятельности будущих менеджеров.

Структура курса. Основные разделы истории музыки охватывают огромный период становления и развития культуры и искусства: древности (конец IV тысячелетия до н.э. – 476 г. н.э.), средневековья (476 – 1453), Возрождения (Х1У-ХУ1 века), барокко (1600-1750), Просвещения (ХУ111 век), романтизма (Х1Х век), современности (ХХ век).

Основополагающая концепция курса – взаимосвязь творчества композиторов с общеисторическим процессом, научными и культурными событиями времени. Неразрывная связь музыки с литературой и искусством позволяет систематически приобщать студентов к широким художественным обобщениям, помогает им раскрывать природу музыкальных произведений, выраженную не только в авторской конкретной сюжетной программности, но и во внепрограммных сочинениях классиков и современных композиторов.

В силу крайней ограниченности учебного времени возникает необходимость соответствующего ограничения учебного материала и подчинения его единой системообразующей идее. Главное в курсе по выборудать менеджеру социально-культурной деятельности достаточное для его профессиональной (в частности, педагогической) деятельности знание музыкальных произведений и представление о музыкальных стилях и жанрах. Биографический материал изучается студентами самостоятельно по указанию педагога.

В соответствии с учебным планом курс истории музыки изучается один семестр. Занятия проводятся в форме лекций, семинарских выступлений. В курсе истории музыки студентами применяется творческий, поисковый тип изложения учебного материала.

Практические занятия проводятся в форме слушания музыки (регулярно) и семинарских занятий.

В процессе освоения предмета необходима самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Она должна обеспечить подготовку к семинарским занятиям.



Музыкальная литература включает сочинения композиторов, указанные в списках семинарских занятий (крупные произведения – кантатно-ораториальные, оперы, симфонии и другие циклические и одночастные сочинения изучаются по указанным фрагментам).
Содержание разделов дисциплины.
1. Зарубежная музыкальная культура от древности до эпохи барокко.

1.1. Введение. Культура и искусство древности. Культура и искусство античности. Культура и искусство средневековья. Культура и искусство эпохи Возрождения. Культура и искусство эпохи барокко.



2. Зарубежная музыкальная культура эпохи Просвещения

2.1. Культура и искусство эпохи Просвещения. Инструментальная музыка.

2.2. Оперное искусство 18 века (Италия, Франция, Англия, Германия, Австрия).

3. Венская классическая школа.

3.1. Венская классическая школа: основные художественные принципы венской классической школы. Творческий путь И. Гайдна.

3.2. Творческий путь В.А.Моцарта. В.А.Моцарт и австро-немецкий оперный театр. Творческий путь Л.Бетховена. Сонаты. Симфоническое творчество Л.Бетховена.

4. Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма.

4.1. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве 19 века. Творчество Ф.Шуберта. Симфонии. Фортепианное и вокальное наследие Ф.Шуберта. Творчество Ф.Мендельсона. Новые романтические жанры. Творчество Р.Шумана. Инструментальные и вокальные циклы. Французская музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Г.Берлиоза.

4.2. Итальянская музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Д.Россини. Польская музыкальная культура первой половины Х1Х века и творчество Ф.Шопена. Венгерская музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Ф.Листа. Симфоническое творчество Ф.Листа. Фортепианное творчество Ф.Листа.

5. Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века.

5.1. Австро-немецкая музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Р.Вагнера. Французская музыкальная культура второй половины 19 века. Творчество Ш.Гуно. Творчество Ж.Бизе. Творчество С.Франка. Итальянская музыкальная культура 19 века и творчество Д.Верди.

5.2. Итальянский оперный веризм. Творчество Дж.Пуччини. Чешская музыкальная культура второй половины 19 века. и творчество Сметаны, Дворжака. Норвежская музыкальная культура второй половины 19 века. Творчество Э.Грига. Фортепианное и вокальное творчество Э.Грига. Финская музыкальная культура и творчество Я.Сибелиуса.

6. Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX веков.

6.1. Французский импрессионизм. Проблемы стиля. Творческий путь К.Дебюсси. Творческий путь М.Равеля.

6.2. Австро-немецкий симфонизм рубежа 19-20 веков (Г.Малер, Р.Штраус).Австро-немецкая музыкальная культура первой половины 20 века. Чешская музыкальная культура конца 19 – первой половины 20 века. Творчество Л. Яначека. Испанская музыкальная культура конца 19 – первой половины 20 века. Творчество М. де Фальи.

7. Зарубежная музыкальная культура XX века.

7.1. Венгерская музыкальная культура первой половины 20 века. Творчество Б.Бартока. Американская музыкальная культура 19 века. Творчество Д.Гершвина.

7.2. Французская музыкальная культура конца 19– первой половины 20 века. Творчество Ф.Пуленка. Английская музыкальная культура конца 19 – первой половины 20 века. Творчество Б.Бриттена. Польская музыкальная культура 20 века. Творчество К.Пендерецкого. Заключение.
Темы для самостоятельного изучения

п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Зарубежная музыкальная культура от древности до эпохи барокко

Формирование музыкальной теории в эпоху античности

4

Составить краткий конспект по книге Е. В. Герцена «Античное музыкальное мышление». – Л., 1986.

Проверка конспекта

2.

Зарубежная музыкальная культура от древности до эпохи барокко

Григорианский хорал. Нидерландская (франко – фламандская) полифоническая школа.

4

Составить краткий конспект статьи Т.Ливановой «Происхождение, развитие и распространение григорианского хорала». – С.51 – 59.(Т.Ливанова. История западноевропейской музыки до 1789 г.)

Составить краткий конспект по книге Н.А.Симаковой «Вокальные жанры эпохи Возрождения».-М., 1985



Проверка конспектов

3.

Зарубежная музыкальная культура от древности до эпохи барокко

Итальянская опера – новый жанр эпохи барокко

4

Составить хронологическую таблицу творчества К.Монтеверди

Проверка хронологической таблицы

4.

Зарубежная музыкальная культура эпохи Просвещения

Гомофонно-гармонический склад письма

6

Составить хронологическую таблицу творчества Д.Б.Перголези и Ф.Э.Баха

Проверка хронологической таблицы

5.

Зарубежная музыкальная культура эпохи Просвещения

Оперное творчество К.В.Глюка.

6

Составить хронологическую таблицу творчества К.В.Глюка

Проверка хронологической таблицы

6.

Венская классическая школа.

Формирование сонатно-симфонического цикла в творчестве венских классиков

4

Составить хронологическую таблицу творчества Й.Гайдна

Проверка хронологической таблицы

7.

Венская классическая школа.

Развитие сонатно-симфонического цикла в творчестве В.А.Моцарта.

4

Составить хронологическую таблицу творчества В.А.Моцарта

Проверка хронологической таблицы

8.

Венская классическая школа.

Тематизм и гармонический язык Л.Бетховена.

4

Составить хронологическую таблицу творчества Л.Бетховена

Проверка хронологической таблицы

9.

Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма.

Жанры романтической музыки и особенности их трактовки.

1

Составить хронологическую таблицу творчества

Проверка хронологической таблицы

10.

Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма

Мелодическое, гармоническое и фактурное своеобразие сочинений композиторов-романтиков.

2

Составить хронологическую таблицу творчества Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона

Проверка хронологической таблицы



11.

Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма

Новые романтические жанры в творчестве Р.Шумана.

2

Составить хронологическую таблицу творчества Р.Шумана

Проверка хронологической таблицы



12.

Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма

Программный симфонизм в творчестве Г.Берлиоза

2

Составить хронологическую таблицу творчества Г.Берлиоза

Проверка хронологической таблицы



13.

Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма

Формирование новой оперной школы

1

Составить хронологическую таблицу творчества Д.Россини

Проверка хронологической таблицы


14.

Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма

Новый романтический жанр фортепианной музыки Ф.Шопена

2

Составить хронологическую таблицу творчества Ф.Шопена

Проверка хронологической таблицы


15.

Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма

Программные симфонические произведения в творчестве Ф.Листа

2

Составить хронологическую таблицу творчества

Проверка хронологической таблицы


16.

Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века.


Музыкальный язык Р.Вагнера

2

Составить хронологическую таблицу творчества Р.Вагнера

Проверка хронологической таблицы


17.

Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века.

Жанровое разнообразие творчества французских композиторов.

2

Составить хронологическую таблицу творчества Ш.Гуно, Ж.Бизе, С.Франка

Проверка хронологической таблицы


18.

Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века.

Музыкальная драматургия опер Д.Верди

2

Составить хронологическую таблицу творчества Д.Верди

Проверка хронологической таблицы


19.

Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века.

Новые формы музыкальной выразительности в оперном творчестве Дж.Пуччини

1

Составить хронологическую таблицу творчества Дж.Пуччини

Проверка хронологической таблицы


20.

Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века.

Оперное творчество Б.Сметаны. Симфонии А.Дворжака

2

Составить хронологическую таблицу творчества Б.Сметаны, А.Дворжака

Проверка хронологических таблиц


21.

Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века.


Национальная основа музыкального творчества Э.Грига

2

Составить хронологическую таблицу творчества Э.Грига

Проверка хронологической таблицы


22.

Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века.

Национальная основа музыкального творчества Я.Сибелиуса

1

Составить хронологическую таблицу творчества Я.Сибелиуса

Проверка хронологической таблицы


23.

Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX веков.

Особенности музыкального языка в творчестве импрессионистов

3

Составить хронологическую таблицу творчества К.Дебюсси и М.Равеля

Проверка хронологических таблиц


24.

Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX веков.

Музыкальный экспрессионизм в творчестве А.Шёнберга

3

Составить хронологическую таблицу творчества А.Шёнберга

Проверка хронологической таблицы


25.

Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX веков.

Национальный колорит музыки Л. Яначека

3

Составить хронологическую таблицу творчества Л. Яначека

Проверка хронологической таблицы


26.

Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX веков.

Песенно-танцевальные интонации в творчестве М.де Фальи

3

Составить хронологическую таблицу творчества М.де Фальи

Проверка хронологической таблицы


27.

Зарубежная музыкальная культура XX века.

Импрессионизм и экспрессионизм в творчестве Б.Бартока

3

Составить хронологическую таблицу творчества Б.Бартока

Проверка хронологических таблиц


28.

Зарубежная музыкальная культура XX века.

Жанровое многообразие тематизма в творчестве Д.Гершвина


3

Составить хронологическую таблицу творчества Д.Гершвина

Проверка хронологической таблицы


29.

Зарубежная музыкальная культура XX века.

Творческое наследие французской «шестёрки»

3

Составить хронологическую таблицу творчества Ф.Пуленка

Проверка хронологической таблицы


30.

Зарубежная музыкальная культура XX века.

Традиции и новаторство в творчестве Б.Бриттена

2

Составить хронологическую таблицу творчества Б.Бриттена

Проверка хронологической таблицы


31.

Зарубежная музыкальная культура XX века.

Серийно-интонационная логика развития музыкальных образов в творчестве К.Пендерецкого

1

Составить хронологическую таблицу творчества К.Пендерецкого

Проверка хронологической таблицы



Тематика и планы практических занятий.
Занятие 1. Основные художественные принципы венской классической школы (И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен).

План

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Назовите истоки и основные содержательные аспекты художественных принципов венской классической школы.

  2. Определите роль и место творчества И.Гайдна в развитии основных художественных принципов венской классической школы.

  3. Докажите, что И.Гайдн явился родоначальником классического симфонизма.

  4. Охарактеризуйте неприкладное значение камерного инструментального стиля, сформировавшегося в творчестве И.Гайдна (квартеты и фортепианные трио).

  5. Назовите и охарактеризуйте истоки зарождения сонатного творчества И.Гайдна.

  6. Определите, в чем значение вокальной (песни, оперы) музыки И.Гайдна?

  7. Охарактеризуйте творчество В.А.Моцарта с позиций музыкальной энциклопедии эпохи Просвещения.

  8. Раскройте разнообразие музыкально-драматических жанров в оперном и камерно-вокальном творчестве В.А.Моцарта.

  9. Назовите истоки и основные музыкально-художественные принципы вокально-инструментального письма В.А.Моцарта в его «Реквиеме».

  10. Сделайте выводы по основным творческим итогам и главнейшим тенденциям музыкального искусства на рубеже «нового времени».

  11. Назовите истоки и основные содержательные аспекты музыкального стиля яркого представителя венской классической школы Л.Бетховена.

  12. Раскройте понятие «симфонизм» как метод музыкального творчества Л.Бетховена.

  13. Определите роль и место программных симфонических произведений Л.Бетховена в развитии музыкальной культуры «нового времени».

  14. Раскройте синтез инструментальных и вокальных жанров в творчестве Л.Бетховена и охарактеризуйте его воздействие на последующее развитие жанра симфонии.

  15. Охарактеризуйте жанровое многообразие фортепианных сонат Л.Бетховена.

  16. Сделайте выводы по основным направлениям развития музыкального стиля Л.Бетховена.

  17. Докажите мировое значение музыкального искусства Л.Бетховена.

Задания для самостоятельной и практической работы:

  1. Составить хронологическую таблицу творчества И.Гайдна и В.А.Моцарта.

  2. Прочитать и проанализировать основные положения статьи Б.Штейнпресса «Венская классическая школа (Гайдн)»// Б.Штейнпресс. Популярный очерк истории музыки до 19 века.-М.,1963.

  3. Прочитать и проанализировать основные положения статьи Б.Штейнпресса «Венская классическая школа (Моцарт)»// Б.Штейнпресс. Популярный очерк истории музыки до 19 века.-М.,1963.

  4. Составить краткий конспект статей из журнала «Советская музыка».-1991.-№12. (В.А.Моцарт. К 200-летию со дня смерти: Ст.разных авторов).

  5. Проанализировать основные положения книги Г.Чичерина «Моцарт: Исследовательский этюд».-Л.,1987.

  6. Прочитать и проанализировать основные положения статьи Р.Роллана «Моцарт по его письмам» // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие.-Вып.3.-М.,1988.

  7. Составить хронологическую таблицу творчества Л.Бетховена.

  8. Прочитать и проанализировать основные положения статьи А.Н.Серова «Бетховен и три его стиля» // Серов А.Н. Статьи о музыке.-Вып.1.-М.,1984.

  9. Составить краткий конспект статьи Т.Н.Ливановой «Бетховен и русская музыкальная критика 19 века» // Ливанова Т.Н. Статьи: Воспоминания.-М.,1989.

  10. Проанализировать основные положения статьи Б.Штейнпресса «Венская классическая школа (Бетховен)»// Б.Штейнпресс. Музыка 19 века.-М.,1968.
  1   2   3

  • Пояснительная записка. Цель курса
  • Место курса в общей системе подготовки специалиста.
  • Основополагающая концепция курса
  • Содержание разделов дисциплины . 1. Зарубежная музыкальная культура от древности до эпохи барокко.
  • 2. Зарубежная музыкальная культура эпохи Просвещения
  • 3. Венская классическая школа.
  • 4. Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма.
  • 5. Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века.
  • 6. Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX веков.
  • 7. Зарубежная музыкальная культура XX века.
  • Темы для самостоятельного изучения
  • Тематика и планы практических занятий . Занятие 1. Основные художественные принципы венской классической школы (И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен). План
  • Вопросы для коллективного обсуждения
  • Задания для самостоятельной и практической работы