Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации по изучению дисциплины «Живопись пейзажа» для специальности 050602 «Изобразительное искусство»




Дата05.07.2017
Размер97.2 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Живопись пейзажа»
для специальности 050602 «Изобразительное искусство»,

Пояснительная записка

Цель курса - дать профессиональные знания и навыки будущему педагогу, развить его творческие способности в области живописи пейзажа, подготовить к самостоятельной творческой работе. Занятия живописью развивают у учащихся умения и навыки реалистического отображения окружающей действительности живописными средствами данного курса. Формирование знаний основ живописного реалистического изображения, развитие культуры зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и произведений пейзажной живописи. При анализе конкретных методических вопросов следует опираться на теоретические основы. Это необходимо учитывать в материале каждой темы. Только при таком подходе практические задания будут действительно теоретической базой и составят единый общеметодичекий блок по курсу живописи.

Задачей курса является – продолжение обучению технике масляной живописи при изображении пейзажа, пленэра, по памяти, представлению, воображению; развитие наблюдательности восприятия, памяти, представлений; овладение выразительными средствами живописи и умением применять их в художественной деятельности. Задачи, решаемые студентами по живописному пейзажу: решение задач передачи пространства, состояния освещения, атмосферных явлений и влияние всего этого на предметный мир пейзажа.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:



Студент должен знать:

- историческое развитие искусства пейзажной живописи и ее теоретические основы;

- технологию живописи и живописных материалов, технику живописи.

Студент должен уметь:

- писать с натуры, по памяти, по представлению, по воображению пейзажные мотивы акварельными, масляными и другими красками.




Практическая работа.

Тема: Этюд

План:

1) Скомпоновать и написать этюд, передав конкретность освещения и особенности цветового состояния.

2) Проанализировать композиционный центр, провести корректировку композиции и плановость пространства, соотношения неба и земли.

3) Сделать фор-эскиз. Цветовое решение. Уточнение формата. Выбор размера холста для написания живописного пейзажа.


Практическая работа.

Тема: Подготовка к написанию пейзажа.

План:


  1. Перенести композиционный рисунок на холст.

  2. Определить красочную палитру.


Практическая работа.

Тема: Живопись пейзажа.

План:


  1. Сделать живописный подмалёвок с учётом тёпло-холодности мотива.

  2. Уточнить тональность.

  3. Проработать плановость пространства и воздушную перспективу..

  4. Подчеркнуть композиционный центр.

  5. Обратить внимание на проработку предметов и деталей среднего плана.

  6. Решить количество и размещение фактуры поверхности холста.

  7. В завершении работы проверить цельность изображения и колорита пейзажа.


Рекомендуемая литература

Основная литература:


1Алексеев С.С. О колорите. - М.; 1974.

2.Алексеев А. Компоновка пейзажа // Юный художник. – 2000. - №3. – С. 27 – 29.

3.М.И. Об искусстве портрета. – М.: Искусство, 1975.

4.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.

5.Беда Г.В. Введение в теорию живописи: учеб.пособие. – Краснодар: Кубан.ун-т, 1987. – 87 с.

6.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

7.Беда Г.В. Живопись. - М., 1986.

8.Бенуа А. История русской живописи в 19 веке/Сост., вступ.ст., коммент.В.М. Володарского. – 3 изд. – М.: Республика, 1999.

9.Волков Н.Н. Цвет в живописи. – 2 изд., доп. – М.: Искусство, 1984.

10.Гренберг Ю.И. Технология живописи. - М., 1982.

11.Детский портрет в русской живописи 18 – начала 20 веков: Альбом /Авт.-сост. Г.Н. Голдовский. – Л.: Художник РСФСР, 1991.

12.Европейская живопись 13-20 веков: Энциклопед.словарь / Рос.Акад.художеств, Науч. – исслед.ин-т теории и ист.изобразит.искусств. – М.: Искусство; NOTA BENE, 1999.

13.Живопись. Что о ней должен знать современный человек / Сост. Трибис Е.Е. – М.: Рипол Классик, 2003.

14. Калашниковой. – М.: Олма-Пресс, 1999.

15.Михайлов А.М. Искусство акварели. - М., 1995.

16.Е.А., Рахимова З.И. Миниатюра и литература Востока: Эволюция образа человека. – Ташкент: Изд-во лит.и искусства, 1987.

17.Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Интерпракс, 1994.

18.Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М., 1980.

19.Энциклопедия натюрморта/Авт.-сост. Останина С.П. – М.: Олма-Пресс Образование, 2002.

20.Яшухин А.П. Живопись. - М., 1985.

21.Яшухин А.П. , Ломов С.П. Живопись. - М., 1999

22.Рычкова Ю.В. Краткая история живописи. – М.: Рипол Классик, 2002.

23.Никодеми Г.Б. Техника живописи. – М.: 2003.

24.Основы техники рисования цветов акварелью / Под ред. Р. Вульф.; Пер. с англ. П.А. Самсонова; Худ.обл. М,В, Драко. - Мн.: Попурри, 2003.

25 Живопись: Учебник для студ.вузов, обуч. по спец. «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» / Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. и др. – М.: Владос, 2003.

26. Визер В. В. Живописная грамота : основы пейзажа / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с. : ил.

27. Визер В. В. Живописная грамота : система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с. : 28. Атлас мировой живописи / авт.-сост. Н. В. Геташвили. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 368 с. :

29. Паранюшкин Р. В. Цветоведение для художников. Колористика : [учеб. пособие для студ. высш. и сред. худож. учеб. заведений] / Р. В. Паранюшкин, Г. Н. Хандова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 93 с. :

30. Свешников А. В. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения : учеб. пособие для студ. худож. фак. / А. В. Свешников. - М. : Университетская книга, 2009. - 272 с. :

31. Паранюшкин Р. В. Шашков Ю. П. Живопись и ее средства : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050602(030800) - изобраз. искусство / Ю. П. Шашков ; М-во образования и науки РФ, УМО РФ по пед. образованию, Моск. открытый соц. ун-т. - М. : Трикста : Академический Проект, 2006. - 128 с. : ил. - (Серия "Gaudeamus").

32. Визер В. В. Живописная грамота : основы искусства изображения / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2006. - 192 с.

33. Ломоносова М. Т. Графика и живопись : учеб. пособие / М. Т. Ломоносова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 202, [6] с. : ил.

Дополнительная литература:
1.Гагарин Б.Г. Пути совершенства методов обучения акварельной живописи / в системе подготовки учителей изобразительного искусства /. Дисс.на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1974. – 158 с.

2.Золотов Ю.К. Французский портрет 18 века: Альбом. – М.: Искусство, 1968.

3.Импрессионизм: История, картины, биографии / Сост. И.Г. Мосин. – СПб: Изд. дом «Кристалл», 2002.

4.Импрессионизм: Мастера, предшественники и последователи : Энциклопедия / Сост. Грицак Е.Н. – М.: Эскмо, 2003.

5.Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. – М.: Изд-во Акад.художесв СССР, 1952. – 224 с.антор А.М. Предмет и среда в живописи. Проблемы взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. – М.: Сов.художник, 1981. – 127 с.

6.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Высш.шк., 1997. – 271 с.

7.Курочкина К.А. Знакомство с натюрмортом. – Сиб, - 1958. – 110 с.

8.Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. – М.: Сов.художник, 1983. – 375 с.

9.Основы живописи/ Пер. с исп. О. Вартановой. – С. – Пб.: АОЗТ «Весант», 1994. – 128 с.

10.Прокофьев Н.И. Натюрморт. Учебное пособие по живописи для студентов ХГФ педагогических вузов. – М.: Московский педагогический государственный университет, 1999. – 65 с.

11.Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г., Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец. учеб. заведений – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 216 с.

12.Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.

13.Сказка в творчестве русских художников / Авт.текста и сост.альбома Н.Ф. Шанина. – М.: Искусство, 1960.

14.Соколова Е.И. Фигура человека в живописи: Учеб.пособие. – М.: Моск.Архитек.ИН-Т, 1988. – 70 с.

15.Старк В.П. Портреты и лица: 18 – середина 19 века. – СПб: Искусство – СПб, 1995.

16.Тоновые и цветовые отношения в живописи. – М.: Советский художник, 1964. – 75 с.

17.М. Паррамон Вильясало Как рисовать портрет. М., Арт – родник, 2000. – 111 с.

18.Хосе М. Паррамон Вильясало Как писать натюрморт. М., Арт – родник, 2000. – 112 с.



19.Энциклопедия русской живописи: Русская живопись 19 – 20 веков / Под ред. Т.В. Калашниковой. – М.: Олма-Пресс, 1999.
Словарь терминов (глоссарий)

Автопортрет – портрет, в котором художник изображает самого себя.

Акварель – краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Алла прима – этюдная манера письма, способ исполнения живописного произведения за один сеанс, в один прием.

Архитектурный пейзаж – одна из типологических разновидностей пейзажной живописи. Основан на изображении архитектурных сооружений.

Ахроматические цвета – серые цвета от чистого белого до черного, которые не имеют цветового тона, различаются между собой только по светлоте и характеризуются коэффициентами отражения.

Валер – понятие, связанное в живописи со светосилой. Этим термином обычно обозначают тончайшие переходы светотени (полутона), которые определяются конкретными условиями освещения и воздушной среды.

Ведута – пейзаж, точно передающий вид определенной местности.

Воздушная перспектива – изменения в цвете и ясности очертаний по мере удаленности расположенных предметов.

Гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого, в частности в художественном произведении, обусловливающие его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.

Деталь – в произведениях изобразительного искусства значащие мелкие подробности, выразительные предметы и их особенности, характеризующие героев или среду их бытия.

Живописность – в реалистическом искусстве некоторые специальные свойства художественного исполнения станковой живописи, отражающие объективные качества предметного мира.

Живопись – один из главных видов изобразительного искусства. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.

Жухлость – нежелательные изменения в высыхающем красочном слое, из-за которых живопись лишается свежести, теряет блеск, звучность красок, темнеет, становится черноватой.

Замысел – в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним.

Колорит – характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй. Главное его достоинство – богатство и согласованность цветов, соответствующих самой натуре, передающих в единстве со светотенью предметные свойства и состояние освещенности изображаемого момента.

Композиционный центр – то место произведения, на котором художник прежде всего останавливает внимание зрителя, концентрируя в нем большую часть смыслового содержания.

Композиция – присуща всем видам искусства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые ещё смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего художником содержания.

Контраст – в изобразительном искусстве широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усвоению.

Контраст цветов (одновременный) – изменение одних цветов под влиянием других, их окружающих.

Контраст цветов (последовательный) – изменение одних цветов под влиянием других, предварительно наблюдавшихся цветов.

Корпусная живопись – живопись, выполненная плотными, густыми мазками: её красочные слои непрозрачны и часто имеют рельефную фактуру.

Маринист – художник, специализирующийся в области марины.

Многослойная живопись – важнейшая техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевки, прописки, лессировки), разделенных перерывами для полного высыхания красок.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

Пленэр – правдивое изображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в природных условиях, т.е. под открытым небом, при активном влиянии света и воздуха.

Пленэрная живопись – живопись под открытым небом.

Поверхностные цвета – цвета, выявляющие рельефы и фактуру поверхности.

Подмалёвок – одна из первоначальных стадий работы над картиной, главным образом в масляной многослойной живописи.

Стаффаж – мелкомасштабные изображения людей и животных в пейзажной композиции.

Сюжетно-тематическая картина – смешение традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в художественной практике 1930-х гг.

Тематическая композиция – в советской художественной критике термин, заменяющий и объединяющий понятия «жанровая композиция», «историческая композиция» - «идейно-значительное произведение, тема которого представляет живой интерес для народа».

Теплые и холодные цвета. Теплые цвета ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красный, красно-оранжевый, желто-зеленые. Холодные цвета ассоциируются с цветами воды, льда и др. холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

Цветовая гаммаосновные отношения цветовых тонов, преобладающие в произведении и определяющие характер его живописного решения ( например, картина написана в холодной гамме ).

Цветовая гармониясогласованность, соразмерность, единство частей и целого, в частности в художественном произведении, обусловливающее его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.

Цветовой круг состоит из цветов замкнутого спектрального ряда. Его можно разделить по диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую половину круга – зелено-голубые, голубые, синие и сине-фиолетовые.

Цветовой тон – качество хроматического цвета, при определении которого цвет называют красным, желтым, синим, голубым и т.д.

Цветовые отношения – различия цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

Эскиз – подготовительный набросок этюда или картины.

Этюд – работа, выполненная с натуры.

  • Практическая работа. Тема: Этюд
  • Практическая работа. Тема: Подготовка к написанию пейзажа.
  • Практическая работа. Тема: Живопись пейзажа.
  • Рекомендуемая литература
  • Словарь терминов (глоссарий)