Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации к изучению повести Н. Волокитина «На реке да на Кети» в 6 классе. При изучении произведений в курсе «Литературы Красноярского края»




Скачать 39.01 Kb.
Дата07.07.2017
Размер39.01 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации

к изучению повести Н. Волокитина «На реке да на Кети»

в 6 классе.

При изучении произведений в курсе «Литературы Красноярского края» учитель не только знакомит школьников с произведениями известных красноярских писателей, но и помогает учащимся составить представление о жизни сибирских народов, проживающих на берегу Енисея, увидеть лучшие качества характера представителей коренных народов. Уважение к другому человеку не может не быть уважением к самому себе. Известная повесть Николая Волокитина «На реке да на Кети» позволяет учителю в полной мере решить поставленные задачи.

Биографических материалов о Николае Волокитине немного, поэтому учитель может ограничиться краткой справкой о писателе. Если у преподавателя возникнет желание познакомить учащихся более подробно с о страницами жизни Н. Волокитина, то он может обратиться к размещенным в подразделе «Биография писателя» двум его автобиографическим рассказам, в которых представлены воспоминания Н. Волокитина о его учебе в Енисейском- педагогическом институте, о лучших и известных его преподавателях: Р. Т. Гриб и А. И. Малютиной. Эти воспоминания – всего лишь часть этюдов писателя «Хоть стой, хоть падай», опубликованных в журнале «Сибирские огни» (№5, 2007 год). Но даже эти небольшие рассказы позволяют нам представить Николая Волокитина человеком, которому свойственно чувство ответственности за свои поступки, уважение к старшим, восхищение знаниями и опытом педагога. Обращение к автобиографическим материалам делают личность писателя более близкой и понятной читателям. На это нацелены вопросы, представленные в подразделе «Задания», в рубрике «Знаешь ли ты биографию автора».

Повесть Н. Волокитина – произведение большого объема и сложной проблематики. В повествование о современной жизни включены «сказы» героини о прошлом. Это затрудняет восприятие текста учащимися 6 класса. Поэтому мы предлагаем подробно остановиться на одном фрагменте (начало рыбалки), в котором «дородная и рыхлая на вид» тетя Оля раскрывается перед читателями как творческий человек, способный на поэтическое воплощение всегда присущей героини радости жизни.

Для работы над этим фрагментом предлагаем следующие задания и вопросы, с которыми ребята могут познакомиться в подразделе «Задания»:

1. Кто такие кеты? Что вы знаете о жизни и обычаях этого народа? Приготовьте презентацию.

2. Как зовут главную героиню предложенного для изучения фрагмента повести Н. Волокитина «На реке да на Кети»? Что мы узнаём о ней из данного фрагмента?

2. Какое впечатление произвела песня на рассказчика?

3. Как вы понимаете слова: «Я по осколочкам всем счастье разделю…»

4. Как эти слова характеризуют главную героиню?

5. Как рождаются песни и стихи?

6. Озаглавьте этот фрагмент повести Н. Волокитина «На реке да на Кети».

Предлагаемая презентация (или же подготовленная учеником) позволит 6-классникам представить художественное пространство рассказа, особенности жизни и быта кетов, к которым принадлежит героиня повести Н. Волокитина.

Рекомендуем учителю более подробно остановиться на самой песне, которая является ключом к характеру и жизни тети Оли. Важно обратить внимание учеников на образы песни.

Река в этой песне соединяет небо и землю, этому соединению причастен и плывущий в обласке (лодке) человек, на время оторвавшийся от земных дел и воспаривший в небо. Река Кеть оказывается рекой, соединяющей главные ценности жизни, земные и небесные. Героиня мечтает поймать хрустальную звездочку, чтобы одарить каждого человека ее светом. Сопричастность этому свету и есть, по мнению героини, счастье. На протяжении всей повести мы видим тетю Олю, одаривающей людей всем, что есть в ее доме (рыба, внимание, совет и т.д. ), как и ее саму одаривает Кеть: «Это плывешь по реченьке в одиночестве, тишь вокруг, солнышко светит, простор. Ну, и приходят на ум разны слова. Напевашь, напевашь их, глядишь, они и в ряд выстроились, и песня получилась». Задание придумать заглавие данному фрагменту позволяет проверить, как 6-классники представляют его идейные доминанты. Варианты заглавий самые разные: «На рыбалке», «Утро на рыбалке», «На Кети», «Песня получилась», «Рождение песни» и др. Важно, чтобы ребята своими заглавиями акцентировали творческую сторону личности тети Оли.

На такую интерпретацию текста нацелены и задания по работе с литературоведческими терминами. Эпитеты, метафоры и сравнения, используемые Н. Волокитиным, позволяют школьникам проявить авторскую концепцию жизни. Суть этой концепции: человек, любящий и понимающий природу, в ней черпает поэтическое вдохновение и любовь к жизни, как мерному, установленному порядку, который лишь на время может быть поколеблен неожиданными для человека бурями и ураганами, которые лишь утверждают человека в незыблемости жизненного порядка. Именно это и слышим мы в последних словах тети Оли. .

С остальными событиями, важными для характеристики героини, учитель может познакомить 6-классников сам, или же дать задания нескольким ребятам подготовить пересказы «Жизнь цыганской семьи», «Гибель тети Оли». Ученики должны понять, что некрасивая на вид, необразованная героиня наделена от природы чутким сердцем, позволяющим ей (вопреки мнению всей деревни) поверить цыгану Спартаку , его стремлению иметь свой дом. Ради этого дома, который должен стать опорой крепких семейных отношений Спартака и Рады, объединить в добрых стремлениях всю цыганскую семью, погибла тетя Оля. В последний час не о себе думала эта удивительная женщина: « Спартачочек!…У тебя же малые дети… Не обо мне, об них думай. Их ростить надо, родимый. Спартак, к берегу! Я уже стара, мне все едино! А вы-то все…»

Завершая изучение текста, можно предложить ребятам написать стихотворение о природе или мини-сочинение на одну из тем:



  1. «Рыбалка на Енисее»

  2. «Благодаря кому выстояла семья цыган?»

  3. «Кто помог моей семье»

  4. «Моя соседка (знакомая) такая же, как тётя Оля»

Стихотворения, сочиненные учащимися 6 класса МОУ « СОШ № 4» г. Лесосибирска , свидетельствуют о том, что цели, поставленные на уроке , были решены. Сочиненные ребятами в стихотворения мы предлагаем в подразделе дополнительных материалов.