Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации к практической подготовке студентов дневной и заочной форм получения образования по дисциплине




страница1/13
Дата08.07.2017
Размер2.93 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Министерство образования Республики Беларусь

УО «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра уголовного права и криминалистики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

дневной и заочной форм получения образования

по дисциплине

«ИСКУССТВО РЕЧИ НА СУДЕ»

для специальности 24-01-02 «Правоведение»

специализации 1-24 01 02 03

«Судебно-прокурорско-следственная деятельность»

Новополоцк, 2014
Рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры уголовного права и криминалистики, протокол № ___ от «__» ____ 2014 г.

Заведующий кафедрой ________________ Е.Н. Ярмоц



Составитель: доцент кафедры уголовного права и криминалистики, канд. юр. наук, доцент И.В. Вегера

СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

Введение

3

Цели и задачи, порядок изучения спецкурса «Искусство речи на суде»

5

Дневная форма получения образования

6

Учебно-методическая карта

6

Материалы для проведения семинарских занятий

8

Упражнения

8

Темы докладов

9

Формы промежуточного контроля

12

Примерный перечень тестовых заданий по модулю I

12

Задание для письменной самостоятельной работы по модулю II

13

План анализа судебной речи

13

Заочная форма получения образования

34

Учебно-методическая карта

34

Формы промежуточного контроля

35

Контрольная работа по модулям I-II

35

Методические рекомендации

35

Образцы контрольных заданий

36

Теоретический раздел

36

Практический раздел

37

Алгоритм составления судебной речи

42

Образцы составления обвинительной и защитительной судебной речи

43

Формы контроля по модулям III – IV

49

Информационные материалы для практической подготовки по дисциплине

70

Примерный перечень вопросов к зачету

70

Литература

71

Обвинительные и защитительные речи

Речь адвоката И.Р. Журавлева по делу М.А. Котова

Речь адвоката В.И. Поганкина в защиту В.М. Хилкова

Кони А.Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем

Киселев Я.С. Речь в защиту Бердникова

Россельс В.Л. Речь в защиту Семеновых

Громницкий М.Ф. Обвинительная речь по делу о бывшем студенте Данилове

Урусов А.И. Речь в защиту Волоховой

Дервиз О.В. Речь в защиту Васильевой

Обнинский П.Н. Обвинительная речь по делу Качки

Плевако Ф.Н. Речь в защиту Качки

Плевако Ф.Н. Речь по делу рабочих Коншинской фабрики

Спасович В.Д. Речь в защиту Дементьева


82


ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая цель вузовского учебного процесса – подготовка самостоятельно мыслящего специалиста, способного к быстрой адаптации в современном мире. Для достижения этого результата необходима собственная деятельность обучаемого, поэтому самостоятельная работа студентов на занятиях и вне их границ является неотъемлемым элементом процесса обучения.

В рамках процесса самообучения немаловажное значение имеет методический компонент, который предоставляет студенту необходимые инструменты, рекомендации, правила и алгоритмы действий для самостоятельного исследования вопросов, надлежащего выполнения письменных самостоятельных работ.

Одной из основных форм самостоятельной работы студентов является выполнение ими контрольных заданий по дисциплине «Искусство речи на суде». Поэтому важным элементом учебно-методического обеспечения учебного процесса являются методические рекомендации для самоподготовки и самоконтроля студентов по изучаемым дисциплинам. Методические указания дают студенту возможность правильно и квалифицированно подготовиться к практически занятиям по спецкурсу, сделать это наиболее эффективно, грамотно и полно.

Данные методические указания по спецкурсу «Искусство речи на суде» предназначены для студентов специальности «Правоведение», специализации «Судебно-прокурорско-следственная деятельность» дневной и заочной форм получения образования.

В методических указаниях содержится информация, касающаяся:

целей и задач, порядка изучения спецкурса «Искусство речи на суде»;

организации самостоятельной подготовки и выполнения контрольных заданий по дисциплине.

Отдельно для каждой формы получения образования в данном пособии содержатся:

учебно-методическая карта;

материалы для проведения семинарских занятий (упражнения, темы докладов, тематика деловых игр);

материалы для промежуточного контроля по каждому модулю.

Для успешного выполнения письменных самостоятельных работ студентам также предлагается:

план анализа судебной речи;

алгоритм составления судебной речи;

образцы составления обвинительной и защитительной судебной речи.

Кроме того, в методических указаниях представлен примерный перечень вопросов к зачету, информационные материалы для практической подготовки по дисциплине.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ИСКУССТВО РЕЧИ НА СУДЕ»
Подготовка к практическим занятиям является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами программного материала.

Ее задачами являются:

- научиться самостоятельно работать с учебной и научной литературой;

-приобрести навыки проводить самостоятельное исследование, отбирать и анализировать необходимый материал, излагать выбранный материал в письменной форме, делать самостоятельные теоретические выводы;

- узнать основы полемики в судебном процессе;

- узнать значение и состав языкового мастерства юриста;

- приобрести умения и навыки подготовки к участию в судебном процессе на основе состязательности и равенства сторон;

- овладеть тактикой подготовки и произнесения обвинительной и защитительной речей в суде, глубоко усвоить все составные элементы речей; овладеть мастерством публичного выступления.

- приобрести навыки использования на практике теоретических знаний и правовых норм.

Для успешного усвоения материала по дисциплине, прежде всего, следует обратиться к учебной программе, которая сориентирует студента в учебном материале и позволит действовать осознанно при его изучении.

Учебная программа содержит необходимые для качественного усвоения дисциплины сведения о цели и задачах изучения спецкурса «Искусство речи на суде», тематическом содержании курса, распределении часов лекционных и практических занятий, формах контроля знаний, информационных материалах.

После получения общего представления об учебной дисциплине необходимо ознакомиться с теоретическим материалом, представленным в учебной литературе (учебники, учебные пособия), а также с законодательством. Список рекомендуемых информационных материалов представлен как в учебной программе, так и в данных методических рекомендациях.

После всестороннего изучения теоретической части, а также соответствующего законодательства, следует провести самоконтроль, включающий выполнение контрольных заданий, предложенных в данных методических рекомендациях.
ДНЕВНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

дневная форма получения образования

Номер раздела, темы

Название темы

Количество аудиторных часов

Форма контроля знаний

Лекции

Семинарские занятия

1

2

3

4

5

I

Основы ораторского искусства

10

10




1.

Возникновение и развитие ораторского искусства

4

4

- опрос;

- дискуссия;

- презентация по теме;

- выступление с докладом;

- решение задач, тестов;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.



2.

Основы ораторского и полемического мастерства

6

6

- опрос;

- дискуссия;

- работа с законодательством;

- презентация по теме;

- выступление с докладом;

- решение задач, тестов;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.


Промежуточный контроль по модулю - тест

II

Судебная риторика

20

12




3.

Судебная речь – жанр ораторского искусства

6

4

- опрос;

- дискуссия;

- презентация по теме;

- выступление с докладом;

- решение задач, тестов;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.



4.

Подготовка судебной речи

6

4

- опрос;

- дискуссия;

- работа с законодательством;

- презентация по теме;

- выступление с докладом;

- решение задач, тестов;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.


5.

Речь прокурора в суде: ее виды, структура и содержание

4

2

- опрос;

- дискуссия;

- работа с законодательством;

- презентация по теме;

- выступление с докладом;

- решение задач, тестов;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.


6.

Речь защитника в суде

4

2

- опрос;

- дискуссия;

- работа с законодательством;

- презентация по теме;

- выступление с докладом;

- решение задач, тестов;

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.


Промежуточный контроль по модулю – письменная самостоятельная работа

Учебные модули по выбору студента

III

Язык и стиль юридических документов

-

1




7.

Язык и стиль юридических документов

-

1

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя;

- презентация по теме;

- выступление с докладом;

- деловые игры.



IV

Виды делового общения

-

1




8.

Виды делового общения

-

1

- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя;

- презентация по теме;

- выступление с докладом;

- деловые игры.




МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

В материалах для проведения семинарских занятий представлены упражнения, а также перечень тем для выступления с докладом.



Упражнения – работа с судебными речами1

  1. Прочитайте речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем, отметьте средства убедительности, целевую установку судебной речи, приемы, используемые в судебной речи, стиль и язык судебной речи.

  2. Прочитайте речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем; Ф.Н. Плевако по делу Качки, охарактеризуйте, чем достигается красноречие ораторов, степень их речевой культуры.

  3. Прочитайте речь Россельс В.Л. в защиту Семеновых, речь Киселева Л.С. в защиту Бердникова и подумайте, как проявляется умение ораторов последовательно, логично распределять материал, приведите примеры, когда нелогичность мысли ведет к неясности речи. Чем отличается узкопрофессиональная речь и что определят ее «предмет» и «материал»?

  4. Прочитайте обвинительную речь по делу о бывшем студенте Данилове Громницкого М.Ф. и проследите, какими методами и способами осуществляется доказательство тезиса, чем служит опровержение, соответствуют ли аргументы предъявляемым к ним требованиям, какие средства служат логике изложения, все ли элементы обвинительной речи использует прокурор.

  5. Прочитайте и проанализируйте речи О.В. Дервиз в защиту Васильевой и выделите логические части, наличие и последовательность целевой установки, расположение структурных частей, чередование аргументированных рассуждений, использование языковых средств. Выскажите пожелания, как усилить убедительность, логичность, экспрессивность речи.

  6. Проведите сравнительный анализ выступлений адвоката и прокурора на примере обвинительной речи по делу Качки (Обнинский П.Н.) и речи Плевако Ф.Н. в защиту Качки.

  7. Прочитайте и проанализируйте речь адвоката И.Р. Журавлевой по делу М.А. Котова, речь адвоката В.И. Поганкина в защиту В.М. Хилкова, определите цели, задачи, форму и характер аргументации в выступлениях судебных ораторов. На основании этих речей составьте выступление в кассационной инстанции и обратите внимание на мотив вынесенного решения в суде I инстанции, на их доказанность и обоснованность или наоборот, возможность представления новых материалов по делу. Проведите сравнительный анализ судебной речи в судах I и II инстанции по элементам.

  8. Прочитайте и проанализируйте речь Плевако Ф.Н. по делу рабочих Коншинской фабрики, речь Спасовича В.Д. в защиту Дементьева, определите предмет речи, используемые приемы, их последовательность, выражение тезиса и антитезиса как способа доказательства, использование логических законов, выделение сомнительных фактов, использование позволительных и непозволительных уловок, манера и культура спора.

  9. Изучите работу А.Ф. Кони «Нравственное начало в уголовном процессе», выразите мнение, какие ее положения приемлемы в наши дни, какие кажутся Вам устаревшими.

  10. Проследите, как в речах П.Н. Обнинского и Ф.Н. Плевако по делу Качки осуществляется полемика, какая речевая композиция этому способствует2.


Темы докладов

  1. Культура делового общения

  2. Становление и развитие ораторского искусства Беларуси

  3. Этика в ораторском искусстве

  4. А.Ф.Кони – судебный деятель

  5. Н.П.Карабчевский – русский судебный оратор и писатель

  6. Ф.Н.Плевако – великий русский адвокат

  7. Психологические, этические и эстетические основы судебной речи

  8. Барьеры в общении и их преодоление

  9. Культура ведения полемики

  10. Речевые формы психологического воздействия в юридической деятельности

  11. Качества профессиональной речи юриста

  12. Основные требования, предъявляемые к судебной речи

  13. Ораторские приемы в судебной речи

  14. Роль логики, ее законов в риторике. Логика в речи оратора.

  15. Образ Сократа в диалоге Платона «Федр».

  16. Из истории судебного красноречия: судопроизводство в Древней Греции.

  17. Из истории судебного красноречия: судебные ораторы Древнего Рима.

  18. Учение о периоде в античной риторике.

  19. Образ оратора. Ораторские нравы. Русские судебные ораторы второй половины XIX века.

  20. Особенности риторической аргументации. Как сделать речь убедительной.

  21. Логико-композиционное единство речи. Классические части композиции речи.

  22. Риторические тропы как экспрессивные средства публичного выступления.

  23. Риторические фигуры как экспрессивные средства публичного выступления.

  24. Техника речи.

  25. Оратор и аудитория. Секреты успешного выступления.

  26. Специфика публичной речи. Проблема сочетания в речи рационального и эмоционального. Типы ораторов.

  27. Этапы подготовки публичного выступления.

  28. Эффективность публичного выступления.

  29. Способы речевого воздействия на личность.

  30. Виды публичной речи (информационная, убеждающая, протокольно-этикетная, развлекательная речь, дебаты).

  31. Язык и право. Особенности юридической терминологии.

  32. Назначение и качества судебной речи.

  33. Особенности защитительной речи.

  34. Речь прокурора в суде.

  35. Искусство задавать вопросы. Классификация вопросов.

  36. Эристика – искусство спора.

  37. Культура ведения спора. Уловки в споре.

  38. С.П. Пороховщиков–теоретик русского судебного красноречия. Искусство спора на суде.

  39. С.П. Пороховщиков – теоретик русского судебного красноречия. Предварительная обработка речи.

  40. С.П. Пороховщиков – теоретик русского судебного красноречия. Судебное следствие.

  41. Речевые ситуации профессионального общения юристов.

  42. Структура и жанры судебной коммуникации.

  43. Модель речевой коммуникации в юридической практике.

  44. Речевые формы психологического воздействия в юридической практике.

  45. Диалогическая сущность речи следователя (адвоката).

  46. Допрос как диалог следователя с процессуальным партнером.

  47. Полемическое начало судебного допроса.

  48. Риторические аспекты интервьюирования клиента.

  49. Культура и этика судебных прений.

  50. Язык и стиль юридических документов. Стилистические модели судебных документов.

  51. Специфические черты судебной речи.

  52. Монологичность судебной речи (основные черты и особенности).

  53. Диалогичность судебной речи (основные черты и особенности).

  54. Убедительность судебной речи.

  55. Логические основы судебной речи: суть закона тождества.

  56. Логические основы судебной речи: суть закона противоречия.

  57. Логические основы судебной речи: суть закона исключенного третьего.

  58. Логические основы судебной речи: суть закона достаточного основания.

  59. Характеристика логической операции доказывания в речи судебного оратора.

  60. Характеристика логических ошибок в речи судебного оратора.

  61. Языковые средства, обеспечивающие логичность судебной речи и их характеристика.

  62. Период речи и его характеристика.

  63. Речевые средства воздействия в судебной речи и их характеристика.

  64. Причины логических ошибок в речи судебного оратора и их характеристика.

  65. Интеллектуализированные средства воздействия в речи судебного оратора.

  66. Эмоциональные средства воздействия в судебной речи.

  67. Композиция судебной речи.

  68. Логическая структура судебной речи, ее характеристика.

  69. Характеристика лингвистического аспекта композиции.

  70. Речевое клиширование в судебной речи.

  71. Техника речи судебного оратора, ее характеристика.

  72. Интонационно-выразительные средства в речи судебного оратора.

  73. Произношение – как фактор ясности, доходчивости и убедительности речи.

  74. Благозвучие – как компонент речи судебного оратора.

  75. Ударение – элемент соблюдения акцентологических норм судебной речи.

  76. Дыхание, голос судебного оратора – необходимые требования. Способы (приемы) развития и совершенствования.

  77. Тональность, тембр, диапазон голоса судебного оратора.

  78. Дикция, ее значение в судебном красноречии и способы ее совершенствования.

  79. Техника речи.

  80. Паузы в речи судебного оратора. Их виды.

  81. Разговорные конструкции: «самоперебивы».

  82. «Незавершенные» разговорные конструкции.

  83. Разговорные конструкции: использование «заполнителей».

  84. Разговорные конструкции: «вставные слова».

  85. Разговорные конструкции: «вставные конструкции».

  86. Разговорные конструкции: «наложения».

  87. Разговорные конструкции: «добавления».

  88. Разговорные конструкции: «лексическая несовместимость».

  89. Точность словоупотребления в речи судебного оратора.

  90. Речевые ошибки в связи с не точным выбором слов.

  91. Термины в речи судебного оратора.

  92. Лингвистический термин – «антитеза», его значение и использование в судебной речи.

  93. Лингвистический термин – «градация», его значение и использование в судебной речи.

  94. Лингвистический термин – «метафора», его значение и использование в судебной речи.

  95. Лингвистический термин – «паронимы», его значение и использование в судебной речи.

  96. Лингвистический термин – «семантика», его значение и использование в судебной речи.

  97. Лингвистический термин – «фразеологизмы», его значение и использование в судебной речи.

  98. Лингвистический термин – «экспрессивность», его значение и использование в судебной речи.

  99. Крылатые слова их значение и использование в судебной речи.

  100. Поговорки. Их значение и использование в судебной речи.

  101. Пословицы. Их значение и использование в судебной речи.

  102. Лингвистический термин – «антонимия», его значение и использование в судебной речи.

  103. Лингвистические термины – «тема и рема», их значение и использование в судебной речи.

  104. Лингвистический термин – «анафора», его значение и использование в судебной речи.

  105. Лингвистический термин – «контаминация», его значение и использование в судебной речи.

  106. Лингвистический термин – «артикуляция», его значение и использование в судебной речи.

  107. Лингвистический термин – «инверсия», его значение и использование в судебной речи.

  108. Лингвистический термин – «парцелляция», его значение и использование в судебной речи.

  109. Лингвистический термин «синекдоха», его значение и использование в судебной речи.

  110. Лингвистический термин «антитеза», его значение и использование в судебной речи.

  111. Пафос в речи судебного оратора.

  112. Лингвистический термин «орфоэпия», его значение и использование в судебной речи.

  113. Лингвистический термин «патетика», его значение и использование в судебной речи.

  114. Лингвистический термин «полисемия», его значение и использование в судебной речи.

  115. Лингвистический термин «плеоназм», его значение и использование в судебной речи.

  116. Лингвистический термин «тавтология», его значение и использование в судебной речи.

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
  • СОДЕРЖАНИЕ Стр.
  • Дневная форма получения образования
  • Заочная форма получения образования
  • Формы контроля по модулям III – IV
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ИСКУССТВО РЕЧИ НА СУДЕ»
  • ДНЕВНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА дневная форма получения образования
  • Номер раздела, темы Название темы Количество аудиторных часов
  • Промежуточный контроль по модулю - тест II
  • Промежуточный контроль по модулю – письменная самостоятельная работа Учебные модули по выбору студента
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  • Упражнения – работа с судебными речами 1