Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации к «рабочей тетради по развитию речи»




Скачать 346.24 Kb.
Дата07.07.2017
Размер346.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К «РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»

Цель данной рабочей тетради состоит в том, чтобы повысить эффективность работы по развитию связной речи учащихся путем использования средств языка для целей общения. Содержание тетради направлено на создание условий общения: наличие собеседника, мотива, предмета речи.

Тетрадь также способствует усилению лингвистической основы общения, ознакомлению школьников с системой речеведческих понятий (стиль речи, «текст», «описание», «повествование», «рассуждение как тип речи»), которые необходимы для формирования определенных речевых умений.

Система работы, представленная в тетради, учитывает двойственную природу языка, что язык – это система знаков и правил и речевая деятельность (процесс). Поэтому работа над речевой деятельностью строится параллельно с комплексным анализом текста, включающим целый ряд грамматических заданий, не соотнесенных с программной темой урока, но каждое из них направлено на повышение языковой подготовки учащегося, служит повторению труднейших грамматических тем русского языка и, самое главное, обеспечивает языковую подготовку к данному уроку развития речи.

Тетрадь сохраняет преемственность с той системой работы над связной речью, которая отражена в действующей программе, принята в современной школе – понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать материал, строить сочинение в определенной композиционной форме, правильно выражать свои мысли, совершенствовать написанное. Тетрадь по развитию речи помогает установить более высокие мотивы речевой деятельности: осознать, зачем мы создаем данный текст, для кого он предназначен и тем самым подключаем речевое действие к деятельности общения.
Виды работ в рабочей тетради по развитию речи.
Все виды работ, представленные в тетради, совершенствуют орфографические навыки, поскольку изучение орфографии связано со всеми сторонами языка и является базой овладения орфографической грамотностью.

Оно существенно повышается, если у школьников развита орфографическая зоркость, поэтому практически все тексты и другие материалы даны с пропусками определенных букв и заданиями «Выдели графически, объясни».

Орфографические задания построены таким образом, чтобы подключить все виды памяти: звуковую, зрительную, двигательную; есть задания, которые связаны с образным восприятием слова. Например: «Запишите слово «свиристель» в словарь и нарисуйте эту птицу».

Другие упражнения связаны с комплексным анализом текста. В начале года даны лишь отдельные задания этого анализа, но они включают и работу над речеведческими понятиями и грамматическими. Затем тетрадь дает план анализа (стр.31), по которому идет работа над каждым текстом.

Мы представили тексты, имеющие воспитательную и познавательную ценность, оказывающие эмоциональное воздействие, соответствующие возрасту и интересам школьников. Особенностью всех текстов, представленных в рабочей тетради, является то, что они группируются вокруг трех смысловых тем: «Осень. Отношение к природе», «Декоративно-прикладное искусство», «Мой город». Подобная организация языкового материала дает прежде всего «погружение» в тему, у ребят появляется возможность хорошо изучить то, над чем они будут работать. А это способствует привитию интереса к изучению русского языка, позволит учителю более эффективно построить работу по развитию речи, осуществить связь с жизнью и выйти на «орбиту» общения. Ведь легко и свободно можно говорить лишь о том, что хорошо знаешь, что изучил.

Предложены также задания, связанные с созданием и улучшением текста. Например: «Составьте план наблюдений, запишите рабочие материалы», или «Отредактируйте фрагмент сочинения». С этой целью тетрадь снабжена общепризнанными, условными обозначениями по редактированию.

Некоторые задания, связанные с разделом «Лексика», позволяют обогатить речь школьников, дать необходимый языковой материал, например, «Определите по значению слово:…- это надпись на кадре в диафильме или содержащая пояснительный текст». «Продолжите синонимический ряд: говорить, выражаться, изъясняться…»

Таким образом, предлагаемые в рабочей тетради виды упражнений, позволяют вести школьников от знакомства с определенными речевыми понятиями к овладению необходимыми речевыми действиями и далее к свободному использованию приобретенных умений в речевой практике. Доказательством последнего служит создание учащимися диафильма о декоративно-прикладных искусствах, путеводителя по залам музея, альбома о родном городе.

Подобные задания имеют ситуативный характер, позволяют избежать формализма, способствуют созданию непринужденной творческой атмосфере на уроке.

Тетрадь имеет приложения, необходимые для повторения изученного.

В целом же все материалы направлены на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.

Условные обозначения для редактирования текста


Р – речевая ошибка

[ ] – лишнее

- расширить, развернуть

< - пропуск слова

- непоследовательность



  • - здесь нужен абзац

  • - абзац не нужен

п - неоправданное повторение

1,2,3, - неудачный порядок слов

ф - фактическая ошибка

г - грамматическая ошибка



Рецензенты:

доцент кафедры языкознания ОГПУ Стрельцова Т.В.;

доцент кафедры русского языка Стерлитамакского государственного педагогического института Линецкая Л.М.;

учитель – исследователь школы № 54 г. Оренбурга,

Отличник народного образования Ускова Л.Д.

ВОТ И ОСЕНЬ ПРИШЛА…
ТЕКСТ 1

1.Шуршали пад..ющие листья, медленно, плавно изж..лто-красными лод..чками, скользя по невидимой неощ..тимой почти в..лне в..терка, струились. Медленно, едва ли не поочередно, дождавшись своего мгн..вения, - дожно быть, в той же последовательности как р..ждались они из тугих почек в..сной бледно-зеленые, клейкие… И теперь так же пооч..редно снимались с к..лышущихся веток и падали, падали…

(А. Филиппов).

ЗАДАНИЕ.


1. Докажите, что это текст. Назовите признаки текста.

2. По какому способу соединяются предложения в тексте.

Начертите схему соединения предложений.

3. Запишите название типа речи, к которому относится этот

текст, и его признаки.

4. Вспомните что называется морфемой окончания.

Выпишите примеры слов с окончанием (не забудьте с

нулевым) и слова, у которых нет окончаний.

5. Как пишутся окончания существительных? Запишите

алгоритм правописания окончаний существительных.

Составьте по нему словарный диктант.

6. Как можно проверить безударные окончания

прилагательных и причастий? Найдите примеры в тексте и

выпишите их.

7. Выпишите слова, в которых суффикс стоит после

окончания.

8. Сделайте морфемный разбор слов:

падающие 2

листья 2

мгновения 2

В чем особенности окончаний в этих словах?

9. Сгруппируйте слова с пропущенными гласными в корне

слова по определенным правилам правописания. Как

называется гласная в каждой группе слов?


ТЕКСТ 2

Отшумели листья.

Отшумели


Облетели

На рябине листья.4

Ждут прилета свиристелей

Огневые кисти

На прудах и в речке тишь.

Тишь в домах под сенью крыш.

Дождик свесил с вышины занавески тишины.

Поле спит.

А желтый луг шелестит, вздыхая

Поработали мы друг

Отдохнем до мая!

(Ф. Фетисов).

ЗАДАНИЯ.


  1. Определите способы связи предложений в стихотворении

В. Фетисова.

  1. Каковы средства связи предложений? (Повторы слов,

личные и указательные местоимения, синонимы,

антонимы, однокоренные слова и другие языковые

средства).


  1. Отметьте приставки в тексте. Расскажите об их

правописании.

  1. Расставьте знаки препинания в последнем предложении.

Объясните их. Составьте схему предложения.

  1. Чем осложнены первое и третье предложения? Начертите

их схемы.

  1. Слово «свиристель» запишите в словарь. Нарисуйте эту

птицу, если вы ее знаете.

ТЕКСТ 3


ОСИНКАМ ХОЛОДНО.

В солнеч..ный день осенью на опушк.. леса с..брались м..л..дые разноцветные ..синки, густо одна к другой, как будто им там, в лесу, стало холодно, и они вышли погрет..ся на солнышке, на ..пушку.

Так иногда в деревнях выходят люди пос..деть на завалинках, ..тдохнуть, пог..ворить после трудового дня.

(М.Пришвин).

ЗАДАНИЯ.


  1. Вспомните признаки текста. Все ли вы найдете в рассказе

М. Пришвина?

  1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы и

сгруппируйте их.

  1. Выпишите словосочетания ( именные, глагольные и Наречные)

ТЕКСТ 4


Хозяйка-осень, яблоком хрустя,

В лукошко сыпл..т урожай июля.

В такую пору многие грустят,

Грустят, что лето теплое минуло.

А я, признаться искренне, давно

Люблю полей осеннюю прохладу,

Октябрьских зорь холодное вино,

И тихий, тихий шелест листопада.

И мне легко, и дали так светлы,

И в сердце с песней

Лето где-то рядом…

Прощаясь, улетают журавли

Под тихий, тихий шелест листопада.

( П Коваленко).

ЗАДАНИЯ.


  1. Посмотрите на слово «улетают» с точки зрения

словообразования, морфологии и лексики.

Улетают2 улетают3

Улетают1

2. Есть ли в стихотворении слова в переносном значении?



  1. Объясните правописание окончаний глаголов, выделите их графически в тексте. Устно определите вид, спряжение.

  2. Выпишите глагольные формы, разберите их по составу и

морфологически.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО О ЖАНРАХ СОЧИНЕНИЯ.


  1. Редактирование текста (фрагмент сочинения).

Наступление осени.

Наступила осень. Не поют птицы в лесу. Лишь ветер свистит в вершинах деревьев, нагоняя сугробы из мертвой листвы. Скоро первый мороз застеклит лужицы на дорогах.



  1. Что вы помните о теме сочинения из курса V класса?

  2. Определите тип речи этого фрагмента. На какой вопрос отвечает текст?

  1. Редактирование текста.

Мое любимое время года.

Осень – мое любимое время года. Осень можно назвать волшебницей. Осень взмахивает волшебной палочкой и сразу приоденутся березы-красавицы, клены-кавалеры и лишь дубы-старички дольше всех останутся в зеленых мундирчиках.

Осенью я встречаюсь с друзьями после летних каникул. Каникулы - прекрасная пора, но встреча с одноклассниками лучше.

Осень – это сезон урожая овощей и фруктов. Со своего участка мы привозим полные корзины яблок, помидоров, огурцов, поспела слива, черноплодная рябина.

Я считаю самым замечательным временем года осень – разноцветную красавицу и добрую хозяйку, счастливое время встречи с друзьями.


  1. Какие речевые недочеты вы заметили в ученическом сочинении?

  2. Как этот текст построен? Определите тип речи. На какие вопросы отвечает сочинение?

  1. Составьте описание осеннего дня, солнца, осеннего дождя или вида из окна осенью в разное время дня.

! Помни, что твое описание должно отвечать на вопросы как? какой?

  1. Определи тип речи.

Где? Когда? Что произошло?

Какой? Как?

Почему? Зачем?


!

!

!

Говорится о ряде сменяющихся друг друга действий

Говорится о постоянных, одновременно наблюдаемых признаках

Говорится о причинно-следственных связях.

ЭТО…

ЭТО…

ЭТО…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вспомните о лете. Напишите об одном событии летних каникул. Определите жанр своего сочинения.


СТИЛЬ РЕЧИ


Книжные Разговорные

Деловой научный художественный публицистический


Стиль художественной литературы.
ЗАДАНИЯ.

  1. Рассмотрите таблицу. Запишите названия тех стилей, с

которыми вы познакомились в 5 классе, расскажите, в какой речевой ситуации используется каждый стиль.

  1. Запишите особенности каждого стиля.

  2. Сравните научный и деловой стили речи. Найдите в них общее и различное

.
ТЕКСТ 5

ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ


Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе не понимающий как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она «Сова».

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей, но старик не обратил внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Улетели шмели, некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. Не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой.

Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу!

( По Ю.Дмитриеву)

ЗАДАНИЯ


  1. Как построен данный текст? К какому типу речи он относится?

  2. Подчеркните в тексте языковые средства, с помощью которых автор выделяет определенные мысли.

  3. Над какой проблемой заставляет задуматься нас автор? О каких экологических проблемах нашего времени вы знаете? Сделайте небольшое сообщение на эту тему, передайте его соседу по столу. Пусть он поделиться с вами своими мыслями о защите природы.

4.Подумайте, почему же еще надо знать природу.

5. Используя вопросы, задания, допиши свое мнение




ПОДГОТОВКА К ЭКСКУРСИИ В ОСЕННИЙ ЛЕС

Цель: наблюдение за природой; составление рабочих материалов.



ПЛАН РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

Небо


Солнце

Листья


Воздух

Птицы


Перспективное домашнее задание: продолжить наблюдение за природой; выучить наизусть 1-2 стихотворения об осени; вспомнить пословицы, нарисовать осенний пейзаж.
СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

! Научитесь самостоятельно собирать рабочие материалы к сочинению.

План работы.



  1. Какое впечатление на вас произвела нынешняя осень? Нравится ли вам она? Какой можно назвать осень?

  2. Что можно сказать о деревьях и кустарниках осенью? Попробуйте описать их.

  3. Расскажите о листопаде. Как падают листочки в безветренную погоду? А если пробежит легкий ветерок? А что «говорят» листья, когда начинают падать? Как они шуршат под ногами?

  4. Какие листья подойдут для осеннего букета? Почему именно из них вы решили составить осенний букет? Составьте и опишите осенний букет. Обратите внимание на цвет, форму листьев букета. На что они похожи? Какие листья вам нравятся больше всего, почему?

  5. Какие чувства волнуют вас, когда вы наблюдаете за природой? Выразите свое отношение к природе?

6.Слова каких поэтов, писателей можно поместить перед вашим сочинением?

7.Какую музыку хотели бы вы услышать, когда любуетесь осенним пейзажем или смотрите на осенний букет?

Составьте по данному плану рабочие материалы самостоятельно. Напишите сочинение-описание. «Падают, падают листья». Тему можно сформулировать и самостоятельно.

ПЛАН РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

1.Хороша золотая

осень!

2.Деревья и кустарники



3.Падают, падают листья..

4.Букет осенних листьев



СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

В осеннем лесу лучше, чем в летнем.

Работа над простым планом.

1. Можно ли в сочинении-рассуждении использовать вот

такое начало.

Наступила осень. В лесу осенью вся земля покрыта разноцветным ковром из листьев. Когда идешь, то они звучно и шумно шуршат под ногами. Все деревья как будто раскрашены красками волшебного художника.



  1. Вспомните схему, по которой строится сочинение -

рассуждение. На какие вопросы оно отвечает?

  1. Сформулируйте тезис. Подумайте над аргументами.

II. Вставьте пропущенные буквы, сгруппируйте по орфограммам, обозначьте части речи и части слова, где есть орфограмма.


Есть в осени первоначальной

К..роткая, но дивная п..ра

Весь день ст..ит как бы хрустальный

И лучезарны в..чера.

/Ф.Тютчев/

Лес, точно терем расп..сной,

Л..ловый, золотой, багряный.

/И.Бунин/


Об..жаю это время года.

Праз..ник з..лота и б..греца.

/А.Барто/
Осень. По утрам м..розы.

В рощах ж..лтый л..стопад

Листья около б..резы

З..лотым к..вром л..жат.

/Е.Головин/

Какие строки можно использовать как эпиграф к сочинению?


III. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Пользуясь условными обозначениями, отметьте во фрагментах сочинений фактические ошибки и исправьте их.

В лесу растет много лечебных растений. Это такие как боярышник, калина.

Осенью лес богаче, чем летом. В нем много ягод, грибов и деревьев с плодами. Например, ягоды: дикая слива, земляника, клюква, крыжовник.

Осеннее небо как голубая широкая лента. По нему плывут розовые облака.

Ночью вдруг ударил сильный мороз, и некоторые деревья померзли, а листья почернели. И вот утром рано-рано выпал первый пушистый снег.


ТЕКСТ 6

Обучающее сочинение по картине

И.И.Левитана «Золотая осень». Работа над сложным планом.

Ру..ский художник И. Левитан мастер-пейзажист. Им нарисованы великолепные картины о разных вр..менах года. «Весна. Большая вода» – о разгаре весны-половодье. «Март» – о самом первом весеннем дне. «Осенний день. Сокольники» - наступление осен… Но, пожалуй, самой торжественной и ликующей песней о природе стала «Золотая осень».



  1. Какие картины И. Левитана вы знаете? В какой части

сочинения можно использовать этот материал?
2. Выпишите слова, которые вам показались трудными.


  1. Внимательно рассмотрите пейзаж.

ТЕКСТ 7


Зрительный диктант.

В пейзаж.. «Золотая осень», п..ворачивает влево, (не ) большая реч..ка, п..буревшая трава, р..стет разноцветной каймой, передни.. осинки, высоки.. стройны.. березы, по правому берегу выстроились ..зимые п..ля, за крестьянски.. п..стройками т..ржественная красота, на душе ст..новится легко и (не) много грустно, красота, разлитая в природе.



  1. Самостоятельно составьте план наблюдений над картиной и рабочие материалы.

  2. В какой части сочинения можно использовать данные материалы?

III. Послушаем музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».

  1. Что вы знаете об этом композиторе? Назовите его произведения, известные вам.

  2. Созвучна ли миниатюра полотну Левитана? «Рисовал» ли композитор осенний пейзаж?

ТЕКСТ 8


Сочинения по картине А. Пластова.

“Первый снег”. Работа над сложным планом.

Аркадий Пластов р..дился в семье рус..ких иконописцев и пр..вел большую часть своей жизни в деревне Прислониха бывшей Симбирской губернии. Он близко знал и горяч.. любил д..ревенских людей, проникновенно, по – крестьянски мудро и поэтично воспринимал родную природу. Будучи признанным мастером, А.А. Пластов написал картины «Жатва», «Сенокос», «Сбор картофеля» и многие другие о русской деревн.., о (не) легком крестьянском труде.

II. Редактирование фрагментов сочинения.

Художник изобразил на картине падающие мохнатые снежинки. Около деревянного дома стояла одинокая березка. Ее ветви были покрыты серебристым переливающимся снегом. Земля была устлана белым ковром, а сверху покрыта блестящей хрупкой корочкой

Дети вышли на крыльцо. Девочка вышла без пальто, накинув наголову теплый платок.

На картине А. Пластова изображена тихая улочка и двое детей, которые замерзли от восхищения перед веселыми изумрудными снежинками, которые летали повсюду.

Сколько радости дарит детям первый снег!

Дети были так восхищены первым снегом, что девочка даже не успела одеть шубку, а просто накинула на голову желтый платок и выбежала полюбоваться снегом. А маленький мальчик даже не застегнул пальто и вышел на крыльцо с восхищенным лицом.


  1. Составьте диктант из словосочетаний, введя которые в предложения можно было бы описать состояние природы в день первого снега.

  2. Озвучьте картину. Чем могла нарушаться тишина сельской улицы?

  3. Подберите музыку, соответствующую настроению раннего утра.

VI. Напишите сочинение – описание или рассказ, составив

самостоятельно план наблюдений и рабочие

материалы.
ЭТО ЧУДО НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ!

Подготовка к экскурсии в музей изобразительных искусств

План работы.

1. Составьте план наблюдений. По рассказу экскурсовода запишите рабочие материалы.

2. Сделайте зарисовку понравившегося изделия народного промысла.

3. Прочитайте об истории возникновения различных народных промыслов России.


ТЕКСТ 1

Анализ текста.

Первая русская матрешка улыбалась! За ней последовали матрешки - надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки и даже потупившие взор богомолки. А самая первая улыбалась, да так задорно, что в ответ ей улыбался весь мир….

Удивительно, что родная наша матрешка имеет японского родственника – складную деревянную куклу фукуруму, изображающую веселого старика с большой вытянутой головой. Раскрываешь фукуруму, а в нем японка, раскрываешь японку, в ней малыш.

Такую куклу в самом конце прошлого века привезла из–за границы хозяйка знаменитой усадьбы Абрамцево Е.Г. Мамонтова.

Самую первую матрешку выточил токарь В. Звездочкин из Сергиева Посада, а расписал известный художник С. Малютин. Это произошло в 1890 году.

Первая матрешка была просто обыкновенной крестьянской девушкой Матреной в традиционном русском сарафане, платке и переднике. В руках она держала черного петуха. Тоже интересная деталь. У более поздних матрешек будут узелки, самовары, бублики, букеты… А вот у этой смешливой девочки в руках была живая птица!

Все семь ее подружек, словно только что вышли из своего деревянного мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руку маленького братца, а четвертая, младшенькая, просто засунула палец в рот.

Разнообразит девичью вереницу фигурка мальчика в косоворотке с хворостиной. И наконец, завершает ряд спеленатый младенец меньше мизинца…

Вскоре матрешка «переселилась» в Сергиев Посад, где издавна находился известный на всю Россию промысел деревянной игрушки. Здесь, в земской мастерской, а также во многих домах Посада стали изготовлять тысячи, а затем и десятки тысяч складных деревянных кукол.

Свое первое путешествие за границу матрешка совершила 1900 году – на Всемирную выставку в Париже. И сразу же завоевала всеобщую симпатию.

(О. Нефедова).

ЗАДАНИЯ.


  1. Выразительно прочитайте. Докажите , что это текст, указав основные признаки.

  2. Найдите различные способы связи предложений в тексте, составьте к ним графические схемы.

  3. Запишите средства, передающие связность входящих в текст предложений:

  4. Определите главную мысль текста. Озаглавьте и составьте план, запишите его. Перескажите текст.

  5. Выделите звездочкой слова, значения которых следует уточнить по толковому словарю.

  6. Выпишите существительные собственные. Сделайте морфологический разбор одного из них.

  7. Первый вариант – выпишите из текста слова с безударной гласной, проверяемые ударением, подобрав проверочные, второй – с безударной гласной, не проверяемой ударением.

  8. Найдите в тексте все сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, составьте схемы.

ТЕКСТ 2


Изложение.

Гипсовые тарелочки.

Если у вас есть гипс, вы сможете сделать хорошее украшение на стену – гипсовую тарелочку.

Формой вам может служить фарфоровое блюдечко, розетка для варенья. Внутренние стенки формы слегка протрите животным маслом, после этого на дно положите цветную картинку, фотографию, рисунок изображением вниз.

Когда это будет сделано, возьмите гипс и разведите его водой до густой сметаны. Потом всю эту массу вылейте в блюдечко или розетку. Гипс быстро затвердеет, после чего подрежьте его слегка по краям, и он легко вынется из формы.

Вверху тарелочки острым ножиком просверлите две дырочки, проденьте в них ленту или цветной шнур и завяжите бантом. У вас получится украшение на стену.

Тарелочки могут быть сделаны цветными. Для этого вода, на которой разводиться гипс должна быть слегка окрашена краской для тканей.

ЗАДАНИЯ.


1. Образуйте форму повелительного наклонения множественного числа от следующих глаголов:

протереть ваять

положить развести

просверлить вылить

подрезать завязать

2. Образуйте от глагола форму третьего лица единственного числа:

мочь

получить


разводиться

  1. Как бы вы инструктировали своих товарищей, захотевших сделать гипсовые тарелки?

  2. Почему в тексте употребляются глаголы в повелительном наклонении?

  3. Составьте самостоятельно план. Напишите подробное изложение.

Деловое описание предмета.

Опираясь на предложенные сведения, постройте научное сообщение на тему: «Деловой стиль речи». Деловой стиль речи характеризуется следующими признаками:

1. используется в различных деловых бумагах /объявлениях, заявлениях, расписках, справках, отчетах и др./, инструкциях, законодательных документах;

2. задачи этого стиля речи – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания;

3. высказывание обычно бывает официальным, точным, бесстрастным (лишенным эмоций);

4. к характерным языковым средствам относятся: книжные, официальные слова и выражения (например, принять решение, а не «решить» и т.д. (существительные, образованные от глаголов, прилагательных с суффиксами – АНИ, ЕНИ, СТВ, ЕСТЬ: глаголы в форме 3 – го лица мн.числа настоящего времени со значением «так принято делать», глаголы на – СЯ, глаголы в форме повелительного наклонения, глаголы в неопределенной форме, предложения распространенные с одним главным членом – сказуемым, сказуемое, выраженное именем существительным или прилагательным.

(Учебник «Русская речь» В.Н.Никитиной. Любое издание).

5. Составьте инструкцию, как выточить матрешку или как ее раскрасить.

В случае необходимости получите консультацию учителя труда или рисования о порядке работы выточки заготовки на токарном станке или ее окраске.


  1. Нарисуйте на уроках рисования предметы декоративно-прикладного искусства, сделайте их из глины, папье-маше.

Сочинение – описание.

Опишите изделия народных промыслов.



  1. Зрительный диктант.

Д..коративно-прикладное ис/с/кус/с/тво, ..рнамент, ..тделка тканей, д..коратор, н..тюрморт, репродукц..,п..йзаж, к..рамика.

ЗАДАНИЯ.


1.Сгруппируйте слова по орфограммам

2.Назовите слова многозначные, выделите синонимы.

3.Есть ли в диктанте слова одного корня? Уточните значение этого корня по словарю.

II.Объясните написание большой буквы. Составьте предложения.


Хохлома - хохлома

Гжель-гжель


  1. Сформулируйте правило правописания приставки:

Роспись - расписной – расписывай

  1. Вставьте буквы, объясните орфограммы, выделите их

графически.
ТЕКСТ 3

Бабоч..ки действительно в р..списях школьников п..рхают. Образ, неожиданный для г..родецкой р..списи, р..жденный детской ф..нтазией и воспоминаниями летнего луга. Крылья бабоч..и – те же л..пестки цветов г..родецкого розана, усики – штрих тонкой разделки. Эти р..списи по..купают узорчатостью, д..коративностью.

С неменьшим удовольствием школьники рисуют к..ней, птиц, среди цветоч..ых ..рнаментов, проявляя неистощимую выдумку и ф..нтазию в украшени.. крыльев, грудк..птиц.., ее гребня, пр..вращая птич..и хвосты то в изысканные веера, то в ра..пустившиеся цветы.

(По Ю.Максимову)


ТЕКСТ 4

Но нет (н..) чего милее в ис/с/кус/с/тве Хохломы, чем вольно б..гущая по форме “трвка”. Она будто привычна нашему глазу и (н..)чем (не)пор..жает, но заст..вляет (не)отрывно всматриваться, сл..дить за узором – будит ф..нтазию.

Вот среди “травки” алая ягода р..бины вспыхнула (или любая другая, лесная и с..довая – пишут м..лину, ч..рнику, крыж..вник), вот запл..тен в узор деревенский п..тух – кр..савец, нахохлившийся воробушек, жаворонок из по..небесья..

Тем и дорога хохломская р..спись, что ее образы знакомы и близки каждому.

Ах, эта р..спись: син.. цветы, син.. листья, (нежно) голубые бутоны! Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве дума..шь об этом, когда перед тобой настоящий п..этическ.. мир. Гжельски.. мазок особенный. В нем сразу вся гамма цвета – от самого темн.. до прозрачнейше светл.., сквозь который свет..тся основа.

Два-три прик..сновения кисти и прямо на глазах р..ждаются в..сильки, ..дуванчики, р..машки. А вот – знаменит.. «гжельск.. роза».. Потом, покрытые глазурью и закален.. в огне, они пор..жают сочностью син.. р..списи!

(По Н.Алексахину).

ЗАДАНИЯ.


Внимательно прочитайте тексты, попробуйте понравившийся рисунок на бумаге.

ТЕКСТ 5


К..рамика – древнее р..месло изготовления вещей из глины – на протяж.. всей истор.. человечества совершенствовалась мастерами и была поднята до высот искусства. Глина – бли..кий человеку материал. Земля хр..нит глину, вода ее разм..гчает, дела..т податливой и пластич..ной, человек леп..т, а огонь закр..пляет полученные формы.

(По О.Некрасовой-Каратаевой).

ЗАДАНИЯ.


  1. Назовите другие материалы, из которых делают предметы народных промыслов. Есть ли в Оренбурге такие промыслы? Что вы знаете о них?

  2. Опишите изделия декоративно-прикладного искусства: его форму, материал, из которого оно сделано, рисунок. Вступлением к теме может послужить ваш рассказ об истории создания промысла, в заключении передайте ваше отношение к описанному предмету .

ТЕКСТ 6.


Анализ текста.

Тема 1812 года вдохновила художников на создание подлинных шедевров декоративно-прикладного искусства. Так в собрании Государственного Эрмитажа хранятся тарелки Императорского завода. На донце этих тарелок из бесцветного стекла, украшенных обильной позолотой, изображены всадники в казачьих шапках, крестьяне с вилами и солдаты в киверах. По сторонам прямоугольной рамки – орнаментальные украшения: щиты, доспехи, знамена. Все рисунки посвящены сценам походной жизни разных родов русских войск..

В конце 70-х годов один из крупнейших художников Холуя – Б.Киселев создал несколько произведений на тему войны с Наполеоном. Лучшей из его композиций является иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино», расположенная на крышке ларца.

(С. Вереш).

ЗАДАНИЯ
1. Воспроизведите план сочинения-рассуждения. На какие вопросы должно отвечать ваше сочинение?

2. Напишите письмо зарубежному другу, рассказав ему о народных промыслах России. Попробуйте убедить его в том, что они достойны внимания и уважения, и многие изделия этих промыслов стали известны во всем мире.

ТЕКСТ 7

ЗАДАНИЯ.


Внимательно прочитайте стихи С.Я. Маршака,

сформулируйте по ним задания и предложите их соседу по столу (2в).

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут.

ТЕКСТ 8 (2в).

ЗАДАНИЯ.
Подумайте, о каком промысле здесь говорится?

Сформулируйте задания по тексту стихотворения и предложите 1 варианту.

Она как сказка

Празднично – прозрачна

В прощальных ласках

Золотых лучей.

Медовая и светлая.

Горячая.


Как в старину сказали б:

«Свет очей».

ТЕКСТ 9

Анализ текста. (см. План анализа)



Сегодня дымковскую игрушку лепят, как и сотни лет назад, из глины, тщательно размятой. И сушат и обжигают в печах. А закаленную отбеливают тертым мелом на молоке в непорочный белый цвет. Краской праздничной раскрашивают. И народится Белый Конь Ясный День с желтым кругом на груди, жаркими лучами, звездными боками. Среди ярких дымковских коней, баранов, птиц и барынь всегда тихонько звучат песни –«веснянки». Лишь ухо чуткое расслышит их:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима надокучила,

Руки, ноги отморозила.

Дымковская игрушка напоена привольной русской силой, расцвечена любовью к красоте, в ней отразились древние предания и легенды многих народов.

(По В. Анищенкову).
ТЕКСТ 10

Богаче мы становимся от того, что забываем? Странный вопрос, скажите вы! Конечно же, беднее. Верно, беднее… А ведь совсем недавно многие думали иначе. Сколько всего мы из – за этого утратили, думая, что потеря традиций и забвение старого есть путь к новому, светлому и т.д.? Взгляните кругом. Ну сколько можно видеть разрушенные усадьбы, монастыри в руинах, церкви без куполов, оскверненные кладбища и выкорчеванные из земли памятники? Ведь это на каждом шагу. Можно ли так жить? Нет, нельзя! Надо спасать то, что завещано нам и так легко разбазарено.

(По материалам газет).

Составление диафильма о народных

промыслах России.

Работа в группах.

I. Зрительный диктант.

Д..афильм, сценарий, осв..тители, к..стюмеры, гр..меры, титры, з..ставка, пост..новочная работа, к..мпозиция авторский замысел, цветовая палитра, задний план, крупный план, передний план, п..ртрет м..стеров, Палех, Хохлома, Дымка, Городец.

II. Определите по значению слово.

…… - это надпись на кадре в диафильме или кинофильме, передающая слова действующих лиц или содержащая пояснительный текст.

….. – литературное произведение с подробным описанием действия, на основе которого создается кинофильм, диафильм.

III. Составьте рассказы о промыслах России по данным темам «Дымковское чудо», «Восхищение Палеху», «Многоцветие городецких узоров», «Золотая роспись Хохломы», и пятая группа готовит вступление /обрамление/ к диафильму.

План работы группы


  1. Разбейтесь на микрогруппы по 4-6 человек,

предварительно выбрав тему рассказа.

  1. На одной карточке запишите свой рассказ об избранном

промысле, на другой составьте план этого текста.

3. Передайте содержание своего рассказа об одном из

народных промыслов по плану одному из членов группы и

поменяйтесь текстами.

4. Обменивайтесь карточками и текстами до тех пор, пока

каждый из вас перескажет не только свой текст, но и

тексты членов всей группы.

IV.Составляя кадры к диафильму, пользуйтесь таблицей.







План кадра

Содержание кадра, надписи

Музыка, шумы
















  1. Вариант.

IV. Используя ваши рисунки, сообщение, материалы

тетради на печатной основе, составьте группой фрагмент диафильма о промысле, избранном вами.

Подумайте, как объединить эти фрагменты в рассказ о видах декоративно – прикладного искусства России. Какую музыку можно подобрать для озвучивания диафильма?

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ ОРЕНБУРГ.

Подготовка к экскурсии по памятным местам Оренбурга и посещение филиала краеведческого музея.

Цели экскурсий:



  1. Увидеть свой город, всмотреться в облик родного Оренбурга.

  2. Записать рассказ экскурсовода музея об истории создания нашего города.

  3. Зарисуйте один из залов музея или начертите его схему.

Рассказ на основе услышанного.



  1. Зрительный диктант (работа в парах).

Зал..жить горо.., осн..вание крепости, п..строить укр..пление, ..крестность, ..краина, ц..нральная часть, архитектура, архитектурный ансамбль, пл..нировка, окраинный, наб..режная, площадь, проспект, квартал, микрорайон, район новостроек, тротуар, облик города.

ЗАДАНИЯ.


  1. Вставьте буквы, объясните написание.

  2. Восстановите рассказ экскурсовода музея, который прозвучал в фойе у панно «Оренбург в трех веках», составьте его план.

ТЕКСТ 1


Анализ текста (см.план анализа).

Наш современник Виктор Васильевич Дорофеев в своей книге «Над Уралом – рекой» пишет: «…выведение названия Оренбург только от первичного топонима ОРЬ – не совсем убедительно. Слово составлено по продуктивной тогда модели, где вторым компонентом является немецкое «бург»…

Если же учесть, что Орь ассоциируется с немецким «ор» – ухо и, что в годы царствования Анны иностранцы имели значительное политическое влияние, а город должен был стать форпостом, состав слова становится ясен: множественное число «Ор» – «Орен» + бург, в полном соответствии с правилами немецкого новообразования.

ТЕКСТ 2


Оренбургская прописка.

Я бл..годарно думаю о том,

Как он меня тем летом встретил.

И в город.. пр..писанный ст..пном

Его старинные ч..рты примет..л.

Тот дом на улиц.., куда Тарас был вхож,

В /близи базара, что звался З..леным,

И где чего/то/ сто..л даже грош..

Базар тот стал и Пушкину знакомый,

Я сердцем был пр..писанным в июл..,

Когда в /не/бытие уш..л Собор,

И пыльные ветра с в..стока дули,

Весь зауральный засл..нив простор.

И узнавал людей. И был им рад.

Искал поэтов.

Руку милый брат!

Конечно, братья эти были разны,

Но я запомнил бл..годарно тех,

Кто и вражды, и завист.. заразной

На сер..це /не/н..сили тяжкий грех.

Пр..писаныый т..бой мой город славный

Я уходил на фронт. Тогда еще /не/ ведал,

Что в биографии, то буд..т главным.

Я в..евал. И я тебя /не/предал!

Теперь Господь дает такие годы..

Я верен новому.

И сильным, и красивым

Ты будешь город в дор..гой России.

Пусть этот город еще не очень близкий –

Я оренбургской радуюсь прописк..!

(М. Клипиницер.)
ЗАДАНИЯ.


  1. Выразительно прочитайте.

  2. Подчеркните основы сложных предложений. Как

разделяются простые предложения в составе сложных?

  1. Выпишите односоставные предложения. Чем выражена основа?

  2. Назовите нераспространенные предложения.

  3. Выпишите предложения, осложненные обращением. К кому направлены обращения? Расскажите о знаках препинания при обращении.

  4. Объясните знаки препинания в предложениях,

осложненных однородными членами. Составьте схемы

этих предложений.



  1. Проставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. Сгруппируйте их. Iв – расскажите о гласной в корне слова. IIв – расскажите о правописании окончаний и суффиксов. IIIв – расскажите о правописании частицы не с глаголами. Как пишутся приставки? Какие группы приставок не представлены в тексте?

  2. О каких событиях, произошедших в Оренбурге и стране говорит поэт? Что вы знаете о приезде в наш город Т.Г. Шевченко и А.С. Пушкина? Сделайте сообщение на одну из тем «Т.Г. Шевченко в Оренбурге», «А.С. Пушкин в Оренбурге». Назовите имена других поэтов и писателей, бывавших в нашем городе в XIX в.

  3. Что вы знаете о современных художниках, поэтах, писателях Оренбуржья?

  4. Вспомните, как строится рассказ. На какие вопросы отвечает повествование? Начертите схему построения рассказа

План работы в группе.

  1. Приготовьте сообщение на одну из предложенных тем, используя дополнительные источники.

  2. На отдельной карточке запишите опору, которая поможет вам сделать сообщение (это может быть план, тезисы, опорная схема).

  3. Кратко изложите свое сообщение, используя опору, партнеру, поменяйтесь сообщениями и опорами, перескажите. Делайте так до тех пор, пока не вернется ваш доклад к вам. (группа 4 человека)




  1. Напишите сочинение-рассказ о своем городе. Работая, мысленно обращайтесь к другу, живущему в другом месте, которому вы рассказываете об Оренбурге. Темы могут быть такими: «Оренбург в трех веках», «История создания Оренбурга», «Оренбург – любимый город» или тему сформулируйте сами. Постарайтесь передать чувства теплоты и гордости за город, в котором живете вы так, как это сделали поэт В. Кривцун и композитор В. Кондратенко в новой песне об Оренбурге. Их песня победила в конкурсе к юбилею города.

ТЕКСТ 3


Песня об Оренбурге.

В бескрайних степях над уральскою кручею

Не кланяясь буйным ветрам, стоит Оренбург,

Словно витязь могучий, умытый зарей по утрам.

Припев:

Сколько долгих лет над тобой прошло,



Поседели давно ковыли, а вокруг хлеба,

В них моя судьба, в них богатство моей земли.

У каждого камня здесь память богата,

Застыла история в них,

Отсюда гремел над Россией набатом

Могучий Шевченковский стих.

Припев:

И песни звенят над тобой, не смолкая,



И все расцветает вокруг,

Европа и Азия – ширь то какая,

Ты их породнил, Оренбург!

Припев:


ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ.

  1. Зрительный диктант.

Кр..еведческий музей, художествен..ый музей, осн..ватель, осн..вать, основывать, с..кровище, фойе музея, ко..лекция, фотодокументы2, фотографии, фотоснимки, произв..дения, рукописи2, пам..тники ст..рины, ориг..нал, подл..нник, ..бразец, реликвия1, экспозиция, эксп..нат, ун..кальный, ст..ринный, ст..лаж, стен.., в..трина, д.монстрировать.

ЗАДАНИЯ.


  1. Вставьте пропущенные буквы, укажите графически часть слова.

  2. Подчеркните слова-синонимы.

  3. Уточните значения отдельных слов по толковому словарю.

  4. Указанные слова разберите по составу.



  1. Представьте один из залов музея (тот, который зарисовали вы) и составьте словосочетание со следующими наречиями:

слева, налево, справа, направо, посередине, прямо, вдаль, сначала, недалеко, напротив, вокруг, наверху, внизу, сбоку, настежь.

Сделайте разбор словосочетаний.





  1. Вам предложили составит путеводитель по залам музея. Создайте деловое описание зала, который вам понравился. Из лучших описаний будет составлен путеводитель.

ТЕКСТ 4


Свободный диктант.

Около вос..ми лет /и как раз наиболее плодотворных2 лет своей жизн../ пр..жил в Оренбург.. знаменитый ру..кий лексикограф Владимир Иванович Даль /1801-1872/. Интересы и д..рования зто.. замечательно.. человека были широки и разнообразны. Врач по ..бразованию он был выдающимся натуралистом, крупным этнографом, популярным в свое время писателем. Но главным делом жизн.. Даля было создание «Толкового словаря живого великорусского языка».

Из 20 000 слов, в..шедших в «Толковый словарь». 80 000 были зарегистрированы Далем впервые. Работая над Словарем, он ..тдал свыше 50 лет св..ей жизн.. Такой подви.. мо.. с..вершить только г..рячий ру..кий патриот, каким был Даль, несмотря на свое не русское пр..исхождение.

Отец Даля был выходец из Дании, но сам он свою нац..ональную пр..надлежность определил однажды так: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю на ру..ком». Даль, не только думал, но и чувствовал по-русски. Смолоду и раз и навсегда полюбил он русский скла.. ума, русскую реч.., русский быт, русское народное творчество.

В Оренбурге с..зрела у Даля и сама мысль о сост..влении сл..варя, вследствие чего собрание слов и р..чений, к..торому он пред..вался издавна, приобрела теперь определенную цель и стало более пл..номерным. Мысль о сл..варе в..зникла у Даля в связи с изучением древн..х п..мятников ру..кой письменност.., к..торыми он стал увл..катся в Оренбурге и которое п..дружило его с инспектором Неплюевского кадетного корпуса А.Н. Дьяконовым, б..льшим зн..током и любителем древне-русской словесности…

(Н.Прянишников).


ЗАДАНИЯ.

1.Вставьте пропущенные буквы, сгруппируйте их по орфограммам. Вспомните правила правописания этих орфограмм.

2.Уточните значения указанных слов.

3.Выпишите числительные из текста прописью. Вспомните правила их правописания.

4.Выпишите из текста наречия. Запомните, как они пишутся.

5.Найдите в тексте предложение с прямой речью, составьте его схему.

6.Ответься на вопросы:

а/ Чем занимался В.И. Даль? Запишите название его словаря.

б/ Когда писатель жил в Оренбурге? Чем он занимался в нашем городе?

в/ Что вы узнали о происхождении В.И. Даля?

7.Напишите свободный диктант.

ТЕКСТ 5


Анализ текста.

Осенью 1833 года в Оренбург и Оренбургский край посетил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

В Оренбург прибыл 18 сентября и заехал, видимо, прямо к военному губернатору Перовскому, с которым был коротко знаком по Петербургу…

19 же сентября поэт встретился у Перовского с другим петербургским знакомцем - В.И. Далем, который в Оренбурге был чиновником особых поручений в канцелярии военного губернатора. Даль показал Пушкину все оренбургские достопримечательности, в особенности те из них, что были связаны с воспоминаниями о Пугачеве.

«Пушкин прибыл, - вспоминает потом Даль,- неожиданный и нечаянный и остановился в загородном доме у военного губернатора В.А. Перовского, а на другой день перевез я его оттуда к себе, ездил с ним в историческую бердинскую станицу, толковал сколько слышал и знал местность, обстоятельства осады Оренбурга Пугачевым; указывал на Георгиевскую колокольню в предместье, куда Пугачев поднял было пушку, чтобы обстреливать город, - на остатки земляных работ между Орских и Самарских ворот, приписываемых преданием Пугачеву….

Затем Пушкин и Даль вместе с Артюховым отправились в Бердинскую слободу, посещение которой было главным и, так сказать, кульминационным моментом во всей оренбургской поездке Пушкина.

И там он встретился со старой казачкой Бунтовой, которая помнила Пучачева. У Даля читаем: « ..мы опекали старуху, которая знала, видела и помнила Пугачева. Пушкин разговаривал с нею целое утро; ему указали, где стояла изба, обращенная в золотой дворец…Старуха спела также несколько песен, относившихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощанье червонец.

20 сентября поэт выехал из Оренбурга в Уральский /б.Яицкий городок/, в окрестностях которого началось пугачевское движение. Таким образом, Пушкин пробыл в Оренбурге около двух суток.

(По Н. Прянишникову.)


  1. Ознакомившись с материалами печатной тетради,

восстановив записи, сделанные в музее, создайте художественное описание одного из залов музея.

Постарайтесь описать его так, чтобы слушателям или читателям тоже захотелось там побывать.



  1. Прочитайте отрывок из книги об Оренбурге,

вышедшей к юбилею города /Составитель и научный редактор Л.И. Футорянский стр.28-29/. Подумайте, как «государев дворец» характеризует Емельяна Пугачева? Найдите описание «дворца» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и сравните (глава XI “Мятежная слобода»).

Сам Е.И. Пугачев расположился в доме зажиточного бердинского казака К.Е. Ситникова.

Стремясь придать дому вид «государева дворца», пугачевцы обили стены внутри вместо обоев золотистой фольгой – «Шумихой», захваченной в Ильинской крепости у бухарского каравана. У крыльца всегда стоял непременный караул, состоявший из лучших яицких казаков, человек двадцать пять, которые назывались «гвардией» и везде неотлучно сопровождали Пугачева. На стенах «государева дворца» висели зеркала, большие часы с боем и портрет царевича Павла Петровича. Здесь Пугачев решал важнейшие дела по руководству восстанием, вершил суд и расправу, награждал чинами, выносил и утверждал смертные приговоры. Здесь вместе с ближайшими сподвижниками Иваном Зарубиным – Чикой, Андреем Овчинниковым, Иваном Почиталиным, Тимофеем Падуровым, Максимом Шигаевым он думал «тайные думы», пировал и веселился отмечая победы. В Бердах Пугачев «показал пред народом свое удальство, стрелял иногда из лука в цель, пробивал кольчугу, сеном набитую, а в шапки, вверх на копьях держанные, на всем скаку стрелял».

Посетите школьный музей в Бердах и опишите «государев дворец» Е. Пугачева .

VIII. Опишите любимое место в городе. Почему оно вам нравится? Что связывает вас с этим местом? Когда вы обратили на него внимание? Бывая там, что вы испытываете?

IX. Сочинение по воображению. На машине времени отправьтесь в прошлое или будущее родного города. Ваши сочинения могут называться :



«Если б древние стены заговорили…» или «Оренбургу – 350». Постарайтесь передать свое отношение к тому, о чем пишите. Сделайте иллюстрации к своему сочинению.

Из лучших сочинений будет составлен альбом о прошлом и будущем родного города с вашими иллюстрациями.

ПРИЛОЖЕНИЯ
«Знаете ли вы, что такое сочинение»?

В Толковом словаре Ожегова значится:

1.Создать какое-нибудь литературное или музыкальное произведение;

2.Составить, написать какой-нибудь текст;

3.Выдумать, придумать.

В словаре В.И.Даля: «Изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силой воображения».

«Сочинение – самое произведение; то, что сочинено».

I. Наблюдения над текстом повествовательного характера.



а).Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны?

б).Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?

в).Как начат текст? Готовит ли начало к пониманию события?

г).Окончание текста: в чем его особенности?

д).Есть ли описание? Уместно ли оно?

е).Есть ли диалог? Его назначение.



  1. Наблюдения над текстом описательного характера.

а). Какой объект избран для описания? Цель описания.

б). Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли все отобраны? Нет ли лишнего?

в). Имеются ли общие положения с последующей детализацией?

г). Каков порядок расположения признаков?

д). Как закончено описание?

е).Как сформулирован вывод?

3.Наблюдение над текстом - рассуждением

а).Найдите тезис (основное положение)

б).Найдите доказательства

в). Что представляют доказательства? Что еще могло бы быть доказательством (суждение, факт, событие, высказывание автора, чужое высказывание)?

г). Определите порядок доказательства?

4.Как составить описание картины?

а).Внимательно рассмотрите картину.

б).Что вы знаете об авторе (название картины),почему так названа картина?

в).Кто /что/ изображен /о/ на картине?

г). Когда происходит действие /в какое время года, какое время суток, в какую эпоху, какие детали указывают на время действия?/

д). Где происходит действие /опишите природу, обстановку, какие предметы, как они выглядят/?

е).Кто занимает на картине центральное место? Опишите главного героя /кто он, каков он, портрет его, как он одет, как себя ведет, опишите его позу/.

ж).Кто другие действующие лица? Чем они заняты? Как эти персонажи относятся к герою? Что выражают их лица и позы?

з).Что хотел сказать художник своей картиной? Какие мысли и чувства владели им? Как он передал это в картине? Как относится автор к изображаемому? Каков общий тон картины? Какие краски в ней преобладают?



и).Какое впечатление произвела на вас картина? Что привлекает в ней ваше внимание?

ПЛАН АНАЛИЗА ТЕКСТА


  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

  2. Докажите, что данный отрывок является текстом.

  3. Как связаны предложения в этом тексте? Какие средства связи здесь использованы?

  4. К какому типу речи относится данный текст /повествование, описание, рассуждение/?

  5. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения.

  6. Определите тему, основную мысль текста.

  7. Озаглавьте текст.

  8. Составьте план текста.

  9. Объясните, пользуясь словарем, значение подчеркнутых слов.

  10. Подберите к выделенным словам синонимы, антонимы. Чем отличаются слова входящие в ряд синонимов?

  11. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употребляемы?

  12. Найдите в тексте заимствованные слова, объясните способ образования.

  13. Сделайте фонетический разбор любого слова.

  14. 2-3 слова разберите по составу, определите способ образования.

  15. Любое слово разберите как часть речи.

  16. Какие орфограммы встречались в тексте? Можете сгруппировать их.

  17. Найдите сложное предложение, объясните знаки препинания в нем, произведите его разбор.




  • Условные обозначения для редактирования текста
  • ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ
  • Хохлома - хохлома
  • ПЛАН АНАЛИЗА ТЕКСТА