Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности




страница1/7
Дата03.07.2018
Размер0.9 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИОЛОГИИ Методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 8.03010101 – Социология Издательство НУА НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИОЛОГИИ Методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 8.03010101 – Социология Харьков Издательство НУА 2015 УДК 316:165(072 075.8) ББК 60.011р30-2 П47 Утверждено на заседании кафедры социологии Народной украинской академии. Протокол № 14 от 04.05.2015 Автор-составитель Е. Ю. Усик Рецензенты: д-р филос. наук Е. В. Батаева канд. социол. наук И. С. Нечитайло Методичні рекомендації складено для студентів-соціологів з урахуванням|з врахуванням| кредитно-модульної системи навчання|вчення|. В курсі виділено логічно пов’язані між собою тематичні блоки (модулі). Видання включає програму курсу, форми контролю, критерії оцінки, методичні рекомендації з вивчення курсу, список рекомендованої літератури, плани семінарських занять, індивідуальні завдання|задавання|, теми дискусій, питання до іспиту|екзамена|, словник основних термінів. П47 Познавательные технологии в социологии : метод. рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 8.03010101 – Социология Нар. укр. акад., [каф. социологии ; авт.-сост. Е. Ю. Усик]. – Харьков : Изд-во НУА, 2015. – 60 с. Методические рекомендации составлены для студентов-социологов с учетом кредитно-модульной системы обучения. В курсе выделены логически связанные между собой тематические блоки (модули). Издание включает в себя программу курса, формы контроля, критерии оценки, методические рекомендации по изучению курса, список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий, индивидуальные задания, темы дискуссий, вопросы к экзамену, словарь основных терминов. УДК 316:165(072 075.8) ББК 60.011р30-2 © Народная украинская академия, 2015 ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации разработаны для студентов V курса обучения по специальности 8.03010101 – Социология. Познавательный процесс в социологии – чрезвычайно сложная и противоречивая научная деятельность, которая опирается на различные методологии, технологии, методики и техники исследовательской практики. Разумеется, чтобы студент смог хорошо освоиться в системе этого процесса, он должен подробно изучить его методологические и методические основы, конкретные методы, процедуры, алгоритмы, культурно-терминологические и понятийные конструкты и т.п. Данный курс разработан с целью технологического вооружения будущих социологов-исследователей, которые были бы способны в своей исследовательской деятельности применять различные познавательные технологии и строить соответствующим образом картины социального мира. Следует заметить, что исследовательские и познавательные технологии – относительно различные инструменты научного постижения реальности. В частности, в социологии о первых говорится в основном при преподавании ее эмпирической, о вторых – главным образом при изучении теоретической части. Предмет учебной дисциплины составляют имеющиеся в социологии познавательные технологии как алгоритмы исследовательских методов, процедур, сценариев, реализация которых обеспечивает осуществление процесса познания в рамках выбранной исследователем темы, стратегии, цели, предметной области. Дисциплина посвящена изучению познавательных технологий, обеспечивающих отражение и образную (понятийную) презентацию объекта познания в макросоциологии, а также технологий, которые делают возможной демаркацию и смысловое или ценностное представление этого объекта в микросоциологии. Курс содержит в себе 3 содержательных модуля, в которых последовательно раскрываются все аспекты познавательных технологий. Цель и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Познавательные технологии в социологии» является ознакомление студентов с основными познавательными технологиями, которые используются в современной социологии, их гносеологическими возможностями, алгоритмом, техникой, методической спецификой; формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в области социологии. Задачи изучения дисциплины: раскрыть содержание понятия познавательная технология и различия между познавательной методологии и познавательной технологии как инструментами познания; проанализировать применяемые в социологии познавательные технологии и осуществить их сравнение; типологизировать познавательные технологии с позиции их способности обеспечить отображение, презентацию, демаркацию, моделированин и реконструкцию объекта познания; сформировать у студентов навыки анализа социальных явлений и процессов с помощью различных познавательных технологий, предлагаемых в рамках различных теоретических моделей социологических концепций; способствовать профессиональному самоопределению студентов как будущих исследователей. Требования к знаниям и умениям Студенты должны знать: основные направления развития современной социологической теории; основные характеристики социологического знания, социальных и исследовательских практик; основные познавательные технологии, используемые в современной социологической теории; понятийно-терминологический арсенал каждой познавательной технологии; способы и методы применения познавательных технологий; способы создания социологического знания. Студенты должны уметь: применять основные понятия и категории социологических теорий при проведении социологического анализа социальных явлений и процессов; выделять особенности объяснительного потенциала и познавательные технологии различных социологических теорий; оценивать научную состоятельность (потенциал) каждой познавательной технологии; грамотно применять познавательные технологии в исследовательской практике; анализировать явления и процессы реальной социальной практики, применяя потенциал познавательных технологий социологии; адекватно использовать результаты применения познавательных технологий. Междисциплинарные связи В данном курсе прослеживаются междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как «Общая социологическая теория», «Методология и методы социологических исследований», «История социологии», «Новейшие социологические теории». Требования к результатам изучения дисциплины В результате изучения дисциплины у студента должны сформироваться такие компетенции: Рассматривать и организовывать собственную научно-социологическую, преподавательскую деятельность и социальную практику как составляющую коллективной деятельности этих направлений (КСЛ 01.4); В процессе социологических исследований, преподавательской деятельности и социальной практики учитывать изменения, происходящие в обществе, адаптируясь к ним (КСЛ 01.5); Подчинять личные научные, жизненные, политические и другие интересы общечеловеческим ценностям и интересам государства (КСЛ 02.1); Формулировать собственную социологическую позицию относительно событий и явлений общественной жизни на основе ценностного отношения к историческому прошлому и научного подхода к проблемам современного развития (КСЛ 02.2); Умение давать оценку возможностям по качественному проведению социологического исследования (КОП 01.1); Осуществлять экспертизу проведенных социологических исследований (КОП 01.2); Обеспечивать качество социологических исследований (КОП 01.3); Определять характер влияния уровня развития собственных познавательных процессов на эффективность выполнения профессиональных и социально-производственных задач различного уровня сложности (КОП 03.1); Глубоко понимать сущность и социальную значимость, основные задачи социолога в условиях современного общества (КСП 1.1); Расширять собственную систему знаний, непрерывно повышать интеллектуальный уровень и уровень профессионального мастерства на основе самообразования (КСП 1.2). Принципы организации курса и оценивания знаний студентов Данное методическое пособие адаптировано для обучения по кредитно-модульной системе. Учебным планом предусмотрено проведение лекционных (8 часов) и семинарских (10 часов) занятий, а также самостоятельная (18 часов) и индивидуальная (18 часов) работа студентов, в процессе которой студенты изучают соответствующую литературу и результаты социологических исследований, выполняют индивидуальные задания. Курс состоит из трех тематических блоков (модулей), каждый из которых предполагает освоение определенного теоретического и методического материала. По завершении изучения каждого модуля проводится промежуточный (модульный) контроль в форме тестирования и выполнения индивидуальных заданий. По окончании изучения данного курса выставляется оценка в соответствии с заработанными студентом баллами. В общую сумму баллов входят баллы по каждому модулю. При подсчете баллов преподаватель учитывает все виды аудиторной и внеаудиторной (индивидуальной и самостоятельной) работы студентов в течение семестра. По каждому виду работы определяется минимальное и максимальное количество баллов, в которых отражается объем, качество и характер выполненной студентом работы. Минимальный балл (соответствует оценке «удовлетворительно») отражает ознакомительный уровень овладения материалом. Студент должен усвоить основные понятия курса и технологии познания социальных явлений и процессов, уметь описать эти явления в контексте различных познавательных технологий. Средний балл (соответствует оценке «хорошо») засчитывается за выполнение заданий репродуктивного характера, если студент показал хорошее знание предмета, владеет понятийным аппаратом, умеет применять теоретические знания к объяснению социальных явлений и процессов в контексте различных познавательных технологий. Максимальный балл (соответствует оценке «отлично») присуждается студенту, если он излагает самостоятельные, научно обоснованные суждения; реализует творческий подход к решению поставленной задачи, основанный на глубоком овладении научных принципов изучаемого предмета; аргументирует свою точку зрения; проявляет научный и практический интерес к изучаемой дисциплине. Если студент не выполнил задание, не ответил на поставленный вопрос, плохо владеет понятийным аппаратом, не освоил материал изучаемой темы, баллы не начисляются. Пропуск семинарского занятия студент должен отработать, выполнив задания для самостоятельной работы по данной теме в письменной форме. Допуск к экзамену как форме итогового контроля по курсу осуществляется при наличии баллов за все темы семинарских занятий, индивидуальные задания и модульный контроль. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ПО КУРСУ В ходе изучения курса студенты получают баллы по следующей схеме: № пп Виды работы Максимальное количество баллов Количество данного вида работы Общее количество баллов 1 Работа на семинарском занятии, участие в дискуссии 3 5 15 2 Выполнение индивидуальных заданий 25 1 25 3 Модульный контроль (тестирование) 5 3 15 4 Письменная работа (эссе) 5 3 15 5 Итоговый контроль (экзамен) 30 1 30 Всего 100 Студенты могут выполнять по заданию преподавателя, а также по собственному выбору следующие виды работ: № пп Аудиторная работа Баллы Внеаудиторная работа Баллы Выступление на семинаре Работа в малых группах Участие в дискуссии 1–3 Составление опорных конспектов по самостоятельно изучаемой теме 1–2 Дополнения и вопросы 1–2 Поиск и аннотирование новейших научных публикаций 2 Письменная работа 5 Индивидуальное задание 15 Выполнение тестовых заданий 5 Подготовка презентаций по изучаемой теме (10 слайдов) 2 По итогам работы студента выставляется оценка в соответствии со следующей шкалой оценивания: По шкале ЕСТS Характеристика по национальной шкале Оценка по национальной шкале Баллы по шкале ХГУ «НУА» А ОТЛИЧНО – отличное освоение материала, его овладение с незначительными неточностями 5 отлично 85–100 В ОЧЕНЬ ХОРОШО – овладение материалом на уровне значительно выше среднего с отдельными ошибками 4 хорошо 75–84 C ХОРОШО – в целом курс освоен, но имеются некоторые слабые места 4 хорошо 65–74 D УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – курс освоен неплохо, но со значительным количеством недостатков 3 удовлетворительно 57–64 Е ДОСТАТОЧНО – усвоение материала соответствует минимальным требованиям 3 удовлетворительно 50–56 FХ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – знания не удовлетворяют минимальных требований, нужно поработать, прежде чем пересдать 2 неудовлетворительно 25–49 F НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – необходима серьезная дальнейшая работа, обязательно повторное прослушивание курса 2 неудовлетворительно 0–24
  1   2   3   4   5   6   7

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИОЛОГИИ
  • УДК 316:165(072+075.8) ББК 60.011р30-2
  • Цель и задачи дисциплины
  • Требования к знаниям и умениям
  • Требования к результатам изучения дисциплины
  • Принципы организации курса и оценивания знаний студентов
  • РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ПО КУРСУ
  • По шкале ЕСТS Характеристика по национальной шкале