Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации организатору Нижневартовск 2009 ббк 78. 39 М54




страница1/5
Дата02.07.2017
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5

Нижневартовский район

Муниципальное учреждение

«Центр развития образования»



Методика организации читательской конференции
Методические рекомендации организатору

Нижневартовск

2009


ББК 78.39



М54


Методика организации читательской конференции: Методические рекомендации организатору

/ Сост. С.Н.Мокрицкая, В.А.Шмигельская. – Нижневартовск, МУ «Центр развития образования», 2009. – 68 с.


Методическое пособие содержит подробную технологию подготовки и проведения читательской конференции, а также несколько сценариев проведения читательских конференций и обсуждений детских книг. Адресовано библиотечным и педагогическим работникам.

М54



МУ «Центр развития образования», 2009


Введение

Читательская конференция (далее – ЧК) – одна из распространенных форм обсуждения книг с читателями. Читательская конференция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящается определенной проблеме или теме.



Цель конференции – привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Важно помнить, что основная функция ЧК и дискуссий - привлекать к чтению, выявлять мнения и оценки широких кругов читателей вне зависимости от их присутствия на итоговом обсуждении. Поэтому неверно оценивать проведение ЧК только по числу присутствующих и выступивших в публичном обсуждении книги или проблемы.



Участники конференции

Важный момент в подготовке и проведении ЧК и диспута - формирование однородной группы читателей, объединенных общим интересом к обсуждаемой проблеме или одной возрастной группой.

Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсуждение всех участников и снизит эффект мероприятия.
Этапы подготовки и проведения

В организации ЧК можно условно выделить три этапа.

1. Подготовка к конференции или дискуссии.

2. Публичное обсуждение книги, проблемы или вопроса.

3. Подведение итогов, изучение результативности библиотечного

воздействия.



Подготовительный этап

Подготовительная работа к конференции является той неви­димой частью «айсберга», которая незаметна стороннему на­блюдателю. Бесспорно, что именно эта предшествующая работа обеспечивает 9/10 всех поставленных задач и замыслов. На подготовительном этапе определяется время, место предстоя­щего мероприятия и его форма.

Чтобы ЧК стала ярким событием, необходимо сделать ее приближение ожидаемым. Растянутое во времени радост­ное ожидание и есть главный механизм, выполняющий функ­цию психологического настроя на подготовительном этапе. Чтобы привести данный механизм в действие, существует не­мало уже проверенных на практике средств и творческих «сек­ретов».
Реклама – один из секретов успеха конференции.

1. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама как завязка интриги будущего обсуждения, задача которой - воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.

Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объяв­ление) и объемной (тумба, шар, дом).

Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Пред­ставьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне ЧК с рекламными текстами на спине и груди. Такую рекламу нельзя не прочесть.

Реклама может быть театрализованной. Ее носители — специально подготовленные группы бродячих артистов, глаша­таи, популярные герои книг и мультфильмов.

Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.

Рекламными по сути станут разнообразные почтовые от­правления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведом­ления, письма, карты, путеводители и др.

Безусловно, важны не только оригинальные виды рекламы и способы ее распространения. Главное, конечно же, содержание — сведения о приближающемся мероприятии, которые создают ему популярность.



Приглашение - акт творческий и деликатный, но все­гда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:

  • билеты-игрушки;

  • билеты-шапочки;

  • билеты-закладки;

  • билеты-программы и т. д.

Конечно, дело это трудоемкое. Но ведь и дизайнером-из­готовителем пригласительных билетов может быть целая группа, а стать курьером по их разноске — поручение весьма приятное и престижное. Да и приглашение в обычной уст­ной форме, обращенное от библиотекаря или учителя к учащимся (или на­оборот) также может быть очень заманчивым, интригующим, желанным.
Календарь будет уместен при подготовке и проведении ЧК среди учащихся младших классов. Вывешенный в классе, он поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день календарь будет на­поминать о приближении желанного события. Например: «До незабываемого путешествия на ядре вместе бароном Мюнхаузеном осталось 4 дня».
Репетиционные приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.

Безусловно, эта «коллекция» средств создания психологи­ческого настроя на этапе подготовительной работы не является исчерпывающей и обязательной, тем не менее, она дает представление о тех скры­тых и часто, к сожалению, мало используемых резервах, кото­рые позволяют повысить воспитательный потенциал проведения библиотечного мероприятия.
Выбор темы

Первый этап ЧК или диспута предполагает беседы библиотекаря с читателями при приеме и записи выбранных книг, во время консультаций в фонде открытого доступа, а также обзоры изданий, представленных на книжных выставках и др. При этом библиотекарь узнает суждения читателей, непосредственно влияет на правильную оценку книги. Читательские мнения желательно отражать в альбоме или на стенде читательских отзывов, в бюллетенях.

Выбор книги (или группы книг), или проблемы для читательской конференции осуществляется по-разному. Прежде всего, учитываются пожелания и предпочтения читателей, популярность издания, степень его дискуссионности.

Основой конференции может стать также отдельная публикация или цикл статей из периодики, полемика, телевизионная передача, выход в свет собрания сочинений писателя, чьи произведения вызывают стойкий интерес среди детей.

Отбирая тему для конференции, нужно учитывать глубину раскрытия проблемы в литературе: в научно-познавательной она определяется научной объективностью, в художественной – эстетическими достоинствами. Можно отбирать для ЧК новинки литературы, наиболее значимые в последнее время. В этом случае перед библиотекарем встают дополнительные задачи – он должен сам ознакомиться, прочитать предлагаемую на конференцию книгу или литературу по теме.

Воспитательная и образовательная роль ЧК может быть значительная, если все ее участники, а не только выступающие, придут подготовленными со своим мнением и суждением по обсуждаемой проблеме или теме.


Типы и виды конференций

Кино- и телеэкранизация произведения могут стать основой читательско-зрительской конференции, но в этом случае задачи мероприятия усложняются за счет развития не только читательского, но и зрительского интересов, одновременного повышения уровня культуры чтения и культуры видения. А библиотекарю, ведущему подобное мероприятие, нужно уметь анализировать, помимо печатного издания, еще и кино- или телефильм.

Как правило, выбираются фильмы-экранизации, рассчитанные на широкую аудиторию, поднимающие социально-значимые проблемы: воспитание подрастающего поколения, взаимоотношения в семье, в быту, в школе и т.п. Например, “Вам и не снилось” по одноименной повести Г.Щербаковой, “Весенние перевертыши” и “Расплата” В.Тендрякова, “Завтра была война” Бориса Васильева, “Альпийская баллада”, “Сотников”, “Знак беды” Василя Быкова, “Берег”, “Выбор” Юрия Бондарева и мн. др.

Если подросткам интересна тема, раскрываемая в произведениях, не имеющих отношения к программе школьного курса литературы, - возможно, она сделает ребят более активными.

Читательские конференции бывают проблемными и отчетными.

Содержание проблемных конференций связано с крупными событиями общественной, культурной или научной жизни страны, они организуются для старших подростков, учитывают уровень их читательского развития.

Содержание отчетной конференции продиктовано заботой библиотекаря о повышении культуры чтения подростков, основывается на тщательном изучении читательских интересов группы или класса и должно указывать на перспективу в чтении.

Например, отчетная ЧК «Что мы читали в этом году». При подготовке к ней необходимо проанализировать читательские формуляры, нацелить участников на самокритичные выступления, защиту своих читательских интересов, на раздумья о перспективах чтения.

Диспуты чаще всего посвящаются актуальным проблемам, связанным с нравственным выбором. Это могут быть взаимоотношения “отцов и детей”, развитие культуры чувств, подготовка к жизни в семье и др. Примеры названий диспутов: “Что значит быть современным?”, “Человек в мире вещей”, “Читать – это модно?” и др.

Экземплярность книг

При подготовке конференции важно обеспечить необходимую экземплярность обсуждаемых произведений. Когда в библиотеке имеется 1-2 экземпляра, то рассчитывать на успех не приходится, если только вы не организуете предварительные громкие чтения выбранного произведения. Минимум, без которого нецелесообразно начинать подготовку к ЧК, - это 5-6 экземпляров, обеспечивающих нужды библиотеки (подготовка выставок, обзоров, проведение громких чтений) и одновременность выдачи 2-3 читателям.


Вопросник

В зависимости от целей и задач дискуссии или ЧК формулируются вопросы. Вопросник желательно составлять вместе с активом, оргкомитетом по подготовке конференции. При составлении вопросника важно помнить, что он выступает не как жестко зафиксированный указатель, как и о чем говорить и дискутировать, а как ориентир в обсуждаемом вопросе.

Вопросник вывешивают рядом с объявлением о конференции, публикуют в пригласительном билете. Обычно он выполняет роль своеобразной программы не только публичного обсуждения, но и предшествующих ему бесед, служит основой для отбора литературы во время подготовки к ЧК или диспуту.

Формулировка вопросов должна соответствовать определенным правилам: вопросы не должны допускать однозначных ответов типа “да” и “нет”, и в то же время расширительного толкования, ухода от темы. Например, не рекомендуется задавать вопрос “Как вы относитесь к людям, живущим по принципу “Своя рубашка ближе к телу?”. Вряд ли во время публичного выступления подростки будут отстаивать правомерность данного принципа. Правильнее было бы поставить вопрос таким образом: “Можете ли вы привести пример (из литературы или личного опыта), когда поступок, совершенный в соответствии с принципом “Своя рубашка ближе к телу”, сыграл важную роль в судьбе человека и его окружающих?”.



Список литературы. Книжная выставка

Список рекомендуемой литературы включает обычно 5-6, реже 8-10 названий, в т.ч. критическую и справочную литературу. Желающих более широко ознакомиться с кругом изданий по теме вы можете отослать к книжной выставке, подготовленной в библиотеке.

Желательно, чтобы книжная выставка, в зависимости от темы конференции, включала в себя информацию об авторе книги, его портрет, различные издания книги, которая обсуждается на конференции.

На выставке будут уместны иллюстрации к обсуждаемым произведениям как профессиональных художников, так и детей. Здесь же можно разместить результаты анкетирования или опроса и т.д.

Если же вы проводите конференцию по какой-либо полемической газетной или журнальной статье, тогда на выставке целесообразно представить разные мнения по этой теме, освещенные в периодической печати или в интернете.
Правила ведения дискуссии

Эти правила должен знать и соблюдать ведущий конференции или диспута; необходимо довести их до сведения всех участников.

Правила:

- прежде, чем спорить, подумай, о чем будешь говорить;

- спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов;

- начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать;

- помни, что лучшим доказательством являются факты;

- выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации классиков и современников;

- заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.
Ведущий

Успех ЧК во многом зависит от ведущего. Эту роль может выполнить человек, хорошо знакомый с существом предмета дискуссии. Если вы собираетесь говорить о тяжелом роке, но мало смыслите в нем, лучше пригласите на эту роль преподавателя музыки, большого любителя их числа старшеклассников или популярного в поселке диск-жокея.

Другое обязательное требование к ведущему - владение искусством публичного выступления, знакомство с кругом рекомендуемой литературы.

При проведении ЧК или диспута можно выбрать одновременно двух ведущих: библиотекаря и читателя или приглашенного гостя, или учителя. Атмосферу живого диалога придает присутствие на обсуждении автора книги.



Подведение итогов ЧК

В заключении ЧК ведущий обязательно должен подвести итог обсуждению или дискуссии, дать окончательные ответы на спорные вопросы, охарактеризовать правильную позицию и ошибочные мнения. Желательно, чтобы по достоинству были оценены наиболее удачные выступления.

Подводя итог, ведущий дает обобщающую характеристику изданий, расширяющих и углубляющих интерес к предмету спора.

Иногда конференции и диспуты заканчиваются принятием каких-либо решений, например, связанных с борьбой с негативными явлениями в школе, в семье, в природе и т.п. В таком случае библиотекарю важно по мере возможности помочь ребятам в выполнении подобных решений, принять участие в их идеологическом обеспечении.



Оформление помещения

Необходимо продумать оформление помещения, в котором будет проводиться публичное обсуждение. Это могут быть развешанные на стенах шутливые рисунки, лозунги, афоризмы, шаржи. Они не только не умаляют значимости обсуждаемой темы, но еще и создают атмосферу доверия, без которой диспут невозможен.

Здесь же желательно разместить вашу книжную выставку, детские рисунки или фотографии; нелишним будет плакат с правилами проведения обсуждения или дискуссии.

Планируя мероприятие, необходимо также обдумать место и время проведения ЧК, расстановку мебели. В зависимости от темы ЧК, возможно, потребуется преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.

Необычное освещение может привнести в мероприятие необходимый настрой.


Организационные вопросы

В период подготовки ЧК определяется примерный регламент, рассчитывается время проведения ЧК. Необходимо продумать также техническое обеспечение мероприятия: наличие микрофонов, назначение ответственных за музыкальное сопровождение, за сбор записок в аудитории и т.д.

Музыкальный фон зачастую создает соответствующий на­строй. У музыки могут быть и другие функции: быть эпигра­фом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоя­тельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем от­дельных структурных частей сценарного замысла и др.

Этой цели служит необычная сценическая завязка действия, интригую­щая новизной впечатления.

Специально подготовленное вступительное слово ве­дущего - своеобразный пролог к основному действию (в виде притчи, легенды, сказки, письма, прочтения отрывка из произведения, рассказа об интересном событии из жизни автора), эмоциональное обра­щение к присутствующим с целью возбудить интерес к про­исходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

Вот пример замечательной «провокации» для детей:

По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», – сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», – сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».

А затем предложите детям заняться поиском этой самой истины.

Если вы решили провести читательскую конференцию в форме литературного суда, значит нужно заранее расписать роли обвинителя, защитника, общественных обвинителей и прочих атрибутов подобного мероприятия. В таком случае нужны предварительные репетиции.

Некоторые ЧК предполагают наличие не только вопросника, но и всего сценария проведения конференции.

Методические советы библиотекарю


  1. Средняя продолжительность ЧК не должна превышать 45-50 минут.

  2. Желательно вести учет книговыдач по теме конференции или диспута на этапе подготовки, так как он поможет вам контролировать и регулировать процесс подготовки участников к предстоящему обсуждению. Подобный учет уместен и после проведения ЧК – он покажет вам, достигнута ли цель вашего мероприятия, была ли она интересна его участникам.

  3. При проведении ЧК как библиотечного мероприятия не советую копировать урок ни с позиции содержательной начинки конференции, ни с позиции ее структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности. При проведении урока-конференции форму и структуру вам подскажет учитель.

  4. Целесообразно обеспечивать непринужденную и доброжелательную обста­новку, способствующую раскрепощению и снятию напря­жения.

  5. Помните, что большая работа по осмыслению содержания обсуждаемого произведения происходит во время подготовки мероприятия, а не во время проведения.

  6. Желательно вовлекать школьников в процесс подготовки ЧК без принуждения, продумывать функционал участников в соответствии с их способностями и интересами.

  7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении мероприятия.

  8. Чтобы умело организовать психологический настрой на конференции, можно воспользоваться помощью психолога, пробуждая интерес, любопытство, воз­буждая радостное ожидание предстоящего события.

  9. Привлекать к участию в конференции родителей. Возможно, обсуждение произведения продолжится в семье, побудит к совместному прочтению других произведений.

  10. Гибко выстраивать структурные части конференции или диспута, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необ­ходимые коррективы.

  11. Завершить ЧК можно ее коллективным анализом, применяя различные способы рефлексии (обратной связи).

  12. Давать эмоционально привлекательный библиотечный анонс следующей конференции вместе с запуском предварительной подготовки к нему.

  13. По возможности оставить на память участникам конференции закладки, фотографии и др.



Приложения


Каталог: data -> File
File -> «Как памятник началу века, Здесь этот человек стоит…» А. Ахматова
File -> А. М. Аджиев, Х. М. Халилов
File -> Цель: Воспитание личности патриота и гражданина
File -> Роль сарапульских купцов И. С. Колчина и У. С. Курбатова в развитии российского пароходства
File -> Методические рекомендации для образовательных учреждений Екатеринбург 2013 ббк 74. 200. 58 О-16
File -> Подбор торгового персонала
File -> Я. водичар, докт наук, асс проф
File -> Рабочая программа учебной дисциплины литература северодвинск 2014
File -> Конкурс научных проектов шотландские предки М. Ю. Лермонтова и влияние Д. Байрона на формирование поэта Научная статья
  1   2   3   4   5

  • Методика организации читательской конференции
  • Этапы подготовки и проведения
  • Типы и виды конференций
  • Список литературы. Книжная выставка
  • Правила ведения дискуссии
  • Организационные вопросы
  • Методические советы библиотекарю